Первостепенный объект защиты. Системы безопасности по объектам защиты. БЖД как учебная дисциплина

  • 5. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.
  • Тема 2. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере
  • 1.Человек как биологический и социальный субъект
  • 1.Человек как биологический и социальный субъект
  • 2. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
  • 3. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
  • 4. Мотивация риска
  • 5. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
  • 6. Основные причины деградации окружающей среды
  • 7. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы.
  • Тема 3. Взаимодействие человека и техносферы. План
  • 1. Понятие техносферы.
  • 2. Структура техносферы и ее компонентов
  • 3. Генезис техносферы.
  • 4. Объекты защиты.
  • 5. Проблемы в системах безопасности.
  • Тема 4. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. План
  • 1. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 2. Вредные и опасные негативные факторы
  • 3. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания.
  • 3.1.1. Органы чувств
  • 3.1.2. Нервная система
  • 3.1.3. Гомеостаз и адаптация
  • 3.1.4. Естественные системы защиты организма
  • 4. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления.
  • Тема 5. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. План
  • 1 . Основные принципы защиты от опасностей.
  • 2. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 4. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
  • Тема 6. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
  • 1. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.
  • Организация рабочего места
  • Техническая эстетика
  • Метеорологические условия на производстве
  • Освещение
  • Светотехнические величины
  • Основные зрительные функции
  • Тема 7. Психо-физиологические и эргономические основы безопасности
  • 1. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
  • 2. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика.
  • 3. Виды и условия трудовой деятельности.
  • Тема 8. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации План
  • 1. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • 2.Фазы развития чрезвычайных ситуаций
  • 3. Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях
  • 4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
  • Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности
  • 1. Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности
  • 1.1. Законы и подзаконные акты.
  • 1.2. Нормативно-техническая документация (нтд).
  • 2. Система контроля требований безопасности и экологичности
  • 2.1.Управление охраной окружающей природной среды.
  • 2.2. Управление охраной труда.
  • 2.3. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности
  • 2.3.1. Экологическая экспертиза.
  • 2.2.2. Экологический контроль на предприятии.
  • 2.3.3. Экспертиза безопасности.
  • 2.4.4. Государственная экспертиза условий труда.
  • 3. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • 4. Международное сотрудничество
  • 4. Объекты защиты.

    Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей.

    В порядке приоритета к объектам защиты относятся:

    человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т. п.

    Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия. Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

    Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него.

    Системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды:

    Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

    Систему охраны природной среды (биосферы);

    Систему государственной безопасности;

    Систему глобальной безопасности.

    Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих действий и поступков человека! Создание надежного жилища не что иное, как стремление обеспечить себя и свою семью защитой от естественных негативных факторов: молнии, осадков, диких животных, пониженной и повышенной температуры, солнечной радиации и т.п. Но появление жилища грозило человеку возникновением новых негативных воздействий, например, обрушением жилища, при внесении в него огня - отравлением при задымлении, ожогами и пожарами.

    Наличие в современных квартирах многочисленных бытовых приборов и устройств существенно облегчает быт, делает его комфортным и эстетичным, но одновременно вводит целый комплекс травмирующих и вредных факторов: электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень радиации, шум, вибрации, опасность механического травмирования, токсичные вещества и т. п.

    Прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и энергетического уровня травмирующих, и вредных факторов производственной среды.

    Создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но одновременно привело к повышенному травматизму на дорогах, породило трудно решаемые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей (отработавших газов, масел, продуктов износа шин и др.).

    5. Проблемы в системах безопасности.

    Значимость проблем в системах безопасности непрерывно увеличивается, поскольку растет не только число, но и энергетический уровень негативных воздействий. Если уровень влияния естественных негативных факторов практически стабилен на протяжении многих столетий, то большинство антропогенных и техногенных факторов непрерывно повышает свои энергетические показатели (рост напряжений, давлений и др.) при совершенствовании и разработке новых видов техники и технологии (появление ядерной энергетики, концентрация энергоресурсов и т. п.).

    В последние столетия неизмеримо выросли уровни энергии, которыми владеет человек. Если в конце XVIII в. он обладал лишь паровой машиной мощностью до 75 кВт, то в конце XX в. в его распоряжении находятся энергетические установки мощностью 1000 МВт и более. Значительные энергетические мощности сосредоточены в хранилищах взрывчатых веществ, топлив и других химически активных веществ.

    По мнению акад. Н.Н. Моисеева, “человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействий на среду обитания становится соизмеримой с могучими силами природы планеты. Это внушает не только гордость, но и опасение, ибо чревато последствиями, которые могут привести к уничтожению цивилизации и даже всего живого на Земле”.

    Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды и кризису биосферы.

    В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

    Понятие безопасности, правовые нормы ее обеспечения и функции системы безопасности определены в Федеральных законах о безопасности от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ и от 28 декабря 2010 г. № 390:

    «Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

    Система безопасности — это совокупность взаимосвязанных и определен-ным образом упорядоченных элементов, включающая в себя правовые, социально- экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиени-ческие, лечебно-профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности.

    Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

    1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

    2) определение основных направлений государственной политики и стратегиче-ское планирование в области обеспечения безопасности;

    3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

    4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

    5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопас-ности;

    6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, воен-ной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

    7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

    8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

    9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

    10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

    11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Существующие в настоящее время системы безопасности по объектам защиты подразделяются на следующие основные виды:

    Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизне-деятельности, в том числе безопасность охраны труда, радиационную, пожарную, общеобразовательных учреждений и т.д.;

    Систему охраны природной среды (биосферы);

    Систему государственной (национальной) безопасности;

    Систему глобальной безопасности, в том числе международную и региональ-ную.

    Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности чело-века, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья.


    К основным объектам безопасности относятся личность, общество и государ-ство и их жизненно важные интересы.

    Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного раз-вития личности, общества и государства.

    Безопасность личная защищенность жизненно важных интересов личности, таких как: биологические, психические и социально-духовные. Она обусловлена правовыми нормами и законами, индивидуальными качествами личности, исполь-зуемыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

    Безопасность общественная — защищенность жизненно важных интересов об-щества, а именно материальных и духовных ценностей. Она обусловлена уровнем организации государственных структур и сознания людей.

    Безопасность национальная — состояние защищенности национальных интересов государства: конституционного строя, территориальной целостности, суверенитета. Она обусловлена наличием соответствующих законов, правоохранительных органов, армии.

    Рассмотрим некоторые виды безопасности.

    Международная безопасность — это защищенность международных отно-шений в мировой политике, нормальная жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и сотрудничество народов и стран в условиях надежной за-щищенности жизненно важных интересов каждого из них от внешней агрессии, международного терроризма и других форм вооруженного насилия.

    Она формируется на основе национальной и региональной безопасности. Ее основными слагаемыми выступают экономическая, политическая, экологическая, военная и другие виды безопасности.

    Международная безопасность предполагает обеспечение:

    Права каждого человека и человечества на существование и устойчивое развитие;

    Суверенитета и территориальной целостности государств;

    Свободного и самобытного развития стран и народов;

    Сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

    Свободы перемещения людей, капиталов, информации;

    Полноправия и равноправия граждан и др.

    Международная безопасность поддерживается комплексом мер, охватывающих все сферы жизни человеческого общества, все виды деятельности в нем.

    Особое зна-чение имеет соблюдение всеми государствами и народами принципов и норм между-народного права, закрепленных в Уставе и других документах ООН, прежде всего:

    Принятие коллективных мер для предотвращения угрозы миру и пресечения актов агрессии;

    Неприменение силы или угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;

    Мирное разрешение международных споров;

    Развитие дружественных отношений между государствами на основе уважения их территориальной целостности, равноправия, суверенитета народов и др.

    Региональная безопасность — это защищенность отношений внутри и между социально-территориальными общностями определенного региона, когда для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается надежное существование и стабильное развитие.

    Системы региональной безопасности создаются на различных уровнях:

    В рамках отдельных административно-территориальных единиц страны;

    Применительно к нескольким соседним районам государства;

    В масштабе группы стран, входящих в определенную географическую зону.

    На любом уровне региональные системы безопасности строятся во взаимосвязи с национальной и международной безопасностью, включают в качестве основных элементов средства обеспечения экономической, политической, экологической, во-енной и других видов безопасности.

    Сфера компетенции и пути обеспечения региональной безопасности определены положениями главы 8 Устава ООН «Региональные соглашения».

    Они предусматри-вают такие средства и методы, как:

    Мирное урегулирование споров, предупреждение конфликтов между членами региональной системы;

    Организация коллективных мер по пресечению актов агрессии и устранению угрозы миру;

    Превентивная дипломатия, поддержание, установление и укрепление мира в постконфликтный период.

    Региональная безопасность формируется, как правило, через региональные со-глашения. Из совокупности таких взаимоувязанных соглашений, организаций и структур образуется региональная система безопасности.

    Национальная безопасность — состояние защищенности развития и условий жизнедеятельности страны (нации), при котором обеспечивается приоритет ее жиз-ненно важных интересов, гарантируется ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении своих фундаментальных ценно-стей и институтов.

    Основными объектами национальной безопасности выступают:

    Личность, ее права и свободы;

    Социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправ-ление; общество, его материальные и духовные ценности;

    Государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная це-лостность.

    Нация (страна) находится в состоянии безопасности, когда она в состоянии за-щитить свои интересы посредством политических, экономических, социально-пси- хологических, военных и других действий.

    Жизнь общества и национальная безопасность страны предстает как много-сторонняя система отношений, которая включает множество отдельных видов безопасности (в соответствии с угрозами и видами человеческой деятельности): международную, военную, пограничную, социальную, политическую, демографиче-скую генетическую, психологическую, пожарную, радиационную, промышленную, дорожно-транспортную, безопасность труда, информационную, интеллектуальную, семейную, личную, коллективную, экономическую, энергетическую, технологиче-скую, экологическую, детскую, продовольственную, эпидемиологическую, безопас-ность в ОУ и в образовательной сфере.

    Выделяют различные аспекты национальной безопасности: безопасность госу-дарства, личности и общества (табл. 4.1). В левом столбце безопасность рассматри-вается как состояние защищенности объекта (государства, общества и личности) от различных угроз и возможность его нормального функционирования. В правом — как способность и обязанность объекта (государства, общества и личности) обеспе-чить безопасность и реализовать свои жизненно важные интересы.

    Кроме того, существует ряд специальных видов профессиональной безопасно-сти: пожарная, военная, медицинская и т.д.

    В широком смысле слова к объектам обеспечения безопасности следует отнести людей и все виды их жизнедеятельности, семью, производственные объекты и их кол-лективы, материальные ресурсы, общество, государство, человечество, техносферу,

    Таблица 4.1. Аспекты личной и коллективной безопасности как состояния защищенности и как способности защищаться

    Рис. 4.1. Взаимообусловленность объектов безопасности

    биосферу , в целом планету Земля. На рис. 4.1 условно показаны основные объекты безопасности и их взаимозависимости. Обеспечение безопасности всех объектов но-сит системный характер, они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. Безопасность личности невозможно обеспечить без безопасности общества, а безопасность обще-ства невозможна без государства, материальных и природных ресурсов. Безопасность трудовой и иных видов жизнедеятельности прямо зависит от безопасности общества и техносферы, а безопасность всего человечества может быть осуществлена только при достаточной устойчивости биосферы и межгосударственных отношений.

    Для анализа безопасности человека и общества выделяются различные уровни объектов, что позволяет условно разграничить тесно связанные в реальной жизни «переплетенные, взаимовложенные» объекты безопасности по масштабам и слож-ности: индивид; семья; группа; профессиональный коллектив; население региона; народ, нация; государство; человечество; биосфера с человечеством.

    На рис. 4.2 схематично отображены взаимовложенные объекты безопасности — от индивидуального до профессионального, национального и глобального.

    Тесная взаимозависимость существует также между состоянием окружающей среды, созданной человеком техносферой, социальной сферой и катастрофами. Так, после наводнений и землетрясений всегда обостряются социальные и технические проблемы и возника-ют соответствующие опасные си-туации уже не в природной, а в со-циальной и технической сферах. Поэтому при повышении защищен-ности человека от техногенных или природных опасностей, от терактов одновременно усиливается его за-щищенность от иных социальных, биологических, природных, крими-нальных, информационных и иных видов угроз.

    Задачи БЖД :

    • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
    • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
    • защита от опасности;
    • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
    • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

    Цель изучения безопасности жизнедеятельности

    Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий , и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

    Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

    • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
    • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
    • Ежегодное снижение средней общей численности населения

    Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

    Для решения демографической проблемы необходимо:

    • Увеличить рост
    • Модернизировать государственную систему защиты человека
    • Сформировать , направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
    • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

    По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения ).

    Профилактика негативных факторов:

    • Личное безопасное поведение
      Выбор места жительства
      Соблюдение правил и норм
      Соблюдение здорового образа жизни
    • Коллективные меры безопасности деятельности
      Безопасные условия деятельности
      Защита населения от и катастроф
      Разработка законодательной базы в области здравоохранения
    • Обеспечение качественного состояния среды обитания
      Рациональное использование ресурсов и отходов
      Соблюдение норм безопасности и экологичности

    Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с .

    В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения ( , электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только , но и здоровья людей.

    Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

    Безопасность жизнедеятельности как наука

    На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

    В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

    Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

    Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

    • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
    • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
    • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
    • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
    • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
    • обучение населения основам защиты от опасностей;
    • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
    • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

    Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

    Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

    БЖД как учебная дисциплина

    Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

    Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

    Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

    Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

    Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

    Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

    • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
    • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
    • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
    • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
    • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
    • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
    • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

    В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

    Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

    Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

    Заключение и выводы

    На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

    Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

    Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

    Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

    В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

    В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

    Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

    В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

    В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

    Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

    По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

    Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

    В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

    Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления .

    Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

    Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

    Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

    Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

    Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

    Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

    В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

    Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

    подразделяются на следующие виды (19):

    • системы личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
    • система охраны природной среды;
    • система государственной безопасности;
    • система глобальной (всемирной) безопасности.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормального процесса жизнедеятельности человека в результате аварии (выход из строя техники или механизмов), стихийного бедствия (явления природы), катастрофы (авария или стихийное бедствие с гибелью людей); применения возможным противником оружия массового поражения (ОМП ).

    К ОМП относятся:

    1. Ядерное оружие (ядерное или атомное, термоядерное, нейтронное).

    Действие основано на использовании энергии, высвобождающейся при ядерных реакциях. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс.

    2. Химическое оружие .

    Действие основано на токсических свойствах химических веществ. Включает в себя боевые отравляющие вещества (ОВ ) и средства их доставки. В зависимости от характера действия ОВ подразделяются: ОВ нервно-паралитического действия (VX, Ви –Икс); ОВ кожно-нарывного действия (иприт); ОВ удушающего действия (фосген); ОВ обще ядовитого действия (синильная кислота); ОВ раздражающего действия (CS, Си-Эс); ОВ психохимического действия (BZ, Би-Зэт), вызывающие галлюцинации, страх, подавленность.

    Рютель В.Э.

    Бинарные химические боеприпасы (бинарное оружие) снаряжаются двумя нетоксичными компонентами ОВ, которые смешиваются друг с другом (происходит химическая реакция) в процессе применения химического оружия, образуя высокотоксичное отравляющее вещество (например, зарин (9)).

    3) Бактериологическое (биологическое) оружие.

    Болезнетворные микробы и их токсины, помещенные в различные технические средства и предназначенные для заражения людей, животных и растений. Поражающими факторами являются вызванные таким образом заболевания людей, животных, растений. В последнее время возникла опасность заражения при получении почтовых отправлений (письма, посылки). Безопаснее использовать электронную почту, предварительно защитив свою информацию (10).

    4. Современные обычные средства поражения.

    Основываются на действии взрывчатых веществ (ВВ) и зажигательных смесей (осколочно-фугасные и шариковые боеприпасы, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные смеси (9)).

    5. Высокоточное оружие.

    Боевые комплексы, способные точно и на большом расстоянии поражать цель (например, зенитно-ракетный управляемый комплекс). Тактико-технические характеристики (ТТХ) современного оружия приводятся в специализированных журналах (например, “Военные знания”). Кроме перечисленных видов ОМП существуют: экологическое, космическое, психотропное и другие виды оружия.

    Виды безопасности : дорожно-транспортная, пожарная безопасность (11), электробезопасность, безопасность в быту, газовая безопасность, химическая безопасность (3), радиационная безопасность, личная безопасность (3, 4, 11), экологическая безопасность (9), государственная безопасность (19), пограничная безопасность, продовольственная безопасность и другие виды. Мною предлагаются следующие виды безопасности: безопасность туризма, безопасность бизнеса, учебная безопасность, спортивная безопасность и так далее. Нельзя рассматривать вопросы безопасности в быту без знания правил пожарной безопасности, газовой безопасности, электробезопасности. Многие виды безопасности взаимно дополняют друг друга.

    Меры безопасности – это мероприятия по безопасности, осуществляемые государственными и общественными организациями, предприятиями и частными лицами на основе действующих в стране законов и нормативно-правовых актов. Правила безопасного поведения – порядок безопасного выполнения работ, разработанный на основе действующих мер безопасности.

    Самоучитель по ОБЖ

    Индивидуальные (личные) правила безопасного поведения – это правила безопасного поведения, составленные с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, состояния здоровья, специфики трудовой (в том числе учебной) деятельности, социальной и иной активности человека.

    Обратите внимание на книгу Ю.Форостенко “Защити себя сам” (8). Она составлена в помощь маленьким гражданам России, познающим основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в дошкольных учреждениях. Составляя себе правила поведения, учитывайте специфику мер безопасности, принятую в стране вашего проживания на случай чрезвычайных ситуаций. Отработайте принятые для себя (индивидуальные) правила на тренировках или “домашних учениях”. Опыт показывает, что в экстремальной ситуации (критической) человек чаще всего делает не то, что надо, а то, что он умеет. Разработкой индивидуальных правил безопасного поведения на заказ, а также их отработкой (тренировки, упражнения, закрепление) должен заниматься специалист по безопасности жизнедеятельности, знающий весь комплекс вопросов безопасности (в том числе условий нормального функционирования организма человека). Разработанные им правила будут носить рекомендательный характер, а их надежность определяется объемом и качеством предоставленной для разработки индивидуальных правил безопасного поведения информации. На первом этапе самообучения по курсу ОБЖ попробуйте составить для себя несколько правил. Например, правила для пешехода, правила для пассажира, правила для водителя. Водитель, пешеход, пассажир – участники движения. Возьмите себе в помощь книгу “Правила дорожного движения (ПДД)”. Разработанные Вами правила запишите в конце самоучителя на чистых страницах. После того, как Вы научились составлять для себя (или находить в литературе по безопасности) правила безопасного поведения в различных ситуациях, и у Вас их накопится более десятка, расположите их в удобном для Вас порядке. Постоянно дополняя список необходимых Вам правил безопасного поведения, располагайте их в определенной системе.



    После закрепления правил (отработки их во время тренировок) у Вас появится личная система выживания и безопасности. Понятие о личной системе выживания и безопасности появилось не сразу. К нему я пришел после нескольких лет работы над темой безопасности жизнедеятельности человека. Возможно, эту личную систему знаний по безопасности Вы назовете по-другому, привлечёте к ее созданию специалистов и поручите контролировать службе безопасности. Всё зависит от Ваших возможностей. Главный вариант личной системы выживания и безопасности в полном объеме знать будете только Вы сами.

    Рютель В.Э.

    Личная система безопасности и выживания – это на самоцель, это инструмент безопасной жизнедеятельности. Она создается не за один день и постоянно совершенствуется на протяжении всей жизни человека.

    Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) .

    Данный раздел ОБЖ логически продолжает изучение видов безопасности. Существует специальный каталог основных понятий Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (9), которая действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне. С каталогом можно ознакомиться самостоятельно. Мною приводится упрощенная классификация ЧС:

    1. ЧС в городе;

    2. ЧС в природе;

    3. ЧС техногенного характера;

    4. ЧС военного времени;

    5. Комбинированные ЧС.

    Рассмотрим некоторые из них.

    Чрезвычайные ситуации в городе (по месту жительства):

    • ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте (3, 4, 5, 8, 9, 11): угроза жизни и здоровью человека в результате аварий транспортных средств, бытовой техники, систем жизнеобеспечения и т.д. (9);
    • ЧС криминогенного характера : угроза жизни, здоровью, имуществу человека со стороны преступников (9). По уровню общественной опасности на первом месте стоят преступления в сфере оборота наркотиков, на втором – торговля оружием, на третьем – хищения автомобилей. Терроризм – метод социально-политической борьбы, осуществляемый путем систематического применения неограниченного насилия или угрозы его применения вплоть до убийства (14). О том, как действовать во время захвата транспортного средства, здания, предприятия (3, 4, 9), как обнаружить взрывное устройство и провести минную профилактику (4, 23), обнаружить опасность в почтовом отправлении (3), как вести себя во время перестрелки на улице (4), как сохранить спокойствие и выжить при получении ранения (9, 22) можно узнать на специальных занятиях и из книг (список в середине самоучителя). Необходимо помнить, что большинство опасных ситуаций можно предупредить (не посещать зон и мест повышенной опасности, не привлекать к себе внимание походкой, одеждой, причёской, речью, сумками и т.д.). Места повышенной опасности : рынки, вокзалы; темные переулки; пустые вагоны электричек, автобусов, троллейбусов; новостройки, развалины и так далее.

    Самоучитель по ОБЖ

    Прямых столкновений с неизвестными (опасными) людьми можно избежать, а если нападение произошло, необходимо действовать: защищать себя всеми имеющимися под рукой средствами, отвлечь внимание нападающего (нападающих) и покинуть место событий. В настоящее время существуют специальные школы самообороны. Много литературы, где освещаются и юридические аспекты самообороны. Рекомендую книгу “Самооборона для женщин”, Москва, издательство “ФИС”, 1992 г., 143 страницы с иллюстрациями, автор М.Норберг. Можно воспользоваться и учебником по ОБЖ для средней школы (9).

    Приведу только одно часто встречающееся понятие. Мониторинг – слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях (19).

    Чрезвычайные ситуации (ЧС) в природе:

    • ЧС, связанные с профессиональной деятельностью человека (лётчики, шахтёры, моряки и т.д. (9));
    • ЧС, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.);
    • жизнедеятельность человека, связанная со сменой климатогеографических условий жизни;
    • вынужденное автономное существование человека (когда человек или группа людей остаются один на один с природой);
    • заболевания, травмы, отравления, укусы и другие повреждения организма человека (23).

    Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера:

    • аварии на атомных станциях и атомных реакторах;
    • аварии на транспорте при перевозке аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) (3, 8, 9);
    • аварии на производстве;
    • аварии, связанные с военной техникой;
    • аварии, связанные с нарушением работы систем жизнеобеспечения (линий электропередач, водопроводов, газопроводов) и защиты окружающей среды (на системах отведения сточных вод, системах очистки сточных вод, хранилищах отходов производства и других сооружениях);
    • аварии с космическими аппаратами связи и навигации;
    • гидродинамические аварии и другие.

    Рютель В.Э.

    Чрезвычайные ситуации техногенного характера являются непосредственным следствием деятельности человека (9).

    Самостоятельно приведите примеры ЧС военного времени и комбинированных ЧС. Запишите их в конце самоучителя на чистых листах.

    В связи с тем, что при рассмотрении многих вопросов безопасности жизнедеятельности требуются знания основ психологии, педагогики и медицины, мною приводятся некоторые понятия данных наук.

    Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

    Сферы общественной жизни:

    • экономическая;
    • политическая;
    • духовная.

    Коллектив – группа людей, объединенных общественно значимой целью (14).

    Контроль – это только подготовка административного решения.

    Методы воспитания (самовоспитания):

    • убеждение;
    • стимулирование (поощрение, наказание, пример, в том числе личный);
    • организация практической деятельности.

    6. Действие человека при наземных пожарах. Необходимые предупредительные меры защиты.

    7. Действие человека при лесных пожарах. Необходимые предупредительные меры защиты.

    8. Действие человека при степных пожарах. Необходимые предупредительные меры защиты.

    9. Чрезвычайные ситуации и закономерности их проявления.

    10. Природный характер чрезвычайных ситуаций. Необходимые предупредительные меры защиты.

    11. Действие человека при землетрясении. Необходимые предупредительные меры защиты (до, во время и после ЧС).

    12. Действие человека при извержении вулканов. Необходимые предупредительные меры защиты (до, во время и после ЧС).

    13. Действие человека при цунами. Необходимые предупредительные меры защиты (до, во время и после ЧС).

    14. Повышение устойчивости объектов экономики при снабжении их водой. СКЗ.

    15. Повышение устойчивости объектов экономики при снабжении их газом. СКЗ

    16. Повышение устойчивости объектов экономики при снабжении их электричеством. СКЗ.

    17. Средства индивидуальной защиты, используемые в ЧС.

    18. Электромагнитные поля, источники, воздействие их на организм, меры защиты.

    19. Шум, источники, воздействие их на организм, меры защиты.

    20. Воздействие электрического тока на организм, электробезопасность.

    8.6.3. Возможные источники

    Библиографическое описание* издания

    Наличие в ЭБС

    1. : Курс лекций. // Издательство: ЧГУ. – 2013. – 100 с. – ISBN: 978-5-85341-527-0.

    2. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. - 4-е изд. // Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2013. – 682 с. – ISBN: 978-5-9916-2335-3, 978-5-9692-1405-7.

    3. Опасные природные процессы : учебное пособие / / Издательство «КДУ». – 2010. –293 с. – ISBN: 978-5-98227-550-9.

    4. , Безопасность жизнедеятельности : Учеб. Пособие. /, / Издательство: МИСиС. – 2009. – 148 с.

    5. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие //. Изд-во ВСГТУ. 2010. – 202 с.

    8.6.4 Параметры оценки реферативной работы

    Условия оценки реферативной работы

    Предлагаемое количество тем

    Последовательность выборки тем

    По желанию

    Критерии оценки:

    Проявил самостоятельность и оригинальность;

    Продемонстрировал культуру мышления, логическое изложение проблемы безопасности, элементы рефлексии;

    Обобщил междисциплинарную информацию по БЖД;

    Определил цель и пути ее достижения при анализе междисциплинарной информации;

    Сформулировал выводы;

    Применил анализ проблемы;

    Сформулировал и обосновал собственную позицию

    Проявил самостоятельность;

    Показал культуру мышления, логично изложил проблему;

    Обобщил некоторую междисциплинарную информацию;

    Не применил достаточно ссылок на научную и учебную литературу;

    Смог поставить цель при анализе междисциплинарной информации по БЖД;

    Применил анализ проблемы;

    Сформулировал, но не обосновал собственную позицию

    Проявил некоторую самостоятельность;

    Применил логичность в изложении проблемы;

    Не в полной мере обобщил междисциплинарную информацию;

    С трудом сформулировал цель при анализе междисциплинарной информации;

    Сформулировал некоторые выводы;

    Отчасти применил анализ проблемы по БЖД;

    Не сформулировал собственную позицию.


    ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ФОРМАМ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

    Комплект тестовых заданий

    1. Энергоэнтропийная концепция связана с ….
    повседневной потенциально опасной деятельностью человека
    неконтролируемым и неуправляемым выходом энергии и вредных веществ в окружающую среду
    отсутствием или недостаточным уровнем предупредительных мероприятий по уменьшению масштабов последствий ЧС
    накоплением отходов производства и энергетики, являющихся источником распространения вредных веществ в окружающей среде
    низким качеством защиты от опасных технологий и выброса энергии

    2. Катастрофические явления, которые считаются катастрофами в неинтерактивной системе
    землетрясения
    извержение вулкана
    социальный взрыв
    развод в семье
    сход снежной лавины

    3. Катастрофические явления, которые считаются катастрофами в интерактивной системе
    землетрясения
    извержение вулкана
    социальный взрыв
    развод в семье

    4. Потенциальные опасности реализуются …
    при отсутствии средств оздоровления
    в производственной среде
    в природной среде
    при наличии определенных причин
    при ухудшении состояния среды обитания

    5. Совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в различных сферах безопасности называется… безопасностью.
    национальной
    государственной
    общественной
    личной
    региональной

    6. Основные функции МЧС России
    Осуществляет целевые и научно-технические программы, направленные на предупреждение ЧС
    Участвует в мероприятиях по социальной поддержке пострадавших граждан
    Использует материально-технические средства по двойному предназначению
    Проводит государственную экспертизу, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС
    Проводит мероприятия по различным видам маскировки

    7. Окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство
    среда обитания
    биологическая среда
    среда жизнедеятельности
    окружающая среда
    природная среда

    8. Объекты защиты системы глобальная безопасность
    планета Земля
    природная среда
    человечество
    техносфера
    биосфера
    человек
    общество
    нация
    государство

    9. Состояние гарантированной защиты личности, общества, народа, образа жизни, государственных институтов, суверенитета страны, территориальной целостности и природных ресурсов, нерушимости ее границ, конституционности строя и системы управления называется… безопасностью
    национальной
    государственной
    общественной
    личной
    региональной

    10. Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям называется…
    производственной сферой
    техносферой
    социальной сферой
    экобиологической сферой
    социально-технической сферой

    11. Первостепенный объект защиты
    общество
    государство
    человек
    природная среда
    техносфера

    12. Угрозы в физической сфере
    повышение уровня инфляции
    падение уровня образования и науки
    сейсмические проблемы
    исчерпаемость ресурсов
    падение уровня медицины
    климатические проблемы

    13. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) был создан в … году.
    1994

    14. Причины, способствующие частичной и региональной деградации природной среды в результате антропогенного и техногенного влияния
    совершенствование человека
    рост потребления и концентрация энергетических ресурсов
    массовое использование транспортных средств
    процесс эволюции среды обитания
    высокие темпы роста численности населения на Земле
    изменение общественного уклада и социальной основы общества

    15. Задачи безопасности жизнедеятельности
    снижение вероятности проявления опасностей
    теоретический анализ и выявление опасностей
    использование моделирования угроз
    использование моделирования опасностей
    сегментация информации по угрозам

    16. Угроза безопасности общества
    угроза вторжения космических тел
    угроза распространения туберкулеза
    угроза наркомании подростков
    угроза терроризма

    17. Опасности делятся по …
    нарушению защиты
    объективной сложности
    средствам защиты
    месту действия
    характеру воздействия на человека

    18. Ситуация взаимодействия в системе «человек – среда обитания»
    комфортная
    чрезвычайно опасная
    сложная
    позитивная
    негативная
    вредная

    19. Угрозы в социальной сфере обусловлены …
    расслоением общества
    сокращением ВВП
    тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих
    спадом рождаемости