Внешняя политика ссср в годы перестройки. Внешняя политика ссср

Сформулированы на 2 Съезде РСДРП в 1903 г. Государство СССР было создано почти на 2 десятилетия позднее – в 1922-м, 30-го декабря. На Съезде советов были подписаны Союзный Договор и Декларация о создании. В состав нового государства вошли: РСФСР, Белорусская и Украинская социалистические республики, Закавказская федерация. На тот момент в РСФСР, занимавшей более 90% площади страны проживало около 70% всего населения Союза. К началу 60-х в состав СССР кроме РСФСР, Белоруссии и Украины входили: Армения, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдавия, Киргизия, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан.

Национальная политика СССР в первое десятилетие существования страны представляла собой пролетарский интернационализм. Но, достаточно скоро она утратила смысл, ведь надежды на мировую революцию так и не оправдались. Это подтвердили восстания в Китае, Венгрии, Германии, Эстонии. Вместе с ростом агрессии со стороны Германии (в которой к власти пришел Гитлер) это привело к необходимости сплочения народа. Как и следовало ожидать, основой Союза стала РСФСР. По этой причине уже в 30-х годах началась русификация системы образования.

Рост угрозы со стороны Германии привел к тому, что основной упор делался на развитие науки, оборонной и тяжелой промышленности. В военные годы на военные рельсы была поставлена вся существующая промышленность СССР.

К 1945 г. экономика СССР находилась в тяжелейшем состоянии, а множество крупных городов представляли собой руины. Тем не менее, темпы восстановления страны поразили весь мир. Страна восстанавливалась в рекордно короткие сроки, даже не смотря на отказ США в кредитовании. Вооруженные силы СССР стали одними из самых мощных в мире. Армия СССР превратилась в серьезную силу, с которой вынуждены были считаться все мировые державы.

Однако внутренняя политика СССР не принесла гражданам страны долгожданной стабильности. 50-е ознаменовались массовыми репрессиями. Только после смерти Сталина ситуация в стране улучшилась.

В 70-х годах Брежнев объявил о формировании новой, особой общности людей – советского народа и полном решении национального вопроса. При этом целью советских людей стало построение коммунизма, а общим языком – русский. Сепаратистские настроения всячески осуждались. В то же время начало 70-х стало периодом формирования национальных элит.

  • Во многом развал СССР был спровоцирован уничтожением коммунистической философии. Вначале от нее отказалась правящая элита, а за тем и остальное население СССР.
  • Идеологический провал, так же, сыграл немалую роль. Советские люди в подавляющем большинстве представляли себе жизнь за границей полностью свободной и лишенной недостатков. Но бесплатная медицина, образование, обеспечение жильем и социальные гарантии населением СССР воспринимались как должное.
  • Серьезный перекос в развитии промышленности. Производство товаров народного потребления было недостаточным. Основное внимание уделялось энергетике, тяжелой промышленности и оборонной отрасли.
  • Цены в СССР были довольно невысокими «замороженными». Однако многие товары появлялись на прилавках магазинов крайне редко. Часто дефицит товаров создавался искусственно.
  • Система стремилась к максимальному контролю над человеком.
  • Запрет религий и резкое падение цен на нефть многие специалисты так же, называют причиной, оказавшей влияние на распад Советского Союза.

Республики СССР Литва, Латвия и Эстония первыми вышли из состава страны. Россия после распада СССР стала наследницей погибшей империи. Для нее 90-е годы стали одними из наиболее сложных. Многие отрасли промышленности были разрушены в результате производственного кризиса. Противоречия между законодательной и исполнительной властями привели к политическому кризису. Население страны испытало тяжелейший духовный кризис, утратив привычную жизненную идеологию. Ситуация усугубилась еще и тем, что доходы более 80% населения оказались значительно ниже прожиточного минимума.

Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. - канцлер ФРГ В. Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р. Никсоном и сменившим его Д. Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне. Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран - участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран - участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что, в свою очередь, становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на это на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран - участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г. Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений;

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса .

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

Противоречивый характер носила внешняя политика СССР. Основу ее составляли два взаимоисключающих процесса: «разрядка международной напряженности» и идеологическая конфронтация с Западом, продолжавшаяся гонка вооружений. К концу 60-х - началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. В этой связи необходимо выделить следующие события: улучшение советско-французских отношений и советскогерманских отношений, возобновление советско-американских встреч на высшем уровне (начиная с визита Р.Никсона в Москву в мае 1972 г.); принятие советским руководством на ХХ1У съезде КПСС (1971 г.) Программы мира. Это новое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядка международной напряженности». Основой «разрядки» принято считать достижение паритета - стратегического равенства вооружений - СССР и США, достигнутое в конце 60-х гг. Стержнем «разрядки» стали благоприятные советскоамериканские отношения, впервые после войны вышедшие за рамки сугубо дипломатических контактов. Улучшилась ситуация в Европе. В 1970 г. был подписан договор с ФРГ о признании послевоенных границ. Пик «разрядки» пришелся на 1972-1975 гг., когда между двумя сверхдержавами было заключено свыше 40 соглашений в сфере экономики и политики (например, об ограничении ядерных вооружений и противоракетной обороны). В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров 33-х европейских стран, США и Канады. Был подписан Заключительный акт, который провозгласил нерушимость границ, отказ от применения силы, невмешательство во внутренние дела, признание свободы передвижения, свободу получения информации и другие принципы мирного сосуществования между различными государствами. Вместе с тем говорить об окончании «холодной войны» было преждевременно. Сохранялось противостояние двух военно-политических блоков - Варшавского Договора и НАТО. В рассматриваемый период с обеих сторон усиливается роль геополитических интересов, которые облекались в прежнюю идеологическую форму. После чехословацких событий 1968 г. советское руководство в начале 70-х гг. сформулировало концепцию отношений с так называемыми «социалистическими» странами Восточной Европы, названной на Западе «доктриной Брежнева». Упор в ней делался на защиту от любых посягательств политического строя стран Восточной Европы вплоть до использования вооруженных сил СССР. Эта политическая линия характеризовалась усилением экономической зависимости стран «социалистического содружества» от СССР и закреплялась присутствием на территории Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии советских войск. В то же время ввод советских войск в Чехословакию усилил раскол социалистических стран. Еще более отдалились от СССР Румыния, Югославия и Албания. Особенно острой была реакция Китая, обвинившего советское руководство в империалистической политике, не принимая одновременно «чешскую демократизацию». Отношения СССР и Китая приобретали все более конфронтационный характер. Восточный сосед стал предъявлять территориальные требования, что привело в 1969 г. к пограничным вооруженным конфликтам. Наиболее крупный произошел в районе острова Даманский на участке восточной советско-китайской границы. В этот период советское руководство было всерьез обеспокоено угрозой крупномасштабной войны с Китаем. В связи с этим, важное значение приобретало освоение Дальнего Востока. Началось форсированное строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа). В 70-е годы СССР потратил 200 млрд рублей на укрепление границы с КНР. Урегулирование отношений СССР с Китаем произошло лишь в период перестройки. Тяжелым финансовым бременем становилась помощь СССР «развивающимся странам». В условиях скрытого противостояния двух сверхдержав в различных регионах мира Советский Союз оказывал поддержку режимам, декларировавшим свою «социалистическую ориентацию», а также коммунистическим партиям других стран. Это были льготные кредиты, поставки военной техники, а также выполнение советскими военнослужащими «интернационального долга» в Египте, Вьетнаме, Анголе, Мозамбике, Эфиопии и др. - всего более чем в 20 странах. В 1978 г. СССР заключил договор о дружбе и сотрудничестве с новым правительством Афганистана, которое пришло к власти в результате революции. Но в Афганистане началась гражданская и междоусобная война между представителями различных социальных, этнических и клановых группировок. В первое время советское руководство отклоняло настойчивые просьбы из Кабула о военном вмешательстве. Но осенью 1979 г. в руководстве Народно-демократической партии (НДПА) произошел переворот. К власти в стране пришел президент Амин, начавший кровавые репрессии в партии. Советское руководство опасалось усиления исламской оппозиции, а также подозревало Амина в симпатиях к Китаю и желании восстановить отношения с США. Не желая «потерять Афганистан» и считая необходимым корректировку внутриполитического курса этой страны, узкий круг советских руководителей (Брежнев, Андропов, Устинов, Громыко) принял решение о применении силы. 27 декабря 1979 г. спецотряд КГБ захватил дворец Амина. Одновременно советские войска вошли в Афганистан, а новый президент, ставленник Москвы, Б.Кармаль легализовал этот шаг соответствующим «приглашением». Однако задуманная единовременная акция превратилась в длительные широкомасштабные военные действия, поскольку, по существу, советские войска оказались вовлечены в гражданскую войну. По мере роста военных потерь Афганистан из внешнеполитической проблемы стал превращаться во внутриполитическую, которая усугублялась полным отсутствием правдивой информации. По официальным данным, СССР потерял в афганской войне (1979-1989 гг.) 14,5 тыс. человек убитыми. Ввод советских войск в Афганистан стал концом «разрядки». США сочли это нарушением раздела «сфер влияния». Мировая общественность осудила действия Советского Союза, многие страны бойкотировали Московскую Олимпиаду-80. Процессу разрядки помешали также ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и решение СССР о размещении в Чехословакии и ГДР ракет среднего радиуса действия. Новый лидер страны Ю.В. Андропов (с 11.1982) пытался наладить диалог с Западом, однако ситуация еще более обострилась, когда 1 сентября 1983 г. советский истребитель сбил над о. Сахалин южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Советское руководство квалифицировало инцидент как провокацию спецслужб США. Президент США Р.Рейган назвал Советский Союз «империей зла», провозгласил против него «крестовый поход» и объявил о начале работ над программой «звездных войн» (СОИ). Таким образом, крайняя идеологизация внешней политики вновь привела к обострению международных отношений. Начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР в крайне тяжелые условия. Отвечая на вопросы, связанные с политическим развитием страны в 6080-е гг., следует обратить внимание на развитие консервативных тенденций в деятельности КПСС. После снятия Хрущева началась полоса тихой «реабилитации» Сталина. Его имя все чаще начинает присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, мемуарах. Прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Хотя сталинистам не удалось добиться полной реабилитации вождя, сам вопрос о преодолении «культа личности» был снят.

Характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях

Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира.

Полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности”.

В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г.

В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений.

В середине 80-х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества.

Просчёты руководителей государства и партии выразились:

  • - В деформации в системе планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, а порой несбалансированность планов, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.
  • - В просчётах в экономической политике. Машиностроению, которое определяет темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса (НТП) не было придано приоритетного значения.
  • - Отсутствовало самоуправление на производстве, что сдерживало активность трудящихся.
  • - Не был осуществлён курс в области демократизации общественной жизни.
  • - Снижение эффективности общественного труда, падение фонда отдачи, ухудшение качественных показателей в промышленности в целом.
  • - Просчёт в области НТР -- слабое проявление в производстве наукоёмких отраслей, плохое использование вычислительной техники, низкая культура труда, значительное отставание от запада -- всё это выразилось в одном понятии -- “застой”.Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь.
  • 1-й этап преобразования (1985-1987). Принятие мер, которые должны были укрепить порядок и дисциплину, активизировать «человеческий фактор». Ядром экономических преобразований стало ускорение социально-экономического развития страны на основе достижений НТР. Предполагалось изменить инвестиционную и структурную политику, направить основные средства на техническое перевооружение, модернизацию действительных предприятий. Направлялись усиления на развитие машиностроительной отрасли. Были поставлены задачи демократизации, борьба с бюрократизмом, беззаконностью. Был омоложен верхний эшелон руководства. Уже к концу 1986 года экономическая ситуация стала вновь ухудшаться, в январе 87 года наступил спад производства - начало экономического кризиса. Первые 3-и года перестройки показали, что попытки преобразований в рамках старой системы обречены на провал.

Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому.

2-й этап (январь 1987 -- июнь 1989). Объявление новой стратегии реформ в январе 1987 года. Ее основное направление - демократизация всех слоев общества. Создание новой модели социализма «с человеческим лицом». Провал попыток реформировать советскую экономику заключается в том, что они не сопровождались политическими реформами, поэтому Горбачев идет на демократизацию политических структур. Объявлена человечность - открыто обсуждение проблем экономики и политики. Веной-летом 1988 года - наступает критический момент в развитии «революции сверху». Обострение социальных и экономических противоречий, неверие в народе в успех перемен поставил страну перед выбором: либо повернуть назад, либо сделать преобразование необратимыми. За 1990 год Советский Союз изменился до неузнаваемости. Набрал силу процесс суверенизации республики. После выборов в республиканские и местные Советы в стране сложилась новая ситуация.

Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности -- смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» -- курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.

Начался 3-й (июнь 1989--1991) и последний этап «революции сверху». Символ перемен - избрание Ельцина Председателем Верховного Совета России - 5-го декабря Президент СССР Горбачев сложил полномочия. 1991 год оказался переломным в истории страны. За 6-ть лет перестройки ни одна из ее целей не была решена до конца. К лету ситуация характеризовалась, как кризисная. Произошел распад СССР. 25-го августа 1991 года - провозглашение независимости Украины. 8-го декабря 1991 года - образование СНГ.

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980--1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями.

С приходом к власти М.С. Горбачева в середине 80-х, начале 90-х г. в СССР, начались изменения. Они затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества, жизни советских людей. Проходили они очень быстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашей страны. Решения горбачевской администрации очень часто не опережали объективные общественные процессы, а просто следовали за ними с нулевым эффектом. Средством было избрано осторожное реформирование экономики, но единого продуманного плана выработано не было. Эти изменения получили общее название «перестройка». Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государственного социализма».

Началу перестроечных реформ послужило реформирование экономики. В апреле 1985г был провозглашен курс на ускоренное социально-экономическое развитие страны. Его рычагами были: научно-техническая революция, технологический прорыв в машиностроении и активизация сознания масс. Но ставка на энтузиазм потерпела неудачу, т.к. без технической поддержки и квалификации это привело не к ускорению, а к большому количеству аварий (пример - Чернобль в 1986г). Также потерпели неудачу и две компании - борьба с не трудовыми доходами и борьба с пьянством. Это привело к появлению «теневой экономики» и самогоноварению.

В сельскохозяйственной отрасли предполагалось развивать фермерские хозяйства. Это предусматривало передачу в аренду гражданам сельхоз угодий и техники для ведения фермерского хозяйства. Но реально колхозы не были заинтересованы в передаче частникам хороших пахотных земель и техники. К концу 1991г. фермерские хозяйства составили всего лишь 3% от общего пахотного клина.

В июне 1990г. Верховным Советом принимается концепция перехода народного хозяйства на рельсы рыночной экономики. Это предусматривало разгосударствление гос. Собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и т.д. Однако механизм и сроки были сформулированы очень приблизительно, что в целом отличало политику горбачевской администрации и это приводило к тому, что кризис народного хозяйства еще больше усиливался. К тому же большинство принимаемых законов просто не работало. Как следствие не продуманности реформ продолжал падать уровень жизни населения, резко усилилась инфляция, началось общее сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Резко усилились темпы роста инфляции. Кроме этого предпринятое реформирование политической системы привело к тому, что в самой КПСС начались различные общественно-политические движения - социал-семократическое; центристское и ортодоксально-традиционное. Это привело к тому, что из рядов КПСС начался массовый отток ее членов. А в 1989-90гг. компартии стран Балтии (Литва, Эстония и Латвия) заявили о своем выходе из состава СССР. Начался процесс регионального дробления страны и складывания новой власти на местах в лице республиканских съездов, которые начали проведение своей национальной политики которая зачастую шла в разрез политики центра. Весной и летом 1990г. Латвия, Эстония, Литва, РСФСР и другие союзные республики СССР приняли декларацию о Гос. Суверенитете, что послужило началом распада СССР. Горбачев старался сохранить целостность СССР и с этой целью в марте 1991г. проводит первый общесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Не смотря на волю народа (за сохранение СССР высказались 76.4% населения) представители лишь 9 республик согласились вести с Горбачевым переговоры по данному вопросу. Обсуждение было назначено на 22.08.91г. Но в ночь с 18 на 19.08.91г. власть в стране захватил Гос. Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путч удалось подавить президенту РСФСР Ельцину, т.к. Горбачев был блокирован в Крыму сторонниками ГКЧП. Сразу после путча Ельцин своим указом приостанавливает деятельность КПСС, фактически своей властью он ликвидировал КПСС как политическую структуру. После этого развал СССР стал не обратим. В конце августа Горбачев был вынужден подписать акт о признании выхода из состава СССР прибалтийских стран.

Последняя попытка центра, во главе с Горбачевым предотвратить развал СССР, была предпринята в сентябре 1991г. когда выдвигалась идея образования вместо СССР ряда суверенных государств которые бы представляли бы собой конфидерацию с единым институтом президентской власти. Но эта попытка не удалась. 08.12.91г. лидеры России (Ельцин), Белоруссии (Шушкевич) и Украины (Кравчук) объявили о роспуске СССР. И создании СНГ (содружества независимых государств) к которому в последствии присоединились Молдавия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан и Таджикистан. Это был конец СССР как единого государства. 25.12.91г. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР.

Рассматривая политику Горбачева, мы видим его вялую реакцию на этнические конфликты, постоянное лавирование в решении острых вопросов которые имели важнейшее значение для СССР. Горбачев всем своим политическим существованием и сознательным бездействием обеспечил постепенный распад великой державы. В одном из западных изданий было его политика сформулирована так: - «Поглощенный политической борьбой Горбачев сделал фатальную ошибку, полагая, что экономические проблемы решатся сами собой. Результатом стало катастрофическое экономическое падение и развал, одной из самых могущественных держав». Горбачев фактически сдал СССР на милость США в октябре 1986г. в Рейкьявике, на свтрече с президентом США Рональдом Рейганом. Сам Горбачев похоже не испытывал угрызения совести за то, что за не долгие 6-ть лет своего правления стер с политической карты планеты великую державу мира, наследницу тысячелетней России.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике -- все это привело к нарастанию в течение 1990--1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности» , складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии -- КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП) . Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т.е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода. Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25--30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.