Нужно ли го и чс на предприятии. Организация гражданской обороны на предприятии. Чему нужно обучить персонал касательно ГО

Вопрос от Татьяны:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходимость введения должности специалиста по ГО и ЧС? И при какой численности вводится данная должность?

Быть или не быть, специалисту по ГО и ЧС...

Ответ для Татьяны:

Здравствуйте.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из пунктов 6-8 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утверждённого Приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440:

6. Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:

1. В организациях, продолжающих работу в военное время:

  • до 1000 работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 работников согласно штатному расписанию — 2-3 освобожденных работника;
  • от 5000 и более работников согласно штатному расписанию — 4-5 освобожденных работников;
  • до 200 работников согласно штатному расписанию — 1 работник (по совместительству);
  • от 200 и более работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник.

2. В организациях, прекращающих работу в военное время:

  • назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.

7. Численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, закрепляется распорядительным документом соответствующего руководителя.

8. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 5000 человек (с учётом входящих в их состав представительств и филиалов) с общим количеством работников свыше 10000 работников, руководитель структурного подразделения по гражданской обороне является по должности заместителем руководителя организации и назначается на должность по согласованию с МЧС России (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации).

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ

На этом всё. Если ответ понравился, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку со своими коллегами в социальных сетях, форумах и т.д. 😉 Спасибо за поддержку!

На вопрос ответила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Продолжение следует...

Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центра управления в кризисных ситуациях регионального центра (ЦУКС)

Диспетчер оперативной службы

Должностные обязанности. Обрабатывает входящую информацию в соответствии с принятыми в ЦУКС стандартами, правилами. Организует сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ходе проведения их ликвидации. Проводит анализ и оценку достоверности поступающей информации и доведения ее для принятия соответствующих мер. Ведет установленную документацию.

Должен знать: законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации, а также нормативные и методические документы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации дежурно-диспетчерских служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия; нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительное профессиональное образование по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Должностные обязанности. Проводит занятия, тренировки и другие учебные мероприятия по гражданской обороне, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Участвует в подготовке и проведении учебно - методических сборов и совещаний, в обобщении и внедрении в практику передовых методов обучения. Представляет начальнику курсов гражданской обороны предложения по совершенствованию работы курсов. Участвует в разработке учебно - методических, плановых и отчетных документов по гражданской обороне. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической работе. Участвует в создании и совершенствовании учебно-материальной базы. Оказывает методическую помощь руководству учреждений, организаций в подготовке и проведении занятий, учений и тренировок по гражданской обороне. Участвует в разъяснительно - пропагандистской работе с населением по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидаций их последствий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные документы, касающиеся вопросов гражданской обороны; учебные программы по подготовке и обучению всех категорий населения; технические средства обучения и правила их эксплуатации; основы педагогики, психологии; методики обучения и воспитания слушателей; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 5 лет.

Должностная инструкция
инспектора по гражданской обороне [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инспектор по гражданской обороне относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно начальнику отдела (отделения) гражданской обороны.

1.2. На должность инспектора по ГО назначаются лица, имеющие высшее (или среднее профессиональное образование), без предъявления требований к стажу работы, или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее [значение] лет, в том числе в данной организации не менее 1 года.

1.3. Инспектор назначается и освобождается от занимаемой должности в установленном порядке по представлению начальника отдела (отделения) гражданской обороны.

1.4. В своей деятельности инспектор по ГО руководствуется:

Законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

Методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

Положением о мобилизационной подготовке;

Положением о гражданской обороне;

Приказами и директивами вышестоящих организаций по МР;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

Настоящей должностной инструкцией.

1.5. Инспектор по ГО должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Правила, методы обеспечения защиты информации, представляющей государственную и коммерческую тайны;

Конкретную исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях в [указать район], местах укрытия и маршрутах следования к ним, об адресах пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации;

Задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны и РСЧС в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях;

Основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;

Основные требования по производственной санитарии и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности

2.1. На инспектора по ГО [наименование организации] возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1.1. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области гражданской обороны.

2.1.2. Разъяснение нарушителям законодательства в области гражданской обороны.

2.1.3. Составление Планов основных мероприятий по учреждениям в области Гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

2.1.4. Разработка необходимой документации по ГОЧС в соответствии с требованиями РФ и доведения утвержденных документов до командования.

2.1.5. Выявления уязвимых звеньев деятельности учреждения, использования методики ГОЧС на каждом предприятии и учитывая особенности данного процесса и другие условия.

2.1.6. Хранение государственной и служебной тайны.

2.1.7. Соблюдение требований действующего законодательства.

3. Права

3.1. Инспектор по ГО имеет право:

3.1.1. Представлять в установленном порядке организацию в других организациях по всем вопросам гражданской обороны.

3.1.2. Представлять начальнику отдела, руководителю организации расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и противопожарной безопасности, требующих немедленного решения.

3.1.3. Получать от структурных подразделений организации и руководства информацию, необходимую для выполнения возложенных обязанностей.

3.1.4. Вести контроль за правильным проведением мероприятий гражданской обороны и противопожарной безопасности в структурных подразделениях организации.

3.1.5. Запрещать проведение работ, проводимых с нарушениями правил противопожарной безопасности.

4. Ответственность

4.1. Инспектор по ГО несет ответственность за:

4.1.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящей инструкцией.

4.1.2. Причинение своими действиями или бездействием материального ущерба организации в порядке и пределах, установленных Трудовым кодексом РФ.

4.1.3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в порядке и пределах, установленных законодательством РФ.

4.1.4. Отказ выполнять распоряжения начальника отдела гражданской обороны, руководителя организации.

4.1.5. Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

4.1.6. Несоблюдение инструкций по охране труда, должностных инструкций, инструкций по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С мая 2017 года все предприятия резко озаботились вопросом, кто проводит инструктаж по гражданской обороне. Если раньше можно было формально относиться к этой процедуре, то теперь есть угроза нарваться на крупный штраф от МЧС. Из этой консультации вы узнаете, что говорит закон по данному вопросу и кого можно назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа, в частности.

Что говорит закон

К сожалению, кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне в организации, в действующем законодательстве напрямую не сказано. Последние изменения говорят только о том, что каждое предприятие (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841):

  • разрабатывает программу проведения с персоналом вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организует и проводит вводный инструктаж по ГО с новыми сотрудниками в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по ГО.

Имейте в виду: обычно именно ответственный за проведение вводного инструктажа занимается также разработкой программы его проведения для предприятия, а также содействует проведению учений и тренировок с персоналом.

Требования к ответственному за ГО

На практике, вот кто должен проводить инструктаж по гражданской обороне:

  • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (как отдельная штатная единица);
  • специалист по охране труда;
  • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

Разумеется, кто проводит инструктаж по ГО, должен быть компетентен в вопросах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, первой медицинской помощи и т. д. То есть – пройти соответствующую подготовку (отдельный курс или дополнительное профессиональное образование). А на этот счёт у законодательства есть особые требования к таким работникам.

Так, на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, кто проводит инструктаж по ГО и ЧС, обязан обновлять свои знания в данной области. При этом установлена периодичность – не реже одного раза в 5 лет. По закону это может быть:

  1. Повышение квалификации.
  2. Обучение на специальном курсе.

Когда предприятие решило, кто должен проводить инструктаж по ГО, его направляют на учёбу в региональное управление ГО и ЧС при МЧС. Там он получит документ, который и даёт право данному специалисту проводить инструктаж. Кстати, таким ответственным вполне может быть и руководитель организации.

Назовём 2 нормативных документа, которыми следует руководствоваться при назначении ответственного за проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС:

  1. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
  2. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440).

Но скажем сразу: согласно этим документам, на должности по гражданской обороне назначают лиц, имеющих соответствующую подготовку в области ГО. Других требований – нет.