Таможенный контроль товаров

Таможенный контроль представляет собой комплекс процедур, предназначенный для выполнения положений российского таможенного законодательства. Таможенный досмотр производится в специально отведённых для этого зонах. Главная цель, которая преследуется при этом – недопущение несанкционированного проникновения в страну запрещённых товаров и опасных материалов.

Для этого выполняется выборочная проверка пересекающих границу грузов, при которой могут использоваться технические средства различной степени сложности. Служащие таможни применяют ту форму досмотра, которая с их точки зрения, наилучшим образом отвечает данной ситуации и позволяет обнаружить возможные нарушения правил провоза товаров.

Таможенные зоны, как правило, располагаются в тех местах, где иностранные грузы и частные лица впервые попадают на российскую землю. Это переходные пункты на сухопутных границах, в морских портах. Кроме того, зоны досмотра могут находиться и в глубине территории страны – в международных аэропортах, принимающих пассажиров и грузы из-за границы.

Все действия сотрудников таможни по недопущению незаконного проникновения в страну различных товаров регламентированы положениями соответствующего законодательства. В соответствии с данным кодексом, сотрудникам для исполнения своих служебных обязанностей не требуется каких-либо дополнительных разрешений – ордеров, допусков, мандатов и тому подобное. Досмотры производятся на основании положений действующих законодательно-нормативных актов.

Для этого используются следующие методы:

  • Устный опрос.
  • Наблюдение, в том числе и при помощи спецоборудования.
  • Проверка соответствия маркировки перемещаемого через границу товара.
  • Проверка сопроводительной документации на товар.

Устный опрос ставит своей целью предварительное выяснение особенностей и нюансов документального оформления экспортируемого или импортируемого товара. Служащие собирают все необходимые сведения о характере ввозимого груза и прочих обстоятельствах, имеющих существенное значение для проведения процедуры таможенной очистки перевозимого через границу товара. Все полученные пояснения протоколируются.

Осмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, а также личного багажа физических лиц, может быть поверхностным, или подробным. В последнем случае процедура предусматривает распаковку опечатанных и опломбированных грузов, вскрытие контейнеров и фургонов. При этом проверяется наличие на товарах идентификационных марок или иных знаков, подтверждающих легальное происхождение груза, до того, как он попал в пределы России.

Служащие таможни имеют право самостоятельно избирать методы досмотра. Если у них возникает подозрение, что пересекающее границу лицо провозит нелегальный груз, они могут применить для установления истины все имеющиеся в их арсенале технические средства. Разрешается сотрудникам, кроме досмотра ввозимого или вывозимого груза, производить и частный досмотр лиц, пересекающих границу.

Цели и задачи данных процедур – обнаружить и не дать пересечь границу предметам, представляющих опасность жизни и здоровью людей, а также экономике государства.

К ним, например, относятся:

  • Взрывчатые вещества.
  • Огнестрельное и холодное оружие.
  • Наркотические и прочие сильнодействующие средства.
  • Предметы антиквариата и искусства, обладающие культурной или исторической ценностью.
  • Драгоценные изделия, камни и металлы.
  • Наличные денежные средства сверх установленного лимита.
  • Прочие незарегистрированные предметы и товары, именуемые собирательным термином «контрабанда».

Все действия сотрудников таможни прописаны положениями российского таможенного законодательства и являются обязательными к исполнению для эффективного соблюдения служебных обязанностей.

В их обязанности вменяются следующие действия:

  • Произведение процедуры таможенного контроля в полном соответствии с положениями нормативно-правовых актов и с использованием всех необходимых методик и технических средств.
  • Сбор предусмотренных законом пошлин за пересечение товаром границы и налогов с его владельцев.
  • Пресечение попыток нарушений законодательства в виде незаконного провоза товара.
  • Ведение строгой отчётности относительно пересекаемых границу грузов.
  • Разъяснение гражданам их прав, обязанностей, а также доведение до них прочей информации относительно особенностей прохождения таможенного контроля.

Для минимизации финансовых затрат на уплату налогов и сборов, многие бизнесмены при внешнеторговых операциях пользуются услугами оффшорных компаний. В этом случае сотрудники таможни обязаны тщательно проверить всю сопроводительную документацию на товар, с целью выявления возможных нарушений. В рамках Таможенного союза служащие российской таможни выполняют возложенную на них часть контроля за общим торгово-экономическим пространством. Основная их цель в этом качестве — недопущение проникновения внутрь союза контрабанды.

Для эффективного и качественного выполнения возложенных на них обязанностей, таможенники наделены целым рядом особых прав:

  1. Право затребовать у любых лиц, пересекающих границу, всю необходимую документацию. Это может быть как личные идентификационные документы (паспорт, или иное удостоверение личности), так и накладные на перевозимый товар.
  2. Для предотвращения попыток преступлений, входящих в их зону ответственности, таможенники вправе использовать любые транспортные и технические средства, принадлежащие третьим лицам – гражданам и организациям.
  3. Привлекать нарушителей таможенного законодательства к мерам административной ответственности в рамках своей компетенции.
  4. Задерживать и передавать правоохранительным органам людей, подозреваемых в таможенных правонарушениях – попытках незаконного вывоза/ввоза товаров, подлога документов и так далее.
  5. Арестовывать перевозимые через границу коммерческие грузы и личные вещи граждан для предотвращения нарушений российских законов.
  6. Пользоваться помощью специалистов сторонних организаций для проведения процедуры экспертизы перевозимого груза на предмет его культурной, исторической ценности, оценки его денежной стоимости.
  7. Производить фиксацию всех происходящих в таможенной зоне событий при помощи фото- видеоаппаратуры.
  8. Инициировать судебные разбирательства, прокурорские проверки и прочие действия надзорных и судебных органов в отношении нарушителей российского таможенного законодательства.
  9. Применять для выполнения возложенных на таможенников обязанностей весь арсенал имеющихся у них технических средств, информационных систем и прочей аппаратуры. При этом не требуется запрашивать разрешения на их применение у вышестоящего начальства или лица, в отношении которого они используются.

Права и обязанности сторон контроля затрагивают не только служащих таможни, но и частных или должностных лиц, пересекающих границу. При любом взаимодействии с ними таможенники обязаны соблюдать положения прав человека. Так, личный досмотр частных лиц допустим только при совпадении нескольких обстоятельств:

  • Данный человек находится в зоне таможенного контроля.
  • Он пытается выехать за границы страны, либо въехать в её пределы.
  • Имеются серьёзные подозрения насчёт того, что он скрывает при себе некие запрещённые к провозу предметы.

Только в этом случае сотрудники вправе принять решение о произведении личного досмотра. Сама процедура досмотра производится максимально корректно, с соблюдением всех международных прав человека. В протоколе досмотра указываются причины проведения личного досмотра гражданина.

В целом же процедура таможенной очистки ввозимого груза, как и пересечения границы частным лицом достаточно сложна. Любое нарушение законодательства может стать причиной ареста, конфискации груза, а то и возбуждением уголовного дела. В связи с этим, перед прохождением таможенного досмотра, рекомендуется проконсультироваться у опытного юриста относительно всех нюансов данной процедуры, правильного оформления сопроводительной документации.

Профессионал также поможет вам максимально быстро оформить на таможне коммерческий груз, правильно задекларировать провозимые в личном багаже ценные предметы.

Таможенные процедуры: общие положения

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом.

Зоны таможенного контроля по времени их функционирования подразделяются на постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения товаров, подлежащих таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются в следующих случаях:

Производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. Временная зона таможенного контроля создается на время совершения операций по производству таможенного оформления, если для их совершения требуется определить такую зону исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

Необходимости осуществления осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Создание временной зоны таможенного контроля осуществляется на основании письменного решения начальника таможенного органа или лица его замещающего.

Зоны таможенного контроля по принципу территориального расположения можно условно разделить на внутренние и пограничные.

Внутренние зоны таможенного контроля создаются внутри таможенной территории: в местах совершения таможенных операций, перегрузки товаров, осмотра и досмотра, временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и других территориях на которые распространяется действие ряда экономических таможенных режимов и других местах, определенных ГТК России.

Пограничные зоны таможенного контроля создаются вдоль Государственной границы РФ в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, нахождения таможенных и свободных складов, на территории магазинов беспошлинной торговли, а также других местах таможенного оформления.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются ГТК России. Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы установлен Постановлением Правительства России от 14.10.2003 №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы».

Согласно названному Постановлению, зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы РФ. ГТК России определяет участки таможенной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон, которое оформляет нормативным правовым актом, согласованным с ФСБ России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории, которых создаются зоны.

В зонах таможенного контроля, созданных в пунктах международных пассажирских перевозок, с целью более быстрого пропуска пассажиров через таможенную границу может проводиться двухканальный таможенный контроль (система “зеленого и красного коридора”). Принцип организации такого контроля предполагает знание пассажирами требований таможенного законодательства РФ и заключается в том, что “зеленым” коридором пользуются пассажиры, имеющие при себе товары, которые могут быть оформлены беспошлинно, без получения специального разрешения и т.д. В остальных случаях пассажиры обязаны пройти через “красный ” коридор и подать таможенную декларацию. Однако использование такого принципа организации таможенного контроля не исключает возможности проведения контроля. При необходимости таможенный контроль осуществляется выборочно.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в пределах приграничной территории Российской Федерации.

1.1.3 Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

При осуществлении таможенного контроля могут возникать вопросы, требующие специальных познаний. Для разъяснения таких вопросов назначается экспертиза. Особенностью ТК РФ, регулирующего правоотношения в таможенном деле, является возможность назначать экспертизы в процессе осуществления таможенного контроля, до стадий административного, уголовного и других видов процессов, а также на стадии принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара и о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными, однако, декларант вправе их обжаловать в порядке, предусмотренном 7 главой ТК РФ.

Экспертиза может проводиться в отношении товаров и транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или о совершении операций (действий) в отношении их.

Экспертиза условно может классифицироваться следующим образом:

Экспертиза;

Дополнительная экспертиза;

Повторная экспертиза.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения экспертизы. Причем она может быть поручена как тем же эксперту или организации, проводившим экспертизу, так и другим. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности. Проведение такой экспертизы поручается другому эксперту. Экспертиза, дополнительная экспертиза и повторная экспертиза назначается и проводится согласно одному и тому же порядку.

Экспертиза в таможенном деле или таможенная экспертиза является видом родового понятия “экспертиза”, используемого в таможенном деле, также как экологическая экспертиза или судебная экспертиза (экспертиза, используемая в судебном процессе). Родовые признаки характеризуют суть экспертизы как исследования - и в этом смысле они присущи любой экспертизе (судебной и несудебной). В таможенной экспертизе имеется свой объект - товары, перемещаемые через таможенную границу, к которым в соответствии с ТК РФ относят не только обычные продукты, грузы, изделия, ресурсы, но и транспортные средства, электроэнергию, информацию, а также, ограниченные и запрещенные к обороту, в частности, холодное оружие, наркотики, антиквариат, животных, коллекционные материалы, образцы для выставок и т.п. Товары здесь рассматриваются как совокупность товарных свойств. Предметом исследования в таможенных экспертизах является какое-либо товарное свойство объекта исследования (или совокупность свойств или связь между этими свойствами). Классическое товароведение в своих исследованиях выносит за скобки политэкономическое понятие “товар”, а уделяет внимание исследованиям продуктовых свойств объектов, т.е. рассматривает объекты как продукцию (продукты, изделия и т.п.). На таможенной границе интерес представляют ограничительные и запретительные условия на свойства объекта, перемещаемого через таможенную границу, а также критерии тарифных и нетарифных мер регулирования товарных потоков. Поэтому методики экспертного исследования предметов правонарушения в таможенной сфере, представляющие собой пробы (образцы) товаров, являются методиками товарных исследований и относятся к области товарознания, а не товароведения. Одной из их особенностей является то, что погрешность измерений (исследований) определяется с точностью до товарной подсубпозиции по ТН ВЭД СНГ. Во всех остальных случаях экспертиза, проводимая в таможенных лабораториях для таможенных органов, должна классифицироваться в соответствии с принятыми видами, родами и классами экспертиз.

Если ходатайство удовлетворяется, то выносится соответствующее постановление, если нет, то пишется мотивированное сообщение об отказе.

Для проведения экспертизы товаров, находящихся под таможенным контролем, отбираются пробы и образцы, необходимые для исследования, о чем составляется акт установленной формы.

Брать пробы и образцы имеют право должностные лица таможенных органов, а также сотрудники других государственных органов, декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, другие лица (ст. 398 п.1 ТК РФ) с письменного разрешения таможенного органа, если такое взятие не затрудняет проведение таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров и не влечет уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов и ограничений.

Пробы и образцы берутся в минимальных количествах необходимых для исследования и декларируются в таможенной декларации на товары, причем таможенная стоимость декларируемых товаров может быть уменьшена на таможенную стоимость проб и образцов, при условии, что они были взяты таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

Срок проведения экспертизы ограничивается сроком временного хранения, предусмотренным ст. 103 ТК РФ, в случае если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Для транспортных средств срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев, в иных случаях - 1 год.

Таможенный контроль – средство реализации таможенной политики страны. В общем виде это комплекс мер, которые проводят органы таможни, цель их обеспечить соблюдение гражданами (физическими и юридическими лицами) норм законодательства в сфере таможенного права. Ключевая цель – определить насколько соответствуют проводимые действия лицами, которые пересекают границу, нормам ТК РФ.

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей таможенного контроля, следует познакомиться с основными понятиями таможенного контроля. Так формами контроля называют определенные мероприятия проверки товаров, транспортных средств, личных документов, которые необходимы для проведения таможенного контроля (ТК). В процессе могут использоваться разные способы реализации и дополнительные технические средства.

В обязательном порядке проверяются документы и сведения, что подает декларант, независимо от того физическое он лицо или юридическое. Остальные меры применяются выборочно. Проводить ТК контролирующие органы имеют право и после выпуска из зоны контроля на протяжении времени, которое определяется в законе.

Принципы проведения

Для начала, следует разобраться какие, основные принципы проведения таможенного контроля. Регламентирует их Таможенный кодекс. Основные пункты выглядят так:

  • ТК осуществляется выборочно, причем инспектор самостоятельно определяет меры, которые можно считать достаточными в каждом отдельном случае. На него ложиться ответственность за полноту соблюдения конкретным лицом, которое пересекает границу норм закона. То есть, если через границу едет контрабандист, а инспектор решил, что тщательная проверка ни к чему, то именно должностное лицо таможенного органа несет ответственность за подобное нарушение.
  • Особенностью осуществления таможенного контроля является то, что могут применяться любые формы контроля, которые считаются необходимыми.
  • Таможня взаимодействует с участниками , перевозчиками и организациями, которые занимаются перевозкой товаров через границу, в том числе с их профессиональными объединениями.
  • Реализовывать ту или иную форму контроля могут только таможенные органы, согласно требованиям закона.
  • Товары, транспортные средства, которые попадают на территорию страны, подвергаются таможенной проверке и находятся под ТК до проведения всех необходимых процедур. Таковыми, что находятся под ТК, они считаются, пока не будут выпущены в свободное обращение, уничтожены, от них не откажутся в пользу государства или не покинут территорию страны.
  • Использовать подконтрольные товары можно, но только в пределах разрешенных законом. Определяет это исключительно таможенный кодекс.
  • Существует такое понятие как таможенный контроль после выпуска товаров его вправе проводить таможенный орган в пределах своих полномочий. Он необходим для проверки заявленной декларантом информации, в особенности, если выявлены новые факты касательно товаров, транспортных средств. Срок такой проверки может достигать 1 года после подачи требуемых бланков.
  • В процессе осуществления ТК запрещено причинять вред товарам, грузам. Если подобное произошло, то ответственность несут должностные лица таможенного органа. Подобное возможно, если неправомерные действия инспектора будут доказаны, согласно закону.

Все указанные принципы таможенного контроля обязательны к выполнению, как представителями контролирующего органа, так и лицами, что пересекают границу РФ.

Объекты

Существует много объектов, которые в обязательном порядке подвергаются таможенному контролю, среди них:

  1. Товары, что попадают на территорию ТС с целью выпуска в свободный оборот.
  2. Товары, что попали в страну с нарушением процедур оформления – незаконно.
  3. Документы, которые должны предоставляться органам контроля для проведения процедур оформления.
  4. Объектом таможенного контроля является деятельность отдельных лиц, связанная с перемещением товаров через границу. В том числе это касается таможенных представителей, .
  5. Помещения и открытые площадки, которые используются для временного хранения товаров, что подлежат таможенному контролю.
  6. Внесение , налогов.

К объектам также относятся проверка соблюдения ограничений касательно использования товаров и ТС, что применены касательно товаров проходящих процедуры проверки.

Формы

Существуют и применяются на практике разные формы контроля. Как уже упоминалось сам инспектор определяет, какие из них будут уместны и достаточны в том или ином случае.

Проверка предоставляемых документов, сведений

Суть процедуры в проверке документов и других данных, которые необходимы для пересечения границы тем или иным лицом.

Устный опрос

Эта форма таможенного контроля может быть использована для любого декларанта, который имеет полномочия заполнять соответствующие бланки. Чаще всего данную форму применяют к физическим лицам. У декларанта уточняют, везет ли он чрез границу любые запрещенные товары и не превышен ли , не больше ли сумма валюты той, что разрешена к ввозу/вывозу. Иногда используется и для юридических лиц, если необходимо уточнить определенные данные касательно товаров транспортных средств, что перевозятся.

Получение пояснений

Такой способ таможенного контроля помогает выяснить определенные обстоятельства, которые могут оказать влияние на процедуру ТК. Такие пояснения оформляются в письменном виде в форме, что устанавливается законом на специальном бланке.

Наблюдение

Это объявленное открытое, целевое, разовое или систематическое наблюдение за конкретными лицами, которые несут ответственность за транспортировку товаров и заявленные в декларации данные. Осуществляется оно с использованием специальных технических средств.

Осмотр товаров и транспортных средств

Реализует эту процедуру инспектор в зоне таможенной инспекции. При этом происходит проверка целостности упаковки, пломб, других идентифицирующих элементов. Если нарушена целостность любого из указанных элементов, можно заподозрить что в упаковку, контейнер было добавлено что-либо незаконное. Это станет поводом для проведения досмотра или использования другой формы проверки. Осуществлять такую форму контроля инспектор имеет право даже, когда декларант отсутствует, если он не изъявляет такого желания.

Досмотр

Форму и порядок таможенного контроля в виде досмотра четко регламентирует закон. Суть ее в физической проверке товаров, автомобилей даже багажа физических лиц. Так как происходит проверка вместимости контейнеров, коробок, заводских упаковок и т.д. При этом допускается удаление упаковки, снятие пломб, другие действия, которые дадут возможность тщательно осмотреть товар, вместимость каждой коробки, контейнера. В отдельных случаях могут быть использованы специальные технические средства таможенного контроля, что поможет получить больше информации о подозрительном объекте. Среди них: рентгеновская техника, локационные приборы и т.д.

Подобная форма может быть обязательной или выборочной. В случае с обязательным досмотром, его проводят для:

  1. Подакцизных товаров – , табачные изделия и другие товары, которые относятся к этой группе.
  2. Тех, что облагаются – импортной и экспортной.
  3. Относящихся к товарам, к которым применяются меры не тарифного регулирования.
  4. Пересылаемые в международных почтовых отправлениям.
  5. Если по отношению к товару есть информация, через границу с нарушением норм закона.

Что касается выборочного досмотра, то он проводится по решению инспектора.

Процедура личного досмотра специфическая форма контроля, которая требует получения разрешения. Любого человека по желанию инспектора досматривать не имеют права. Для реализации такой формы контроля необходимы веские обоснования.

Проверка маркировки, идентификационных знаков

Порядок проведения таможенного контроля этой формы подразумевает такие действия:

  • Проверку марок, что подтверждает законность перевозки через границу товаров.
  • Другие идентификационные знаки, что их предусматривает закон.

Если соответствующих обозначений нет, то товар рассматривается как таковой, что пересек границу незаконно и может быть задержан или конфискован у владельца.

Другие формы проверки:

  1. Таможенная ревизия.
  2. Осмотр помещений, территорий.

Это специфические формы, которые используются в исключительных случаях, если есть конкретные обоснования реализовывать такую форму. Причем проводится она только в случае получения соответствующих разрешений и вышестоящих органов.

Виды ТК

Формы и виды таможенного контроля это абсолютно разные понятия и это требуется понимать. Под видом стоит понимать один из вариантов классификации, существуют такие:

  • В зависимости от формы: документальный и фактический. В первом случае инспектор проверяет документы и предоставляемые сведения, во втором физический товар, его упаковку, преимущественно ее целостность.
  • В зависимости от транспортного средства: водные суда, ж/д транспорт, автомобильный, таможенный контроль в аэропорту.
  • В зависимости от предмета: применяется для товаров или транспортных средств.
  • В зависимости от направления движения. Тут может быть ТК импортных, экспортных или транзитных товаров.
  • В зависимости от количества проверок, которому подвергается груз: однократный или многократный.

Приведенные виды таможенного контроля применяются в зависимости от типа груза, направления его движения, места расположения пункта пропуска и других существенных моментов.

Зоны таможенного контроля

Зоной проведения ТК считается место на пункте пропуска или в другом месте, которое имеет необходимое оборудование для реализации той или иной формы контроля. Формируются такие специальные участки так, чтобы процесс контроля было удобно реализовывать, конкретнее:

  1. Вдоль границы страны.
  2. В пунктах пропуска, где проводиться оформление товаров и грузов.
  3. На участках, где происходит перегрузка партий товаров.
  4. На складах временного хранения.
  5. На участках стоянки транспортных средств.

Правила обустройства и требования к зонам таможенного контроля принимаются Правительством страны.

Зоны контроля бывают таких типов:

  • Постоянные. Такие необходимы, если товары проходят чрез определенный участок на регулярной основе. Размещаются они зачастую вдоль границы страны на постоянно действующих пунктах пропуска через границу. Решение о создании такой зоны контроля принимает начальник таможенного органа.
  • Временные. Подобные формируются по решению начальника таможенного органа, которое оформлено в письменной форме. Необходимость в них возникает если требуется провести таможенный контроль за пределами постоянной зоны или обнаружены товары и ТС, которые необходимо проверить и они не находятся в зоне контроля.

Организация таможенного контроля требует создания специального выделения для рассматриваемых зон. Правила, которые регламентируют ее создания:

  1. Размещение на суше не дальше, на отдалении не больше, чем 30 км от линии границы.
  2. Выделение специальной надписью «Зона таможенного контроля» на российском и английском языке.

При организации временной зоны проверки допускается использование подручных средств для формирования ограждения. Для указания места проведения используются информационные щиты, указатели.

Средства контроля

Технические средства таможенного контроля это оборудование, которое помогает в процессе проведения проверки. Многие, кто старается скрыть что-то от инспекторов прибегают к ухищрениям и уловкам, которые невооруженным глазом не распознать – перевозка запрещенных веществ на или в теле, подмена товара в упаковках и много других методов обмана.

В процессе проверки могут использоваться только такие технические средства, которые соответствуют нормам закона.

Они должны иметь эксплуатационную документацию и использоваться только по необходимости. Для использования подобных приспособлений инспектора таможни в обязательном порядке проходят специальное обучение. Основная задача таких средств – проводить дистанционный контроль и ускорить процедуру контроля.

Среди преимуществ использования такие:

  • Уменьшение длительности проведения проверки.
  • Проведения контроля транспортных средств.
  • Возможность выявить спрятанные предметы, которые пытаются провезти без санкции на то органа таможни.
  • Получение информации об объекте без вскрытия упаковки.
  • Исследование труднодоступных мест в транспортных средствах.
  • Снижение трудозатрат на досмотр каждой единицы транспорта.

Используются технические средства для разных форм контроля, при этом должны соблюдаться требования закона. Высокая результативность использования технических средств достигается за счет использования разных вариантов проверки грузов.

Существует такая классификация подобных дополнительных аппаратов:

  • Первый класс – средства досмотра, опробования, поиска. Такая группа средств выполняет важнейшую задачу – помогает узнать внутреннее содержание, строение объекты, которое невооруженным глазом незаметно. Что касается технических средств поиска, то они помогают осуществлять непрерывную проверку с целью обнаружения тайников, спрятанных вложений.
  • Второй класс – средства оперативно визуального наблюдения. Используется для контроля в зоне проверки. Применяется к лицам, которые ведут себя подозрительно или на них есть ориентация.
  • Третий класс – веса, объем товара. Тут все предельно просто – проверяется вес отправления, его объем. Применяется по большей мере для сырьевых продуктов, которые отнесены в категорию важные. Тут же можно определить, какой далее использовать метод таможенного контроля.
  • Четвертый класс – контроль информации. Проверяются носители, на которых она содержится, если они пересекают границу страны.
  • Пятый класс – средства для осуществления оформления и проведения контроля.
  • Шестой класс – средства оперативно-технических действий. Применяемые средства помогают: проводить диагностику документов, товаров, предметов, которые перевозятся через границу. С помощью таких средств проводиться классификация отнесения к тому или иному классу, группе, согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
  • Седьмой класс – средства для реализации дистанционного осмотра. Применяются по большей мере для крупногабаритных объектов и для удаленного контроля отдельных грузов.

После использования тех или иных средств удается определить дальнейшие действия для завершения таможенного контроля. С помощью рассмотренной техники удается определить подлинность документов, подтвердить классификацию товара и выполнить ряд других важных этапов таможенного контроля.

Существуют законные нормы касательно использования технических средств, среди основных пунктов:

  1. Технические средства должны быть безопасны для людей, которые находятся в зоне контроля и товаров, которые ними проверяются.
  2. Перечень технических средств принимается законодательством страны, так само, как и порядок их применения.
  3. В отдельных случаях допускается использование водных воздушных судов в целях проведения ТК.

Среди технического оборудования, которое применяется:

  • Металлодетекторы. Они помогают обнаружить сокрытые предметы из черных, цветных металлов. В распоряжении инспекторов портативные и стационарные детекторы. Последние, используются для проверки транспортных средств.

  • Досмотровые зеркала. У них имеется длинная ручка со сменными зеркалами разного размера, в том числе увеличительными.
  • Досмотровые щупы. С их помощью осуществляется забор проб и вложений. Выглядят как стержни из металла разного диаметра и длины. Основная задача их использования – не повредить груз, но при этом получить о нем дополнительную информацию.
  • Эндоскопы. Это оптические приборы, которые применяются для досмотра труднодоступных мест в автомобилях, которые пересекают границу. Также они незаменимы для проверки емкостей, что заполнены жидкостями, в том числе агрессивными.

Любые технические средства применяют на стадии фактического контроля.

Вывод

Таможенный контроль это процедура, перед которой поставлено много задач. Основная, которую следует выделить это контроль над соблюдением всех лиц, что перемещаются через государственную границу норм таможенного законодательства.

Видео: Таможенный контроль

1.Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

2.Операции таможенного контроля

3.Задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля.

4.Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю.

1. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства. Осуществление таможенного дела направлено на соблюдение правовых норм, определяющих положения, которые подлежат выполнению юридическими и физическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Одним из элементов составляющих таможенное дело и обеспечивающих соблюдение законодательства является таможенный контроль.

Таким образом, таможенный контроль определяется как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства » (ст. 8 ТК).

Государством за таможенными органами закреплено исключительное право на осуществление таможенного контроля. В соответствии со ст. 275 Таможенного кодекса Республики Беларусь от имени таможенных органов таможенный контроль осуществляют уполномоченные должностные лица таможенных органов. Таможенный контроль является деятельностью должностных лиц таможенных органов, в обязанности которых вменена проверка соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным таможенным законодательством.

Отдельные полномочия по осуществлению таможенного контроля в пунктах упрощенного (местного) пропуска через государственную границу Республики Беларусь могут быть возложены законами и (или) актами Президента Республики Беларусь на пограничные войска. (ГПК)

К таможенному контролю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которого или на участие в осуществлении которого предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством.

Осуществление таможенного контроля строится на основе системы принципов его проведения. К общеправовым принципам отнесем: законность; уважения прав и свобод; гуманность. В качестве специальных принципов проведения таможенного контроля можно выделить принципы: целевой направленности, выборочности, оперативности, сотрудничества, эффективности.

Практикой и нормативными актами выделяют следующие формы таможенного контроля:

Обычный таможенный контроль – осуществляется по прибытии товаров в соответствующий таможенный пункт;


Таможенный контроль во время движения транспортного средства (от въезда на таможенную территорию до прибытия на внутренний пункт таможенного оформления);

Сплошной таможенный контроль – используются все его формы;

-выборочный таможенный контроль – используются его отдельные формы (наиболее прогрессивная и демократичная форма).

Следует отметить, что принципы целевой направленности таможенного контроля и выборочности отдельных операций и объектов контроля получили законодательное закрепление в ст. 276 ТК Республики Беларусь.

Предпочтение отдаётся выборочному таможенному контролю. В каждом случае таможенным органом при проведении таможенного контроля выбираются те его формы, которые, по мнению таможенного органа, будут достаточными для обеспечения контроля за соблюдением законодательства. Выбор формы таможенного контроля зависит от:

Характера и стоимости ввозимого/вывозимого груза;

Вида таможенного режима;

Других обстоятельств, определённых в нормативном порядке.

При определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь.

Система управления рисками (СУР) применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы этих органов (для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства) и заключается в определении товаров, документов и лиц , в отношении которых подлежат применению операции таможенного контроля.

Схема организации таможенного контроля на основании системы управления рисками приведена на рис. 1.

Рис. 1 Схема организации таможенного контроля на основании СУР

Проверка документов и сведений , представленных в таможенный орган, а также таможенный досмотр и таможенный осмотр товаров должны быть завершены , как правило, не позднее 1 рабочего дня , следующего за днём начала таможенного контроля, если таможенным законодательством не установлены более короткие сроки для проведения указанных форм таможенного контроля. Указанный срок продлевается на время, необходимое исключительно для проведения или завершения проведения соответствующих операций таможенного контроля, определяемых при продлении срока, и не может превышать 10 рабочих дней со дня начала таможенного контроля. Продление срока осуществляется начальником таможенного органа, лицом, его заменяющим, либо иным должностным лицом таможенного органа, уполномоченного в соответствии со своими должностными обязанностями на продление срока проведения отдельных операций таможенного контроля и только при наличии оснований полагать, что такое продление может привести к выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства . В исключительных случаях (если для проведения операций таможенного контроля необходим более продолжительный срок, чем срок, указанный выше) ГТК может продлить срок, но не более чем на 30 рабочих дней со дня истечения срока, выше установленного.

1.1. Объекты таможенного контроля .

Основным объектом таможенного контроля являются

1)товары . Товаром признается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Так в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь к недвижимым вещам приравниваются, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Товары имеют статус «находящихся под таможенным контро­лем» только в пределах таможенной территории Республики Беларусь. Товары, находящиеся под таможенным контролем, юридически не свободны в обороте. Ими можно пользоваться и распоряжаться только в соответствии с положениями, закрепленными таможенным законодательством.

Нахождение товаров под таможенным контролем на таможенной территории Республики Беларусь во многом определяется их статусом – иностранных или отечественных товаров. Товары, ввезенные на таможенную территорию, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, а товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории, приобретшие статус иностранных товаров, подлежат таможенному контролю с момента их образования. Отечественные товары, вывозимые с таможенной территории, считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия документов для помещения товаров под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории либо совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории, и до пересечения ими таможенной границы.

Обстоятельства и случаи, допускающие снятие товаров с таможенного контроля до пересечения ими таможенной границы, прямо указаны в Таможенном кодексе, а также могут быть определены Президентом или Правительством Республики Беларусь. Порядок снятия товаров с таможенного контроля устанавливает Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

2)транспортные средства

3)таможенному контролю также подлежат документы и сведения , необходимые для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам:

Транспортные (перевозочные) документы:– накладная, коносамент или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных или внутриреспубликанских перевозках;

Коммерческие документы: – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

Таможенные документы: таможенные декларации, документ таможенного транзита; свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, таможенный документ о согласовании условий переработки и т.п. документы. Таможенные документы выдаются таможенными органами или оформляются с их участием исключительно для таможенных целей;

Документы бухгалтерского учета и отчетности;

Прочие документы: учредительные документы лиц, подтверждающие их право на осуществление внешнеторговой деятельности; разрешения различных государственных органов (сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары).

4)В определенных таможенным законодательством случаях в качестве объектов таможенного контроля выступают как физические, так и юридические лица (собственник либо другое лицо по его поручению таможенный перевозчик, таможенный агент, но обязательной условие – к этим объектам эти лица имеют правомерное отношение). Так, в соответствии со ст. 294 ТК при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу, по решению начальника таможенного органа или лица, его заменяющего, может быть проведен личный таможенный досмотр.

В отношении декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами не соблюдено таможенное законодательство, таможенные органы вправе провести таможенную проверку (п.1ст.297 ТК РБ).

5)В соответствии со ст. 296 ТК можно выделить помещения и территории , находящиеся под таможенным контролем. Таможенными органами проводиться осмотр помещений и территорий в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в свободных таможенных зонах, а также иных помещений и территорий у лиц, во владении и пользовании которых должны находиться товары в рамках условий таможенных режимов или таможенных процедур. Для проверки информации о нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенного законодательства, должностными лицами таможенных органов могут быть осмотрены помещения и территории в пунктах пропуска через Государственную границу РБ, в пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю такими товарами.

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ). Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля. Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенные досмотры товаров и транспортных средств, таможенные наблюдения и другие формы). Способы производства таможенного контроля представляют собой таможенные меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на таможенные товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.
В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

  • технические средства таможенного контроля;
  • морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
  • информационные ресурсы таможенных органов;
  • поисковых собак.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Если таможенные органы проводят проверку на таможенные товары, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и таможенные ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, - таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение. Пробы и образцы на таможенные товары, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий. В отношении транспортных средств, на которых перевозятся таможенные товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (пункт 1 ст. 410 ТК РФ).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров (транспортных средств). Например, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение на таможенные товары и транспортных средств, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ. При ввозе на таможенную территорию РФ, таможенные товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):

  • выпуска для свободного обращения;
  • уничтожения;
  • обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации, отказа в пользу государства);
  • реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе);
  • реализации, как незаконно ввезенных на таможенные территории РФ (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);
  • фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта);

Российские таможенные товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации, или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ). Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенные границы, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших таможенные товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие таможенные товары налагается арест либо эти таможенные товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные таможенные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем. Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение.В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенные ревизии.

Кроме того, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведения данных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случае таможенные органы реализуют такие формы таможенного контроля как специальные таможенные ревизии, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий. Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия. ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и во всех иных случаях, когда: - обнаруживаются таможенные товары, ввезенные в РФ с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности); - обнаруживается отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие таможенные сведения; - обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.