Фз об образовании статья 52.3. Основные государственные законы. Особенности компенсации за не предоставление места в детском саду

Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации

1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:

1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;

3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;

4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;

6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;

7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образца, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;

9) в продукции средств массовой информации;

9.1) при показах фильмов в кинозалах;

9.2) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;

11) в иных определенных федеральными законами сферах.

1.1. В сферах, указанных в пунктах 9, 9.1, 9.2 и 10 части 1 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные языки.

2. В случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.

3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам.

Проект N 556611-5

Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.В. Левичевым,
А.В. Беляковым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 1


Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч.1), ст. 21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:

"Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей.

2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

3. Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или начального общего образования.

4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации."

Статья 2

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"


Согласно части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Между тем, по данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, на конец 2010-го года ситуация с обеспечением дошкольным образованием в РФ, несмотря на установки Президента и Правительства по созданию условий для улучшения демографической ситуации в стране, оставалась катастрофической. Если в 1992 году насчитывалось свыше 76 тысяч дошкольных образовательных учреждений, то сейчас их осталось лишь около 48 тысяч. В общей сложности в очередях стоит более 1 миллиона 700 тысяч детей. По данным Роспотребнадзора, особенно остро нехватка детских садов ощущается в Свердловской, Томской, Нижегородской, Новосибирской, Волгоградской и Архангельской областях.

Так, в 2010-м году, в Свердловской области очередь в детские сады составила 50 тыс. человек, в Томской - 24.8 тыс. человек. В Новосибирской области из 177,7 тыс. детей в возрасте 1,5-7 лет чуть больше 50 тыс. стоят в очередях на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях. В Волгоградской области из 146 тыс. детей, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях, более 60 тыс, то есть 41% пока стоят в очереди.

В Архангельской области по данным профильного министерства в очереди на получение мест в детских садах стоит 30043 ребенка.

В республике Татарстан очередь в детсады составляет 24 тысячи человек. В Самарской области согласно данным, предоставленным управлением проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки, на очереди находится около 44 тысяч детей.

Проблемы есть в отдельных городах даже относительно благополучных в целом регионов. И, что особенно тревожно, во многих городах проблема нехватки детских садов маскируется за счет ухудшения условий содержания детей.

Фактически отказ государства от выполнения перед молодыми матерями такого рода социальных обязательств, как предоставления детям мест в дошкольных образовательных учреждениях, уже привел в ряде регионов к возникновению опасных и плохо контролируемых "суррогатов" государственных детских садов, к которым от безысходности прибегают семьи с детьми. Так, одним из вариантов "решения" данной проблемы стало оборудование в обычных квартирах, так называемых, групп "доверительного пребывания детей", санитарные нормы ДОУ в которых, как правило, грубо нарушаются, угрожая здоровью подопечных. Случаи распространения опасных инфекций в связи с антисанитарными условиями в подобных садах уже фиксировались в Екатеринбурге, Красноярске и т.д..

В январе 2011-го в 23 регионах РФ прошли голодовки родителей, принявших участие в VI Всероссийской акции протеста, организованной общественной организацией "Российским детям - доступное дошкольное образование", с требованием к Президенту РФ Дмитрию Медведеву взять под личный контроль вопрос ликвидации недостатка мест в муниципальных детских дошкольных учреждениях до 1 сентября 2012 года, предоставив качественное бесплатное образование всем желающим.

В апреле 2011го в Волгограде прошла голодовка молодых мам, протестующих против острой нехватки мест в детских садах.

6 мая 2011го года, в Барнауле прошла акция протеста родителей против нехватки мест в детских садах. И это только часть всех протестных акций уже 2011-го года, вызванных недостаточным количеством детских садов в РФ.

20-22 мая этого года готовится общероссийская голодовка и акция протеста против нехватки мест в детских садах в рамках Международного дня защиты детей.

Сейчас государство заявляет о намерении создавать новые места в дошкольных образовательных учреждениях. Администрации субъектов сообщают о начавшемся строительстве новых детских садов. Но процесс возведения зданий, подведения к ним коммуникаций, оформления документации займет не менее трех лет. На этот срок рассчитаны принятые целевые программы. К примеру, при очереди 50 тыс. детей в Новосибирске, в соответствии с принятой программой "Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в Новосибирске", в 2011-м году планируется ввести 2835 тыс. новых мест в детских садах, то есть только 5.6 % от необходимого количества. В Саратовской области, где очередь в детские сады составляет сейчас 14.6 тыс. детей, предполагается поэтапное уменьшение очереди в течение трех лет. Между тем, для сотен детей и их семей проблема встала уже сейчас. И о необходимости ее немедленного решения свидетельствуют проводимые протестные акции российских матерей, требующих обеспечить их детей местами в детских садах.

Уже сейчас на уровне отдельных регионов с целью решения сложившейся острой ситуации вводится денежная компенсация родителям детей, не получивших места в детских садах. Соответствующие законы приняты в Новосибирске, Красноярке, Пермской области и других регионах. Между тем, отсутствие федерального ориентира делает данную меру всего лишь добровольным начинанием субъектов, ставя в неравное положение семьи из разных регионов.

Между тем предоставление денежной компенсации семьям, получившим отказ в предоставлении ребенку места в детском саду в связи с нехваткой таковых в дошкольных образовательных учреждениям, представляется справедливым решением сложившейся ситуации. Если государство не в состоянии в данный момент обеспечить гарантированное Конституцией право на доступное дошкольное образование, оно должно хотя бы частично компенсировать затраты родителей, вызванные невозможностью исполнить государством свое обязательство. Денежная выплата сможет частично компенсировать оплату услуг частных детских садов или нянечек или компенсирует матери отказ от выхода на работу по причине невозможности устройства ребенка в сад. Предоставление денежной компенсации часто озвучивалось во многих акциях протеста против нехватки детских образовательных учреждений, что свидетельствует в пользу такого разрешения сложившейся критичной ситуации и приемлемости ее для большинства семей.

В связи с этим, законопроектом предлагается на федеральном уровне установить обязательство субъектов Российской Федерации по выплате компенсаций семьям, претендующим на устройство ребенка в детский сад, но получившим отказ в предоставлении такового в связи с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждений в их населенном пункте. Размер компенсации, согласно законопроекту, составит 5 (пять) тысяч рублей.

Как только ребенок достигает полуторагодичного возраста, помощь по уходу за малышом прекращается, поэтому многие мамы выходят на работу. Для этого им нужно отдать малыша в сад для дошкольников.
Это не так уж просто, ведь мест хватает не всем. Чтобы туда попасть, необходимо дождаться своей очереди, что не всегда быстро. В связи с этим правительство попыталось убрать проблему, приняв решение выплачивать семьям возмещение за нехватку места в дошкольном заведении.
Далее будут рассмотрены основные вопросы, связанные с таким понятием, как «материальное возмещение за нехватку места в саду для детей», его оформлением и размером.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Предназначение выплаты

Материальный ущерб за не нехватку места в учреждении для дошкольников – обязательная финансовая выплата, которая предоставляется государством и выплачивается каждый месяц. Этот ущерб положен всем семьям, независимо от статуса. Размер выплаты зависит от города, в котором проживает семейство, возраста малыша.

В среднем она составляет 5000 рублей.

Но если бюджет района ограничен, то компенсация может не превышать 1 тысячу рублей .

Выплата будет производиться до того момента, пока ребенка не устроят в садик.

Закон

Ребенок имеет право ходить в учреждение для дошкольников. Это правило установлено в Конституции Российской Федерации. По достижении им полуторагодичного возраста государство обязано предъявить место в детском садике. На данный момент это является проблемой, мест на всех не хватает. Правительство решило принять закон, предусматривающий получение родителями материальной помощи за нехватку места в дошкольном заведении. Деньги на это выделяются из бюджета региона страны.

Пояснительная записка данного законопроекта гласит, что гарантируется полная общая доступность, бесплатность на посещение государственных и муниципальных дошкольных учреждений. Авторы закона считают, что решение о выплате компенсаций из-за нехватки мест является обоснованным и правильным.

Из-за того, что государство не может обеспечить каждого малыша местом в заведении для дошкольников, оно обязано компенсировать затраты родителей, хотя бы не в полном объеме.

Семьи, которые претендуют отдать ребенка в дошкольное учреждение, но им в этом отказано, имеют полное право на этот финансовый ущерб.

Статья 52.3 общегосударственного закона Российского государства «Об образовании» гласит:

  • с целью материальной поддержки в воспитании и образовании дошкольников, которым не предоставили места в садике, родителям (или законным опекунам) положено материальное возмещение на ребенка. Колеблется ущерб в пределах 5 тысяч рублей. Если детей несколько, то выплачивается возмещение на каждого;
  • получение ее не является основанием для того, чтобы снимать ребенка с очереди в дошкольное заведение;
  • после устройства малыша в детский сад право на эту компенсацию утрачивается;
  • время обращения за ущербом, а также ее размер и порядок выплаты устанавливается органами власти государства.

Закон вступил в силу в январе 2012 года. Чтобы получить данную компенсацию, необходимо обратиться в местное управление социальной поддержки людей.

Если в собесе отказываются принимать документы и назначать выплату, необходимо обращаться в Департамент Образования Российской Федерации.

Особенности компенсации за не предоставление места в детском саду

Начиная с достижения ребенком полутора лет, родителям положена денежная компенсация (при отсутствии места в дошкольном заведении). Назначаться она будет каждый месяц до того времени, пока ребенка не устроят в детский садик. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, денежная компенсация прекращается (даже если в сад он не ходит). Особенностью ущерба является то, что положена она как работающим, так и неработающим матерям, одиночкам, студенткам.

Компенсация эта является нецелесообразной, поэтому выплачивают ее не везде, только в крупных городах Российской Федерации.

Размер пособия зависит от возраста ребенка, дохода родителей и количества малышей в семье. 5000 положено на каждого ребенка, не посещающего дошкольное заведение. Назначается она только при отсутствии места для малыша в дошкольном государственном учреждении. Частных садов эта компенсация не затрагивает, и право на ее получение отсутствует.

Регионы и суммы

Как уже упоминалось выше, размер ущерба зависит от региона проживания. Данную компенсацию выплачивают не везде.

Основные регионы, предоставляющие материальный ущерб за нехватку места в заведении для дошкольников, представлены в таблице.

Город Размер компенсации для малыша полутора лет Размер компенсации для ребенка 3 – 6 лет
Архангельск 2000 рублей 5000 рублей
Томск 4000 рублей 4000 рублей (до 5,5 лет)
Березники (край Перми) 4640 рублей 4640 рублей (до 5 летнего возраста)
Киров 2500 рублей отсутствует
Красноярск 3709 рублей отсутствует
Самара на первого малыша – 1 тысяча рублей, на второго – 1500, на третьего – 2 тысячи рублей отсутствует
Липецк отсутствует 5 тысяч рублей
Пермь 5295 рублей 4490 рублей
Смоленск и область 4000 рублей 5000 рублей
Ярославль 5910 рублей 5 тысяч рублей
Ханты–Мансийск и округ 6286 рублей 3000 рублей (до 4 лет)
Ямало-Ненецк 3210 рублей 4210 рублей (до 5 летнего возраста)

Чтобы узнать, положена ли компенсация в районе проживания семьи, нужно обратиться в собес. Если места в дошкольном учреждении не хватило одному ребенку, то ущерб минимальный, если двоим детям – сумма увеличивается в 2 раза, если троим – утраивается и прибавляется к предыдущей сумме. Сумма материального возмещения в регионах разная, а правила оформления и получения – одинаковые.

В Москве подобный ущерб за нехватку места в дошкольном заведении не выплачивается, вопрос до конца не решен. Практически во всех детских садах группы уплотнились или открылись дополнительные (с кратковременным пребыванием детей). Вследствие этого очереди на посещение садика отсутствуют, поэтому нет необходимости выплачивать материальный ущерб семьям.

В Санкт-Петербурге также компенсации нет. Законопроект о выплате финансового ущерба предусматривался, но так и не был принят.

В Нижегородской области единственным городом, в котором присутствует выплата возмещения за отсутствие места в заведении для дошкольников, является Арзамас. Семьям, имеющим детей возрастом от 1 года до 5 лет (не хватившим места в детском саду) из сметы города выделяется компенсация за услуги няни. Составляет она 4600 рублей на каждого малыша.

Как получить

Сумма ущерба в каждом регионе своя, но правила получения для всех одинаковы. Чтобы оформить денежную компенсацию, родителям необходимо предоставить пакет следующих документов:

  1. Письменное заявление.
  2. Ксерокопии паспорта обоих родителей.
  3. Копию свидетельства о рождении малыша (или нескольких детей).
  4. Ксерокопию банковского счета (куда будут начисляться деньги).
  5. Из ЖЕКа справку о составе семьи.
  6. Если мама не работает и находится в декретном отпуске, то необходим приказ с места ее работы.

Также нужно предоставить оригиналы всех документов, чтобы заверить предоставленные ксерокопии.

В заявлении (заполняется родителями) необходимо указать паспортные данные отца и матери ребенка, сведения о самом малыше и причину назначения денежной компенсации.

Чтобы оформить пособие, необходимо обратиться в отделение социальной поддержки населения (Совбез) со всеми документами. Кроме этого нужно предоставить сотрудникам службы справку о том, что ребенок стоит на очереди в дошкольное учреждение, но не ходит в него. После предоставления сотрудникам социальной поддержки людей пакета всех необходимых документов можно рассчитывать на получение компенсации.

Ограничения

Возмещение за отсутствие места в детском садике касается не всех районов Российской Федерации. Оформить финансовую помощь может не каждая семья.

При выплате материального ущерба имеются следующие ограничения:

  • выплаты продолжаются до того времени, пока чадо не обеспечат местом в дошкольном учреждении. Как только ребенку исполняется три года, расчет выплат закрывается (даже если малыш не ходит в детский сад);
  • обязательна прописка в том регионе, в котором осуществляется возмещение за нехватку места в дошкольном учреждении;
  • после зачисления малыша в детский садик об этом необходимо сообщить в управление поддержки населения не позднее, чем по истечении 10 суток. Своевременное предупреждение сотрудников Совбеза поможет избежать проблем с последующим разбирательством в суде;
  • если прописка и место проживания разные, то в выплате компенсации могут отказать.

Возраст ребенка

Финансовое возмещение из-за нехватки места в детском садике выплачивается на ребенка, достигшего 1,5 года. В Кемеровской области возраст малыша не должен превышать трехлетнего возраста, в Смоленской области возраст увеличен до 7 лет. Все зависит от региона, информацию необходимо узнавать у сотрудников органов защиты населения.

Имеет ли значение, если мама работает?

Государственные, частные и гарнизонные ДОУ

Если родители претендуют на место для ребенка в государственном дошкольном учреждении, то они вправе претендовать на оформление компенсации за нехватку места. Материальный ущерб смогут получить семьи, имеющие детей от полутора лет. После 3 лет такое право утрачивается. Если в детском саду находится место для малыша, но родители от него отказываются (по своим причинам), то они вправе и дальше получать компенсацию.

На частные дошкольные образовательные учреждения право на возмещение материального ущерба не распространяется. Это касается и гарнизонных детских садов.

Таким образом, денежная компенсация за нехватку места в дошкольном учреждении – ежемесячное пособие, выплачиваемое родителям до тех пор, пока ребенка не определят в детский сад. Размер пособия зависит от района проживания семьи. Чтобы узнать всю информацию, родителям малыша необходимо посетить органы социальной защиты и поддержки населения (Совбез) или в отделение Департамента образования. Предоставив все указанные документы, можно ожидать выплат.