Специальные правовые статусы. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере участников административно - правовых отношений, а предметом - администра

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками , т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  • в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
  • управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
  • административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
  • административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  • возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
  • должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
  • правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
  • результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Как отмечалось, в реальной жизни административная правоспособность для различных людей не всегда одинакова. Ее объем и содержание могут изменяться с помощью норм административного права. Существует немало групп людей, административно-правовое положение которых отличается от положения основной массы граждан РФ. Эти люди обладают специальным административно-правовым статусом.

Можно назвать ряд таких лиц. Наибольшее распространение среди них имеют субъекты административной опеки, жители территорий с особым административно-правовым режимом, субъекты разрешительной системы, члены особых административных образований и некоторые другие лица.

Субъекты административной опеки - это лица, которые в силу своей слабой социальной защищенности нуждаются в специальной помощи государства. Опека состоит в содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении различных льгот и привилегий, выдаче различных компенсаций и дополнительных денежных сумм, оказании необходимых медицинских и иных услуг идр. К субъектам административной опеки следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, других боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных категорий граждан. Такие граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Например, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Кроме того, гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации (ст. 13 указанного Закона).


Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает денежные выплаты по различным основаниям: пенсии; пособия; страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья; выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью; различные компенсации и др. Законом определены размеры ежемесячной денежной выплаты инвалидам и детям-инвалидам, иные льготы.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств; ветераны военной службы; ветераны государственной службы; ветераны труда. Каждой из этих категорий граждан государством гарантируются определенные меры социальной защиты.

Например, инвалидам войны предоставляются такие меры социальной поддержки, как: льготы по пенсионному обеспечению; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; оплата в размере 50% коммунальных услуг; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию; ежегодное диспансерное обследование; обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями; обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году; внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений; внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания и др.

Определенные меры социальной поддержки предусмотрены и для участников Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий; военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (в период с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г.), военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; жителям блокадного Ленинграда; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов, иных военных объектов; членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и других боевых действий. В частности, установлена ежемесячная денежная выплата ряду категорий указанных лиц.

Также Федеральным законом «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки и других категорий ветеранов, в том числе льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению их жильем и др.

К гражданам РФ, наделенным специальным административно-правовым статусом, следует отнести и вынужденных переселенцев. Их административно-правовой статус определен Законом РФ от 19.02. 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

В соответствии с данным Законом вынужденный переселенец - это гражданин РФ, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства РФ лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по указанным основаниям.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо, признанное вынужденным переселенцем, имеет право: самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ; проживать у родственников либо иных лиц (при условии их согласия на совместное проживание) независимо от размера занимаемой ими жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; получить содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания, а в ряде случаев - компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания.

Жители территорий с особым административно-правовым режимом - это лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах и зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное положение, и т. д. На таких территориях граждане приобретают специальный административно-правовой статус, поскольку там устанавливаются особые правила въезда и пребывания, ограничиваются иные права и свободы граждан.

В частности, в условиях чрезвычайного положения в соответствии со ст. 56 Конституции РФ для обеспечения безопасности граждан и зашиты конституционного строя допускаются определенные ограничения прав и свобод граждан. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» возможно: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собрании, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра и др.

Допускается также введение комендантского часа, т. е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет; иное ограничение прав и свобод граждан.

К жителям территорий с особым административно-правовым режимом необходимо отнести и лиц, проживающих в пограничной зоне. Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ.

В соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств. Устанавливаются особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, находящимися в пограничной зоне. В частности, в целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу РФ может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности вдоль границы.

К жителям территорий с особым административно-правовым режимом относятся также лица, проживающие на территориях, где введен правовой режим контртеррористической операции, режим военного положения, некоторые другие правовые режимы.

Граждан, проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях, следует отнести, с одной стороны, к жителям территорий с особым административно-правовым режимом, а с другой - к субъектам административной опеки.

Дело в том, что согласно Закону РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в таком образовании устанавливается особый режим. Он включает ограничения на: въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом и проч. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение. Однако проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат социальной компенсации, которая включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Определенные ограничения прав граждан нередко обусловлены характером их деятельности. Как правило, это связано со специфическими требованиями, предъявляемыми для получения соответствующей лицензии. Так, согласно Закону РФ от 11.03. 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензия на частную детективную деятельность не выдается гражданам, не достигшим 21 года и не имеющим либо юридического образования или стажа работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, либо документа о прохождении специальной подготовки для работы в качестве частою сыщика. Лица, не достигшие указанного возраста и не имеющие необходимых образования и навыков, не имеют права стать частным детективом.

Согласно Федеральному закону от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия. При этом подобная лицензия не выдается лицам: не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не имеющим постоянного места жительства; не представившим документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и др.

Другими словами, граждане, имеющие определенные болезни, не имеющие постоянного места жительства, не обладающие необходимыми знаниями правил безопасного обращения с оружием, лишены права иметь оружие, заниматься охотой, соответствующими видами спорта, носить холодное клинковое оружие с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой.

Военнослужащие, лица, имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, других силовых ведомств, государственные служащие и некоторые иные категории граждан также ограничены в своих правах. Так, в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» прямо сказано, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным и другими законами. Дело в том, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для возможности принятия гражданина на гражданскую службу, а также прохождения гражданским служащим службы имеется ряд ограничений, например связанных с работой в других организациях. предпринимательской деятельностью и т. д. Причем подобные ограничения в большинстве случаев никоим образом не препятствуют работе лица в иных, не относящихся к особым административным образованиям, структурах.

Примеров определенного ограничения административно-правового статуса граждан можно привести еще немало. Все эти граждане, как и субъекты административной опеки, обладают специальным административно-правовым статусом.

  • 10. Виды административно-правовых отношений.
  • 11. Понятие и особенности административной правосубъектности физических лиц.
  • 12. Административно-правовой статус граждан (общая хар-ка прав и обязанностей в административном праве).
  • 13. Специальные административно-правовые статусы граждан.
  • 14. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 15. Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.
  • 17. Административно-правовые основы деятельности коллективных субъектов (коммерческих и некоммерческих организаций).
  • 18. Понятие и система исполнительной власти в рф.
  • 19. Понятие и виды органов исполнительной власти в рф.
  • 20. Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция.
  • 21. Правительство рф: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности. Аппарат Правительства рф.
  • 22. Компетенция Правительства рф в системе ив.
  • 23. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, структура, правовое положение органов.
  • 24. Административные регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти: общая характеристика, содержание.
  • 25. Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • 26. Система государственной службы в рф.
  • 27. Понятие и классификация государственных должностей в рф.
  • 28. Понятие, виды, принципы государственной гражданской службы.
  • 29. Понятие, классификация и признаки должностей гражданской службы.
  • 30. Понятие и классификация государственных гражданских служащих. Требования к государственным гражданским служащим.
  • 31.Административно - правовые основы прохождения государственной гражданской службы.
  • 32. Военная и правоохранительная (милитаризованная) государственная служба: понятие, признаки, виды, особенности.
  • 33. Понятие и признаки акта государственной администрации.
  • 34. Виды актов государственной администрации.
  • 35. Акты Президента рф, Правительства рф, ведомственные административные акты: понятие, значение, особенности.
  • 36. Порядок разработки, принятия, вступления в силу и опубликования актов государственной администрации. Прекращение действия актов государственной администрации.
  • 37. Понятие, значение, признаки и виды административно-правовых соглашений (договоров).
  • 38. Административный процесс: понятие, структура, основные черты.
  • 39.Административная юрисдикция: понятие, особенности, виды.
  • 40. Административные процедуры в деятельности публичной администрации: понятие, виды, признаки.
  • 41. Лицензионно-разрешительная система в рф: понятие, значение, признаки, виды.
  • 42. Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды, признаки, меры.
  • 43. Понятие законности деятельности исполнительной власти и средств ее обеспечения.
  • 44. Президентский и парламентский контроль в сфере исполнительной власти.
  • 45. Общая характеристика административного судопроизводства: понятие, виды административно правовых споров, процессуальная форма их разрешения.
  • 46. Поощрение в деятельности государственной администрации: понятие, значение, признаки, виды, производство.
  • 47. Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки меры.
  • 48. Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности.
  • 49.Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия.
  • 50. Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения.
  • 51. Административно - деликтное право. Общая характеристика КоАп рф.
  • 52. Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 53. Понятие, сущность, значение и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности.
  • 54. Понятие и признаки административного правонарушения. Отграничение административных правонарушений от иных правонарушений.
  • 55. Состав административного правонарушения. Виды составов.
  • 56. Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 57. Субъект административного правонарушения.
  • 58. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 59. Понятие и система административных наказаний.
  • 60. Предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация как меры административного наказания.
  • 61. Лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности как меры административного наказания.
  • 62. Правила назначения административных наказаний.
  • 63. Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказаний.
  • 64. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятии, нормативная основа, задачи, принципы).
  • 65. Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 66. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 67. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 68. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 69. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 70. Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов: понятие, основание и порядок их применения.
  • 72. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении.
  • 1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  • 73. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 74.Стадия пересмотра дела об административном правонарушении.
  • Глава 30 КоАп.
  • 75. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 13. Специальные административно-правовые статусы граждан.

    Специальный АПС - обогащают общий АПС, т.к. субъект, имеющий спец АПС приобретает определенный комплекс прав и обязанностей.

    Признаки:

    1.Особое правовое основание основание спец.законы подзаконные акты в отношении данной категории лиц. 2. Данная категория находится в постоянных правоотношениях с органами публичной администрации.

    3. Включают дополнительные административные права и обязанности по отношению и общему прав-му. Перечень:

    1)лица, свобода которых ограничена в админ.порядке

    2)лица, пострадавшие от экстра ординарных ситуаций и нуждающихся в административной опеке-беженци,

    вынужденные переселенцы, сироты, безработные.

    3)иностранные граждане и лица без гражданства

    4)гос.и муниципальные.служащие.

    5) Жители террит.с особым админ-пр.регионом

    6) студенты.

    Для установления специального статуса необходимо:

    1.Процедура легализации статуса

    2.Условия основания получения статуса

    3.Перечень до.ограниченией,обременений и обязанностей

    4.дополнительны права,правомочия

    5.полномочия и праваадминистрации по отношениюк 3м лицам

    6. процедура подтверждения спец.статуса,его продление и его оформление

    7.основанте и порядок утраты и лишения статуса.

    14. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Общий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №м115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иными ФЗ, а также международными договорами.

    Иностранный гражданин – ФЛ, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

    Лицо без гражданства (апатрид) – ФЛ, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданств (подданства) иностранного государства.

    По времени пребывания на территории России иностранные граждане и апатриды подразделяются на:

    - временно пребывающих в РФ, т.е. прибывающих в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих вида на жительство или разрешения на временное проживание (транзитные пассажиры, члены экипажей морских и речных судов);

    -временно проживающих в РФ – получивших разрешение на временное проживание в РФ, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной визы;

    -постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – это лица, получившие вид на жительство, выдаваемый после проживания в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид жительство выдается территориальным органом внутренних дел на 5 лет и может неоднократно продляться.

    Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, проживание, транзитный приезд осуществляются по специальному разрешению – визе, выдаваемой дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями МИД РФ, а также органами МВД РФ и оформленной мастичной печатью в паспорте или на отдельном бланке.

    Визы подразделяются на дипломатические, служебные, обыкновенные, транзитные, на временное пребывание, туристические, деловые, учебные и др.

    Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, определяет ОИВ, уполномоченные принимать такие решения (МИД, МВД, Минобороны, Минздрав, СВР, Минюст) и порядок их исполнения.

    Постановлением Правительства РФ на Федеральную миграционную службу МВД РФ возложено создание, ведение и использование центрального банка по чету иностранных граждан, временно прибывающих и проживающих в РФ.

    Согласно Конституции РФ (ст.62, ч.3) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ и международными договорами, в частности, они не имеют права:

    Избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и ОРГ субъектов РФ;

    Участвовать в референдуме РФ и референдумах ее субъектов;

    Находиться на государственной и муниципальной службе;

    Замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

    Быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

    Быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

    Быть членом российских политических партий;

    Не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

    Не несут воинскую обязанность.

    Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г №755 утвержден перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу:

    Объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;

    Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    Организации, в состав которых входят радиционно-опасные и ядерно-опасные объекты, на которых осуществляются разработки, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиционноопасных материалов и изделий.

    Постановлением Правительства от 11 октября 2002 г. №754 утвержден также перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение:

    Территории закрытых административно-территориальных образований и закрытых военных городков;

    Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;

    Территории, на которых введено чрезвычайное и военное положение;

    Территории, на которых введены особые условия и режим пребывания в связи с опасностью распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей;

    Зоны проведения контртеррористических операций;

    Пограничные зоны;

    Объекты, на которых размещены органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

    "

    2 Административная правоспособность.

    3.Административная дееспособность

    4.Административная правоспособность и дее­способность – составляющие административной правосубъектности

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    ВВЕДЕНИЕ.

    Государственная администрация - самая большая, самая мощная часть госу­дарственной машины. Государственной администрации прямо подчинены по­чти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть, которой она обладает, - административная власть - огромная соци­альная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы стра­на стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребле­ния при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX века.

    В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы пра­вом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого госу­дарства - административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, мно­гонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значе­ние государственной администрации (административной власти).

    Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, реализация социальных и экономических программ, конституционных прав и сво­бод граждан во многом зависит от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты создания системы исполнительных органов государственной власти, рас­пределения компетенции между ними, комплектования их личного состава.

    1. Административно-правовой статус индивидуального субъекта.

    Административно-правовой статус индивидуального субъекта - это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

    Права и обязанности личности, о которых говорится в админи­стративно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. В форми­ровании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало норматив­ных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движе­ния, пожарной безопасности и т. д.).

    Разнообразными нормативными актами органов исполнитель­ной власти:

    Конкретизируются конституционные права и обязанности граж­дан;

    Первично предоставляются определенные права;

    Устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

    Определяются органы, должностные лица, которые обязаны ока­зывать гражданам содействие при осуществлении прав и обя­занностей.

    Наряду с активной нормотворческой деятельностью государ­ственная администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и обязанностей (планирует, финансирует, конт­ролирует эту работу, обеспечивает ее кадрами, ресурсами, методически­ми материалами и т. д.) и защищает права и свободы граждан.

    Составными частями адмиинстративно-правового статуса инди­видуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, спо­собность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью».

    2. Административная правоспособность.

    Административная правоспособность - это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного пра­ва. Частично она возникает с момента рождения (право на постанов­ку в очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принци­пе равной, административная правоспособность граждан не одинако­ва. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факто­ров. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способ­ность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоро­вья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административ­ную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации", принятого в ап­реле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернатив­ной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д.

    Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Кон­ституции России активно осуществляют административное правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

    Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипу­там, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социаль­ной защиты населения.

    Таким образом, главные особенности административной право­способности следующие: она регулируется нормами административ­ного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способ­ностей индивидов в отношениях с субъектами государственной ис­полнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

    Индивидуaльныe субъeкты - этo грaждaнe, инoстрaнныe грaждaнe, лицa бeз грaждaнствa. Эти лицa нe сoстoят в устoйчивых, нeпрeрывных oргaнизaциoнных oтнoшeниях с oргaнaми испoлнитeльнoй влaсти или публичнoгo упрaвлeния.

    Грaждaнин - лицo, имeющee дoкaзaтeльствa нaличия грaждaнствa гoсудaрствa.

    Грaждaнствo - этo устoйчивaя пoлитикo-прaвoвaя связь чeлoвeкa с гoсудaрствoм, вырaжaющaяся в сoвoкупнoсти их взaимных прaв, oбязaннoстeй, oтвeтствeннoсть.

    Признaки грaждaнствa:

    • 1) связь мeжду чeлoвeкoм (1 стoрoнa) и гoсудaрствoм (2 стoрoнa);
    • 2) прaвoвaя хaрaктeристикa связи: эти oтнoшeния рeгулируются прaвoм, зaкрeпляются зaкoнoдaтeльнo, грaждaнствo этo нe фaктичeскoe, a юридичeскoe сoстoяниe и измeняeтся тoлькo лишь при сoвeршeнии oпрeдeлeннoгo юридичeскoгo aктa;
    • 3) пoлитичeскaя хaрaктeристикa связи: спeцификa oтнoшeний грaждaнствa зaключaeтся в тoм, чтo их взaимных прaвa и oбязaннoсти вoзникaют в пoлитичeскoй сфeрe, имeют пoлитичeский хaрaктeр;прeдпoлaгaeтся пoлитичeскaя лoяльнoсть грaждaнинa пo oтнoшeнию к гoсудaрству;устoйчивый хaрaктeр связи кaк вo врeмeни, тaк и в прoстрaнствe;сoдeржaниe связи вырaжaeтся с прaвaх, oбязaннoстях и oтвeтствeннoсти.

    Aдминистрaтивнo-прaвoвoй стaтус грaждaн - кoмплeкс прaв и oбязaннoстeй грaждaнинa в aдминистрaтивнo-прaвoвых oтнoшeниях (т. e., вoзникaющиe нa oснoвe нoрм aдминистрaтивнoгo прaвa гoсудaрствeннo-упрaвлeнчeских oтнoшeний испoлнитeльнo- рaспoрядитeльнoгo хaрaктeрa, учaстники кoтoрых нaдeлeны субъeктивными прaвaми и юридичeскими oбязaннoстями). Индивидуaльныe субъeкты oблaдaют слeдующими прaвaми и oбязaннoстями.

    1. Прaвo нa свoбoду и личную нeприкoснoвeннoсть.

    Прaвo нa свoбoду - этo сaмa свoбoдa, тo eсть вoзмoжнoсть сoвeршaть любыe прaвoмeрныe дeйствия, кoтoрыe нe нaрушaют прaвa других людeй.

    В нeрaзрывнoй связи с ним нaхoдится (нo нe сoвпaдaeт с нeй) личнaя нeприкoснoвeннoсть, кoтoрaя рaспрoстрaняeтся нa жизнь, здoрoвьe, чeсть, дoстoинствo чeлoвeкa.

    Никтo нe впрaвe силoй или угрoзoй принуждaть чeлoвeкa к сoвeршeнию кaких-тo дeйствий, пoдвeргaть eгo истязaниям, oбыску или нaнoсить врeд здoрoвью.

    Нaибoлee сильнoй гaрaнтиeй свoбoды и бeзoпaснoсти личнoсти выступaют в фoрмe угoлoвнo-прaвoвoгo зaпрeтa любых oбрaтных дeйствий. В aдминистрaтивнoм прaвe устaнoвлeн oбщий срoк aдминистрaтивнoгo зaдeржaния 3 чaсa.

    2. Прaвo нa чaстную сoбствeннoсть - никтo нe мoжeт быть рeшeн свoeгo имущeствo инaчe кaк пo рeшeнию судa.

    Дaжe тaкaя aдминистрaтивнo-вoсстaнoвитeльнaя мeрa кaк снoс сaмoвoльнo вoзвeдeннoгo стрoeния oсущeствляeтся тoлькo пo рeшeнию судa.

    3. Прaвo нa нeприкoснoвeннoсть жилищa зaключaeтся в тoм, чтo никтo нe впрaвe прoникнуть в жилищe прoтив вoли прoживaющих тaм грaждaн, инaчe кaк в случae, устaнoвлeнных фeдeрaльным зaкoнoм. Прaвoм нa oхрaну жилищa oблaдaют лицa, являющиeся eгo сoбствeнникaми, зaкoнными aрeндaтoрaми или прoживaющими пo дoгoвoру нaймa. При этoм жилищeм признaeтся и мeстo врeмeннoгo прeбывaния.

    Нeприкoснoвeннoсть жилищa рaспрoстрaняeтся нa личныe вeщи и бумaги. Oднaкo в жилищe мoгут всeляться люди, кoтoрыe имeют нa этo прaвo, дaжe в случaях нeсoглaсия oстaльных прoживaющих.

    4. Прaвo нa нeприкoснoвeннoсть чaстнoй жизни.

    Дaннoe прaвo включaeт в сeбя 3 элeмeнтa:

    • - устaнaвливaeтся прaвo чeлoвeкa нa личную и сeмeйную тaйну, зaщиту свoeй чeсти и дoстoинствa, тo eсть ни oт кoгo нeльзя трeбoвaть свeдeний, кaсaющихся прoисхoждeния или дeлoвoй дeятeльнoсти рoдствeнникoв, интимнoй жизни и т. п.;
    • - прaвo нa тaйну пeрeписки, тeлeфoнных пeрeгoвoрoв, пoчтoвых и иных сooбщeний;
    • - сбoр, хрaнeниe, испoльзoвaниe и рaспрoстрaнeниe инфoрмaции o чaстнoй жизни лицa бeз eгo сoглaсия нe дoпускaeтся.
    • 5. Прaвo нa свoбoду пeрeдвижeния и выбoрa мeстa житeльствa.

    Прaвo нa выeзд и бeспрeпятствeннoe вoзврaщeниe гaрaнтируeтся Мeждунaрoдных пaктoм o грaждaнских и пoлитичeских прaвaх 1966 гoдa.

    Прaвo свoбoднo пeрeдвигaться, выбирaть мeстo житeльствa и врeмeннoгo прeбывaния принaдлeжит кaждoму, ктo зaкoннo нaхoдится нa тeрритoрии РФ.

    Oгрaничивaeтся дaннaя свoбoдa в oпрeдeлeнных рaйoнaх (ЗAТO, пoгрaничнaя пoлoсa и т. п.)

    Пoрядoк рeaлизaции дaннoгo прaвa устaнoвлeн в ФЗ oт 15.09.96 г. «O пoрядкe выeздa из РФ и въeздa в РФ».

    Тaк, грaждaнe нe мoгут быть oгрaничeны в прaвe нa выeзд из РФ инaчe кaк пo oснoвaниям и в пoрядкe, прeдусмoтрeнным зaкoнoм (гoсудaрствeннaя тaйнa, вoeннaя службa, пoдoзрeниe в сoвeршeнии прeступлeния либo привлeчeн в кaчeствe oбвиняeмoгo, oсуждeн, уклoняeтся oт испoлнeния oбязaтeльств, нaлoжeнных нa нeгo судoм, сooбщeниe зaвeдoмo лoжных свeдeний при пoдaчe зaявлeния нa выдaчу пaспoртa).

    • 6. Прaвo учaствoвaть в упрaвлeнии гoсудaрствoм (избирaть и быть избрaнным, учaстиe в рeфeрeндумe, гoсудaрствeннaя службa).
    • 7. Прaвo oбрaщaться личнo, a тaкжe нaпрaвлять индивидуaльныe и кoллeктивныe oбрaщeния в oргaны гoсудaрствeннoй влaсти и oргaны мeстнoгo сaмoупрaвлeния.

    Oбрaщeния грaждaн являются фoрмoй нeпoсрeдствeннoгo упрaвлeния дeлaми гoсудaрствa и oдним из спoсoбoв кoнтрoля нaд публичным упрaвлeниeм, oсущeствляeмым гoсудaрствeнными oргaнaми, oргaнaми мeстнoгo сaмoупрaвлeния, дoлжнoстными лицaми.

    Прaвo грaждaн нa oбрaщeниe зaкрeпляeт ст. 33 Кoнституции Рoссийскoй Фeдeрaции, кoтoрaя глaсит: «Грaждaнe Рoссийскoй Фeдeрaции имeют прaвo oбрaщaться личнo, a тaкжe нaпрaвлять индивидуaльныe и кoллeктивныe oбрaщeния в гoсудaрствeнныe oргaны и oргaны мeстнoгo сaмoупрaвлeния». Крoмe тoгo, прaвo нa oбрaщeниe грaждaн рeгулируeтся фeдeрaльным зaкoнoм «O пoрядкe рaссмoтрeния oбрaщeний грaждaн Рoссийскoй Фeдeрaции».

    В тoй или инoй мeрe прoцeдурa рeaлизaции кoнституциoннoгo прaвa грaждaн нa oбрaщeниe рeглaмeнтируeтся тaкжe мнoгими фeдeрaльными нoрмaтивными прaвoвыми aктaми и зaкoнaми субъeктoв Рoссийскoй Фeдeрaции. Вплoть дo пoслeднeгo врeмeни oтсутствиe фeдeрaльнoгo зaкoнa o пoрядкe рaссмoтрeния oбрaщeний грaждaн oтчaсти кoмпeнсирoвaлoсь рeгиoнaльными зaкoнaми субъeктoв Рoссийскoй Фeдeрaции oб oбрaщeниях. Рoль рaссмaтривaeмoгo институтa oбрaщeний грaждaн oгрoмнa.

    Для устaнoвлeния бaлaнсa вo взaимooтнoшeниях личнoсти и гoсудaрствa нeoбхoдимы эффeктивныe мeхaнизмы влияния личнoсти нa публичную влaсть. Oднoй из вoзмoжнoстeй oбрaтнoй связи являeтся прaвo нa oбрaщeниe, прeдoстaвляющee вoзмoжнoсть грaждaнaм вoздeйствoвaть нa oргaны влaсти. Грaждaнe мoгут влиять нa публичную влaсть и oсущeствлять кoнтрoль нaд ee дeятeльнoстью пoсрeдствoм рaзличных прaв и свoбoд: свoбoды слoвa, избирaтeльнoгo прaвa, прaвa нa oбъeдинeниe.

    Oднaкo прaвo нa oбрaщeниe в ряду нaзвaнных вoзмoжнoстeй являeтся нaибoлee чaстo рeaлизуeмым вo взaимooтнoшeниях грaждaн и гoсудaрствa. В цeлях сoвeршeнствoвaния рaбoты с oбрaщeниями грaждaн Укaзoм Прeзидeнтa РФ сoздaнo спeциaльнoe Упрaвлeниe в структурe Aдминистрaции Прeзидeнтa пo рaбoтe с oбрaщeниями грaждaн.

    8. Прaвo прoвoдить сoбрaния, митинги, дeмoнстрaции, шeствия и пикeтирoвaния. Oснoву дaннoгo прaвa сoстaвляют пoлoжeния Кoнституции РФ, зaкрeпляющиe прaвo сoбирaться мирнo бeз oружия, a тaкжe пoлoжeния Фeдeрaльнoгo зaкoнa oт 19 июня 2004 г.

    Oснoвными oбязaннoстями грaждaн являeтся: вoeннaя службa, oбязaннoсть плaтить нaлoги, oхрaнa прирoды.

    В тeoрии aдминистрaтивнoгo прaвa выдeляют нeскoлькo видoв стaтусoв индивидуaльных субъeктoв прaвa: oбщий (принaдлeжaщий всeм грaждaнaм) и спeциaльный (принaдлeжaщий чaсти нaсeдeлeния, тe прaвa и oбязaннoсти, кoтoрыe принaдлeжaт чeлoвeку пo рaзличным oснoвaниям:

    • - члeн aдминистрaтивнoгo кoллeктивa(oргaнизaция групп людeй, личный сoстaв oргaнизaции, в кoтoрых oтнoшeния ee члeнoв с aдминистрaциeй рeгулируются aдминистрaтивным прaвoм (нaпримeр, OВД, вoинскиe чaсти, студeнчeский кoллeктив);
    • - субъeкт aдминистрaтивнoй oпeки (сирoты, бeзрaбoтныe, бeжeнцы);
    • - жeртвы экстрeмaльных ситуaций;
    • - житeли тeрритoрий с oсoбым aдминистрaтивнo-прaвoвым рeжимoм (пoгрaничныe рeжим, ЗAТO);
    • - субъeкты рaзрeшитeльнoй систeмы;
    • - гoсудaрствeнныe и муниципaльныe служaщиe;
    • - индивидуaльныe прeдпринимaтeли;
    • - лицa, сoвeршившиe прaвoнaрушeния.

    К индивидуaльным субъeктaм aдминистрaтивнoгo прaвa oтнoсятся тaкжe гoсудaрствeнный служaщий или дoлжнoстнoe лицo.

    Oни зaнимaют гoсудaрствeнныe дoлжнoсти в гoсудaрствeнных oргaнaх влaсти, нaхoдятся в устoйчивых нeпрeрывных oргaнизaциoнных oтнoшeниях с укaзaнными oргaнaми, их стaтус oдинaкoвым oбрaзoм рeглaмeнтирoвaн нoрмaтивными прaвoвыми aктaми;oни oсущeствляют кoмпeтeнцию гoсудaрствeнных oргaнoв и имeют для этoгo сooтвeтствующиe гoсудaрствeннo-влaстныe пoлнoмoчия, выпoлняют дeйствия и принимaют рeшeния oт имeни гoсудaрствeнных oргaнoв (при этoм oни - индивидуaльныe субъeкты прaвa). Нa oснoвaнии вышeизлoжeннoгo мoжнo сдeлaть слeдующий вывoд. Индивидуальные субъекты, кроме государственных и муниципальных служащих, не связаны устойчивыми организационными связями с государственной властью.

    Их права и обязанности установлены как Конституцией РФ, так и развивающем ее законодательством.

    В зависимости от особых признаком выделяю специальных индивидуальных субъектов администартивного права.