Возникновение, реорганизация и прекращение юридического лица. Возникновение и прекращение юридических лиц Виды прекращения юридического лица

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц. В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и государственную регистрацию. В теории и правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии:

1) издание инициативного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом;

2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.);

3) утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Для данного способа характерны:



2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица;

3) организационная работа.

В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом, для которого характерны:

1) инициативный акт учредителей;

2) организационная работа;

3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен как во всем мире, так и у нас в стране.

Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова) выделяет ещедоговорно-правовой порядок, для которого свойственны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных юридических лиц, и заключение учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового характера.

Можно также сказать, что юридические лица создаются:

1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);

3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

Во всех случаях государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности.

Гражданский кодекс вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц. Для нее характерны: обязательность; определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию; наличие Единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонение от такой регистрации (ст. 51 ГК РФ).

Учредительные документы наряду с законодательством согласно ст. 52 ГК РФ являются правовой основой деятельности юридического лица. В них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Их состав для разных видов лиц различен:

Учредительный договор для хозяйственных товариществ;

Учредительный договор и устав для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также для ассоциаций (союзов),

Устав для всех остальных организаций.

Учредительный договор – консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица и представляющий собой разновидность договора о совместной деятельности.

Он заключается только в письменной (простой или нотариальной) форме и вступает в силу, как правило, с момента его заключения.

Устав – локальный нормативный акт юридического лица, определяющий его статус и регулирующий отношения между юридическим лицом и его участниками в процессе его деятельности.

Как основополагающий правовой акт юридического лица, устав утверждается высшим органом его управления, как правило, общим собранием участников, и вместе со всеми учредительными документами подлежит государственной регистрации. Устав вступает в силу с момента его регистрации одновременно с регистрацией самого юридического лица.

Некоторые некоммерческие организации могут действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Филиалы и представительства согласно ст. 55 ГК РФ – территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Их отличие от других структурных подразделений лишь в том, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, т. е. от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов (претензионно-исковая работа).

Предмет деятельности филиалов шире: они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.

Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) – ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается другими лицами. Реорганизация осуществляется по решению: учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, компетентного государственного органа (например, федерального антимонопольного комитета) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации:

Слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно),

Присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому),

Разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц),

Выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать),

Преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Правопреемство в этих случаях осуществляется в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

В этих случаях правопреемство осуществляется в соответствии с разделительным балансом.

В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов – контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица. Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ), т. е. по сути, непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК РФ). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов. Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация организации – это прекращение всех ее прав и обязанностей. При этом права и обязанности не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация организации может быть как добровольной, так и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей, принудительная – по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

В связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

С достижением цели, ради которой оно создано.

2) По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер:

Либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

Либо деятельности запрещенной законом;

Либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом) (статья 65 ГК РФ).

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица закреплены статьей 62 ГК РФ:

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени, ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Рассмотрим порядок ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 63 ГК РФ. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Далее ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, которая установлена статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Возникновение и прекращение юридических лиц.

2. Классификация юридических лиц.

3. Некоммерческие организации.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: Проспект, 2010 г.

3.Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2011 г.
4. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 09.03.2010) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

5.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"5.

6."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012)Статья 23.61. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
7.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О некоммерческих организациях" 8..Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве.М., 1947.

1. Возникновение юридического лица состоит из двух стадий:

Создание юридического лица (в узком смысле слова);

Государственная регистрация юридического лица, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

2. Основания прекращения юридических лиц :

добровольные , то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных

распорядительные :

По решению учредителей (участников) юридического лица;

По решению компетентного государственного органа;

По решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

. ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.



4. Виды ликвидации юридического лица:

С распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

С передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

С передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц:

слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

присоединение - вливание одного юридического лица в другое;

разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

выделение - выделение из юридического лица нового, юридического лица без прекращения старого;

преобразование - изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.

6. Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица:

Обязательное уведомление кредиторов;

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом , что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято су­дом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский коопера­тив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, свя­занные с банкротством юридического лица, урегулированы Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 ян­варя 1998 года № 6-ФЗ (с изм. на 6 июня 2000 года).

К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) про­цедуры:

Внешнее управление, осуществляемое арбитражным управляющим, ко­торый назначается арбитражным судом;

Санация, то есть оказание предприятию финансовой помощи его соб­ственником, кредиторами или иными лицами;

мировое соглашение ;

ликвидационные процедуры .

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

Невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;

Установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота (см. ст. 46 ГК);

Пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной очереди.

§ 2. Классификация юридических лиц

1. По целям деятельности юридические лица делятся на:

коммерческие и

некоммерческие (ст. 50 ГК).

Различия между ними:

основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельно­стью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им;

прибыль коммерческих организаций делится между их участниками, а при­быль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, а не­коммерческие - специальной ;

Коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйствен­ных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие -в формах, предусмотренных ГК Российской Федерации и другими зако­нами.

2. В зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:

Вещные права (унитарные предприятия и учреждения);

Обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

Не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).

3. По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:

. корпорации , создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;

учреждения - организации, не имеющие членства.

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Можно выделить два способа создания юридических лиц: распорядительный и добровольный.

Распорядительный способ характеризуется тем, что решение об организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа. Так создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения.

Добровольные способы:

а) разрешительный , когда требуется предварительное согласие органов публичной власти на создание юридического лица (например, при создании ассоциаций или союзов);

б) нормативно-явочный , который исключает необходимость получения предварительного согласия от органов публичной власти на создание юридического лица. Таким способом создается большинство организаций, в том числе хозяйственные общества и товарищества.

Процесс создания юридического лица состоит из двух этапов .

1. Фактическое создание юридического лица . Оно учреждается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (например, таким образом создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) или создается на основании учредительного договора. Примерами могут служить все коммерческие организации корпоративного типа (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы). Их учредители согласовывают и принимают учредительный договор. По данному соглашению стороны обязуются, прежде всего, образовать юридическое лицо, определить порядок участия каждого субъекта в его организации, форму и объем передачи ему своего имущества, участие в его деятельности. Кроме того, юридическое лицо может быть создано одним лицом, которое принимает Устав и руководствуется его положениями.

2. Государственная регистрация юридического лица. Это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»).

Государственная регистрация осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов. Место государственной регистрации устанавливается в зависимости от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 ФЗ).

Момент государственной регистрации определяется внесением регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Основанием для внесения этой записи является решение соответствующего федерального органа исполнительной власти о государственной регистрации. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.


Отказ в государственной регистрации возможен в двух случаях (ст. 23): а) непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Прекращение деятельности юридического лица. Различают два вида: Реорганизацию (ст. 57 ГК РФ) и ликвидацию (ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица - это прекращение деятельности Юридического лица, без возникновения новых юридических лиц.

Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или изменение организационно-правовой формы существующей организаций. Реорганизация может проходить в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (см. ст. 57 ГК РФ).

Основное отличие реорганизации от ликвидации заключается в том, что в первом случае возникает правопреемство, то есть переход прав и обязанностей от одного юридического лица (как правило прекращающего свою деятельность) к другим вновь созданным организациям, а во втором - правопреемство отсутствует.

Возникновение (создание) юридического лица. Необходимой предпосылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юридического лица. Процесс образования юридических лиц невозможен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный способы возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок возникновения юридических лиц характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя. Так создаются, например, государственные учреждения и государственные предприятия. Учредителями государственного предприятия и государственного учреждения могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст. 102 ГК).

При разрешительном порядке на создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Ранее действовавшее законодательство подобный порядок создания предусматривал для таких организаций, как кооперативы, различные общественные объединения. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может было отказано. Однако, при этом не допускается отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности (п. 5 ст. 42 ГК).

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует какого-либо разрешения государственных органов. Данный порядок в настоящее время реализуется при создании коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица, независимо от его вида, является обязательной . Порядок регистрации установлен Указом о государственной регистрации юридических лиц и Положением о государственной регистрации юридических лиц, разработанным на основе Указа. Данные акты содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридических лиц, и сроки рассмотрения учредительных документов юридического лица.

При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования юридического лица, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.

Необходимость государственной регистрации юридических лиц состоит в том, что она:

подтверждает факт возникновения юридического лица;

позволяет вести государственный учет всех юридических лиц путем внесения их после регистрации в единый государственный регистр;

создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну).

Существует особый порядок регистрации предприятий с иностранным участием, филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Данные организации регистрируются непосредственно в Министерстве юстиции РК.

Следует также отметить различные требования законодательства к регистрации и перерегистрации юридического лица.

Государственная регистрация, осуществляемая органами юстиции, является способом придания субъектам статуса юридического лица. Официальным подтверждением обладания субъектом правами юридического лица является свидетельство о государственной регистрации , выдаваемое органами юстиции.

Деятельность незарегистрированного юридического лица, его филиала или представительства запрещается. Доходы, полученные от деятельности без регистрации, изымаются в доход бюджета в соответствии с законодательством РК.

Перерегистрация означает не создание юридического лица, а приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства уже существующего зарегистрированного юридического лица. Согласно п. 6 ст. 42 ГК, юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях: 1) уменьшения размера уставного капитала и объявленного уставного капитала акционерного общества; 2) изменения наименования юридического лица; 3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах и закрытых акционерных обществах и по другим основаниям.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) (ст. 45 ГК) и ликвидации (ст. 49 ГК).

Реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Законодателем предусматривается пять форм реорганизации юридического лица - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, хотя п. 1 ст. 45 ГК предусматривается возможность осуществления реорганизации и в других формах.

При слиянии происходит прекращение двух и более юридических лиц, на базе которых создается одно юридическое лицо, подлежащее регистрации. Имущественные права и обязанности каждого из прекративших свою деятельность юридических лиц переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 46 ГК).

Передаточный акт - это документ, фиксирующий имущественные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юридическому лицу - правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК).

При осуществлении регистрации вновь созданного юридического лица регистрирующий орган исключает из государственного регистра юридические лица, прекратившие свою деятельность, на что одновременно должно быть указано в приказе о государственной регистрации образованного юридического лица.

При присоединении происходит прекращение деятельности одного и более юридических лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое является их правопреемником.

При разделении происходит прекращение одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежащие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава одного юридического лица выделяются два и более юридических лиц, при этом прекращения деятельности первоначального юридического лица не происходит. Поэтому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юридические лица подлежат государственной регистрации. Переход имущественных прав и обязанностей оформляется также разделительным балансом.

Разделительный баланс - это бухгалтерский документ, оформляющий разделение прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками при разделении и выделении. Разделительный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и должен быть представлен при регистрации вновь созданного юридического лица.

Представление при регистрации передаточного акта и разделительного баланса осуществляется прежде всего для защиты интересов кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта и (или) разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (п. 2 ст. 47 ГК). Кроме того, для обеспечения гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусматривается ряд обязательных к реализации мер. Так, собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица при разделении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК).

Отдельно в ГК говорится о реорганизации юридического лица - накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК).

Реорганизация юридического лица может быть проведена добровольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК). В принудительном порядке реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях.

Добровольная реорганизация возможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами данных юридических лиц.

Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия - по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т.е. государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для республиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий - местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.

При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК), производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК).

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие и государственное учреждение могут преобразовываться друг в друга.

Статья 45 Указа о государственном предприятии прямо предусматривает преобразование предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное.

Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:

нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества и денег;

отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;

распоряжения основными фондами в нарушение правил, установленных Указом о государственном предприятии (п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии).

Преобразование государственного юридического лица в частное может быть осуществлено только в процессе приватизации.

Исключение из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не требует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК для ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица - это прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, например, ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, коммунального предприятия - по решению главы местной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Примером ликвидации юридического лица по решению его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79 ; п. 3 ст. 84 ; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК, ст. 48 Закона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация данных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников.

Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Ликвидация учреждения осуществляется по решению собственника имущества (п. 1 ст. 204 ГК) или соответствующего уполномоченного государственного органа, если ликвидируется государственное учреждение.

Особенности ликвидации некоторых видов юридических лиц предусматриваются нормативными правовыми актами об этих видах (например, ликвидация накопительного пенсионного фонда осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении).

Принудительная ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК может быть ликвидировано в случаях:

банкротства;

признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;

в других случаях, предусмотренных законодательными актами

Таким образом, перечень оснований принудительной ликвидации юридических лиц не является исчерпывающим.

С требованием о принудительной ликвидации юридического лица в суд может обратиться уполномоченный государственный орган (например, антимонопольный комитет), которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случае банкротства - также кредитором (п. 3 ст. 49 ГК).

Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Они утверждают членов ликвидационной комиссии, устанавливают в соответствии с ГК порядок и сроки ликвидации (п. п. 1 и 2 ст. 50 ГК).

Назначаемая собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, ликвидационная комиссия принимает полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

К обязанностям ликвидационной комиссии относится публикация в официальном печатном издании Министерства юстиции РК информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий его кредиторами, принятие мер по выявлению этих кредиторов, а также должников юридического лица и получению задолженности от них. В этих целях ликвидационная комиссия предъявляет претензии к должникам ликвидируемого юридического лица, в случае неудовлетворения претензий подает иски в суд. При недостаточности денег для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия занимается продажей имущества ликвидируемого юридического лица. Это правило не распространяется на учреждения. Учреждения, государственные учреждения несут ответственность лишь находящимися у них в распоряжении деньгами, а при их недостаточности - ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель, а по обязательствам государственного учреждения - Правительство или местный исполнительный орган. По договорным обязательствам государственные учреждения несут ответственность в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 44 ГК).

Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. По истечении этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества ликвидируемого юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Несколько иной порядок ликвидации юридического лица применяется в случае его банкротства.

Банкротство - признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации (ст. 52 ГК). Процесс осуществления банкротства юридических лиц подробно регламентируется Законом о банкротстве. Однако, не все виды юридических лиц подвержены процессу банкротства. В частности, институт банкротства неприменим к казенным предприятиям, учреждениям, государственным учреждениям, так как при недостаточности у этих юридических лиц денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица производится в порядке, предусмотренном ст. 51 ГК. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в следующей очередности:

1). удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2). удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица в пределах суммы обеспечения;

3). производятся расчеты по оплате труда и выплате выходных пособий с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

4). погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5). производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.

Требования каждой из очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику или учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК). Например, при ликвидации общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений оставшееся после уплаты долгов имущество не переходит к членам, участникам, учредителям, организаторам, а направляется на цели, определенные уставом юридического лица (п. 4 ст. 36 , п. 7 ст. 106 , п. 8 ст. 107 ГК).

Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией и те, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, также считаются погашенными (п. 6 ст. 51 ГК).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц (п. 10 ст. 50 ГК).