Бартерные сделки запрещены. Договор бартера: образец оформления. Между юридическими лицами

Бартерные сделки и сделки с «условием»

Сделки «с условием», отличаются от традиционных сделок тем, что обычный участник биржевых торгов, продающий (или покупающий) «на условиях» ценные бумаги у специалиста, берет на себя обязательство по заключению «обратной» сделки - сделки по покупке (или продаже) этих же бумаг. Такую «обратную» сделку специалист должен исполнить по первому требованию ее второй стороны, однако в пределах одной торговой сессии. При этом цена «обратной» сделки может отличаться от цены «прямой» сделки.

Возможность заключения бартерной сделки привлекала клиентов в ситуации товарного дефицита, разрушенных хозяйственных связей и ослабленного рубля, поэтому биржи вводили у себя бартерные сделки. Прямое запрещение бартера в то время, когда принималось российское биржевое законодательство, сочли нецелесообразным. Однако еще более нецелесообразным было бы увековечить бартер в Законе, поэтому была принята компромиссная формулировка, где вместо слова «бартер» значилось «другие виды сделок».

Надо сказать, что «сделка с условием» все-таки несколько отличалась от обычной бартерной сделки. Основные отличия заключались в том, что заключение сделки идет в процессе гласного торга в операционном зале с участием маклера, учетно-расчетную функцию выполняли деньги и сделка заключалась с использованием биржевого информационного банка данных. Брокер должен был купить встречный товар в течение месяца, а в противном случае он лишался права на вознаграждение. Брокеры имели право отказаться от такой сделки.

Большинство бирж всячески старались сократить количество «сделок с условием», рассматривая их как своего рода атавизм, пережиток распределительной системы, несовместимый с биржей. Уже в 1992 году число бартерных сделок на биржах существенно сократилось.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если вы осуществляете закупку по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому вы сами являетесь исполнителем, то это одно из оснований для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ и соответственно такая закупка не подпадает под действие Закона 44-ФЗ.

Как производят закупки государственные, муниципальные унитарные предприятия?

Унитарные предприятия с 1 января 2017 года исключаются из заказчиков по Закону № 223-ФЗ и становятся заказчиками по Закону № 44-ФЗ.

Соответственно, осуществляют по нему все закупки независимо от источника финансирования, кроме случаев, указанных в Законе № 223-ФЗ и части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с новой редакцией пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

  1. За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ выделяют только два основания (по источнику финансирования и статусу заказчика) для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ, а в остальных случаях, в том числе независимо от источника финансирования, закупки должны осуществляться по Закону № 44-ФЗ.

Исключение из правил

Под Закон № 44-ФЗ не подпадут только такие закупки ГУП и МУП, которые предприятия проводят за счет грантов, а также закупки по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарное предприятие является исполнителем.

Для чего придумали изменения

Как рассчитывает Правительство РФ, перевод ГУП и МУП на Закон № 44-ФЗ поможет расходовать бюджетные средства более эффективно и тщательнее контролировать заказчиков. Ведь Закон № 223-ФЗ, по правилам которого сейчас работают ГУП и МУП, позволяет с помощью разных наименований способов закупок маскировать закупку у единственного поставщика. В отличие от этого, Закон № 44-ФЗ устанавливает более жесткие требования к закупкам.

Что нужно сделать

Перечислим, что изменится для ГУП и МУП при переходе на Закон № 44-ФЗ:

  1. Назначить контрактного управляющего или контрактную службу. Запомните, что их квалификацию надо обязательно подтвердить специальным документом. Например, дипломом о повышении квалификации по курсу «Управление закупками» в объеме не менее 108 часов;
  2. Составить план-график закупок и утвердить его до начала 2017 года;
  3. Включить в план-график обязательные закупки у СМП;
  4. Составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Не забудьте про обоснование закупок, которое должны составлять все заказчики по контрактной системе;
  5. Провести нормирование всей закупаемой продукции: что и для каких целей покупает предприятие;
  6. Перейти на способы закупки, предназначенные для контрактной системы. Основными способами станут открытый конкурс и электронный аукцион. Часть товаров придется покупать строго только через электронный аукцион согласно аукционному перечню;
  7. Ограничить свои закупки у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в очень ограниченном объеме на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  8. Установить ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний (например, программное обеспечение, лекарства, отдельные виды медицинских изделий, отдельные виды продуктов, товары машиностроения).

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Или как предприятия могут легально уходить из-под налогового и ростовщического пресса
***

Причина проста: продукция денежных печатных станков уходит на финансовые рынки, где процветает спекуляция, а реальная экономике сидит на голодном пайке.

Даже если у хозяйствующих субъектов имеются деньги на банковских счетах, ими становится сложно пользоваться, поскольку это уже не вполне деньги, это инструменты спекуляций и перераспределения общественного богатства в пользу тех, кому принадлежат печатные станки.

Реакцией общества на мутации денег становится стихийное появление различных способов хозяйствования, которые минимизируют использование официальных денег или даже полностью обходятся без них. Наиболее распространенным безденежным способом хозяйствования сегодня является бартер — операция по обмену одного товара в согласованном количестве на другой без использования денежной формы расчетов.

Резкий всплеск бартерных операций происходит каждый раз, когда экономика входит в фазу кризиса и резко падает платежеспособный спрос со стороны корпоративных структур и граждан.

Хорошо известно, что гигантские транснациональные корпорации (ТНК) активно пользуются так называемыми трансфертными ценами. Речь идет о внутрикорпоративных поставках сырья, деталей и узлов между «дочками» и «внучками» по ценам, отличающимся от мировых. Они могут прибегать и к бартерным схемам. Это выгодно с точки зрения «налоговой оптимизации» деятельности ТНК.

Кроме того, крупные корпорации, действующие на мировых товарных рынках, как правило, входят в международные картели, то есть соглашения об установлении единых цен. Члены картелей, стремясь захватить новые рыночные пространства, могут прибегать к неценовым методам конкурентной борьбы. Среди них - бартерные сделки.

Сегодня мы читаем об этом всё чаще. Например, летом 2015 года в Греции разразился острый политический, экономический и финансовый кризис. Денег в греческой экономике стало мало. Ситуация усугубилась тем, что были введены ограничения на операции с наличными и безналичными деньгами. Реакцией греческого общества на возникновение денежного голода стало стремительное развитие бартерных схем, в которых участвовали и гигантские компании, и малый бизнес, и простые граждане.

Для того чтобы расширить сферу применения бартера, создаются специальные информационные центры, которые сосредоточивают заявки по предложению и спросу на различные товары и услуги. Некоторые информационные центры со временем превращаются в специализированные бартерные компании, клубы и биржи, предоставляющие своим клиентам более широкий спектр услуг.

Прежде всего, брокерские услуги: поиск партнеров, выстраивание товарных цепочек, подготовка контрактов, контроль их выполнения. Наиболее продвинутые бартерные центры создают свои бартерные деньги. С помощью таких денег центры могут закупать у клиентов товары, перечисляя бартерные деньги на их счета. Продавцы могут использовать эти деньги для покупки товаров и услуг других клиентов. Возможна выдача кредитов в бартерных деньгах.

Информация о бартерных формах экономических отношений в отдельных странах очень фрагментарна. Тем более нет обобщающей статистики. Это и понятно. Прежде всего, развитию бартерных схем противодействуют налоговые службы, так как налоги обычно начисляются с операций денежного характера. Многие бартерные сделки выпадают из поля зрения современных мытарей , делаются попытки поставить их под контроль. Так, в 1982 году в США был принят законодательный акт Tax Equity and Fiscal Responsibility Act, который требует, чтобы налогоплательщики учитывали доход, который они получают в результате бартерных операций.

Кроме того, бартер снижает спрос на продукцию печатных станков центральных банков. Что, естественно, также вызывает неприятие бартера со стороны современных ростовщиков. Среди стран с традиционно развитыми бартерными отношениями эксперты называют Индию и Испанию. Считается, что самый старый бартерный рынок существует в индийском городе Кочи, он создан был 200 лет назад. В Испании мощные бартерные рынки действуют в Барселоне, Каталонии и Мьерес.

Бартер сегодня перестает быть экзотикой и в Северной Америке. В США уже несколько десятилетий существуют бартерные агентства, которые занимаются организацией товарообменных сделок, подбором партнеров. Некоторые из них превратились в биржи. Большинство крупных и средних городов США и Канады имеют свои бартерные биржи. В США на сегодняшний день крупнейшей бартерной биржей является International Monetary Systems, в Канаде — Tradebank.

В Америке для защиты интересов участников бартерных отношений была создана Национальная ассоциация торговых обменов (NATE). Между прочим, NATE ввела свою бартерную валюту под названиемBANC. По некоторым оценкам, в 2010 году в США в операциях бартерной торговли участвовало свыше 450 тыс. компаний. Безусловно, большинство из них используют традиционные формы сделок для покупки и продажи товаров, однако все они имеют излишки нереализованной продукции, которые и выставляются на бартерные биржи. Ежегодный объем бартерных сделок в США превышает 10 млрд. долл. Можно предположить, что это лишь верхняя часть айсберга, многие участники бартерных сделок предпочитают не светиться.

Следует упомянуть о торговой системе «Евробартер» — Euro Barter Business International Limited, EBB. В нее вовлечены более 17000 компаний малого и среднего бизнеса Европы и даже Турции. Участники системы ежеквартально платят членские взносы и получают доступ в компьютерную базу данных предложений бартера в самых разных частях Европы.

В 1991 году Австралия и Новая Зеландия учредили бартерную биржу Bartercard. Позднее она создала свои отделения в Великобритании, США, на Кипре, в ОАЭ и Таиланде. На сегодняшний день эта бартерная биржа считается крупнейшей в мире, она насчитывает 75 тысяч активных членов.

На глобальном уровне действует около 400 бартерных компаний, которые выстраивают торговые обмены между фирмами разных стран мира. Координацию национальных бартерных организаций осуществляет Международная ассоциация встречной торговли — International Reciprocal Trade Association, IRTA. Она тесно взаимодействует с Bartercard и рекомендует для своих членов использование бартерной денежной единицы под названием Всемирная валюта — Universal Currency (UC).

Актуальность бартерных отношений на международном уровне возрастает сегодня в связи с тем, что США всё чаще начинают прибегать к такому средству давления на отдельные государства, как экономические санкции, в том числе блокирование транзакций в долларах и других резервных валютах. Эффективным средством противодействия подобным санкциям становится бартер. Иран, на протяжении многих лет подвергавшийся наибольшему прессингу со стороны Вашингтона и его союзников, часть своей торговли вообще был вынужден перевести на бартерную основу (сделки «нефть в обмен на товары»). Бартерные отношения Ирана с Китаем, Индией и Южной Кореей в период санкций обеспечили иранцев всем, от мобильных телефонов до железнодорожного оборудования,

Еще в 2014 году была начата подготовка к крупной бартерной сделке Российской Федерации с Ираном. Предполагались поставки Ираном преимущественно одного товара - сырой нефти, имея в виду, что Россия далее будет осуществлять ее реэкспорт. Российская Федерация планировала поставки весьма широкого ассортимента товаров, а также строительство объектов энергетики в Иране. Сделка была рассчитана на несколько лет, ее объем, как писали СМИ, мог достичь 20 млрд. долл., но в связи с частичной отменой Западом санкций против Ирана подготовка сделки была приостановлена.

Впрочем, уже в 2016 году в Тегеране были сделаны заявления о том, что полностью от бартерных схем во внешней торговле страна отказываться не будет. Иран рассматривает не только традиционную схему «нефть в обмен на товары», но также «нефть в обмен на активы». В частности, иранская сторона вела переговоры по покупке нефтеперерабатывающих заводов в Швейцарии и Франции, сорвавшиеся из-за давления Вашингтона. В настоящее время Тегеран ведёт переговоры по покупке НПЗ с Индией, Бразилией и Испанией.

Валентин Катасонов

Компании могут осуществлять операции без расчетов денежными средствами, например, обмениваться товарами. Такого рода сделки называются бартерными. Какие моменты нужно учитывать фирмам при заключении подобных контрактов.

Если договором мены не предусмотрены особые случаи перехода права собственности на товары, то оно переходит к обеим сторонам после исполнения их обязательств.

По бартерному договору (договору мены) каждая из сторон признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем его (ст. 567 ГК РФ). То есть в данном случае необходимо применять нормы, предусмотренные для контрактов купли-продажи. По общему принципу, право собственности на обмениваемую продукцию переходит к сторонам как покупателям, одновременно после ее передачи обеими компаниями (ст. 570 ГК РФ). Это значит, что фирма, получившая товар раньше, не является его собственником до тех пор, пока, в свою очередь, не передаст товар своему партнеру.

Однако в договоре можно предусмотреть, что право собственности на продукцию переходит в момент ее вручения, независимо от исполнения обязательств по передаче товара другой стороной.

Также в соглашении необходимо указать, какая именно продукция, в каком объеме и в каком количестве подлежит обмену, а также определить их цену. Обмениваемая по договору продукция может быть равноценной либо неравноценной (п. 1 ст. 568 ГК РФ).

В первом случае денежные расчеты между сторонами по бартерному договору не производятся. Во втором – контрагент, чей товар стоит меньше, должен доплатить разницу в цене своему деловому партнеру (п. 2 ст. 568 ГК РФ).

Согласно статье 568 Гражданского кодекса, по договору мены товары считаются равноценными, расходы на их передачу и принятие несет каждая из сторон по соответствующим обязательствам. В том случае, если их учетная стоимость выше или ниже цены обмениваемого имущества, разница в стоимости относится на финансовые результаты деятельности организации. Все налоги должны быть начислены от стоимости обмениваемых товаров, установленной в договоре. При этом предъявить к вычету из бюджета можно только сумму НДС, исчисленную от учетной стоимости продукции, а если она ниже, чем по договору мены, то доначисление налога будет сделано за счет прочих расходов компании.

Организации, осуществляющие бартерные операции, могут в своей учетной политике определять выручку для целей налогообложения методом начисления. Датой определения дохода считается день отгрузки товаров (работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных бумаг.

Организации, осуществляющие бартерные операции, могут в своей учетной политике определять выручку для целей налогообложения методом начисления.

Можно применять и кассовый метод, когда датой поступления последней будет считаться день прекращения дебиторской задолженности покупателей. Поскольку по товарообменным, или бартерным, операциям денежные расчеты отсутствуют, то при кассовом методе выручка будет считаться полученной при поступлении товаров по договору мены. Далее рассмотрим варианты бухгалтерского учета бартерных операций, применение счетов и их корреспонденции.

Бартерный учет

При определении выручки от реализации по мере оплаты отгруженной продукции, поступление ТМЦ по товарообменным операциям и выполненные для организации работы услуги оформляются обычными бухгалтерскими проводками: по дебету соответствующих материальных счетов и счетов по учету затрат (10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Капитальные вложения» и др.) и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Списание первоначальной стоимости и себестоимости отгруженных товарно-материальных ценностей, а также выполненных работ и услуг по товарообменным операциям отражают по дебету 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные» и др.

Суммы износа по исходным основным средствам, нематериальным активам списываются с дебета счетов 02, 05 в кредит счета «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы»).

Одновременно на стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей (выполненных работ, услуг) по ценам реализации уменьшается задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие товары, то есть проводка будет такой:

Дебет 60, 76 Кредит 90.1, 91.1 .

Финансовый результат по товарообменным операциям списывают со счетов 90, 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При методе реализации для налогообложения «по отгрузке» товары и иное имущество отражаются по кредиту 90.1 или 91.1 и дебету счетов 62 или 76.

Одновременно в дебет счетов 90 (субсчет 2, 3, 4) или 91 (субсчет 2) списывают себестоимость товаров или цену имущества с кредита счетов учета этих ценностей, нефинансовый результат от указанной операции списывают с товарной реализации на счет 99.

Поступившие в организацию по товарообменным операциям ценности приходуют по дебету счетов производственных запасов или другим счетами отражают по кредиту счетов 60 или 76.

Кто первый?

Существуют особенности учета для фирм, которые отгрузили продукцию первыми. В соответствии со статьей 571 ГК РФ в случае, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения ими обязательств по договору.

Следовательно, бухгалтеру той организации, которая уже отгрузила ценности, но еще не получила «встречные» товары, нельзя признавать выручку по данной сделке и задействовать счет 90 «Продажи» до тех пор, пока обмен не будет завершен полностью.

Бухгалтеру фирмы, которая первой получила ценности по бартеру следует иметь в виду, что вплоть до отгрузки «встречных» ценностей полученные товары не являются собственностью компании.

Поэтому в момент отгрузки «своего» товара нужно списать его стоимость с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и других счетов (в зависимости от того, какие именно ценности передаются по бартеру) в дебет счета 45 «Товары отгруженные». На этом счете они будут числиться до тех пор, пока бизнес-партнер не исполнит свои обязательства.

Оприходование продукции, полученной по бартеру, нужно отражать в обычном порядке: по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и т.д. (опять же, смотря что именно получено по бартеру) и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если обе стороны являются плательщиками НДС и полученные по бартеру ценности будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, сумму «входного» налога необходимо отражать на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и предъявлять к вычету.

Одновременно с получением товара бухгалтер может признать выручку от бартерной сделки и списать проданные вещи с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи».

Нельзя забывать, что существуют особенности учета ив организации, которая первой получила ценности по бартеру. Бухгалтеру такой компании следует иметь в виду, что вплоть до отгрузки «встречных» ценностей партнеру полученные товары не являются собственностью организации. А потому принять их на баланс – например, на счет 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. – нельзя. Но и совсем не учитывать их тоже не получится, ведь фактически они уже поступили и находятся под ответственностью получателя. Товары нужно принять к забалансовому учету на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Записи по забалансовым счетам ведутся по простой схеме, без применения метода двойной записи. При получении ценностей нужно принять их к учету по дебету счета 002 (без корреспонденции с каким-либо другим счетом), а после исполнения своих обязательств и, следовательно, перехода права собственности на полученные товары, нужно снять их с забалансового учета (записью по кредиту счета 002) и оприходовать в обычном порядке.

В оплату задолженности Муниципальному Бюджетному Учреждению за оказанные услуги в январе 2014 года в рамках предпринимательской деятельности ООО предлагает инструмент. Может ли МБУ заключить договор бартерных сделок в данном случае в соответствии с новыми требованиями в сфере закупок товаров,работ и услуг.

Ответ

В соответствии с приведенным материалом бюджетное учреждение имеет право производить зачет взаимных требований с контрагентами. Для проведения зачета взаимных требований с ООО, учреждение должно заключить с ООО договор на приобретение инструмента, а не договор бартерных сделок. Однако заключить договор на приобретение инструмента с ООО (что бы можно было провести взаимозачет) как с единственным поставщиком можно только в том случае, если сумма договора будет составлять до 100 000 руб. и не более 5 процентов от общего годового объема закупок (и не более чем на 50 000 000 руб.).

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет

Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами?

Отвечает
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 ГК РФ. Случаи, в которых взаимозачет недопустим, описаны в статье 411 ГК РФ. Ни ГК РФ, ни Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право проводить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях.

Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем.*

2. Статья: Госзакупки в казенных учреждениях по новому закону

С 2014 года будет действовать новый закон в сфере закупок товаров для госнужд. Он коснется всех государственных и муниципальных заказчиков, в том числе казенных учреждений. Рассмотрим основные изменения в закупочной практике.*

Закупки у единственного поставщика

Законом о контрактной системе вводится 11 способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

Заказчик всегда проводит закупку путем назначения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При этом он должен обосновать выбор способа определения поставщика, в том числе закупку у единственного источника, чего раньше почти никогда не требовалось.*

Казенное учреждение, осуществляющее закупки у единственного источника (ст. 93 Закона о контрактной системе), с 2014 года должно будет:*

  • обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • обосновать цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • включить в заключаемый контракт расчет и обоснование цены контракта.*

Закупки малого объема

Одно из самых серьезных изменений закона - ограничение количества проводимых запросов котировок и закупок малого объема (до 100 000 руб.). Законодатель отказался от термина «одноименность».*

С 2014 года любой заказчик сможет покупать одну и ту же, сходную или различную продукцию и через запросы котировок, дробя при этом заказы по 100 000 руб. Но в такой ситуации надо соблюдать следующие ограничения:*

  • по запросам котировок может быть куплено не более 10 процентов от общего годового объема закупок и не более чем на 100 000 000 руб. (ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе);
  • по малым закупкам (до 100 000 руб.) может быть куплено не более 5 процентов и не более чем на 50 000 000 руб.* (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

А.В. Ермакова, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок, к. ю. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольга Холина Ведущий эксперт «Системы Главбух»