Уникальный памятник российской архитектуры. Церковь Ивана Воина. Уникальный памятник российской архитектуры Церковь св иоанна
- Адрес: Центральный район, Рига, LV-1050, Латвия;
- Открытие: 1234 г.;
- Телефон: +371 67 224 028.
На фоне лютеранская церковь св. Иоанна выделяется необычным эклектическим стилем. В ее архитектуре причудливо сочетаются монументальные элементы поздней готики, витиеватые формы барокко, чувствуются веяния Северного Возрождения и изящного маньеризма. Но причиной такого удивительного смешения стилей и эпох стала не реализация уникального архитекторского проекта, а тяжелая история храма, полная утрат, разрушений и многочисленных попыток восстановления этой древней святыни.
Пристанище ливонских монахов
В 1234 году Рижский епископ построил себе новую резиденцию возле . Бывшее подворье он решил передать монахам-доминиканцам. Так влиятельный в то время католический Орден получил землю для строительства своего храма. Новая церковь, названная в честь Иоанна Крестителя, была достаточно скромной – небольшая часовня, однонефное здание с тесным помещением, внутри которого располагалось 6 контрфорсов и несколько боковых алтарей.
Горожане не очень жаловали хмурых молчаливых монахов в длинных черных рясах, как и весь Ливонский Орден, которому они подчинялись. Поэтому в городе часто происходили стычки. В 1297 году революционно настроенные жители ворвались в церковь святого Иоанна, снесли крышу и установили на образовавшемся плацдарме площадку для катапульт, с которой атаковали Орденский замок, расположен неподалеку. Но доминиканцы не покинули свой храм, восстановили его, а через некоторое время расширили, выкупив соседний земельный участок. Тогда церковь приобретает свои готические черты в виде узких оконных проемов на фоне массивных кирпичных стен.
Однако противостояния горожан и монахов не прекращаются. В конце XV века и храм, и замок подвергается очередному нападению недовольных чрезмерными поборами рижан. И в этот раз победа за жителями Риги. Спустя несколько лет горожане окончательно изгнали их из Риги. Обошлось даже без кровопролития. Священнослужители отправились в пасхальное шествие вокруг крепостных стен города, а рижане их просто не пустили вовнутрь, когда те вернулись.
Возвращение церковного статусаВ 1582 году польский король решил укрепить позиции католической церкви. Для этого он обменял церковь святого Иоанна, передав ее лютеранской общине, на церковь Екаба, которую присоединил к католическим храмам.
Наконец в стенах измученной церкви вновь зазвучали молитвы. Прихожан становилось все больше, и стал вопрос о расширении храма. При строительстве новой алтарной части и боковой пристройки использовали модные на то время элементы маньеризма.
Еще несколько раз уже лютеранская церковь св Иоанна подвергалась разрушениям, но уже не от ярости и презрения людей, а по стечению обстоятельств. В 1677 году храм пострадал от большого городского пожара, а в 1941 году в церковь попадает военный снаряд. Каждый раз проводили реконструкцию, добавляя различные архитектурные элементы, свойственные той или иной эпохе. В результате церковь святого Иоанна в Риге обрела такой своеобразный и уникальный в своем роде облик.
Что посмотреть?Кроме потрясающей внешней архитектуры и красивого внутреннего убранства храма, туристам будет интересно увидеть необычные элементы строения. С ними связаны интересные истории и легенды, которые, кстати, объединяет число «2». Это:
Статуя Иоанна Крестителя стала символом доверчивости, открытости и простодушия простых жителей-лютеран, а статуя Соломеи, держащая в руках блюдо с головой Иоанна, олицетворяет коварство и вероломство знатного католического верховенства. По иронии судьбы, зло оказалось сильнее добра, статуя Иоанна не выдержала натиска времени, и в 1926 году была заменена на копию. Соломея же уже четвертое столетие стоит на своем месте, пережив все стихийные бедствия, революции и войны.
На юго-западном фасаде церкви святого Иоанна можно увидеть каменные маски с открытыми ртами. Есть две версии предназначения этих голов. Согласно первой гипотезе, через них оповещали горожан о начале проповеди. Есть также и те, кто считают, что эти каменные рты использовали для обучения проповедников. Они должны были читать молитвы через них так громко, чтобы быть услышанными даже на улице Грециниеку.
Легенда о двух монахах посвящена человеческому тщеславию. Друзья-священнослужители захотели оставить после себя след в истории и посчитали, что если они проведут всю оставшуюся жизнь в замурованной стене храма, их причислят к лику святых. Прожили они в заточении долго, жители города носили им еду и воду. Но после смерти монахов никто их деяния не принял за великий подвиг, и лика святых они удостоены не были, так как двигала «мучениками» не святая вера, а пустое чванство.
Также в лютеранской церкви св Иоанна можно увидеть:
- расписанный алтарь XVIII века;
- кафедру 1846 года;
- необычные витражи, изготовленные Э. Тоде;
- картину кисти Я. Розенталя «Распятие на кресте»;
- флигельного петушка, расположенного в отличие от других церквей не на башне, а над центральным входом.
А еще вы сможете попасть на концерт живой органной музыки, которые проводятся в храме довольно часто. Орган здесь появился еще в 1854 году, но в конце 90-х годов прошлого века он был заменен на новый инструмент, подаренный церкви св Иоанна лютеранской общиной города Удевалле (Швеция).
Вход в храм бесплатный, можно оставить добровольные пожертвования.
Понедельник – выходной.
Со вторника по субботу церковь открыта с 10:00 до 17:00, в воскресенье – с 10:00 до 12:00.
Как добраться?Церковь Ивана (Иоанна) Воина в Москве на Якиманке - православный храм в честь мученика Иоанна воина.
Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. До революции на Якиманке было четыре храма, но уцелел только один - храм Ивана Воина . Его спасли редчайшие для Москвы стилевые особенности и красота постройки. Церковь принадлежит к числу лучших произведений раннепетровского барокко, которые можно пересчитать в Москве по пальцам одной руки. Кроме того, здание украшено разнообразным западноевропейским декором, не получившим в дальнейшем развития на русской почве, что делает Иоанновскую церковь уникальным памятником российской архитектуры первой четверти XVIII века.
Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор Иван Зарудный.
Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.
В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.
В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
В 1779-1791 годах церковь Ивана Воина была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.
С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей».
Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.
В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый хам Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина.
Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.
Изначально на этом месте находилось епископское подворье, расположенное непосредственно возле первого . После того, как рижский епископ построил себе новую резиденцию вблизи , подворье было передано ордену доминиканцев.
Именно на этом месте монахи возвели церковь и монастырь со двором, окаймленный крестовым ходом.
Фрагменты Крестового хода до сих пор сохранились в Яновом дворике (Jāņa Sēta).
Собственно церковь впервые упоминается в хрониках 1297 года. В тот год рижане, осадившие орденский замок, снесли крышу церкви и с нее обстреливавли его. В результате восстания бюргеров замок был полностью разрушен.
Церковь также не избежала участи полного разрушения. Это произошло в конце 15-го века, когда случилось очередное восстание свободолюбивых рижан против рыцарей ордена меченосцев. Спустя несколько десятилетий, после победы ордена, бюргерам пришлось за свой счет восстановить церковь.
Легенда это или нет, но двое монахов-доминиканцев согласились быть заживо замуроваными в стенах строящейся церкви с тем, что бы новое здание стояло вечно. Замурованных монахов рижане кормили через оставленную узкую щель, передавая им хлеб и воду. После их смерти щель была заделана и осталось лишь маленькое отверстие.
В верхней части юго-западной стены видны две каменные маски, изображающие лица монахов с открытым ртом. По легенде, в дни церковных праздников позади усаживались монахи ордена и произносили речь. Сквозь открытый рот их голос звучал по всему городу.
Во времена Реформации, если уж быть совсем точным, в 1523 году, монахи были изгнаны из церкви, и в ней одно время была конюшня, а затем даже хлев. Позже здесь обустроили оружейный склад.
В конце 16-го века здание была возвращено церкви, и в последующие годы оно неоднократно перестраивалось и реставрировалась, пока не обрело свой нынешний вид.
В настоящее время это крупнейшая лютеранская церковь Риги, при этом свою культовую функцию она выполняла и в советские годы.
После прогулки по городу нет ничего лучше, как послушать хорошо звучащий орган. Отправляйтесь в Церковь святого Иоанна. Именно там проходят концерты органной музыки. Церковь святого Иоанна наиболее подверглась влиянию времен. Она переходила из рук в руки, разрушалась, перестраивалась. Время вносило свои коррективы и в итоге получилось причудливое архитектурное строение, сочетающее в себе элементы готики, барокко, маньеризма и Возрождения. Тем не менее, его относят к выдающимся памятникам средневекового зодчества.
Немного истории
Первое упоминание о храме относится к началу XIII века. Рижский епископ, построив себе новую резиденцию, освободил прежнее подворье, и оно перешло к монахам Доминиканского ордена. Однако рижане недолюбливали меченосцев и старались всячески изгнать их из города. Так и случилось в один из пасхальных дней. Монахи вышли за пределы городской стены с крестным ходом, а обратно их уже не впустили. В те времена в Риге царили антикатолические настроения, поэтому разгневанная толпа поглумилась и над небогатым убранством храма.
Церковь пришла в запустение, и через короткое время ее выкупил помещик. В культовом здании он поместил конюшню, причем животных называли по именам монахов-доминиканцев. Это дошло до Римского императора, и на Ригу был наложен серьезный штраф за использование храма не по назначению. Принимается не менее странное решение и в церкви устраивается склад оружия.
В 1562 году окончательно был побежден Ливонский орден, и Рига перешла к новому правителю – польскому королю Стефану Баторию. Первым его указом Яковлевская церковь была отобрана у лютеран и передана католикам. А Иоаннов храм отдан общественности для устроения в нем лютеранской церкви. Горожане быстро взялись за работу по реконструкции и расширению храма. Вот тогда строение и приобрело модные по тем временам черты маньеризма.
В конце XVII века в наружные ниши храма поместили скульптуры Иоанна Крестителя и Саломеи. Первая символизировала радушие, простодушие и доверчивость лютеран. А вторая – вероломство католиков. По иронии судьбы, Саломея стоит до сих пор. А вот скульптуру Предтечи пришлось создавать заново. От времени она стала разрушаться.
Когда доминиканцы строили монастырь, у них постоянно возникали какие-то препятствия. Тогда, как повествует легенда, двое монахов решили принести себя в жертву. Они попросили замуровать их в стену, у основания здания. Открытыми оставались только лица, чтобы можно было принимать пищу. После смерти отверстия для лиц были замурованы в виде крестов. Случилось это в XV веке. Позднее в память о подвиге этих мучеников сверху на юго-западной стене поместили две каменные маски с открытыми ртами. Проповедник садился за одной из них и говорил проповедь, которая хорошо была слышна на весь город.
Где расположена достопримечательность?
Церковь находится недалеко от набережной Даугавы на улице Скарню. Она соседствует с Яня Сета или Иоанновым подворьем. Здесь сохранились фрагменты древней фортификационной стены. Именно здесь снимали легендарный советский фильм о Шерлоке Холмсе. Рядом находится еще одна достопримечательность – Конвент Экка. В древности здесь был вдовий приют. Сейчас в здании размещается гостиница и популярный среди горожан ресторан.