Акт о курении на запрещенной территории образец. Должно ли предприятии готовить приказ о курении в строго отведенных местах – образец для скачивания. Непосредственный составитель приказа

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Причиной, послужившей поводом для принятия антитабачного закона, стало подписание Российской Федерацией рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Таким способом было озвучено начало официальной борьбы за снижение смертности от употребления табака в рамках обязательств, данных государством на международной арене.

Помимо запретительных и ценовых мер законодателями была предпринята попытка по активизации помощи гражданам, решившим бросить курить самостоятельно.

Работодатель вправе полностью запретить курение на территории своей организации. Иначе он может пострадать из-за пренебрежения нормами, установленными законом, в части соблюдения требований по размещению знака о запрете курения либо оформления специальных мест недолжным образом и пр.

Курение на работе не только для сотрудника, но и для руководителя может стоить дорого.

В случае ненадлежащего контроля за соблюдением антитабачных норм на территории организаций либо в помещениях, предназначенных для рабочего процесса, размер штрафа для юридического лица или частного предпринимателя может быть доведен до 90 тыс. рублей.

Со стороны курильщиков нарушением внутреннего трудового распорядка будут являться:

  • выбрасывание окурков;
  • действия, направленные на искажение работы датчиков дыма;
  • курение при полном его запрете и пр.

Все эти действия квалифицируются как дисциплинарные проступки и влекут за собой написание объяснительной, а следом — вынесение замечания или выговора.


Соблюдение внутреннего трудового распорядка является частью трудовых обязанностей работника.

Нарушения могут привести к получению выговора и грозить работнику увольнением, но уволить служащего можно лишь в том случае, если он официально уведомлен о запрете курения на территории компании, в которой трудится.

Для таких радикальных мер со стороны работодателя должно быть осуществлено: ознакомление работников с правилами внутреннего распорядка под роспись, предупреждение о последствиях их нарушения и т. д.

Статистика говорит о том, что граждане не спешат обращаться в органы при непосредственном обнаружении фактов курения в неположенных местах. Большая часть выявленных правонарушений зафиксирована непосредственно лицами, уполномоченными составлять протоколы.


Штраф за курение в неположенном месте вряд ли остановит злостного курильщика, однако знать, кому и как жаловаться, полезно каждому гражданину.

Органы для принятия письменных и устных жалоб — это региональные отделения Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора.

До написания официальной письменной жалобы обратиться можно и к работодателю, т. к. в его силах организовать процесс курения работников с соблюдением норм, установленных законом, и правил противопожарного режима.

Нормативные акты: штраф за курение

После введения антитабачного закона в области административного права были введены такие составы правонарушений, как:


Также в соответствии с действующим законодательством запрещена бесплатная раздача табачных изделий, в т. ч. в виде подарков, с целью увеличения продаж.


Самым распространенным видом наказания является штраф.

Курящим гражданам следует владеть информацией о том, кто может штрафовать за нарушение антитабачных норм.

По месту работы это может сделать только работодатель, вне ее — должностные лица.

Органы внутренних дел констатируют, что львиную долу правонарушений составляют те, которые случаются по причине запрета курения в ряде мест на отдельных территориях (в т. ч. и на территориях организаций, руководители которых полностью исключили возможность перекуров работников, подписав приказ о курении на предприятии; образец документа часто располагается на информационном стенде с целью ознакомления как можно большего количества людей).

Обязанность работника выполнять приказ о запрете курения сопряжена с необходимостью соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Место для курения

Согласно действующему законодательству, при соблюдении ряда условий употреблять табачные изделия допускается:

  • на открытом воздухе;
  • в помещениях;
  • на судах.


Помещения должны быть изолированы и иметь двери и вентиляцию.

На открытом воздухе для курения следует находиться в специально отведенных для этого местах.

Издавая приказ о выделении специальных мест для курения, работодатель вправе разрешить употребление табачных изделий в своей организации. Обозначение места специальной табличкой, создание освещения, снабжение курильщиков пепельницами и огнетушителями — все это входит в прямые обязанности руководителя.

Получается, курение на рабочем месте запрещено законом, тогда что делать курильщикам


При абсолютном запрете употребления табачных изделий на рабочем месте, закреплении этого ограничения во внутренних документах организаций, строгом отслеживании со стороны работодателя нарушений антитабачных норм гражданам следует воздерживаться от курения.

Альтернативой такому поведению может служить коллективное обращение сотрудников в адрес руководителя с просьбой выделить помещение для курения либо отвести под эти цели часть уличной территории.

Можно ли курить электронные сигареты в неположенных местах

Электронные сигареты представляют собой продукт, имитирующий курение путем употребления испаряющихся смесей.

Антитабачное законодательство ничего не говорит об электронных сигаретах, а также о тех местах, в которых допустимо или запрещено их использовать.

Проект закона о приравнивании использования электронных сигарет к обыкновенным находится в стадии обсуждения. Минздрав России, разрабатывая концепцию политики по противодействию влиянию табака на здоровье граждан, выступает за однозначное приравнивание запретов, существующих в сфере употребления традиционных сигарет, и на электронные.

Янв 19, 2018 zakonadmnin

Каждая организация для продуктивной работы внутри своей организации разрабатывает локально-нормативные акты. Они полезны в работе и стимулируют работников к соблюдению порядка. Одним из таких актов является приказ о запрете курения, поскольку на данный момент вопрос курения стоит остро. Курящие люди, имея вредную привычку, постоянно выбегают на перекуры, чтобы нормализовать рабочий процесс стоит установить временные рамки, в которые необходимо укладываться.

Законодательный аспект вреда курения

В 2013г. был создан Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ. Данный закон внес некоторые коррективы в правила поведения курильщиков в общественных местах с целью соблюдения противопожарных норм, сохранения здоровья окружающим ведь пассивный курильщик, который стоит и дышит, страдает еще больше самого курящего. Таки образом был введен запрет на курение:

  • В медицинских учреждениях
  • Образовательных
  • Государственные органы

Важно! Если директор предприятия, базируясь в том или ином помещении, не является его владельцем, то он не имеет право без согласования с хозяином устраивать такие зоны курения.

Исходя из этого, можно пойти двумя путями:

2.или отвести для этого время и место, для чего закрепить это приказом.

Приказ о запрете курения на рабочем месте

Законодательно не существует определенной формы, по которой необходимо составить данный приказ, поэтому каждый руководитель по своему усмотрению и принципам ведения кадрового учета составляет данный документ.

Основное, что необходимо отразить в приказе должно быть:

1.Наименование организации, которая издает приказ.

2.Дата, порядковый номер, город, а также краткое наименование

3.Вступление, которое отражает на основании чего данный приказ издается и для чего он необходим

4.Затем необходимо перечислить конкретно сформулированные требования, которые работодатель хочет донести до сотрудников:

  • Если специальных мест для курения нет, то скорее всего в приказе нужно написать, что на нашем предприятии и его территории курить запрещено.
  • При наличии таких мест, укажите время курения и зоны
  • Можно указать размер штрафа, за курение в неположенном месте

6.Работники расписываются, что ознакомлены в листе ознакомления, приложенном к приказу

Образец приказа о запрете курения на рабочем месте

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕПЕСТОК»

ИНН 9209089789, КПП 92010101

ПРИКАЗ №5

г.Вологда 15.03.2017г.

О запрете курения на рабочем месте

С целью создания условий, гарантирующих охрану труда и здоровья работников, во исполнение Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма последствий потребления табака»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Запретить курение табака в помещениях и на территории ООО «ЛЕПЕСТОК»
  1. Начальнику кадровой службы Соловьевой О.П.
(должность, ФИО лица, отвечающего за Правила внутреннего трудового распорядка организации)
Внести изменения в правила распорядка на рабочем месте. Под роспись ознакомить с приказом сотрудников.
  1. Начальнику отдела безопасности Ромашевич Р.О.
(должность, ФИО лица, отвечающего за охрану и безопасность труда)
Внести изменения в Правила охраны труда и Инструкции по безопасности труда, в части, касающейся полного запрета курения на всей территории и во всех помещениях. Ознакомить работников с этими изменениями под роспись.
  1. Заместителю директора Трегуб О.О.
(должность, ФИО лица, отвечающего за административно-хозяйственное обеспечение)
4.1 разместить на всей территории и в помещениях на видных местах запрещающие знаки установленного образца со следующей информацией: «В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ и Правилами внутреннего распорядка, курение на территории и в помещениях ООО «ЛЕПЕСТОК» запрещено. К нарушителям будут применяться дисциплинарные взыскания и административная ответственность.

4.2 Согласовать с владельцем помещение возможность выделения специально отведенных мест для курения.

  1. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

С приказом ознакомлены:

Ограничение курения на рабочем месте

В любом случае в каждой организации существуют сотрудники, которые курят. Работодатель не в праве ограничить их в удовлетворении своих потребностей, однако он вправе предъявить свое недовольство, если например, работник очень часто покидает рабочее место с целью перекурить. В этом случае происходит нарушение трудового распорядка. Не допустимо применять наказание в виде сокращения заработной платы или лишать премии, можно сделать устное замечание, а если нарушение будет повторяться – оштрафовать.

Что делать?

  • Установить строго отведенное время и перерыв для перекуров, помимо обеда
  • Это может быть 5 минут каждый час

Наказание за неисполнение закона об охране здоровья

Закон защищает нас от неправомерных действий, а данный 15 Закон призывает охранять и беречь здоровье людей, чтобы число курильщиков сокращалось, тем самым уменьшалось количество пассивных курильщиков. За его несоблюдение предусмотрены штрафы как для юридических так и для физических лиц. Они могут быть начислены за курение в неположенном месте: общественном месте, на лестнице в подъезде

Для предотвращения воздействия табачного дыма на здоровье человека и в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрещается курение, в частности, в помещениях, предназначенных для оказания бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Образец приказа о запрете курения в организации приведем в нашей консультации.

Составляем приказ о запрете курения

В тех случаях, когда курение запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ, издавать какой-либо дополнительный организационно-распорядительный документ о запрете курения работодатель не обязан. Тот факт, что курить в офисе нельзя, должно быть известно каждому работнику. И незнание закона от ответственности не освободит. Работник может быть оштрафован на сумму от 500 до 1 500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ ). Хотя такой штраф налагает и не работодатель.

В то же время, работодатель вправе напомнить работникам о действующем законодательстве по запрету курения в общественных местах. Более того, работодатель вправе расширить перечень мест, где курение запрещается. Например, не только на рабочих местах и в рабочих зонах, но и на всей территории предприятия. С другой стороны, работодатель вправе выделить специальные места на открытом воздухе или в изолированных вентилируемых помещениях, если федеральное или региональное законодательство этого не запрещает.

Приказ о запрете курения составляется в произвольной форме. В нем указывается о запрете курения в общественных местах, а также о существующей ответственности за нарушение закона. Одновременно приказ может содержать сведения о специально выделенных работодателем местах, где курение разрешается. Приказ о запрете курения часто предусматривает внесение изменений в Правила внутреннего трудового распорядка работодателя. В этом случае курение в неположенном месте будет расцениваться как дисциплинарный проступок.

Приведем для приказа о запрете курения на предприятии образец его заполнения.

Если составление приказа о запрете курения - право работодателя, то обозначение территорий, зданий и объектов, где курение запрещено, — его обязанность. С этой целью размещается знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ ). Напомним, что он представляет собой перечеркнутый символ сигареты, размещенный в круге с каймой красного цвета. Требования к знаку и порядку его размещения установлены Приказом Минздрава от 12.05.2014 № 214н . Такой знак размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение запрещено, а также в местах общего пользования, в т.ч. туалетах. При этом если за курение в неположенном месте штрафуют работника, то за несоблюдение требований к знаку о запрете курения могут быть оштрафованы как работодатель, так и его должностные лица (

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.