Дисциплинарный арест не применяется. Дисциплинарный арест военнослужащих практически неприменим. Почему? Чем грозит объявление строгого выговора военнослужащему

Президентом Российской Федерации подписаны Федеральные законы от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам, о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» и от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих», вступившие в силу с 1 января 2007 г. Вслед за ними последовало издание новых общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, закрепивших дисциплинарный арест как крайнюю меру дисциплинарного воздействия, сущность которой заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте. Тем самым национальное законодательство было полностью приведено в соответствие с мировой практикой цивилизованных государств, Европейской конвенцией о защите прав человека от 4 ноября 1950 г. (ст. 5),и Конституцией Российской Федерации (ст. 22) заключение под стражу и содержание под стражей граждан допускается только на основании решения суда.

Казалось бы, наша страна находится на верном пути демократизации общества, и дисциплинарный арест снова станет действенной опорой командиров в работе по поддержанию воинской дисциплины.

Для того чтобы понять, почему на сегодняшний день, рассматриваемый вид дисциплинарного взыскания редко применяется в Вооруженных Силах в отличие от прежних времен, необходимо, прежде всего, обратить внимание на порядок наложения дисциплинарного ареста.

Командирам воинских частей следует иметь в виду, что до подачи соответствующих материалов в суд, уличающих виновного в совершении грубого дисциплинарного проступка, необходимо провести административное расследование в целях выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Лицо, назначенное командиром воинской части для проведения разбирательства, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему. Командиру воинской части представляются в 10 -дневный срок после совершения подчиненным грубого дисциплинарного проступка соответствующие материалы: рапорт о происшедшем, объяснения военнослужащего и свидетелей, служебная характеристика на провинившегося, справка о медицинском освидетельствовании, а также предметы, вещи и документы, имеющие значение для решения вопроса привлечении к дисциплинарной ответственности. Командир части, в свою очередь, в течение двух суток должен рассмотреть представленные документы, в результате принять решение о направлении их в суд или о прекращении разбирательства (применении другого вида дисциплинарного взыскания). При этом в первом случае командир представляет и свое заключение о сроке ареста, который целесообразно определить для потенциального обитателя гауптвахты. Нетрудно заметить, что процедура наложения дисциплинарного ареста довольно сложна для командиров с юридической точки зрения, поскольку возникает необходимость наличия четко отработанного механизма по сбору необходимых документов. Помимо этого нельзя забывать, что на командира воинской части (должностное лицо гарнизона), направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, возлагается обязанность обеспечить явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам, а также в пределах своей компетенции иных лиц, участие которых в судебном рассмотрении указанных материалов признано необходимым. При наложении дисциплинарного ареста командиру воинской части (его представителю) также следует учитывать, что его участие в судебном рассмотрении обязательно.

Представляется, что перечисленные выше процессуальные требования, трудоемкий и продолжительный сбор необходимых документов для рассмотрения их военным судом, доказывание начальником виновности военнослужащего в совершении грубого дисциплинарного проступка являются значимыми причинами, из-за которых командиры крайне неохотно проявляют инициативу назначения дисциплинарного ареста в отношении злостных нарушителей уставного порядка.

Представляется весьма интересным вопрос условий содержания военнослужащих под дисциплинарным арестом. Примечательно, но условия, указанные в прежних общевоинских уставах, были даже хуже. Чем в колониях. Достаточно сказать, что арестованные спали только на голых нарах и могли привлекаться к работам по 10 часов, в то время как осужденные по суду преступники - всего по 8. Теперь же ситуация в корне изменилась. Так, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации жилая площадь увеличена с 2 до 4 кв. м на одного человека, в каждом помещении новой гауптвахты должен быть установлен умывальник с горячей водой и туалет, а прежние нары и топчаны заменили кровати с набором постельных принадлежностей (матрасом, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями и наволочкой). Помимо этого военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте, должны быть обеспечены полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи (миской, кружкой, ложкой), книгами, газетами и журналами, настольными играми (шашки, шахматы, домино - по одному комплекту на общую камеру), письменными принадлежностями. В камерах должны быть кровати, столы, табуреты (стулья) по количеству лиц, содержащихся в камере, тумбочки для личных вещей, туалетных и бритвенных принадлежностей (одна на два человека), баки с питьевой водой, оборудованные фонтанчиками, вешалки для верхней одежды, настенное зеркало, розетка для подключения электроприборов, радио для прослушивания общегосударственной программы, кнопка для вызова контролера, светильники дневного и ночного освещения, урна для мусора, плевательница, инвентарь для уборки камеры. По возможности камеры обеспечиваются вентиляционным оборудованием, телевизорами, холодильниками, санитарными узлами и умывальниками с водопроводной водой. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Арестованным военнослужащим гарантируется личная безопасность во время содержания на гауптвахте, материально-бытовое и медицинское обеспечение по установленным нормам для соответствующих категорий, восьмичасовой сон в ночное время, вежливое обращение со стороны военнослужащих, несущих службу на гауптвахте, ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа.

Как видим, нынешний Устав гарнизонный и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации существенным образом улучшил условия пребывания военнослужащих на гауптвахте, однако основная сложность заключается в реализации указанных выше положений практике. Дело в том, что серьезным барьером, препятствующим применению дисциплинарного ареста в войсках, является плохое обустройство сегодняшних гауптвахт и отсутствие нормальных мест для содержания арестованных, что непосредственным образом влияет на практику назначения судами рассматриваемого дисциплинарного взыскания. Иными словами, военные судьи зачастую не могут удовлетворить материалы командования о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, поскольку отсутствуют условия содержания арестованных военнослужащих, предписанные Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, к тому же многие камеры с 2002 г. вообще пришли в полную негодность.

Всего в Вооруженных Силах Российской Федерации планируется иметь 142 гауптвахты. В целом будет возведено 33 и реконструировано 109 гауптвахт. Строительство и реконструкция гауптвахт будут осуществляться службой расквартирования и обустройства Министерства обороны, а финансирование ведомственной целевой программы будет осуществляться за счет бюджета Министерства обороны Российской Федерации.

Не стоит сомневаться, что построение и обустройство гауптвахт «нового образца» впоследствии будет способствовать широкому распространению случаев назначения судьями военных судов дисциплинарного ареста как средства воспитательного воздействия, что непременно приведет к укреплению воинской дисциплины и эффективному поддержанию правопорядка в войсках.

Таким образом, с учетом изложенного выше, можно определить специфическую цель ареста как вида уголовного наказания следующим образом: оказание на осужденного положительного психологического воздействия в условиях кратковременной изоляции от общества. Наказание в виде ареста применимо в отношении подростков с сильной устойчивой психикой, и имеет ряд особенностей, нежели осужденный, достигший 18 летнего возраста.

В.М. Корякин, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор юридических наук, полковник юстиции.

  1. Социально-психологические последствия применения дисциплинарного ареста

Дисциплинарный арест является одним из видов наказания за совершение военнослужащим грубого дисциплинарного проступка. По своей сущности наказание (кара), применяемое государством в ответ на нарушение правопорядка, является особым юридическим отношением, когда государство стремится сохранить правопорядок и при совершении правонарушения восстановить его, изменяет права и юридические интересы наказываемого лица, понуждает это лицо претерпевать неблагоприятные для себя последствия. Карательная деятельность государства выступает в двух видах - предупредительная деятельность и исполнительная деятельность. Предупредительная деятельность государства означает угрозу под страхом наказания в ответ на искушение совершить деяние, воспрещенное законом. Исполнительная деятельность государства означает непосредственную реализацию угрозы, выражающуюся в применении наказания в ответ на совершенное деяние, которое воспрещено законом.

Как представляется, к дисциплинарному аресту как одному из видов наказания за совершенное военнослужащим правонарушение вполне применимы общие принципы и цели наказания, установленные уголовным законодательством. Основываясь на его нормах, в качестве целей применения к военнослужащим дисциплинарного ареста можно назвать следующие:

а) восстановление социальной справедливости. Военнослужащий, совершивший грубый дисциплинарный проступок, поступает по отношению к государству, обществу, воинскому коллективу и своим сослуживцам явно несправедливо, нарушает те отношения, которые установлены законами и общевоинскими уставами. Дисциплинарный арест, являющийся следствием грубого дисциплинарного проступка, показывает военнослужащему-правонарушителю все ничтожество его неразумных действий, повлекших несправедливость. Поэтому суд, назначая военнослужащему дисциплинарный арест, восстанавливает справедливость, ограждает государство, общество, воинский коллектив и отдельную личность от произвола. Социальная справедливость дисциплинарного ареста заключается также в том, что другие военнослужащие и граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание правонарушителя и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, т.е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности дисциплинарного наказания;

б) исправление правонарушителя - это важная цель в сфере применения дисциплинарного ареста, так как направлена на возвращение военнослужащего, нарушившего дисциплину, к социально полезной деятельности, привитие ему уважения к законам и правилам человеческого общежития, стимулирование его правопослушного поведения в дальнейшем. Для государства и общества необходимо, чтобы военнослужащий в дальнейшем не совершал новых правонарушений либо в связи с переоценкой своих внутренних взглядов на жизнь и военную службу, либо из-за страха нового наказания. Несомненно, что наиболее предпочтительным является правопослушное поведение военнослужащего вследствие внутреннего осознания им необходимости соблюдения требований воинской дисциплины - это задача воспитательной работы;

в) предупреждение совершения новых правонарушений. Эта цель дисциплинарного ареста достигается тем, что правонарушитель принудительно удерживается от совершения новых правонарушений посредством применения к нему данного вида наказания, а другие военнослужащие на этом отрицательном примере удерживаются от совершения грубых дисциплинарных проступков в будущем, так как в связи с наличием закона о дисциплинарном аресте запрещается совершать действия, за которые в обязательном порядке последует наказание.

Дисциплинарный арест предполагает оказание серьезного психологического воздействия на военнослужащего и возложение на него моральных и физических тягот, связанных со строгой изоляцией от общества, с подчинением условиям режима содержания на гауптвахте. Специфическое содержание дисциплинарного ареста состоит в концентрированном и повышенно жестком воздействии на военнослужащего, осуществляемом в течение относительно короткого срока (до 30 суток). Это воздействие дополняется мероприятиями, направленными на достижение изложенных выше целей наказания, т.е. на восстановление социальной справедливости, обеспечение правомерного поведения как самого наказанного военнослужащего, так и его сослуживцев.

  1. Неблагоприятные для военнослужащего материальные последствия применения дисциплинарного ареста

Следует заметить, что только указанными выше факторами, носящими главным образом социально-психологический характер, неблагоприятные для военнослужащего последствия применения дисциплинарного ареста не ограничиваются. Военнослужащий, к которому применен дисциплинарный арест, может понести издержки и сугубо материального (в денежном выражении) порядка.

Обратимся в этих целях к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200. В данном нормативном акте содержится целый ряд норм, прямо предусматривающих возможность уменьшения размеров денежного довольствия военнослужащих, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, в том числе в форме дисциплинарного ареста:

  1. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, осужденным к наказанию в виде ареста (с содержанием на гауптвахте), за время отбывания ареста выплачивается оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности по 1-му тарифному разряду, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - оклад по воинской должности по 1-му тарифному разряду. Месячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия указанным военнослужащим не выплачиваются (п. 66 Порядка);
  2. военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности, по решению соответствующих командиров (начальников) может быть уменьшен размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (п. 109 Порядка);
  3. за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины военнослужащие приказами соответствующих командиров (начальников) могут быть лишены полностью премии за образцовое выполнение воинского долга либо им может быть уменьшен ее размер (п. 210 Порядка);
  4. за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины военнослужащие приказами соответствующих командиров (начальников) могут быть лишены полностью единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей либо им может быть уменьшен размер указанного денежного вознаграждения (п. 226 Порядка);
  5. за период нахождения на гауптвахте под арестом военнослужащим не выплачиваются полевые деньги, в том числе за время пути (подп. "г" п. 345 Порядка).

Исходя из указанных норм, можно констатировать, что в случае назначения военнослужащему дисциплинарного ареста в воинской части в обязательном порядке должен быть издан приказ по строевой части об установлении данному военнослужащему со дня его помещения на гауптвахту и по день освобождения с нее выплаты денежного довольствия, исходя из оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду <1>, а также о прекращении ему выплаты на период нахождения под арестом дополнительных денежных выплат (процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, ежемесячного денежного поощрения, надбавки за работу со сведениями, содержащими государственную тайну, и др.). Если наказанный военнослужащий имел право на получение полевых денег, то должен быть издан приказ о приостановлении ему на период отбывания дисциплинарного ареста выплаты полевых денег. Кроме того, командир вправе издать приказ о лишении данного военнослужащего полностью либо уменьшении размера премии за образцовое выполнение воинского долга и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам года, а также об уменьшении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы на более длительный, чем время отбывания военнослужащим ареста, срок.

<1> С 1 января 2007 г. оклад по воинской должности по 1-му тарифному разряду для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляет 1404 руб., а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - 330 руб.

Весьма серьезные правовые последствия применения к военнослужащему дисциплинарного ареста содержатся в законодательстве о воинской обязанности и военной службе. В соответствии с п. 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "в" п. 5 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, время отбывания дисциплинарного ареста не засчитывается военнослужащему в срок его военной службы, а гражданину, призванному на военные сборы - в продолжительность военных сборов (п. 3. ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

В целях реализации указанных правовых норм в случае применения судом к военнослужащему наказания в виде дисциплинарного ареста необходимо в приказе по воинской части в обязательном порядке оговорить вопрос об исключении времени нахождения военнослужащего на гауптвахте из срока его службы. Выписка из указанного приказа подшивается в личное дело военнослужащего. Содержащиеся в ней сведения учитываются при определении даты увольнения военнослужащего с военной службы.

Поясним вышесказанное на следующем примере.

Рядовой П., проходящий военную службу по призыву, призванный на военную службу 25 октября 2005 г., в период прохождения службы дважды подвергался дисциплинарному аресту: на 7 и на 15 суток. По общему правилу срок его военной службы должен истечь 25 октября 2007 г., и в этот день он должен быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Однако в связи с тем, что 22 суток его нахождения на гауптвахте в срок военной службы не входят, данный военнослужащий подлежит увольнению в запас не 25 октября 2007 г., а 17 ноября 2007 г.

Аналогичным образом определяется срок увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в случае, если в период прохождения службы к нему применялся дисциплинарный арест.

  1. Последствия отмены постановления судьи гарнизонного военного суда о применении дисциплинарного ареста к военнослужащему

В соответствии с подп. "а" п. 4 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" предусмотрена возможность принятия судьей окружного (флотского) военного суда решения об отмене постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста военнослужащему и о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке. Такое решение может быть принято в том случае, если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего.

К числу таких обстоятельств Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (ст. 28.3) относит:

  1. совершение военнослужащим (гражданином, призванным на военные сборы) действия (бездействия):
  • во исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира;
  • в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или другого лица, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не являются превышением пределов необходимой обороны: причинение вреда посягающему лицу, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства; действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения;
  • при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред;
  • в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, либо другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный;
  • при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия;
  • в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не мог руководить своими действиями (бездействием). Вопрос о дисциплинарной ответственности за причинение вреда охраняемым законом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), решается с учетом положений абзаца пятого настоящего пункта;
  1. отсутствие события дисциплинарного проступка;
  2. отсутствие противоправности или виновности в действии (бездействии) военнослужащего;
  3. совершение действия (бездействия) вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
  4. привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
  5. истечение срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, т.е. одного года со дня совершения дисциплинарного проступка;
  6. отмена или признание утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено;
  7. исключение военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Если военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы), в отношении которого принято решение об отмене дисциплинарного ареста, находится на гауптвахте под арестом, то он подлежит немедленному освобождению и у него возникает право на реабилитацию, т.е. на возмещение причиненного ему материального и морального вреда в связи с необоснованным дисциплинарным арестом.

К сожалению, в Федеральном законе "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" данный вопрос никак не урегулирован. Между тем, по нашему мнению, военнослужащий, который необоснованно провел под арестом хотя бы несколько дней, имеет полное право на реабилитацию (выражаясь языком уголовно-процессуального закона) <2>. Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

<2> Право на реабилитацию - это порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п. 34 ст. 5 УПК РФ).

Возникает вопрос: в какой мере, с учетом принципа аналогии права, приведенные нормы уголовно-процессуального закона применимы к реализации норм Федерального закона "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"?

Что касается компенсации морального вреда, то, безусловно, данный вред подлежит возмещению. Действительно, необоснованное содержание военнослужащего под дисциплинарным арестом причиняет ему как нравственные (переживания в связи со случившимся), так и физические страдания (ограничение свободы, нахождение в изолированном помещении с минимумом удобств для жизнедеятельности, особый режим содержания и т.п.). Степень и глубина нравственных страданий такого военнослужащего существенно увеличиваются, если об аресте стало известно его родственникам, когда постановление о применении к нему данной меры дисциплинарного взыскания было вынесено в открытом судебном заседании в присутствии сослуживцев, или когда данные сведения были распространены в средствах массовой информации.

Моральный вред компенсируется в порядке гражданского судопроизводства. Согласно ст. 151 ГК РФ в случае причинения морального вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10 отмечается, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав и др.

В п. 3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации прямо предусмотрена возможность компенсации морального вреда независимо от вины причинителя, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, НЕЗАКОННОГО НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА (выделено мной. - В.К.).

Помимо морального вреда, необоснованным применением дисциплинарного ареста военнослужащему может быть причинен и материальный вред, даже если он провел под арестом всего несколько дней. Размер материального вреда определяется суммой недополученных им денежного довольствия и дополнительных выплат (см. часть 2 настоящей публикации). Безусловно, в случае отмены судьей окружного (флотского) суда постановления о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста подлежат отмене все приказы командира воинской части, касающиеся применения к данному военнослужащему ограничений в получении денежного довольствия, а также исчисления срока военной службы.

Кроме того, военнослужащий, в отношении которого отменен дисциплинарный арест, вправе требовать возмещения материальных затрат, связанных с оплатой услуг защитника.

В заключение отметим, что судебной практики по делам о грубых дисциплинарных проступках по вполне объективным причинам пока не имеется. Поэтому многие высказанные выше суждения (прежде всего, касающиеся вопроса возмещения ущерба, причиненного необоснованным дисциплинарным арестом) носят гипотетический характер и, безусловно, могут быть скорректированы правоприменительной и судебной практикой.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АРЕСТ, взыскание, применяемое к военнослужащим за совершение грубого дисциплинарного проступка. Перечень грубых дисциплинарных проступков содержится в военном законодательстве.

В России впервые дисциплинарный арест был установлен в 1706 году Артикулом кратким. Сроки дисциплинарного ареста не определялись, к штаб-офицерам арест не применялся. В 1707 Петром I для содержания офицеров под дисциплинарным арестом были введены гарнизонные гауптвахты. Воинским уставом 1716 допускался дисциплинарный арест офицеров лишь во время похода (арестованный ехал с полком, верхом на лошади, без шпаги). В 1869 Дисциплинарным уставом был установлен дисциплинарный арест для нижних чинов: простой - не свыше 1 месяца, строгий - не свыше 20 суток, усиленный - не свыше 8 суток; для офицеров и сверхсрочных унтер-офицеров, занимающих должности фельдфебелей и взводных унтер-офицеров, - до 1 месяца. Не подлежали аресту генералы, гражданские чиновники военных ведомств первых 4 классов Табели о рангах, лица, занимающие должности не ниже 5-го класса, полковые командиры и другие начальники в чине полковника, пользующиеся властью командира полка (на них дисциплинарный арест мог быть наложен только по указу царя).

В СССР дисциплинарный арест предусматривался Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР и другими уставами о дисциплине лиц, приравненных к военнослужащим. Он налагался на срок до 15 суток, при этом аресту с содержанием на гауптвахте могли подвергаться и офицеры. В 1994-2002 годах порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста регулировался Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Правом подвергнуть военнослужащего дисциплинарному аресту обладал командир; военнослужащий срочной службы мог быть арестован на срок до 10 суток, военнослужащий контрактной службы - до 7 суток, а срок ареста прапорщиков и мичманов не мог превышать 5 суток.

По действующему законодательству дисциплинарный арест назначается исключительно в судебном порядке, поскольку наказание связано с лишением свободы. Заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест назначается постановлением судьи гарнизонного военного суда на основании материалов о грубом дисциплинарном проступке, поступивших от командира воинской части. Лицо, в отношении которого ведётся производство, вправе принимать участие в судебном заседании и пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьёй гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения. Дисциплинарный арест не применяется к офицерам; военнослужащим, не приведённым к Военной присяге; военнослужащим, не достигшим возраста 18 лет, и женщинам-военнослужащим. Срок дисциплинарного ареста - до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если дисциплинарный арест назначается за грубый дисциплинарный проступок, совершённый в период отбывания ареста, общий непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток. В срок дисциплинарного ареста засчитывается период задержания (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы). Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

Аналогичный вид дисциплинарного взыскания существует и в армиях других государств. Так, в Вооруженных силах США дисциплинарный арест применяется для пресечения нарушений дисциплины среди рядового и сержантского состава. Дисциплинарным кодексом армии США офицерам предоставлено право наложения на рядовых и сержантов обычного дисциплинарного ареста - до 7 суток, а на кораблях - ещё и строгого дисциплинарного ареста до 3 суток.

В. БОРИСЕНКО

В. Борисенко, председатель Балтийского флотского военного суда, кандидат юридических наук.

В ходе реализации положений Закона РФ от 21 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" важное значение приобретает соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод военнослужащих.
Согласно ст. 28 Закона военнослужащие за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.) за совершение грубых дисциплинарных проступков предусматривает наложение ареста с содержанием на гауптвахте военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 7 суток, а на проходящих военную службу по призыву - до 10 суток. Прапорщики и мичманы могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте до 5 суток. Правом наложения дисциплинарного ареста наделены воинские должностные лица от командира роты и выше.
Кроме того, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1995 г.) на военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке и отбывающих наказание на гауптвахте за невыполнение установленных правил внутреннего порядка на гауптвахте или допускающих нарушения воинской дисциплины и халатное отношение к работе, налагается дополнительный арест. На военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до 20 суток, на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - до 10 суток, с учетом ранее наложенного на них ареста. Такие арестованные могут содержаться в одиночных камерах. Налагать такие аресты вправе военный комендант или командир воинской части.
Дисциплинарный устав предусматривает перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые указанные категории военнослужащих могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте, а также порядок исполнения ареста. Между тем согласно ст. 22 Конституции РФ арест допускается только по судебному решению. При этом в Конституции не содержится никаких исключений, относящихся к указанной конституционной гарантии в отношении военнослужащих и к их аресту, налагаемому в дисциплинарном порядке.
Конституцией РФ предусмотрен прежний порядок ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., также устанавливает, что лишение свободы допускается исключительно на основании судебного решения.
Арестованные солдаты, матросы, сержанты и старшины в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб постоянно находятся под конвоем и лишены права свободного передвижения, привлекаются на принудительные работы по 10 часов в сутки, им запрещаются свидания, передачи от кого-либо, посылки и получение писем. Перед помещением на гауптвахту военнослужащие подвергаются досмотру, у них изымаются личные вещи. Все это дает основание утверждать, что фактически они находятся в положении лиц, лишенных свободы.
Анализ положений ст. ст. 32, 304 и 305 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях свидетельствует, что дисциплинарный арест военнослужащего как по основаниям его применения, так и по порядку и условиям отбывания аналогичен административному аресту, налагаемому на гражданина за совершение административного правонарушения. Однако согласно ст. 32 названного Кодекса административный арест может быть назначен только судом или судьей при соблюдении процессуальных правил, установленных указанным законом. Дисциплинарный же арест, как отмечалось, на военнослужащих налагается во внесудебном порядке воинскими должностными лицами в порядке, установленном воинскими уставами.
Анализ практики применения дисциплинарного ареста свидетельствует о том, что во многих случаях он налагается без какого-либо разбирательства. Имеют место случаи, когда за один и тот же проступок накладываются и другие дисциплинарные взыскания. Не соблюдаются требования о том, что арест с содержанием на гауптвахте является одной из крайних мер воздействия и применяется в случаях совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безрезультатными. Нередки случаи, когда командиры прибегали к аресту без достаточных к тому оснований.
Только на Балтийском флоте ежегодно в среднем подвергаются аресту в дисциплинарном порядке до 5 тыс. военнослужащих. Военными прокуратурами флота ежегодно устанавливаются многочисленные случаи нарушения порядка применения дисциплинарного ареста военнослужащих и их содержания на гауптвахте.
Российская Федерация присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 5 Конвенции содержание лица под стражей признается законным только на основании решения компетентного суда. При этом каждый арестованный должен незамедлительно доставляться к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции и имеющему право на судебное разбирательство. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания.
Однако Федеральным законом от 30 марта 1998 г. о ратификации Конвенции предусмотрено, что не имеется препятствий для применения положений законодательства Российской Федерации, основанных на п. 2 ст. 26 Закона РФ от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (в настоящее время ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятого 27 мая 1998 г.), ст. ст. 51 - 53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемого на военнослужащих во внесудебном порядке.
В соответствии с этим Законом срок действия указанных норм ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия данных положений Конвенции. С момента принятия Закона прошло более двух лет, однако Федеральным Собранием никаких мер законодательного характера не принимается, в силу чего конституционные права и свободы военнослужащих продолжают грубо нарушаться.
Представляется, что основания, процессуальный порядок наложения дисциплинарного ареста на военнослужащих, а также порядок производства по исполнению постановления о дисциплинарном аресте военнослужащих должны быть определены законом, для чего предлагается разработать и принять федеральный закон о дисциплинарном аресте военнослужащих.
В нем должны найти закрепление: понятие дисциплинарного ареста военнослужащих; основания и процессуальный порядок его наложения; перечень дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые они могут быть подвергнуты дисциплинарному аресту; сроки ареста; порядок приведения в исполнение и отбывания его, а также процессуальные основания и порядок обжалования решения суда (судьи) по применению дисциплинарного ареста к военнослужащим и процессуальный порядок рассмотрения таких жалоб.
До принятия такого закона возникает вопрос о том, как быть в случае обжалования в военный суд военнослужащими действий воинских должностных лиц о наложении на них дисциплинарного ареста. Как отмечалось, ст. 22 Конституции РФ предусматривает применение ареста только по судебному решению. Заключительная часть и переходные положения Конституции РФ устанавливают сохранение прежнего порядка ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Исходя из этого, следует прийти к выводу, что в соответствии с Конституцией РФ дисциплинарный арест к военнослужащим должен применяться только по судебному решению.
Представляется, что военные суды в случае обращения военнослужащих с жалобами на действия воинских должностных лиц по наложению на них дисциплинарного ареста должны руководствоваться положениями ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции страны.
Следует признать, что как положения Дисциплинарного устава, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, предусматривающие внесудебный порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, так и Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод и Протоколов к ней", согласно которым сохраняется прежний порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, противоречат Конституции РФ, а значит, не подлежат применению.
К тому же Верховный Суд РФ в п. 1 постановления от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснил, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Поэтому военный суд обязан в установленном законом порядке принять к своему производству и рассмотреть по существу жалобу военнослужащего на действия воинского должностного лица и, разрешая дело о законности наложения на военнослужащего дисциплинарного ареста, должен применить непосредственно положения Конституции РФ и признать действия воинского должностного лица о наложении им во внесудебном порядке на военнослужащего дисциплинарного ареста незаконными.

1. Дисциплинарный арест как вид дисциплинарного взыскания является крайней мерой дисциплинарного воздействия, применяемой к военнослужащему, и заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте.
2. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда. Порядок применения и исполнения дисциплинарного ареста устанавливается федеральным законом и общевоинскими уставами.
3. Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, к военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), а также к военнослужащим женского пола.
4. Дисциплинарный арест может применяться:
за грубые дисциплинарные проступки, перечень которых устанавливается настоящей статьей;
за административные правонарушения, за совершение которых военнослужащие несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и общевоинскими уставами и за которые предусмотрен административный арест.
5. К грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся следующие деяния, не являющиеся преступлениями:
нарушение порядка подчиненности, а также уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
самовольное оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров, проходящих военную службу по призыву);
неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;
отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (офицера, проходящего военную службу по призыву), в воинской части или месте службы без уважительных причин более четырех часов в течение установленного ежедневного служебного времени;
уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
нарушение правил несения боевого дежурства;
нарушение правил несения пограничной службы;
нарушение уставных правил караульной службы;
нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне;
хищение, умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование вверенного военнослужащему военного имущества;
нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение (повреждение, утрату работоспособности) оружия, боеприпасов, военной техники либо иные вредные последствия;
нарушение правил вождения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов, предметов военной техники или военного имущества, повлекшее по неосторожности их утрату;
уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
нарушение общественного порядка во внеслужебное время.
6. Исполнение дисциплинарного ареста осуществляется, как правило, немедленно после его назначения.
7. Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащих, которые по заключению врача могут содержаться под дисциплинарным арестом.
8. Время отбывания дисциплинарного ареста не засчитывается в срок военной службы (продолжительность военных сборов).
9. Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть уволен с военной службы (гражданин, проходящий военные сборы, - исключен из списков личного состава в связи с окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящий военную службу по призыву, - также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.