Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. Правовая культура должностных лиц и пути её формирования

Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования">

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершова, Людмила Алексеевна. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/862-7

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем правовой культуры должностных лиц, научного осмысления ее роли в становлении правового государства и организации действенного государственного управления.

Правовая культура общества - важный фактор и условие повышения роли Советов, исполнительно-распорядительных органов, правосудия. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Роль правовой культуры должностных лиц неизмеримо возрастает в связи с усложнением задач государственного управления, преодолением кризисных явлений, демонтажем административно-командной и установлением демократически-правовой системы управления делами государства и общества. В материалах Съездов народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета СССР, законодательных органов республик негативную оценку получила особенность нынешнего состояния государственного управления, состоящая в одновременном функционировании старых и новых структур, их разнонаправленном действии. Одновременно подчеркивается, что ломку прежней системы нельзя отождествлять с борьбой с аппаратом управления. Преодоление бюрократизма и других недостатков не принесет успехов, если ограничиться кампанией, направленной против аппарата вообще. Нужен новый, компетентный и хорошо отлаженный механизм управления с квалифицированными, обладающими развитой правовой культурой государственными служащими, должностными лицами.

На этапе практической реализации задач реформы полити-

ческой системы общества, с учетом введения института президентства, на передний план выдвинулась задача реорганизации системы государственного управления, ее структурного, функционального и кадрового обновления. Начатые коренные преобразования в этом направлении, закреплены в Законе СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР е связи с совершенствованием системы государственного управления" . Законе СССР "О Кабинете Министров СССР" , а также Законе СССР "О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР".

Взаимообусловленность формирования советского правового государства и совершенствования управления делами общества усиливается также тем, что государственое управление представляет собой одну из форм деятельности государства, которая выражается в практическом осуществлении его функций на основе и Ео исполнении законов. Отсюда понятны взаимозависимость государственного управления и права, роль правовой культуры в управленческой деятельности.

Государственное управление осуществляется через государственных служащих. Среди них особое место отводится должностным лицам, поскольку именно они наделены государственно-властными полномочиями. Деятельность должностных лиц по своему содержанию является управленческой, подзаконной и. как правило, правоприменительной. Усложнение, изменение управленческих задач влечет за собой возрастание роли должностных лиц. Поскольку управление реализуется в рамках закона, становится очевидным значение правовой культуры должностных лиц.

Актуальность проблем правовой культуры должностных лиц как с точки зрения практической значимости, так и недостаточной теоретической разработанности, обусловила выбор темы настоящей диссертации.

Научная разработанность проблемы.

Вопросы правовой культуры должностных лиц находятся на стыке нескольких фундаментальных направлений научного исследования, прежде всего, правовой культуры общества и госу-

дарственного управления. Этим определяется обширная научная литература, посвященная различным аспектам как правовой культуры, так и системы государственного управления.

Методологии изучения проблем культуры уделяют внимание многие советские философы: А. И. Арнольдов, Э. А. Еаллер, К С. Злобин, СМ. Коган, ЕЕ Ким, R М. Межуев, Э. С. Маркарян, А. К. Уледов и др.

Вопросы правовой культуры б последнее гремя вызывают возрастающий интерес у представителей правовой науки. Обстоятельное освещение они находят в работах С. С. Алексеева, R П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова. R Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, Г. R Мальцева, A. R Мицкевича, R В. Тишенко, Л. С. Явича и других.

Различные аспекты проблемы правовой культуры, особенно социологический и психологический, исследуются в работах Е. R Аграновской, Е. А. Зорченко, А. Р. Ратинова, В. IL Сальникова, А. ПСемитко, Е Я. Соколова. R А. Щегорцова.

Значительное внимание правовая мысль уделила и исследованию правового статуса должностных лиц, их роли и места в системе государственного управления. Обстоятельные сущностные, деятельностные и структурные и;: характеристики даются в трудах представителей административного права: И. А. Бачило, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарева, A. R Оболонского, Ю. А. Розенбау-ма, Ю. А. Тихомирова

Вместе с тем вопросы правовой культуры должностных лиц до настоящего времени остаются малоизученными. Показательно, что по этой теме нет ни одного монографического исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертации заключается в научной разработке теоретических и практических проблем правовой культуры должностных лиц, а также конкретных предложений правового и организационного характера по ее повыиению.

Для достижения указанной цели выделены следующие конкретные задачи:

Провести анализ и обобщение накопившегося в теории и

4 -на практике материала, относящегося к исследуемой теме;

исследовать- сущность правовой культуры должностных лиц, показать ее роль в формировании социалистического правового государства и совершенствовании государственного управления;

выявить специфику правовой культуры должностных лиц государственного аппарата как социально-профессиональной группы;

дать характеристику основных структурных элементов правовой культуры должностных лиц и ее функций;

изучить причины получивших распространение среди должностных лиц правового нигилизма и девальвации культурно-правовых ценностей, деформации профессиональной правовой культуры;

обосновать предложения, направленные на успешное формирование и последующее повышение уровня правовой культуры должностных лиц в системе высшего и среднего специального образавания, а также повышения квалификации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектический и исторический материализм, марксистско-ленинское учение об обществе, государстве и управлении. Автором широко использовался, наряду с другими, системный и культурологический способы познания. Важное значение при разработке темы имела концепция правового государства, в которой существенное место должно быть отведено эффективному управлению, правовой культуре.

Нормативно-правовая основа диссертации - советское конституционное и текущее законодательство, материалы Съездов народных депутатов СССР, заседаний Верховного Совета СССР, законодательных органов республик.

Работа написана на основе изучения практической деятельности аппарата государственного управления, результатов социологических исследований правовой культуры должностных лиц. Широко использованы статистические данные, материалы центральной и местной периодической печати, данные судебной практики.

Эмпирической базой диссертации являются результаты социологического опроса, проведенного автором в 1990 году в Москве, Владимирской и Ульяновской областях по проблеме правовой культуры должностных лиц. Анкетированием было охвачено 600 человек, отобранных по квотной выборке. В работе использовались также данные всесоюзного социологического исследования политике-правовых проблем молодежной культуры, которое проводилось с участием автора в 1989-90 годах в Москве, Ленинграде, Минске, Свердловске, Омске. Уфе, Пензе по инициативе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы, Советской ассоциации политических наук, Омского госу дарственного университета.

Научная новизна определяется прежде всего как самой постановкой проблемы, так и подходом к исследованию. Осуществлена попытка на базе имеющихся подходов интегрировать методологические возможности различных дисциплин в изучении правовой культуры должностных лиц. Настоящая работа представляет собой одно из первых исследований правовой культуры должностных лиц в условиях формирования социалистического правового государства, коренного обновления системы государственного управления. Проведенный анализ позволил автору сформулировать и вынести на защиту следующие имеющие теоретическое и практическое значение выводы, предложения и рекомендации:

Правовая культура должностных лиц - это мера освоения и использования правовых ценностей служащими, наделенными властными полномочиями, проявляющаяся в характере и уровне правовых знаний, оценок, установок, ценностных ориентации и других структурных элементов их правосознания, а также в деятельности, определяемой правовым статусом;

Самостоятельную группу носителей правовой культуры составляют должностные лица государственного аппарата, оказывающие существенное влияние на государственное управление,

Б -процесс укрепления законности и правопорядка, демократизацию общественной ЖИЗНИ;

правовая культура выступает существенным показателем компетентности, деловой квалификации должностных лиц, который должен учитываться при прохождении ими государственной службы;

в современных условиях правовая культура должностных лиц нуждается в качественном улучшении, использовании в этих целях всей системы юридического всеобуча, включая подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в институтах и на курсах повышения квалификации;

повышению правовой культуры должностных лиц могло бы способствовать более четкое закрепление их прав и обязанностей в действующем законодательстве, разработка и принятие Закона СССР "Об основных началах службы в государственном аппарате".

Исследуя многоаспектный характер правовой культуры должностных лиц, автор посредством комплексного анализа теоретических источников, эмпирических данных Еыработал также подходы к проблеме, которые характеризуются элементами новизны:

вопросы деятельности должностных лиц в сфере права рассматриваются с позиций обшей теории государства и права;

показаны значение и возможности исследования правовой культуры должностных лиц для углубления и разработки проблем правовой культуры общества в целом, выявления в ней дополнительных аспектов;

предложены новые критерии для построения теоретической модели структуры и функций правовой культуры должностных лиц, обосновано предложение ввести в научный оборот термин "актуальная правовая культура должностных лиц";

показано место правовой культуры должностных лиц в системе их общей культуры, дается анализ ее соотношения с другими формами: политической, нравственной, культурой социалистического демократизма и др.;

і специально исследуются уровни правовой культуры долж-

ностных лиц: обыденный, профессиональный и научно-теоретический; соотношение групповой и индивидуальной правовой культуры должностных лиц, ее идеологической и психологической сфер;

Выделены факторы, оказывающие негативное воздействие на правовую культуру должностных лиц; в соответствии с задачами формирования правового государства, повышения эффективности государственного управления намечены пути их преодоления.

Практическая значимость и апробация результатов исследования.

Содержащиеся в диссертации выводы и предложения рассчитаны на использование в процессе совершенствования законодательства о государственной службе. Показана необходимость внесения дополнений и изменений в проект Закона РСФСР "О государственной службе" в части, касающейся определения должностного лица, предъявляемых к нему требований, расширения гласности в работе аппарата государственного управления.

Имеющийся в диссертации материал, в том числе связанный с результатами социологических исследований, может найти применение в процессе организации юридического всеобуча и правовой пропаганды, реализован в системах высшего и среднего специального образования, подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

Основные теоретические и практические выводы диссертации изложены в опубликованных работах автора, обсуждены на проблемном семинаре кафедры советского государственного строительства и права Академии общественных наук ЇЇК КІЮС. Результаты исследования докладывались на Всесоюзной научно-практической конференции "Правовая и политическая культу-

pa молодежи в условиях радикальной демократической реформы" (Омск, 1990 г.)

Отметим и то, что в юридической литературе значительное внимание уделено правовой культуре личности и должностных лиц.

Общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием, по мнению Б.П. Носкова, «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность». Носков Б.П. О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №9. - с. 13.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц - это, прежде всего, знание законодательства, относящегося к профессиональной деятельности, умение правильно реализовать юридические нормы, квалифицированно составлять юридические документы (процессуальные и др.), профессиональное мастерство, вежливое и внимательное отношение к гражданам, обращающимся в государственные учреждения. Правовая культура должностных лиц сопряжена с законностью их деятельности. Поступать с позиции правовой культуры - значит поступать законно.

Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, что является одной из основных задач правоохранительных органов. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантированности требует от всех должностных лиц органов государственной власти высокой правовой культуры. Правовая культура этой категории отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике. Именно должностные лица, в частности, работники органов государственной власти, в первую очередь обеспечивают непосредственную общественную безопасность и общественный порядок в государстве, охрану прав, свобод, законных интересов граждан.

Условием обеспечения реализации прав и обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности является правовая культура работников органов государственной власти, неотделимая от глубокого человеческого уважения к личности, ее правами, свободам, чести и достоинству.

Уважение человеческого достоинства не должно сводиться только лишь к его защите. Признание ценности личности, уважительное отношение к человеку, его правам и интересам позволяют гражданину занять активную гражданскую позицию. Эти требования, выражающие общие человеческие принципы гуманизма и справедливости, должны характеризовать правовую культуру работников органов государственной власти.

Наличие у сотрудников органов государственной власти высокой правовой культуры служит гарантией законности их деятельности по охране и защите прав граждан, созданию условий для их всесторонней реализации. С деятельностью органов государственной власти связано формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушению норм права. Именно на этой основе происходит повышение оценки качества работы должностных лиц, создание в обществе личной заинтересованности каждого в укреплении законности и правопорядка.

Поэтому, неотъемлемым свойством правовой культуры работников органов государственной власти является уважение к праву и законности. Право, как регулятор общественных отношений выполняет свои функции, прежде всего, в процессе соблюдения, использования и применения норм права в общественной практике.

Законность для органов государственной власти - конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативно правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан.

Нарушение законности должностными лицами в органах государственной власти обусловлено целым комплексом факторов.

Среди них можно отметить следующие: невысокая правовая культура сотрудников, проявляющаяся в незнании законодательства, пренебрежение к праву, плохая постановка правового воспитания в служебных коллективах, отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью органов внутренних дел, безнаказанность работников за совершение противоправных действий. Но одной из наиболее серьезных причин нарушений законности является незнание или недостаточное знание действующего законодательства.

Говоря о правовой культуре должностных лиц необходимо обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, связанной непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре должностных лиц, необходимо учитывать их образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация - один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов государственной власти.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц должна включать, прежде всего:

1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимое условие соблюдения законности, правильного использования прав и выполнения обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;

2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;

3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором должностное лицо не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное, в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.

Таким образом, чем выше уровень правовой культуры должностных лиц, тем больше обеспечена законность, реализация прав и свобод граждан, их охрана и защита. Высокая правовая культура работников органов государственной власти обеспечивает наиболее полную и стабильную реализацию прав и свобод личности, их правовую охрану и защиту, служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе, его правовой культуры.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

32.Источник права в формально-юридическом и материальном смыслах.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле - это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

33.Предмет и метод теории права и государства

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.


На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

Структуру правовой культуры личности можно разбить также на такие элементы, как:

психологический (правовая психология)

идеологический (правовая идеология)

поведенческий (юридически значимое поведение).

Но как отмечает А.П. Семитко, «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах.» 11

Правовая культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выра­жается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают цен­ностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест­вует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и_______

11 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. – М., 1997. – С.333

косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которы­ми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоя­нием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумули­ровать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак­терных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последова­тельность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключа­ется не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании воз­можных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет

Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры» 12 .

В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это

входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу

духовному, невозможно жить на земле вне права..». 13

Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка» 14 .__________________________________________________

12 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – М., 2000. –С.488

13 И.А. Ильин. О сущности правосознания. – М., 1993. –С. 23-24

14 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – М., 2000. –С.488.

Глава 2. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание-это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обще­стве от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи­тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты­вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ­ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер­ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра­вовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». 1 5

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». 1 6 К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России», 1 7 овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства» 1 8 . Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения - ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества. 1 9

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами». 2 0

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления». 2 1 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности» 2 2 .

Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности». 2 3

Вопросы, требующие раскрытия

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества - важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Отвечая на первый вопрос темы, студенту следует обратить внимание на выяснение понятий «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв содержание вышеназванных понятий, студент переходит к рассмотрению функций правовой культуры. Можно сосредоточить свое внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функции правовой культуры должностных лиц. В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать. Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права. Наконец, анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретение определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентации. Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

Завершается курсовое сочинение анализом путей формирования правовой культуры должностных лиц. В этой связи студенту следует иметь в виду, что правовая культура должностных лиц испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера. В этой связи, ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления. Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание и на такой комплекс вопросов, как организация юридического всеобуча как" единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирование сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.

Примерный список литературы:

1. Арановский А.В. Конституционная традиция в российской среде. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд. Моск.ун-та: ИНФРА-М: НОРМА, 1998.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юр.вузов. – М.: Омега-Л, 2009.

4. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. - июнь 2006. - N 6 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

5. Косарев В.Н., Макогон И.В. Закон как основа правосознания и правовой культуры общества // В сб.: Правовая культура в России на рубеже столетий. – Волгоград, 2001 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

6. Кофанова И.Н. и др. Юрист в организации: учеб.-практ. Пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Юстицинформ", 2009 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

7. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008.

8. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. - декабрь 2006. - N 12 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

9. Мартышин О.В. О некоторых проблемах российской политической и правовой культуры // Государство и право.- 2003.- № 10.- С. 24-30.

10. Мартышин О.В. Проблемы ценностей в теории государства и права // Государство и право.- 2004.-№10.- С. 5-14.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.

12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – И.: Юристъ, 2003.

13. Нескородов Б.Н. Публичная власть и проблемы нравственного оздоровления общества // Гражданин и право. – 2007. - N 2 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».

14. Розин В.М. Генезис права: Методологический и культурологический анализ. – М.: NOTA BENE, 2003.

15. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право.- 1999.- № 2.- С. 14-22.

16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Высшее образование, 2008.

17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005.

18. Тогонидзе Н.В. Политическая коррупция в России // Государство и право.- 2003.- № 3.- С. 106-116.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008.

20. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

21. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. - июль 2009. - N 7 [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».