Ежемесячные до 1 5 лет. Расчет декретных выплат. Повышающие районные коэффициенты к пособиям

Какой размер минимального пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году? Какому полагается минимальное пособие? Как оно рассчитывается? Увеличился ли его размер с февраля 2018 года? Потребуется ли повышать пособия с 1 июля 2018 года? Требуется рассчитывать этого пособие из нового МРОТ или достаточно просто проиндексировать прежние размеры? Какие документы требуются для его назначения через работодателя? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье. Если появятся дополнительные – спрашивайте на .

Кому полагается пособие по уходу в 2018 году

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году работодатели обязаны назначить и выплатить работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В этот период он имеет право на следующие социальные гарантии:

  • пособие по уходу за ребенком за счет средств ФСС России до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ч. 1 ст. 14 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ);
  • компенсационная выплата за счет средств организации до достижения ребенком возраста трех лет.

Документы для назначения пособия в 2018 году

Пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет выплачивается на основании заявления работницы (ч.6 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Заявление обобщается с другими подтверждающими документами, в частности, необходимы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка с места работы отца ребенка о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие.

Вот образец заявления для назначения пособия по уходу за ребенком в 2018 году. Его вы можете скачать и доработать «под себя». В данном примере заявления женщина просит назначить ей ежемесячного пособие по уходу за ребенком одновременно с отпуском по уходу за ребенком.

Как рассчитывают пособие

В 2018 году размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на месяц составляет 40 процентов среднемесячного заработка сотрудника. То есть считать его нужно по формуле:

Если средний заработок сотрудника в расчете на каждый полный месяц расчетного периода меньше МРОТ (ч.1.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ), то пособие по уходу за ребенком рассчитывается исходя из МРОТ:

При этом размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году не может быть меньше минимального установленного значения (ст.11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). О нем и пойдет речь далее – меньше какой суммы выплачивать в качестве пособия нельзя.

Минимальные размеры пособий в 2017 году

Для начала таблице приведем минимальные размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, применяемые в 2017 году. Они нам понадобяться, чтобы рассчитать «минималку» на 2018 год:

Минимальный размер пособия с 1 января 2018 года

МРОТ с 1 января 2018 года составляет 9489 рублей. См. « ». Поэтому минимальный размер пособия с 1 января составляет 3795,60 р. (9489 р. x 40 %). Менее этой суммы в качестве пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивать нельзя. Однако, напомним, что размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет определяют на дату начала отпуска по уходу за ребенком. Соответственно, если отпуск по уходу начался в 2017 году, то минимальное пособие может быть в размере 3120 р. на одного ребенка. Пересматривать эту сумму и что-то доплачивать работнику не нужно.

Если же отпуск по уходу за ребенком начинается 1 января 2018 года и позднее, то платить на одного ребенка менее 3795,60 р. нельзя. «Минималка» по уходу за вторым и последующими детьми с 1 января 2018 года не изменилась. Она, по-прежнему, составляет 6131,37 р. рублей и после 1 января 2018 года.

С 1 января 2018 года размер минимального пособия на одного ребенка увеличился на 675,60 р. = (3795,60 р.- 3120 р.)

Индексация пособий с 1 февраля 2018 года: на что это влияет

Существует такое понятие как «минимальный базовый размер пособия по уходу за детьми». Это фиксированное значение, которое законодатели определили довольно давно – в 1995 году (часть 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ). Так вот, этот минимальный базовый размер пособия для всех получателей составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 руб. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 руб. в месяц.

Эти значения индексируют каждый год на установленный коэффициент. После умножения «минималок» на все коэффициенты с 1 февраля 2017 году действовали такие размеры пособий:

  • пособие на первого ребенка – 3065,69 р. (2902,62 р. x 1,054)
  • пособие на второго и последующих детей – 6131,37 р. (5817,24 руб. x 1,054)

С 1 июля 2017 года минимальное пособие по уходу за первым ребенком составило увеличилось до 3120 р., поскольку его начали платить исходя из нового МРОТ, а именно: 7800 р. x 40 % = 3120 р. Продолжать платить 3065,69 с 1 июля 2017 года было уже нельзя.

С 1 февраля 2018 года коэффициент индексации пособий утвержден в размере 1,025 (постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году”).

  • пособие на первого ребенка – 3142, 33 р. (3065,69 р. x 1,032)
  • пособие на второго и последующих детей – 6284,65 р. (6131,37 р. x 1,025).

Получается, что после индексации с 1 февраля 2018 года размер пособия на первого ребенка оказался меньше размера, рассчитанного из МРОТ на 1 января 2018 года: 3795,60 р. >3142, 33 р.

При этом размер пособия не может быть меньше размера, рассчитанного из МРОТ. Поэтому даже после 1 февраля 2018 года минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком остается на уровне 3795,60 р. Однако минимальный размер пособия на второго и последующих детей с 1 февраля 2018 года увеличивается – до 6284,65 р.

Таблица с итоговыми значениями

Итак, вот таблица с итоговыми минимальными размера размерами пособий по уходу за детьми на 2018 года. Она касается тех, кому пособие назначено с 1 января 2018 года и позднее:

В районах и местностях, в которых применяют районные коэффициенты к заработной плате, минимальные размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В 2018 году размеры пособий еще изменятся

С 2018 года начнется поэтапное повышение МРОТ до прожиточного минимума. Планируется произвести повышение в два этапа:

  • с 1 января 2018 года;
  • с 1 мая 2018 года;
  • с 1 января 2019 года.

Таким образом, следующее повышение МРОТ мы увидим только с 1 мая 2018 года. Соответственно, и новую «минималку» мы сможем определить только с этой даты.

Что же касается индексации «минимальных базовых размеров пособия по уходу за детьми» на «правильственный» коэффициент, то с 2018 году и в последующие годы детские пособия нужно индексировать ежегодно с 1 февраля. Индексация касается следующих выплачиваемых работодателем пособий:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Постоянные правила индексации введены Федеральным законом от 19.12.2016 № 444-ФЗ. Таким образом, новый коэффициент появится только к февралю 2019 года. До этого момента пересматривать размеры пособий не потребуется.

При определении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет учитывается величина среднемесячного дохода сотрудницы за два последних года. При этом законодателями установлен минимальный размер пособия, ниже которого лицу, осуществляющему уход за ребенком, не заплатят. Его размер ежегодно пересматривается и индексируется с учетом текущей экономической ситуации. Минимальный размер пособий в 2018 году: 3163,79 рублей – на первого ребенка и 6327,57 рублей – на второго.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет платится матери (или иному лицу) на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Этот отпуск начинается сразу после окончания декретного отпуска.

Многие граждане путают между собой и отпуск по уходу за ребенком. Декретный отпуск назначается женщине на 30 неделе беременности и длится примерно 2 месяца после родов (при нормальном течении родов – в общей сложности 140 дней) или дольше – при осложненных родах или многоплодной беременности.

Пособие по уходу за ребенком могут оформить как официально трудоустроенные граждане, так и . Тогда как на декретные могут рассчитывать только официально трудоустроенные граждане, с заработка которых работодатель регулярно делает отчисления в ФСС.

Если женщина оформляла декретный отпуск, то обратиться за назначением пособия она может только после его окончания. Если же декретные она не получала, то вправе оформить сразу после рождения малыша.

Согласно ФЗ-81, правом обращения за назначением пособия по уходу за ребенком наделены:

  • официально застрахованные родственники ребенка;
  • матери, которые находятся в статусе военнослужащих по контракту;
  • уволенные из-за компании в период беременности и родов;
  • студенты очной формы;
  • родственники, которые не подлежат обязательному социальному страхованию.

Для получения пособия по уходу за ребенком трудоустроенные граждане обращаются по месту своей работы. За выплаты им отвечает ФСС. Тогда как безработным следует обратиться в УСЗН за назначением регулярных выплат.

Стоит отметить, что гражданин лишается права на получение пособия по уходу за ребенком, если он обратился за назначением пособия по безработице. Данные выплаты являются взаимоисключающими и сотруднику допускается оформить что-то одно.

Пособие по уходу за ребенком назначается в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 2009 года №1012н. Согласно 81-ФЗ от 1995 года, выплаты назначаются при условии обращения за ними гражданина не позднее чем через полгода после рождения .

Право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет принадлежит:

  • матери;
  • папе ребенка;
  • бабушке;
  • дедушке;
  • опекуну.

Но оно выплачивается только одному лицу, которое фактически находится в отпуске по уходу за ребенком и фактически лишен возможности заработка. При этом при оформлении пособия необходимо подтвердить факт того, что другой родитель не находится в отпуске по уходу за ребенком и не обращался за назначением пособия. Использовать отпуск допускается по частям: например, вначале в нем находится мама, затем – папа.

В этом состоит еще одно отличие пособия по уходу за ребенком от декретных: последнее может получить только женщина. Обратиться за оплатой больничного листа по беременности отец ребенка не вправе.

Если женщина выходит на работу до достижения ребенком 1,5 лет, то право на получение пособия аннулируется. Но это правило не действует в том случае, если она трудится рабочий день или на дому.

Могут сами выбирать место работы, где им будет начисляться пособие. Но они должны предоставить справку с другого места трудоустройства, что за пособием не обращались.

Пособие по уходу за первым и вторым ребенком

Законодательно установлены минимальные размеры пособий по уходу за первым и вторым ребенком.

Пособие по уходу за вторым и последующим ребенком в два раза больше, чем за первым.

Первоначально размер пособия по уходу за первым и последующим ребенком был установлен как 1500 р. за первого ребенка и 3000 р. – за второго. Затем каждый год он увеличивался с учетом инфляции.

Если первому ребенку еще не исполнилось 1,5 года на момент рождения младшего ребенка, то пособие за первого и второго ребенка суммируется.

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком в 2018 году

По общему правилу размер пособия по уходу за ребенком начисляется как 40% от среднемесячного сотрудницы за последние 2 года (предшествующие уходу в отпуск по уходу за ребенком). Но некоторые категории граждан могут рассчитывать только на выплаты в фиксированном размере, которые именуются минимальным ежемесячным пособием.

Минимальное пособие назначается :

  • безработным;
  • лицам с недостаточным уровнем доходов, которые не превышают МРОТ;
  • из-за ликвидации компании в период нахождения в декретном отпуске;
  • лица, обучающиеся на очной основе;
  • граждане, которые работают (без трудового договора) и с заработка которых работодатель не платит взносы на социальное страхование;
  • лица, осуществляющие уход за ребенком в случае родителей родительских прав.

Последняя индексация пособия была произведена в феврале 2018 года. В результате оно достигло следующих значений:

  • 3163,79 р. – это размер минимального пособия на первого ребенка;
  • 6327,57 р. – пособие в минимальном объеме за второго и последующего ребенка.

В результате последней индексации выплаты были увеличены на 3,2%. Именно таким был признан официальный уровень инфляции (роста потребительских цен) на 2017 год. Результатом индексации должно было стать недопущение снижения покупательной способности пособия в денежном эквиваленте.

По состоянию на начало 2018 года минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составил 3065,69 р., 6327,57 – за вторым и последующими. Для расчета пособия с февраля указанные значения нужно было умножить на коэффициент 1,032.

Стоит учитывать, что регулярно пересматривается в большую сторону. Поэтому при расчете пособия нужно ориентироваться, чтобы оно не было менее 40% от МРОТ. Но это актуально только для тех женщина которые обратились за пособием после повышения МРОТ (последнее произошло в мае 2018 года). Все, кто оформлял пособие до последнего повышения МРОТ, будут получать его с учетом февральской индексации 3,2%.

В тех областях, в которых установлены районные коэффициенты, они применяются и при расчете пособия по уходу.

Указанная сумма минимального пособия не облагается НДФЛ и выплачивается женщине в полном объеме.

Допускается ли выплата пособия по уходу за ребенком ниже установленного минимума

Согласно ст.11.2 ФЗ-255, ежемесячное пособие по уходу за ребенком платится в размере 40% от среднемесячного заработка, но не менее размера пособия, которое прописано в ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей».

Если работодатель перечисляет деньги в размере менее гарантированного государством минимума, то он действует незаконно. Работодатель не вправе присваивать себе деньги, которые перечисляет ему ФСС.

Если же пособие пришло в меньшем размере, чем минимальное, то женщина может пожаловаться на работодателя в ФСС, приложив платежные документы и сославшись на соответствующую статью ФЗ-255. После проведения проверки ей должны будут перечислить недостачу.

Таким образом, законодательно установлен минимальный размер пособия по уходу за ребенком, меньше которого государственные инстанции или работодатель платить не вправе. В феврале 2018 года минимальное пособие было проиндексировано на коэффициент 1,032 и составило 3163,79 р. – на первого ребенка и 6327,57 р. – на второго.

В этой статье мы рассмотрим пособия за счет средств ФСС, которые выплачивает работодатель своим работникам в связи с беременностью и рождением ребенка. К этим пособиям относятся:

  • пособие по беременности и родам,
  • единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности,
  • единовременное пособие при рождении ребенка,
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Расчет пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Единовременные пособия при рождении ребенка и при постановке на учет в ранние сроки беременности выплачивается в установленной сумме. Размеры единовременных пособий, а также минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет установлены ст.15 81-ФЗ от 19.05.1995 . Каждый год пособия индексируются на коэффициент инфляции в соответствии с Законом о федеральном бюджете на год, также применяется районный коэффициент к единовременным пособиям и минимальному размеру пособий.

В 2019 году пособия от ФСС успели измениться в начале февраля. Это обусловлено увеличением федерального МРОТ до 11 280 рублей, ростом предельной базы по начислению страховых взносов в ФСС до 865 000 рублей и ежегодной индексацией соцвыплат, проведенной 1 февраля. В соответствии с Постановлением Правительства от 24.01.2019 г. №32 пособия с февраля проиндексированы на коэффициент 1,043.

В период с 2016 по 2019 год размеры пособий составляют:

Вид пособия Сумма пособия, руб.
2016 год 2017 2018 2019
Единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка 15 512,65 16 350,33 16 759,09 17 479,73
Единовременное пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности 581,73 613,14 632,76 655,49
Минимальный размер пособия до 1,5 лет на 1-го ребенка 2 908,62 3 065,69 3 142,33 3 277,45
Минимальный размер пособия до 1,5 лет на 2-го (и последующего) ребенка 5 817,24 6 131,37 6 284,65 6 554,89

Пособие при рождении или усыновлении нужно увеличить на детей, рожденных или усыновленных с 1 февраля 2019 и позже, аналогично поступить с пособием женщинам, вставшим на учет с 1 февраля. Для всех проиндексировано пособие по уходу за вторым и последующими детьми до 1,5 лет.

При этом минимальные пособия по уходу за единственным ребенком до 1,5 лет проиндексируйте только для отпусков, начавшихся до 1 января 2018, а отпуска, начавшиеся в 2018 или 2019 году, оплачивайте по-прежнему.

Оплата пособия по беременности, родам и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Указанные пособия выплачиваются только сотрудникам, работающим по трудовым договорам. Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.(п. 2 ст.12 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет (п. 2.1 ст.12 255-ФЗ).

Пособие по беременности и родам может выплачиваться по одному месту работы, с учетом доходов за 2 расчетных года в других местах работы. Также возможен вариант выплаты пособия на всех текущих местах работы, если сотрудница на момент наступления страхового случая работает в нескольких местах и в двух предшествующих календарных годах работала там же.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается по одному месту работы по выбору сотрудницы.

Средний заработок для расчета пособий по беременности и родам в 2019 году

Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у других страхователей (ст.14 п. 1 255-ФЗ).

В случае, если в этих двух календарных годах, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению сотрудника могут быть заменены предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (п. 1 ст.14 255-ФЗ).

Кроме того, из календарных дней двух расчетных лет при расчете можно исключить периоды нахождения на больничном, в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и др. периоды, в которых сохранялся средний заработок, но на него не начислялись страховые взносы в ФСС (п.3.1 ст. 14 255-ФЗ). В средний заработок, исходя из которого, исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС (п. 2 ст.14 255-ФЗ). Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка на (Количество календарных дней в 2-х годах — Кол-во дней исключаемых периодов), п. 3.1 ст.14 255-ФЗ). Средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть меньше МРОТ.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» .

Максимальный размер пособий

За каждый из расчетных годов заработок учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (ст.14 п. 3.2 255-ФЗ). Напомним, что эта величина в 2017 году составила 755 тысяч рублей, в 2018 году — 815 тысяч рублей, а в 2019 — 865 тысяч рублей. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС (п.3.3. ст.14 255 ФЗ).

Итак, можно рассчитать максимальную величину пособий для стандартных случаев. Если отпуск по беременности и родам начинается в 2019 году, продолжительность 140 дней, доход за 2017 и 2018 годы больше или равен предельной базе для взносов в ФСС. В 2017 году предельная база была 755 000 рублей, в 2017 — 815 000 рублей.

Средний дневной заработок для расчета = (755 000 + 815 000): 730 = 2 150,68 рубля.

Максимальный размер пособия по беременности и родам = 2 150,68 × 140 = 301 095,2 рублей.

Максимальная сумма зависит от продолжительности больничного. Для больничного листа на 156 дней максимальный размер составит 335 506,08 рубля, а для 194 дней — 417 231,92 рубля.

Максимальный размер ежемесячного пособия до 1,5 лет = (40% от 2 150,68) × 30,4 = 26 152,27 рублей.

Порядок расчета пособия по беременности и родам

1. За каждый из двух календарных годов, взятых для расчета (для страховых случаев, наступивших в 2019 году обычно это 2017 и 2018 годы), подсчитываем сумму начислений, облагаемых взносами в ФСС.

2. Отдельно сумму за каждый год сравниваем с предельной базой для начисления страховых взносов за этого год. Например, сумму начислений за 2017 год сравниваем с 755 000 руб., а за 2018 — с 815 000 руб. За каждый год берем для расчета меньшую из сравниваемых сумм.

3. Если в 2-х расчетных годах были исключаемые периоды, определяем общее количество календарных дней этих периодов.

4. Делим учитываемый заработок за 2 года на (Количество календарных дней в 2-х расчетных годах годах минус Количество календарных дней исключаемых периодов).

5. Получившийся средний дневной заработок должен быть не меньше дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (МРОТ * 24 / 730). В местностях, где применяется районный коэффициент, МРОТ берется с учетом этого коэффициента. Этот же средний дневной заработок должен быть не выше значения, рассчитанного как Сумма предельного учитываемого заработка за 2 года / 730. Если расчет ведется по 2017 и 2018 годам, то это значение равно (755 000 + 815 000) / 730 = 2 150,68 рублей.

6. Определяем сумму к выплате: Средний дневной заработок умножаем на количество календарных дней отпуска по беременности и родам.

Если страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие по выплачивается в размере, не превышающем МРОТ с учетом районного коэффициента за полный календарный месяц.

Порядок расчета пособия для отпуска по уходу за ребенком от 1,5 лет

Расчет среднего заработка выполняется также, как и для пособия по беременности и родам, см. пункты с 1 по 5.

6. Считаем 40% от среднего дневного заработка, рассчитанного в п.5.

7. Рассчитываем ежемесячную сумму пособия. Для этого умножаем значение, рассчитанное в п. 6 на среднее число календарных дней в месяце — 30,4.

8. Сравниваем рассчитанную ежемесячную сумму пособия с минимальной суммой пособия и выплачиваем большую из них.

Минимальный размер пособия в 2019 году составляет 3 277,45 рубля по уходу за первым ребенком и 6 554,89 рубля за вторым и последующими детьми.

За неполный месяц (в месяцах начала и окончания отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет), выплачиваемая сумма пособия рассчитывается так:

Сумма пособия за полный месяц: Кол-во календарных дней в месяце × Кол-во календарных дней, приходящихся на отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Рассчитывайте пособия в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Для всех желающих у нас есть (не требует регистрации), а для руководителей и бухгалтеров предприятий — полный набор возможностей сервиса. Простой учет для малых предприятий, зарплата, отчетность с отправкой через интернет, интеграция с банками, автоматизация рутинных операций и консультации наших экспертов. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новых пользователей.

С 2018 года в России появилось сразу несколько новых мер поддержки семей с детьми . Об этом решении в ноябре 2017 года , обозначив анонсированные нововведения как «перезагрузку политики демографического развития» , которая на протяжении последних лет основывалась преимущественно на программе материнского капитала за второго ребенка и дополнительных выплатах, направленных на поддержку многодетных семей . В связи с признаваемыми успехами программы маткапитала, ставшей за 11 лет уже привычной для российских родителей, было решено . Также сохраняется и будет расширена на новые регионы с низким коэффициентом рождаемости ежемесячная выплата . Однако руководство страны признает, что для преодоления новых демографических проблем существующих детских пособий уже недостаточно , поэтому в 2018 году будут введены , в том числе две новые ежемесячные выплаты на детей до 1.5 лет в размере прожиточного минимума (в среднем около 10000 рублей в месяц) - и в виде наличными на второго и последующих детей.

Что касается повышения размера уже действующих детских выплат, то с 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами - в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий , устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части ) и др. Согласно вступающим в силу изменениям, теперь детские пособия на постоянной основе на величину фактической инфляции за прошлый год - иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год определена Росстатом на уровне 2.5%). Однако это правило , размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года , поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.

Нужно понимать, что проводимая индексация на величину прошлогодней инфляции (с 1 февраля 2018 года ) не обеспечивает рост пособий в реальном выражении , а позволяет лишь в лучшем случае сохранить покупательную способность социальных выплат (и то, далеко не все согласны с официальными данными Росстата по инфляции, оценивая их как сильно заниженные). А для материнского капитала на второго ребенка уже несколько лет не делается и этого - напомним, что вообще сумма, предусмотренная сертификатом МСК, в последний раз индексировалась Правительством аж в 2015 году.

Единственное, в отношении чего Правительством России запланирован символический рост в реальном выражении - это пенсии в 2018 году, которые будут проиндексированы выше инфляции : соответственно страховые (трудовые) пенсии на 3.7% с 1 января и социальные на 4.1% с 1 апреля 2018 года. Это касается в том числе выплачиваемых детям и по потере кормильца.

В большинстве регионов страны на 2018 год из-за недофинансирования также запланировано незначительное, чисто техническое повышение размера социальных выплат (более существенно могут быть проиндексированы лишь те пособия, которые давно не повышались и суммы которых уже морально устарели). Пожалуй, только в одном регионе страны на 2018 год было заявлено о кардинальном повышении социальных расходов - мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о беспрецедентном увеличении , которое, прежде всего, затронет малоимущие, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Региональные выплаты этим категориям москвичей увеличились с 2018 года сразу в 2 раза и более!

Свежие новости и изменения

Необходимо отметить, что на федеральном уровне в ближайшей перспективе социальная поддержка российским семьям в реальном выражении не только не будет повышаться, но даже может быть уменьшена! Об этом 26 сентября 2017 года в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2018-2020 гг. в Госдуме сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин , слова которого приводило агентство «Россия сегодня» (РИА Новости): «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться, <…> мы ни в коем случае не должны говорить о том, чтобы мы сохраняли соцпомощь, когда мы повышаем заработные платы. Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не стоит ».

То есть в ближайшие годы в России планируется создать такие условия, при которых значительно меньше семей будет нуждаться в пособиях и других социальных выплатах (но только при условии, если родители работают по трудовому договору - им будет гарантирована и более высокая минимальная зарплата, и повышенные пособия на детей). Объем социальных расходов из федерального бюджета при этом в реальном выражении будет сокращаться, чтобы государству .

Для выполнения поставленных целей Правительству также должна помочь разработка единых критериев нуждаемости , которая уже активно ведется в Минтруде. В регионах они активно вводятся еще с 2016 года, и некоторые субъекты федерации в этом уже очень преуспели. Например, в Республике Тыва в связи с крайне высоким уровнем бедности (до 50% населения региона является малоимущим) при назначении некоторых видов социальной поддержки с 2017 года учитывается не только фактический уровень денежных доходов, но и так называемые условные «доходы семьи от ведения личного подсобного хозяйства» - например, в Тыве региональными властями было подсчитано, что «одна курица-несушка способна дать семейному бюджету в месяц 1,49 рубля дополнительного дохода, а овощи - 60 рублей с одной огородной сотки» и т.д. (читать подробнее на официальном портале Тувы). И работа в этом направлении еще наверняка продолжится…

Индексация пособий в 2018 году (таблица)

Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится по единому порядку с 1 февраля в соответствии со статьями 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ , утвержден постановлением Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за весь прошедший 2017 год, которая ранее была определена на уровне 2.5% (что соответствует коэффициенту индексации 1.025 ). Постановление вступает в силу с 01.02.2018 года.

Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:

  • минимального размера оплаты труда (МРОТ) - повысился с 7800 до 9489 рублей (см. федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ);
  • предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС - в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. постановление Правительства от 15 ноября 2017 г. № 1378).

Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).

Таблица - Пособия на детей в 2018 году

Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты , на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).

Название пособия Устанавливаемый размер выплаты, руб.
с 1 января 2018 года с 1 февраля 2018 года (+2,5%)
Декретные ()
- работающим женщинам (в наиболее общем случае) 100% среднего дневного заработка за каждый день (в 2018 году для расчета среднего заработка принимаются доходы, начисленные работнику в 2016 и 2017 году)
- работающим женщинам минимум (рассчитывается за каждый день больничного по величине МРОТ)
  • 43615,65 - в обычном случае за 140 дней листка нетрудоспособности;
  • 48600,30 - при осложненных родах (156 дней больничного);
  • 60438,83 - при многоплодной беременности (194 дня декрета)
- работающим женщинам максимум (устанавливается исходя из предельной величины страховой базы)
  • 282106,70 - за 140 дней;
  • 314347,47 - за 156 дней;
  • 390919,29 - за 194 дня
- безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации (выплачивается в органах Соцзащиты) 613,14 за 1 месяц больничного 628,47 в расчете на 1 месяц
- в размере стипендии, установленной образовательной организацией (независимо от того, на платной или бесплатной основе осуществляется обучение)
- женщинам, проходящим военную службу по контракту в размере установленного по месту службы денежного довольствия
Единовременные пособия
(до 12 недель) 613,14 628,47
25892,45 26539,76
16350,33 16759,09
(усыновление, опека и попечительство, приемная семья) 16350,33 или
124929,83 *
16759,09 или
128053,08 *
* Примечание: в более высоком размере устанавливается при усыновлении ребенка-инвалида, а также ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями и (или) сестрами
Материнский капитал в 2018 году 453026 (не повышается с 01.01.2016 по 01.01.2020 года)
Ежемесячные пособия
40% от среднемесячного заработка (для расчета которого в 2018 году принимаются доходы за два полных предыдущих года - 2016-й и 2017-й), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту):
  • 3065,69 - на первого ребенка;
  • 6131,37 - на второго, третьего и последующих
  • 3142,33 - на первого (3788,33 руб. минимум работающим по МРОТ);
  • 6284,65 - на второго и каждого следующего
Ежемесячная выплата или до 1.5 лет с 2018 года Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2017 года (в зависимости от региона - )
11096,76 11374,18
2231,85 2287,65
  • 3162,00 - от рождения до достижения 1.5 лет;
  • 6324,00 - на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет
  • 3241,05 - от 0 до 1.5 лет
  • 6482,10 - от 1.5 до 3 лет
В размере установленного в регионе одного прожиточного минимума на ребенка
Устанавливается во всех регионах страны согласно ст. 16 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ и выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Размер пособия, сроки и периодичность его индексации устанавливается региональными законами исходя из возможностей бюджета

График оформления и выплаты детских пособий

    • От начала беременности

      • 12 недель беременности
    • Когда оформляют и выплачивают

      28 или 30 недель беременности

      • Конец декретного отпуска
    • Когда оформляют и выплачивают

      Рождение ребенка

      • 0,5 года
      • (не ограничено)
      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      Конец декретного отпуска

      • 1,5 года
      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      От рождения или от 1,5 лет

      • До 16 или до 18 лет
    • Когда оформляют и выплачивают

      Усыновление ребенка

      • 3 месяца
      • 1,5 года
      • 3 года
      • 3 года
      • 18 лет
      • 6 месяцев после усыновления
      • (не ограничено)
    • Когда оформляют и выплачивают

      180 дней беременности жены военнослужащего

    • Когда оформляют и выплачивают

      Рождение ребенка

      • 3 года
    • Когда оформляют и выплачивают

      Наступление смерти военнослужащего

      • 18 лет
    • Когда оформляют и выплачивают

      Передача ребенка на воспитание в семью

      • 6 месяцев после передачи
      • 18 лет

развернуть

График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

    • 12
      недель
      беременности
    • 28 или 30
      недель
      беременности
    • Рождение
      ребенка
    • Конец
      декретного
      отпуска
    • 0,5
      года
    • 1,5
      года
    • 3
      года
    • 16
      лет
    • 18
      лет
    • региональное пособие
      на ребенка*
    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * сроки начала и окончания выплаты устанавливаются на уровне регионов (чаще всего от 1,5 до 16 лет)

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * сроки начала и окончания выплаты устанавливаются региональными законами (чаще всего от 1,5 до 16 лет), но не ранее момента усыновления ребенка

    ** право на получение пособия не зависит от возраста ребенка на момент его усыновления

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты
    • Выплаты возможны*

    * может выплачиваться с момента рождения ребенка до достижения им 3 лет, но не ранее начала и не позднее окончания отцом срочной военной службы

    ** выплачивается с момента наступления смерти военнослужащего до достижения ребенком 18 лет или до окончания очного обучения, но не позднее 23 лет

    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные выплаты

Большинство из представленных выше пособий будут выплачиваться семьям в новом, повышенном размере только в том случае, если право на их получение возникло после проведения индексации (то есть после 1 февраля 2018 года).

Однако это не касается ежемесячных пособий, назначенных до 1 февраля и выплачиваемых семье в фиксированном размере (или установленных к выплате в размере минимума, подлежащего индексации). В этом случае сумма выплат будет проиндексирована, начиная с февраля 2018 года.

Единовременные пособия при рождении ребенка в 2018 году

Независимо от того, какой ребенок по очередности его появления в семье будет рожден в 2018 году (первый, второй, третий или последующие), в связи с этим событием законом на федеральном уровне предусмотрено , полагающееся одному из родителей до достижения ребенком возраста 6 месяцев.

Оно предоставляется в одинаковом размере как работающим (через работодателя из ФСС), так и неработающим гражданам (оформляется в органах Соцзащиты населения и выплачивается из федерального бюджета), на каждого рожденного ребенка:

  • 16350,33 рублей с 1 января (до проведения очередной индексации);
  • 16759,09 рублей - с 1 февраля 2018 года (с учетом индексации на 2.5%).

Если один или оба родителя ребенка работают (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту жительства (а также месту пребывания или фактического проживания) семье можно только в том случае, если оба родителя не работают либо учатся .

Процедура оформления пособия упрощается, если законный родитель у ребенка единственный (то есть если оформляется оно матерью-одиночкой или отцом, воспитывающим ребенка без матери, которая умерла либо лишена родительских прав). В этом случае не требуется предоставлять вторым родителем.

Дополнительно к декретным по месту работы выплачивается в размере 613,14 рублей (628,47 рублей с 1 февраля 2018 года) женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Для его получения необходимо вместе с предоставить работодателю при оформлении декретного отпуска справку о постановке на учет на сроке до 12 недель.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

Это второе основное федеральное пособие (наряду с ), которое предоставляется одному из родителей или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком до достижения 1.5 лет, независимо социального положения и факта трудоустройства.

В общем случае гражданам, работающим по трудовому договору (то есть «подлежащим обязательному социальному страхованию от временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), ежемесячное в размере 40% от среднего месячного заработка за 2 предыдущих года , но не менее установленного законом минимума.

Однако неработающие родители имеют право на получение этого пособия только в минимальном размере :

  • 3142,33 рублей в месяц - на первого ребенка;
  • 6284,65 рублей в месяц - , третьего и последующих.

Работающие родители или опекуны ребенка могут получать это пособие в более высоком размере , если их среднемесячный заработок за 2 предыдущих года (в 2018 году это соответственно 2016-й и 2017-й) превышает:

  • если пособие оформляется на первого ребенка - 7870,90 рублей, если оформляется после 1 февраля 2018 года;
  • если оформление пособия происходит на второго ребенка и последующих - 15741,77 рублей, если пособие назначается после 1 февраля.

Поскольку средний месячный заработок, соответствующий указанному минимальному размеру пособия на первого ребенка, в 2018 году составляет меньше величины МРОТ (7870,90 меньше 9489 рублей), то работающим гражданам минимальный размер будет устанавливаться исходя из величины МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком (9489 рублей с 1 января 2018 года, что соответствует минимальному пособию в размере 3788,33 рублей ).

Работающим гражданам ограничивается не только минимум, но также и максимальный размер возможных ежемесячных выплат до 1.5 лет. Он определяется (то есть суммой годового заработка, с которого отчисляются страховые взносы в ФСС).

Лимиты для расчета пособия по уходу за ребенком на 2018 год в форме социального страхования (из ФСС) приводятся в таблице ниже.

Лимиты для расчета пособия до 1.5 лет работающим Предельные суммы, подлежащие выплате в 2018 году (за один месяц)
с 1 января с 1 февраля
Минимальный размер пособия
- на первого ребенка (по МРОТ) 3788,33
- на второго ребенка и последующих 6131,37 6284,65
Максимум ежемесячных выплат до 1.5 лет
- максимальный размер среднего дневного заработка, используемого для расчета пособия 2017,81
- максимальный размер пособия для работающих граждан (по страховой базе) 24536,55
- для военнослужащих и женщин, уволенных в период (фиксировано) 12262,76 12569,33

Поскольку пособие до 1.5 лет может оформить только один из родителей , то, как и в случае с , при оформлении пособия (по месту работы или в органах Соцзащиты, если заявитель не работает) необходимо предоставить справку о том, что второму родителю это .

Необходимо отметить, что до 1 июля 2016 года пособие по уходу за ребенком полагалось в двойном размере (двойной минимум или 80% среднего заработка) и до достижения ребенком 3 лет семьям в случае их проживания в так называемой «чернобыльской зоне».

Затем это стало выплачиваться в обычном порядке (как описано выше), но дополнительно к нему была введена , выплачиваемая через Соцзащиту в фиксированном размере (указаны суммы с 1 февраля 2018 года):

  • 3241,05 рублей - от рождения ребенка до достижения 1.5 лет;
  • 6482,10 - на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет.

Выплаты на второго ребенка в 2018 году

При рождении в 2018 году второго ребенка выплате подлежит , который устанавливается на первенца. Размеры выплат на второго ребенка также не меняются, за исключением увеличенного в 2 раза минимального - 6284,65 рублей вместо 3142,33 на первого ребенка с учетом индексации с 1 февраля 2018 года. Этот гарантированный минимум будет выплачиваться на 2 ребенка (по месту работы через ФСС), (через органы Соцзащиты населения по месту жительства или пребывания).

Более существенное изменение связано с возможностью получения семьей . Завершение программы запланировано 31.12.2018 г., поэтому на протяжении всего 2018 года у российских семей при рождении 2 ребенка будет возникать право на получение сертификата.

Также необходимо отметить, что с многие российские семьи при рождении второго ребенка могут приобрести (поскольку семейный доход делится на всех членов семьи, и при сохранении его уровня среднедушевой доход в зависимости от состава семьи автоматически снижается на 25-33% и может оказаться ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения). Это дает родителям возможность на получение , выплачиваемых через Соцзащиту преимущественно малоимущим семьям (то есть с учетом так называемых «критериев нуждаемости»).

Размер материнского капитала в 2018 году на второго ребенка

Сертификат на маткапитал не индексируется уже третий год подряд (последняя его индексация на 5.5% проводилась Правительством с 1 января 2015 года). снова будет составлять 453026 рублей , и эта сумма не будет меняться еще как минимум до 1 января 2020 года (то ест всего так называемая «заморозка материнского капитала» может продлиться 5 лет).

Многие справедливо опасаются, что за это время покупательная способность сертификата может существенно снизиться (накопленная инфляция за эти 5 лет только по официальным оценкам может превысить 30%).

Однако необходимо отметить, что нельзя проводить прямых параллелей между показателем инфляции в стране (которая привязана к продуктам потребительской корзины) и обесцениванием материнского капитала, поскольку сертификатом нельзя расплатиться в магазине за обычные товары!

Однако это не совсем так. вариантов использования материнского капитала делает его менее чувствительным к изменению индекса роста потребительских цен. Известно, что более 90% владельцев сертификатов направляют его (приобретение и строительство жилья), однако цены на жилье с 2015 года в среднем по стране не выросли , а даже существенно упали в первые годы кризиса, и сейчас повышаются умеренными темпами (столичный регион не в счет, поскольку там жилищный рынок все-таки работает в немного других условиях, чем в среднем по стране).

Кроме того, привлекательность материнского капитала не только не снизилась, но и существенно выросла за эти годы в связи с существенным

Какой максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году? Как рассчитывается эта сумма? Правда ли, что по рекомендациям Минтруда в 2017 году максимальный размер пособия был снижен? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных максимальных пособий по уходу за ребенком? Давайте разбираться.

Вводная информация о пособии по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет полагается работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В этот период работнику ежемесячно нужно выплачивать:

  • пособие по уходу за ребенком за счет средств ФСС до достижения ребенком возраста 1,5 лет;
  • компенсация за счет средств работодателя до достижения ребенком возраста трех лет (50 рублей).

Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен не только матери ребенка. Его может получить любой родственник, фактически ухаживающий за ним (отец, бабушка, дедушка, другой родственник).

Минимальная сумма пособия

Законодательство гарантирует, что любой работник вправе рассчитывать на минимальный размер пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет. В 2017 году минимальные размеры пособия менялись. Приведем минимальные размеры в таблице:

Минимальные размеры пособия по уходу за ребенком в 2017 году
Период Сумма
Январь 2017 года 3000 р. – по уходу за первым ребенком
5817,24 р. – по уходу за вторым и последующими детьми
С 1 февраля по 30 июня 2017 года 3065,69 р. - по уходу за первым ребенком
С 1 июля 2017 года 3120 р. - по уходу за первым ребенком
6131,37 р. - по уходу за вторым и последующими детьми

В районах и местностях, в которых применяют районные коэффициенты к заработной плате, минимальные размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Максимальная сумма пособия

Максимальный заработок для расчета пособия

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2017 году не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие.

Размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:

Максимальная величина среднего дневного заработка = Сумма предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС за два предшествующих года / 730

Получается, если отпуск работника начнется в 2017 году, нужно принимать во внимание значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы. В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

Следовательно, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия составляет1901,37 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730. Отметим, что точное значение равно 1901,3698630136 рублей, однако в дальнейших расчетах мы будем использовать 1901,37 рублей.

Максимальный размер пособия на одного ребенка

Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 руб. (1901,37 руб. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 23 120,66 руб. (57 801,64 руб. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.

Пример. С 16 января 2017 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2015 и 2016 год. В 2016 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня - в отпуске по беременности и родам.

Зарплата за 2015 год – 350 000 руб., за 2016 год – 240 000 руб. Количество дней в расчетном периоде - 582 дн. (365 + 366 – 25 – 124). Среднедневной заработок - 1013,745704 руб. ((350 000 руб. + 240 000 руб.) / 582 дн.).

Поэтому ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит – 12 327,15 руб. (1013,745704 руб. × 40% × 30,4 дн.).

Максимальный размер пособия на нескольких детей

Ограничен ли максимальный размер общей суммы пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, если пособия выплачивают на нескольких детей? Да, общи размер пособия, рассчитанный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов среднего заработка. Однако в то же время полученная сумма не должна быть меньше суммированного минимального размера. Приведем пример расчета пособия на нескольких детей в 2017 году.

Пример. Работница (Лопатина О.С.) ушла в отпуск по уходу за ребенком 29 апреля 2017 года. У Лопатиной – родилось сразу два ребенка. Поясним, как рассчитать ей пособие по уходу за детьми.

Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Количество календарных дней в 2015–2016 годах равно 731. Календарных дней, исключаемых из расчетного периода, у Лопатиной нет.

Заработок сотрудницы за расчетный период составил:

  • в 2015 году – 200 000 руб. (< 670 000 руб.);
  • в 2016 году – 140 000 руб. (< 718 000 руб.).

Среднедневной заработок равен: 465,12 руб. (200 000 руб. + 140 000 руб.) /731 дн. Он меньше максимального среднего дневного заработка – 1901,37 руб. Поэтому средний заработок за календарный месяц нужно рассчитать таким образом: 465,12 руб./дн. × 30,4 дн. = 14 139,53 руб.

Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 процентов среднего заработка сотрудницы за календарный месяц: 14 139, 53 руб. × 40% = 5655, 81 руб.

Размер пособия на первого ребенка, рассчитанного исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.), больше минимального (3065,69 руб.). Поэтому в расчет бухгалтер принял 5655, 81 руб.

На второго ребенка минимальное пособие составляет уже 6131,37 руб., что больше выплаты, рассчитанной исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.). Поэтому на второго ребенка Иванова получит ежемесячное пособие в сумме 6131,37 руб.

Таким образом, общая сумма пособия на двоих детей составила 11 787,18 руб. (5655, 81 руб. + 6131,37 руб.) в месяц. Этот показатель меньше среднего заработка сотрудницы за полный календарный месяц (14 139, 53 руб.). Ежемесячная сумма пособия составляет 11 787,18 руб.

Неоднозначное разъяснение Минтруда о снижении максимальной суммы

В 2017 году вышло довольно спорное письмо Минтруда России от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. В этом письме специалисты министерства рассуждают о максимальной допустимой сумме пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, которую можно возместить из ФСС. Спорность заключается в том, что Сумма пособия получилась меньше, чем по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

Чтобы рассчитать максимальное пособие, Минтруд разделил предельную сумму выплат, которые учитывают при расчете пособия в 2017 году, на 731 день. Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет получилась 23 089,03 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.): 731 дн. × 30,4 × 40%.

Однако, как мы уже сказали, по законодательству средний дневной заработок для расчета детских пособий в 2017 году не может превышать 1901,37 руб. [(670 000 руб. + 718 000 руб.): 730 дн.. То есть по закону максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 120,66 руб. (1901,37 руб. × 30,4 × 40%).

Нужно ли в связи с появлением комментируемого письма работодателям пересматривать уже назначенные пособия в меньшую сторону? По нашему мнению – нет, не нужно, поскольку приведенный расчет противоречит нормам законодательства. На наш взгляд, лучше дождаться дополнительных разъяснений на этот счет от Минтруда или ФСС. Однако, безусловно, этот вопрос остается на усмотрение работодателей. Не исключаем, что если выплачивать максимальные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 23 120,66 руб., то с возмещением могут возникнуть проблемы, поскольку эта сумма больше рекомендованной Минтрудом России – 23 089,03 руб.

Заметим, что среди бухгалтеров уже идут споры о порядке применения письма Минтруда от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. Вот как предлагают действовать на одном из бухгалтерских форумов:

Как применять Письмо Минтруда

Предположим, что заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам баз для начисления взносам (718 000 и 670 000 руб.).

Если расчетный период женщиной был отработан полностью, то средний дневной заработок равен 1898,77 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.): 731 дн. Он меньше максимального среднедневного заработка 1901,37 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / 730 дн.. Поэтому пособие, на которое может рассчитывать сотрудница, равно 23 089,03 руб. (1898,77 руб. × 30,4 × 40%).

Если же расчетный период отработан не полностью (допустим, сотрудница болела пять дней), то средний дневной заработок составит 1911,85 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / (731 дн. – 5 дн.). Это больше 1901,37 руб. Поэтому максимальное пособие по уходу за ребенком составит 23 120,66 руб. (1901,37 × 30,4 × 40%).