Контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется. Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения): понятие, как осуществляется

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Комментарий к статье 51 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Часть 2 ст. 51 дополнена указанием на представление необходимой информации для контроля за выполнением коллективного договора, соглашения соответствующим органом по труду. Здесь же предусмотрен срок представления этой информации сторонами - не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Часть 2 ст. 51 в ее соотношении с ч. 1 этой же статьи можно истолковать как предоставление органам по труду права контролировать выполнение коллективных договоров, соглашений.

В связи с тем что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 49 ТК) (т.е. проверяют законность содержания коллективных договоров и соглашений), именно с этой целью таким органам должна представляться сторонами необходимая информация.

§ 2. Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм.

§ 3. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов социального партнерства;

уполномоченными государственными органами.

§ 4. Принципы социального партнерства проявляются при осуществлении контроля за исполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями.

В соответствии с Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений (п. 3 ст. 13).

§ 5. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений со стороны уполномоченных на то государственных органов поручен соответствующим органам по труду.

§ 6. На практике проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.

Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие в установленном порядке: либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему положений недействующими (см. ст. 50), либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений.

§ 7. Для осуществления контроля стороны (их представители) и проверяющие органы должны иметь всю необходимую информацию.

Другой комментарий к статье 51 ТК РФ

1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.

2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в федеральную инспекцию труда, находящуюся в ведении Минтруда РФ.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним.

В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

Коллективный договор, или соглашение - это официальный документ, принятый в организации, который регулирует трудовые и социальные взаимоотношения между работодателем и трудовым коллективом. Обеим сторонам необходимо знать, кто на предприятии может и должен вести контроль за выполнением условий коллективного договора. Если данная работа будет проводиться четко и прозрачно, то риск возникновения конфликтов между сторонами будет сведен к минимуму.

Кто должен контролировать исполнение договора

Статья 51 Трудового кодекса РФ говорит о том, что контроль за выполнением коллективного договора осуществляется следующими лицами:

  • Стороны социального партнерства. То есть с одной стороны это работники, а с другой - работодатели. Со стороны работников могут выступать профсоюзы или специально выбранные для этих целей работники. Со стороны работодателя выступает руководить или его доверенное лицо.
  • Органы по труду государственного или муниципального уровня. Контроль выполнения коллективного договора осуществляют органы того уровня, на котором заключен данный документ.

Процедура контроля за выполнением коллективного договора со стороны органа по труду

Контроль за соблюдением локального документа начинается с момента его регистрации в органе, регулирующем трудовые отношения. Там рассматривают представленный колдоговор на вопрос того, нет ли в нем положений, которые ухудшают условия для работников по сравнению с условиями трудового законодательства. Эти пункты будут признаны недействительными. Об этом будут направлены уведомления в организацию и в гострудинспекцию.

После получения данного уведомления организация должна сообщить об этом тем лицам, к которым ранее были применены незаконные пункты коллективного документа. А далее работники могут в суде обжаловать факт применения к ним этих условий.

Если в дальнейшем в организации будут применяться недействительные условия колдоговора, то это повлечет за собой применение к ней мер ответственности.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения внутри организации

Наблюдение внутри организации за выполнением колдоговора проводится в установленной в организации форме. Законодательство не устанавливает конкретную форму контроля. В абзаце 2 статьи 51 Трудового кодекса РФ указано обязательство сторон о предоставлении друг другу и органу по труду информации по выполнению коллективного договора не позже одного месяца после запроса.

На практике сложилось, что действие коллективного договора и контроль его выполнения отражают в отчете, который представляют на общем собрании сотрудников организации. Также его размещают в интернете, СМИ или в самой организации для свободного доступа и ознакомления.

Форму отчета и его содержание определяет сама организация. Он может быть представлен также и в свободной форме. Подписывает этот документ начальник профсоюза.

Комиссия по контролю

Для эффективной организации процесса целесообразно создать комиссию по контролю за выполнением коллективного договора. Целью ее деятельности является наблюдение за выполнением колдоговора; информирование сторон о ходе дел; периодическое подведение итогов, которые предлагаются на рассмотрение на профсоюзных собраниях; принятие мер по прекращению нарушения колдоговора.

Чаще всего инициатором создания такой комиссии выступает профсоюз. Ее состав выбирается профкомом из числа членов профессионального союза. Количество членов в комиссии определяется численностью организации и объемом работы. Главой комиссии выбирают председателя профкома.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется комиссией следующими способами:

  • личное посещение, обход трудовых мест;
  • получение сведений или письменных документов о случаях, требующих контроля, и принятие соответствующих мер.

Комиссия в процессе своей работы готовит материалы для рассмотрения профсоюзом по следующим направлениям:

  • Рекомендации руководителю об устранении обнаруженных нарушений колдоговора. При необходимости эта документация может быть направлена в органы по труду или правоохранительные органы.
  • Рассмотрение проектов приказов, которые затрагивают трудовые и экономические интересы работников. Это может быть приостановка, ликвидация или реорганизация производства, которые повлекут за собой сокращение работников или ухудшение условий их работы.
  • Расторжение с работниками трудового договора или контракта.
  • Предоставление в суд исков, касающихся работников.
  • Подготовка и проведение диалога между нанимателем и государственными органами.

Ответственность за несоблюдение коллективного договора

Ответственность и контроль за выполнением коллективного договора устанавливаются законодательством федерального или регионального уровня. В Кодексе об административных правонарушениях в статье 5.31 установлена административная ответственность работодателя за нарушение колдоговора. Штраф составляет 30-50 минимальных зарплат.

Если работник нарушил колдоговор, то к нему не применяется такое наказание.

В процессе контроля за выполнением коллективного договора ответственность стороны работодателя в административном плане наступает, если он:

  • уклоняется от участия в переговорах с целью заключить коллективный договор, нарушает сроки переговоров;
  • не предоставляет необходимые данные для осуществления коллективных переговоров или контроля за выполнением коллективного договора;
  • без оснований отказывается заключать колдоговор;
  • нарушает или не выполняет его условия;
  • не принимает требований со стороны работников и не желает участвовать в процедуре примирения.

По всем этим нарушениям КоАП в качестве наказания предусматривает административный штраф.

Для чего нужен колдоговор на предприятии

Цель этого локального нормативного документа - утвердить дополнительные к законодательству права и гарантии работников организации с учетом специфики ее работы. Также преследуется цель экономической и социальной защиты работников посредством соответствующего уровня заработной планы, полной и эффективной занятости, безопасных условий на рабочих местах, прибыльной и результативной работы организации в целом.

Принципы и основания, на которых заключается коллективный договор:

  • равноправие двух сторон;
  • соответствие государственному законодательству;
  • прописываемые обязательства, добровольные для обеих сторон;
  • возможность реального осуществления принимаемых обязательств;
  • ответсвенность сторон за обязательства колдоговора;
  • контакт между сторонами и обоюдное реагирование на изменение обстановки.


Что может и должен регулировать колдоговор

Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:

  • оплата труда - ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
  • система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
  • продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
  • пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
  • обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
  • ответственность работников и нанимателя;
  • охрана здоровья работающих на предприятии;
  • как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.

«Срок жизни» коллективного договора

Обе стороны сами вправе решить, на какой срок заключить колдоговор. Главное требование заключается в том, чтобы этот срок составлял не менее одного года и не более трех лет.

Для того чтобы права и гарантии работников были соблюдены в полной мере, необходимо начинать работу над новым коллективным договором заранее. Его нужно согласовать и утвердить до окончания даты действия старого документа.

Сущность коллективного соглашения

Понятие трудового соглашения несколько отличается от коллективного договора. Соглашение является правовым актом, который заключается между работниками и работодателями для установления общих принципов регулирования трудовых, социальных и связанных с ними отношений. Соглашение может быть заключено начиная с уровня административного района и заканчивая федеральным. Также такой документ может иметь отраслевой характер.

Соглашение может содержать следующие разделы:

  • оплата труда;
  • порядок рабочего времени и отдыха;
  • охрана труда;
  • правила социального партнерства.

В соответствии со сферой регулирования все соглашения можно поделить на следующие виды:

  • генеральные - на федеральном уровне;
  • региональные - в пределах определенного субъекта России;
  • отраслевые - на определенных сферах производства;
  • территориальные - в пределах муниципального образования.

Участники разных видов соглашений

Состав участников, заключающих соглашение, зависит от уровня, на котором принимается документ. Виды коллективных соглашений и их стороны:

  • генеральное - общегосударственное объединение работодателей, правительство России, государственное объединение профсоюзов;
  • региональное - профсоюзы, региональные объединения работодателей, органы исполнительной власти конкретного субъекта РФ;
  • отраслевое - профсоюзы, объединения работодателей, органы по труду определенного субъекта России;
  • территориальные - профсоюзы, объединения работодателей данной местности, органы местной власти.

Как работодатель может обманывать работника

Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами - и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.

Но важно и то, чтобы работник сам о себе позаботился, мог постоять за себя и добиться того, что ему положено.

Вот наиболее часто встречаемые нарушения со стороны работодателей:

  • работа, предусмотренная трудовым договором, не предоставляется;
  • вменение обязанностей и работ, не предусмотренных заключенным трудовым договором;
  • незаконное изменение даты и формы выплаты зарплаты;
  • незаконное удержание части заработной платы;
  • несоответствующая организация трудового процесса;
  • противозаконное использование времени отдыха в целях продолжения трудового процесса;
  • отказ от предоставления отпусков;
  • отказ от оплаты часов сверхурочной работы.

Любое нарушение коллективного либо трудового договора считается незаконным.

Куда можно пожаловаться

С жалобой на противозаконные действия работодателя можно пойти в разные инстанции:

  • инспекция по труду;
  • полиция;
  • налоговая;
  • прокуратура.

В случае если контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется инспекцией по труду, то она в праве рассмотреть любые споры, связанные с осуществлением трудового и смежных с ним процессов. Компетенция данного уполномоченного органа не ограничена. При необходимости трудовая инспекция может привлекать к разбирательству и другие органы.

С заявлением в прокуратуру можно пойти в случае грубого нарушения законодательства со стороны работодателя.

Подавать в суд можно, если вышеуказанные органы не решили возникшую проблему работника.

Многие работники не решаются противостоять незаконным действия работодателя, боясь быть уволенными. По закону можно подать анонимную жалобу в проверяющие органы. Но если проблема мелкая, не касается большого числа работников, то, скорее всего, ответа не последует. В случае если анонимная жалоба содержит факты грубого нарушения законодательства, ущемляющего права большого числа работников, можно ждать проверки со стороны правоохранительных органов.

Сила в знаниях

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется как самими работниками, так и работодателем. Таким образом, если вы сами поинтересуетесь коллективным договором своего предприятия, то будете знать свои права и гарантии. Тогда можно смело их отстаивать.

Комментарий к статье 1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляют прежде всего представители социальных партнеров.
2. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, в т.ч. могут быть определены в самом коллективном договоре или соглашении. Допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании (конференции) работников, профсоюзной конференции и т.п.
3. Для проведения контроля они обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условий договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т.д.
Правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателю (работодателям), поскольку именно на него возложено исполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Информацию должны предоставлять и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения.
4. В отличие от ранее действовавшей редакции ч. 2 комментируемой статьи предусматривает порядок и сроки предоставления информации: заинтересованная сторона должна направить запрос и имеет право получить соответствующую информацию в течение месяца со дня получения запроса партнером.
5. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений осуществляют также органы по труду (территориальные органы Роструда). Они проводят плановые проверки и выявляют случаи невыполнения (нарушения) условий коллективных договоров, соглашений. Однако правовые последствия такого рода проверок законодателем не установлены. Очевидно, соответствующий орган по труду может известить представителей сторон о допущенных нарушениях. Возможность каких-либо иных действий органа по труду в связи с невыполнением договорных актов нормативными актами не предусматривается.
6. Контроль за соблюдением коллективных договоров и соглашений осуществляют и профсоюзные правовые инспекции (Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, утв. Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2).

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства.

Стороны обязаны:

Организовывать своевременное выполнение всех взаимных обязательств, включенных в коллективный договор, соблюдать нормативные положения;

Обеспечивать оперативный контроль за ходом реализации коллективного договора.

Коллективный договор, соглашение предусматривают порядок и сроки (но не реже 1 раза в полугодие) информирования работников, от имени которых заключен коллективный договор, о ходе его исполнения. С этой целью проводятся специальные массовые проверки исполнения договоров, о результатах которых стороны отчитываются от общих собраниях трудовых коллективов.

Выполнение коллективных договоров контролируют и сами трудовые коллективы : заслушивают отчеты нанимателей и профсоюзов, дают оценку их деятельности, вносят замечания и предложения по улучшению этого процесса, а в необходимых случаях ставят вопросы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства по договору.

Систематический контроль за своевременным выполнением предусмотренных договорами обязательств, мероприятий, соблюдением нормативных положений осуществляют профсоюзы : профсоюзы вправе в случае принятия нанимателем решения, нарушающего условия коллективного договора, соглашения, внести представление об устранении этих нарушений, которое должно быть рассмотрено в двухнедельный срок. В случае отказа удовлетворить эти требования или недостижении соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством о разрешении коллективных трудовых споров.

Профсоюзы имеют право общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и профессиональных союзах и вправе требовать устранения выявленных нарушений. Наниматель, собственник или уполномоченный ими орган управления рассматривают представление профсоюзов об устранении нарушений законодательства о труде и профессиональных союзах и в течение 1 месяца сообщают профсоюзу о результатах рассмотрения.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе и коллективного договора, со стороны государства осуществляет Министерство труда и социальной защиты РБ.

Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.

Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.

  1. Порядок разрешения споров о применении коллективных договоров, соглашений. Ответственность сторон за невыполнение условий коллективного договора, соглашения.

К коллективным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части коллективного договора, соглашения, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности . Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжкие последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности .

Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного ущерба.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности . Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности.