Оказание юридической помощи. Оказание юридической помощи Пример для иллюстрации

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

75 772 просмотра

Ключевым моментом при работе с 223-ФЗ является разработка и применение на практике Положения о закупках. Расскажем, как его правильно составить и использовать.

ФЗ №223 от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят более двух лет назад, казалось бы, уже все должно быть урегулировано и понятно для всех сторон закупок. На практике дела обстоят совсем по-другому.

Большинство возникает скорее потому, что сам по себе 223-ФЗ имеет некоторые недоработки и дает много «закупочной свободы» для Заказчика. Хотя по своей закупочной структуре закон мало чем отличается от того же 44-ФЗ.

С чего начать работу по 223-ФЗ?

Первым шагом при работе по 223-ФЗ является составление Положения о закупках. Это главный документ, на который лицо, осуществляющее закупку, должно ориентироваться. Положение о закупках не имеет четкого образца и разрабатывается Заказчиком самостоятельно и утверждается высшим органом или должностным лицом, в зависимости от организационно-правовой формы организации.

Разрабатывая Положение о закупках, следует обратить внимание на способы, процедуры закупок. Законодательно особых требований к процедурам закупок не предусмотрено, как и не регламентированы способы закупок.

Обязательным для включения в Положение о закупках являются закупки в форме аукциона и конкурса. Но в Положении Заказчик имеет право прописать и иные дополнительные способы закупок. На практике, в сфере закупок применяются следующие виды процедур закупок:

В свою очередь конкурс делится на открытый и закрытый, двухэтапный конкурс, селективный конкурс. Аукцион делится на закрытый и открытый, в том числе электронный. Заказчик имеет право прописать иные способы закупок, при этом они не должны по своей сути повторять уже существующие процедуры и по смыслу не противоречить законодательству.

Не менее важным является указание ценового минимума, на который ориентируется Заказчик при выборе процедуры. Например, закупка путем проведения конкурса может проводиться Заказчиком, если цена контракта не превышает 1 млн рублей. Заказчик не вправе проводить процедуры закупок, не предусмотренные Положением.

Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, закупку которых Заказчик осуществляет только в электронной форме. Заказчик вправе выбрать любой из видов закупки, предусмотренный его Положением о закупках, и провести его только в электронном виде, если предмет закупки попадает под данный перечень.

Электронные закупки осуществляются через электронные Весь документальный оборот проходит два этапа размещения: на торговой площадке и на специализированном государственном портале zakupki.gov.ru. Заказчик имеет право самостоятельно выбрать торговую площадку.

Чтобы закупочная деятельность Заказчика имела упорядоченный характер, в Положении о закупках следует четко прописывать случаи применения той или иной процедуры закупки. При проведении закупок следует правильно составлять документацию, ориентируясь на Положение. На практике, многие Заказчики, при составлении Положения, берут за пример Положения, разработанные на основе бывшего 94-ФЗ или 44 ФЗ.

Стоит отметить, что злоупотреблять закупкой у единственного поставщика не стоит. Хотя на практике многие Заказчики пытаются в Положении о закупках указать практически все виды закупок именно через единственного поставщика. Например, данный вид закупки можно применить, если поставщик по 223 ФЗ является естественными монополистом, или является производителем уникальных товаров.

Такое злоупотребление может грозить различного рода жалобами, а значит и вытекающими из них проверками которые могут расценить действия Заказчика, например, как нарушение свободы конкуренции.

Закупки до 100 тыс. руб. иногда называют «мелкие закупки» или «достатысячники». Заказчик вправе их совершать в совокупности не больше чем на 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Но в любом случае не более чем 50 млн руб. в год.

Заказчикам, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, предоставляются льготные условия - вышеуказанные ограничения на них не распространяются. Кроме того, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Согласно им, на заказчиков с годовым объемом закупок 2 млн руб. и менее, так же как и на заказчиков сельских поселений, вышеуказанные ограничения не будут распространяться.

Важно понимать, что сейчас отсутствуют понятия одноименности и квартала применительно к мелким закупкам. В 5 процентов входят все контракты, заключенные заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, независимо от предмета закупки и срока заключения контракта.

Определение годового объема закупок в 2014-2015 годах

Переходные положения Закона о контрактной системе. В 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного в том числе пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков. Об этом сказано в части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Получается, что на этот период формально алгоритм определения совокупного годового объема закупок не установлен.

Позиция Минэкономразвития России. По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183 , при расчете совокупного годового объема закупок в 2014 и 2015 годах необходимо ориентироваться на планы-графики. В нем указано, что «понятие “совокупный годовой объем закупок” в случаях, установленных Законом, определяется не как объем финансирования, а как сумма начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую ста тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона)».

Во-вторых, как уже было указано выше, «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» привязан к плану-графику, составляемому по Закону о контрактной системе. Соответственно в этот план-график не входят закупки, которые бюджетное учреждение проводит по Закону № 223-ФЗ .

Когда целесообразно проводить мелкие закупки

С 1 января 2014 года исчезло понятие одноименности, в связи с чем заказчики в настоящее время по собственному усмотрению могут совершать мелкие закупки, учитывая лишь 5-процентное годовое ограничение.

Теоретически потребность в каком-либо товаре на общую сумму, например, 1 млн руб. можно разбить на 10 договоров до 100 тыс. руб. и в один день заключить такие договоры с одним и тем же поставщиком. Но на практике так поступать не следует.

Каждый раз, осуществляя закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе).

В случае если у заказчика будут отсутствовать объективные причины для разбивки 1 млн руб. на 10 договоров до 100 тыс. руб., каждую из этих десяти закупок контрольный орган может признать необоснованной. Объективной причиной проведения мелких закупок может быть одна из представленных в таблице.

Варианты объективных причин проведения мелких закупок

№ п/п Причина Основание
1 Годовая потребность в той или иной продукции не превышает 100 тыс. руб. Цена одного договора настолько мала, что при проведении закупки конкурентным способом она не будет интересна потенциальным участникам закупки В подобных случаях для заказчика нецелесообразно проводить конкурентную процедуру - затраты на ее проведение могут превысить ожидаемую экономию
2 Возникла срочная потребность в товаре, работе, услуге
3 Отсутствуют заявки на ранее проведенный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок. Поэтому такие процедуры были признаны несостоявшимися В этом случае заказчик вправе принять решение о закупке на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе
4 Возникла необходимость дозакупить продукцию. Например, заказчик ранее провел электронный аукцион и заключил договор на поставку канцелярских товаров. При исполнении договора выяснилось, что канцтоваров недостаточно, необходимо их дозакупить В этом случае заказчик вправе воспользоваться правом на 10-процентное увеличение количества товара (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе ) и (или) заключить к этому контракту еще контракт до 100 тыс. руб.

Когда мелкие закупки не стоит проводить

Если у заказчика есть возможность провести конкурентную процедуру (позволяют сроки, сумма закупки привлекательна для потенциальных поставщиков и т. п.), лучше не использовать мелкие закупки. И это связано не только с тем, что нужно обосновывать невозможность и нецелесообразность использования иных способов закупок, но и с тем, что появились новые ограничения по количеству мелких закупок (5%). Очевидно, что общее количество мелких закупок у многих заказчиков с 1 января 2014 года резко сократится. Поэтому плановую потребность в тех или иных товарах лучше обеспечивать за счет проведения конкурентных процедур (конкурса, электронного аукциона, запроса котировок).

Алгоритм действий заказчика для мелкой закупки

Действия заказчика по некрупной закупке можно разделить на четыре этапа.

1. Сведения о закупках включают в план-график. Информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, необходимо включить в план-график.

Соответствующая информация включается не по каждому мелкому контракту, а одной строкой в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому коду бюджетной классификации (подп. 4 п. 5 Особенностей № 544/18н).

2. Разрабатывают проект контракта. Далее нужно разработать проект контракта. При этом следует помнить, что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе к такому контракту могут не применяться требования частей 4-9, 11-13 данной статьи. А именно:

  • в контракт можно не включать условие: об ответственности заказчика и поставщика; о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги; о порядке и сроках приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • заказчик может не использовать типовые контракты, разработанные соответствующими органами власти на основании части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Однако в случае если заказчик в будущем захочет поменять условия мелкого контракта, необходимо соответствующие условия изменения контракта включить в текст, а именно:

  • условие о возможности снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги и иных условий контракта;
  • условие об изменении количества товара, объема работы или услуги на 10 процентов (ст. 95 Закона о контрактной системе) и т. д.

3. Обосновывают способ определения поставщика и цену. Кроме того, необходимо выполнить требование части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе. А именно: обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Составление такого отчета, безусловно, достаточно трудоемкая работа. Но, как уже упоминалось, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Этими поправками, в частности, предлагается исключить обязанность заказчиков составлять отчет, если заказчик осуществляет закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 1, 4, 8, 15, 24-26, 28, 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в том числе мелкие закупки).

До внесения соответствующих поправок в закон заказчик все же должен сделать отчет, разместить его в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru), а расчет и обоснование цены контракта приложить к самому контракту (ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе).

4. Размещают отчет об исполнении контракта. После заключения контракта заказчик должен подготовить и разместить в единой информационной системе еще один отчет - об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе). Он в том числе содержит информацию:

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Порядок подготовки и размещения такого отчета утвержден постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 . Следует отметить, что этот отчет не является реестром контрактов, предусмотренным статьей 103 Закона о контрактной системе.

Мелкие закупки в такой реестр не вносят (ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе). В реестр, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе, вносятся сведения о заключении, изменении и исполнении контрактов, заключенных по результатам конкурсов, электронных аукционов и т. д.

Ю.А. Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

  • On 05.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП

Законодательство о закупках представлено двумя основными законами - 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый из них регулирует государственные закупки, второй распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей. Закупок в сфере корпоративного заказа (по 223-ФЗ) проводится в несколько раз больше, чем по 44-ФЗ. В то же время последний закон считается очень строгим, а вот 223-ФЗ называют гораздо более лояльным. Рассмотрим принципы этого закона, механизм его работы и .

Отличия между законами

Закон 44-ФЗ является процедурным нормативным актом - в нем определены все правила проведения закупок. У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением - он вынужден следовать четким требованиям закона. 223-ФЗ, напротив, является рамочным законом и дает заказчику все карты в руки. Он может устанавливать собственные правила, главное - чтобы они не противоречили требованиям законы. В этом, пожалуй, и состоит основное различие между 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Если говорить более конкретно, то разница в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. В рамках госзаказа для всех заказчиков действуют единые правила. В закупках по 223-ФЗ каждый из них устанавливает собственные правила и отражает их в Положении о закупке.
  2. 44-ФЗ позволяет производить закупку через строго определенные процедуры - аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, а также закупку у единственного поставщика. В 223-ФЗ нет закрытого перечня процедур, так что заказчик может определять поставщика самыми различными методами.
  3. Разный подход к закупкам у единственного поставщика: в 44-ФЗ определен список случаев, когда это возможно, а заказчики по 223-ФЗ составляют этот список сами.
  4. В рамках 44-ФЗ на электронной торговой площадке (ЭТП) проводятся только аукционы, в рамках 223-ФЗ - любые закупки.
  5. Заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем процедуры, а заказчик по 223-ФЗ заключает контракт с победителем не всегда.

Принципы 223-ФЗ

Как было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам. А они таковы:

  1. Информационная открытость . У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
  2. Целевое и эффективное расходование денежных средств . Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.
  3. Поставщиком может стать любая организация или ИП . Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
  4. Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников . Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.

В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права. Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей. С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры. С другой - указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников. И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд. Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку .

Кто должен работать по 223-ФЗ

Субъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:

  • госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
  • дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
  • бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.

Положение о закупке

Главным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке . Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.

Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке - ограничений на это закон не устанавливает. Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.

Если заказчик не утвердил Положение в срок, то работать по 223-ФЗ он не сможет и вынужден будет производить закупки по 44-ФЗ. Если в этом случае он пренебрежет и нормами законодательства о госзакупках, то будет оштрафован по части 3 статьи 7.32.3 КоАП. В соответствии с этой нормой, штраф для юридических лиц составляет 50 000-100 000 рублей, для должностных - 20 000-30 000 рублей.

Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.

Техническое задание

Параметры объекта закупки указываются в Техническом задании . От его правильного составления напрямую зависит качество товара, работы или услуги и их соответствие нуждам заказчика. По оценкам экспертов, грамотно составленное ТЗ составляет 80% успеха закупки, так что его составлению нужно уделить особое внимание.

Техническое задание прежде всего должно содержать качественное описание объекта закупки. В отличие от закона о госзакупках, 223-ФЗ позволяет не только детально прописать его параметры, но и указывать товарный знак, а также точные, а не диапазонные, значения определенных его характеристик. Кроме того, техническое задание включает требования по комплектации, количеству, срокам и местам поставок, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению персонала, а также гарантии поставляемого товара. Это минимальный набор требований, которые следует прописать в Техническом задании.

Электронная подпись

И заказчику, и поставщику по 223-ФЗ не обойтись без электронной подписи . И если 44-ФЗ определяет, какие типы электронных подписей должны использоваться той или иной стороной закупки, то 223-ФЗ требует лишь наличия квалифицированного сертификата. С одной стороны, это проще - теоретически подойдет любой тип электронной подписи. С другой стороны - закупки по 223-ФЗ проводятся на множестве самых разных площадок, которые имеют право устанавливать собственные требования к сертификату электронной подписи. Так что сертификат, полученный для работы на одной ЭТП, могут не принять другие. Таким образом, за сертификатом нужно обращаться, уже определивший со списком площадок, на которых поставщик собирается работать.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Запретов и требований относительно порядка осуществления закупок на сумму менее 100 тысяч рублей Законом № 223-ФЗ не установлено.

Условия определяет Заказчик в Положении о закупках, руководствуясь общими требованиям, целями и принципами определенными Законом № 223-ФЗ.

При возможности осуществления закупки конкурентным способ рекомендуется избегать «дробления» закупок.

Лимиты на проведение запроса котировок, запроса предложений и закупку у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ не устанавливают лимиты на проведение запроса котировок, запроса предложений и закупку у единственного поставщика. При этом, напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положением о закупке. То есть положение о закупке является документом (правовым актом), который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Также при закупке товаров, работ, услуг заказчику в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ следует руководствоваться следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, заказчик может самостоятельно установить разумную минимальную сумму таких закупок. Заказчику не рекомендуется дробить закупки до 100 тыс. руб. с целью ухода от других способов закупки и размещения сведений о закупке у единственного поставщика на официальном сайте, т.к. вся статистика прозрачна, и такие действия могут быть в дальнейшем оценены контролирующими органами на соответствие положениям ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.