Засчитывается ли служба в армии в льготный трудовой стаж

Так как в законодательство России неоднократно вносились многочисленные изменения, людям, которые не владеют юридическими навыками, довольно сложно разобраться с вопросом, входит ли срочная или контрактная служба в трудовой стаж. Чтобы ответить на него, следует разобраться в основных изменениях, которые вписаны в действующее законодательство относительно расчета общего трудового стажа.

По какому принципу начисляются пенсионные выплаты

Перед тем как ответить на основной вопрос, входит ли армейская служба в общий трудовой стаж гражданина, нужно учесть, что согласно изменениям, которые были внесены в закон, под общей пенсионной суммой принято понимать две части:

  • обязательную;
  • накопительную.

Кроме этих частей, при начислении денежных пенсионных выплат учитывается и страховой стаж. Производя его расчет, время пребывания гражданина в армии в обязательном порядке учитывается. Страховой стаж, согласно законодательству, начисляется следующим лицам:

  • гражданам, проходившим службу во внутренних войсках;
  • офицерам внутренних органов;
  • служащим пожарных частей и иных структур силового значения.

Стоит отметить, что в настоящее время российские граждане могут пройти военную службу двумя способами:

  • заключив контракт;
  • по обычному призыву.

По призыву берут в армию граждан до 27 лет, решение о пребывании на службе принимает сам доброволец, то есть по собственному желанию.

В Пенсионный фонд перечисляются определенные средства согласно контракту. Последний составляется с призывником; на основании документа гражданин получает ранее оговоренную заработную плату. Как первый, так и второй вид армейской службы, позволяется вносить в общий стаж срок службы в армии, который обязательно берется ко вниманию при начислении выплат по возрасту.

При оформлении какого типа стажа используется срок армейской службы

Как уже говорилось ранее, срок армейской службы, вне зависимости от того, на контрактной основе или по обычному призыву человек пошел служить в армию, должен учитываться в общий стаж. Однако при расчетах срока используется разная методика, в зависимости от обстоятельств. Срок, проведенный в армии, играет важную роль при проведении расчетов необходимых для:

  1. Определения общего трудового стажа. Стоит уточнить, что такое понятие, как «общий стаж», утратил свое законное значение уже более 10 лет назад, но, несмотря на это, его используют и в настоящее время при начислениях, связанных с пенсионными выплатами.
  2. Определения страхового стажа. Производится расчет с учетом больничного листа, по которому гражданин получал денежное пособие по болезни.
  3. Расчета льготного стажа. Такой вид присваивается для ветерана труда, с его помощью гражданин имеет право раньше законного срока выйти на пенсионный отдых.

Сколько времени прослужил гражданин в армии, указывается в военном билете. При принятии отслужившего в армии на работу в трудовую книжку обязательно вносятся сведения о времени его пребывания в рядах вооруженных сил.

Важные моменты

Согласно действующему законодательству нашей страны только пометка в военном билете может стать законным основанием для внесения записи о приеме на работу в трудовую книжку гражданина. Поправка, касающаяся общего трудового стажа, внесенная в законодательство, указывает на то, что этот параметр будет применяться лишь для расчета пенсий застрахованных граждан, то есть для начисления не общей суммы пенсионных выплат, а лишь ее страховой части. Однако сумма помощи по возрасту будет напрямую зависеть именно от размера общего, а не от страхового стажа, что обязательно нужно принимать ко вниманию.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что в трудовой стаж, вернее, в страховой, срок армейской службы входит в том случае, если гражданин до и после пребывания в армии продолжает выплачивать пенсионные исчисления в государственный фонд. Это же положение относится и к гражданам, проходившим воинскую службу в армии и не получившим заслуженного звания.

Что касается общей величины пенсионных взносов, входящих в трудовой стаж, то срок службы в армии на нее не влияет, однако этот момент играет важную роль при выплате денежного пособия, начисляемого государством по старости. То есть один год службы в армии (именно такой срок должны в настоящее время проходить солдаты-срочники) приравнивается к году, относящемуся к страховому стажу. Кроме этого, для расчета стажа срочников используется следующая схема: один день службы в армии приравнивается к 2-м дням, проведенным на так называемой гражданке. А при расчете контрактной службы данная схема не используется, то есть день в армии считается обычным трудовым днем.

Какие положения учитываются при оформлении льготного военного стажа

Время службы в армии засчитывается при оформлении льготного стажа, если пенсионные выплаты начисляются по таким положениям:

  • при досрочном выходе на пенсию в связи с трудовой деятельностью в опасных или вредных для здоровья условиях труда;
  • при получении пенсионных выплат по выслуге лет, то есть после присвоения звания ветеран труда;
  • при досрочном выходе на пенсию из-за ухудшения состояния здоровья человека, который вынужден был по долгу службы тесно контактировать с вредными веществами.

Здравствуйте Прошу Вашей помощи и разъяснения в следующей ситуации: С 3.09.1993 г. ученик проходчика занятый полный рабочий день на подземных работах (согласно записям в трудовой) 15.11.93 переведен подземным проходчиком... следующая запись с этой же датой 15.11.93 уволен в связи с призывом в армию 10.07.95 принят проходчиком...(служба с 18.11.93 по 10.06.95) Казалось бы, что никаких вопросов не может возникнуть, но есть один казус: с 28.10.93 по 15.11.93 был бесплатный отпуск. Вопрос: засчитывается ли в данной ситуации армия в льготный стаж исходя из: Согласно Закону № 2636 время прохождения срочной военной службы засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную военную службу лицо училось по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работало по профессии или занимало должность, которая предусматривала право на пенсию на льготных условиях до вступления в силу Закона о пенсионном обеспечении или на пенсию по возрасту на льготных условиях до вступления в силу Закона о пенсионном страховании. Ответ:Здравствуйте. То, что прерывания трудового стажа в данной ситуации я не вижу - это однозначно. Будет ли засчитана армия в льготный трудовой стаж - я не могу с точностью ответить на этот вопрос, так как это буту оределять сотрудники пенсионного фонда, тем более, что в данный момент в Украине происходят постоянно и большие изменения в трудовое и бюджетное законодательство.

Спасибо за понимание.С уважением, Ирина Невалённая.

Разьясните,пжлста, входит ли в настоящее время срочная служба в армии в подземный стаж для назначения пенсии по выслуге лет? Вопрос интересный и непростой.

С 01.01.2004г. действует новый пенсионный закон - Закон Украины № 1058-IV Об общеобязательном государственном пенсионном страховании.

В этом законе уже отсутствуют понятия трудовой стаж и трудовая пенсия. Не предусмотрены и никакие льготные виды стажа.

Кроме того, в этом законе не предусмотрены и пенсии по выслуге лет и льготные сроки выхода на пенсию (до достижения пенсионного возраста).

Все эти понятия - из прошлой жизни - из старого Закона Украины № 1788-XII О пенсионном обеспечении.

Старый закон не отменен и потому еще действует.

Однако пенсии по нему малоинтересны - максимальная пенсия для подземщиков (по Списку №1) составляет четыре минимальных,

а минимальная осталась на уровне 2003 года - 50 гривен.

Так что максимум, что светит по этому закону - 200 грн.

Ну, еще плюс добавка 12% по Постановлению КМУ № 1783-2003-п.

Итого, 224 грн.

Такая пенсия на сегодня явно не интересна.

При наличии права на пенсию по возрасту - возраст 60 лет - целесообразно оформить пенсию по новому закону (1058-IV).

Пенсии по этому закону являются страховыми (хотя некоторые чиновники еще по-старинке продолжают их называть трудовыми).

При назначении пенсии по этому закону из стажа по Списку №1 в двукратном размере (год за два) зачтется только та часть, которая приобретена до вступления в силу нового закона, т.е. 01.01.2004г. а начиная с этой даты любой стаж (в этом законе он называется страховым стажем) засчитывается только в однократном размере.

При наличии права на трудовую пенсию по возрасту (по закону № 1788-XII) на льготных условиях - до достижения 60 лет (мужчинам), - отсутствует право на страховую пенсию (по закону № 1058-IV).

Однако есть несколько интересных вариантов.

Но приведенной информации недостаточно для их краткого и конкретного описания, а полное описание всех вариантов явно выходит за рамки публичной консультации.

Учет службы в армии в льготный стаж также имеет ряд особенностей - требуется более подробная информация (например, был период, когда военная служба засчитывалась в специальные виды стажа только при условии призыва в армию с такой работы и возвращения на неё после демобилизации,

и были периоды, когда достаточно было одного из этих условий).

После 01.01.2004г. служба в армии (как и вообще любая работа) засчитываются в страховой стаж не более чем в однократном размере - никакой льготный стаж с этой даты не учитывается.

PS. Дополнительно см. мой ответ Optimister"у.

как стажа позволяющего выйти на пенсию раньше чем предусмотренно законодательством.

ab42 выйти на пенсию раньше чем предусмотренно законодательством?

Дык, это самое законодательство и не позволит - ведь им же не предусмотрено. rolleyes. ab51

Об отмене закона, которым предусматривался учёт льготного стажа военной службы, слышу впревые.Закон Украины № 1058-IV Об общеобязательном государственном пенсионном страховании

вообще отменил учёт любого льготного стажа.

4. Періоди трудової діяльності та інші періоди, що

враховувалися до стажу роботи для призначення пенсії до набрання

чинності цим Законом, зараховуються до страхового стажу в порядку

і на умовах, передбачених законодавством, що діяло раніше.

При цьому за кожний повний рік стажу роботи, до набрання

чинності цим Законом, на підземних роботах, на роботах з особливо

виробництв, робіт, професій, посад і показників (36-2003-п (></b>:OpenDoc("36-2003-п"))),

затвердженим Кабінетом Міністрів України, зайнятість на яких

давала право на пенсію на пільгових умовах, до страхового стажу

додатково зараховується по одному року.

И кроме того, см.

2. Пенсійне забезпечення застрахованих осіб, які працювали

або працюють на підземних роботах, на роботах з особливо

шкідливими і особливо важкими умовами праці за списком N 1

та на інших роботах із шкідливими і важкими умовами праці за

списком N 2 виробництв, робіт, професій, посад і показників,

затверджених Кабінетом Міністрів України (36-2003-п (></b>:OpenDoc("36-2003-п"))), та за

результатами атестації робочих місць, на посадах, що дають право

на призначення пенсії за віком на пільгових умовах або за вислугу

років, які відповідно до законодавства, що діяло раніше, мали

право на пенсію на пільгових умовах або за вислугу років,

здійснюється згідно з окремим законодавчим актом через професійні

та корпоративні фонди.

До запровадження пенсійного забезпечення через професійні та

корпоративні фонди:

1) особам, зазначеним в абзаці першому цього пункту, пенсії

призначаються за нормами цього Закону в разі досягнення пенсійного

віку та наявності трудового стажу, передбаченого Законом України

Про пенсійне забезпечення (1788-12 (></b>:OpenDoc("1788-12"))).

Виплата пенсій особам, які були безпосередньо зайняті повний

робочий день на підземних роботах (.) з видобутку вугілля, сланцю, руди та

інших корисних копалин, на будівництві шахт та рудників, за

списком робіт і професій, затвердженим Кабінетом Міністрів

України (36-2003-п (></b>:OpenDoc("36-2003-п"))), та особам, пенсії яким призначені

відповідно до пунктів в-е та ж статті 13 Закону України Про

пенсійне забезпечення (1788-12 (></b>:OpenDoc("1788-12"))), здійснюється до 1 січня 2005

року за рахунок коштів Пенсійного фонду, а з 1 січня 2005 року -

за рахунок коштів Державного бюджету України до досягнення

пенсійного віку, передбаченого статтею 26 цього Закону (Абзац

п"ятий підпункту 1 пункту 2 розділу XV із змінами, внесеними

згідно із Законом N 2613-IV (2613-15 (></b>:OpenDoc("2613-15"))) від 31.05.2005)

2) окремим категоріям працівників залежно від умов праці за

результатами атестації робочих місць можуть призначатися пенсії за

рахунок коштів підприємств та організацій, але не раніше ніж за 5

років до досягнення віку, передбаченого статтею 26 цього Закону, в

порядку (937-2007-п (></b>:OpenDoc("937-2007-п"))), визначеному Кабінетом Міністрів України.

внесеними згідно із Законом N 107-VI (107-17 (></b>:OpenDoc("107-17"))) від 28.12.2007 >

У цьому випадку розміри пенсій визначаються відповідно до

статті 27 та з урахуванням норм статті 28 цього Закону

N 489-V (489-16 (></b>:OpenDoc("489-16"))) від 19.12.2006 >

3) особам, які працювали на роботах із шкідливими і важкими

умовами праці та мали або матимуть право на пенсію відповідно до

статті 100 Закону України Про пенсійне забезпечення (1788-12 (></b>:OpenDoc("1788-12"))),

пенсії призначаються за нормами цього Закону, виходячи з вимог

віку та стажу, встановлених раніше діючим законодавством.

3. Тимчасово, до прийняття відповідного закону:

особи, хворі на гіпоф.

інваліди по зору I групи.

жінки, які народили п"ятеро або більше дітей.

За вибором матері.

військовослужбовці. які брали участь у бойових діях, а.

Военная служба - особый род человеческой деятельности, направленной на защиту своего Отечества. Нередко она проходит в экстремальных условиях, в условиях повышенной опасности. Поэтому исполнение воинских обязанностей в период нахождения в рядах армии и флота регламентируется соответствующими законами и общевоинскими уставами, в том числе специальным законом о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Для тех граждан, которые не имеют необходимой выслуги лет для получения пенсии, установленной для военнослужащих, согласно ст.90 Закона от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил как Российской Федерации, так и бывшего СССР засчитывается только в общий трудовой стаж.

Не случайно также, что в тексте ст.94 Закона от 20 ноября 1990 г. в перечне периодов "работы (службы)" из всех многочисленных имеющихся в отраслях экономики служб выделена и конкретно указана отдельной строкой лишь военная служба по призыву (она засчитывается в двойном размере в общий трудовой стаж, установленный ст. 10).

Что касается льготного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда для прапорщиков (а именно эта категория военнослужащих претендует на него), то, надо сказать, они являются начальствующим составом и в соответствии с воинскими уставами систематически выполняют обязанности (несение дежурств, нахождение в карауле, командирская учеба, исполнение функций старшего автомашины при перевозке людей и военного имущества и т.п.), не связанные с работами, предусмотренными Списками № 1 и № 2.

Меня вынуждают делать норму свыше возложенных обязанностей

Добрый день!

Михаил, действительно, ранее период службы в армии включался в стаж по Списку № 1, если он предшествовал периоду работы либо следовал за ним. В настоящее время данное положение отсутвует и органы ПФР отказывают во включении периода службы в СА в стаж по Списку № 1.
Такие периоды включаются в спец стаж по решению суда.
В этом случае если мужчина проработал по Списку № 1 5 лет, то он имеет право на назначение досрочной пенсии в соотвествии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 55 лет.

По поводу включения в стаж по Списку № 1 прилагаю решения судов:
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Смирнова Ю.В. Дело-33-4372/2013 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 24 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре Шаряевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 сентября 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Андреянчева А*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в спецстаж удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Андреянчеву А*** А*** в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с ***.1977 по ***1979, период работы производителем работ с ***2007 по ***2010.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Андреянчева А.А., его представителя Степанидина А.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Андреянчев А.А. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов: с ***1977 по ***.1979 – военная служба по призыву, с ***2007 по ***2010 работа в качестве производителя работ в ООО «Монолитстрой-Плюс», в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
В обоснование иска указал, что он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не был включен период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с ***1977 по ***1979, а также период его работы с ***.2007 по ***.2010 в качестве производителя работ ООО «Монолитстрой-Плюс».
Данный отказ считает незаконным, поскольку по ранее действовавшему законодательству при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период прохождения срочной военной службы приравнивался по выбору обратившегося за назначением указанной пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе непосредственно следовала за периодом службы в армии. Поскольку до призыва на срочную военную службу истец работал в должности монтажника железобетонных конструкций, данный период ответчик зачел в специальный стаж в бесспорном порядке, соответственно и период военной службы также подлежит зачету в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
В период работы в ООО «Монолитстрой-Плюс» истец был занят на строительстве, реконструкции, реставрации и ремонте зданий, сооружений, был занят полный рабочий день, соответственно период с ***.2007 по ***.2010 также подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с нормами действующего на сегодняшний день законодательства. Поскольку истец не выработал необходимой продолжительности общего трудового и специального стажа, спорный период не подлежал включению. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, период службы в армии не засчитывается в специальный стаж. Дополнительно поясняет, что период работы истца в ООО «Монолитстрой-Плюс» в выписке отражен общими условиями. Перечень производств, работ, профессии и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсии по старости, страхователем ООО «Монолитстрой-Плюс» по профессии «производитель работ» не утвержден и не был заявлен. Поскольку работодатель не подтвердил льготный характер работы истца, спорный период также не подлежит включению в стаж.
В возражениях на жалобу Андреянчев А.А. просит оставить решение суда от 30.09.2013 без изменений, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска, представителя третьего лица ООО «Монолитстрой-Плюс», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» и в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 2 ФЗ от 17 декабря 2011 года N 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет, при условии постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что Андреянчев А.А. в период с *** 1977 года по *** 1977 года работал монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций 2-го разряда, уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, с *** 1977 года по *** 1979 года проходил службу в рядах Советской армии., с *** 2007 года принят производителем работ (прорабом) строительного участка в ООО «Монолитстрой-Плюс», *** 2010 года был переведен заведующим складом.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска от 22.07.2013 *** истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж были зачтены периоды работы с ***.1977 по ***.1977 в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Ульяновского домостроительного комбината; с *** 1985 года по *** 1987 года в должности мастера Ульяновского домостроительного комбината; с ***.1987 по ***1988 в должности прораба Ульяновского домостроительного комбината; с ***1988 по ***.1989 в должности мастера Ульяновского домостроительного комбината, что составило специального стажа, предусмотренного Списком № 2 4 года 7 месяца, страховой стаж истца составляет 25 лет 2 месяца 22 дня.
Период военной службы в рядах Советской Армии с ***.1977 по ***1979, включен в специальный стаж не был.
Разрешая заявленные Андреянчева А.А требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года N 320-0, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с 31.12.2001 г.
В спорный период действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590. Подпунктом «к» п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями трудапериод службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что период службы истца в Вооруженных Силах РФ имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочной трудовой пенсии, ему предшествовала работа истца в должности монтажника железобетонных конструкций Ульяновского Домостроительного комбината, т.е. работа с тяжелыми условиями труда, следовательно, данный период подлежит включению в специальный стаж работы при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение указанного периода в специальный стаж противоречит действующему законодательству, основаны на неверном толковании закона и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного решения.
Разрешая спор в части включения в специальной стаж истца периода его работы в качестве производителя работ ООО «Монолитстрой-Плюс» с *** 2007 года по *** 2010 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости к работникам, указанным в приведенной выше норме закона, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
В данном Списке в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» под кодом 2290000б-23419 включены мастера строительных и монтажных работ, под кодом 2290000б-24441 – производители работ.
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном исчислении, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Андреянчев А.А. в спорный период работал в должности прораба в ООО «Монолитстрой-Плюс». При этом документально подтверждено, что в спорный период ООО «Монолитстрой-Плюс» велось строительство и реконструкция объектов промышленного, социально-бытового назначения (представлены договора подряда), истец был занят на работах с тяжелыми условиями труда полный рабочий день (табеля учета рабочего времени, расчетные листы, приказы о командировании истца за 2007-2010годы).
Таким образом, суд обоснованно обязал ответчика зачесть в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период его работы в должности производителя работ в ООО «Монолитстрой-Плюс» с ***.2007 по ***.2010.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о периодах работы ***.2007 по ***.2010 страхователем ООО «Монолитстрой-Плюс» сданы без указания кода льготной работы и не подтверждают особые условия труда, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении работодателем своих обязанностей, а не о характере работы истца за спорный период. Факт ненадлежащего представления работодателем сведений в Пенсионный орган не может приводить к нарушению прав работника, фактически выполнявшего работу, дающую ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Дело судебной коллегией рассмотрено в пределах доводов апелляционной жалобы, в остальной части решение суда не оспаривалось.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи.