Курс лекция по правоведению в спо. Краткий курс лекций

а) форма правления;

б) форма государственного устройства;

в) политический режим.

Литература по теме занятия:

1. Алексеев, С.С. Теория права. [Текст] – М., 1995. - 311 с.

2. Теория права и государства [Текст]: учебник / под ред. проф. В.В. Лазарева. – М., 1997. – 432 с.

3.Теория государства и права [Текст]: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 1999. – 672 с.

4. Правоведение [Текст] : учеб. пособие / Р.В. Жогов, Т.В. Логунова, Р.Н. Новиков и др.; Воронеж. гос. технол. акад.- Воронеж: ВГТА, 2006.- 140с.

5. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2003. – 381 с.

6. Основы государства и права [Текст]: учебное пособие для поступающих в ВУЗы / под ред. академика О.Е. Кутафина. – М., 2004. – 461 с.

7. Серых, В.М. Теория государства и права [Текст]: учебник. - М., 2004. – 704 с.

  1. Государство: понятие, признаки, функции.

Государство – общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающая особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях.

Признаки государства:

    Наличие политической (публичной) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

    Территориальная организация населения;

    Государственный суверенитет;

    Общеобязательный характер издаваемых государством актов;

    Налогообложение и взимание налогов.

1.Публичная власть – один из ведущих признаков государства. Власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям, они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. Только с разделением общества на различные группы, слои, классы у индивидов появляются разнообразные интересы, регулирование которых означает политику.

Выступая арбитром между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер, но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает автономность /независимость/ по отношению к другим источникам власти. Независимость от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность /монарха, президента/, или на какой-либо орган, они действуют от имени государства в качестве его органов или представителей, на которых возложено выполнение публичных функций.

Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат , для которого характерны:

а) осуществление управления обществом;

б) обладание властными полномочиями, вплоть до применения принуждения;

в) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией;

г) право принятия общеобязательных для исполнения актов.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего наличием государственных границ, которые очерчивают пределы осуществления публичной власти, означают территориальную неприкосновенность страны.

Суверенитет , означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее определение жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все населения данного государства /кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета./ Только государство может посредством указанных актов устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать его к соблюдению.

Налогообложение – налоги и другие обязательные платежи (сборы, пошлины) без которых государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, находящихся на его территории, либо освобождать отдельные категории людей и организаций.

Функция государства – это особый механизм государственного воздействия на отношения в важнейших сферах общественной жизни, в котором конкретизируются сущность, социальное назначение, задачи и цели государства на конкретном историческом этапе развития и раскрывается активная служебная роль государства, как части надстройки, по отношению к базису.

Одним из основных критериев классификации являются сферы государственной деятельности. По этому основанию различаются внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции - это такие направления деятельности государства, которые обеспечивают решение задач внутреннего развития общества. К числу внутренних функций на современном этапе относятся:

Охрана конституционного строя, прав и свобод граждан,

Обеспечение законности и правопорядка;

Политическая; экономическая; социальная;

Финансовая (налогообложения и финансового контроля);

Экологическая;

Культурная.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами.

Можно выделить следующие внешние функции государства: оборона страны; поддержка мирового порядка, борьба с международной преступностью и международным терроризмом; интеграция в мировую экономику; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, энергетической, сырьевой, демографической и др.).

На различных этапах исторического развития общества и государства набор внутренних и внешних функций был неодинаков, различным было и их содержание.

Содержание:
Глава 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
Тема 1. Теоретические основы теории государства.
1.1.Социальная организация первобытного общества. Понятие и признаки государства
1.2. Сущность государства
1.3. Функции государства
1.4. Теории происхождения государства
1.5. Гражданское общество и государство
1.6. Механизм государства
Тема 2. Форма государства
2.1. Формы правления государства
2.2. Форма государственного устройства
2.3. Политический режим
Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Тема 3. Понятие, признаки, источники права.
3.1. Происхождение и понятие права, признаки права.
3.2. Теории происхождения права
3.3. Право в системе социальных норм
3.4. Структура и виды норм права
3.5. Источники права: понятие и виды
3.6. Правовая система
3.7. Система права: понятие и структурные элементы
3.8. Предмет и метод правового регулирования.
Тема 4. Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность в теории права
4.1. Правоотношение: понятие, структура, основания возникновения
4.2. Правонарушения: понятие, признаки. Виды. Состав.
4.3. Юридическая ответственность: понятие, основание и возникновение, виды.
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Тема 5. Теоретические основы конституционного права.
5.1.Понятие, предмет, метод конституционного права РФ
5.2. Конституция РФ как юридический документ
5.3. Основы конституционного строя
5.4. Классификация прав и свобод человека. Их гарантии и защита
5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина
5.6. Гарантии прав и свобод личности.
Тема 6. Система органов государственной власти в РФ
6.1. Президент Российской Федерации
6.2. Федеральное Собрание РФ
6.3. Правительство Российской Федерации
6.4. Судебная власть
6.5. Местное самоуправление
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Тема 7. Характеристика гражданского права как отрасли.
7.1. Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права.
7.2. Источники и система гражданского права
Тема 8. Гражданские правоотношения
8.1. Лица как субъекты гражданских правоотношений.
8.2.Объекты гражданских правоотношений.
Тема 9. Основания возникновения гражданских правоотношений, осуществление и защита гражданских прав.
9.1. Основания возникновения гражданских прав. Сделки.
9.2. Осуществление гражданских прав через представителя
9.3. Защита гражданских прав
9.4.Сроки защиты гражданских прав.
Тема 10. Институты гражданского права
10.1. Право собственности
10.2. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и порядок заключения
10.3. Обязательственные отношения в гражданском праве.
10.4. Наследственное право как подотрасль гражданского права.
ГЛАВА 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Тема 11. Теоретические основы семейного права
11.1. Понятие, предмет, метод, система семейного права.
11.2. Источники семейного права
11.3. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Тема 12. Брачно-семейные отношения
12.1. Права и обязанности супругов
12.2 Права и обязанности родителей и детей
12.3. Правовая защита детей
12.4. Алиментные обязательства
12.5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 5. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Тема 13. Теоретические основы трудового права
13.1. Понятие и предмет трудового права
13.2. Метод и система трудового права. Соотношение трудового права с другими отраслями права.
13.3.Источники и принципы трудового права
Тема 14. Роль и значение трудовых правоотношений в трудовом законодательстве.
14.1. Трудовые отношения: понятие, стороны, основания возникновения.
14.2. Основные права и обязанности работников
14.3. Основные права и обязанности работодателя
14.4. Трудовые споры: понятие, виды, порядок решения.
Тема 15. Трудовой договор в трудовом праве.
15.1. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды.
15.2. Заключение трудового договора
15.3. Документы, предъявляемые при приеме на работу. Трудовая книжка.
15.4. Изменение и порядок расторжения трудового договора
Тема 16. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплина труда. Виды ответственности в трудовом праве.
16.1. Понятие и методы обеспечения дисциплины труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
16.2. Поощрения и дисциплинарные взыскания.
16.3. Материальная ответственность: понятие, условия наступления, виды.
ГЛАВА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Тема 17. Теоретические основы административного права
17.1. Понятие, предмет, метод, источники и задачи административного права
17.2. Административно-правового отношения
17.3. Административные правонарушения.
17.4. Административная ответственность
17.5. Административные взыскания
ГЛАВА 7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Тема 18. Теоретические основы уголовного права
18.1. Общая характеристика отрасли уголовного права: понятие, предмет, метод, задачи. Система, источники.
18.2. Понятие и виды преступлений
18.3. Уголовная ответственность
18.4. Уголовные наказания в РФ
18.5. Судимость

Л. И. Малахова

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Рецензент кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса Ю. В. Астафьев

Правоведение: краткий курс лекций / сост. Л. И. Малахова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. - 270 с.

Краткий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов экономического факультета. Материал излагается на основе действующего законодательства, а также практики его применения.

Рассматриваются правовые основы регулирования общественных отношений, конституционный механизм Российской Федерации, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, основы трудовых, административных, семейных, уголовно-правовых, гражданско-правовых, финансовых, налоговых, экологических правоотношений, а также правовые основы регулирования бухучета и аудита в РФ.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Управление персоналом», а также другим неюридическим специальностям.

Список сокращений ________________________________________________6

Предисловие _____________________________________________________7

Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» _______________8

1.1. Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение»______8

1.2. Государство и право, их роль в жизни общества______________9

Глава 2. Соотношение права с обществом и государством _____________12

2.1. Понятие, сущность и функции государства___________________12

2.2. Теории происхождения государства__________________________16

2.3. Форма государства________________________________________18

2.4. Правовое государство и гражданское общество________________25

Глава 3. Структура права __________________________________________27

3.1. Понятие, принципы и функции права_________________________27

3.2. Понятие, виды и структура нормы права______________________30

3.3. Источники права__________________________________________34

3.4. Понятие и виды законов____________________________________36

3.5. Система права____________________________________________39

3.6. Толкование правовых норм_________________________________40

3.7. Понятие и принципы законности____________________________42

3.8. Понятие и стадии законотворчества__________________________43

3.9. Понятие, состав, признаки и виды правонарушений_____________45

3.10. Понятие и виды юридической ответственности_____________47

Глава 4. Основы конституционного права РФ. Сущность и значение Конституции РФ. Конституционно-правовой статус личности _________48

4.1. Понятие, предмет и система конституционного права___________48

4.2. Источники конституционного права_________________________54

4.3.Общая характеристика Конституции РФ. Принципы конституционного строя___________________________________________56

4.4. Правовой статус человека и гражданина. Институт гражданства__62

4.5. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ_____________________________________________________________69

Глава 5. Основы административного права_______________________ 74

5.1.Предмет, метод и источники административного права_________74

5.2. Административно-правовые нормы и отношения______________79

5.3. Субъекты административного права_________________________84

5.4. Административная ответственность и административное наказание_____________________________________________________86

5.5. Административное принуждение___________________________89

Глава 6. Основы уголовного права_________________________________ _90

6.1. Понятие и предмет уголовного права. Общая характеристика уголовного закона_________________________________________________90

6.2. Понятие и признаки преступления__________________________94

6.3. Состав преступления______________________________________95

6.4. Стадии совершения преступления__________________________103

6.5. Соучастие в преступлении_______________________________107

6.6. Понятие и виды наказаний________________________________109

6.7. Обстоятельства, исключающие преступность деяния___________111

Глава 7. Основы экологического права_____________________________ 116

7.1. Понятие, предмет и принципы экологического права___________116

7.2. Право природопользования_______________________________120

7.3. Экологическое нормирование_____________________________123

7.4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды_____125

7.5. Экологический контроль__________________________________127

Глава 8. Основы семейного права_________________________________ 128

8.1 Предмет и метод семейного права__________________________ 128

8.2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака__________132

8.3. Права и обязанности супругов______________________________142

8. 4. Правоотношения родителей и детей________________________160

Глава 9. Основы гражданского права______________________________ 165

9.1. Предмет, метод и принципы гражданского права______________165

9.2. Граждане (физические лица)_______________________________168

9.3. Юридические лица_______________________________________175

9.4. Объекты гражданских прав________________________________180

9.5. Сделки________________________________________________185

9.6. Право собственности_____________________________________190

9.7. Обязательства___________________________________________199

9.8. Общие положения о договоре______________________________205

9.9. Понятие и основания наследования________________________212

Глава 10. Основы трудового права _________________________________215

10.1. Предмет, метод и источники трудового права______________215

10.2. Трудовые правоотношения______________________________218

10.3. Коллективные договоры и соглашения____________________219

10.4. Трудовой договор: порядок заключения и расторжения________221

10.5. Правовое регулирование существенных условий труда________228

10.6. Дисциплина труда_____________________________________231

10.7. Оплата труда__________________________________________232

10.8. Материальная ответственность___________________________234

10.9. Порядок разрешения трудовых споров_____________________236

Глава 11. Основы финансового, банковского права РФ и законодательства, регулирующего бухгалтерскую и аудиторскую деятельность________________________________________________ _242

11.1 Понятие, предмет и метод финансового права______________242

11.2. Финансовые правоотношения: особенности, виды, субъекты___244

11.3. Система финансового права_______________________________248

11.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности в РФ___248

11.5. Правовое регулирование бухгалтерского учета_______________251

11.6 Правовое положение субъектов аудиторской деятельности_____253

Глава 12. Основы налогового и страхового права ________________256

12.1. Понятие и предмет налогового права_______________________256

12.2. Налоги и их функции__________________________________258

12.3. Предмет и система страхового права______________________259

12.4. Понятие и виды страхования____________________________260

12.5 Правовые основы защиты информации__________________262

12.6. Правовые основы защиты государственной тайны_________264

12.7. Коммерческая и служебная тайна________________________267

Список использованной литературы ______________________________269

Методическое обеспечение самостоятельной работы по правоведению состоит из:

Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу правоведение осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает зачет и экзамен в семестре.

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по правоведению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса правоведения, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «правоведения» обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «правоведение» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

Обзорные лекции;

Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен. Вопросы к зачету и экзамену приведены в разделе « ».

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;140100 Теплоэнергетика и теплотехника; 220400 Управление в технических системах; 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств; 223200 Техническая физика; 231300 Прикладная математика; 240100 «Химическая технология».

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 111400 Водные биоресурсы и аквакультура; 140400 Электроэнергетика и электротехника; 141100 Энергетическое машиностроение; 141100.62 Энергетическое машиностроение; 200100 Приборостроение; 210100 Электроника и наноэлектроника; 230100 Информатика и вычислительная техника; 230700.62 Прикладная информатика; 280700 Техносферная безопасность.

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

Защита прав человека в государстве

Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

Гражданское право Российской Федерации

Трудовое право Российской Федерации

Уголовное право Российской Федерации

Курс лекций по дисциплине «Правоведение»

Тема 00. Вводное занятие. Предмет и задачи правоведения (1час, лекция 1)

Государство. Право. Право и мораль. Правосознание. Правовая культура. Правовое государство.

Литература

1.Право как институт общественной жизни. Право и государство.

2.Государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки.

3.Система юридических наук. Задачи дисциплины в формировании правовой культуры студента.

4.Методика изучения дисциплины.

Дисциплина «Правоведение» изучает и объясняет политико-правовые явления современности, определяет закономерности их возникновения, развития и взаимодействия. Она становится своеобразным синтезом философского, юридико-догматического и социологического подходов к их оценке. Достоверное познание государства и права невозможно и вне исторического контекста, связывающего их современное состояние с аналогичными явлениями и процессами прошлого. Прошлое такая же необходимая основа настоящего, как настоящее составляет основу будущего. Данная дисциплина имеет длительную историю, на протяжении которой по-разному оценивались эти явления и процессы. Взгляды одних ученых и общественных деятелей подтверждались практикой государственно-правового строительства, обогащались за счет появления новых фактов действительности. Взгляды других отвергались. История правоведения отражает широту возможностей человеческого познания и драматизм судьбы отдельных ученых. Однако все исследователи были едины в стремлении создать такую дисциплину, которая на основе частных политико-юридических проявлений определяла бы закономерности правового регулирования, вырабатывала общие ценностные представления о праве.

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно времени и порядка возникновения права. Многие ученые утверждают, что право возникло вместе с государством в силу одних и тех же причин. Однако, несмотря на то, что процессы их формирования шли параллельно и были синхронизированы, это разные явления общественной жизни. Право - это система правил поведения, а государство - это система органов, удовлетворяющих потребности человеческого сообщества в организации совместной жизни. Следовательно, и причины их возникновения не могут быть тождественными (хотя полного противопоставления здесь не может быть. Государственная власть возникла из первобытнообщинной организации власти, а право - из социальных норм доклассового общества). Кроме того, процесс возникновения права занял более продолжительный период времени. Он характеризовался наличием различного рода переходных (промежуточных) форм.

Представляется, что существует два основных направления в процессе возникновения права.

Первое связано с описанными Ф. Энгельсом тремя крупными общественными разделениями труда, переходом человечества к «производящей» экономике, которая привела к относительно избыточному продукту и развитию отношений обмена, когда относительно свободная, обособившаяся от общества личность стала зависимой не столько от общества в целом, сколько от потребностей и интересов других его членов. Проблема выживаемости первобытного коллектива потеряла свою остроту. Более актуальной стала проблема паритетного регулирования отношений между равными людьми. Симптоматично, что возникновение права непосредственно связано с возникновением субъективных прав, развитием дозволительного способа регулирования, предоставляющего некоторую свободу для личного усмотрения индивида.

Существовавшие обычаи и моральные заповеди, обеспечивая жизнеспособность коллектива, выражали преимущественно общественный интерес и не могли обеспечить равенства, справедливости и относительной самостоятельности субъектов, участвующих в отношениях обмена. Для регулирования этих отношений на началах равенства необходимой стала такая разновидность социальных норм, которая устанавливала бы их эквивалентный, справедливый характер и отражала бы выраженный в форме прав и обязанностей баланс интересов сторон и общества. Взаимовыгодный характер общеобязательной, обеспеченной властью и рассчитанной на повторяемость типичной связи делает ее правовой. По мнению древнеримских юристов «согласие творит право». Формальное равенство становится источником справедливости как воздаяния равным за равное. Следовательно, право возникает до государства.

Второе направление тесно связано с первым. Оно свяано с заинтересованностью нарождающейся политической власти и господствующих социальных групп в том, чтобы нормы, регулирующие основополагающие отношения, выражали бы прежде всего их волю, динамичнее реагировали на изменения общественной жизни и защищали бы их корпоративный интерес.

Кроме того, в условиях расслоения общества и дифференциации интересов обострилась проблема установления единого порядка и предотвращения конфликтных ситуаций. Согласованные и обеспеченные принудительной силой решения помогали избегать конфликтов и определяли наиболее целесообразное и справедливое поведение людей в наиболее значимых и повторяющихся ситуациях. В большинстве случаев сама выработка общеобязательных норм носила для населения мистический характер. Она осуществлялась как бы от имени и за счет сверхъестественных сил. Господствующая социальная группа, уничтожая первобытное равенство, поддерживала эту мистику, обожествляя и свою власть, и создаваемые властью нормы.

Возникновение права, как и возникновение государства, имело весьма продолжительную эволюционную историю. Под влиянием социально-экономических и политических факторов происходило постепенное деление единых мононорм на отдельные разновидности. Укрепляющееся государство брало под свою опеку и защиту некоторые обычаи, формируя тем самым обычное право.

Тема 1.1. Государство как политико-правовая форма организации общественной жизни

(1 час, лекция 1)

Понятие и признаки государства. Сущность и функции государства.

Форма государства. Форма правления: понятия и виды. Форма государственного устройства: понятия и виды. Государственный (политический режим): понятие и виды. Принципы правового государства.

Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской федерации. Социальные функции государства в истории его развития. Понятие «социальное государство».

Литература

1.Понятие, признаки и функции государства.

2.Форма государства. Форма правления: понятия и виды. Форма государственного устройства: понятия и виды. Государственный (политический) режим: понятие и виды.

3.Принципы правового государства.

4.Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской федерации.

5.Социальные функции государства в истории его развития. Понятие «социальное государство».

ГОСУДАРСТВО – ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КАК СУГУБО КЛАССОВЫХ ЗАДАЧ, ТАК И ОБЩИХ ДЕЛ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРИРОДЫ ВСЯКОГО ОБЩЕСТВА, ДЕЙСТУЮЩАЯ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРАНИЦ.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

– Государство - организация непосредственного политического властвования, т. е. все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство. Политическая или государственная власть - это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно государством, или делегирована или санкционирована им, т. е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

– Государство в пределах своих территориальных границ, выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, населения, объединяемого им по признаку гражданства.

– Государственный суверенитет- верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях .

– Государство - система государственных органов.

– Государство - это территориальная организация власти, объединяющая людей вне зависимости от расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности в рамках государственных границ. Государственные границы обозначают пределы осуществления государственной власти.

– Государство располагает карательными органами и вооруженными силами.

– Тесная связь государства с правом. Государство наделяется монопольным правом на правотворчество и организованное легальное применение силы в отношении своего населения с помощью специально созданного карательного аппарата.

– государство наделяется определенной материальной базой, возможностью распоряжаться национальными ресурсами и проводить эмиссию денежных знаков , которые направляются с помощью особой финансовой системы.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Более полное представление о форме какого-нибудь государства дает анализ трех его компонентов:

ФОРМА ПРАВЕНИЯ - порядок образования и организации высших органов гос. власти, т. е. кто правит в государстве? (Монархия. Республика)

Монархия - форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека, который выполняет функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть пожизненно и бессрочно

Персонифицирует государство, выступая как «отец» нации

Концентрирует в одних руках всю полноту власти

За результаты своей деятельности он не несет юридической ответственности

Республика - форма правления, при которой гос. власть передается определенному коллегиальному органу, избранному на определенный срок и законодательно закреплена ответственность власти за результаты своей деятельности.

Источник власти - народ

Выборность и сменяемость представительной власти

коллегиальность правления, основанная на разделении властей

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - отражает территориальную организацию государственной власти, соотношение между государств ом в целом и его территориальными частями. Государства делятся на ПРОСТЫЕ (унитарные) и СЛОЖНЫЕ (федерация и конфедерация)

Унитарные - это государства, в составе которых нет других государств, либо государственных образований.

Единое суверенное государство, территория которого лишь для удобства поделена на административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Единый, централизованный гос. аппарат, возглавляемый общими для всей страны высшими ДЛ.

Единое гражданство.

Одноканальная система взимания налогов.

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - система средств и способов осуществления государственной власти. Различают ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ (деспотия - законным путем; тирания - с помощью захвата) гос. правовые режимы.

Тема 1.2. Понятие и сущность права (1час, лекция 2)

Понятие права. Право в системе социальных норм. Право в субъективном и объективном смысле. Нормативность, формальная определенность, волевой характер права.

Литература

1.Понятие и функции права

2.Теории правопонимания

3.Право в субъективном и объективном смысле

4.Соотношение права и морали

Право - система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством правил поведения, выражающих государственную волю общества, наделяющих участников правоотношения соответствующими правами и обязанностями и охраняемых государством возможностью государственного воздействия.

Признаки права:

1. Право устанавливается и обеспечивается государством.

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, официально закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Все иные субъекты политической системы (партии, коммерческие организации , органы местного самоуправления и т. д.) могут принимать участие в этой деятельности только с ведома (санкции) государства.

2. Нормативность. По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие, правила поведения оказавшихся в них субъектов.

3. Волевой характер . История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право - это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов.

Как уже отмечалось, на наш взгляд, всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы.

4. Формальная определенность. Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

5. 0бщеобязательность. Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. д.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

6. Системность и иерархичность строения . Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловливаемую систему расположенных по юридической силе правовых норм . При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

6. Представительно обязывающий характер. Регулирующее воздействие права осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью детально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Функции права - основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых отражается его сущность и соц. назначение в общественной жизни.

Необходимо различать:

– ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (экономическая, политическая, культурно-историческая, воспитательная)

– СПЕЦИАЛЬНО - ЮРИДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (регулятивная и охранительная)

Охранительная функция, заключающаяся в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, их предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Тема 1.3. Норма права (1час, лекция 2)

Понятие и признаки нормы права. Структура правовой нормы. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм. Социальные и технические нормы.

Литература

1.Понятие и признаки нормы права

2.Структура правовой нормы

3.Виды правовых норм

4.Социальные и технические нормы

Категория «норма» означает меру количества и качества специфических свойств, определяющих природное своеобразие какого-либо явления или процесса. С изменением этой меры данное явление трансформируется в качественно иное явление. Так, изменение химического состава воды может превратить ее в кислоту или лимонад, а изменение температурного состояния - в лед или пар.

Применительно к социальным общностям, норма означает, прежде всего, меру социально необходимого поведения, которая обеспечивает существование как общности в целом, так и каждого ее представителя в отдельности. Это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности индивидов и их объединений, выражающие общественную необходимость предлагаемого поведения в соответствии со сложившимися условиями. В животном мире эти нормы весьма немногочисленны, казуистичны и формируются под влиянием инстинктов и окружающей действительности (размножение, миграция и т. д.). Человек как существо разумное на основе обобщения повседневной практики выработал многочисленные виды абстрактных норм поведения в типичных жизненных ситуациях (моральные, политические, религиозные, этические и т. д.). Одной из разновидностей таких норм является норма права .

НОРМА ПРАВА - УСТАНОВЛЕННОЕ ИЛИ САНКЦИОНИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВОМ ФОРМАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕННОЕ, ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВИЛО ПРОВЕДЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ РЕГУЛЯТОРОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ УЧАСТНИКАМ ПРАВООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ И ЗАЩИЩАЕМОЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Гипотеза- условие вступления нормы в действие.

Диспозиция-часть юридической нормы, содержащая права и обязанности.

Санкция - определяет вид и меру юридической ответственности за нарушение правил поведения.

Способ изложения нормы права:

ПРЯМОЙ - в статье нормативного акта излагаются все три элемента нормы.

ОТСЫЛОЧНЫЙ - отдельные элементы нормы излагаются в других статьях данного акта или в другом акте, на которые делается ссылка.

БЛАНКЕТНЫЙ - предполагаемые для использования правила упоминаются, но не приводится их содержание. Отсылка делается не к конкретной статье, а к целому роду или виду правил или актов.

Все действующие в обществе нормы делятся на социальные и технические.

СОЦИАЛЬНЫЕ - общеобязательные правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

ТЕХНИЧЕСКИЕ - регулируют отношения человека к природе и технике по поводу их наиболее целесообразного использования.

Тема 1.4. Источники права. Правотворчество (2 час, лекция 3)

Источник права в материальном, идеальном и в собственно юридическом смысле. Правовой обычай. Правовой прецедент. Нормативно-правовой акт. Правовая доктрина. Договор с нормативным содержанием. Стадии правотворчества.

Литература

1.Источники (формы) права: понятие, виды.

2.Источники права в Российской Федерации.

3.Правотворчество и процесс образования права. Виды правотворчества.

4.Законодательный процесс, его содержание и стадии.

Источник права - внешнее выражение нормативно - правовых предписаний.

Различают источники права в материальном, идеологическом и юридическом смысле слова. Источник права в материальном смысле составляют прежде всего отношения в сфере производства, распределения и потребления материальных благ. Однако экономические отношения не могут прямо и непосредственно влиять на содержание права. Экономические закономерности и современные материальные потребности должны быть осознаны законодателем, который с учетом возможностей государства национально-культурной самобытности населения, Сложившихся традиций, обыкновений и привычек, уровня своего правосознания , профессиональной подготовки, политической ориентации и тому подобных идеологических источников отражает эти закономерности в правовых актах , которые становятся источником права в юридическом смысле.

Виды источников права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно - правовой акт. Основным источником права на территории России является нормативно - правовой акт.

Правотворчество является лишь составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

1. Это - выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или вытеснение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение.

2. Это - государственно-властная деятельность , составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции.

3. Это - интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно-ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования.

4. Это - процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий.

Таким образом, правотворчество - это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Оно выполняет следующие свои функции:

Восполнение пробелов в праве;

Упорядочение, систематизация нормативных актов .

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Действующее законодательство выделяет следующие стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива.

2. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Возможно и всенародное обсуждение. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. е. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

3. Принятие закона. Принятие законов осуществляется на заседании Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ). Оно осуществляется путем голосования, которое может быть как открытым (поднятием рук, поименным голосованием), так и тайным, с помощью электронной техники. В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным (не менее 2/3 от общего числа депутатов). При разногласиях палат используются согласительные процедуры.

В дальнейшем для вступления законов в действие они могут обсуждаться Советом Федерации. Некоторые же наиболее важные (конституционные) законы требуют обязательного рассмотрения верхней палатой (ст. 106–107 Конституции РФ).

4. Подписание закона осуществляется Президентом РФ. Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов.

В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу.

5. Опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу.

Тема 1.5. Правоотношение и его состав (1 час, лекция 4)

Понятие и признаки правоотношения. Состав правоотношений. Виды правоотношений. Участники(субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъекты права. Государственные органы и должностные лица. Понятия компетенции и правомочий. Субъективное право и юридическая обязанность: понятия и виды. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Литература

1.Понятие и признаки правоотношения

2.Состав правоотношений

3.Субъекты правовых отношений

4.Объекты правовых отношений

Правовые отношения - это общественные отношения, конкретные участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в юридической норме. Любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение является правоотношением.

Признаки правоотношений:

1. Правоотношения - это всегда идеологические общественные отношения, так как государство, формирующее данные отношения, выражает идеологию, основанную на сосуществовании классовых, национальных, религиозных и т. п. интересов.

2. Правоотношения возникают, прекращаются или изменяются на основе правовых норм; нет нормы - нет и правоотношения. Поскольку правоотношение приобретает юридические свойства лишь попав в сферу действия соответствующего регулятора.

Однако в литературе по этому поводу отмечается, что при революционной смене правовых систем, когда старое законодательство уже уничтожено, а новое еще не создано, правоотношения, возникающие на основе правосознания, могут предшествовать нормам права. Кроме того, в современных условиях правоотношения могут возникать на основе обычаев делового оборота деловых обыкновений в соответствии с принципами права. Их оппоненты утверждают, что вряд ли возникшие отношения можно называть правовыми, если они не признаны государством, не охраняются, не гарантируются им, если за их нарушение не установлена юридическая ответственность.

3. Участники (субъекты) правовых отношений связаны между собой взаимно корреспондирующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

4. Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, т. е. это не безличная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Возникнув как идеальное соотношение типичных обособленных субъектов, правоотношение может реально развиваться лишь как деятельность конкретных субъектов. Право становится субъективным лишь тогда, когда его адресат вступает в отношения, с другими субъектами преследуя свои интересы.

По мере совершения определенных действий правоотношения принимают различные формы своего бытия. Поэтому правоотношения можно определить как особую форму социального взаимодействия субъектов права с целью реализации их интересов и достижения социально полезного, юридически значимого результата.

5. Правовые отношения носят сознательно-волевой характер (в них выражаются воля государства и воля хотя бы одного из участников этих отношений).

6. Правоотношения, как и право, охраняются государством.

Благодаря праву реальное фактическое отношение, не теряя своего изначального экономического, политического и т. п. содержания, приобретает правовую форму, упорядоченное содержание и гарантии со стороны государства. Поэтому во всяком правоотношении различают фактическое, волевое и юридическое содержание.

Структура правового отношения. Структура правоотношения является логическим продолжением содержания общественного отношения как такового, представляющего собой структурную совокупность связей, зависимостей и разграничений в процессе общественно значимой деятельности субъектов. В состав любого правоотношения всегда входят следующие элементы: субъекты; объект; юридическое (субъективное право и юридическая обязанность) и фактическое (реальное поведение субъектов) содержание правоотношения. При совпадении юридического и фактического содержания правоотношения развиваются нормально. Поэтому содержание правоотношений можно определить как поведение субъектов, их реальное взаимодействие в границах предоставленных субъективных прав и юридических обязанностей. При их несовпадении возникает конфликтная ситуация, которая часто приводит к правонарушению.

Тема 1.6. Правонарушение и юридическая ответственность (1 час, лекция 4)

Характеристика правомерного и противоправного поведения. Понятие, признаки и состав правонарушения. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Виды правонарушений. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Законность и обоснованность ответственности. Правомерное и противоправное поведение.

Литература

1.Понятие, состав и виды правонарушений

2.Юридическая ответственность и её виды

3.Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

4.Характеристика правомерного и противоправного поведения

Правонарушение - это противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред охраняемым законом интересам.

Признаки правонарушения:

1.Все правонарушения представляют собой деяния людей в форме активного действия или юридически значимого бездействия, поскольку это тоже проявление воли. Только совершив какой-либо поступок, человек вступает в сферу, подвластную законодателю. Внутренний мир человека, не нашедший своего проявления вовне, не может регулироваться и оцениваться с позиций права. Поэтому мысли и чувства индивида, его идейные убеждения, а также воздействие сил природы, животных или предметов не должны квалифицироваться в качестве правонарушений. Хотя из истории известно, как вечевой колокол, призывавший крестьян к восстанию, подвергли битию кнутом и сослали в Сибирь.

Следует отметить, что бездействие по своей природе является более сложной формой юридического поведения, чем действие. Для него необходимо наличие специальной юридической обязанности и реальной возможности субъекта предотвратить вредные последствия.

2. Правонарушением являются лишь такие деяния субъектов, которые нарушают предписания нормы права, т. е. носят противоправный характер.

3. Противоправное деяние лишь тогда может расцениваться как правонарушение, когда в этом есть вина субъекта, его совершившего. Вина выражает отношение субъекта к совершенному деянию и его возможным последствиям. Он должен иметь возможность не только осознавать социальную значимость своего поступка, но и контролировать свое поведение, иметь свободу выбора того или иного его варианта.

4. Противоправное, виновное деяние субъекта расценивается как правонарушение, если приносит вред общественным, государственным и личным интересам. Фактически он может выражаться в причинении субъектом в применении субъектами определенного материального или морального ущерба. Формально юридически он выражается в нарушении субъективных прав в препятствовании выполнения обязанностей и т. д. Вред может быть моральным и материальным, восстановимым и невосстановимым, реальным и потенциальным (когда создается лишь реальная угроза причинения непосредственного вреда - ст. 119 УК РФ).

Юридическая ответственность является одной из наиболее важных разновидностей общесоциальной ответственности, так как с помощью права регулируются наиболее значимые общественные отношения.

Она характеризуется следующими признаками:

1. Устанавливается государством с помощью правовой нормы, которая, будучи юридической основой ответственности, выражает нормативную оценку правонарушения как социально вредного в зависимости от характера совершенного деяния.

В то же время следует иметь в виду, что в сфере частного права основанием юридической ответственности может послужить нарушение индивидуально-правового договора, прямо не предусмотренного действующим законодательством, но не противоречащего принципам права (п. 2 ст. 421 ГК РФ). За пределами права нет и не может быть ни правонарушения ни юридической ответственности.

2. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение, которое, будучи своеобразным юридическим фактом, порождает охранительное правоотношение между правонарушителем и государством. Причем правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим ее свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное.

3. Юридическая ответственность носит штрафной характер.

4.Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата.

5. Юридическая ответственность осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах.

Тема 1.7. Правосознание и правовая культура (1 час, лекция 5)

Правосознание: понятие, преемственность, содержание, регулятивная роль, критерии оценки. Нигилизм, идеализм, инфантилизм. Структура и виды правосознания. Понятие и виды правовой культуры.

Литература

1.Правосознание: понятие, преемственность, содержание, регулятивная роль, критерии оценки

2.Структура и виды правосознания

3. Понятие и виды правовой культуры

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и т. п. критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и определения позитивных тенденций правового воздействия, для обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

носителем правосознания является человек или общность людей;

отражает государственно-правовые явления;

выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспективы развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание представляет собой систему чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых выражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности.

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.