Свод основных государственных законов российской империи. Основные государственные законы российской империи Список использованной литературы

РЕФОРМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений об общих началах государственного строя России - впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста о введении в действие «Свода законов Российской империи» провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г., созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» - «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

«Основные государственные законы Российской империи» на сайте «Президентская библиотека»

http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=519

НЕЗЫБЛЕМОСТЬ САМОДЕРЖАВИЯ

Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об осуществлении Нами законодательной власти в единении с представителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы. Установив новые пути, по которым будет проявляться Самодержавная власть Всероссийских Монархов в делах законодательства, Мы утвердили Манифестом 20 февраля сего года порядок участия выборных от народа в сих делах и определили временными правилами условия пользования населением гражданскою свободою. Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляемого государственного строя, Мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных Государственных Законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей Нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной. Начертанные на сих основаниях, по предуказаниям Нашим, Основные Государственные Законы Мы признали за благо утвердить и препровождаем в Правительствующий Сенат для обнародования их установленным порядком. Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: «Николай» . На подлинных Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Быть по сему» . ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1. Государство Российское едино и нераздельно. 2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства. 3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами. Глава первая О существе Верховной Самодержавной Власти 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. 5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна. 6. Та же Верховная Самодержавная власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами наравне с супругами Государей, кроме титула. 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою. 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе. 9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения. 10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям. 11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствие с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов. 12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства. 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

Из «Основных законов Российской Империи»

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

В начале апреля в Царском Селе происходило обсуждение проекта основных законов. В нем повторялись положения манифеста 20 февраля; существенной чертой было то, что пересмотр основных законов допускался только по почину Государя . Состав совещания был обычный. Самым спорным вопросом оказалась 4-я статья проекта: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». В прежнем тексте стояло «самодержавная и неограниченная ».

Государь (в совещании 9 апреля) высказался по этому поводу: «Вот - главнейший вопрос… Целый месяц я держал этот проект у себя. Меня все время мучает чувство, имею ли я перед моими предками право изменить пределы власти, которую я от них получил… Акт 17 октября дан мною вполне сознательно, и я твердо решил довести его до конца. Но я не убежден в необходимости при этом отречься от прав и изменить определение верховной власти, существующее в статье 1 Основных Законов уже 109 лет. Может быть обвинение в неискренности - не к правительству, но ко мне лично? Принимаю на себя укоры, но с чьей они стороны? Уверен, что 80 проц. народа будут со мною. Это дело моей совести, и я решу его сам».

Заявление Государя вызвало необычайное волнение в совещании:

Витте. Этим вопросом разрешается все будущее России…

Государь. Да.

Витте. Если Ваше Величество считаете, что не можете отречься от неограниченной власти, то нельзя писать ничего другого. Тогда нельзя и переиздавать основные законы.

Гр. Пален. Я не сочувствовал 17-му октября, но оно есть. Вам, Государь, было угодно ограничить свою власть.

М. Г. Акимов. Если сказать «неограниченный» - это значит бросить перчатку. Если изданные законы губят Россию, то Вам придется сделать coup d"Etat. Но теперь сказать это нельзя».

Члены Гос. совета Сабуров , граф Сольский и Фриш высказались в том же смысле.

»В. к. Николай Николаевич. Манифестом 17 октября слово «неограниченный» В. И. В. уже вычеркнули.

П. Н. Дурново. После актов 17 октября и 20 февраля неограниченная монархия перестала существовать.

Кн. А. Д. Ополенский. Вычеркнув «неограниченный», оставить «самодержавный».

Государь. Свое решение я скажу потом».

Обсуждение проекта продолжалось 11 и 13 апреля. Когда оно закончилось, гр. Сольский обратился к государю с вопросом: «Как изволите приказать - сохранить или исключить слово неограниченный?

Государь. Я решил остановиться на редакции совета министров.

Гр. Сольский. Следовательно, исключить слово «неограниченный» ?

Государь. Да, исключить».

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-58.html

КОНСЕРВАТИВНАЯ КРИТИКА ПРОЕКТА «ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ»

Глубокие недостатки Законов Основных и о высших государственных учреждениях, которыми 23 апреля 1906 года была создана так называемая нынешняя конституция, были очевидны с самого начала для всякого знакомого с государственной наукой. Для указания их не было надобности даже в опытной проверке. Но эта горькая опытная проверка все же выпала на долю России, и годовое существование конституции 1906 года было годовым приведением страны в анархическое состояние...

Законы эти оказались столь невозможными, неосуществимыми, что в настоящее время, после Манифеста 3 июня сего года, мы, в сущности, уже и сами не знаем, что у нас закон и что не закон.

Такое состояние, однако, не может продержаться сколько-нибудь долгое время. Своеобразное творение 1906 года так или иначе неизбежно рухнет. Но именно ввиду этого нам теперь необходимо как можно внимательнее вникнуть во все его ошибки и грехи, чтобы устранить его не путем каких-либо катастроф, а путем сознательной мирной перестройки.

Если нужно назвать основную причину недостатков конституции 1906 года, то она, конечно, состоит в безграничном произволе ее создателей, в их убеждении, будто бы жизнью народа и государства можно распоряжаться как вздумается, совершенно не сообразуясь с самостоятельными законами жизни нации. Такое убеждение, конечно, может являться лишь при очень малом знакомстве с государственной наукой, что и проявилось в частностях построения этой конституции. Остальное довершила невероятная поспешность работы, требовавшей глубокой обдуманности. И, конечно, в этом отношении большой промах (если только это не было преднамеренностью) составило то обстоятельство, что кодификация новых законов не была проведена законным порядком через бывший Государственный совет...

Не вхожу, впрочем, в историю этого законодательства и отмечу только одну черту, для него роковую. В нем сказались очевидное стремление к ограничению Царской власти, а вместе с тем невозможность сделать это явно и открыто, заменив уничтоженную Царскую власть какой-либо другой, равносильной для потребностей государства.

Это обстоятельство было причиной того, что, подрывая Царскую власть, но не созидая ничего равносильного, конституция подрывала самые основы государственности. Созидатели ее, по-видимому, плохо сознавали это последствие своих трудов. Точно так же они совершенно не сознавали значения национальности для государства.

Между тем государство есть не что иное, как организованная нация. Посему законы, определяющие государственное устройство, имеют задачей и обязанностью соответствовать двум рядам условий, существующих вне воли законодателя, которым он, хочет или не хочет, должен подчиниться: 1) общим законам государственности, определяемым самой ее природой; 2) специальным условиям жизни нации, которые также не зависят от произвола законодателя.

Но конституция 1906 года ни тех, ни других условий не знает и знать не хочет, а поэтому потрясает основы как государственной, так и национальной жизни. С первых своих основ до последних выводов она явилась, поэтому, орудием не созидания, а разрушения.

Л.А. Тихомиров. О недостатках конституции 1906 года.

http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/tikh/tikh7.htm

ВЗГЛЯД ЗАПАДНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Николай II не считал ни Октябрьский манифест, ни Основные законы чем-то ущемляющим его самодержавные прерогативы. В его представлении Дума была органом консультативным, а не законодательным («Я создал Думу не для того, чтобы она мной управляла, а чтобы она мне советовала», - говорил он военному министру). Более того, он полагал, что, «даровав» Думу и Основные законы по своей воле, никак не может быть связан ими и, коль скоро не присягал новому порядку, вправе и отменить его по своему желанию. Очевидное противоречие между сущностью конституционного строя и упорным нежеланием двора признать перемены приводило к поразительным ситуациям. Так, даже П.А.Столыпин, более всех в России достойный называться истинным парламентским премьер-министром, утверждал в частной беседе, что в России нет конституции, ибо такой документ должен явиться результатом соглашения между правителями и подданными, тогда как Основные законы царем были попросту дарованы. На его взгляд, российское правительство было не «конституционным», а «представительным», и единственными ограничениями царской власти могли быть лишь те, что сочтет нужным на себя наложить сам царь. А что можно сказать о В.Н.Коковцове, преемнике Столыпина на посту председателя Совета министров, который, обращаясь к Думе, заявил: «У нас, слава Богу, нет еще парламента».

ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ (1906г., апреля 23) [Извлечение] Раздел первый ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ Ст. 1. Государство Российское едино и нераздельно. 2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераз- дельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на осно- вании особого законодательства. 3. Русский язык есть язык общегосударственный и обя- зателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных установлениях определяется особыми законами. Глава первая О существе верховной Самодержавной власти 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть... 5. Особа Государя Кооператора священна и неприкосновен- на. 6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство престола в по- рядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг ее не почитается государем: он пользуется почестями к преимуществами, наравне с супругами госуда- рей, кроме титула. 7; Государь Император осуществляет законодательную - власть в единении с Государственным Советом и Госу- дарственной Думою. 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать перес- мотру в Государственном Совете и в Государственной Думе. 9. Государь Император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совер- шения. 10. Власть управления во всем объеме принадлежит Го- сударю Императору в пределах всего Государства Российс- кого. В управлении верховном власть его действует не- посредственно; в делах же управления подчиненного опре- деленная степень власти вверяется от него, согласно за- кону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям. 11. Государь Император в порядке верховного управле- ния издает, в соответствии с законами указы для уст- ройства и приведения в действие различных частей госу- дарственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов. 12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иност- ранными державами. Им же определяется направление меж- дународной политики Российского Государства. 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами. 14. Государь Император есть державный вождь Российс- кой армии и флота. Ему принадлежит верховное начальст- вование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройс- тво армии и флота и издает указы и повеления относи- тельно: дислокации войск, приведения их на военное по- ложение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Го- сударем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жи- тельства и приобретения недвижимого имущества в мест- ностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота. 15. Государь Император объявляет местности на воен- ном или исключительном положении. 16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида. 17. Государь Император назначает и увольняет Предсе- дателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, ес- ли для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения. 18. Государь Император, в порядке верховного управ- ления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы. 19. Государь Император жалует титулы, ордена и дру- гие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий. 20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную его собс- твенность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых государевыми, кои, всегда принадлежа царству- ющему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сбо- ров. 21. Государю Императору, как главе императорского дома, принадлежит, согласно учреждению о императорской фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же оп- ределяются также устройство состоявших в ведении Ми- нистра Императорского Двора учреждений и установлении, равно как порядок управления оными. 22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем Императорского Величест- ва. 23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совер- шивших преступные деяния с прекращением против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и граж- данские права. 24. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издавае- мые, скрепляются Председателем Совета Министров или подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельной частью и обнародуются Правительствующим Сенатом. Глава девятая О законах 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Ду- мы и восприять силу без утверждения Государя Императо- ра. 87. Во время прекращения занятий Государственной Ду- мы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходи- мость в такой мере, которая требует обсуждения в поряд- ке законодательном. Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Го- сударственной Думы, ни в постановления о выборах в Со- вет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. Глава десятая О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий 98. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами Государя Императора. 99. Продолжительность ежегодных занятий Государс- твенного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указаниями Госу- даря Императора. 105. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва. 106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. 107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляет- ся возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Ос- новных Государственных Законов, почин пересмотра кото- рых принадлежит единственно Государю Императору. 108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляет- ся обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельны- ми частями, подчиненным по Закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлении, действий, кои представляются незакономерными. 109. Ведению Государственного Совета и Государствен- ной Думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их оп- ределенными, подлежат те дела, кои указаны в учреждени- ях Совета и Думы. 110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет, Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. 111. Законопроекты, не принятые Государственным Со- ветом или Государственной Думой, признаются отклоненны- ми. 112. Законопроекты, предначертанные по почину Госу- дарственного Совета или Государственной Думы и не удос- тоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесе- ны на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Госу- дарственного Совета или Государственной Думы и откло- ненные одним из сих установлении, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление. 113. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Сове- том, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Го- сударственной Думой,представляются Государю Императору Председателем Государственного Совета. 114. При обсуждении Государственной росписи не под- лежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским Государством обязательствам. 115. Кредиты на расходы Министерства Императорского Двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигновании по Государствен- ной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным обра- зом не подлежат их обсуждению такие изменения означен- ных кредитов, которые обусловливаются постановлениями учреждения, о императорской фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам. 116. Если Государственная роспись не будет утвержде- на к началу сметного периода, то остается в силе пос- ледняя, установленным порядком утвержденная, роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнени- ем последовавших; после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлени- ям Совета Министров, в распоряжение Министерств и Глав- ных Управлений открываются постепенно кредиты в разме- рах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц по всей их совокупности, одной двенадцатой час- ти общего по росписи итога расходов. 117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребнос- ти военного времени и на особые приготовления, пред- шествующие войне, открываются по всем ведомствам, в по- рядке верховного управления, на основаниях, в законе определенных. 118. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов, разрешаются порядком, ус- тановленным для утверждения Государственной росписи до- ходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назна- чаемых на основании статьи 117, разрешаются Государем Императором в порядке верховного управления. Время и условия совершения Государственных займов определяются в порядке верховного управления. Свод законов Российской империи, т. I, ч. I. СПб, 1906, с. 5-48. МАНИФЕСТ О РОСПУСКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И О ВРЕМЕНИ СОЗЫВА ТАКОВОЙ В НОВОМ СОСТАВЕ (1906г., июля 9) [Извлечение] ...Выборные от населения, вместо работы строительст- ва законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий постав- ленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несо- вершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к дейс- твиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к на- селению. Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновению закону и законным властям. Но пусть помнят Наши подданные, что только при пол- ном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение нашего быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим ни- какого своеволия или беззакония и всей силою государс- твенной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русс- ких людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве. Да восстановится же спокойствие на земле Русской и да поможет Нам Всевышний осуществить главнейший из Царственных трудов Наших - поднятие благосостояния крестьянства. Воля Наша к сему непреклонна, и пахарь русский, без ущерба чужому владению, получит там, где существует теснота земельная, законный и честный способ расширить свое землевладение. Лица других сословий при- ложат, по призыву Нашему, все усилия к осуществлению этой великой задачи, окончательное разрешение которой в законодательном порядке будет принадлежать будущему составу Думы. Мы же, распуская нынешний состав Государственной Ду- мы, подтверждаем вместе с тем неизменное намерение Наше сохранить в силе самый закон об учреждении этого установления и соответственно с этим, указом Нашим, Правительствующему Сенату 8 сего Июля данным, назначили время нового ее созыва на 20 Февраля 1907 года... ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое, ь 28105. ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ СУДОВ (1906г., августа 19) [Извлечение] Совет Министров полагал: 1. На основании статьи 87 Свода Основных Государс- твенных Законов, издания 1906 года: в местностях, объ- явленных на военном положении или в положении чрезвы- чайной охраны, Генерал-Губернаторам, Главноначальствую- щим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомс- тва преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, передавать об- виняемого Военно-Полевому Суду, с применением в подле- жащих случаях наказания по законам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследующими правилами: 1) Военно-Полевой Суд учреждается по требованию Ге- нерал-Губернаторов, Главноначальствующих или лиц, обле- ченных их властью, в месте по их указанию Начальниками гарнизонов или отрядов и Главными Командирами и Коман- дирами портов, по принадлежности, в составе Председате- ля и четырех Членов из офицеров от войска или флота. 2) Распоряжение Генерал-губернаторов, Главноначаль- ствующих или лиц, облеченных их властью, должно следо- вать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъяв- ляемого обвинения. 3) Суд немедленно приступает к разбору дела и окан- чивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток. 4) Разбирательство дела производится при закрытых две- рях... 5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно всту- пает в законную силу и безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводится в исполнение но рас- поряжению военных начальников, указанных в статье пер- вой настоящих правил... ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое, ь 28252. МАНИФЕСТ О РОСПУСКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, О ВРЕМЕНИ СОЗЫВА НОВОЙ ДУМЫ И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ (1907г., июня 3) [Извлечение] ...Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к ра- боте, а с явным стремлением увеличить смуту и способс- твовать разложению Государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послу- жила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавшей сплотиться достаточному числу Членов ее, желавших рабо- тать на пользу родной земли. По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не под- вергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонив- шись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает пережи- вать позор преступного лихолетия. Медлительное рассмотрение Государственной Думой Рос- писи Государственной вызвало затруднение в своевремен- ном удовлетворении многих насущных потребностей народ- ных. Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбужде- ния недоверия к нему в широких слоях населения. Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало времен- ного, до скончания суда, устранения обвиняемых в прес- туплении этом пятидесяти пяти Членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государствен- ная Дума не исполнила немедленного законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства. Все это побудило Нас указом, данным Правительствую- щему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года. Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу. Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских. В тех же окраинах Государства, где население не дос- тигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приостановле- ны. Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Госу- дарственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетво- рительным, вследствие несовершенства самого способа избрания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым... ПСЗ, Собрание третье, т. XXVII, 29240. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ (1907г., июня 3) [Извлечение} Глава первая Общие положения Ст. 1. Выборы в Госу- дарственную Думу производятся: 1) по губерниям и областям, указанным в статьях 2-4 сего Положения и 2) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге. Ст. 2. Выборы в Государственную Думу от губерний, управляемых по Общему Учреждению, а равно от Губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях б и следующих сего Положения. Ст. 3. Выборы в Государственную Думу от губерний и городов Царства Польского, от губерний Енисейской и Ир- кутской, а равно от православного населения Люблинской и Седлецской губерний и от казаков Уральского казачьего войска, производятся на основаниях, указанных в Положе- нии о выборах в Государственную Думу, изд. 1906 года... Ст. 4. Выборы в Государственную Думу по областям и губерниям Кавказского края, по областям Амурской, При- морской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, произ- водятся на основании особых, приложенных у сего правил. Ст. 6. Избрание Членов Государственной Думы по гу- берниям и областям (ст. 1, п.1) производится Губернским Избирательным Собранием. Собрание это образуется под председательством Губернского Предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1) съездом землевладельцев; 2) первым съ- ездом городских избирателей; 3) вторым съездом городс- ких избирателей; 4) съездом уполномоченных от волостей и 5) съездом уполномоченных от казачьих станиц в губер- ниях, где таковые имеются. Сверх того, в губерниях, указанных в расписании, приложенном в статье 8, в изб- рании Членов Государственной Думы, в составе Губернско- го Избирательного Собрания участвуют выборщики, изби- рае- мые губернскими съездами уполномоченных от рабочих в предприятиях фабрично-заводской и горно -заводской про- мышленности. Ст. 7. Избрание Членов Государственной Думы от ука- занных в статье 2 городов производится посредством пря- мой подачи голосов. Ст. 9. В выборах не участвуют: 1) лица женского по- ла; 2) лица моложе двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учебных заведениях; 4) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; 5) бродячие инородцы и 6) иностранные подданные. Ст. 10. Кроме указанных в предшедшей статье (9) лиц, в выборах не участвуют также: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или огра- ничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательства похищенного, покупку и приня- тие в заклад заведомо краденного или когда они судебны- ми приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшего- ся осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего Мани- феста или особого Высочайшего повеления; 2) отрешенные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобожде- ны от сего наказания за давностью, силою Всемилостивей- шего Манифеста или особого Высочайшего повеления; 3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте 1 сей статьи или влекущих за собою отрешение от должности; 4) под- вергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) состоящие под опекой; б) несостоятель- ные, о которых дела сего рода приведены уже к оконча- нию, кроме тех, несостоятельность коих признана нес- частною; 7) лишенные духовного сана или звания за поро- ки или же исключенные из среды общества и дворянских Собраний по приговорам тех сословий, к которым они при- надлежат; и 8) осужденные за уклонение от воинской по- винности. Ст. 11. Не принимают участия в выборах: 1) Губерна- торы и Вице-Губернаторы, а равно Градоначальники и их Помощники - в пределах подведомственных им местностей, 2) лица, занимающие полицейские должности - в губернии, области или городе, по коим производятся выборы. Ст. 12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Каждый избиратель может осуществлять свое право на участие в выборах лишь в одном съезде... или разря- де... избирателей. Лица, владеющие избирательными цен- зами в пределах двух или более уездов или городов, ука- занных в статье 2, осуществляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избранном... Ст. 13. Лица, владеющие недвижимым имуществом, в том числе и лица, указанные в пункте 4 статьи 9 сего Поло- жения, могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим сыновьям. Ст. 14. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах, своим мужьям и сыновьям. Ст. 16. Если несколько лиц имеют недвижимое имущест- во в общем нераздельном владении, то каждое из них счи- тается владельцем причитающейся на его долю части иму- щества и согласно сему пользуется правом голоса на вы- борах. Ст. 20. Преступные деяния, совершенные при произ- водстве выборов в Государственную Думу, подлежат прес- ледованию и наказанию на основании Именного Высочайшего указа 8 Марта 1906 года... Ст. 21. Издержки, вызываемые исполнением обязаннос- тей, возложенных сим Положением на Земские и Городские Управы и учреждения, их заменяющие, относятся на счет подлежащих земств и городов; прочие издержки по произ- водству выборов относятся на счет казны. Ст. 23. Все распоряжения, относящиеся к составлению избирательных списков и производству выборов, возлага- ются на Министра Внутренних Дел. Ст. 24. Общий надзор за правильным производством вы- боров возлагается, под руководством Министра Внутренних Дел, на Губернаторов и Градоначальников, по принадлеж- ности. Им предоставляется требовать от подлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке выборов, обозревать вы- борные производства и давать указания к обеспечению правильного хода выборов, а также, в порядке надзора, предлагать об усмотренных неправильностях на обсуждение Уездных и Губернских по делам о выборах Комиссий, при- носить протесты на постановления Уездных по делам о вы- борах Комиссий в Губернские Комиссии и об отмене реше- ний сих последних представлять Правительствующему Сена- ту. ПСЗ, Собрание третье, т. XVII, ь 29242. ЗАКОН ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОСОБЫХ СОВЕЩАНИЙ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБОРОНЕ ГОСУДАРСТВА, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТОПЛИВОМ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, РАБОТАЮЩИХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ, ПО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМУ ДЕЛУ И ПО ПЕРЕВОЗКЕ ТОПЛИВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И ВОЕННЫХ ГРУЗОВ (1915 г., августа 17) [Извлечение] II. Во изменение и дополнение подлежащих узаконении на время настоящей войны установить прилагаемые при сем Положения: 1) об Особом Совещании для обсуждения и объ- единения мероприятий по обороне государства; 2) об Осо- бом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государствен- ных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны; 3) об Особом Совеща- нии для обсуждения и объединения мероприятий по продо- вольственному делу и 4) об Особом Совещании для обсуж- дения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1915г. СПб, 1916, отдел первый, второе полугодие, ь231,ст.1760 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБОМ СОВЕЩАНИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБОРОНЕ ГОСУДАРСТВА (1915 г., августа 17) [Извлечение] 1. Для обсуждения и объединения мероприятий по обо- роне государства и для обеспечения армии и флота пред- метами боевого и прочего материального снабжения, уч- реждается, под председательством Военного Министра, Особое Совещание. К предметам ведения Особого Совеща- ния, в частности, относятся: 1) высший надзор за деятельностью всех правительст- венных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготов- ляющих предметы боевого и прочего материального снабже- ния армии и флота; 2) содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существую- щих; 3) распределение необходимых, В видах снабжения ар- мии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и 4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов. 3. В состав Особого Совещания входят: 1) Председа- тель Государственного Совета, 2) Председатель Государс- твенной Думы, 3) девять членов Государственного Совета и девять членов Государственной Думы... 4) представите- ли от министерств: Морского, Финансов, Путей сообщения и Торговли и Промышленности и от Государственного конт- роля, по одному от каждого ведомства, назначаемые глав- ными начальниками подлежащих ведомств, по соглашению с Военным Министром; 5) пять представителей от Военного Министерства, по назначению Военного Министра; 6) представители Всероссийских земского и городского сою- зов, по одному от каждого, по избранию их комитетов и 7) четыре представителя Центрального военно-промышленного комите- та, по его избранию. Собрание узаконении и распоряжений правительства за 1915г. СПб, 1916, отдел первый, второе полугодие, ь231, ст. 1760. ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМИТЕТАХ (1915 г., августа 27) [Извлечение] 1. Для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предме- тами снаряжения и довольствия учреждаются, на время те- кущей войны, центральный, областные и местные воен- но-промышленные комитеты. 2. Военно-промышленные комитеты являются обществен- ными организациями, не предусматривающими коммерческих целей... 4. Взаимоотношения правительственных учреждений с военно-промышленными комитетами, содействующими им в деле снабжения армии и флота предметами снаряжения и снабжения, определяются по ближайшему соглашению коми- тетов с подлежащими военными и гражданскими властями. 5. Центральный военно-промышленный комитет имеет право приобретать всякого рода движимое и недвижимое имущество, входить в договоры как с частными лицами, так равно и с казенными и общественными учреждениями, принимать на себя всякого рода обязательства, в част- ности же поставки и подряды по заказам казны, организо- вывать, по соглашению с военным и морским ведомствами, приемку и сдачу нужных для армии и флота предметов и т. д., а равно искать и отвечать на суде. Одинаковыми пра- вами пользуются областные комитеты, образуемые с ут- верждения центрального военно-промышленного комитета, а равно мест- ные комитеты, образуемые с утверждения подлежащих об- ластных военно-промышленных комитетов. Собрание узаконении и распоряжений правительства за 1915г. СПб, 1916, отдел первый, второе полугодие, ь 248, ст.1853. ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (1917 г., февраля 28) [Извлечение] Временный комитет членов Государственной Думы при тяжелых условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правительства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и обществен- ного порядка... Вестник Временного правительства ь 1(46) от 5(18) марта 1917 г. ДЕКЛАРАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О ЕГО СОСТАВЕ И ЗАДАЧАХ (1917 г., марта 3) [Извлечение] Граждане! ...Временный Комитет Государственной Думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц... В своей настоящей деятельности кабинет будет руко- водствоваться следующими основаниями: 1) Полная и немедленная амнистия по всем делам полити- ческим и религиозным, в том числе: террористическим по- кушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д. 2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужа- щих в пределах допускаемых военно-техническими условия- ми. 3) Отмена всех сословных, вероисповедных и нацио- нальных ограничений. 4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеоб- щего, равного, тайного и прямого голосования Учреди- тельного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны. 5) Замена полиции народной милицией с выборным на- чальством, подчиненным органам местного самоуправления. 6) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного к тайного голосовании. 7) Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении. 8) При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничении в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присо- вокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий. Вестник Временного правительства ь 1 (46) от 5 (18) марта 1917 г. ИЗ ЖУРНАЛА ЗАСЕДАНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О СОБЛЮДЕНИИ ИМ ВСЕХ ДЕНЕЖНЫХ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (1917 г., марта 4) Слушали... Об обращении к населению с указанием на необходимость уплаты всех установленных ранее налогов, по- шлин и податей, а также с заявлением со стороны Времен- ного правительства, что государство, в лице Временного правительства, будет ненарушимо отвечать по всем денеж- ным и другим обязательствам, ранее заключенным от имени государства. Постановили... Признать необходимость означенного обращения и поручить министрам финансов и иностранных дел озаботиться скорейшим сообщением его во всеобщее сведение как внутри империи, так равно и за границей. Великая Октябрьская социалистическая революция. До- кументы и материалы. Революционное движение в России после свержения са- модержавия. М., 1957, с.421.

Утверждены царем и опубликованы за четыре дня до открытия заседаний I Государственной думы. В них подтверждалась незыблемость самодержавия и вместе с тем "в видах укрепления основ обновляемого государственного строя" закреплялись положения о гражданских свободах, которые вытекали из Манифеста 17 октября 1905 г.

Публикуются с сокращениями

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское , составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая. О существе верховной самодержавной власти

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает.

5. Особа государя императора священна и неприкосновенна. (...)

7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою.

8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.

9. Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. (...)

11. Государь император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. <...>

16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

Глава вторая. О правах и обязанностях российских подданных

27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.

28. Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона.

29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если при том вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.

33. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.

34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.

35. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.

37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом.

39. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом.

40. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.

41. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами.

Глава третья. О законах

42. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке.

43. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве, пребывающих.

44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора.

45. Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет.

Глава четвертая. О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий

56. Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора.

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.

58. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшею властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

59. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу. (...)

63. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

64. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

65. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

66. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к министрам и главно-управляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными. (...)

Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1994. Т.-9. С. 43-51.

Общая характеристика

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

Нарастающий политический кризис;

Беспорядки в стране;

Общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.

В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия . Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России . Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом . В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".

Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России
1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета . Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер . Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:

Обязанности граждан
- определены права подданных
- ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;
- ст. 39 признает свободу вероисповедания.

3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему . Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:

1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.

2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.

3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».

4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.

Вопрос 36. Краткое изображение процессов или судебных тяжб.

«Краткое изображение процесса или судебных тяжб» - изданный в 1715 году
в области судебного процесса доминировала розыскная форма процесса (инквизиционная).
Процесс делился на три стадии (части): первая
начина­лась оповещением о начале судебного процесса и заканчива­лась получением показаний ответчика; вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приго­вора до его исполнения.

3. Первая стадия процесса - оповещение о явке в суд за­интересованных лиц - делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и объяснения ответчика тре­бовали письменной формы и протоколировались.

Судебное представительство по уголовным делам не допус­калось . При рассмотрении гражданских дел представители могли участвовать только в случае болезни стороны.

Закон устанавливал основания для отвода судей : нахожде­ние судьи в сговоре с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обяза­тельств.

С получением показаний ответчика первая стадия закан­чивалась.

4. Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказа­тельств . Доказательства были четырех видов - собственное признание, свидетельские показания, письменные доказа­тельства, присяга.

Собственное признание являлось «царицей доказательств ». Для получения признания могла применяться пытка. Закон регламентировал ее использование: пытали соразмерно зани­маемому чину и сословию, возрасту, состоянию здоровья. Пы­тать можно было определенное число раз . Допускалась пытка свидетелей . Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами.

Свидетельские показания не были равноценными . Проти­вопоставлялись показания мужчин и женщин , знатного чело­века и незнатного, ученого и неученого, духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило, свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде!

К письменным доказательствам относились различные до­кументы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т. д. Обычно письменные доказательства нуждались в подкреп­лении присягой.


Похожая информация.


Основные государственные законы Российской Империи (далее - ОГЗ) были утверждены Императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Они состояли из 124 статей и одиннадцати глав. Первые три статьи не входили ни в одну из глав. Статья 1 ОГЗ устанавливала форму государственного устройства и провозглашала государство Российское единым и неделимым, т.е. унитарным. В ст. 2 ОГЗ была установлена автономия для Великого Княжества Финляндского, которое "...составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства". Ст. 3 ОГЗ устанавливала статус русского языка, который объявлялся общегосударственным и обязательным в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. В этих же, установлениях предусматривалась возможность употребления местных языков и наречий, но на основании особых законов.

Глава 1 ОГЗ "О существе верховной самодержавной власти" включала двадцать одну статью (с 4 по 24). Такая власть вручалась Императору Всероссийскому (ст.4 ОГЗ). Особа его объявлялась священной и неприкосновенной (ст.5 ОГЗ). Самодержавная власть могла принадлежать в порядке престолонаследия и Императрице, однако супруг ее не почитался государем, но пользовался всеми почестями и преимуществами наряду с супругами государей, кроме титула (ст.6 ОГЗ).

В статьях 7-23 ОГЗ перечислялись прерогативы Императора:

Осуществление законодательной власти "в единении с Государственным Советом и Государственной Думой (ст. 7 ОГЗ);

Право законодательной инициативы (по терминологии ОГЗ - почина) (ст. 8 ОГЗ);

Утверждение законов (ст. 9 ОГЗ);

Вся полнота исполнительной власти (по терминологии ОГЗ - власти управления) (ст. 10 ОГЗ);

Издание в соответствии с законами и во исполнение их указов (ст. 11 ОГЗ);

Руководство внешней политикой (ст. 12 ОГЗ);

Вопросы войны и мира (ст. 13 ОГЗ);

Функции главнокомандующего (по терминологии ОГЗ - вождя) вооруженными силами (ст. 14 ОГЗ);

Объявление военного или исключительного положения (ст. 15 ОГЗ);

Чеканка монеты (ст. 16 ОГЗ);

Назначение и увольнение председателя Советов министров, министров и других должностных лиц (ст. 17 ОГЗ);

Установление ограничений, вызываемых требованиями государственной службы (ст. 18);

Пожалование титулов, орденов, других государственных отличий, а также права состояния (ст.19 ОГЗ);

Издание указов и повелений в отношении собственного имущества и имущества, именуемого государевым (ст. 20 ОГЗ);

Распоряжение имуществом императорской фамилии, устройство императорского двора (ст. 21 ОГЗ);



Помилование осужденных (ст. 23 ОГЗ). Эта прерогатива вытекала из предыдущей ст. 22 ОГЗ о том, что судебная власть осуществляется от имени Императора.

Ст. 24 ОГЗ устанавливала институт контрассигнации указов и повелений Императора. Глава 2 ОГЗ устанавливала порядок престолонаследия (ст. 25-39 ОГЗ).

Глава 3 ОГЗ называлась "О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (ст. 40 - 49 ОГЗ). Под правительством в ОГЗ понимался гербе", глава 7 ОГЗ - " О вере".

Особое внимание следует обратить на главу 8 ОГЗ "О правах и обязанностях российских поданных" (ст. ст. 69 -83 ОГЗ). Среди обязанностей назывались всего лишь две: защита Престола и Отечества и всеобщая воинская повинность (ст. 70 ОГЗ) и обязанность уплачивать налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона (ст. 71 ОГЗ).

Статья 72 ОГЗ устанавливала, что никто не может подлежать преследованию за преступления иначе, чем в порядке определенном законом. В ст. 73 ОГЗ закреплялось правило о том, что никто не может быть задержан и заключен под стражу (по терминологии ОГЗ - задержан под стражей) иначе как в случаях, установленных законом. Ст. 75 ОГЗ запрещала обратную силу уголовного закона. Статья 75 ОГЗ закрепляла неприкосновенность жилища, а ст. 77 ОГЗ - неприкосновенность собственности. В ст. 77 ОГЗ, в частности было записано, что "принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение".

Ст. 78- 81 ОГЗ устанавливали права поданных Российской Империи, среди которых выделялись:

Право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства; ограничение в этих правах могли быть установлены только особыми законами (ст. 78 ОГЗ);

Право собраний "в целях, не противных законам, мирно и без оружия" (ст.79 ОГЗ);

Свобода мысли и печати (ст.80 ОГЗ);

Свобода вероисповедания (ст.81 ОГЗ).

Глава 9 "О законах" (статьи 84-97 ОГЗ) начиналась с указания на то, что Российская Империя управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке (ст.84 ОГЗ). Любой закон должен был быть одобрен Государственным Советом и Государственной Думой и утвержден Императором (ст.86 ОГЗ). Статья 87 ОГЗ в виде исключения предоставляла право издания актов, имеющих силу закона, Императору. Но это право было оговорено целым рядом условий принципиального характера. Издание законодательных актов Императором было временной мерой, возможной только:

а) в перерывах между сессиями (по терминологии ОГЗ - занятиями) Государственной Думы;

б) при чрезвычайных обстоятельствах;

в) только по представлению Совета министров.

Императором не могли быть внесены изменения в ОГЗ, в акты о Государственной Думе и о Государственного Совете и о выборах в них. Действие этих актов Императора прекращалось с принятием соответствующих законов.

Глава 10 ОГЗ "О Государственной Думе и Государственном совете и образе их действий" (ст. ст. 98-119 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов законодательной власти. Государственный Совет и Государственная Дума, по существу, являлись двумя палатами первого российского парламента. Верхняя палата - Государственный Совет - наполовину состояла из членов, назначаемых Императором и выборных лиц (ст. 100 ОГЗ). Порядок выборов в Государственный Совет устанавливалась отдельными законодательным актом "Учреждение Государственного Совета" от 23 апреля 1906 г. Выборы проводились по различным корпорациям: от духовенства Русской Православной Церкви; от губернских земских собраний; от дворянских обществ; от Императорской Академии наук и императорских российских университетов; от Совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ (ст. 12 "Учреждения Государственного Совета". Срок полномочий выборных членов Государственного совета был установлен в 10 лет с обновлением каждые 3 года (ст. 184 ОГЗ).

Государственная Дума образовалась из членов, избираемых населением Российской Империи на 5 лет. Порядок выборов членов Государственной Думы был установлен специальным "Положением о выборах в Государственную Думу". Выборы эти не были ни прямыми, ни всеобщими и неравными. Они установлены были в отдельности для губерний, городов С-Петербурга и Москвы, Варшавы, Киева, Лодзи, Одессы и Риги; отдельно - для русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, для православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и т.д.

Государственная Дума могла быть до истечения срока ее полномочий распущена указом Императора. Тем же указом должны были бы назначены новые выборы в Думу и время ее созыва (ст. 105 ОГЗ).

Государственный Совет и Государственная Дума пользовались равными правами в сфере законодательства. В соответствии со ст. 110 ОГЗ законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и, после одобрения ею, поступали в Государственный Совет. Законопроекты, рассмотренные Государственным Советом по своей инициативе, одобрялись им самим и поступали в Думу (ст. 110 ОГЗ). Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной Думой, признаются отклоненными (ст. 111 ОГЗ).

Глава 11 ОГЗ "О Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями" (ст. ст. 120-124 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов исполнительной власти. На Совет Министров возлагалось направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления. Министры и главноуправляющие имели право одновременно быть членами Государственного Совета и Государственной Думы (ст. 121 ОГЗ). Обязательные постановления, инструкции и распоряжения, издаваемые Советом Министров, министрами и главноуправляющими отдельными частями не должны были противоречить законам (ст.122 ОГЗ). Статья 123 ОГЗ предусматривала индивидуальную ответственность председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих за свои действия и распоряжения перед Императором, т.е. Совет Министров не был коллегиальным органом исполнительной власти и не являлся правительством.

Формой правления Российской Империи, по ОГЗ, была, таким образом, дуалистическая монархия, а формой государственного устройства - унитарное децентрализованное государство с автономными образованиями.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о истории конституциализма в России, какие были разработаны проекты до 20 века и после. Рассмотрели порядок принятия первой российской конституции ОГЗ, ее структуру, деятельность органов государственной власти и т.д.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание: 1 на самоподготовку: Изучить: конституционные проекты в России. Порядок принятия и структура Основных Государственных Законов Российской Империи. Институт контрасигнации указов и постановлений Императора. Вступление на престол и присяга подданства Императора.