115 фз от 07.08 01. Законодательная база российской федерации. Меры противодействия легализации преступных доходов

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

Организации федеральной почтовой связи;

Ломбарды;

Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Операторы по приему платежей;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

Микрофинансовые организации;

Общества взаимного страхования;

Негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    Постановление № 5-827/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-827/2018

    Пребывания в РФ после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП...

    Постановление № 5-1379/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1379/2018

    Красногвардейский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 1379/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Санкт-Петербург 29 ноября 2018 года Судья Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга Широкова И.В., рассмотрев в помещении Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга, ...

    Постановление № 5-826/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-826/2018

    Королёвский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Пребывания до ДД.ММ.ГГГГ не выехал, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 25.10 ФЗ -114 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда...

    Постановление № 5-1368/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1368/2018

    Видновский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 1368/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е гор. Видное Московской области 29 ноября 2018 г. Видновский городской суд Московской...

    Постановление № 5-2048/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-2048/2018

    Одинцовский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    ... 5 - 2048/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Одинцово 29.11.2018 года Судья...
  • Постановление № 5-1165/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1165/2018

    Электростальский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Истечении установленного срока пребывания (11 октября 2018 года), уклонился от выезда из Российской Федерации, пребывая на территории Московской области, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации", тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ...

    Постановление № 5-762/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-762/2018

    Красноглинский районный суд г. Самары (Самарская область) - Административные правонарушения

    Не требующем получения визы, признается лицо, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать...

Поделится в соц. сетях:

Федеральный закон № 115-ФЗ

Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.


Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

  • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
  • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
  • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.


ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.


Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

  1. Заявление на выдачу патента;
  2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
  3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
  4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
  5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
  6. Страховой медицинский полис;
  7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
  8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.


Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

Изменения 115 закона от 1 января 2015 года постановили иностранцам, которые желают получить в России ВНЖ, РВП или патент, сдать экзамен на владение русским языком, историей и гражданским законодательством.

Доказательством о свободном владении русским служат:

  • Аттестат о среднем образовании, который был выдан в СССР до 01.09.1991 года;
  • Образовательный документ, подтверждающий прохождение государственной аттестации в России с 1 сентября 1991 года;
  • Сертификат, выданный специальными подготовительными центрами при органах миграции.

От прохождения экзамена освобождены некоторые категории иностранцев:

  • Лица до восемнадцати лет;
  • Иностранцы женского пола до 60-ти лет и мужского – до 65-ти лет;
  • Частично или полностью недееспособные иностранные граждане.

Подтверждение знаний не требуется от высококлассных специалистов и иностранцев, занимающихся журналистской деятельностью в специальных СМИ, выпускающих издания на зарубежном языке.

Внимание

Не требуется подтверждение и иностранцам, которые приехали в Россию для обучения в государственных ВУЗах, профессиональных колледжах и институтах.


Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

Последние по времени изменения и дополнения Закона № 115-ФЗ внесли в него ряд существенных изменений. В частности:

  • Вопросы об образовании иностранцев в России;
  • Вопросы медицинского подтверждения отсутствия у иностранца опасных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • Вопросы о сроках пребывания иностранцев;

1 пункт 5 ст. ФЗ дополнился новым абзацем о непрерывности пребывания безвизовых иностранцев в России, он был установлен в 90 дней. В 1-ый пункт статьи 6.1 о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции».

Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме.

Внимание

Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения.


Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок. За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ. Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства.

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок.

В данной статье будет предоставлено описание закона, его основные постановления, а также анализ некоторых отдельных статей.

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» был принят 7 августа 2001 года. Закон устанавливает меры, которые должны предотвратить, остановить, или устранить последствия отмывания денег. Также, устанавливаются меры контроля за организациями, посредством которых легализация доходов производится.

Закон определяет:

  • каким образом, происходит отмывание денежных средств. Какие манипуляции производят преступники для достижения цели;
  • чем является легализация. Отличается ли легализация от отмывания денежных средств;
  • ФЗ разграничивает понятия обязательного и внутреннего контроля, также, дает их определение;
  • законом назначен орган, в должностных обязанностях которого числится контроль за отмыванием денег, мошенничеством.

Документ устанавливает обязанность финансовых организаций содействовать в борьбе с мошенниками. К примеру, определенные законом финансовые организации могут предупредить легализацию доходов, путем сообщения информации о мошенниках в действующий государственный орган по борьбе с легализацией доходов. Даже если нет повода сомневаться в законности сделки, при ее сумме от 600 тысяч рублей, она контролируется, согласно закону. Для недвижимости, лимит не должен превышать 3 миллиона рублей.

В случае сделок с лицами, с подобными лимитами денежных средств, финансовые организации, по запросу органа контроля, обязаны идентифицировать личность клиента, а также второй стороны сделки и не позднее следующего, после сделки дня предоставить данные об операции.

Скачать ФЗ-115

ФЗ-115 «О противодействии отмыванию доходов» можно скачать . Закон определяет методы борьбы с отмыванием денежных средств, устранение их последствий, устанавливает перечень действий, при обнаружении мошенников.

Последние изменения ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов»

Легализация доходов, полученных преступным путем, регламентируется ФЗ-115. Согласно данному законодательному документу, разрабатываются правила внутреннего и обязательного контроля финансовых организаций, за соблюдением предписанных законом правил.

Также, определяются процедуры, которые помогают выявлять потенциально мошеннические сделки, доводить информацию о них до контролирующего органа. Давайте рассмотрим подробнее некоторые статьи ФЗ-115, а также их изменения, если таковые происходили в последней редакции.

Статья 1

В данной статье раскрываются цели закона. Цель закона — создать механизм противодействия легализации доходов. Также, закон защищает права граждан, контактирующих с денежными средствами, полученными неправомерным путем.

Изменений нет.

Статья 2

Данная статья ФЗ-115, описывает регулирование отношений граждан работающих, безработных и иностранных. Действие данного закона обращено к компаниям, которые осуществляют денежные операции с денежным, или материальным имуществом, расположенным за территорией Российской Федерации.

Изменений нет.

Статья 3

Документ устанавливает значение понятий – Обязательный контроль и Внутренний контроль. Обязательный контроль – это процесс, который устанавливает контроль за финансовыми операциями предприятия. Внутренний контроль — это действие, осуществляемое органом контроля для выяснения производительности, эффективности компании.

Изменений нет.

Статья 5

В данной статье описываются организации, осуществляющие операции с денежными средствами, или другим ценным имуществом.

К перечню таких организаций относятся:

  • организации, выдающие займы, кредиты;
  • компании, ответственные за реализацию и взаимодействие с ценными бумагами;
  • организации, занимающиеся страхованием жизни, предметов, а также федеральная почта.

Изменений нет.

Статья 6

Согласно изменениям, статья устанавливает сумму, при которой сделка попадает под контроль. Денежная сумма составляет 600 тысяч рублей, или 3 миллиона, для недвижимости.

Статья 7

Документ содержит перечень правовых действий, а также обязанностей компаний, которые занимаются операциями с денежными средствами. В статье описываются и обязанности компаний относительно других лиц.

В соответствии с положениями Концепции нацбезопасности РФ, одним из приоритетных направлений деятельности государства является противодействие криминальным явлениям. Оно предполагает консолидацию усилий власти и общества, резкое сокращение социально-политической и экономической основы противоправных процессов, выработку комплексной системы методов и средств правового и иного характера для пресечения правонарушений и преступлений, обеспечения защиты интересов личности, государства и общества. В рамках этого направления пресекаются подготавливаемые и совершаемые деяния по отмыванию (легализации) доходов от преступной деятельности, финансированию терроризма, а также предпринимаются меры государственного реагирования на уже совершенные противоправные действия. Работа правоохранительных органов в данной сфере регламентируется нормами 115-ФЗ от 07.08.2001. В ст. 1-3 приводятся общие положения, закрепляющие область распространения правового акта, термины, используемые в нем. Рассмотрим некоторые нормы этого закона.

Терминология

Определения понятий дается в ст. 3 115-ФЗ. Разъяснение терминов необходимо для правильного понимания норм, исключения неверного их толкования.

Доходами от преступной деятельности называют деньги или другое имущество, полученные в результате совершения противоправного деяния. В данном случае ключевым аспектом является факт преступления. Дело в том, что граждане, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, преступниками (в классическом смысле) не являются, поскольку свои доходы они получают законным способом. Чувство собственности мешает им расстаться с частью своей прибыли.

Во втором абзаце 3 статьи рассматриваемого нормативного акта закрепляется состав активов, на который распространяется законодательство о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности. В данном случае имеет место соответствие положений 115-ФЗ и ст. 2 (п. "а" и "b") Страсбургской конвенции. В ней доходами от преступной деятельности именуется любое имущество (невещественное и вещественное, недвижимое и движимое), выраженное в вещах либо правах или представляющее собой документы и акты, удостоверяющее право на такие материальные ценности.

Анализ 115-ФЗ (ст. 1-3 в частности) указывает на то, что законодатель рассматривает преступные доходы в узком смысле, поскольку имеет в виду исключительно денежные средства либо другое имущество. Здесь, однако, следует учитывать и положения ГК. При применении норм 115-ФЗ ст. 128 Кодекса обеспечивает более полное понимание термина "иное имущество", поскольку в ней закреплен его состав. Согласно норме, по ним понимают вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, продукты интеллектуального труда и средства индивидуализации, приравненные к ним, а также нематериальные блага.

Определение понятия легализации доходов, приведенные в 115-ФЗ и ст. 174.1 УК, схожи. В Кодексе указывается, что отмыванием денежных средств либо другого имущества, полученного преступным способом, называется осуществление финансовых операций, заключение сделок с ценностями в результате совершения преступлений, кроме тех, которые предусмотрены в статьях 193, 194, 198-199.2, или использование ценностей для ведения экономической (в т. ч. предпринимательской) деятельности.

Если сравнивать определения, приведенные в и ст. 174.1 УК, то первом нормативном акте дается более емкое толкование понятий.

Меры противодействия легализации преступных доходов

О них говорится в ст. 4 115-ФЗ. В числе мер противодействия на первом месте стоит обязательный внутренний контроль. Процедуры, составляющие его, направлены на выявление операций, осуществляемых физлицами, организациями, легализующими преступные доходы или финансирующие терроризм.

Заключение сделок с большим числом звеньев, необоснованных с экономической точки зрения, дает основание считать, что они совершаются в обход закона.

Внутренний контроль предполагает фиксацию и последующее хранение сведений обо всех операциях (дата, место, время, основание, сумма и пр.), их участниках. Наличие таких информационных баз позволяет в кратчайшие сроки восстановить данные о сделках.

Перечень компетентных организаций

Он закрепляется в ст. 5 115-ФЗ. В перечень включены организации, уполномоченные совершать финансовые операции. В их числе кредитные структуры, которые разделяются на банковские и небанковские. Их отличие заключается в объеме полномочий.

Банк вправе совершать следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и физлиц во вклады.
  2. Размещение денег от своего имени, за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности.
  3. Открытие и обслуживание счетов граждан и организаций.

Кроме этого, банк может выпускать, приобретать, продавать, учитывать, хранить ценные бумаги, используемые в качестве платежных документов или подтверждающие привлечение средств на счета и во вклады.

Небанковские кредитные структуры имеют право совершать некоторые банковские операции, перечень которых закреплен в ФЗ № 395-1.

В числе организаций, уполномоченных на совершение операций с деньгами и другим имуществом, включены структуры, не являющиеся кредитными, но принимающие от граждан и юрлиц наличность в случаях, установленных в ФЗ № 395-1.

Важный момент

В действующем законодательстве содержатся нормы, предписывающие совершать основные платежи юрлиц через кредитные учреждения - банки. Несмотря на то что 88-ФЗ расширил перечень субъектов, обязанных контролировать перемещение денежных средств и имущества, основная ответственность за пресечение легализации преступных доходов возлагается именно на кредитные учреждения. В этой связи присутствие в указанном списке риэлтерских компаний, оказывающих посреднические услуги при совершении сделок по отчуждению недвижимости, не освобождает банки от обязанности выявлять операции, предусмотренные в пункте 1.1 ст. 6 115-ФЗ.

Центробанк вправе отозвать у кредитного учреждения лицензию в случае неоднократного нарушения (на протяжении одного года) предписаний, установленных Федеральным законом № 115.

В перечне, закрепленном ст. 5 115-ФЗ, указаны также следующие организации:

  1. Брокеры.
  2. Страховые компании.
  3. Ломбарды.
  4. Букмекерские конторы и тотализаторы.
  5. Компании, управляющие инвестиционными или пенсионными негосударственными фондами.
  6. Операторы, принимающие платежи.
  7. Финансовые агенты, имеющие лицензию на ведение финансовой деятельности.

Права и обязанности компетентных структур

Они закреплены ст. 7 115-ФЗ. В данной норме особое внимание уделяется ограничениям для организаций, совершающих операции с деньгами и иными ценностями. Несоблюдение предписаний, закрепленных в статье, может привести к применению в отношении виновных мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

В качестве ключевой обязанности компетентных структур названа проверка клиентов, совершающих операции с ценностями для выявления фактов легализации преступных доходов. Она должна выполняться на всех этапах движения имущества и денежных средств. Важнейшую роль при этом играет идентификация субъектов, обслуживаемых указанными организациями. Согласно ст. 7 Закона 115-ФЗ, компетентные структуры обязаны получать сведения не только о лицах, с которыми уже заключен договор, но и о потенциальных клиентах, т. е. до официального оформления их правоотношений.

Идентификация предполагает сбор и анализ следующих сведений о физлицах:

  1. Ф. И. О.
  2. Гражданство.
  3. Реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
  4. Сведения из миграционной карты.
  5. Адрес проживания (регистрации) либо места пребывания.
  6. ИНН (при наличии).

О юрлицах собирается следующая информация:

  1. Наименование.
  2. ИНН или код иностранного юрлица.
  3. Номер госрегистрации.
  4. Юрадрес или места нахождения.

Все указанные сведения должны быть проверены на предмет достоверности и полноты.

Порядок осуществления идентификации, хранения и анализа данных закрепляется в Правилах внутреннего контроля.

Исключения

В ФЗ № 115 закреплены случаи, когда кредитные структуры могут не осуществлять идентификацию. В отношении физлиц она не проводится при:

Данный перечень не подлежит расширенному толкованию.

С момента вступления в действие 121-ФЗ отменяется возможность не идентифицировать субъекта, если ранее он уже был идентифицирован кредитной организацией.

Нововведения в ФЗ № 115

В новой редакции Закона, принятой в 2018 г., присутствует ст. 7.3. В этой норме закреплены обязанности кредитных структур, осуществляющих операции с деньгами и иным имуществом при приеме на обслуживание, а также в процессе обслуживания публичных иностранных должностных лиц. Данная статья введена в дополнение к положениям п. 1 ст. 7 115-ФЗ.

Указанные структуры, согласно норме, обязаны:

  1. Предпринимать обоснованные и возможные меры по выявлению публичных иностранных должностных лиц.
  2. Принимать на обслуживание указанных субъектов исключительно в соответствии с письменным решением начальника организации, уполномоченной совершать операции с денежными и иными ценностями, его заместителя либо руководителя обособленного подразделения кредитного учреждения.
  3. Предпринимать возможные и обоснованные меры по установлению источников происхождения материальных ценностей публичных иностранных должностных лиц.
  4. Регулярно обновлять имеющиеся сведения об указанных субъектах.
  5. Повышенное внимание уделять операциям, совершаемым не только публичными иностранными должностными лицами, но и их родственниками, в т. ч. усыновителями, усыновленными, а также третьими лицами от их имени.

Включение ст. 7.3 в 115-ФЗ обуславливается напряженной международной ситуацией и желанием руководства страны обезопасить экономику от негативного воздействия. Включение нормы в рассматриваемый нормативный акт имеет важнейшее значение для реализации концепции нацбезопасности РФ. Положения нормы соответствуют государственной политике в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, поскольку закрепляет меры, пресекающие нежелательные действия иностранных лиц.

Нюанс

Существует еще один Закон под таким же номером, что и рассматриваемый нормативный акт, - 115-ФЗ от 25 07 2002. В ст. 4 закреплены основы правового положения иностранцев в России. Этот Закон никаким образом не связан с рассматриваемым нормативным актом и сферой противодействия легализации преступных доходов. В процессе правоприменения этот нюанс необходимо учесть.

Ответственность за неисполнение положений 115-ФЗ

В ст. 13 Закона закреплены административные меры для обеспечения защиты финансовых и публично-правовых интересов государства.

Согласно норме, нарушение правил осуществления операций с материальными ценностями кредитными структурами, лизинговыми и страховыми организациями, учреждениями почтовой связи, ломбардами, букмекерскими конторами и иными субъектами, указанными в комментируемом нормативном акте, влечет аннулирование (отзыв) их лицензии.

Отзыв разрешительного документа представляет собой решение, которое принимается уполномоченным органом по основаниям и в порядке, предусмотренным в федеральном законодательстве. Аннулирование лицензии не влечет прекращение работы лица, а только лишь запрещение отдельных видов операций. Отзыв разрешительного документа - исключительная мера воздействия.

В рассматриваемом нормативном акте установлено, что компетентные организации, совершающие операции с материальными ценностями, должны документально фиксировать и предоставлять сведения контрольным органам не позднее дня, идущего после даты совершения соответствующей операции (ст. 7, часть первая, п. 4). По ст. 13 115-ФЗ, нарушение установленного срока влечет отзыв лицензии.

В законе, однако, предусмотрена возможность не направлять информацию в уполномоченные органы. Ею могут воспользоваться сотрудники компетентных структур, осуществляющие процедуры внутреннего контроля, если у них возникают подозрения в том, что их клиенты совершают операции для легализации преступных доходов. В таких ситуациях, разумеется, применение мер ответственности, становится крайне затруднительным.

Органом, обладающим право отзывать лицензии у кредитных структур, нарушающих законодательство в сфере противодействия легализации преступных доходов, является Центробанк. Данное полномочие соответствует Рекомендациям № 17, 23, 29 FATF. В них установлено, что государства должны обеспечить применение пропорциональных, эффективных сдерживающих мер уголовного, гражданского, административного характера на случай выявления фактов неисполнения нормативных предписаний. Согласно Рекомендациям, в странах должно обеспечиваться распространение кредитными структурами адекватных методов надзора и регулирования. Компетентным органам надлежит предпринимать необходимые правовые или регулятивные меры для предотвращения получения преступниками или их сообщниками контрольных или значительных пакетов акций, управленческих должностей в финансовых учреждениях.

Надзорные органы, в свою очередь, должны обладать достаточными полномочиями для осуществления мониторинга и контроля соблюдения субъектами требований законодательства в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Они должны наделяться правом проводить инспекции, требовать предоставления любых сведений от финансовых структур, необходимых для мониторинга, применять адекватные административные наказания за несоблюдение предписаний.

В международных конвенциях, ратифицированных РФ, устанавливается, что страны-участницы обеспечивают применение соразмерных, эффективных гражданско-правовых, уголовных или административных мер сдерживающего характера с учетом опасности совершенного преступления к юрлицам и гражданам. Принятие Центробанком решения об отзыве лицензии у кредитной организации в соответствии со ст. 13 115-ФЗ сопровождается осуществлением всестороннего анализа ее работы не только для выявления нарушений федерального законодательства, но и определения количества (объема) выполняемых операций, наличия/отсутствия факторов, создающих угрозу для интересов вкладчиков и кредиторов, стабильности всей банковской системы страны.

Общие правила отзыва лицензии

Соответствующее решение подлежит опубликованию в официальном издании "Вестнике Банка России" в течение недели с даты его принятия. Оно вступает в действие с момента вынесения. Законодательство закрепляет право заинтересованных лиц оспорить принятое решение в течение месяца с даты его опубликования. Факт обжалования, а также применение мер обеспечения исков не приостанавливают исполнение решения.

Дополнительные меры воздействия

В соответствии с письмом ЦБ № 98-Т от 2005 г. и методическими рекомендациями № 59 от 1997 г., территориальные подразделения Центробанка наделаются правом применять к субъектам, не исполняющим предписания законодательства в сфере легализации преступных доходов:

  1. Требования об устранении выявленных нарушений.
  2. Денежные взыскания. Их размеры устанавливаются ФЗ " О Центробанке РФ".
  3. Ограничение совершения отдельных финансовых операций на период до 6 мес.
  4. Требование о замене руководства.
  5. Запрет на совершение кредитной структурой отдельных операций, указанных в лицензии, выданной ей, на срок до 1 г.
  6. Запрет на открытие филиалов в течение года.

При выявлении оснований, предусмотренных пунктом 6 1 части 20 статьи ФЗ № 395-1, территориальное подразделение вправе инициировать процедуру отзыва лицензии у кредитной структуры. При этом подразделению рекомендовано предъявлять требование об устранении выявленных нарушений в комплексе с иными мерами воздействия. Выбор той или иной санкции осуществляется учреждением самостоятельно с учетом:

  1. Характера и причин нарушения, допущенного кредитной структурой.
  2. Общего финансового положения кредитной организации, ее позиции на региональном и федеральном рынках банковских услуг, возможности ухудшения ее финансового состояния в связи с предпринимаемыми к ней мерами воздействия.
  3. Эффективности правил осуществления внутреннего контроля, разработанных структурой для противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, их соответствия рекомендациям ЦБ.

Заключение

В УК не содержится конкретная норма, положения которой можно было бы применить непосредственно к должностным лицам, допустившим нарушения законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Многие эксперты полагают, что нет необходимости создавать такого рода статьи по подобным нарушениям в разных сферах управления. Следует обеспечивать экономичность законодательства, закрепляющего ответственность субъектов, уплотнить составы правонарушений. В настоящее время ключевыми уголовными статьями, закрепляющими санкции за неисполнение нормативных предписаний в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, считаются ст. 173-174.1, а также 175. В этих нормах закрепляются необходимые юридические основания для пресечения противоправных действий, борьбы с обналичиванием средств через компании-однодневки.