Ликвидность активов включаемых в конкурсную массу. Формирование конкурсной массы при несостоятельности. Соразмерное удовлетворение требований кредиторов

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов

Конкурсная масса - это:

    основныеиоборотные средства

    нематериальные активы

    дебиторская задолженность

    прочие и активы, находящиеся набаланседолжника

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законом имущество.

Не включается в конкурсную массу арендованное должником имущество, находящееся на ответственном хранениидолжника, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством или учредительным документом организации может быть наложено взыскание по обязательствам должника. Включению в конкурсную массу подлежат также объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на балансе должника, за исключениемжилищного фонда,детских дошкольных учрежденийи отдельных жизненно важных для данного региона объектов производственной икоммунальной инфраструктуры, которые должны быть приняты на баланс соответствующихорганов местного самоуправления.

Удовлетворение требований кредиторов

Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене имущества принимается собранием кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Продажа организуется конкурсным управляющим путем проведения торгов. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника.

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов, а также содержит правила о порядке удовлетворения требований кредиторов каждой из очередей.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

    Производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.

    Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

    Производятся расчеты с другими кредиторами.

Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущиекоммунальныеиэксплуатационные платежидолжника, а также требования, возникшие в ходенаблюдения,внешнего управленияи конкурсного производства.

Возможность перехода к внешнему управлению

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровлениеи (или)внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные даннымифинансового анализа, полагать, чтоплатежеспособностьдолжника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созватьсобрание кредиторовв течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении варбитражный судс ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

(см. текст в предыдущей редакции)

Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 110 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

4.2. После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

5. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Эффективность работы коммерческого предприятия зависит от множества факторов. Так, в их число входят подбор наиболее выгодных условий поставки необходимого сырья, постоянный контроль эффективности производства, налаживание четко работающей дилерской сети. Кроме того, на конечный результат накладывает свой отпечаток востребованность того вида продукции или услуг, производство которых является основным видом деятельности для данного предприятия.

Наконец, значительный эффект на результаты деятельности коммерческой организации оказывает общая экономическая ситуация. Так, в период экономического подъема люди более свободно относятся к деньгам, совершают больше расходов, и, соответственно, прибыль компаний, продающих товары и оказывающих услуги, имеет тенденцию к росту. В период экономической нестабильности, напротив, люди более аккуратно относятся к деньгам и стремятся по возможности сократить необходимые расходы, что влечет за собой сокращение прибыли коммерческих компаний.

Таким образом, влияние хотя бы одного из этих факторов может оказать заметное негативное влияние на эффективность работы компании. Если же неблагоприятное действие таких факторов усиливается недостаточным вниманием к контролю за расходами предприятия, его финансовое положение может оказаться достаточно затруднительным.

В частности, это может выразиться в том, что организация окажется неспособна выполнить свои финансовые обязательства, предусмотренные условиями договора, заключенного с одним или несколькими контрагентами. В этом случае в отношении нее может быть инициирована процедура банкротства, определена конкурсная масса и произведены другие действия.

В некоторых случаях такие финансовые трудности могут носить временный характер: например, они могут быть связаны с возникновением кассового разрыва или необходимостью прохождения 3-дневного срока для проведения платежа через банк. В других ситуациях причины таких финансовых затруднений могут быть несколько более серьезными: так, например, негативное влияние на финансовое положение компании может оказать значительный объем дебиторской задолженности, то есть денежных средств, причитающихся к получению от покупателей, уже получивших товар или услугу, не не оплативших ее, или других контрагентов, имеющих непогашенную задолженность перед компанией.

Если объем дебиторской задолженности сопоставим с кредиторской, то есть с размером непогашенной задолженности самого предприятия перед его контрагентами (например, поставщиками, осуществившими поставку сырья или материалов), такая ситуация может затруднить исполнение финансовых обязательств данного предприятия.

Признаки банкротства

Поскольку неисполнение принятых на себя финансовых обязательств физическим лицом является весьма значимым фактом для экономики страны, действующее законодательство содержит значительное количество положений, направленных на урегулирование отношений в этой сфере. Основным нормативно-правовым актом, описывающим порядок действий самой компании, испытывающей финансовые трудности, ее контрагентов и других субъектов, вовлеченных во взаимодействие с ней в этой ситуации, является Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Указанный нормативно-правовой акт, в частности, предусматривает возможность влияния временных факторов, например, таких, которые описаны выше, на финансовое положение предприятия.

Поэтому статья 3 указанного Федерального закона устанавливает, что является несоблюдение ею взятых на себя финансовых обязательств в течение временного периода, составляющего не менее 3-х месяцев со дня наступления даты, в которую такие обязательства должны были быть исполнены.

Если коммерческая организация не погашает своих долговых обязательств в течение указанного временного периода и более, контрагент, перед которым у рассматриваемой коммерческой компании имеется непогашенная задолженность, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании компании-неплательщика банкротом. Вместе с тем при оформлении такого искового заявления следует учитывать, что до того, как обратиться в арбитражный суд с требованием, кредитор должен получить документ, подтверждающий факт наличия у должника непогашенного обязательства перед ним. В качестве такого документа может выступать решение судебного органа о взыскании задолженности с такой организации.

Такое требование установлено пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» в целях обеспечения обоснованности требований истцов об инициировании процедуры банкротства в отношении коммерческих компаний.

Признание организации-должника банкротом

Арбитражный суд, получив исковое заявление от кредитора, оформленное в соответствии со всеми правилами действующего законодательства и снабженное необходимыми документами, подтверждающими правомочность требований заявителя, осуществляет рассмотрение всех представленных доказательств и обстоятельств дела и выносит решение по рассматриваемому вопросу. При этом следует иметь в виду, что даже в случае, если документы, представленные истцом, подтверждают правоту его позиции, судья вправе не признавать должника банкротом, дав организации-ответчику возможность попытаться решить свои финансовые проблемы.

В частности, в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», в отношении организации, имеющей признаки банкротства, могут быть применены процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или другие инструменты, которые могут позволить ей рассчитаться с кредиторами.

Однако если, рассмотрев все обстоятельства дела, судья придет к выводу, что меры, предусмотренные действующим законодательством в качестве инструментов улучшения финансового положения коммерческого предприятия, не принесут результата в данном конкретном случае, он может удовлетворить требование кредитора и признать коммерческую организацию-должника банкротом.

Такое решение, оформленное посредством составления необходимых юридических документов, влечет за собой применение целого ряда процедур в отношении компании, признанной банкротом.

Конкурсное производство

В частности, статья 124 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что в случае, если организация в соответствии с принятым судебным решением признана банкротом, в отношении нее должно быть возбуждено .

Эта процедура фактически представляет собой распределение имущества должника между кредиторами, перед которыми у него имеются непогашенные долговые обязательства. При этом данный раздел указанного нормативно-правового акта определяет, что срок, в течение которого должны быть осуществлены все этапы этой процедуры, составляет не более шести месяцев.

Если в обозначенный срок , отвечающему за проведение всех необходимых действий, не удалось завершить возврат средств кредиторам, заинтересованные участники могут ходатайствовать о продлении этого срока. Такая возможность тоже предусмотрена статьей 124 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», однако она определяет, что дополнительный срок, отводимый на завершение всех необходимых процедур, не должен превышать шести месяцев.

Конкурсная масса

В соответствии со статьей 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» общий объем такого имущества носит название конкурсной массы. Кроме того, состав конкурсной массы включает имущество, наличие которого выявлено в ходе осуществления исполнительного производства. Таким образом, указанное имущество тоже может быть использовано для погашения требований кредиторов.

Необходимо принимать во внимание, что не все вещи, предметы, ценности или денежные средства, принадлежащие компании, могут быть включены в состав конкурсной массы и впоследствии переданы кредиторам, предъявившим к организации финансовые требования. Так, из состава конкурсной массы необходимо исключить имущество, которое изъято из оборота, и права собственности, непосредственно связанные с личностью должника. Например, к числу таких прав могут относиться имущественные права, основанные на выданной данному физическому лицу лицензии.

Кроме того, конкурсная масса не включает имущество, которым должники пользовались на правах аренды, поскольку фактически собственником указанного имущества является другой субъект. Также из состава конкурсной массы необходимо исключить имущество, которое находилось у должника в связи с тем, что он по просьбе владельца или по другому основанию осуществлял временное хранение такого имущества.

Таким образом, вещи, предметы, ценности и денежные средства, находившиеся в пользовании должника, не имевшего на них права собственности, подтверждаемого необходимыми документами, подлежат исключению из конкурсной массы и не могут быть использованы для возврата денежных средств кредиторам.

Особые виды собственности в составе конкурсной массы

Если же в состав собственности входят специфические объекты, порядок использования которых отдельно регламентируется действующим законодательством, обращение с ними в качестве компонентов, которые включает конкурсная масса, должно соответствовать всем установленным требованиям.

В частности, речь идет об объектах, составляющих культурное наследие Российской Федерации, в число которых включаются памятники истории и архитектуры, и о социально значимых объектах, например, детских дошкольных учреждениях, объектах коммунальной инфраструктуры и подобных. Действующее законодательство устанавливает, что в некоторых случаях такие объекты могут находиться в собственности коммерческой организации: например, крупный завод мог содержать на своем балансе детский сад, который посещали дети сотрудников.

В такой ситуации формирование конкурсной массы должно учитывать специфический порядок обращения с указанными объектами. Для них предусмотрена особая процедура организации торгов с целью получения денежных средств, необходимых для возврата кредиторам, которая подробно описана в статье 110 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, приобретателю таких активов необходимо принимать во внимание положения пункта 4 статьи 132 указанного нормативно-правового акта, который устанавливает, что лицо, совершившее приобретение указанных объектов в собственность, обязано обеспечивать надлежащий уровень их сохранности и использовать их по назначению. Если же речь идет о том, что какой-то из указанных видов собственности, приобретенных на торгах, планируется использовать для оказания платных услуг физическим или юридическим лицам, организация, оказывающая такие услуги, должна устанавливать тарифы за пользование ими, не превышающие пределов, установленных действующим законодательством.

Состав конкурсной массы

Таким образом, с учетом всех вышеперечисленных ограничений, можно констатировать, что конкурсная масса представляет собой объем имущества, который содержит в себе следующие основные виды собственности:

Основные средства коммерческой организации-должника, признанной банкротом. Под этим термином обыкновенно понимают машины, оборудование и другие предметы долгосрочного использования, применяемые организацией в процессе своей производственной деятельности. Кроме того, к этому виду собственности относятся здания и сооружения, используемые в процессе выпуска продукции, дороги, коммунальные и инженерные сети, эксплуатируемый предприятием транспорт и инструменты. Как правило, в качестве критерия, на основании которого определяется, относится ли рассматриваемый предмет к основным средствам, выступает срок его использования. Так, если ожидаемый срок использования предмета в производственных целях превышает 1 год, он относится к основным средствам.

Оборотные средства предприятия-должника, которые представляют собой денежные средства, вложенные в материальные активы, необходимые для осуществления производственной деятельности предприятия. Основное отличие понятие оборотных средств от основных заключается в сроке использования этих материальных активов в целях организации. Так, к категории оборотных активов относятся инструменты, материалы и другие предметы, ожидаемый срок использования которых составляет не более одного года либо укладывается в рамки одного производственного цикла, даже если последний превышает 1 год.

Нематериальные активы организации. Как правило, в рамках процедуры банкротства в отношении коммерческой компании к категории нематериальных активов относят собственность организации, которая может быть реализована с целью получения денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов. Таким образом, категория нематериальных активов в указанном смысле включает всевозможные патенты, права на товарные знаки, программное обеспечение и другие объекты интеллектуальной собственности, подтверждающие право рассматриваемой организации на получение прибыли от результатов интеллектуальной деятельности.

Конкурсная масса

Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства.
Термин «конкурсная масса» используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п.1 ст.131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами.
Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин — имущественная масса — для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается — все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника:

— имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
— имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
— денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, — имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
— имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен.

Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями — когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.
Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов — явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Причины такого явления могут быть различными — резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности.

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Изымаются из имущественной (конкурсной) массы следующие виды имущества:

— Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества — либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п.3 ст.132 Закона по истечении 6-месячного срока — в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом — все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, — эти суммы будут поступать в имущественную массу.

Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п.2 ст.131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.

Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства .
Термин «конкурсная масса » используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п.1 ст.131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами.
Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника:

— имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
— имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
— денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
— имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен.

Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.
Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности.

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Изымаются из имущественной (конкурсной) массы следующие виды имущества:

— Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п.3 ст.132 Закона по истечении 6-месячного срока - в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом - все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, - эти суммы будут поступать в имущественную массу.

— Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п.2 ст.131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

— Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.