Можно ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей. Допрос несовершеннолетнего свидетеля: специфика процедуры


Если ребенку от 14 до 18 лет, то присутствие рядом с ним взрослого допускается по решению суда. Вот законы, с которыми необходимо ознакомится. Статья 179 ГПК РФ «Допрос несовершеннолетнего свидетеля». Статья 280 УПК РФ, которая называется «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля». система выбрала этот ответ лучшим В некоторых источниках пишут что дети с 14 лет могут выступать свидетелями в суде Однако на самом деле если ребенку 14 нет то его так же могут привлечь в качестве свидетеля Главное — соблюдать правила допросов — не давить на ребенка и допрашивать в присутствии взрослого человека Взрослый человек может быть родитель, но желательно — психолог, знающий правила допроса свидетелей Ведь для ребенка судебный процесс — это большой стресс А если начнут давить — то он толком ничего не скажет и закроется в себе. Так что если ребенок свидетель и может уже внятно говорить — то вполне может быть и свидетелем. А нет такого ограничения, прописаны требования о том как именно надо вести опрос несовершеннолетнего (14-18 лет) и малолетнего (до 14ти лет) свидетеля.

Срочно, ребят, помогите — вопрос: С какого возраста несовершеннолетний может допрашиваться в суде?

педагога. По детям младшего школьного возраста дополнительно можно и психолога привлечь. Оценивать показания ребенка, как и все доказательства, будет суд. Но если у участников процесса возникнут сомнения — что ребенок склонен к фантазированию, не понимал совершаемого в отношении него действия, соответствует ли его физиологичесий возраст и психическому развитию и т. д. То в этом случае могут назначить психолого-психиатрическую экспертизу по данным вопросам. Шишок Мастер (1095) 6 лет назад С восемнадцати лет.

Марина Гуру (4460) 6 лет назад УПК РФ, Статья 191.

Допрос несовершеннолетнего

Иногда сотрудник ПДН, имея высшее педагогическое образование, опрашивает несовершеннолетнего самостоятельно. Если же уголовное дело уже возбуждено, то усматривается нарушение статьи 188 УПК РФ:http://www.consultant.ru/popular/upkrf/11_34.html#p2728 В соответствии с частью 4 данной статьи повестка на допрос несовершеннолетнего до 16 лет вручается его законному представителю либо через администрацию учебного заведения.

С моей дочкой разговаривали уже совсем по-другому, грубо, высокомерно. Это я не сама придумала, а пересказываю со слов дочери. Ее подружка имела, что сравнивать и подтвердила ее слова, о том, что с моей дочкой разговаривали совсем по-другому.

У меня вопрос, имела ли вообще милиция право допрашивать мою дочь без моего присутствия или присутствия отца? 19 Мая 2012, 18:46 Пользователь, г. Волгоград Ответы юристов (3) Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.

Статья 280

При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога. 2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

С какого возраста можно допрашивать ребенка

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. 5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Статья 25.6.

Бесплатная юридическая консультация

Допрос несовершеннолетнего свидетеля Комментарий к статье 179 1. Закон не исключает несовершеннолетних из числа лиц, которые могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей (ст. 69 ГПК). Однако на практике несовершеннолетние привлекаются для дачи показаний по делу лишь в случае крайней необходимости, с тем чтобы лишний раз не подвергать их психику негативному воздействию, вероятность которого при участии несовершеннолетнего в процессе в качестве свидетеля достаточно высока.

Комментарий:

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья устанавливает особенности допроса свидетелей детей - малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) человек. Эти особенности призваны учесть специфику психического и социального развития ребенка. Статья направлена??на соблюдение наилучших интересов ребенка, которую привлекают в качестве свидетеля по административному делу.

Ребенок как свидетель

2. Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц.

3. Ребенка целесообразно допрашивать только тогда, когда обстоятельства в деле нельзя полно и достоверно установить с помощью других доказательств, имеющихся в деле, поскольку допрос в суде может вызвать стресс у ребенка. А кроме того, вследствие особенностей восприятия окружающих событий, а также памяти и речи ребенка известность ней информация не всегда может в полной мере воспроизводить действительные обстоятельства.

Присутствие лица, которому ребенок доверяет

4. Чтобы допрос в суде не вызывал у ребенка стресса, большого волнения, суд должен обеспечить спокойную доброжелательную обстановку в судебном заседании. Для этого важное значение будет иметь присутствие рядом с ребенком взрослого, которому она доверяет и рядом с которой чувствует себя спокойно (здесь такая взрослый играет примерно такую??же роль, как и на приеме ребенка врачом).

Поэтому часть первая комментируемой статьи предусматривает присутствие педагога, одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей во время допроса малолетнего свидетеля - обязательно, а несовершеннолетнего свидетеля - по усмотрению суда. Эти лица в коем случае не должны быть заинтересованы в результатах рассмотрения дела, иначе они могут влиять на свидетеля с целью добиться определенных показаний.

Целесообразно для проведения таких процессуальных действий приглашать педагога, работающего с детьми такого возраста, лучше всего - непосредственно с этим свидетелем. Это может быть классный руководитель, руководитель кружка.

5. Присутствие педагога или другого лица, которому ребенок доверяет, не только обеспечивает спокойную для ребенка атмосферу в суде. Такие лица могут помочь найти индивидуальный подход к ребенку, поскольку они знают особенности ее развития, могут помочь переформулировать определенные вопросы способом, которые были бы понятны для ребенка. Кроме того, они могут обратить внимание суда на некоторые особенности его мировосприятия, памяти, речи и т. п.. Такие сведения могут иметь важное значение при оценке доказательств. Поэтому если указанные лица не только присутствовать во время допроса ребенка, но и дают свои консультации суда, то их необходимо рассматривать как специалистов и применять их участию статьи 67, 132, 149 КАСУ.

Разъяснение ребенку обязанности дать правдивые показания

6. Перед допросом ребенка, не достигшего 16 лет, председательствующий, как и каждому свидетелю, должен разъяснить права свидетеля и обязанность дать правдивые показания. Но при этом председательствующий не предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания, поскольку такую??ответственность несут лица, достигшие 16 лет. Такого свидетеля председательствующий также не приводит к присяге (часть вторая комментируемой статьи).

Свидетелю, достигший 16 лет, председательствующий разъясняет права и обязанности, а также предупреждает его об уголовной ответственности и приводит к присяге по правилам статьи 141 КАСУ.

Малолетний или несовершеннолетний свидетель в случаях, установленных законом, имеет право отказаться от дачи показаний. Это право председательствующий также обязан ему разъяснить.

Процедура допроса ребенка

7. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля производится по общим правилам статьи 141 КАСУ с учетом особенностей, определенных комментируемым статье.

8. По окончании допроса ребенка суд или лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы присутствующим педагогу, родителям, усыновителям, опекунам или попечителям относительно содержания его показаний, возможности восприятия и воспроизведения таким свидетелем изложенных обстоятельств, не было давления или влияния на свидетеля время допроса подобное.

Педагог, родители, усыновители, опекуны или попечители могут с разрешения суда задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля, содержания его показаний и т. п. (часть третья комментируемой статьи).

9. В исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения психическому воздействию на ребенка, на время его допроса из зала судебного заседания по определению суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле (часть четвертая комментируемой статьи). Основаниями для такого решения может быть информация относительно негативного влияния такого лица на ребенка (например, свидетель боится этого лица), что мешает ребенку давать правдивые показания.

После возвращения этого лица в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему о показаниях ребенка и предоставляет возможность задать ему вопросы. Суды практикуют, чтобы это лицо смысл своих вопросов доводила до суда, а уже после этого председательствующий задает их ребенку. Это также предотвращает влияния и давления на свидетеля и способствует правдивым показаниям.

Судебная власть в стране реализуется посредством уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Данное положение установлено в ст. 118 Основного закона РФ. Защита прав граждан в рамках судопроизводства охватывает множество общественных отношений. При этом используются нормы различных юридических отраслей.

Правосубъектность

Возможность обратиться в суд обусловливается наличием дее- и правоспособности. В рамках последней человек приобретает юридические возможности и несет обязанности. Правоспособность признается за всеми организациями и гражданами в равной степени. Она выражается в возможности участвовать в процессуальных отношениях. Дееспособность регламентируется ст. 37 ГПК. Она состоит в возможности субъекта посредством совершения им действий реализовывать права, нести обязанности, поручать участие в рассмотрении дел своему представителю. Полная процессуальная дееспособность возникает у лиц по достижении ими совершеннолетия.

Юридические возможности субъектов, не достигших 18 лет

Законные интересы, свободы и 14-18 лет, ограниченно дееспособных лиц защищают в рамках судопроизводства их представители. В качестве них выступают:

  1. Родители.
  2. Опекуны.
  3. Усыновители.
  4. Попечители.
  5. Прочие лица, обладающие соответствующими правами.

В ч. 4 ст. 37 ГПК установлено, что в предусмотренных федеральными законами случаях защита интересов несовершеннолетних от 14 до 18 лет может осуществляться ими лично по делам, возникающим из семейных, трудовых, публичных, гражданских и прочих отношений.

По ст. 45 прокурор имеет право обратиться с заявлением об обеспечении охраны свобод лица, если по своему возрасту, состоянию здоровья, недееспособности или иным причинам оно не может сделать этого самостоятельно.

В законодательстве также предусматриваются случаи, когда органы муниципальной, государственной власти, граждане и организации могут направить обращение в суд в защиту интересов несовершеннолетнего либо недееспособного субъекта вне зависимости от просьбы заинтересованного субъекта либо его представителя. Данное положение закреплено в ст. 46 (ч. 1).

Представительство

По ст. 64 (ч. 1) СК родители выступают от лица своих детей, не достигших 18 лет, если между ними отсутствуют противоречия. По ст. 47 взрослые наделяются правом представительства в соответствии с происхождением несовершеннолетних, удостоверенном в предусмотренном законом порядке. Усыновители являются представителями детей до 18 лет на основании решения об усыновлении, вступившего в силу, а также свидетельства о горсегистрации акта. Попечители и опекуны выступают в суде в интересах несовершеннолетнего в соответствии с постановлением предъявленным удостоверением.

В качестве указанных субъектов могут выступать учреждения соцзащиты, приемные родители и проч.

Законные представители осуществляют от имени лиц, не достигших 18 лет, все возможность совершать которые принадлежит последним с ограничениями, предусмотренными в законе.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде: ГПК

В рамках производства по делу может возникнуть необходимость вызова лица, не достигшего 18 лет. Допрос несовершеннолетнего свидетеля в в возрасте до 14 лет осуществляется в присутствии педагогического работника. По усмотрению инстанции, уполномоченной на разрешение спора, преподаватель может присутствовать при взятии показаний у субъекта 14-16 лет. При необходимости на допрос несовершеннолетнего свидетеля в могут быть вызваны его родители, попечители/опекуны.

Нюансы процедуры

С разрешения председательствующего педагогический работник, попечители/опекуны/родители вправе задавать несовершеннолетнему допрашиваемому вопросы. Они также могут высказывать собственное мнение относительно содержания показаний и личности субъекта. В некоторых (исключительных) случаях, если такая необходимость обусловливается установлением тех или иных обстоятельств дела, из зала заседания на основании определения уполномоченного лица может быть удален тот или иной присутствующий человек, являющийся или не являющийся участником разбирательства. После возвращения субъекта в зал, если он является стороной дела, ему сообщается содержание взятых у несовершеннолетнего лица показаний и предоставляется возможность задать вопросы.

В ст. 179 определено еще одно специальное правило для детей, не достигших 16 лет. После того как завершен допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, он удаляется из зала заседаний. Исключение составляют случаи, когда уполномоченное вести разбирательство лицо посчитает его дальнейшее присутствие необходимым.

Дополнительно

По ст. 57 СК РФ суд обязан выслушивать мнение ребенка по вопросам, затрагивающим его интересы, в ходе любого разбирательства, а при достижении им возраста 10 лет принятие решений по делам, предусмотренным статьями 154, 136, 143, 72, 134, 59, 132 Семейного кодекса, осуществляется исключительно с согласия ребенка. В прочих ситуациях мнение несовершеннолетнего принимается во внимание, если оно не противоречит его собственным интересам.

Права ребенка

Допрос несовершеннолетнего свидетеля осуществляется по правилам, предусмотренным для лиц, достигших 18 лет. В частности субъект несет уголовную ответственность за ложные показания. Она наступает по ст. 307 УК с 16 лет. Кроме этого, с указанного возраста предусматривается ответственность за уклонение либо отказ от предоставления известной лицу информации. Она наступает по ст. 308 УК.

Перед тем как провести допрос несовершеннолетнего свидетеля, ему разъясняются его права и обязанности. В соответствии со ст. 69 процессуального законодательства, ребенок может отказаться давать показания против себя и своих родственников (братьев/сестер, родителей/усыновителей, бабушек/дедушек).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля: УПК РФ

Процедура дачи показаний в рамках уголовного дела имеет ряд специфических черт. В первую очередь, уполномоченный служащий обязан пригласить педагога на допрос несовершеннолетнего свидетеля. УПК устанавливает конкретное фактическое основание для вызова преподавателя. Им является недостижение ребенком возраста 14 лет. Данный факт подтверждается, как правило, свидетельством о рождении.

Еще одним основанием для привлечения педагога будет выступать решение уполномоченного должностного лица. При необходимости допрос несовершеннолетнего свидетеля следователем или дознавателем может проводиться в присутствии преподавателя, если субъекту 14-18 лет. Данное положение закрепляется статьей 191, ч. 1 кодекса. Участие преподавателя необходимо отразить в материалах дела. Для этого может составляться постановление, закрепляющее решение уполномоченного служащего пригласить педагогического работника на допрос несовершеннолетнего свидетеля. УПК РФ допускает фиксацию этого факта также и в протоколе.

Специфика оформления

Если на допрос несовершеннолетнего свидетеля приглашен педагогический работник, в протоколе отражается информация о нем. В частности записывается:

  1. Ф.И.О.
  2. Образование.
  3. Должность.
  4. Место осуществления деятельности в качестве педагога.
  5. Адрес проживания.

При этом уполномоченному на проведение допроса служащему целесообразно выяснить характер взаимоотношений между несовершеннолетним и преподавателем (если они существуют). Кроме этого, необходимо установить наличие/отсутствие условий, создающих препятствия для участия педагогического работника в процедуре.

Права преподавателя

С разрешения следователя педагог может задавать вопросы несовершеннолетнему в ходе допроса. При этом служащий вправе отвести тот или иной вопрос. Однако, поскольку он был задан, этот факт должен быть отражен в протоколе. Данное предписание выполняется в соответствии со ст. 166 УПК (ч. 4). Согласно норме, все действия описываются в протоколе в той последовательности, в которой они были совершены.

Суть права представителя

Стоит сказать, что при разбирательстве определенных категорий дел всегда возникает необходимость провести допрос несовершеннолетнего свидетеля. Судебная практика по таким случаям при этом не такая обширная, как могло бы показаться. Это обусловливается, вероятно, тем, что проведение этой процедуры сопряжено с определенными сложностями психологического характера, в первую очередь для самого ребенка. В этой связи в нормах прописана обязательность присутствия представителя при допросе малолетних.

Ключевые условия

Непосредственно само право у данного субъекта возникает в соответствии со Реализация этой юридической возможности осуществляется с соблюдением установленной формы. Это означает, что, прежде чем у субъекта возникнет право на участие в допросе несовершеннолетнего, он должен приобрести статус законного его представителя. Кроме этого, допуск лица к процедуре осуществляется при заявлении им соответствующего ходатайства. Оно составляется по правилам, установленным в законе, и отражается в материалах дела. Еще одно условие заключается в том, что представитель может участвовать только в том в котором несовершеннолетний выступает как допрашиваемый.

Из этого можно сделать следующие выводы. С одной стороны, указанное положение позволяет представителю направить ходатайство на участие его не только в допросе несовершеннолетнего, но и в очной ставке. Вместе с тем если лицо, не достигшее 18 лет, будет привлечено к разбирательству в ином статусе, то требование заинтересованного субъекта может остаться без удовлетворения. Как и педагогическому работнику, законному представителю должно предоставляться право задавать вопросы допрашиваемому несовершеннолетнему с разрешения следователя/дознавателя. Каждый из них отражается в протоколе. Фиксации подлежат и те вопросы, которые были заданы, но отведены следователем/дознавателем.

Заключение

Зачастую участие несовершеннолетнего в разбирательстве гражданского или уголовного дела имеет особое доказательственное значение. Субъект может обладать информацией, проясняющей те или иные обстоятельства или сведения, которые могут способствовать их выяснению. В некоторых случаях несовершеннолетний может опасаться раскрывать известные ему данные. В соответствии с законодательством правоохранительные органы должны обеспечить защиту лиц, участвующих в деле. При необходимости личная информация о свидетеле может быть скрыта от публичного доступа.


Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.
Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей,
производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в спе
циализированном учреждении для несовершеннолетних,- через администрацию этого учрежде
ния (ст. 424 УПК РФ). ¦ : .
Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заве-
368

Глава 22. Допрос
дения, где учится или работает несовершеннолетний. Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовершеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указанием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).
Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно
летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте
нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или
потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен
в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле
дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность
происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних
свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко
льное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под
росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего
должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со
бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю
даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно
стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под
влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что
несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не
преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное
восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате
сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи
ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо
жет давать показания.
Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следователь должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).
Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо
го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отноще-
ние к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и
т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а
также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической
характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы
уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред
ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего
или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше
го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Глава 22. Допрос
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога- знакомого или незнакомого- он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Таким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в постановлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.
В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкретно (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.
Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве законного представителя.
Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • присутствовать при предъявлении обвинения;
  • участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше
    ния следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием
    защитника;
370
  • знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать
    письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; :
  • заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна
    вателя, следователя, прокурора;
  • представлять доказательства;
  • по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного
    дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).
В последующем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).
5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:
а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права;
б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не
совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить
участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска
зывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и
содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить об
становку на допросе.
При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.
  1. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь
    должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало
    психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен
    нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к
    допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним
    искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст
    вующей установлению психологического контакта.
  2. Составить тан допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо
    тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро
    сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для
    того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз
    действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше
    нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.
  3. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про
    токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует
    проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при
    шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.
Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).
Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.
На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться

Глава 22. Допрос
в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. :
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них полные и правдивые показания.
Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в том необходимости на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.

Несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.

Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не пугала их, не действовала на них подавляюще. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредоточивать внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать л ибо необходимо устраивать перерывы.

Для несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно и уверенно, дружелюбно, но в то же время настойчиво и твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого кон гак- та с подростком, располагает его к доверию и вызывает уважение к следователю. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или начнет путаться и лгать от испуга и волнения. Страх перед следователем может побудить допрашиваемого даже оговорить себя.

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует облегчить переход от ложных к правдивым показаниям. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного нежелания говорить правду могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчета, могут быть и плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании, немотивированной лжи в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или ими придумываются нелогичные подробности.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Если на повторном допросе допрашиваемый слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом внушения со стороны взрослого. Существенные отличия в деталях между первоначальными и повторными показаниями служат указанием на фантазирование подростка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т. п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена, и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого, поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний в возрасте до 16 лет вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей нужно заранее убедиться, что характер их взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводяших вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с участием педагога. Такой допрос предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будут способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. Помощь в проведении допроса может оказать педагог, специалист-психолог, воспитатель.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и ripo- говорок, а также противоречий с другими доказательствами.