Светлый вечер с митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием (эф.09.03.15). Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: архиерей в открытом доступе

Преосвященнейший Игнатий (Суранов Сергей Васильевич), епископ Мариинско-Посадский, викарий Чебоксарской епархии, родился 7 декабря 1978 года в селе Тобурданово Канашского района Чувашской Республики. Крещен в младенчестве.

В 1985-1996 гг. обучался в Тобурдановской средней общеобразовательной школе.

По окончании школы поступил на факультет журналистики (отделение чувашской журналистики) Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, который окончил в 2001 г.

В 2001-2005 гг. исполнял послушания псаломщика и просфорника в храме Крещения Господня с. Алманчиково Батыревского района.

В декабре 2005 г. вступил в число братии Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах.

2 января 2006 г. пострижен в рясофор с наречением имени Николай в честь страстотерпца царя Николая II, а 24 марта? в малую схиму с наречением имени Игнатий в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) в Свято-Троицком монастыре г. Чебоксары.

Все постриги и рукоположения совершал наместник Свято-Троицкого монастыря епископ Алатырский Савватий .

30 июля 2008 г. указом митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы назначен настоятелем подворья Свято-Троицкого монастыря в с. Большой Сундырь Моргаушского района. Одновременно был настоятелем Свято-Троицкого храма в с. Большой Сундырь. Также распоряжением митрополита Чебоксарского Варнавы назначен благочинным 4-го округа (приходы Моргаушского района).

В 2014 г. прошел обучение в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по программе «Школа приемных родителей» и был назначен попечителем и опекуном над несовершеннолетним.

По благословению митрополита Чебоксарского Варнавы назначен членом комиссии по переводу и изданию Библии на чувашский язык.

Подготовил и в 2016 г. издал книгу «Жизнь меняется» (сборник статей о миссионерском служении, опубликованных в разные годы на чувашском языке в газетах «Благодать» и «Голос крестьянина»).

В 2017 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию (заочное отделение).

Решением Священного Синода от 6 октября 2017 г. (журнал № 77) избран викарием Чебоксарской епархии с титулом «Мариинско-Посадский».

14 октября 2017 г. за Литургией в Покровско-Татианинском соборе г. Чебоксары митрополитом Чебоксарским Варнавой возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 3 ноября 2017 г. в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы.

20 ноября 2017 г. Хиротонисан за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

2001 г. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова.

2017 г. Нижегородская духовная семинария (заочно).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Игнатия (Суранова) при наречении во епископа Мариинско-Посадского, викария Чебоксарской епархии.

Жизнь меняется, 2016 г. (сборник статей о миссионерском служении, опубликованных в разные годы на чувашском языке в газетах «Благодать» и «Голос крестьянина»).


Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий: «Нужно быть всем для всех»

Наш собеседник поступил в ПСТГУ уже будучи архиереем. После окончания Университета, уже в сане архиепископа, владыка Игнатий сначала был назначен на Хабаровскую кафедру, возглавив чуть позже новообразованную Приамурскую митрополию, а летом 2016 года отправился на другой берег Тихого океана, став митрополитом Аргентинским и Южноамериканским.

Владыка, я понимаю, что этот вопрос Вам очень часто задают, но все-таки: Вы выпускник технического факультета, и к вере Вы пришли в «сознательном» возрасте…

Во взрослом.

У светских людей до сих пор бытует мнение, что естественные науки, особенно такие как физика и вера в Бога, в частности христианская вера, - вещи совершенно несовместные. Расскажите, пожалуйста, как Вы, будучи выпускником технического вуза, пришли в Церковь.

Говорить о том, что наука опровергает существование Бога, это не что иное, как идеологический штамп или идеологический заказ. Это миф.

На самом деле наука, если это действительно наука, внерелигиозна. Она не антирелигиозна, но внерелигиозна.

Это означает, что предметы, которыми наука занимается, к религии не имеют, вообще говоря, прямого отношения. Физика изучает законы, которые лежат в основе мироздания, они постоянны и неизменны. Это основы природы. Можно задумываться - эти основания сами собой создались или их кто-то создал? Если возникает такой вопрос - это уже вопрос философии или религии. Иными словами, есть область Духа, есть область нашего видимого материального мира. Если говорить проще, наука занимается своими вопросами, вера занимается своими вопросами. Самое главное, что на грани этих двух миров - материального и духовного - стоит человек. Поэтому любой ученый рано или поздно, особенно если это серьезный ученый, обязательно начинает задавать себе вопрос: помимо того, что я изучаю, что-то существует или нет? Так и со мной было. Я действительно физик, я закончил Физический факультет в Иркутске. Могу сказать, что большинство людей, которые преподавали в нашем университете, были учеными высокого уровня. Они приезжали из Новосибирского академгородка, а им самим преподавали ученые с мировыми именами. Эти люди никогда ничего плохого о религии не говорили. Более того, совсем недавно я получил от нашего декана поздравление с новым назначением - это произошло после того, как меня назначили митрополитом Аргентинским и Южноамериканским. Оказывается, эти люди наблюдали за биографией своего, скажем так, не самого лучшего ученика.

Все-таки помимо ученых в советском вузе Вам преподавали и товарищи, читавшие «Научный атеизм»…

Научный атеизм, марксистско-ленинская философия, политическая экономия - все эти науки, конечно, были основаны на началах материализма. Это были самые посещаемые занятия не потому, что мы ими интересовались, а потому, что нас там пересчитывали буквально поименно. Где-то минут 15- 20 от лекции занимала проверка посещаемости. Если, не дай Бог, ты не присутствуешь хотя бы на одной лекции, могли последовать санкции: например лишение стипендии, вопрос об исключении из института. На деле каждый на таких лекциях занимался своим делом: кто-то выполнял домашние задания, кто-то читал. Мы не интересовались этими дисциплинами.

Отсутствие интереса к марксизму или даже несогласие с советской идеологией еще не означает согласие с христианством.

Да, конечно.

Как Вы все-таки пришли в Церковь?

Вы знаете, многие студенты из нашего университета интересовались чем-то большим, чем просто наука: кто-то искусством, кто-то литературой, кто-то философией. Интуитивно мы понимали, что физика не исчерпывает всего, что необходимо человеку. Поскольку единственным «высоким» учением, доступным для нас, был научный коммунизм и марксистко-ленинская философия, которую к тому же скучно преподавали. Искусственность привязки всего к тезису, что Бога нет, была слишком очевидна даже для нас, людей, которые в этом не очень разбирались. Нам ведь не давали читать Библию, давали читать выдержки из Библии с комментариями по полстраницы. Это было скучно.

Когда началась перестройка, когда появилась возможность самим знакомиться с источниками по религиозной тематике, выступления священников сразу же стали собирать огромные аудитории.

На одной из таких встреч я и присутствовал. Я узнал, что местный архиепископ выступает перед студенческой аудиторией в Фундаментальной библиотеке нашего университета. Я пришел туда, зал был переполнен, и я не смог даже войти внутрь, потому что все стояли вплотную. Из проема двери я что-то видел, что-то слышал. Когда этот человек начал говорить, я был поражен, насколько эрудированным он оказался. Нам в курсе научного атеизма внушали, что Бога нет, что люди, которые Ему служат, либо глупые, либо лжецы, которые обманывают темных бабушек, для того что бы нажиться. Здесь же я увидел впервые в своей жизни настоящего священника, услышал, что он говорит и как он говорит. Понял, что это человек колоссального ума и громадной эрудиции - он ведь совершенно свободно отвечал на все вопросы. Причем вопросы касались литературы, социологии, политики, психологии, я уже не говорю о теологии. Причем он приводил цифры, факты. Никакой «воды» не было - сплошная конкретика. Он себя прекрасно держал: не старался показать себя, он просто спокойно отвечал. Сейчас-то мы понимаем, что это настоящий христианский подход, настоящая христианская манера поведения, но тогда для меня это было открытием. Меня заинтересовал этот человек, я с ним встретился, он ответил на все мои вопросы. Я сам принял решение креститься, затем крестился. Апостол Павел совершенно правильно сказал, что сила Божья через рассматривание Его творений становится видимой. Так оно и получилось. Рассматривая Его творение, придешь к Богу.

Скажите, в какой момент Вы решили, что Ваше призвание не просто быть христианином и трудиться на каком-то светском поприще, но стать священником и идти монашеским путем, а не путем семейного священства?

Призвание к монашеству у меня было с юношеского возраста, правда, тогда я этого не осознавал. Именно к монашеству, а не к священству. Мне нравилось находиться одному, читать, размышлять. Конечно, у меня было много друзей - я был достаточно общительным человеком и, как мне кажется, до сих пор таким и остался, но уединение мне было, говоря мирским языком, более комфортно.

Вы сказали - много друзей. Разрешите уточнить, Вы говорите о друзьях или о хороших знакомых? Были ли рядом с Вами в те годы люди, которые Вам внутренне по-настоящему близки?

Скорее всего, было много хороших знакомых. Внутренне по-настоящему, по-христиански, наверное, нет. По-человечески - да, по-христиански - нет. Возможно, я тогда еще разницы не понимал. Владыка Хризостом, сейчас он на покое, а тогда был Иркутским епископом, позже Литовским митрополитом, мне дал Библию. Был конец 80-х - начало 90-х годов. Он же подарил мне книгу святителя Игнатия Брянчанинова, а затем аввы Дорофея, эти книги были тогда большой редкостью. Я открыл эти книги и вдруг понял, что это мое. Тот и другой писали в основном о монашестве. Писали для монахов и сами были монахами. Святитель Игнатий потом уже стал епископом. Какие-то глубокие струны вдруг проснулись во мне и сразу ответили на то, что я прочитал. Мне кажется, что у меня было и остается призвание к монашеству. На священство меня благословил отец Иоанн Крестьянкин, на архиерейство тоже.

Как получилось, что именно отец Иоанн стал Вашим духовником?

Господь ссудил таким образом. Он всё устроил. В монастыре я оказался, поехав с владыкой Хризостомом в Литву: в Иркутске, где я жил и учился, тогда не было монастырей. Буквально с первых минут монастырской жизни я почувствовал, что уклад монашеской жизни - это мое.

Были у Вас какие-то особые искушения в этот период?

У меня таких искушений, о которых часто пишут, не было, потому что я сразу почувствовал, что это мой путь. Это то, к чему моя душа стремилась многие годы. Я никогда не хотел уйти из монастыря. Единственный раз я захотел проявить своеволие - перейти на Валаам из нашего Ильинского монастыря, но вместо Валаама оказался уже епископом на Камчатке. Я сразу попросил владыку принять меня на послушание в монастырь: учился читать, петь, учился правилам монашеской жизни.

С отцом Иоанном (Крестьянкиным) я познакомился по совету одной монахини. Из Вильнюса, где был наш монастырь, до Пскова 12 часов езды, потом еще два часа нужно ехать до Печор. Как ни странно, батюшка меня принял в тот же день. Уже в то время было очень трудно попасть к нему на личный прием. Отвечал он всем письменно через Татьяну, свою келейницу, а вот так, чтобы лично беседовать, - очень редко. Это был удивительный старец. Мы с ним побеседовали, он меня внимательно выслушал. Каждый раз, когда я приезжал к нему, он всегда принимал меня. С тех пор я не сомневался, что именно он должен стать моим духовным отцом. Но я понимал, что не надо просить его об этом. Я как-то заикнулся на эту тему, а он говорит: «Печать в паспорте ставить не будем. Решайте сами». Я понял, что ты сам для себя выбираешь, кто твой духовный отец. Я выбрал, я решил для себя, что у этого старца буду окормляться. Я всегда, когда было нужно, обращался к нему и всегда получал ответ, или лично, или письменно.

Вы окончили Московскую семинарию, но при этом спустя годы после ее окончания, уже будучи епископом, поступили в Свято-Тихоновский университет. Для епископа поступок нетипичный. Даже не потому, что не все хотят, а просто потому, что архиерейский сан связан с очень большой административной и богослужебной нагрузкой. Кроме того, учась заочно, нужно приезжать на государственные экзамены, на защиту диплома это дополнительное время. К занятиям, к сессиям необходимо готовиться. Скажите, почему, понимая неизбежность всех этих сложностей, все-таки Вы решили, уже закончив семинарию, поступать в Свято-Тихоновский университет.

Всё вместе совпало: воля Божия, благословение старца, мое большое желание и необходимость. Прежде всего, я познакомился с институтом через отца Владимира. Уже тогда это был очень известный в Москве протоиерей. Он приехал к отцу Иоанну Крестьянкину, для того чтобы получить его благословение на создание Свято-Тихоновского университета (тогда еще института). Мы с ним жили в одной комнате, он ждал приема батюшки, как и я. Отец Владимир мне рассказал об институте, причем так рассказал, что у меня сердце загорелось. Это была первая причина. Вторая причина состояла в том, что все-таки заочное образование, которое я получил в семинарии, это не то же самое, что очное. Я чувствовал, что мне не хватает знаний. На Камчатке, где была моя первая архиерейская кафедра, в то время ПСТГУ имел возможность организовывать центр дистанционного обучения. Это значит, что не мы ездили к преподавателям в Москву, а они к нам: они приезжали читать лекции, учили нас и только потом принимали экзамены, оставляли нам задания и уезжали. Происходило это раз в два месяца. Это было очень удобно.

Была еще одна причина, по которой я сюда поступил: я по себе знаю, как важен в жизни человека пример того, кто находится рядом.

Я видел, что не все наши священники на Камчатке хотели учиться. Не все понимали необходимость учебы. Их рукоположили в начале перестройки или даже в доперестроечное время: они окормляли своих бабушек, им казалось, что этого достаточно. Не все понимали, что необходимо выходить за пределы церкви, нужно работать с людьми светскими, говорить с ними языком культуры. Нужно идти в школы, работать в интернет-пространстве. Некоторые даже считали, что интернет - орудие сатаны. Сейчас таких гораздо меньше, тем более что значительное число священников имеют свои страницы: если мы это пространство не освоим, у нас нет будущего, потому что там находится большинство людей. Я понимал, что нашим хорошим, самоотверженным священникам, которые трудились в очень трудных экономических и социальных условиях, нужен был пример архиерея, который не только говорит, что надо учиться, но еще и сам учится. И я учился вместе с ними. Когда кто-то из священников говорил: «Вы знаете, владыка, невозможно!» Я отвечал: «Я тружусь не меньше Вас, однако не ропщу. Как я учусь, Вы сами можете видеть: мы вместе бываем на лекциях и сдаем экзамены». Мне легче было потому, что я имел навык получения высшего образования и благодаря этому навык самостоятельной работы с литературой. Некоторые же священники имели за плечами только школу. В перерывах между приездами преподавателей я собирал наших священников, мы вместе выполняли задания, читали учебники - приобретали знания. Вместе нам было легче и интереснее.

Традиционная форма получения богословского образования в нашей Церкви - это семинария. Наш университет - нечто новое для России. Я не ставлю под сомнение необходимость существования Исторического или Педагогического факультетов ПСТГУ, но Богословский факультет, который раньше назывался Богословско-Пастырским и готовил прежде всего священнослужителей, зачем он нужен, если есть семинарии? Да, он помог многим священникам, не имевшим богословского образования, получить его в 90-е годы, но зачем он нужен сейчас?

Есть университет, а есть Педагогический институт. В университете есть Медицинский факультет, а есть Медицинский институт. Есть университет, а есть Институт иностранных языков… Семинария - это учебное заведение, которое готовит именно священников. Да, там большой курс наук, там выстроен процесс воспитания, особенно для ребят, которые учатся очно. Но все-таки это процесс подготовки именно священнослужителей. Это очень непростой процесс. У нас до сих пор в Церкви идет дискуссия, чему отдавать приоритет в этой подготовке. Моя диссертация по психологии была посвящена тому, чтобы понять, каким должен быть священник по выходе из семинарии, кого мы должны готовить. Есть ли такие факторы, на которые во время воспитания священника мы должны обратить особое внимание. Я взялся за эту тему, потому что данный вопрос встал передо мной во весь рост, когда я был ректором Хабаровской духовной семинарии. Ваш университет - это учебное заведение гораздо более широкого профиля. Здесь очень много факультетов, которые готовят специалистов другого профиля: иконописцев, регентов и многих других. Поэтому задачи у семинарии и у университета разные. С другой стороны, мне кажется, что существование в нашей Церкви двух направлений подготовки священников сейчас вполне оправдан: семинарии, прежде всего, сильны своей традицией. Здесь тоже ориентируются на традицию, но при подготовке священника уделяется очень большое внимание новым дисциплинам, которые могут понадобиться священнику. Мне кажется, что и семинария, и Богословский институт необходимы и важны. Каждый из них реализует свою традицию, и обе имеют право на существование.

Со стороны епископата может не быть желания принимать к себе в епархию клириков, которые вышли из учебного заведения нового типа…

Мне кажется, такие опасения могут быть оправданны, и ваша задача - разобраться в этих опасениях, дать на них аргументированные ответы. У меня таких опасений не было, потому что я учился в нашем университете. Я могу представить себе архиерея, у которого может появиться вопрос, а зачем такой «модернистский» институт нужен. На мой взгляд, следует объяснять, что никакого модернизма здесь нет. Священнослужители, которые получают здесь образование, могут служить столь же достойно и ревностно, как священники, которые закончили семинарию. Например, 10% священнослужителей Московской областной епархии закончили ПСТГУ.

Я могу сказать о священнослужителях - выпускниках ПСТГУ на Камчатке - это достойные священники.

И это не только мое мнение, но моего преемника на этой кафедре, хотя сам он ПСТГУ не оканчивал.

У Богословского факультета ПСТГУ две задачи: одна - подготовка пастырей, другая - помочь мирянам получить богословское образование. Средневековая европейская традиция предполагала, что мирянам вообще не может быть позволено заниматься богословием. В нашей Церкви тоже есть священнослужители, которые с опасением относятся к тому, что мирянину, человеку, изначально не собирающемуся принимать сан, предлагается полный курс богословских дисциплин. Как Вы относитесь к той точке зрения, согласно которой богословское образование должно быть приоритетом исключительно духовенства?

Я не встречал священников, которые бы разделяли такую точку зрения. Священноначалие: Архиерейский собор, Синод, Святейший Патриарх постоянно говорит о том, как Церкви необходимо трудиться в современном обществе и отвечать на вызовы современности. Мы должны трудиться в системе образования, пенитенциарных заведениях, должны идти в армию, работать на телевидении, работать в интернет-пространстве. Есть огромное число направлений в молодежной среде, среди спортсменов и так далее. Каждое такое направление требует широкого разнообразного образования, поэтому Церковь будет обречена на неудачу, если люди, которые занимаются всеми этими направлениями, будут плохо подготовлены. ПСТГУ дает им возможность получить такую подготовку. Священнослужители при всем желании такой огромный объем работы охватить не смогут. У священника есть свой приход, но еще есть семья, которой тоже нужно уделять внимание. Поэтому священнику нужны очень хорошие, подготовленные помощники. Неслучайно Синодальные отделы готовят документы, которые регламентируют подготовку и деятельность мирян в различных сферах церковного служения: катехизаторов, миссионеров, специалистов по работе с молодежью. Может вызывать опасение ситуация, когда человек, получивший богословское образование, вместо того чтобы помогать священнику, пытается выполнять функции священника. Я встречал высокообразованных людей, которые открыто ставили себя на приходе выше священника. Правильно будет, если вузы, которые дают мирянам хорошую богословскую подготовку, одновременно будут воспитывать в них понимание того, что они не руководители приходов, а помощники священника, они ему не замена.

Вы сами начали разговор о том, что священнослужитель - это профессия, связанная с психологией. Вы кандидат психологических наук и знаете, что на Западе часто психоаналитик или психолог - это альтернатива священнику. Кроме того, довольно большое количество школ в психологии исторически развивались и сейчас продолжают развиваться на совершенно нехристианском мировоззренческом базисе. Каково вообще место психологии в Церкви, в частности в пастырском служении? Может ли священнослужитель в своей пастырской практике использовать знание психологии и применять какие-то методы из этой области, или это принципиально разные сферы, и христианский взгляд на человека несовместим со взглядом, характерным для светской психологии?

Я бы сказал так: есть области науки, которые по большому счету с людьми никак не соприкасаются, например естественные науки - физика, химия, математика. А есть такие области науки, которые касаются непосредственно человека, например психиатрия или психология. Вот здесь мы обречены сотрудничать друг с другом. И священнослужители, и психологи соприкасаются с таким таинством, которое называется человек. Действительно, есть много трудностей при взаимодействии Церкви и психологической науки. Эти трудности заключаются, прежде всего, в непонимании со стороны психологии тех границ, которые она не должна переступать. Нужно понимать, что эти науки должны заниматься только той частью человеческого существа, которая связана непосредственно с его земным существованием: память, речь, мышление, может быть, некоторые высшие функции. Очень важно направление, изучающее психические отклонения и болезни человека, пограничные состояния.

Первое, на что следовало бы священникам обратить внимание, - знания о психических, психопатологических и невропатологических состояниях человека.

Эти знания нужны священникам не для того, чтобы их лечить, а для того, чтобы их распознавать. Мы знаем прекрасно, что ошибка духовника Гоголя привела к печальным результатам: человек страдал глубоким невротическим расстройством, духовник же, вместо того чтобы поддержать его, благословил ему еще с большим усердием нести покаянный подвиг, что привело к печальным последствиям. При этом нужно ясно и четко понимать - у психологии есть свои границы в изучении человека. Не нужно смешивать психическое и духовное. При всем своем современном развитии психология не может изучать духовную составляющую человека. У нее нет таких методов, нет возможностей. Это может только священнослужитель - тот, кто живет в Церкви, живет Церковью, имеет опыт священнослужения.

Есть одно поле для сотрудничества: человеку, который поступает учиться в семинарию и будет потом священнослужителем, хорошо бы иметь абсолютное психическое здоровье, а ведь это не всегда так. Если педагоги, которые здесь или в семинарии готовят будущих священнослужителей, не обратят внимания на отклонения в этой сфере, не определят неврозы, которые есть у этого молодого человека, не помогут справиться с ними, преодолеть их, то такой человек пойдет священником на приход, и эти его проблемы безусловно повлияют и на его паству, и на его семью. Так что священнику нужно иметь базовые знания психологии и психопатологии. Только это должны быть знания из областей, не связанных с псевдонаукой, такой как фрейдизм, наука, построенная на ложных посылах. Она вся зиждится на антихристианских постулатах. Существуют другие направления в психиатрии - экзистенциализм, например. Многие ученые сейчас трудятся на базе христианской, в том числе и православной религии. Священник должен уметь распознавать психопатологические и невропатологические состояния. Но брать на себя функции психиатра и психолога я бы ему не советовал. Нужно готовить хороших православных психологов. Сотрудничество таких психологов со священником - это путь решения вопросов чисто психологического порядка. Я знаю, что в Москве есть, и у нас в Хабаровске тоже были такие приходы, где одновременно трудились священник и православный психолог. Такое сотрудничество действительно давало хороший результат.

Аргентинская и Южноамериканская епархия является самой большой по площади в Русской Православной Церкви (РПЦ). Ровно год назад ее возглавил митрополит Игнатий, ранее служивший на Дальнем Востоке.

В интервью ТАСС он рассказал об особенностях епархии, об общении с паствой и об отношениях с теми, кто десять лет назад отказался принять Акт о каноническом общении, подписанный Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ).

— Владыка, вы прибыли в Аргентину год назад, какие предварительные итоги можно подвести?

— Прежде всего мне нужно было познакомиться с епархией и с теми условиями, в которых мне предстояло трудиться. Епархия особенная — она самая большая по территории и одна из самых небольших по численности приходов, монастырей, общин.

Надо сказать, что монастырей здесь вообще нет и никогда не было. Я имею в виду монастырей РПЦ Московского патриархата. Прежде чем начать служение здесь, мне довелось служить на двух кафедрах, все они были Дальневосточные: Камчатская и Хабаровская. Вот теперь самая западная кафедра нашей церкви.

Конечно, мне необходимо было лично познакомиться со всеми священнослужителями, побывать в каждом приходе, посмотреть, как развивается церковная жизнь, какие особенности у этой епархии.

Одна из главных состоит в том, что здесь РПЦ находится на континенте, который является традиционно католическим. Другая особенность — очень широкое экуменическое движение.

Аргентинская и Южноамериканская епархия включает в себя девять стран. И в каждом государстве свои законы, своя религиозная атмосфера, обстановка. Если, скажем, на Камчатке и Хабаровске они различны, но однородны, то здесь что ни регион, что ни государство, то свои условия.

Например, Аргентина — это страна, которая формировалась иммигрантами. Они привезли сюда свою культуру, религию. И изначально Аргентина формировалась как толерантное государство. Здесь каждая конфессия имеет равные права. Даже не столько конфессия, сколько национальность. И каждой национальности уделяется равное внимание.

Или Чили — особое государство, со своим ярким лицом, которое, если не ошибаюсь, христианизировано было самым последним на континенте. А в Эквадоре — 70% индейского населения, и там очень ярко выражено влияние культуры коренных жителей. И так далее...

Мне нужно было со всем этим лично познакомиться, определиться в целях и средствах. Тем более что меньше чем за год до того, как я сюда приехал, святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые за всю историю российской церкви на южноамериканском континенте побывал здесь.

Он также стал первым за тысячу лет патриархом Русской православной церкви, который встретился с папой римским. Понятно, что эта встреча имела мощнейший потенциал, и мне было необходимо изучить его и подумать, как его развивать.

Я сумел объехать почти все наши приходы, за исключением тех, которые существуют в Перу и Панаме, и везде совершал богослужения, везде встречался с нашими прихожанами, а также — с представителями культуры, католической веры.

— Вы отметили, что в каждом государстве свои законы и обстановка. С этим связаны какие-нибудь трудности в работе?

— Нет, никаких... Есть трудности для священнослужителей, и для меня как архиерея — разобраться в этих условиях и выстроить в них свою работу. Понятно, что если страна иммигрантов, то условия одни, а если в ней доминирует коренное население, то другие.

Но трудностей нет. Трудности какого порядка? Чтобы к нам предвзято относились со стороны государства? Или, скажем, со стороны жителей? Такого нет. Везде относятся ровно, везде доброжелательно. Везде можно трудиться.

— В этом году исполняется десять лет с момента подписания Акта о каноническом общении. Каковы сейчас отношения РПЦ с РПЦЗ, в том числе здесь, в Южной Америке?

— Надо сказать, что многие, в том числе и я, не ожидали, что объединение церквей произойдет так быстро. Судя по тому, какая ситуация была до объединения, надежд, по крайней мере у многих архиереев, почти не было.

Никто даже не думал, что такое объединение может произойти, потому что было слишком много противоречий, слишком много было непонимания, неприязни со стороны Русской Православной Церкви Заграницей к Московской патриархии.

Вы знаете все эти аргументы: то, что вы, мол, — коммунистическая Церковь, то, что не признаете царя святым, то, что вы приняли Сергиевскую декларацию, где пообещали быть лояльными государству, где заявили, что "боль государства — это наша боль, и радость — это наша радость", что вы состоите на службе у государства и так далее...

Был период, естественно, 70-летний, когда эти обвинения имели под собой почву. Но мы не служили государству, а искали возможность выжить, сохранить Церковь. И если бы этого не произошло, то начало перестройки показало бы, что Россия в православно-духовном отношении — выжженная пустыня. Мы сохранили свою Церковь. Да, иногда ценой серьезных уступок.

И когда зарубежные архиереи начали ездить к нам и увидели, что тот образ РПЦ, который они имели, и который сейчас есть — это разные вещи, у них появилось желание поближе познакомиться.

И затем последовал в 2007 году знаменитый визит Владимира Владимировича Путина к первому иерарху Русской Зарубежной Православной Церкви. Тогда от Путина как главы государства поступило предложение к объединению. Последовал визит главы РПЦЗ, состоялась встреча, а затем подписание соглашения.

Сейчас две Церкви находятся под одним омофором Патриарха Московского и всея Руси, но фактически РПЦЗ абсолютно независима. У них есть свой Синод, они собираются и решают все свои вопросы сами, они сами рукополагают своих архиереев, у них своя собственность.

Может быть, я выражу не совсем каноничным языком свою мысль, но она поможет лучше понять, какие на самом деле взаимоотношения между РПЦЗ и РПЦ: они полностью независимы, и общее решение, которое является обязательным для всех Церквей, принимается в процессе консультаций, в процессе диалога, дискуссий. Вот, скажем, в РПЦ Патриарх издает указ — все обязаны его выполнять. Здесь общее решение достигается по итогам обсуждения.

— А как складываются отношения непосредственно с Каракасской и Южноамериканской епархией РПЦЗ? Ее Кафедральный собор также расположен в аргентинской столице.

— Абсолютно нормально. Мы вместе служим. Владыка приглашает меня на свои праздники, а мы его к себе приглашаем. Кроме этого, мы встречаемся лично, чтобы обсудить какие-то общие проблемы.

Очень часто участвуем с ним в разных мероприятиях. Нас приглашают, что очень важно для нас, скажем, на различные государственные мероприятия как представителей одной Церкви.

То есть в нас здесь видят именно одну Церковь. И не только государственные учреждения, но и представители других конфессий. Скажем, Антиохийская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь и так далее.

— Есть ли какие-то контакты с теми, кто отказался принять Акт о каноническом общении? У них ведь также есть приходы в Буэнос-Айресе.

— Я бы сказал, что наша РПЦ всегда открыта к любым контактам, к любым абсолютно, и неоднократно Святейший Патриарх об этом говорил, это говорилось на архиерейских соборах.

Со стороны неприсоединившейся части мы встречаем пока недоброжелательное отношение, нежелание каких-либо контактов. Точнее, не со стороны всей неприсоединившейся части, а со стороны нескольких епископов, потому что на уровне священнослужителей ситуация совершенно другая.

Мы знакомы с настоятелем храма на проспекте Брасиль (Свято-Троицкая церковь. — Прим. ТАСС). Мы с ним встречались, он здесь был, мы с ним беседовали.

У нас нормальные человеческие отношения. И я думаю, что это должно быть залогом для того, чтобы в будущем, я надеюсь, в недалеком, произошло полное воссоединение. Нужно оставить, нужно изжить это недоброжелательство, это недоверие, неприязнь. А для этого я бы советовал иерархам неприсоединившейся церкви почаще бывать в России.

Эта неприязнь продиктована ложным представлением о том, что происходит в РФ, каково положение Церкви. Это неправильное, ложное, извращенное представление.

Поэтому надо побывать в России, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в глубинке. На Дальний Восток съездить, посмотреть, как там Церковь живет, как в Сибири, как на Севере, как в Средней Азии, как она живет в Закавказье.

И тогда они увидят, что никакой коммунистической Церкви не существует. Да, мы сотрудничаем с государством [в России], так же как и в Аргентине, так же как и в Бразилии.

Но от этого мы не становимся бразильской или аргентинской Церковью, мы остаемся Русской Православной Церковью. Нужно почаще ездить, почаще встречаться с нашими иерархами, разговаривать, смотреть. "Приди и виждь" — говорил Христос.

— Что-то изменилось в отношениях Католической и Православной Церкви после встречи Патриарха Кирилла и Папы римского Франциска, особенно здесь, в Аргентине — на родине понтифика?

— Будучи однородной структурно, Католическая Церковь вовсе не является таковой во мнениях. В лоне Католической Церкви существует много течений, направлений.

Однако несмотря на то, что существуют разные точки зрения на определенные вопросы, подавляющее большинство иерархов Католической Церкви все-таки очень благожелательно относятся к этой встрече. Это одно из немногих больших, очень больших событий, на которое почти у всех одинаковый взгляд. Я уже не говорю о рядовых верующих католиках.

Все кардиналы, епископы, с которыми я встречался, имеют очень благожелательное мнение об этой встрече. Теперь, на мой взгляд, необходимо здесь, в Южной Америке, собраться иерархам нашей и Католической Церкви и обсудить, какие согласованные действия можно предпринять, сделать шаги, чтобы развить потенциал, заложенный этой встречей.

— Ваша епархия самая обширная по площади в РПЦ. Как часто получается проводить встречи или совещания с другими приходами?

— Как ни удивительно это прозвучит, очень часто. Несмотря на то, что расстояния огромные, каждую неделю мы встречаемся. Это необходимо. Тем более в такой обстановке, когда в каких-то странах бывает по одному священнослужителю, а в крупных странах приходы разделяют огромные расстояния.

Но мы встречаемся каждую неделю. Каким образом? Мы проводим Skype-конференции, подводим итоги недели, принимаем какие-то решения, строим планы.

Я сейчас подтолкнул священнослужителей к тому, чтобы у каждого прихода был свой сайт и чтобы они присылали свои новости на наш сайт. Сейчас на нем очень часто появляются новости с мест, в том числе на местных языках.

Я вот недавно открыл свою страничку в Facebook. Там у меня уже появилось 300 друзей за пять дней. Не знаю, что мне делать, потому что приходится целыми ночами с ними беседовать, потому что у них есть вопросы, которые они хотели бы обсудить.

Я стараюсь бывать в каждом приходе минимум один раз в год. В некоторых приходах бываю чаще. Например, в аргентинской провинции Мисьонес в прошлом году я был четыре раза, в Бразилии — три раза. В Чили дважды

А тут появляется возможность лично побеседовать с архиереем. Вот мы с ними договариваемся, и после 11 часов ночи начинается беседа по Facebook, по видео- и аудиосвязи. Вчера я лег в 4 часа ночи, а сегодня утром встал на литургию.

Так что общаемся постоянно, и я стараюсь бывать в каждом приходе минимум один раз в год. В некоторых приходах я бываю чаще. Например, в аргентинской провинции Мисьонес в прошлом году я был четыре раза, в Бразилии — три раза. В Чили дважды.

— Сколько приходов сейчас в епархии? Кто в основном ведет службы?

— Приходов, общин — 30, священнослужителей, дьяконов — 20. Они преимущественно русские, белорусы, украинцы. Но у нас есть достаточно много священнослужителей других национальностей.

Есть сербы. В Обера (город на северо-востоке Аргентины. — Прим. ТАСС) служит отец Варфоломей Овьедо, он аргентинец. Есть также колумбиец, чилиец, бразильцы. И сейчас есть у нас несколько местных жителей, которые хотели бы принять священный сан.

— Какого рода деятельность, кроме богослужебной, осуществляет епархия?

— Здесь существует много русских клубов, ассоциации соотечественников. Первым делом я познакомился с их активистами, мы побеседовали. После этого они начали приглашать меня, за этот год я побывал почти во всех действующих здесь русских организациях. Мы принимаем участие в мероприятиях внутри клубов или ассоциаций соотечественников, реализуем совместные инициативы.

Разработан план на этот год по проведению культурных мероприятий. Он включает в себя беседы о русской духовной культуре, то есть о монастырях, храмах, но не с религиозной точки зрения, а с культурологической. Я также буду выступать на семинарах об основах православной веры.

К нам сюда в июле приезжает прекрасный специалист по иконографии, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Любовь Яковлевна Ушакова. Она проведет здесь несколько встреч, а затем отправится в Бразилию и в Чили.

Мы планируем привести и других специалистов по духовной культуре. Планируем оформить передвижные фотовыставки монастырей, икон русских с соответствующими гидами. Собираемся пригласить церковный хор и провезти его по Южной Америке. В общем, планов много. Громадье, как говорится...

Однажды в московском метро я встретила митрополита. О том, что я не ошиблась, свидетельствовал подрясник и скуфья с крестом. Стоя бок о бок, мы проехали несколько станций, но я так и не решилась взять благословение у такой важной персоны. А тремя месяцами позже мы снова встретились - для интервью. И тогда я поняла, сколь неуместной была моя робость. Сибирякам чужда церемонность москвичей. А митрополит Хабаровский Игнатий - урожденный сибиряк.

СПРАВКА
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов). Родился в 1956 г. в Иркутске. Окончил физический факультет Иркутского государственного университета. Крестился в 1988 г. В 1990 г. вступил в число братии Свято-Духова монастыря г. Вильнюса. Заочно окончил Московскую духовную семинарию.
В 1992 г. назначен благочинным Свято-Духова монастыря. В 1998 г. хиротонисан во епископа Петропавловского и Камчатского. В 2007 г. окончил ПСТГУ по специальности «Теология». В феврале 2008 г. открыл в Интернете свой блог.
В марте 2011 г. назначен на Хабаровскую кафедру. В октябре 2011 г. возведен в сан митрополита.
Электронная почта митрополита Игнатия [email protected]
Ссылка на блог «Архиерей. Личный дневник митрополита Игнатия» http://blogs.pravostok.ru/vladyka_ignaty

Пастырь в толпе

- Вы в Москве часто ездите общественным транспортом?
- Почти всегда. Не хочется терять время. Понимаете, когда прилетаешь на несколько дней, каждая минута дорога – так много нужно и хочется сделать. А если передвигаться на автомобиле, придется часами стоять в пробках. Но главное в другом: священнослужитель в подряснике и на улице, и в метро - это проповедь.

- Тем более митрополит.
- Да нет, не многие разбираются в таких тонкостях. Но даже те москвичи, которые понимают, что перед ними иерарх, редко подходят под благословение. То ли робеют, то ли стесняются окружающих. Удивительно. На Дальнем Востоке люди более открыты. Если человек захочет о чем-то спросить, познакомиться или просто получить благословение, обязательно подойдет. Край у нас суровый, погода не балует, так что русским людям испокон веков приходилось держаться друг друга. А, кроме того, они ведь еще и православными были. Видимо это и сформировало характер дальневосточника и сибиряка. Я сам родился и вырос в Иркутске. Сейчас в Хабаровске живу далеко от храма, приходится ездить на машине, а когда совершал свое служение в Петропавловске, всегда ходил в храм пешком и по дороге общался с людьми. Это совсем не обременительно, наоборот, приносит радость и дает силы.

А так ли необходимо, чтобы архиереи общались с народом? Ведь на них лежит множество других, чисто административных обязанностей.
- Верно, и административных, и хозяйственных, и организационных. Но главная - одна, к ней все остальные и сводятся. В Евангелии от Иоанна Господь говорит красиво и очень ясно: добрый пастырь должен знать своих овец, вести их за собой, питать, оберегать. Да и всей Своей жизнью Христос свидетельствует: «таков вам подобаше архиерей». Вот мы и должны уподобляться. Разве Он был недоступен для людей? Нет, с народом, в основном, и общался. К Нему приходили все, кому это было необходимо, и мы должны давать людям такую возможность. Христос уделял им время, и мы должны стремиться к тому же. Не следует, опасаясь грубости и провокаций, отгораживаться от людей. На протяжении тринадцати лет моего служения на Камчатке провокационных писем, телефонных звонков или предложений практически не было.

- Кажется, что у правящего архиерея просто нет времени на общение с паствой.
- Это уже вопрос чисто организационный. Общаться ведь можно по-разному. У нас есть телевидение, радио, пресса. Один только интернет какие возможности предлагает! Можно и нужно вести переписку по электронной почте, проповедовать в социальных сетях, твиттере. Я веду блог. А каждый четверг, если не в командировке, принимаю всех желающих. Это только кажется невозможным. Нужно начать, а дальше Сам Господь умудрит, направит, даст сил.

- С чем люди обращаются к Вам?
- Не так давно молодой человек прислал на мой электронный адрес письмо: «Владыка, почему бы Вам не ввести элементы теории управления в Вашей семинарии? Ведь священник управляет приходом». Необычное предложение, но внимания заслуживает. Еще письмо: «Я - наркоман, чист уже одиннадцать лет. Организовал группу анонимных наркоманов. Помогите найти помещение». Обращаются по самым разным вопросам. Одни хотят разобраться в сложной ситуации на приходе, другим нужен духовный, а то и житейский совет. Однажды подошла женщина: «Мне очень тяжело, исповедуйте меня, пожалуйста».

- Подобает ли митрополиту исповедовать, крестить?
- Митрополит может совершать все таинства, но не думаю, что он должен делать это по всякому поводу и без оного. Иначе многие захотят, например, креститься именно у него. Есть опасность посеять в одних семена тщеславия, а других обидеть. Поэтому крещу крайне редко и почти не венчаю, за исключением тех случаев, когда нахожусь в дальних-дальних приходах, где давно не было священника.

Правда, в прошлом году в Хабаровске венчал сразу четыре пары. Это было летом. День Петра и Февронии приходится на пост, поэтому мы совершили таинство неделей позже, но посвятили его именно этим двум святым - покровителям семьи. У нас в городе огромный собор, самый большой на Дальнем Востоке. И вот на его ступенях величественно, торжественно мы венчали сразу четыре пары. Собралось огромное количество народа, через микрофоны песнопения и молитва наполняли всю площадь. Для чего, спросите, это было сделано? Причина проста: молодежь должна знать и видеть, каким прекрасным может быть рождение новой семьи и как нелепо превращать это событие в банальное застолье.

А вот с крещением… Однажды поздно ночью позвонили из роддома: «У ребенка серьезная родовая травма, скорее всего до утра не доживет. Приезжайте, пожалуйста, крестите его». Приехал, облачился в халат, поверх - епитрахиль и поручи. Принесли мальчика туго спеленатого, пояснили: если пеленки хоть чуть-чуть ослабить, малыш начинает страшно кричать от боли. Я приступил к чинопоследованию, и чем долее звучали молитвы, тем меньше беспокоился этот маленький страдалец. Когда настал черед миропомазания, я распеленал его. А он и не отреагировал никак - спал крепко, впервые за много часов! Хорошо помню ту ночь. За окном темно, летний дождь, по стеклу - стук мокрых листьев. И после всего чувство какой-то блаженной усталости: все, все сделал, что мог. Крестили его Ростиславом.

Прошло несколько дней. В заботах я почти забыл об этом случае. А в воскресенье на литургии подходит женщина с грудным младенцем, хочет причастить. Спрашиваю, как имя? Ростислав, отвечает, и смотрит внимательно, как будто ждет чего-то. И тут до меня доходит: это ж тот самый малыш, которого мы крестили! Слава силе Твоей, Господи!
Вот в таких случаях крещу.

Ориентиры

- Вы крестились, когда вам было 32 года?
- Да. Это было начало перестройки. Многие устремились в Церковь, и я в том числе. Тогда Иркутскую епархию возглавлял архиепископ - ныне митрополит - Хризостом (Мартишкин, род.1934г.-– прим. ред.). Услышав его проповеди, я был поражен. На лекциях по научному атеизму нам внушали: все попы безграмотные, в Бога сами не верят, только наживаются на людском невежестве. И вдруг вижу человека всесторонне образованного, великолепно разбирающегося и в светских, и в церковных вопросах. Вот за ним я в Церковь и пришел. Он стал моим первым наставником. А потом владыку перевели в Вильнюс, и я последовал туда же. В вильнюсском монастыре Святого Духа через него принял постриг и благодать священства.

Из Вильнюса вышло много нынешних архиереев. Можно, наверное, говорить о плеяде последователей митрополита Хризостома.
-Я думаю, что это плеяда митрополита Никодима (Ротова). Первые его последователи - наш нынешний Святейший Патриарх, митрополит Ювеналий, митрополит Хризостом. Затем уже и мы: митрополит Иларион (Алфеев), Митрополит Вадим Иркутский, я, архиепископ Иннокентий Виленский.

- Вы были духовным чадом митрополита Хризостома?
- Нет, хотя стремился к этому одно время. Как-то попросился к нему на исповедь, но получил отказ. Владыка не хотел, чтобы кто-то имел к нему привязанность. Так и говорил: «Священник - это столб с указателем «Бог там»». Меня это немного задело тогда. Я все оставил, пошел за ним, а он даже исповедовать отказывается. Теперь я его понимаю. А Господь все же послал мне духовного отца - батюшку Иоанна (Крестьянкина)

Ощущение новизны

- Вы сейчас учитесь в аспирантуре Московского психолого-педагогического университета. Зачем митрополиту психология?
- На Камчатке я преподавал «Основы православной культуры» у старшеклассников. Четверг и пятницу проводил в школах. Общение проходило так: мы знакомились, я отвечал на их вопросы - любые, и о себе в том числе, а затем спрашивал, о чем бы хотели поговорить они. Мне было важно обсуждать с ними именно те темы, которые их волнуют. Оказалось, что таких тем не много. Думал, нужно будет отдельно готовиться к каждой встрече, в каждом классе. Но нет. Всех подростков, как выяснилось, интересует примерно одно и то же: любовь, жизнь после смерти, взаимоотношения с родителями, смысл жизни, мистика, инфернальный мир. Вот об этом и говорили.

За семь лет у меня накопился достаточно большой опыт работы со старшеклассниками. Хотелось, с одной стороны, его подытожить, с другой понять, как сделать это общение более системным и целенаправленным. Святые отцы дают много советов по воспитанию молодежи, но вот системного изложения у них мне встретить не удалось. А в педагогике и психологии этому посвящено много трудов и исследований. Правда, большая их часть нам совершенно не подходит, потому что нацелена на воспитание гордости, эгоцентризма, самонадеянности. Но нашлись приемлемые, очень интересные психолого-педагогические системы и методы. Я начал читать, публиковаться. А вскоре ректор Психолого-педагогического университета Виталий Владимирович Рубцов предложил поступить в аспирантуру. Тема моей диссертации звучит примерно так: какие психологические методики можно использовать для подготовки будущих пастырей.

- А еще вы не так давно закончили Православный Свято-Тихоновский университет. Вам нравится учиться?
- Нравится. Очень интересно получать новые знания. Ощущение новизны окружающего Божьего мира мне необходимо.

- Кстати, о новизне. Несколько лет назад вы прыгнули с парашютом. С тех пор больше не прыгали?
- Я прыгал дважды. Один раз на Камчатке, второй - совсем недавно, уже в Хабаровске, с семинаристами и членами отдела по работе с молодежью. Я сам их пригласил. Замечательный был прыжок - лето, солнце, никакого ветра. Все были в восторге и до сих пор вспоминают.

- Еще будете прыгать?
- Я-то нет. Самому мне это не очень по душе. Да и возраст... Когда я предложил семинаристам прыгнуть, почти никто не откликнулся. Меня это удивило. Почему будущий мужчина, воин боится? Почему не хочет преодолеть свои страхи. Тогда я сказал, что сам буду прыгать. Смотрю, начали поднимать руки. Сначала медленно, нерешительно… в итоге набралось двенадцать человек. А те, кто не отважился, потом жалели. Просят еще раз. Ну теперь уж пусть сами. Контактные телефоны имеют, куда ехать и что делать знают. Я им путь показал - и достаточно.

- В Хабаровске есть духовная семинария. Это тоже нечто новое?
- Да, ей всего пять лет. Единственная семинария на Дальнем Востоке. Мы сейчас переходим на стандарт третьего поколения, Болонскую систему. Тут есть над чем поработать. Как проходит обычный день семинариста? Встал, помолился, позавтракал, позанимался в аудитории, пообедал, позанимался самостоятельно, помолился, лег спать. И так пять лет. Во-первых, это вредно для здоровья. Во-вторых, я бы не сказал, что это идеально способствует духовному развитию. Поэтому первым делом я ввел в семинарии ежедневную зарядку по 25 минут. Потом включил в расписание уроки физкультуры. Теперь вводим пастырскую практику. Изучают литургику – пусть в выходные участвуют в богослужении, изучают гомилетику - пусть на воскресной литургии произносят проповедь. Будущий пастырь должен иметь все навыки практической деятельности. Так что семинаристы у нас работают в самых разных епархиальных отделах: миссионерском, катехизаторском, молодежном, социальном, тюремном. Несколько человек выразили желание работать с наркоманами.

Я всем предложил вести свои блоги, работать в соцсетях. Они же молодые, им это легко дается. Церковь сейчас проигрывает интернет-сражение. Так что пусть будущие священники осваивают общение с людьми в виртуальном пространстве. Им это пригодится.

- А вы свой блог сами ведете?
- Конечно, сам. Иначе какой в нем смысл? Правда, с переездом в Хабаровск времени не всегда хватает. А на Камчатке регулярно делал записи, и люди отзывались, комментировали. По пятьдесят посещений в день было.

Епархия размером с Европу

- В Центральной России почти ничего не знают о Дальнем Востоке...
- В том-то и дело! В советское время развитию региона придавали очень большое значение. Тогда человек, отправлявшийся на дальневосточные стройки, считался героем. А сегодня СМИ рассказывают только о том, как у нас плохо и страшно. Регион, который нуждается в усиленном внимании правительства, практически этого внимания лишен. А тем временем рядом растет и укрепляется южный сосед. Дальний Восток - это 36 процентов всей территории РФ. А проживает там всего около 6 процентов населения, примерно 6 миллионов человек. Рядом же, в пограничном китайском городе Харбине - 10 миллионов жителей. В одном городе больше, чем на всем Дальнем Востоке.

- Ваша епархия тоже не маленькая?
- Огромная! На территории Хабаровского края можно разместить почти всю Европу. При этом населенные пункты крошечные, находятся на больших расстояниях друг от друга. А архиерей один. Тут не автомобиль, а самолет нужен. Поэтому я очень поддерживаю идею создания новых епархий. Недавно у нас появилось три викарных архиерея. Для меня это огромная помощь. Они люди молодые, энергичные будут меня подталкивать, не дадут уснуть. А я как человек более пожилой и опытный постараюсь мудро руководить.

- Священников в епархии не хватает?
- Пока не хватает. Недавно мы проехали по всем поселкам края. Почти в каждом можно создать общину. Но нет пастырей. Выход один: пока организовать жизнь прихода без постоянного пастырского окормления. Мы снабжаем общину литературой - и пусть служат мирским чином. Никаких таинств миряне совершать не могут. Но без священника можно служить молебны, панихиду, псалтирь читать. Можно служить обедницу - антифоны, чтение Апостола, чтение Евангелия. Потом, после службы - общая трапеза. Вот так и поддерживаем церковную жизнь в отдаленных деревнях. Ведь есть такие точки, куда священник только раз в несколько месяцев может добраться.

- Вы как митрополит можете как-то участвовать в судьбе региона?
- Недавно меня избрали в Общественную палату РФ. Я очень надеюсь, что это даст мне возможность донести до слуха руководства государства те проблемы, которые есть на Дальнем Востоке, и предложить способы их решения.

- Вы знаете такие способы?
- Я не один. В течение двух недель после моего приезда в Хабаровск ко мне обратились практически все руководители нашего края. Губернатор, градоначальник, глава законодательного собрания, председатель краевой Госдумы, министры, руководители многих общественных организаций - все предлагают конкретное деятельное сотрудничество. Вместе мы сможем выработать здравые предложения.

- Владыка, когда же вы отдыхаете? Архиерею ведь положен отпуск?
- За 13 лет на Камчатке у меня был только один отпуск. Но вообще я никуда не рвусь. Для меня лучший отдых - в моей келье. Я по натуре человек замкнутый.

Беседовала: Евгения ВЛАСОВА

Как сообщает сайт Аргентинской митрополии, начиная с июля месяца, каждую субботу в кафедральном Благовещенском соборе Буэнос-Айреса Божественная литургия будет совершаться в сопровождении знаменного пения. На клиросе будут петь правящий архиерей митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий и клирик Аргентинской епархии иеромонах Антоний (Жуков).

Таким образом вновь назначенный глава Аргентинской епархии намерен знакомить прихожан местных православных храмов с древним церковным распевом.

Знаменное пение иерарх стал поддерживать еще в бытность правящим архиереем Петропавловской и Камчатской епархии, в начале 2000-х годов, когда в Петропавловске-Камчатском сначала образовалась монашеская община, а затем был учрежден монастырь в честь великомученика Пантелеимона (2006).

Первым наместником обители стал иеромонах Антоний (Жуков), впоследствии сопровождавший архиепископа Игнатия в период его служения на Хабаровской кафедре, а с лета 2016 года - в Аргентинской епархии.

Первая Божественная литургия знаменного распева состоялась в Благовещенском соборе Буэнос-Айреса в конце июня. Об этом митрополит Игнатий написал в своем личном блоге, который он - первый из архиереев Русской православной церкви - ведет с февраля 2008 года.

«О. Антоний весьма близко познакомился и быстро подружился с о.. Олегом (священник Олег Забусень - настоятель храма преподобного Иова игумена Почаевского в Буэнос-Айресе; - сайт) - клириками собора - а также их домашними. И кажется, даже, поведал им о знаменном пении в своем хабаровском монастыре. Иначе как объяснить тот факт, что вчера, после утреннего правила они возжелали совершить субботнюю знаменную литургию. В сопровождении архиерейского хора. Так вот, совершили», - написал он в блоге 30 июня.

Теперь совершение литургии в сопровождении знаменного пения станет регулярным, а петь на клиросе, помимо иеромонаха Антония (Жукова), певчих и клириков собора, станет сам митрополит Игнатий.


Знаменное пение

Зна́менное пение, или зна́менный распев - основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков - знамён, использовавшихся для его записи. Объединяет различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён - кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Древнейшие нотированные крюками рукописи относят к XI веку. На XI-XIII века приходится расцвет кондакарного распева, который, однако, уже в XIV веке практически исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг.

В середине XV в. на Руси распространяется демественный распев (демественное пение, демество), которое получает распространение в XVI-XVII вв., в том числе в многоголосии.

В последней четверти XV в. возникает путевой распев. К концу XVI в. путевой распев становится самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Начиная со второй половины XVII в. путевой распев выходит из употребления.

Основным видом знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции, является столповой распев.

Начиная с конца XVII века - начала XVIII века, крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, латинским пением. В результате в XIX веке знаменное пение постепенно было вытеснено «партесным» (многоголосным).

Основной средой, в которой сохраняются традиции знаменного пения, на сегодняшний день является старообрядчество.


Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий. Биографическая справка

В 1978 г. окончил физический факультет Иркутского государственного университета, с 1978 по 1980 г. служил в рядах Советской Армии. В 1980-1983 гг. работал инженером в Восточно-Сибирском энергетическом институте, с 1983 г. заведовал лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии.

В 1988 г. принял Святое Крещение. В марте 1990 г. вступил в число братии Свято-Духова монастыря г. Вильнюса. Выполнял послушания библиотекаря, благочинного, попечителя и духовника школы-интерната в Вильнюсе.

В 1993 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию.

В сентябре 1992 г. назначен благочинным Свято-Духова монастыря.

В феврале 2008 г. владыка Игнатий открыл в Интернете свой блог.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. назначен главой новообразованной Приамурской митрополии.

30 октября 2014 г. на X съезде Союза ректоров России, который прошел в МГУ им. Ломоносова в Москве, принят в состав Союза ректоров России.

Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. (журнал № 36) назначен Преосвященным Аргентинским и Южноамериканским с освобождением от управления Приамурской митрополией.

Решением Священного Синода от 13 июня 2016 г. (журнал № 42) освобожден от должности ректора Хабаровской духовной семинарии.

Прибыл на новое место служения 18 июня 2016 года, накануне праздника Пятидесятницы. С конца июня стал публиковать записи в своем блоге на двух языках - русском и испанском.