Уникальный памятник российской архитектуры. Церковь Ивана Воина. Уникальный памятник российской архитектуры Церковь св иоанна

  • Адрес: Центральный район, Рига, LV-1050, Латвия;
  • Открытие: 1234 г.;
  • Телефон: +371 67 224 028.

На фоне лютеранская церковь св. Иоанна выделяется необычным эклектическим стилем. В ее архитектуре причудливо сочетаются монументальные элементы поздней готики, витиеватые формы барокко, чувствуются веяния Северного Возрождения и изящного маньеризма. Но причиной такого удивительного смешения стилей и эпох стала не реализация уникального архитекторского проекта, а тяжелая история храма, полная утрат, разрушений и многочисленных попыток восстановления этой древней святыни.


Пристанище ливонских монахов

В 1234 году Рижский епископ построил себе новую резиденцию возле . Бывшее подворье он решил передать монахам-доминиканцам. Так влиятельный в то время католический Орден получил землю для строительства своего храма. Новая церковь, названная в честь Иоанна Крестителя, была достаточно скромной – небольшая часовня, однонефное здание с тесным помещением, внутри которого располагалось 6 контрфорсов и несколько боковых алтарей.

Горожане не очень жаловали хмурых молчаливых монахов в длинных черных рясах, как и весь Ливонский Орден, которому они подчинялись. Поэтому в городе часто происходили стычки. В 1297 году революционно настроенные жители ворвались в церковь святого Иоанна, снесли крышу и установили на образовавшемся плацдарме площадку для катапульт, с которой атаковали Орденский замок, расположен неподалеку. Но доминиканцы не покинули свой храм, восстановили его, а через некоторое время расширили, выкупив соседний земельный участок. Тогда церковь приобретает свои готические черты в виде узких оконных проемов на фоне массивных кирпичных стен.

Однако противостояния горожан и монахов не прекращаются. В конце XV века и храм, и замок подвергается очередному нападению недовольных чрезмерными поборами рижан. И в этот раз победа за жителями Риги. Спустя несколько лет горожане окончательно изгнали их из Риги. Обошлось даже без кровопролития. Священнослужители отправились в пасхальное шествие вокруг крепостных стен города, а рижане их просто не пустили вовнутрь, когда те вернулись.

Возвращение церковного статуса

В 1582 году польский король решил укрепить позиции католической церкви. Для этого он обменял церковь святого Иоанна, передав ее лютеранской общине, на церковь Екаба, которую присоединил к католическим храмам.

Наконец в стенах измученной церкви вновь зазвучали молитвы. Прихожан становилось все больше, и стал вопрос о расширении храма. При строительстве новой алтарной части и боковой пристройки использовали модные на то время элементы маньеризма.

Еще несколько раз уже лютеранская церковь св Иоанна подвергалась разрушениям, но уже не от ярости и презрения людей, а по стечению обстоятельств. В 1677 году храм пострадал от большого городского пожара, а в 1941 году в церковь попадает военный снаряд. Каждый раз проводили реконструкцию, добавляя различные архитектурные элементы, свойственные той или иной эпохе. В результате церковь святого Иоанна в Риге обрела такой своеобразный и уникальный в своем роде облик.

Что посмотреть?

Кроме потрясающей внешней архитектуры и красивого внутреннего убранства храма, туристам будет интересно увидеть необычные элементы строения. С ними связаны интересные истории и легенды, которые, кстати, объединяет число «2». Это:


Статуя Иоанна Крестителя стала символом доверчивости, открытости и простодушия простых жителей-лютеран, а статуя Соломеи, держащая в руках блюдо с головой Иоанна, олицетворяет коварство и вероломство знатного католического верховенства. По иронии судьбы, зло оказалось сильнее добра, статуя Иоанна не выдержала натиска времени, и в 1926 году была заменена на копию. Соломея же уже четвертое столетие стоит на своем месте, пережив все стихийные бедствия, революции и войны.


На юго-западном фасаде церкви святого Иоанна можно увидеть каменные маски с открытыми ртами. Есть две версии предназначения этих голов. Согласно первой гипотезе, через них оповещали горожан о начале проповеди. Есть также и те, кто считают, что эти каменные рты использовали для обучения проповедников. Они должны были читать молитвы через них так громко, чтобы быть услышанными даже на улице Грециниеку.

Легенда о двух монахах посвящена человеческому тщеславию. Друзья-священнослужители захотели оставить после себя след в истории и посчитали, что если они проведут всю оставшуюся жизнь в замурованной стене храма, их причислят к лику святых. Прожили они в заточении долго, жители города носили им еду и воду. Но после смерти монахов никто их деяния не принял за великий подвиг, и лика святых они удостоены не были, так как двигала «мучениками» не святая вера, а пустое чванство.

Также в лютеранской церкви св Иоанна можно увидеть:

  • расписанный алтарь XVIII века;
  • кафедру 1846 года;
  • необычные витражи, изготовленные Э. Тоде;
  • картину кисти Я. Розенталя «Распятие на кресте»;
  • флигельного петушка, расположенного в отличие от других церквей не на башне, а над центральным входом.

А еще вы сможете попасть на концерт живой органной музыки, которые проводятся в храме довольно часто. Орган здесь появился еще в 1854 году, но в конце 90-х годов прошлого века он был заменен на новый инструмент, подаренный церкви св Иоанна лютеранской общиной города Удевалле (Швеция).


Вход в храм бесплатный, можно оставить добровольные пожертвования.

Понедельник – выходной.

Со вторника по субботу церковь открыта с 10:00 до 17:00, в воскресенье – с 10:00 до 12:00.

Как добраться?

Церковь Ивана (Иоанна) Воина в Москве на Якиманке - православный храм в честь мученика Иоанна воина.

Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. До революции на Якиманке было четыре храма, но уцелел только один - храм Ивана Воина . Его спасли редчайшие для Москвы стилевые особенности и красота постройки. Церковь принадлежит к числу лучших произведений раннепетровского барокко, которые можно пересчитать в Москве по пальцам одной руки. Кроме того, здание украшено разнообразным западноевропейским декором, не получившим в дальнейшем развития на русской почве, что делает Иоанновскую церковь уникальным памятником российской архитектуры первой четверти XVIII века.


Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор Иван Зарудный.


Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.


В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).


В 1779-1791 годах церковь Ивана Воина была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.


С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей».

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.


В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый хам Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина.

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.


Изначально на этом месте находилось епископское подворье, расположенное непосредственно возле первого . После того, как рижский епископ построил себе новую резиденцию вблизи , подворье было передано ордену доминиканцев.

Именно на этом месте монахи возвели церковь и монастырь со двором, окаймленный крестовым ходом.

Фрагменты Крестового хода до сих пор сохранились в Яновом дворике (Jāņa Sēta).

Собственно церковь впервые упоминается в хрониках 1297 года. В тот год рижане, осадившие орденский замок, снесли крышу церкви и с нее обстреливавли его. В результате восстания бюргеров замок был полностью разрушен.

Церковь также не избежала участи полного разрушения. Это произошло в конце 15-го века, когда случилось очередное восстание свободолюбивых рижан против рыцарей ордена меченосцев. Спустя несколько десятилетий, после победы ордена, бюргерам пришлось за свой счет восстановить церковь.



Легенда это или нет, но двое монахов-доминиканцев согласились быть заживо замуроваными в стенах строящейся церкви с тем, что бы новое здание стояло вечно. Замурованных монахов рижане кормили через оставленную узкую щель, передавая им хлеб и воду. После их смерти щель была заделана и осталось лишь маленькое отверстие.

В верхней части юго-западной стены видны две каменные маски, изображающие лица монахов с открытым ртом. По легенде, в дни церковных праздников позади усаживались монахи ордена и произносили речь. Сквозь открытый рот их голос звучал по всему городу.

Во времена Реформации, если уж быть совсем точным, в 1523 году, монахи были изгнаны из церкви, и в ней одно время была конюшня, а затем даже хлев. Позже здесь обустроили оружейный склад.

В конце 16-го века здание была возвращено церкви, и в последующие годы оно неоднократно перестраивалось и реставрировалась, пока не обрело свой нынешний вид.

В настоящее время это крупнейшая лютеранская церковь Риги, при этом свою культовую функцию она выполняла и в советские годы.

После прогулки по городу нет ничего лучше, как послушать хорошо звучащий орган. Отправляйтесь в Церковь святого Иоанна. Именно там проходят концерты органной музыки. Церковь святого Иоанна наиболее подверглась влиянию времен. Она переходила из рук в руки, разрушалась, перестраивалась. Время вносило свои коррективы и в итоге получилось причудливое архитектурное строение, сочетающее в себе элементы готики, барокко, маньеризма и Возрождения. Тем не менее, его относят к выдающимся памятникам средневекового зодчества.

Немного истории

Первое упоминание о храме относится к началу XIII века. Рижский епископ, построив себе новую резиденцию, освободил прежнее подворье, и оно перешло к монахам Доминиканского ордена. Однако рижане недолюбливали меченосцев и старались всячески изгнать их из города. Так и случилось в один из пасхальных дней. Монахи вышли за пределы городской стены с крестным ходом, а обратно их уже не впустили. В те времена в Риге царили антикатолические настроения, поэтому разгневанная толпа поглумилась и над небогатым убранством храма.

Церковь пришла в запустение, и через короткое время ее выкупил помещик. В культовом здании он поместил конюшню, причем животных называли по именам монахов-доминиканцев. Это дошло до Римского императора, и на Ригу был наложен серьезный штраф за использование храма не по назначению. Принимается не менее странное решение и в церкви устраивается склад оружия.

В 1562 году окончательно был побежден Ливонский орден, и Рига перешла к новому правителю – польскому королю Стефану Баторию. Первым его указом Яковлевская церковь была отобрана у лютеран и передана католикам. А Иоаннов храм отдан общественности для устроения в нем лютеранской церкви. Горожане быстро взялись за работу по реконструкции и расширению храма. Вот тогда строение и приобрело модные по тем временам черты маньеризма.

В конце XVII века в наружные ниши храма поместили скульптуры Иоанна Крестителя и Саломеи. Первая символизировала радушие, простодушие и доверчивость лютеран. А вторая – вероломство католиков. По иронии судьбы, Саломея стоит до сих пор. А вот скульптуру Предтечи пришлось создавать заново. От времени она стала разрушаться.

Когда доминиканцы строили монастырь, у них постоянно возникали какие-то препятствия. Тогда, как повествует легенда, двое монахов решили принести себя в жертву. Они попросили замуровать их в стену, у основания здания. Открытыми оставались только лица, чтобы можно было принимать пищу. После смерти отверстия для лиц были замурованы в виде крестов. Случилось это в XV веке. Позднее в память о подвиге этих мучеников сверху на юго-западной стене поместили две каменные маски с открытыми ртами. Проповедник садился за одной из них и говорил проповедь, которая хорошо была слышна на весь город.

Где расположена достопримечательность?

Церковь находится недалеко от набережной Даугавы на улице Скарню. Она соседствует с Яня Сета или Иоанновым подворьем. Здесь сохранились фрагменты древней фортификационной стены. Именно здесь снимали легендарный советский фильм о Шерлоке Холмсе. Рядом находится еще одна достопримечательность – Конвент Экка. В древности здесь был вдовий приют. Сейчас в здании размещается гостиница и популярный среди горожан ресторан.