Порядок и правила оформления дтп сотрудниками гибдд. Оформление дорожно-транспортного происшествия инспекторами гибдд Что считается ДТП

Полицейские на служебных автомобилях нередко становятся участниками дорожного происшествия. И такие аварии вызывают опасения у простых граждан, уверенных в безнаказанности служащих правоохранительных органов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но полицейские также несут ответственность перед законом при нарушениях ПДД. И добиться справедливости можно в судебном порядке, как при рассмотрении дела при столкновении обычных граждан.

Статистика

Согласно неофициальным данным, каждое 13-е дорожное происшествие случается с участием сотрудника полиции.

Учитывая все происходящие ДТП в России, можно составить статистику аварий, произошедших, в том числе, с участием служителей порядка:

Но с каждым годом количество ДТП, произошедших по вине сотрудников полиции, увеличивается. Так, с 2014 года показатель вырос на 40%.

Хотя в МВД данный параметр отрицают. Они утверждают, что, наоборот, полицейские стали более аккуратными и количество ДТП с их участием стремительно снижается.

Наиболее часто столкновение с полицейской машиной происходит по вине другого участника движения или при выполнении служебных обязательств.

Например, во время погони за правонарушителем. Также столкновения связаны с отказом других водителей пропускать машину на светофорах со спецсигналами.

Но нередко в ДТП виновником становятся и сами полицейские. Большая часть аварий происходит на личных автомобилях, вне времени выполнения служебных обязательств. Связано это с мнением о безнаказанности, наличием удостоверения.

Проигнорировав необходимость оформления места ДТП, водитель остается без компенсации на восстановление поврежденного автомобиля, несмотря на свою правоту.

Сотрудники полиции нередко нарушают ПДД, что становится причиной столкновения с другими участниками движения.

Они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения, превышать скорость, парковаться в неположенных местах. И за все нарушения предусмотрены штрафные санкции, как и для гражданских лиц.

Действия сотрудников полиции при ДТП

Если произошло ДТП с полицейской машиной, оформление производится по стандартной схеме:

  1. Оказание помощи пострадавшим. Если в аварии пострадали люди, требуется оказать первую помощь и вызвать медиков.
  2. Вызов ГАИ на место происшествия. Оформлять ДТП не может полицейский, ставший участником аварии.
  3. Оба водителя принимают участие в составлении протокола. Важно обратить внимание на корректность указанных данных. Если причиной аварии стали внешние факторы, а также при наличии алкогольного опьянения у одного из водителей, то сведения должны быть занесены в протокол.
  4. Составление . Для получения страховой выплаты участники ДТП должны заполнять извещение. В нем описываются данные водителей, рисуется , указываются факторы, повлекшие столкновение автомобилей.
  5. Опрос свидетелей. Если происшествие видели люди, то следует заручиться их поддержкой, попросив написать показания на бумаге и записав контактные данные.
  6. Получение документов. После оформления происшествия необходимые справки и документы можно получить в отделении ГИБДД. В течение 5 дней со дня аварии следует забрать документы и обратиться в страховую компанию для выдачи компенсации.

Сотрудник полиции, ставший одним из участников , приравнивается к обычным гражданам. Он также должен следить за корректностью указываемых сведений и заполнять извещение для страховой компании.

Сотрудник полиции может активно содействовать в составлении протокола и других документов, но не имеет права искажать данные.

Наказание за происшествие на служебной машине

Фактически, ответственность несут все лица, действия которых стали причиной аварии на дороге. Наказание не смягчает служебное положение и спецавтомобиль.

Но в некоторых случаях полицейский может быть признан невиновным, если выполнение служебных обязательств потребовало нарушить , о чем другие водители были предупреждены сигнальными маячками.

Если полицейский нарушил данное правило, то он признается виновным. Каждый случай со служебной машиной рассматривается индивидуально.

Сейчас ведется активная борьба с нарушителями-полицейскими. Если раньше служители порядка могли уйти от ответственности благодаря «связям», то сейчас наказания ужесточились.

Штрафы едины для всех лиц, независимо от правового статуса и занимаемой должности. Но именно полицейские должны быть примером для других водителей, показывая езду с соблюдением правил.

Для нарушителей предусмотрено три вида ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

При возникновении гражданской ответственности нарушитель обязуется возместить материальный ущерб пострадавшей стороне.

Основная часть расходов ложиться на плечи страховой компании, но второй водитель может обратиться в суд для взыскания морального ущерба.

Гражданская ответственность возникает при условии, что в аварии не пострадали люди. Если пешеходы, второй водитель или пассажиры автомобилей получили даже незначительные увечья, наказание рассматривается по административному кодексу.

Более серьезная, административная ответственность. Она предполагает наказание:

  • штраф за нарушение ПДД;
  • если в аварии пострадали люди и получили легкие травмы, то нарушителю придется заплатить штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей ;
  • если люди получили травмы средней тяжести, характеризующиеся лечением продолжительностью более 21 дня, то размер штрафа составляет от 10 000 до 25 000 рублей .

Дополнительно нарушителю может потребоваться оплатить моральный ущерб пострадавшим лицам через суд.

Более тяжкое наказание предусмотрено при возникновении уголовной ответственности.

Она определяется в нескольких случаях:

  1. Человеку или нескольким лицам был причинен серьезный вред здоровью . Травмы оцениваются как тяжкие. Это приводит к наказанию в виде лишения свободы сроком до 3 лет или принудительными работами сроком до 2 лет. Также водитель лишается права управлять автомобилем на период до 3 лет.
  2. Гибель одного человека. Для нарушителя рассматривается наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет, лишения водительского удостоверения на 3 года, принудительных работ на 4 года.
  3. Гибель двух и более лиц. Наказание ужесточается и предполагает лишение свободы сроком до 7 лет, принудительные работы на 5 лет и лишение водительского удостоверения на период до 3 лет.

При возникновении уголовной ответственности нарушитель снимается с должности и лишается возможности заниматься профессиональной деятельностью. Восстановление на службе возможно, но после окончания срока наказания.

Если скрылся с места аварии

Сокрытие с места ДТП является административным правонарушением. Смягчающим обстоятельством является два фактора:

  • водитель покинул место происшествия для транспортировки пострадавших людей в медицинское учреждение;
  • полицейскому требуется незамедлительно выполнить служебное задание (например, догнать правонарушителя).

Если водитель скрылся без уважительных причин, то ему грозит наказание:

К сотрудникам полиции применяются и особые наказания в виде выговора от руководства и увольнение со службы.

Если был пьяным

Для водителей, находящихся во время ТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, предусматривается более жесткое наказание.

Этот фактор является отягощающим обстоятельством и приравнивается к причине столкновения автомобилей.

Основное наказание для водителей, управляющих автомобилем в алкогольном опьянении – лишение водительского удостоверения на 3 года. Ответственность применима при любых обстоятельствах, даже если действия пьяного человека не привели к аварии.

Если один из участников ДТП находится в алкогольном опьянении, ему грозит наказание:

Алкогольное опьянение всегда ужесточает наказание для нарушителя. В суде не работают отговорки, например, рождение ребенка, свадьба и т.д.

Законы действительны в отношении всех лиц, независимо от правового статуса и служебного положения. Конечно, многим полицейским удается уйти от сурового наказания, но при любом решении суда их обязывают оставить занимаемую должность.

Меры по предупреждению среди сотрудников полиции

Среди сотрудников полиции является обязательной мерой. Работники правоохранительных органов должны соблюдать правила дорожного движения и показывать пример другим участникам движения.

От руководства требуется проведение специальных профилактических мер, состоящих из тренингов и семинаров:

  1. Тренинги с целью изучения и выявления наиболее частых причин аварий. Это позволяет усилить контроль над водителями, повысить меры безопасности на опасных участках дорог.
  2. Изучение новых правил дорожного движения, изменений в законодательстве. Сотрудники полиции должны знать законы, а также статьи из Кодекса об административных правонарушениях.
  3. Практическое изучение местности, выявление наиболее опасных участков. Руководители могут направить запрос на установку светофора, дорожных знаков.
  4. Руководители должны быстро реагировать на поломки светофоров, чтобы незамедлительно направить сотрудника для регулировки движения.

Ежеквартально или ежегодно сотрудники полиции должны проходить экзамен на знание ПДД, законов и размерах штрафов.

Повышение должности или квалификации невозможно без предварительной проверки. Ответственность за проведение профилактических мер возлагается на руководство.

Дорожное происшествие с участием сотрудника полиции не должно пугать водителя. Место ДТП оформляется обычным способом, для чего вызывается ГАИ.

В МВД России по данному факту начали проверку, расследованием инцидента занимаются следователи военной прокуратуры, в чью подследственность входят происшествия с участием сотрудников спецслужб, подтвердили оба источника РБК. Результаты расследования будут переданы в службу собственной безопасности ФСБ. РБК отправил соответствующие запросы в пресс-службу МВД и ФСБ.

«На видео с камер наружного наблюдения видно, как инспектор ДПС Сергей Грачев останавливает движение по одной из полос, переходит ее и останавливается на краю выделенной линии», — рассказал собеседник. Инспектор отслеживал поток, двигающийся в сторону центра, в то время как служебная машина ударила его в спину, отметил источник в ГУ МВД по Москве. «По результатам экспертизы можно будет точно сказать, что стало причиной столкновения автомобиля с инспектором. Водитель мог не заметить сотрудника, ослепленный светом фар встречных машин», — добавил собеседник. В ходе дознания будет установлено, была ли у водителя служебная необходимость находиться в этом районе: следователи проверят наличие у водителя путевого листа и спецталона.

Спецталон, известный как «непроверяйка», выдается сотрудникам спецслужб для оперативного прикрытия автомобиля. Этот документ дает право его обладателю избежать проверки находящихся в салоне лиц, а также провозимого груза. Спецталон выдают на оперативные машины и машины чиновников высокого ранга. Все нормативные акты о спецталонах относятся к категории информации «для служебного пользования».

Движение служебных автомобилей со спецсигналами регламентируется правилами дорожного движения (ПДД), никаких секретных инструкций, делающих исключение для машин силовых ведомств, не существует, сказал РБК председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. «Спецтранспорт может ехать и по встречной полосе, и пересекать двойную сплошную, но только в том случае, если у него включен проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал», — рассказал юрист. Если же сигнала не было, то водитель должен был следовать общим правилам дорожного движения. Сотрудник ГИБДД не вправе останавливать автомобильс проблесковым маячком, добавил собеседник. Источник в ГИБДД сообщил РБК, что следователи проверяют, был ли на автомобиле включен специальный звуковой сигнал. ​

В правилах дорожного движения говорится о том, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований светофоров и регулировщиков. Но воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

По ситуации c ДТП возникает много вопросов ко второму спецбатальону ДПС ГИБДД Москвы, обслуживающему спецтрассу, проходящую через Новый Арбат, сказал РБК председатель Московского профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин. Устав ППС запрещает находиться сотруднику одному в темное время суток, вопросы вызывает и отсутствие патрульной машины, объясняет собеседник РБК. «Как мне кажется, погибшего послали через дорогу обеспечивать спецпроезд, который, возможно, его и сбил. По выделенной полосе может ехать любой спецтранспорт: и полиция, и пожарные, и скорая, и ФСБ, и ФСО. Я не понимаю, зачем его туда отправили руководители второго спецбатальона, — продолжил профсоюзный лидер. — И где сотрудник ФСО, с которым они должны были вместе обеспечивать спецпроезд, и как должны были перекрывать дорогу». Впрочем, подчеркнул Пашкин, если Mercedes ехал без звукового сигнала, то «виноват 100% водитель спецтранспорта». Инспектор мог переходить улицу, направляясь в сторону стационарного поста ГИБДД, который расположен на противоположной стороне Нового Арбата, отметил источник в ведомстве.

В Кремле сообщили, что обратили внимание на ДТП, что это не вопрос администрации президента. Расследование ДТП с участием спецтранспорта относится к сложной категории дел, которые обычно «спускаются на тормозах», комментирует ситуацию для РБК адвокат Александр Молохов, специализирующийся на уголовных делах, связанных с дорожными происшествиями.​

Берегись мигалки

ДТП с участием автомобилей силовиков или высокопоставленных чиновников.

15 сентября 2017 года в дорожной аварии пострадали командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков и еще трое военнослужащих. ДТП произошло на трассе «Кола» в Мурманской области. Микроавтобус, в котором находились военные, столкнулся с автомобилем, водитель которого в итоге погиб.

13 июля 2017 года в Кабардино-Балкарии в результате инцидента с участием служебного автомобиля ФСБ погиб шестилетний ребенок, катавшийся на скейтборде.

8 сентября 2016 года в центре Москвы автомобиль с номерами серии АМР, в котором находился помощник президента Владислав Сурков, столкнулся с такси. Машина Суркова двигалась с включенным проблесковым маячком. Виновником аварии признали таксиста, в отношении него было составлено шесть административных протоколов.

2 сентября 2016 года в ДТП погиб водитель Управления делами президента. Автомобиль марки BMW, который был закреплен за Советом Федерации, на Кутузовском проспекте столицы столкнулся с Mercedes.

Совершение ДТП – не редкость. Но как быть, если в результате аварии был нанесен ущерб третьим лицам и при этом ДТП имело место быть на служебном автомобиле? Для начала необходимо изучить все обстоятельства происшедшего и воспользоваться материалом, предложенным в статье. При этом от работника должно быть истребовано объяснение в письменной форме. В случае его отказа составлять документ, об этом должен быть написан акт.

○ Ответственность работника.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

  • Вина служащего.
  • Последствия его проступка.
  • Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.

При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.

✔ Дисциплинарная ответственность.

Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Увольнение.

Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.

Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.

✔ Материальная ответственность.

Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.

Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:

  • Совершение работником административного проступка.
  • Умышленное причинение ущерба.
  • Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
  • Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.

Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.

При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).

В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.

✔ Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор.

В иных случаях работника к гражданско-правовой ответственности привлечь нельзя. Даже если возникает ситуация, когда пострадавший от ДТП подает в суд на возмещение ему ущерба, ответчиком по делу будет работодатель. И уже впоследствии он сможет взыскать с работника ущерб, но в другом судебном разбирательстве ли в добровольном порядке.

✔ Административная и уголовная ответственность.

Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности.

Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

  • Должен быть акт уполномоченного органа.
  • Отсутствуют обстоятельства, которые исключают ответственность.

Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой. Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную.

○ Возмещение ущерба работником, который продолжает работать.

Если работник все еще трудится на предприятии, но, по результатам проведенной проверки был выяснен размер ущерба, то события могут развиваться по одному из следующих сценариев:

  1. Сумма ущерба не больше среднемесячного оклада и работодатель издал приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был составлен акт комиссии. В этом случае удержание производится из зарплаты работника.
  2. Сумма ущерба равна или меньше среднемесячного оклада, но работодатель пропустил все сроки и вынужден обратиться в суд.
  3. Сумма ущерба больше среднемесячного оклада и работодатель готовит документы для судебного иска.

Второй и третий случай аналогичны по порядку выплаты ущерба. После того, как решение суда о возмещении ущерба вступит в законную силу, истцу – работодателю выдается исполнительный лист, с которым ему необходимо посетить службу судебных приставов. После этого возбуждается исполнительное производство и приставы взыскивают ущерб с гражданина. Это может быть осуществлено посредством изъятия и последующей продажи имущества, принадлежащего виновному или вычетами из заработной платы.

Любой владелец машины не застрахован от неприятностей на дороге. При этом автолюбитель необязательно является виновником происшествия. Но для успешного отстаивания собственных прав следует проследить за тем, чтобы оформление ДТП сотрудниками ГИБДД прошло по установленной процедуре – .

В процессе разбирательства инцидента полицейский патруль составляет несколько документов. От их содержания напрямую зависит порядок защиты водителем собственных интересов.

Административный протокол, справка по ДТП – вот те основные материалы, которые помогут водителю отстоять свои права. На правильности заполнения упомянутых документов мы сделаем основной акцент по тексту материала.

В этой статье:

Что считается ДТП

Ответ на данный вопрос дают правила дорожного движения, а именно их пункт 1.2. Если пересказать вкратце его содержание, то под ДТП подпадают события на магистрали, влекущие за собой причинение ущерба транспорту, пассажирам, пешеходам, дорожным конструкциям.

В качестве ДТП рассматриваются действия, произошедшие в процессе движения автомобиля. Если на стоящую машину упали дерево, дорожный знак, рекламная конструкция, глыба льда, такие события под ДТП не подпадают.

Обязательной причинно-следственной связью для ДТП является наличие ущерба. Поэтому незначительные столкновения машин, повлекшие за собой незначительные царапины, в качестве дорожного происшествия рассматривать сложно.

В некоторых случаях правила дорожного движения можно трактовать двояко. Поэтому советы автоюриста с упором на практику помогут прояснить ситуацию.

Первые действия после аварии

Если сидевший за рулем попал в ДТП, то есть свод правил, которых следует придерживаться. Первое из них состоит в том, чтобы оставаться на месте события, включив аварийные огни. В противном случае существует риск наложения крупного штрафа, лишения водительских прав.

Отъезд даже на несколько метров может быть квалифицирован, как оставление места происшествия. Указанное деяние влечет за собой лишение прав на управление автомобилем.

Следует также связаться с представителями своей страховой компании, которая выдала полис ОСАГО. В дальнейшем такой контакт может способствовать своевременному возмещению по страховке.

Когда инспектор ГИБДД на месте составляет протокол, важно вписать в него свои пояснения. Это является правом, а не обязанностью водителя. Но, тем не менее, мнение человека может быть принято во внимание судом.

Водитель может написать о том, что он действовал под влиянием дорожной обстановки, плохих погодных условий, отсутствия дорожных знаков. А также допускается сослаться на плохое состояние здоровья.

Важно записать контакты пострадавшей стороны, очевидцев. Они могут выступать в суде в качестве свидетелей. Если есть возможность, необходимо сделать с разных ракурсов фотографии с мобильного телефона. Помогут также данные видеорегистратора (если он установлен в машине).

Правильную линию поведения может подсказать юрист. Его советы относительно первоначальных поступков можно получить в режиме телефонной консультации.

Когда можно не вызывать сотрудников ГИБДД

Существуют ДТП, при которых вызывать сотрудников полиции нет необходимости. На языке автолюбителей это именуется европротоколом. Все разногласия решаются мирным путем с участием одной или нескольких страховых компаний. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

  • в аварии пострадал только транспорт без ущерба здоровью людей;
  • у каждого из водителей при себе был действующий полис по ОСАГО;
  • все участники согласны решить конфликтную ситуацию мирным путем.

Для урегулирования проблемы каждый из автовладельцев должен заполнить извещение о дорожной аварии. Его бланк прилагается к страховому полису. Этот документ вместе с остальными материалами по ДТП передается в страховую компанию. На это по существующим ныне правилам отводится 5 дней.

Могут ли отказать в оформлении ДТП

По упрощенной процедуре авария не оформляется, если в ходе нее пострадали люди (сам водитель, его пассажиры, пешеходы, граждане, находившиеся в другом транспорте). Отсутствие у кого-либо из участников происшествия страховки ОСАГО также обязывает вызывать на место ГИБДД.

Правило европротокола не действует в том случае, когда ущерб нанесен только одной машине (падение того же дерева, столкновение со светофором, рекламной конструкцией). Тогда подразумевается также приезд патрульной полиции.

Если есть пострадавшие

В дорожном инциденте зачастую наносится вред человеческому здоровью. И если травмы серьезные, то водитель должен предпринять определенные шаги, предписываемые ПДД, нормами другого законодательства.

Действия водителя при ДТП с пострадавшими

В первую очередь следует позаботиться об оказании первоначальной медицинской помощи пострадавшим. Для этого могут пригодиться элементы автомобильной аптечки.

Если человек не знаком с правилами врачебной помощи, он должен вызвать на место аварии бригаду медиков. До ее приезда следует обеспечить стабильное положение тела пострадавшего человека.

Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД с пострадавшими

В документах об аварии указывается характер нанесенных потерпевшему повреждений. Более точно определить степень вреда здоровью призвана медицинская экспертиза. Человек, причастный к ДТП, может принимать необходимое участие в ее проведении.

Если существуют возможности, в документах ГИБДД должно быть зафиксировано время приезда медиков. Это поможет водителю при предъявлении обвинений в оставлении человека в опасности.

От тяжести телесных повреждений зависит ответственность водителя. Легкий, средний ущерб здоровью может обернуться административным наказанием в виде штрафа, лишения водительских прав. Более серьезный вред чреват уголовным наказанием, подразумевающим исправительные работы или заключение на определенный срок. При этом ответственность наступает также тогда, когда для нанесения вреда здоровью не было никакого умысла.

Какие выдаются документы при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Любое происшествие нуждается в составлении определенного набора материалов. От их содержания зависит способ дальнейшего отстаивания водителем своих прав. Разберемся с тем, что же должно фиксировать дорожную аварию.

Что должно быть указано в справке о ДТП

Сейчас этот документ уже не заполняется. Связано это с тем, что в 2017 году, а точнее 20 октября в действие вступил обновленный административный регламент, которым руководствуются сотрудники ГИБДД. По нему составление справки по дорожной аварии отменено.

Чтобы уладить вопросы со страховой компанией достаточно предоставить упомянутое выше извещение, прилагаемое к страховому полису. Его можно заполнить и до приезда полицейского экипажа.

Некоторые страховые компании предусматривают в своем документообороте получение памятки в отношении заполнения уведомления о случае на дороге. Ее следует внимательно изучить, поскольку ошибки в бланке могут затруднить получение возмещения.

Схема дорожного происшествия

Она отображает в графическом виде картину дорожного события. Если водители не подпадают под европротокол, схему чертит сотрудник ГИБДД. На ней отображаются положение транспортных средств в момент аварии, наличие дорожных знаков, светофоров, разметки проезжей части.

К схеме можно приложить фотографии с места события. Чем их больше, тем лучше.

Рисунок должен отображать ширину дороги и другие особенности. После его подготовки, на нем свои подписи ставят все участники ДТП. Стоит также отметить, что исправления, зачеркивания в схеме не допускаются. В противном случае это будет дополнительным основанием для оспаривания постановления о штрафе.

Единых нормативов по составлению схемы о ДТП законодательство на сегодняшний день не содержит. Поэтому следует четко проследить за тем, чтобы чертежи были максимально объективными.

Протокол

Он необходим для того, чтобы зафиксировать факт дорожного происшествия. В самом протоколе не идете речи о размере штрафа или лишении водительских прав.

Если нарушение запечатлено в автоматическом режиме дорожной камерой, админпротокол не выписывается. Водителю сразу приходит почтой постановление о штрафе. При оплате в течение 20 дней с момента совершения правонарушения, размер штрафа уменьшается на 50%.

Сам протокол об административном правонарушении должен иметь несколько обязательных реквизитов.
В их число входит.

  1. Дата, место составления документа.
  2. Указание инициалов, должности работника ГИБДД, составившего документ.
  3. Информация по водителю.
  4. Обстоятельства совершения ДТП (место, время, данные об автомобилях).
  5. Ссылки на пункты правил дорожного движения и нормы КоАП, которые были нарушены.

У сидевшего за рулем есть право как подписать протокол, так и отказаться от этого шага. К нему гражданин может приобщить свои пояснения. Это же могут сделать свидетели дорожной аварии.

Квитанция

Она выписывается, если назначается штраф. В квитанции содержатся необходимые реквизиты для осуществления платежа. Внести деньги по указанному счету можно через учреждение банка, в режиме онлайн.

Например, заплатить сумму штрафа можно с помощью платежных терминалов Сбербанка. Подойдет и электронный кабинет. Даже существует вариант погашения санкций с помощью мобильного телефона.

Как определить виновника аварии

Для этого законодательство допускает несколько способов. За основу берутся материалы, составленные по месту ДТП. В частности, важное значение имеет схема, о которой рассказывалось выше. Однако вина водителя при ДТП устанавливается и другими путями. В их число входят данные камер наблюдения, установленные на окрестных объектах (офисах, кафе, магазинах).

Разбор ДТП в ГАИ

При вынесении постановления о нарушении, работники ГИБДД изучают составленные ранее документы по происшествию. Водитель может участвовать в данном процессе и давать дополнительные пояснения.

При этом не исключено появление новых свидетелей. Если это так, то их объяснения группа разбора ДТП в ГИБДД приобщает к материалам административного дела. В дальнейшем данный тип доказательств исследуется в суде наравне с прочими собранными на момент вынесения решения материалами.

Обоюдная вина

При обоюдной вине водителей отвечает каждый автовладелец. Степень санкций определяется пропорционально участию каждого гражданина в ДТП. При таком раскладе есть вероятность, что все стороны аварии примут на себя обязательства возместить материальный, моральный вред потерпевшим лицам.

Степень основного наказания определяет ГИБДД или суд в зависимости от характера, сложности ДТП. Свои претензии может выдвинуть и страховая компания. В первую очередь это касается регрессных выплат, взыскиваемых по отдельному механизму.

Личная ответственность

Ее вид зависит от типа нанесенного ущерба, его размера. В расчет берется и степень повреждения здоровья пострадавших лиц. Исходя из этого, водитель может быть наказан в административном, уголовном порядке.

Если во время ДТП у человека отсутствовал полис ОСАГО или был просрочен, он должен компенсировать весь нанесенный вред. Его размер определяется судебным решением с учетом всех обстоятельств дела.

Определение виновника ДТП в суде

Это происходит в том случае, когда рассмотрения дела об административном правонарушении отнесено к компетенции органа правосудия положениями КоАП. Сказанное касается и случаев, когда дорожный инцидент имеет признаки уголовного преступления.

С целью подтверждения вины суд может по собственной инициативе или на основе ходатайства заинтересованной стороны назначить дополнительные экспертизы. При этом очерчивается круг вопросов, которые должен выяснить специалист и описать в своем заключении.

Существует несколько типов экспертиз. Медицинская призвана еще раз удостовериться в состоянии здоровья водителя при ДТП. Трасологическая, анализирует все оставшиеся на месте аварии следы. В их число входят не только видимые невооруженным взглядом повреждения автомобиля, но и осколки поврежденного стекла, автомобильных фар.

Можно ли оспорить виновность или невиновность

Составленный по факту ДТП протокол об административном нарушении обжалованию не подлежит. Пересмотреть можно постановление о наказании, вынесенное инспектором ГИБДД или районным судом (мировым судьей).

Практика показывает, что жалоба на постановление ГИБДД в суд является более эффективной, чем оспаривание наказания в административном порядке. Однако обратиться в орган правосудия следует в сжатые сроки, а именно в рамках 10 дней со дня вручения или получения документов о штрафе. Восстановить упомянутый срок можно по уважительным причинам.

При пересмотре санкций судом изучаются документы по ДТП, объяснения самого водителя, показания очевидцев. Кроме того, исследуются фотографии, видеоматериалы. На основании указанных данных выносится итоговое решение.

Заключение: ключевые правила оформления ДТП

Последствия ДТП бывают разными. Это не только повреждение транспорта, но и здоровья. Соответственно, законодательство предусматривает разные степени ответственности для участников дорожного инцидента.

Кроме того, стоит обратить внимание, что немного изменилась процедура оформления ДТП с ГИБДД, теперь справка о дорожном происшествии не выдается.

Не стоит забывать о грамотной правовой поддержки, которая поможет заинтересованной стороне восстановить свои права в соответствии с нормативно-правовым регулированием и предписаниями.

  1. Не оставлять места ДТП, до тех пор, пока не станут все последствия совершенной аварии. Проследите за тем, чтобы были включены аварийные огни. Нелишним будет выставить специальный знак в форме треугольника, который должен иметь в своем распоряжении каждый из водителей.
  2. Убедитесь в наличии пострадавших среди пассажиров водителя, пешеходов, гражданах, находившихся в других транспортных средствах. Обязательны первая медицинская помощь, вызов врачебного экипажа.
  3. Проследите за правильностью оформления всех материалов по инциденту, что поможет в дальнейшем отстоять собственные права.

Есть также несколько рекомендаций относительно того, что делать не рекомендуется. Даже если есть устные договоренности со вторым участником аварии, покидать место ДТП не следует до приезда ГИБДД, представителей страховой компании.

Споры патрулем органов правопорядка также могут усугубить ситуацию. Поэтому вести необходимо себя сдержанно и толерантно к представителям власти, другим участникам происшествия.

Основной вывод по сказанному всему в материале можно сделать один. Правильные действия при ДТП помогут отстоять собственные права, а также важно изучить законодательство и советы опытных коллег.