Могут ли объекты, изъятые из гражданского оборота, считаться объектами гражданских прав? (Гаврилов Э.). Режим обращения предметов, изъятых из свободного оборота Перечень вещей изъятых из оборота

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

4. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Комментарии к статье

Коммент. ст. подразделяет все объекты гражданских прав на три категории в зависимости от их оборотоспособности. По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. признаются полностью оборотоспособными, если они прямо не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кроме того, оборот некоторых объектов гражданских прав, например нематериальных благ, исключен в силу самой природы этих объектов.

Под объектами, изъятыми из оборота, понимаются объекты, нахождение которых в обороте прямо запрещено законом. К ним относятся прежде всего объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки и т. п. Не участвуют в гражданском обороте и вещи, которые в принципе могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке, в частности архивные материалы. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок объекты, запрещенные действующим законодательством, например порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы, самодельные наркотические средства и т. п.

Ограничение оборота тех или иных объектов означает, что эти объекты могут принадлежать лишь определенным лицам либо для совершения сделок с ними требуется специальное разрешение. Подобные ограничения могут вводиться по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т. п. Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование юридическим лицам и гражданам.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей - иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующий правил о преимущественном праве их покупки государством.

Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер. Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

Так, земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в гражданском обороте, перечислены в ст. 4 и 5 ЗК. Оборот земель селькохозяйственного назначения регулируется специальным Законом об обороте земель селькохозяйственного назначения. Особенности оборота участков недр, водных объектов и участков лесного фонда определяются Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами.

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

4. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 129 ГК РФ

1. На основании ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В развитие данного положения в указывается на то, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

В комментируемой статье под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается возможность (допустимость, способность) их перехода от одного субъекта к другому в результате отчуждения (по договору купли-продажи, дарения, мены и пр.), или в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица), или иным способом.

Как представляется, оборот объектов гражданских прав есть частный случай перемещения материальных благ. Поэтому конституционное положение о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств распространяется и на действия, опосредующие оборот объектов гражданских прав. Это — с одной стороны. А с другой — изъятие каких-либо объектов гражданских прав из оборота либо их ограничение в обороте может быть обусловлено спецификой соответствующих объектов (не в связи с тем, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей) (см., например, п. 4 ст. 129 ГК и комментарий к данной статье).

2. По общему правилу объекты гражданских прав полностью оборотоспособны, т.е. могут переходить «из рук в руки» без каких-либо ограничений. Исключения из этого правила могут быть двоякого рода.

Во-первых, нахождение некоторых объектов в обороте не допускается (они изъяты из оборота). Они не могут быть предметом договора купли-продажи, мены, аренды и пр.

Во-вторых, существуют объекты, которые: а) могут принадлежать лишь определенным субъектам; б) могут переходить от одного лица к другому по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные).

Установление таких исключений из общего правила осуществляется для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

3. Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе (абз. 1 п. 2 комментируемой статьи). Здесь необходимо вспомнить, что в Гражданском кодексе под законами разумеются только федеральные законы (). Законами субъектов Российской Федерации изъятие объектов из оборота недопустимо.

Единого перечня объектов, изъятых из оборота, не существует. Соответствующие запреты включаются в федеральные законы, призванные регулировать ту или иную совокупность общественных отношений. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации и в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ в установленном порядке.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» запрещен оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (ст. 3).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» установлен запрет на оборот в качестве гражданского и служебного оружия таких объектов, как огнестрельное оружие, имитирующие его иные предметы, кистени, кастеты, сурикены, бумеранги и другие специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия (за исключением спортивных снарядов), патроны с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия и т.д. (ст. 6).

Достаточно своеобразны правила об исключении из оборота и ограничении оборота определенных объектов, установленные Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 2). Им предусматривается существование Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В зависимости от применяемых государством мер контроля за оборотом этих объектов данный Перечень подразделяется на IV списка.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

В Список I включены наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен (гашиш (анаша, смола каннабиса), героин, кокаиновый куст, маковая соломка, морфин метилбромид и т.д.).

В Списке II перечисляются наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами (кодеин, кокаин, морфин, барбамил и т.д.).

Список III содержит перечень психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (бутобарбитал, ниметазепам, пемолин и т.д.).

Наконец, в Списке IV указываются прекурсоры, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (ацетон, эфедрин и др.).

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (объединяющий четыре названных списка), утверждается Правительством РФ.

———————————
В настоящее время действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 51, от 17 ноября 2004 г. N 648, от 8 июля 2006 г. N 421, от 4 июля 2007 г. N 427) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663; N 47. Ст. 466; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439.

Иногда принимаются законы, имеющие единственной целью запретить оборот какого-либо объекта. Так, Федеральным законом от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации» установлено следующее: «В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации запрещаются с 1 июля 2003 года».

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 12. Ст. 1058.

4. В отношении ограниченно оборотоспособных объектов соответствующие указания содержатся в федеральных законах и иных правовых актах. Так, уже упоминались наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых ограничен (Списки II — IV). В Законе об уничтожении химического оружия установлено, что отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот (ст. 5).

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ст. 12).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения (Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, ст. 3).

Ограниченными в обороте являются такие объекты, как иностранная валюта и валютные ценности (см. п. 2 ст. 140 и ст. 141 ГК и комментарий к ним).

5. Значение земли и других природных ресурсов для жизни людей, для самого существования человечества трудно переоценить. Поэтому во все времена повышенное внимание уделялось (и уделяется сейчас) контролю за оборотом таких объектов. В этой сфере устанавливаются различного рода запрещения и ограничения, обусловленные стремлением обеспечить рациональное использование природных ресурсов.

Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 27) определяется перечень земельных участков, изъятых из оборота. К ним, в частности, отнесены земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за некоторыми исключениями, установленными ст. 95 ЗК РФ), зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, объектами организаций федеральной службы безопасности, воинскими и гражданскими захоронениями, объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний и др.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, нужд связи, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли и т.д.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . Здесь также установлены различные ограничения. Так, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3). Этим Законом установлена обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности (ст. 5). Законом предусматривается, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов (ст. 8). Названный Закон устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам только на торгах (конкурсах, аукционах), и указывает исключение из этого общего правила (ст. 10).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ст. 1.2).

Лесным кодексом РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земельных участков иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

В Водном кодексе РФ указываются принципы, на которых основывается водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты. В том числе установлены такие принципы, как приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами; приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования; предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. При этом под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Конкретизируя п. 3 комментируемой статьи, этот Закон устанавливает, что к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом. Законом предусматривается лицензирование деятельности в сфере использования объектов животного мира.

При этом различаются:

— долгосрочная лицензия — специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;

— именная разовая лицензия — специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира;

— распорядительная лицензия — специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

6. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, о которых говорится в п. 4 комментируемой статьи, являются произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и другие объекты, перечисленные в ст. 1225 ГК РФ.

На результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают:

— исключительное право, являющееся имущественным;

— личные неимущественные права и иные права (право доступа, право следования и др.) в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 1226).

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, право на имя и иные личные неимущественные права. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от них ничтожен (п. п. 1, 2 ст. 1228 ГК).

Иное дело исключительные права. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распорядиться исключительным правом (если иное не предусмотрено ГК РФ, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) либо предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор) (ст. ст. 1229, 1233 — 1238 ГК). В случаях, предусмотренных ГК РФ, суд может по требованию заинтересованного лица принять решение о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (ст. 1239 ГК).

Переход исключительного права без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя (ст. 1241 ГК).

Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи (ст. 1227 ГК). Исключение составляет правило, установленное в п. 2 ст. 1291 ГК РФ, которое гласит: при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Общие вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав регулируются ст. 129 ГК РФ. Она вступила в силу с 1 января 1995 года (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие Гражданского кодекса Российской Федерации"). Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" эта статья была дополнена п. 4. Наконец, Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ) внесены изменения в п. п. 1 и 2 этой статьи, которые вступили в силу с 1 октября 2013 года.
Действующая редакция ст. 129 исследовалась в доктрине. В числе публикаций хочу отметить работу профессора В. Хохлова .
В п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ - в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года по 30 сентября 2013 года, - указывалось на то, что объекты гражданских прав в зависимости от их оборотоспособности, то есть способности находиться в гражданском обороте, делятся на три категории:
- объекты, находящиеся в свободном обороте;
- объекты, изъятые из оборота;
- объекты, ограниченно оборотоспособные.
Поскольку приведенная классификация является всеохватывающей (невозможно представить иные объекты, не попадающие в одну из трех групп) и она применима не только к объектам гражданских прав, но и ко всем мыслимым объектам, очевидно, что круг объектов гражданских прав ею не был ограничен.
Изменениями в п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ (Закон N 142-ФЗ) установлено, что объекты гражданских прав по их оборотоспособности делятся на следующие две категории:
- объекты, находящиеся в свободном обороте, и
- объекты, ограниченные в обороте.
Куда же делись "объекты, изъятые из оборота"? Ответ может быть таким: либо они исключены из числа объектов гражданских прав, либо включены в категорию ограниченно оборотоспособных объектов.
Конечно, можно предположить, что таких объектов вообще не существует, но мы знаем, что это не так.
Категория "объекты, ограниченно оборотоспособные" действительно получила более широкое толкование. Ранее к этой категории относились только те объекты, которые "могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению". Ныне же указывается, что в эту категорию способны входить и иные объекты: "...могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению".
Если пытаться включить объекты, изъятые из оборота, в круг ограниченно оборотоспособных, надо ответить на вопрос о том, относятся они к одной из двух указанных в ГК РФ разновидностей ограниченно оборотоспособных объектов либо составляют какую-то новую их разновидность. Разумеется, объекты, изъятые из оборота, не могут быть отнесены к объектам, "совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению". Сложнее обстоит дело с вопросом о том, будут ли считаться изъятыми из оборота "объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота".
Положительно отвечают на этот вопрос авторы комментария к ст. 129 ГК РФ , допускающие существование объектов гражданских прав, "которые могут принадлежать только одному лицу, в связи с чем их оборотоспособность сведена "на нет", то есть ее не существует".
Этого же мнения придерживается и С. Гришаев , который полагает, что "объекты, изъятые из оборота, были заменены на объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота".
С этими мнениями трудно согласиться.
Исключение из ст. 129 ГК РФ категории "необоротоспособные объекты" не могло автоматически расширить содержание категории "объекты, ограниченные в обороте", поскольку они могут принадлежать лишь определенным лицам.
Необходимо обратить внимание и на чисто лингвистическую разницу между понятиями "ограничить" и "запретить" ("изъять"): "ограничить" означает "стеснить определенными условиями", "поставить в какие-нибудь рамки", а "изъятие" - "исключить", "устранить", "отступить [от нормы]". Это разные понятия.
Таким образом, из действующей редакции п. п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ вытекает, что "объекты, изъятые из гражданского оборота" не входят в круг объектов гражданских прав. Конечно, из этого не следует, что такие объекты не охраняются правом вообще. Вероятнее всего, они охраняются, но не гражданским (частным) правом, а публичным правом. Более того, такие объекты могут защищаться гражданским правом в случаях правонарушения. Кстати, при этом возникает вопрос: должны ли не охраняемые гражданским правом, однако защищаемые по нормам гражданского права объекты включаться в категорию объектов гражданских прав? Судя по тому, что в настоящее время "нематериальные блага", защищаемые гражданским правом (п. 2 ст. 2 ГК РФ), входят в число объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), на этот вопрос следует ответить положительно.
Нормы, содержащиеся в п. 3 ст. 129 ГК РФ, касаются оборотоспособности земли и других природных ресурсов. Не буду их анализировать, а перейду к п. 4, введенному в Кодекс при принятии части четвертой ГК РФ и действующему с 1 января 2008 года. Он не был изменен Законом N 142-ФЗ, который исключил из числа объектов гражданских прав объекты, изъятые из оборота. Пункт 4 ст. 129 ГК РФ состоит из двух предложений: "Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты или средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом".
Содержащаяся в п. 4 ст. 129 отсылка к ст. 1225 ГК РФ означает, что в данном случае "результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации" должны пониматься узко и строго: это только такие объекты, на которые могут возникать "интеллектуальные права" (обязательно включающие "исключительное право"). В этом же узком и строгом значении следует понимать словосочетание "результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации", употребленное в ст. ст. 2 и 128 ГК РФ.
Из первого предложения п. 4 следует, что, поскольку результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут ни отчуждаться, ни иными способами переходить от одного лица к другому, очевидно, что они относятся к объектам, изъятым из оборота. Вместе с тем эти объекты, как указано в ст. 128 ГК РФ, являются объектами гражданских прав. Поскольку вплоть до 30 сентября 2013 года в число объектов гражданских прав входили и объекты, изъятые из оборота, первое предложение п. 4 ст. 129 ГК РФ выглядело нормально и логично.
Но с даты вступления в силу Закона N 142-ФЗ (1 октября 2013 года) оно лишилось логического обоснования. Единственным "оправданием" этой нормы в современных условиях является то, что, хотя названные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, являющиеся объектами не материальными, а идеальными, в силу этого не могут отчуждаться или иными способами переходить к другим лицам, тем не менее на них возникают исключительные права, а последние как раз могут отчуждаться или иным способом переходить к другим лицам. То есть оборотоспособность исключительных прав на упомянутые объекты как бы "оправдывает" включение самих этих объектов в круг объектов гражданского права.
Но на некоторые средства индивидуализации возникают гражданские (исключительные) права, которые не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. В ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на фирменное наименование не может быть отчуждено, а право использования фирменного наименования не может быть предоставлено другому лицу (ст. 1474).
Не допускается также распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования (ст. 1519 ГК РФ).
Таким образом, на исключительное право на фирменное наименование, а также на исключительное право на наименование места происхождения товара не распространяется действие нормы из п. 4 ст. 129 ГК РФ. Поэтому сами фирменные наименования и наименования мест происхождения товара не должны рассматриваться как объекты гражданского права.
Завершая рассмотрение п. 4 ст. 129, хочу отметить, что из второго предложения п. 4 вытекает, что включение в ГК РФ результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в круг объектов гражданских прав объясняется (или "оправдывается") также тем, что "материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом".
Эта норма имеет значение ("работает") только применительно к селекционным достижениям, а также к признаваемым изобретениями некоторым видам штаммов микроорганизмов и к культурам клеток растений и животных. Лишь у названных результатов интеллектуальной деятельности сам результат, являющийся нематериальным, не может быть отделен от материального носителя, в котором он выражен .
В отношении остальных результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации указанная норма буквально "притянута за уши", ибо в соответствии с п. 1 ст. 1227 ГК РФ "интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации". Кроме того, по общему правилу "переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи" (п. 2 ст. 1227),
В заключение хочу отметить, что вопрос об отнесении того или иного объекта к числу объектов гражданских прав в зависимости от оборотоспособности объекта заслуживает дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: Учебное пособие. М.: Статут, 2015.
2. Комментарий к ГК РФ. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (постатейный) / Алешина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А. [и др.] // СПС "КонсультантПлюс", 2014.
3. Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав // СПС "КонсультантПлюс", 2015.
4. Гаврилов Э., Синельникова В. Право на селекционное достижение в общем контексте права интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2015. N 2.
5. Гаврилов Э.П. Вещные права в четвертой части ГК РФ после 30 сентября 2014 года // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2014. N 7.

Вещи, изъятые из оборота, относятся к категории товаров, которые запрещены Федеральным законодательством для свободной продажи потребителям из-за наличия оснований. Такую особенность подчеркивает ГК РФ в статье 129. «Вещь» в гражданском праве понятие растяжимое, как и применительные способы. Римляне классического периода широко использовали термин, употребляя его для разных предназначений - в материальных, имущественных, правовых отношениях. Юристы современного права больше применяют в различных его отраслях слово «объект», «предмет», «элемент», по особым признакам становится ясно, что это вещи, изъятые из оборота, или их можно свободно продавать и покупать, предварительно разобравшись с ограничительными параметрами.

Что обозначает древний термин?

Без вещей невозможно представить нашу жизнь. Они всюду окружают человека: в домашнем обиходе, на работе, в дороге. Если рассматривать с юридической стороны, предстоит обратиться к:

  • материальному миру;
  • имущественным правам;
  • правовым отношениям.

Понять, что такое вещи, изъятые из оборота, поможет порядок их разделения на различные виды. Это могут быть различные предметы, принадлежащие к священным, святым, религиозным в виде:

  • храмов;
  • земель;
  • гробниц;
  • скульптур.

Отличительные черты имеют вещи по праву собственности:

  • публичной - куда включают здания театров, площади стадионов, разливы рек;
  • частной - объекты во владении отдельных лиц.

Частная собственность тоже имеет разные многофункциональные ветви и признаки.

Разделение по общим свойствам

Такое количество различных и особенных по-своему изделий, которые соорудил, придумал человек, требует классификации. Если обратиться к истории, она оставила в наследие деление материальных изобретений по категориям:

  • вещи, изъятые из оборота, на них установлено ограничение и разрешенные для свободной продажи;
  • манципируемым и неманципируемым - изречение перешло из итальянского лексикона, обозначает изделия ценные в хозяйственном применении, их отчуждают по специальным правилам;
  • простым и сложным;
  • потребляемым, неупотребляемым;
  • делимым, неделимым;
  • главным, побочным;
  • с родовыми признаками, индивидуальными;
  • движимыми, недвижимыми;
  • телесными, бестелесными.

Вещи могут быть главными и побочными. Главным элементом считается тот, к которому прикреплены другие. К примеру, бриллиант инструктирован в простую и не ценную оправу. Придаточным предметом признается самостоятельное изделие, но зависимое от главного. Объекты существуют отдельно друг от друга, а также могут быть получены как производные в виде молока, фруктов, шерсти. Они включаются в оборот и подчиняются законам в общем порядке.

Вместе с техническим прогрессом в обиходе человека появилось столько различных устройств, что для них установили правовое регулирование при товарообороте. Многие из них опасны для общества в целом или угрожают отдельным лицам. Некоторые вещи, изъятые из гражданского оборота, требуют такого отношения, чтобы не пострадали люди.

Право на обращение

Оборотоспособность объекта - его основной признак. С наличием подобного критерия с изделием можно свободно обращаться:

  • продавать;
  • покупать;
  • дарить;
  • наследовать.

Если на предмет наложено ограничение для товарооборота, значит, он имеет своего собственника и только ему позволено распоряжаться по усмотрению, или требуется специальное разрешение. Вещи, изъятые из оборота, в гражданском праве значат, что с ними не возможны никакие операции физическим лицам. К ним принадлежат транспортные средства из категории воздушных и морских судов. Не стоит забывать о деньгах, ценных бумагах, движимом имуществе особого предназначения.

Понятия оборотоспособности

Товарооборот дает право распоряжаться предметом:

  • свободно;
  • ограниченно;
  • с запретом на оборот.

Под оборотоспособностью следует понимать проведение сделки с переходом права владения имуществом. Общие правила позволяют свободно обращаться с изделиями, если законодательство не предусматривает иного действия. Объекты отчуждаются, переходят к лицам по универсальному правопреемству. Оружие может быть продано только с наличием лицензии значит, такой товар имеет ограничения. К вещам, изъятым из оборота, относятся объекты из категории государственной собственности. С ними не разрешено проводить процедуру отчуждения другим субъектам. Нельзя торговать:

  • запрещенной законом литературой с экстремистскими направлениями;
  • порнографическими открытками, журналами;
  • поддельными документами.

Ограниченный оборот материалов законодатель установил с целью:

  • обеспечения гражданского правоотношения, когда допуск к покупке и продажам возможен специальным разрешением;
  • сохранения безопасности для общества;
  • соответствия общественному порядку;
  • защиты граждан и среды обитания.

Порядок ограничения предусматривает получение на вещь лицензии или сертификата, документы позволяют их реализовать.

Запретные мероприятия

Исключение составляют изъятые из оборота вещи, пример тому:

  • наркотики и лекарственные средства, изготовленные кустарным производством;
  • оружие в собственности военных и боевых подразделений;
  • секретные архивы;
  • дороги;
  • препараты с содержанием ядовитых веществ;
  • наградные знаки;
  • принадлежности, изготовленные из уникальных драгоценных камней в ювелирных изделиях;
  • особые виды драгоценных металлов.

Требование к разделению объектов на их способность к обороту возникло, чтобы установить режим на процедуру по специфическим признакам.

Характерные особенности

Можно долго описывать различные предметы, которые свободно переходят из рук в руки. Но здесь речь идет об особом товаре, где вещами, изъятыми из оборота, являются предметы, с которыми нельзя совершать сделки:

  • природные ресурсы;
  • полезные ископаемые;
  • водные объекты;
  • источник с целебными свойствами.

В Конституции РФ статьей 9 признается право граждан на владение частным порядком землями и природными ресурсами. Но в главном законе страны подчеркнуто, что совершать операции можно в рамках предусмотренных гражданским правовым регулированием, как законодательный акт признает конкретный объект по критериям оборотоспособности. Перечень изъятых из оборота вещей должен быть указан в федеральном законодательстве. В комментариях к статье 129 в п. 3 говорится, что общего списка подобных объектов нет. При этом рекомендуется обратить внимание на существование запретительных положений в ФЗ:

  • № 76 - о химическом оружии;
  • № 109 - об обращении с агрономическими химикатами и пестицидами;
  • № 150 - утвержден запрет на оборот огнестрельного оружия, а также в виде кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов.

Законодательные утверждения говорят о своем контроле над оборотоспособностью товаров в порядке ограничения, изъятия или свободного распространения.

Где находятся товарные перечни?

Вещи, изъятые из оборота, в РФ не рассматриваются как предметы сделок. К ним принадлежат:

  • особое вооружение;
  • энергия ядерных реакторов;
  • секретные технические разработки.

В законодательстве по отраслям публикуются предупреждающие списки, в них установлена строгая регламентация, указан уровень ответственности за нарушения положений.

Способы передачи товаров

Материальный мир находится в постоянном движении. Ценности, недвижимость переходят от одного субъекта к другому. Чтобы не было хаотичности, государство подчинило процессы законам, контролирует их соблюдение. Одни вещи граждане свободно передают, продают и дарят без законодательных условий, для других существуют запреты. С такими положениями столкнулись люди даже далекие от юриспруденции. О проведении незаконных манипуляций много сказано в СМИ. Некоторые элементы принадлежат к опасным вещам, с ними не только от оборота, даже от хранения отказывается государство, их уничтожают. Особые условия и требования:

  • государство владеет всеми недрами, которые расположены на территории РФ;
  • земли РФ не могут скупать иностранцы;
  • юридическим лицам с лицензией разрешена перевозка, производство и реализация наркотических, психотропных, ядовитых веществ;
  • аптеки могут продавать медикаменты в соответствии с правовыми нормами;
  • лицам, имеющим разрешение можно иметь оружие, а в экстренных ситуациях по долгу службы применять.

Если у больного находились наркотические препараты и вещества, выдаваемые по рецептам, после его смерти они должны быть сданы в медицинское заведение.

Наследование особых предметов

Смерть человека может быть ожидаемой, если он тяжело болен, и внезапной. Во сне остановилось сердце, а от чего - определит патологоанатом. Когда люди оставляют завещание, нотариус обязан разделить имущество по категориям. Допустим, завещатель передает оружейную коллекцию, а для ее хранения существует целый ряд ограничительных мер. Принять подобное имущество возможно через правоохранительные органы. Если человек умер, а у него в доме остался служебный пистолет - родственники обязаны сдать по месту службы, незаконно хранимое оружие.

Как оформить драгоценности?

В федеральном законодательстве строго распределено гражданское обращение с ценностями. Драгоценные металлы и камни, оборот с ними, контролируют специальные правомочные органы. Их используют граждане в обиходе, в виде ювелирных украшений. Когда передают такого рода предметы по завещанию, нотариально оформляют, разделяя:

  • золото;
  • серебро;
  • платину;
  • янтарь.

Ценности необходимо зарегистрировать, сделать опись, направить по экземпляру:

  • в финансовое заведение, которое хранит ювелирные изделия;
  • оставить у нотариуса, чтобы он подшил к делу о наследстве;
  • передать наследнику.

Преемник должен хранить опись вместе с документами, которые подтверждают прием и хранение украшений. Только следование законодательным актам избавит наследника от неблагоприятных последствий.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ, регулирующей вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Т.е. объекты гражданских прав можно объединить в три группы: 1) оборотоспособные - они могут свободно и без ограничений переходить от одного лица к другому; 2) изъятые из оборота - это такие виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается; должны быть прямо указаны в законе; 3) ограниченно оборотоспособные - это такие виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению; определяются в порядке, установленном законом. Регулирование вопросов, связанных с оборотоспособностью земельных участков, отнесено к сфере земельного права Изъятые из оборота - это земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: а) государственными природными заповедниками и национальными парками Статья 95 ЗК РФ содержит порядок регулирования оборота земель особоохраняемых природных территорий. б) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; в) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; г) объектами организаций Федеральной службы безопасности; д) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; е) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; ж) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; з) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; и) воинскими и гражданскими захоронениями; к) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства за исключением ряда случаев, в частности изъятия земельных участков из оборота. С другой стороны, там же установлено правило о том, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 22 3К РФ , изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно, п. 4 ст. 35 ЗК РФ . в том случае, если происходит отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии с указанными ранее основаниями, данное отчуждение (даже если и объект недвижимости, и земельный участок принадлежат одному лицу) вместе с земельным участком не производится. При этом отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с отчуждением земельного участка, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц;

Ограниченные в обороте - это земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте; не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: а) в пределах особоохраняемых природных территорий, не указанных в списке изъятых из оборота земельных участков. Это природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особоохраняемые природные территории. б) в пределах лесного фонда за исключением случаев, установленных федеральными законами; в) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; г) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; д) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные как изъятые из оборота; е) не указанные в числе изъятых из оборота земельных участков в границах закрытых административно-территориальных образований; ж) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; з) предоставленные для нужд связи; и) занятые объектами космической инфраструктуры; к) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; л) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; м) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Данным законом установлено следующее:

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме указанные структуры о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя;

Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности. Данный договор может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. В том случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных ст. 3 (регулирующей права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, на земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения), ст. 4 закона («О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков»), к наследникам применяются требования, установленные ст. 5 закона, устанавливающей обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

б илет 16 вопрос 1

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения (ГКОЗ СХ) осуществляется для получения по каждому участку сельскохозяйственного комплекса оценочных показателей, необходимых для решения в хозяйстве планово-экономических задач, организации рационального использования земель, разработки проектов землеустройства, обоснования земельного налога и иных целей, установленных законом.

Предметом оценки являются:

Плодородие сельскохозяйственных угодий;

Технологические характеристики участков;

Местоположение (удаленность) участков по отношению к пунктам реализации продукции полей и ферм и по отношению к местам баз снабжения

Определение значения кадастровой стоимости участков как средств производства по экономическим показателям.

ГКОЗ СХ – совокупность административных и технических мероприятий основанных на определении кадастровой стоимости земельных участков в границах сельскохозяйственных организаций и административно – территориальных образований на определенную дату;

ГКОЗСХ проводится в соответствии с методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель с.х назначения, утвержденными приказом МЭРТ РФ 145 от 4 июля 2005 г.

ГКОЗСХ проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве:

I группа - сельскохозяйственные угодья;

II группа - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

III группа - земли под замкнутыми водоемами;

IV группа - земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;

V группа - земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

VI группа - земли, пригодные под оленьи пастбища.

Определение удельных показателей земель, отнесенных к первой группе, осуществляется в два этапа:

1. Первый этап (межрегиональная оценка земель) - определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации и разработка базовых нормативов для проведения второго этапа оценки;

2.Второй этап: определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) осуществляется в следующей последовательности:

определение интегральных характеристик сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) по плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению;

определение расчетного рентного дохода;

определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований).

Определение удельных показателей ГКОЗС угодий в границах административных районов, землевладений осуществляется на основе:

данных почвенных обследований, материалов IV тура и внутрихозяйственной оценки земель;

показателей оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (по выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации (первый этап) и земельно-оценочных районов.

Земельно-оценочная информация обобщается по административным районам, земельно-оценочным районам и субъекту Российской Федерации.

Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) на срок капитализации, равный 33 годам.

УПКСЗ= Р х 33,

Расчетный рентный доход с 1 га сельскохозяйственных угодий определяется сложением дифференциального и абсолютного рентных доходов.

Определение кадастровой стоимости земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к группе, соответствующей функциональному назначению земельного участка, на площадь земельного участка.