Гражданское законодательство и иные гражданско-правовые нормативные акты. Список нормативных правовых актов

Понятие источников права и гражданско-правовых нормативных актов как главного источника гражданского права.

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

§1.Понятие источников права. Понятие гражданско-правовых нормативных актов как главного источника гражданского права. §2. Гражданское законодательство и подзаконные гражданско-правовые акты.

§3. Состояние современного гражданского законодательства.

§4. Толкование гражданско-правовых норм.

Дополнительная литература:

1. Богатых Е. Гражданское и торговое право (схемы). Ч.1. М. 1996.

2. Брагинский М.И.. Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М.:«Статут»,2004.

3. Зивс С.Л. Источники права. М.., 1981.

4. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976.

5. Канашевский В.А. Международные договоры РФ и акты гражданского законодательства. Казань, 2000.

6. Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. №4.

7. Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. М., 1959.

Источник права – это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания. Источниками права являются нормативные правовые акты, правовые обычаи, правовые прецеденты и нормативные договоры. Однако в российском гражданском праве гражданско – правовой нормативный акт является основным источником гражданского права. Кроме того, источником гражданского права могут быть обычаи делового оборота (в предпринимательских отношениях). Другие отношения, а так же судебные прецеденты в России не являются источниками гражданского права.

Гражданско-правовой нормативный акт - это акт компетентного органа государства, содержащий нормы гражданского права.

Норма права - общее правило поведения, установленное правовым актом, то есть адресованное неопределенному кругу лиц (а не одному конкретному лицу), рассчитанное на многократное применение и обеспеченное возможностью государственного принуждения. Правовые акты (и соответственно нормы права) необходимо отличать от актов применения норм права (они не устанавливают общие правила повеления, а носят индивидуальный и разовый характер).

Гражданско-правовые нормативные акты- это акты, содержащие нормы гражданского права.

Их основой является Конституция Российской Федерации.

Гражданско-правовые нормативные акты (ст. З ГК РФ) подразделяются на «гражданское законодательство» и «иные гражданско-правовые акты» (подзаконные).

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Эти правовые акты принимаются законодательным органом и обладают наибольшей юридической силой по отношению к «иным правовым актам (подзаконным).



Гражданский кодекс - собрание гражданско-правовых норм, систематизированных по правовым институтам.

«Иные федеральные законы» - в отличие от Гражданского кодекса содержат нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) имущественных и личных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданского права (например, "О несостоятельности (банкротстве), "Об автономных учреждениях" и др.).

Иные (отельные) федеральные законы должны соответствовать гражданскому кодексу.

Иные нормативно-правовые акты» - это Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которые содержат нормы гражданского законодательства, а также акты министерств и ведомств.

Эти гражданско-правовые акты отличаются от гражданского законодательства по следующим признакам:

1) они принимаются не законодательной, а исполнительной вла- стью;

2) они должны соответствовать законодательству: в случае про- тиворечия Указа Президента или постановления Правительства за- конодательству (Гражданскому кодексу или другому закону) - при- меняется соответствующий закон.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься лишь на основании и во исполнение гражданского законодательства и Указов Президента Российской Федерации. Таким образом, между «иными правовыми актами» есть субординация.

К гражданско - правовым актам относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права - они могут приниматься лишь в случаях и пределах, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми актами президента или правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство, (то есть все гражданско-правовые акты, так как Конституция в понятие «законодательство» вкладывает более широкое содержание), кроме жилищного, находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать ни законы, ни иные правовые акты, содержащие самостоятельные гражданско-правовые нормы. Жилищное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Особенности гражданско-правовых нормативных актов.

1. Гражданское право включает в себя не только законы, но и иные гражданско - правовые акты.

2. Наличие (причем в значительной части) диспозитивных норм.

Диспозитивная норма- это норма, «которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное» п.4 ч.2 ст. 421 ГК; таким образом, здесь устанавливается приоритет усмотрения (воли) самих участников правоотношения перед нормой права: стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

3. В гражданском праве допускается применение аналогии закона и аналогии права (ст.6 ГК РФ).

4. Допускается применение обычаев делового оборота (то есть правил поведения, не предусмотренных законодательством, но широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности, если они не противоречат императивным нормам или договору) - ст.5 ГК РФ.

5. В гражданском праве действует особое правило о допустимости обратной силы актов гражданского законодательства. Обратная сила допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 ГК РФ ).

Необходимо подчеркнуть, что обратная сила допускается лишь к действию законов, но не иных правовых актов.

Понятие и характеристика гражданского законодательства

Определение 1

Современное гражданское законодательство – это определенная совокупность установленных нормативных актов, которые должным образом обеспечивают систематическое регулирование гражданских правоотношений, которые имеются на территории Российской Федерации. На основании статьи 71 Конституции Российской Федерации нормы гражданского законодательства рассматриваются и ведутся государственными органами Российской Федерации.

Современное федеральное законодательство принято на основании федеральных распоряжений, которые действуют на всю территории страны. Основными источниками гражданского законодательства являются:

  • Конституция Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральные и иные нормативные и правовые акты, а также законы и прочие распоряжения и постановления правительства Российской Федерации.

На основании статьи 35 Конституции Российской Федерации установлены определенные права, которые обеспечивают надлежащее исполнение актов гражданского законодательства Российской Федерации:

  • право на частную собственность, которое соответственно охраняется на основании принятых законов и прочих распоряжений государственных органов, а также органов местного самоуправления.
  • право на имущество, которое может быть передано в частную собственность. При таком условии каждый гражданин может самостоятельно распоряжаться вверенным ему имуществом.
  • право на наследование. Данное право гарантируется на федеральном уровне.
  • право на имущество. Важно понимать, что имущество не может быть отобрано или передано иным лицам без согласия его правообладателя или без установленного решения судебной организации.

Специализированные акты гражданского законодательства

Все акты гражданского законодательства наделены определенной юридической силой и могут подразделяться на определенные законодательные акты, то есть законы. Кроме того, в гражданском законодательстве также имеются определенные подзаконные акты, которые основаны на нормативных началах.

Специализированные акты, то есть законы, могут быть рассмотрены в виде актов высшего органа государственной власти, то есть Конституции Российской Федерации. Именно об этом говорится в статье 76 Конституции Российской Федерации. В свою очередь данные акты гражданского законодательства могут подразделять имеющиеся официальные гражданские акты:

Замечание 1

Стоит также отметить, что особое место в системе гражданского законодательства Российской Федерации отведено отраслевым кодифицированным нормативным актам. Как правило, эти акты выражены основами гражданского законодательства и статьями Гражданского кодекса Российской Федерации. Примечательно, что кодифицированные нормативные акты имеют тесную связь с принципами государственных законов.

Современное гражданское законодательство

Замечание 2

Кроме вышеперечисленных законов и гражданских прав, необходимо говорить о том, что конституционные нормы подвергаются регулярному регулированию соответствующих гражданских правоотношений.

Основа гражданского законодательства Российской Федерации определяется соответствующим Гражданским кодексом. В свою очередь Гражданский кодекс Российской Федерации – это кодифицированный акт нормативной системы, который имеет определенный статус подписанного федерального закона.

Нормативные акты являются основными источниками гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации внес достаточную ясность в вопрос о составе нормативных актов и их системе. В качестве исходно важного положения следует отметить, что ст. 3 ГК РФ четко разграничивает все нормативные акты на две группы: законы (гражданское законодательство) и подзаконные акты (иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права). Подтверждением тому является само название статьи 3 ГК РФ. Это позволяет утверждать, что в современный период не перешло «по наследству» понимание законодательства в узком смысле (собственно законы) и в широком смысле (законы в совокупности с необъятным количеством подзаконных актов разного уровня). Нельзя согласиться с мнением о том, что термин «гражданское законодательство» в действующем праве по-преж­нему применяется в двух смыслах. Такое мнение обосновывается ссылкой на ст. 71 Конституции Российской Федерации . Однако такая ссылка несостоятельна, так как ст. 51 Конституции не дает для такого утверждения никаких оснований. Следует также учесть и то, что понимание гражданского законодательства в широком смысле слова привело в советское время к последствиям, которые никак не совместимы с идеей правового государства и принципом верховенства закона. Такое понимание гражданского законодательства как бы прикрывало ведомственный нормотворческий произвол. Например, в отношениях по поставке существовали два Положения, принятые Советом Министров Союза ССР, масса Особых условий поставок различных видов товаров народного потребления и продукции прозводственно-технического назначения, которые принимались различными ведомствами. Производственное объединение «Дальрыба» принимало даже собственный нормативный акт о поставке рыбной продукции. Суды руковод­ствовались не Гражданским кодексом, а ведомственными нормативными актами.

Гражданское законодательство. Определив гражданское законодательство как совокупность законов, следует выделить его существенные характеристики:

1) в соответствии с Конституцией и п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации . Это означает, что субъектам Российской Федерации не предоставлено права принимать законы, содержащие нормы гражданского права. В случае же принятия таких законов субъектами РФ они, как противоречащие Конституции и ГК РФ, не применяются и подлежат отмене;

2) в состав гражданского законодательства входит Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы , которые регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права (ч. 1 п. 2 ст. 3 ГК РФ);

3) входящие в состав гражданского законодательства законы образуют систему, в которой четко определены субординационные связи. Ядром данной системы является Гражданский кодекс, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Такая система гражданского законодательства сложилась в настоящее время и это результат активной законотворческой и кодификационной работы предшествующих лет.

На первом этапе экономические преобразования в России столкнулись с отсутствием соответствующего правового обеспечения. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года не соответствовал новым рыночным отношениям; Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года так и не вступили в силу в связи с развалом Советского Союза. Стали приниматься отдельные законы Российской Федерации. К первым из них относятся такие законы об интеллектуальной собственности, как Закон «Об авторских и смежных правах», Патентный закон, Закон «О собственности», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» – эти новые законы и стали ядром системы гражданского законодательства до принятия Гражданского кодекса РФ. ГК РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, введенные в действие на территории Российской Федерации, применялись лишь в части, не противоречащей новым российским законам. По мере принятия отдельных частей Гражданского кодекса РФ (приняты уже три части) прежние законы утрачивали свою силу, либо допускалось их применение в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Кодификация гражданского законодательства еще не завершена, предстоит принятие части четвертой Гражданского кодекса, посвященной праву интеллектуальной собственности. По завершении кодификации термины «часть первая», « часть вторая» и т.д. утратят свое значение, будет действовать единый кодекс со своими внутренними структурными подразделениям: разделы, главы, параграфы, статьи, абзацы.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (подзаконные нормативные акты). К ним относятся:

1. Указы Президента Российской Федерации, которые:

– не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ; в случае противоречия применяется Гражданский кодекс;

– не могут вводить ограничения перемещения товаров и услуг, так как в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.

2. Постановления Правительства, которые:

– принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса и указов Президента;

– в случае противоречия Гражданскому кодексу или иным федеральным законам не применяются, подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий федеральный закон.

Ведомственные нормативные акты. Ранее было отмечено, что в советское время ведомственные нормативные акты в сфере регулирования экономических отношений заняли ведущее место, оттеснив законы. Таких нормативных актов было великое множество и «выпускались» они самыми различными министерствами, ведомствами, комитетами, число которых было так­же велико. В итоге деятельность хозяйствующих субъектов была «заурегулирована» сверху и сводилась, по существу, к испол­нению нормативных и распорядительных актов государственных органов управления, степень самостоятельности предприятий была ничтожно малой. Этому есть и теоретическое объяснение. В любой системе управления, в том числе и в управлении экономикой, есть две подсистемы: управляющая и управляемая. Правовое обеспечение управления экономикой основывается на двух типах правового регулирования: общедозволительном (мо­жно все, что не запрещено законом) и разрешительном (можно только то, что разрешено). В системе управления экономикой каждая из подсистем может функционировать лишь на одном из двух указанных типов правового регулирования. Поэтому, если управляющая подсистема основана на общедозволительном начале, то управляемая подсистема будет основана на разрешительном. В советское время в период командной экономики так оно и было, что позволяло органам управления заниматься нормотворчеством, по существу, без всяких ограничений, а хозяйствующие субъекты (предприятия) могли делать лишь то, что им было разрешено, при этом даже не законом, а правовыми ак­тами органов управления. Для того чтобы какая-либо хозяйственная инициатива со стороны предприятий, которая не вписывалась в систему существующих разрешений, была реализована, необходимо было обращаться за разрешением в соответствующий орган управления. При этом иногда дело доходило до абсурда и инициатива предприятий терпела крах. Можно привести такой пример. В свое время отходы от производственной деятельности предприятий уничтожались, пропадали под дождем, накапливались в виде производственных свалок, потому что в разрешенной предприятию деятельности они не могли быть использованы. Производить же из таких производственных отходов другие виды товаров или продавать их не разрешалось. Ряд предприятий выступили с инициативой использовать производственные отходы для изготовления других видов товаров и оставлять доходы, полученные от их реализации, у предприятий. Министерство, куда обратились эти предприятия, долго рассматривало данный вопрос и выдало разрешение на производство таких товаров, которые из отходов производства этих предприятий изготовить было невозможно.

В свете современных представлений о принципах гражданского права, воплощенных в Гражданском кодексе РФ, о правовом статусе хозяйствующих субъектов, о предпринимательстве и его экономическом и социальном значении следует признать, что типы правового регулирования должны были поменять свою ориентацию: для управляющей подсистемы – разрешительный тип регулирования, для управляемой – общедозволительный. В общем виде это нашло отражение в ст. 3 ГК РФ.

В п. 7 указанной статьи предусмотрено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами . В этой части данного пункта ясно просматривается, что в основу нормотворческой деятельности органов исполнительной власти (органов управления) в сфере действия гражданского права положен разрешительный тип правового ре­гулирования.

В этом пункте также указано, что случаи и пределы издания федеральными органами исполнительной власти нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, могут быть определены не только в законах, но и в иных правовых актах. Гражданский кодекс не уточняет ни виды этих правовых актов, ни уровень их принятия. Можно лишь сделать логический вывод, что такие правовые акты будут приниматься также на федеральном уровне.

В завершение анализа данной группы источников гражданского права нельзя не обратить внимания еще на одно обстоятельство. В п. 7 ст. 3 ГК РФ нет указания на то, что акты органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить постановлениям Правительства, указам Президента и Гражданскому кодексу, а в случае противоречия должны применяться соответственно постановление Правительства, указ Президента или Гражданский кодекс. Это довольно странно, особенно с учетом того, что в отношении самих постановлений Правительства и указов Президента законодатель счел необходимым это четко прописать. Конечно, можно сказать, что это само собой разумеется, логически предопределено, но такие суждения, не нашедшие своего юридического закрепления, будут слабым аргументом в случае возникновения противоречий между указанным нормативными актами, а это создает благоприятную базу для беспредела ведомственного нормотворчества, что мы уже в прошлом имели и признали непригодным для рыночных условий хозяйствования.

В Российской Федерации нормативный правовой акт является основным источником гражданского права.

Конституция РФ признается основным законом государства, обладающим высшей юридической силой. Данный акт, во-первых, устанавливает основные принципы гражданского права, во-вторых, содержит нормы, относящиеся к основным гражданско-правовым институтам (ст. ст. 8, 34-36, 44 и др. Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) и ГК РФ (п. 1 ст. 3) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, следовательно, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы, содержащие гражданско-правовые нормы.

Гражданское законодательство - это основная группа источников отечественного гражданского права, которая представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданское законодательство основывается на тех же принципах и выполняет те же функции, что и гражданское право.

Действующее гражданское законодательство Российской Федерации состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, являющие предметом гражданского права.

Центральное место среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс Российской Федерации , поскольку является основным нормативным актом гражданского законодательства. Нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ГК РФ, в противном случае они применяться не могут (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других федеральных законах и иных источниках гражданского права, необходимо руководствоваться нормами ГК РФ, если только непосредственно в самом кодексе не предусмотрено иное.

Действующий ГК РФ состоит из трех частей.

Часть первая ГК РФ (Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. Она включает в себя три раздела:

Раздел I «Общие положения » имеет пять подразделов и двенадцать глав: 1) Основные положения (глава 1. Гражданское законодательство; глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав); 2) Лица (глава 3. Граждане (физические лица); глава 4. Юридические лица; глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством); 3) Объекты гражданских прав (глава 6. Общие положения; глава 7. Ценные бумаги; глава 8. Нематериальные блага и их защита); 4) Сделки и представительство (глава 9. Сделки; глава 10. Представительство. Доверенность); 5) Сроки. Исковая давность (глава 11. Исчисление сроков; глава 12. Исковая давность).



Раздел II «Право собственности и другие вещные права » представлен восьмью главами: (глава 13. Общие положения; глава 14. Приобретение права собственности; глава 15. Прекращение права собственности; глава 16. Общая собственность; глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю; глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения; глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления; глава 20. Защита права собственности и других вещных прав).

Раздел III «Общая часть обязательственного права » имеет два подраздела и девять глав: 1) Общие положения об обязательствах (глава 21. Понятие и стороны обязательства; глава 22. Исполнение обязательств; глава 23. Обеспечение исполнения обязательств; глава 24. Перемена лиц в обязательстве; глава 25. Ответственность за нарушение обязательств; глава 26. Прекращение обязательств); 2) Общие положения о договоре (глава 27. Понятие и условия договора; глава 28. Заключение договора; глава 29. Изменение и расторжение договора).

Часть вторая ГК РФ (Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ) принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает в себя Раздел IV «Отдельные виды обязательств », состоящий из 31 главы (глава 30. Купля-продажа; глава 31. Мена; глава 32. Дарение; глава 33. Рента и пожизненное содержание с иждивением; глава 34. Аренда; глава 35. Наем жилого помещения; глава 36. Безвозмездное пользование; глава 37. Подряд; глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; глава 39. Возмездное оказание услуг; глава 40. Перевозка; глава 41. Транспортная экспедиция; глава 42. Заем и кредит; глава 43. Финансирование под уступку денежного требования; глава 44. Банковский вклад; глава 45. Банковский счет; глава 46. Расчеты; глава 47. Хранение; глава 48. Страхование; глава 49. Поручение; глава 50. Действия в чужом интересе без поручения; глава 51. Комиссия; глава 52. Агентирование; глава 53. Доверительное управление имуществом; глава 54. Коммерческая концессия; глава 55. Простое товарищество; глава 56. Публичное обещание награды; глава 57. Публичный конкурс; глава 58. Проведение игр и пари; глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда; глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения).



Часть третья ГК РФ (Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ) принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., одобрена Советом Федерации 14 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. Она включает в себя два раздела и восемь глав.

Раздел V «Наследственное право » представлен пятью главами (глава 61. Общие положения о наследовании; глава 62. Наследование по завещанию; глава 63. Наследование по закону; глава 64. Приобретение наследства; глава 65. Наследование отдельных видов имущества).

Раздел VI «Международное частное право » имеет три главы (глава 66. Общие положения; глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц; глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям).

Значительное место среди источников гражданского права принадлежит федеральным законам . Принятие некоторых федеральных законов предусмотрено непосредственно в ГК РФ (ст. ст. 47, 107, 131 и др.). Как правило, это специальные законодательные нормативные акты, призванные регулировать определенную группу общественных отношений, подпадающих под гражданско-правовое регулирование (к примеру, Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах», Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Хотя в соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) и ГК РФ (п. 1 ст. 3) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и, по общему правилу, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы, содержащие гражданско-правовые нормы, необходимо оговорить, что если нормы, являющиеся, по сути, нормами гражданского права, но вследствие специфики регулируемых ими общественных отношений входящие в комплексные по характеру отрасли законодательства (семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство), могут издаваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 76) и ГК РФ (п. 2 ст. 3) такие нормы, принимаемые на уровне субъекта Российской Федерации, должны соответствовать ГК РФ и иным федеральным законодательным актам.

Кроме того, Российская Федерация вправе делегировать субъектам РФ в одностороннем порядке или по договору право на принятие законов и иных нормативных актов по отдельным видам отношений, являющихся предметом гражданского права.

Отношения, подпадающие под гражданско-правовое регулирование, могут регулироваться также подзаконными нормативными актами , которые также являются источниками гражданского права. В частности, это указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ. Указ Президента РФ может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда данный вопрос согласно ГК РФ или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. При этом в Указах Президента РФ могут содержаться две категории норм гражданского права: 1) нормы, направленные на конкретизацию федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; 2) нормы, предназначенные непосредственно для регулирования отношений, по которым либо еще не приняты федеральные законы, либо и не предполагается их принятия (ввиду отсутствия такой необходимости).

На основании и во исполнение ГК РФ, иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие гражданско-правовые нормы. Правительство РФ в сфере хозяйственной деятельности принимает большое количество нормативных актов комплексного характера, содержащих нормы гражданского права.

Кроме того, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

В случае противоречия указа Президента РФ, постановления Правительства РФ или нормативного акты министерства или иного федерального органа исполнительной власти ГК РФ или иному федеральному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.

На сегодняшний день для регулирования отдельных видов отношений применяются нормативные акты СССР и РФ, принятые до введения в действие ГК РФ. Однако такие акты применяются лишь в части, не противоречащей гражданскому законодательству, принятому позднее, и лишь до принятия соответствующих нормативных актов.

Так, согласно статье 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и иные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» и от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК РФ.

Изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, в также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ.

Изданные до введения в действие части второй ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

И, наконец, согласно статье 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ.

Изданные до введения в действие части третьей ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

К источникам гражданского права относятся и локальные нормативные акты юридических лиц . В соответствии с действующим законодательством любое юридическое лицо имеет право принимать нормативные акты, призванные регулировать соответствующие внутриорганизационные отношения. Такие акты применяются по вопросам создания и прекращения деятельности юридических лиц, управления в организации, компетенции ее органов управления ответственности участников и руководителей и пр.

Понятие источника гражданского права

В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы , а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ , который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции РФ).

Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «правотворчества », ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц , их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства , наделенными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений . Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов , а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений , в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  • международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а также общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • законодательство (нормативные акты);
  • обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Международные договоры

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права .

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право). Женевская вексельная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях . Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права , то они, как и общие принципы гражданского права , определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права , а также принцип всеобщего соблюдения прав человека .

Обычаи имущественного оборота

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Действие гражданского законодательства

Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган , который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование).

Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму права , причем действующую с обратной силой. Толкование закона , которое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является ).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов , может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «ограничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает применение, либо исключение из общего правила.