Главный источник гражданского права. Источники гражданского права. Их классификация. Роль и значение разъяснений и толкований высших органов судебной власти

В соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции России гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это положение служит определенной гарантией единства экономического пространства России, на всей территории которого действуют единые правила, регулирующие гражданский оборот, единые правила осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты Федерации не вправе принимать акты по вопросам гражданского права.

Исключение составляют вопросы гражданско-правового характера, отнесенные статьей 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Субъектам Федерации предоставлено право принимать нормативные акты, в частности относящиеся к жилищному законодательству, а также регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Систему источников гражданского права образуют:

1) Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы гражданско-правового регулирования, которые развиваются в отраслевом законодательстве;

2) федеральные законы, которые согласно пункту 2 ст. 3 ГК РФ образуют гражданское законодательство. Следует подчеркнуть, что объем понятия гражданского законодательства, используемого в Конституции и в ГК РФ, различен. Гражданский кодекс относит к гражданскому законодательству только законы, давая ему, таким образом, более узкое толкование и четко разграничивая законы и подзаконные акты.

Главенствующее место среди федеральных законов занимает кодифицированный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации, который принимался в четыре этапа: часть первая от 30 ноября 1994 г. вступила в действие с 1 января 1995 г., часть вторая от 26 января 1996 г. вступила в действие с 1 марта 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г. вступила в действие с 1 марта 2002 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г. вступила в силу с 1 января 2008 г.

Гражданский кодекс отражает систему гражданского права, закрепляет наиболее важные нормативные положения в основных сферах регулируемых отношений. ГК РФ является основным источником гражданского права, остальные источники по вопросам, урегулированным Кодексом, должны приниматься на основании и в пределах, допускаемых им.

Закрепляя основы гражданско-правового регулирования в различных сферах общественных отношений, ГК РФ прямо предусматривает необходимость принятия тематических федеральных законов (например, п. 3 ст. 87 ГК РФ предусматривает, что правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются самим Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью). Кроме того, ГК РФ содержит отсылки к законам (в ряде случаев - к подзаконным нормативным актам) без указания их названия. Законы должны соответствовать ГК РФ;

3) указы Президента Российской Федерации, которые не долж

ны противоречить ГК РФ и федеральным законам;

4) постановления Правительства Российской Федерации, ко

торые должны соответствовать ГК РФ, федеральным законам

и указам Президента России.

Согласно терминологии ГК РФ указы Президента и постановления Правительства объединяются общим понятием «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3). Когда в норме ГК РФ указано, что она применяется, если иное не установлено «иными правовыми актами», то имеются в виду указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Если же в ГК РФ указано, что тот или иной вопрос может быть урегулирован законом, то иные правовые акты по такому вопросу приниматься не могут.

Однако если указ Президента России или постановление федерального Правительства были приняты до введения в действие соответствующей части ГК РФ, то они действуют впредь до введения в действие соответствующих законов;

5) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Нормотворческая компетенция этих органов в области гражданского права ограничена только теми случаями и теми пределами, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Издание названными органами гражданско-правовых норм без специального нормативного основания неправомерно;

6) акты законодательства Союза ССР, которые сохраняют действие в Российской Федерации и являются источниками гражданского права при отсутствии регламентации соответствующего вопроса в российских нормативных актах и непротиворечии их действующему законодательству, в первую очередь ГК РФ;

7) общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, которые применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, осложненным наличием иностранного элемента (иностранного субъекта, юридического факта, объекта, находящегося на территории другого государства). Такие отношения являются предметом международного частного права (раздел VI ГК РФ);

8) обычаи делового оборота, являющиеся разновидностью правового обычая, которая имеет ограниченную сферу использования - какую-либо область предпринимательской деятельности.

Тема № 4

«Источники гражданского права»

Вопросы темы:

2. Гражданское законодательство

1. Понятие и особенности источников права

Понятие источника права

Гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Это значит, что законы о гражданском праве могут быть только федеральными, а субъекты Федерации не имеют полномочий принимать акты гражданского законодательства. Этим обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России, единообразие «правил игры» в рыночной экономике и других имущественных отношениях.

Источники гражданского права - форма закрепления (внешнего выражения) гражданско-правовых норм.

Совокупность нормативно-правовых актов составляет гражданское законодательство. Законодательство Российской Федерации включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики. Акты гражданского права не принимаются субъектами Федерации - республиками, областями, городами федерального значения.

Виды источников и их особенности

Источники гражданского права делятся на правовые акты и обы чаи.

В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. К нормативно-правовым актам относятся законы и подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права.

Все нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной строго иерархической системе. Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства.

Законы и подзаконные нормативные акты

Среди законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы.

В ст. 76 Конституции РФ выделяются федеральные конституционные законы и федеральные законы , иногда их называют законы текущего законодательствования. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами.

♦ Конституция РФ (Основной Закон), как федеральный конституционный закон обладает в сравнении с другими наиболее высокой юридической силой, среди норм различных отраслей права в ст. 35,36 Конституции РФ содержатся нормы, составляющие основу гражданско-правового регулирования отношений собственности, а в ст.ст. 20-25 гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений граждан на территории Российской Федерации;

♦ Особое место в системе отраслевого законодательства занимает ГК РФ, являющийся базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России.

Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений;

♦ Специальные Основы, Кодексы и Законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права: "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде". "Кодекс торгового мореплавания Союза ССР", Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Закон РФ "О страховании", Патентный Закон РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и т.п.

Источниками гражданского права являются подзаконные акты : указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, правила и т. п.).

» Указы Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

» Постановления Правительства РФ. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

» Нормативные акты министерств и ведомств - ведомственные нормативные акты. Такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Нормы международного права

В соответствии с Конституцией РФ (п.4. ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) обще признанные принципы и нормы международного права (например, свобода торговли, мореплавания и др.) являются составной частью правовой системы Российской Федерации. К этой категории источников относятся также международные договоры РФ и обычаи делового оборота . Общепризнанные принципы и нормы международного права регулируют любые гражданские правоотношения. Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности.

Одни международные договоры могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно , а другие после издания внутригосударственного акта (имплементация ). Международные договоры Российской Федерации обладают более высокой юридической силой по сравнению с внутренним российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ).

Нормы международного права и международные договоры применяются в регулировании гражданских правоотношений двумя способами: опосредованно и непосредственно. В первом случае применяются лишь принципы и положения, заимствованные законодателем из международного права и международных договоров. Это касается, в частности, принципов и положений, содержащихся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по вопросам международного правопорядка, решениях Международного суда.

Некоторые нормы в гл. 30 ГК о договоре купли-продажи сформулированы на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция - более 60 стран-участниц). Положения этой Конвенции использованы при формулировании норм о договоре подряда гл. 37 ГК. Транспортные уставы и кодексы, (КТМ, Воздушный кодекс и др.), широко используют международный правовой опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.

Международные договоры

Наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи. Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Международные договоры РФ имеют своим предметом отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Они применяются также к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

УЧЕБНЫЕ ВОЛРОСЫ

1. Общая характеристика источников гражданского права.

2. Особенности гражданского законодательства.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ глава 1.

2. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю. К, Толстого – М.: Проспект, 2011 г.

3. Гражданское право. Том 1.Учебник. Под ред. Е.А. Суханова – М.:БЕК, 2010 г.

Вопрос 1. Общая характеристика источников гражданского права

1. Источники гражданского права представляют собой форму закрепления (внешнего выражения) гражданско-пра­вовых норм, как предписаний, разрешений или запрещений определенного поведения. При этом назначение, структура и разновидность гражданско-правовых норм отражает возможность поведения участников общественных отношений при правовом закреплении их прав и обязанностей. Правовая норма объективно воспринимается и реализуется лишь с учётом оценки наличия необходимой взаимосвязанной совокупности различных правовых, экономических, социальных, политических, технических, природных и др. нормативных условий. К источникам гражданского права относятся гражданское законодательство, иные акты, содержащие нормы гражданского права, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, обычаи.

2.Виды источников гражданского права по юридической силе: Конституция РФ - обладает высшей юридической силой по срав­нению с другими правовыми актами. В ней содержатся основопола­гающие для гражданско-правового регулирования нормы. Федеральный конституционный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собраниемс соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Нормы международного права - о бщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Гражданское законодательство – состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов. Гражданский кодекс РФ – занимает особое место в системе отраслевого законодательства, является базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений. Федеральные законы - нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием по отдельным видам гражданско-правовых отношений, например Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. с последующими редакциями и изменениями, а также множество других.

Подзаконные нормативные акты федеральных органов власти:

1. Акты федеральных органов государственного управления: Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

2. Акты федеральных органов исполнительной власти:

Министерства, ведомства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Законы и подзаконные акты в субъектах РФ: 1.Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации. 2. Другие подзаконные акты исполнительных органов субъектов РФ. Локальные акты - в некоторых случаях источниками гражданского права выступают в частности, Уставы юридических лиц, содержащие такие правила, которые касаются не только данного юридического лица, но и его потенциальных партнеров, например, правила заключения данным юридическим лицом сделок свыше определенной суммы. Кроме того, такими актами могут являться акты органов местного самоуправления, устанавливающие, например, правила пользования городским транспортом, торговли на местных рынках и т.п. Очевидно, что подобные акты не могут противоречить никаким нормативным актам РФ. Обычай - им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Ключевым признаком правовых обычаев является их государственное санкционирование (точнее - государственное санкционирование их применения), которое как раз и превращает устойчивое обычное правило в правило особого рода - в норму права. Государственное санкционирование обеспечивается отсылкой правила нормативного правового акта к обычаю. В зависимости от объема оно может быть единичным и рамочным: в первом случае законодатель санкционирует применение конкретного обычая в рамках конкретного отношения (п. 1 ст. 19, ст. 221 ГК), во втором - применение некоторой группы обычаев, рассчитанных на разнообразные ситуации. Так, п. 2 ст. 285 КТМ РФ (Кодекс торгового мореплавания РФ) санкционирует применение международных обычаев торгового мореплавания только по вопросам определения рода аварии, общеаварийных убытков и их распределения, а ст. 5 ГК - применение всякого обычая вообще.

При таком подходе под правовым обычаем понимают фактически сложившееся и признаваемое законом общее правило, не выраженное в нормативном акте, но подлежащее применению, если иное прямо не установлено законом или соглашением сторон. По существу, обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной (восполнительной) нормы права («обычное право»).

На практике, в сфере предпринимательской деятельности, при заключении договоров, применяются иногда обыкновения. В отли­чие от обычая обыкновение - такое сложившееся правило, с которым прямо согласились руководствоваться стороны договора. Оно приобретает юридическое значение, так как представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашения партнёров). Если такого условия в договоре нет (или намерение сторон руководствоваться им не доказано), обыкновение не учитывается как обязательное правило при отсутствии специ­альных указаний законодательства или договора.

От обыкновений отличается «заведенный порядок ». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумева­емую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу, Такой порядок (сложившаяся практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение. По сути, он также отражает подразуме­ваемые сторонами условия конкретного договора, а потому отме­няет в соответствующей части действие, как диспозитивного пра­вила закона, так и обычая. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". В п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

Однако ни обыкновения, ни заведенный порядок, как и усло­вия конкретных договоров, не являются источниками права, т. е. формой выражения общеобязательных правовых норм. Этим они принципиально отличаются от обычаев, хотя по своей юриди­ческой силе в некоторых ситуациях, как показано выше, и превос­ходят их.

3. Принятие и вступление в силу гражданского законодательства и подза­конных актов.

Дата принятия федерального закона - день принятия его Государствен­ной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в "Рос­сийской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 7 дней после их подписания Президентом Российской Феде­рации. Они вступают в действие по истечении 10 дней после их офици­ального опубликования, если иное не установлено самим законом. В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Это может быть связано с необходимостью немедленного введения в действие нового закона. Кроме того может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).

Указы Президента Российской Федерации и постановления Правитель­ства Российской Федерации подлежат опубликованию в тех же издани­ях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указан­ные акты вступают в действие по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Ведомственные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека, подлежат государственной регистрации в Министер­стве юстиции Российской Федерации. Они вступают в действие по исте­чении 10 дней со дня их официального опубликования в газете "Российские вести" и в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

4. Действие гражданского законодательства.

4.1 Действие гражданского законодательства во времени.

По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют об­ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введе­ния их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обя­занностям, возникшим после введения его в действие.

4.2 Действия гражданского законодательства в пространстве . Если иное не предусмотрено самим актом, то его действие распростра­няется на всю территорию Российской Федерации.

Акт гражданского законодательства действует на территории, подведомственной принявшему его органу. Исключение: территория действия закона ограничена самим законом либо договором предусмотрено, что законодательство одной страны может применяться в определенных случаях на территории другой страны (например, во внешнеторговых сделках).

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К территории РФ также приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под российским флагом. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытых морях или воздушном пространстве.

Исключением из этого правила является указание, содержащееся в самом законе об ограничениях границ его действия или действия его отдельных норм.

4.3 Действие гражданского законодательства по кругу лиц. Акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Исключение возможно лишь в случае, если законодатель ограничивает круг лиц, на которых действует закон, либо распространяет на них действие гражданского законодательства другого государства.

5. Применение источников гражданского права.

5.1 Источники с меньшей юридической силой не должны противоречить источникам, обладающим большей юридической силой.

5.2 Применению источников гражданского права предшествует их толко­вание , то есть уяснение их действительного содержания.

Гражданско-правовой науке известны следующие виды толкования норм гражданского права:

● По субъектам толкования:

Аутентическое толкование, которое дает орган, принявший нормативный правовой акт, в сфере гражданского права

Легальное толкование дается органом, к компетенции которого относится толкование норм гражданского права

Судебное толкование, которое дает суд, при применении норм гражданского права

Доктринальное толкование дается учеными в своих научных произведениях

● По способу толкования:

Грамматическое толкование, с помощью применения правил грамматики и языковых норм

Логическое толкование, с помощью применения общих и специальных законов логики

Систематическое толкование, с помощью установления взаимосвязи нормы с другими правовыми нормами

Историческое толкование, с помощью выявление исторических закономерностей принятие правовой нормы

● По объему толкования:

Буквальное толкование, проводимое в точном соответствии с текстом закона

Ограничительное толкование, когда смысл правовой нормы уже, чем его буквальный текст

Расширительное толкование, когда смысл правовой нормы шире, чем буквальный текст

5.3 В гражданском праве применяется аналогия закона и аналогия права, Аналогия закона - это применение к отношениям, прямо не урегули­рованным законодательством, соглашением сторон или обычаями де­лового оборота, норм, регулирующих сходные отношения.

При отсутствии таких норм, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (ана­логия права).

Понятие «источники права» было введено две тысячи лет назад Титом Ливием. Источники, как считает Разумович Н. Н. «это внешняя форма существования содержания норм права». В континентальной Европе, большинстве латиноамериканских стран, некоторых странах Азии (например, Японии и Таиланде) источниками гражданского права являются гражданские и торговые кодексы, построенные по пандектной либо институциональной системе, а также иные законодательные акты. Дополняет их судебная практика, которая хотя формально и не может противоречить закону, но комментируя и конкретизируя его фактически создает новые правовые нормы. К источникам гражданского права относят также и обычаи гражданского оборота, применяемые судами в случаях, когда отсутствует законодательно установленная норма либо обобщение судебной практики.

Основным источником гражданского права Великобритании (т. н. общего права) с средних веков и до последнего времени являлся судебный прецедент. Несмотря на то, что закон как источник гражданского права формально стоит выше прецедента, фактически система судебных прецедентов расширяет в достаточно широких пределах рамки судейского усмотрения при решении конкретных дел. Такое положение стало меняться лишь в последние десятилетия в связи с ростом статуса и объёма норм статутного права (законодательства).

Систему общего права Великобритании заимствовали США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Индия и многие другие её бывшие колонии, где она в настоящее время применяется с незначительными отличиями. Также как и в Великобритании в этих странах в последнее время увеличивается роль закона и соответственно уменьшается - судебного прецедента.

В США принятие правовых актов в области гражданского права отнесено к компетенции не федеральной власти, а штатов, которые однако, фактически принимают свои кодифицированные акты гражданского права на основе Единообразного торгового кодекса США.

Гражданское право Российской Федерации относится к континентальному праву и включает в себя положения германского и французского гражданских кодексов. В настоящее время гражданско-правовые отношения регулируются прежде всего Гражданским кодексом России, а также другими федеральными законами, затрагивающими вопросы гражданского права (например, об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах).

Принято выделять следующие источники гражданского права в РФ: 1) Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ (ч.4 ст. 15 Конституции РФ); 2) Конституция РФ (ч.2 ст.4, ст. 15 Конституции РФ); 3) Гражданское Законодательство: а) Гражданский Кодекс б) Федеральные Законы, принятые в соответствии с ГК РФ; 4) Иные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и т. д.); 5) Обычаи делового оборота (ст.5 ГК); 6) Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 7) Локальные нормативные акты юридических лиц; 8) Действующие нормативно-правовые акты РСФСР и СССР. 9) Конституции других стран(Азербайджан) Следует также отделять термины «гражданское законодательство» и «источники права», так «гражданское законодательство» находится в ведении Российской Федерации, но не субъектов федерации.



В большинстве стран бывшего СССР действуют гражданские кодексы наряду с хозяйственными (коммерческими) кодексами, такая ситуация на Украине, в Молдавии, в Белоруссии.

Иерархия гражданского законодательства:

  1. Акты международного права, ратифицированные РФ
  2. Конституция РФ - как база и акт прямого действия
  3. Федеральные конституционные законы
  4. Федеральные законыГражданский кодекс РФ
  5. Указы Президента РФ.
  6. Постановления правительства РФ.
  7. Ведомственные нормативные акты.

Источники гражданского права РФ включают в себя:

  • Нормативные правовые акты
  • Международные договоры
  • Обычаи делового оборота

Различают законы:

  • Федеральные конституционные законы.
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов Федерации

Федеральный конституционный закон Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.



Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации .

Федеральные законы подразделяются на:

  1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти
    • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
  • Акты исполнительных органов субъектов РФ
  • Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
  • Нормы международного права и международные договоры РФ.
  • Оно играет важную роль в жизни общества .

    Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи .

    Законодательство Российской Федерации включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти , основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики .

    Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это — нормы, определяющие формы и содержание права собственности , параметры правоспособности, право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью и т.д.

    Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов , и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Принятие Кодекса не повлекло отмены ранее принятых законов РФ, регулирующих гражданско-правовые отношения. Однако, как ранее принятые законы, так и федеральные законы, принятые после вступления в силу нового Гражданского кодекса, действуют, если не противоречат ГК РФ.

    Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и не противоречат законодательству Российской Федерации.

    Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах — указах Президента РФ , постановлениях Правительства РФ , актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти .

    Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК РФ или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ, за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

    Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

    Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти . Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

    В соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права входят составной частью в правовую систему Российской Федерации. Одни международные договоры , участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта — имплементация. Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

    Источником гражданского права является также обычай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и получившие признание государства , однако не предусмотренные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и применяются. Поэтому в ст. 5 ГК РФ говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи издаются в виде сборников обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой. Известен сборник торговых обычаев “Инкотермс”, подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

    Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

    Следует иметь в виду, что и Конституция, и ГК РФ не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации — республиками, областями, городами федерального значения.

    Значение судебной практики

    Вопрос отнесения к числу источников гражданского права разъяснения Пленума Верховного Суда является спорным. Некоторые авторы полагают, что Верховный Суд может осуществлять только официальное толкование законодательства, но сам правотворчеством не занимается. В случае обнаружения пробелов в законодательстве он может воспользоваться правом законодательной инициативы, предусмотренной Конституцией .

    В какой-то мере с приведенным суждением согласиться можно, и все же его авторы смешивают сущее с должным. Жизнь чрезвычайно многообразна, практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании существующих норм права невозможно, но возникающие здесь проблемы имеют, как правило, частный характер, поэтому пользоваться правом законодательной инициативы просто нецелесообразно. В таких случаях обнаруженный пробел можно восполнить с помощью разъяснения Пленума Верховного Суда. Практика порождает неразрешимые вопросы даже тогда, когда речь идет о применении норм новейшего законодательства.

    Предусмотренная в данном случае возможность незначительного превышения установленных законом пределов есть новая норма права, при ее отсутствии пришлось бы строго следовать букве закона и отказывать в удовлетворении исков о предоставлении освободившейся комнаты в тех случаях, когда в результате такого приращения размер общей площади превышал бы установленные пределы.

    Есть еще один аргумент в пользу признания руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда : Верховный Суд — это высший орган судебной системы страны и как любое другое центральное ведомство он вправе издавать нормативные акты , имеющие обязательное значение для нижестоящих органов. А так как подобные предписания содержат нормы, направленные на урегулирование имущественных и личных неимущественных отношений, они приобретают значение источников гражданского права.

    Сущность и многообразие отношений, возникающих в сфере экономического оборота, приводят к тому, что законодатель, не имея возможности предусмотреть все возникающие здесь жизненные ситуации, формулирует правило об аналогии закона и аналогии права. Гражданское законодательство постоянно совершенствуется, обновляется и улучшается, однако практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании действующих норм права невозможно. И тогда судебно-арбитражные органы прибегают к аналогии закона или права.

    Аналогия закона предполагает такую ситуацию, при которой возникший спор имеет типичный имущественный характер, однако норм права, рассчитанных на подобный казус, нет; правоприменительный орган рассматривает этот спор на основании правил, регулирующих сходные общественные отношения. А если их нет? Тогда используется аналогия права. Под аналогией права понимается закрепленная в законе возможность при рассмотрении гражданского правового спора исходить из общих начал и смысла законодательства. Аналогия в гражданском праве используется, таким образом, для восполнения возникших пробелов. Она не имеет широкого применения, ибо со временем пробел устраняется путем утверждения нового акта или принятия необходимой нормы права.

    Нормы гражданского законодательства нередко используются при рассмотрении трудовых и семейных споров.