Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Преобразования периода народной демократии. Восточная европа

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной Европой, прошли через драматические испытания.

В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими странами были заключены мирные договоры (Болгария, Венгрия, Румыния).

Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских преобразований. Разгром Советской Армией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орбите влияния Советского Союза.

Осуществление в странах Восточной Европы в 1945–1948 гг. демократических преобразований (восстановление парламентских режимов, многопартийности, всеобщего избирательного права, принятие конституций, аграрные реформы, наказание военных преступников, национализация собственности активных нацистских преступников и их союзников) были характерно и для стран европейского Запада. Однако в условиях послевоенного советско-американского соперничества и вследствие прямого давления и помощи СССР в 1947–1948 гг. в странах Восточной Европы утвердились у власти коммунистические партии, которые оттеснили и ликвидировали своих политических противников – либерально-демократические партии. Завершив процесс утверждения единовластия, который был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии восточноевропейских стран провозгласили начало строительства социализма.

При этом исходной моделью стала социально-экономическая и политическая система, утвердившаяся в СССР. Большая или меньшая степень копирования опыта СССР была характерна для всех стран Центральной и Юно-Восточной Европы. Хотя Югославия избрала несколько иной вариант социально-экономической политики, она в основных параметрах представляла вариант тоталитарного социализма, но с большей ориентацией на Запад.

В восточноевропейских странах утверждалась, как правило, однопартийная политическая система. Созданные народные фронты включали иногда политических представителей партий, не имевших политического влияния.

В послевоенный период во всех странах региона основное внимание уделялось проблемам индустриализации, развитию прежде всего тяжелой промышленности, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли. Аграрные реформы завершились коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми отраслями хозяйства концентрировалась в руках государства. Рыночные отношения были сведены к минимуму, восторжествовала административная распределительная система.

Перенапряжение финансов, бюджета сокращало возможности развития социальной сферы и всей непроизводственной сферы – образования, здравоохранения, науки. Рано или поздно это должно было сказаться и на снижении темпов развития, и на ухудшении условий жизни. Модель экстенсивного типа производства, требующего все большего вовлечения материальных, энергетических и трудовых затрат, исчерпала себя. Мир вступал в иную реальность – эпоху НТР, предполагающей иной, интенсивный тип производства. Страны Восточной Европы оказались невосприимчивыми к новым экономическим требованиям.

Дальнейшее социалистическое развитие все активнее расходилось с естественно-историческим процессом развития европейской цивилизации. Восстания в Польше и забастовки в других странах, восстание в ГДР в 1953 г., венгерское восстание 1956 г. и «пражская весна» 1968 г., подавленные войсками соседних социалистических стран, – все это достаточное свидетельство насаждения социалистического идеала в том варианте, как его понимали коммунистические партии того времени.

Поражение фашистской Германии и ее союзников привело к освобождению народов Европы от нацистского господства. Победа союзников по антигитлеровской коалиции привел к восстановлению независимости этих стран, или к смене политического режима в тех странах, которые являлись союзниками Германии. Тем не менее, страны Восточной Европы оказались, во-первых, перед выбором дальнейшего пути своего развития, а во-вторых, всецело зависели от воли союзных держав-победительниц, которые на Ялтинской и Потсдамской конференциях договорились о разделе Европы на сферы влияния. Тот факт, что Восточная Европа была освобождена советской армией, имел ключевое значение.

С развязыванием «холодной войны» (конец 1946г.), правительственные силы в государствах Восточной Европы, не поддерживавшие СССР, были легко отстранены от власти. В результате, к 1949г. коммунисты взяли всю полноту власти в странах региона. Советскими сателлитами стали :

Чехословакия,

Венгрия,

Румыния,

Болгария,

Югославия,

Албания.

В качестве образца в смысле государственного строительства брался СССР – диктатура пролетариата провозглашалась целью преобразований. Многопартийность либо ликвидировалась (Венгрия, Румыния, Югославия, Албания), либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций (ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария). В программах стран Восточного региона определялись огосударствление экономики, переход к однопартийной системе, установление контроля государства над обществом. Особое значение придавалось утверждению коммунистической идеологии как общегосударственной. В результате, тоталитарный социализм охватил всю Восточную Европу. Включение региона в СЭВ 1949г. и ОВД 1955г. означало, что в своей внешней политике сателлиты следовали курсу, взятому СССР.

Тем не менее, страны тоталитарного социализма постоянно сотрясали политические кризисы . Первым таким кризисом стал разрыв руководителя советской Югославии маршала И.-Б. Тито с руководителем СССР И. В. Сталиным в 1948г. Контакты между СССР и Югославией были остановлены лишь по инициативе Н. С. Хрущева после смерти Сталина. Однако, в Югославии был избран собственный путь развития социализма. Подавление восстания в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) сделали силовой вариант зависимости стран Восточной Европы от СССР главнейшим фактором их политической жизни.

2.»Бархатные революции».

Десятилетие консервации политических режимов поддерживалось угрозой советского вторжения. Приход в СССР к власти команды М. С. Горбачева (1985-1991) перевернул ситуацию: советское руководство стало поддерживать сторонников перемен и обновления социализма в странах Восточной Европы. Политизация общества, распад властной системы, дискредитация сложившихся ценностей усугубляли нарастающий экономический кризис, делая крах социализма неизбежным. В 1989г. в странах Восточной Европы прошли демократические антисоветские революции, которые получили наименование «бархатных» , т.к. почти во всех странах (кроме Румынии) режим был сменен мирным ненасильственным путем.

Сценарий революций был примерно одинаков, и во многом копировался с СССР:

1.невозможность властей подавить массовые выступления.

2.Отмена конституционных статей о руководящей роли компартий.

3.распад компартий и преобразование их в социал-демократические партии.

4.возрождение либеральных и консервативных партий, а также общедемократических движений.

5.образование переходных коалиционных правительств.

Все международные организации, созданные странами региона при участи СССР, в т.ч. СЭВ и ОВД, были распущены. Крушение «железного занавеса» предопределило крах социализма в Восточной Европе.

В ходе свободных выборов 1990г. во всех странах Восточной Европы к власти пришли новые правительства, и тоталитаризм в Европе прекратил свое существование.

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Преобразования периода народной демократии

Участие во Второй мировой войне принесло народам Восточной Европы огромные лишения и жертвы. Этот регион являлся основным театром военных действий на европейском континенте. Восточноевропейские страны стали заложниками политики великих держав, превратившись в бесправных сателлитов противоборствующих блоков или объекты открытой агрессии. Их экономика оказалась серьезно подорвана. Чрезвычайно сложной была и политическая обстановка. Крах профашистских авторитарных режимов, широкое участие населения в движении Сопротивления создавали предпосылки для глубоких изменений всей государственно-политической системы. Однако в действительности политизация масс и их готовность к демократическим преобразованиям носила поверхностный характер. Авторитарная политическая психология не только сохранилась, но и даже укрепилась в годы войны.Для массового сознания по-прежнему было свойственно желание видеть в государстве гарант социальной стабильности и силу, способную в кратчайшие сроки «твердой рукой» решить стоявшие перед обществом задачи.

Поражение национал-социализма в глобальной войне общественных систем поставило лицом к лицу других непримиримых противников - коммунизм и демократию. Сторонники этих победивших в войне идей получили преобладание в новой политической элите восточноевропейских стран, но это обещало в будущем новый виток идеологического противоборства. Ситуация осложнялась также возросшим влиянием национальной идеи, существованием даже в демократическом и коммунистическом лагерях националистически ориентированных течений. Национальную окраску получили и возрожденная в эти годы идея аграризма, деятельность по-прежнему влиятельных и многочисленных крестьянских партий.

Уже в последние месяцы войны в подавляющем большинстве восточноевропейских стран начинается процесс консолидации всех бывших оппозиционных партий и движений, образования широких многопартийных коалиций, получивших название национальных или отечественных фронтов. По мере освобождения их стран эти коалиции принимали всю полноту государственной власти. Так произошло в конце 1944 г. в Болгарии, Венгрии и Румынии, в 1945 г. - в Чехословакиии, Польше. Исключение составили лишь страны Балтии, оставшиеся в составе СССР и подвергшиеся уже в годы войны полной советизации, и Югославия, где полное преобладание сохранил прокоммунистический Народно-Освободительный фронт.

Причиной столь неожиданного на первый взгляд единения совершенно разнородных политических сил было единство их задач на первом этапе послевоенных преобразований. Коммунистам и аграриям, националистам и демократам было совершенно очевидно, что наиболее насущными проблемами является формирование основ нового конституционного строя, ликвидация авторитарных структур управления, связанных с прежними режимами, проведение свободных выборов. Во всех странах был ликвидирован монархический строй (лишь в Румынии это произошло позже, после утверждения монопольной власти коммунистов). В Югославии и Чехословакии первая волна реформ касалась также решения национального вопроса, формирования федеративной государственности. Первоочередной задачей являлось и восстановление разрушенной экономики, налаживание материального обеспечения населения, решение насущных социальных проблем. Характер проводимых преобразований позволил охарактеризовать весь этап 1945-1946 гг. как период «народной демократии».

Первые признаки раскола правящих антифашистских блоков проявились в 1946 г. Крестьянские партии, наиболее многочисленные и влиятельные в тот момент не считали необходимой ускоренную модернизацию, приоритетное развитие индустрии. Они выступали также против расширения государственного регулирования экономики. Основной задачей этих партий, в целом выполненной уже на первом этапе реформ, было уничтожение латифундий и проведение аграрной реформы в интересах среднего крестьянства.

Демократические партии, коммунисты и социал-демократы, несмотря на политические разногласия, были едины в ориентации на модель «догоняющего развития», стремлении обеспечить рывок своих стран в индустриальном развитии, приблизиться к уровню ведущих стран мира. Не имея большого перевеса в отдельности, все вместе они составили мощную силу, оттеснив от власти своих оппонентов. Изменения в высших эшелонах власти привели к началу крупномасштабных реформ по национализации крупной промышленности и банковской системы, оптовой торговли, вводу государственного контроля над производством и элементов планирования. Однако если коммунисты рассматривали эти преобразования как первый этап социалистического строительства, то демократические силы видели в них лишь процесс усиления государственного регулирования рыночной экономики. Новый виток политической борьбы был неизбежен, и итог его зависел не только от расклада внутренних политических сил, но и от событий на мировой арене.

Восточная Европа и начало «холодной войны».

После своего освобождения восточноевропейские страны оказались на aвaнсцене мировой политики. CIIIA и их союзники предпринимали самые активные действия по укреплению своих позиций в этом регионе. Однако уже с последних месяцев войны решающее влияние принадлежало здесь СССР. Оно основывалось как на прямом советском военном присутствии, так и на большом моральном авторитете СССР как державы-освободительницы. Понимая свое преимущество, советское руководство долгое время не форсировало развитие событий и подчеркнуто уважительно относилось к идее суверенитета восточноевропейских стран .

Ситуация в корне изменилась к середине 1946 г. Провозглашение «доктрины Трумэна», объявившей начало крестового похода против коммунизма, положило начало открытой борьбе сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке земного шара. Восточноевропейские страны ощутили изменение характера международной обстановки уже летом 1947 г. Официальная Москва не только отказалась от инвестиционной помощи по американскому плану Маршала, но и жестко осудила возможность участия в этом проекте любой из восточноевропейских стран. СССР предложил щедрую компенсацию в виде льготных поставок сырья и продовольствия, быстро расширяя масштабы технической и технологической помощи странам региона. Но главную задачу советской политики - искоренение самой возможности геополитической переориентации Восточной Европы - могла обеспечить лишь монопольная влаcть в этих странах коммунистических партий.

2.Образование социалистического лагеря. Период «построения основ социализма»



Оформление коммунистических режимов в странах Восточной Европы происходило по схожему сценарию. Еще с конца 1946 г. началось складывание левых блоков с участием коммунистов, социал-демократов и их союзников. Эти коалиции провозглашали своей целью мирный переход к социалистической революции и, как правило, получали перевес при проведении демократических выборов. В 1947 г. новые правительства, пользуясь уже открытой поддержкой советской военной администрации и опираясь на органы государственной безопасности, создававшиеся под контролем советских спецслужб на основе коммунистических кадров, спровоцировали серию политических конфликтов, которые привели к разгрому крестьянских и буржуазно-демократических партий.

Состоялись судебные политические процессы над лидерами венгерской партии мелких сельских хозяев З.Тильди, польской народной партии С.Миколайчика, Болгарского земледельческого народного Союза Н.Петкова, румынской партии цэранистов А.Александреску, словацким президентом Тисо и поддержавшим его руководством словацкой демократической партии. Логичным продолжением разгрома демократической оппозиции стало организационное слияние коммунистических и социал-демократических партий с последовавшей дискредитацией, а впоследствии и уничтожением лидеров социал-демократии. В итоге к 1948-1949 гг. практически во всех странах Восточной Европы был официально провозглашен курс на построение основ социализма.

Политический переворот, произошедший в восточноевропейских странах в1946-l948 гг., укрепил влияние СССР в регионе, но еще не сделал его подавляющим. Для поддержки «правильного» политического курса молодых коммунистических режимов Восточной Европы советское руководство предприняло ряд энергичных мер. Первой из них стало образование нового международного координационного центра коммунистического движения - наследника Коминтерна. Осенью 1947 г. в польском городе Шклярска-Поремба состоялось совещание делегаций коммунистических партий СССР, Франции, Италии, восточноевропейских государств, постановившее создать Коммунистическое информационное бюро. Коминформ стал политическим инструментом для закрепления «правильного» видения путей строительства социализма, т.е. ориентации социалистического строительства по советскому образцу. Поводом же для решительного искоренения инакомыслия в рядах коммунистического движения стал советско-югославский конфликт.

Советско-югославский конфликт.

На первый взгляд, из всех восточноевропейских стран Югославия давала наименьшие основания для идеологических разоблачений и политической конфронтации. Еще со времен войны Коммунистическая партия Югославии превратилась в наиболее влиятельную силу в стране, а ее лидер Иосиф Броз Тито стал настоящим национальным героем. Уже с января 1946 г. в Югославии была юридически закреплена однопартийная система, началась реализация широких программ национализации промышленности, коллективизации сельского хозяйства. Форсированная индустриализация, проводимая по советскому образцу, рассматривалась как стратегическая линия развития национальной экономики и социальной структуры общества. Авторитет СССР в Югославии в эти годы был непререкаем.

Поводом для осложнения советско-югославских отношений стало стремление руководства Югославии представить свою страну в качестве «особого» союзника СССР, более значимого и влиятельного, чем все остальные члены советского блока, консолидировать вокруг Югославии страны Балканского региона. Югославское руководство также попыталось поставить вопрос о недопустимом поведении некоторых советских специалистов, работавших в стране и почти открыто вербовавших агентуру для советских спецслужб. Ответом стал вывоз из Югославии всех советских специалистов и советников. Конфликт принял открытую форму.

27 марта 1948 г. Сталин направил личное письмо И.Тито, в котором излагал обвинения, выдвинутые в адрес югославской стороны. Тито и его соратникам ставились в вину критика универсальности исторического опыта СССР, растворение коммунистической партии в Народном фронте, отказ от классовой борьбы, покровительство капиталистическим элементам в экономике. На самом деле к внутренним проблемам Югославии эти упреки не имели никакого отношения - она была избрана мишенью только из-за излишнего своеволия. А вот руководители других коммунистических партий, приглашенные участвовать в публичном «разоблачении преступной клики Тито», были вынуждены официально признать преступность самой попытки найти иные пути строительства социализма.

Период «построения основ социализма».

На втором заседании Коминформа в июне 1948 г., формально посвященном югославскому вопросу, окончательно были закреплены идеологические и политические основы социалистического лагеря - право СССР на вмешательство во внутренние дела других социалистических стран, признание универсальности советской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострением классовой борьбы, укреплением политической монополии коммунистических партий, проведением ускоренной индустриализации. Внутреннее развитие стран Восточной Европы отныне происходило под четким контролем СССР. Создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, взявшего на себя функции по координации экономической интеграции социалистических стран, и уже в 1955 г. - военно-политического блока Организация Варшавского Договора, завершило создание социалистического лагеря.

Переход строительства социализма в странах Восточной Европы под жесткий контроль СССР привел к радикальной чистке самого коммунистического движения в этом регионе . В 1949-1952 гг. здесь прокатилась волна политических процессов и репрессий, ликвидировавших «национальное» крыло коммунистических партий, выступавшее за сохранение государственного суверенитета своих стран. Политическая консолидация режимов, в свою очередь, стала толчком к ускоренному реформированию всей социально-экономической системы, форсированному завершению национализации, ускоренной индустриализации с приоритетом отраслей по производству средств производства, распространению полного государственного контроля над рынком капиталов, ценных бумаг и рабочей силы, проведению насильственного кооперирования в сельском хозяйстве.

В результате проведения реформ уже к середине 50-х годов Восточная Европа достигла небывалых успехов в «догоняющем развитии» и совершила впечатляющий рывок в наращивании всего экономического потенциала, в модернизации социальной структуры. В масштабах всего региона был завершен переход к индустриально-аграрному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Его социальная эффективность была чрезвычайно низкой, и даже успешный ход реформ не компенсировал большое социальное напряжение в обществе и снижение жизненного уровня, вызванные издержками ускоренной модернизации.

Политический кризис в Восточной Европе в середине 50-х годов.

В наибольшей степени пострадали те восточноевропейские страны, в которых к началу реформ уже существовали основы рыночной инфраструктуры, - Польша, Венгрия, Чехословакия. 3десь социалистическое строительство сопровождалось особенно болезненной ломкой социальной структуры, ликвидацией достаточно многочисленных предпринимательских слоев, насильственным изменением приоритетов социальной психологии. Со смертью Сталина в 1953 г. и некоторым ослаблением контроля со стороны Москвы в правящих кругах этих стран начинает расти влияние тех политиков, которые призывали к более гибкой стратегии реформ, повышению их социальной эффективности.

В Венгрии с 1953 г. правительство Имре Надя начало серию реформ, призванных снизить темпы индустриализации, преодолеть крайности насильственной коллективизации в сельском хозяйстве, повысить хозяйственную самостоятельность предприятий. Столкнувшись с оппозицией в руководстве правящей Венгерской партии трудящихся, Надь был смещен с занимаемого поста и вернулся к власти уже в конце 1956 г. на фоне острого социального кризиса, охватившего венгерское общество. Решающие события начались в Будапеште 23 октября из стихийных манифестаций студентов, протестующих против действий старого руководства ВПТ. И.Надь, вновь возглавивший правительство, объявил о продолжении реформ, о разрешении демонстраций и митингов, свободы слова. Однако сам Надь в действительности не имел четкой концепции реформирования общественного строя Венгрии, обладал явными популистскими наклонностями и скорее шел за событиями, чем управлял ими. Вскоре правительство полностью утратило контроль над происходящим.

Широкое демократическое движение, направленное против крайностей сталинской модели социализма, вылилось в откровенную антикоммунистическую контрреволюцию. Страна оказалась на грани гражданской войны. В Будапеште начались вооруженные столкновения восставших с рабочими дружинами и сотрудниками госбезопасности. Правительство Надя фактически встало на сторону противников режима, заявив о намерении выйти из Организации Варшавского Договора и закрепить за Венгрией статус нейтрального государства. В столице и крупных городах начался белый террор – расправы над коммунистами и сотрудниками ГБ. В этой ситуации советское правительство приняло решение о вводе в Будапешт танковых частей и подавлении восстания. Одновременно бежавшие из столицы члены ЦК ВПТ во главе с Яношем Кадаром образовали новое правительство, принявшее к 11 ноября всю полноту власти. Надь и его ближайшие соратники были казнены. Партия, преобразованная в Венгерскую социалистическую рабочую партию, подверглась чистке. Одновременно Кадар заявил и о намерении искоренить все проявления сталинизма, вызвавшие кризис венгерского общества, добиться более сбалансированного развития страны.

Не менее драматично развивались события и в Польше, где стихийные выступления рабочих в 1956 г. правительство встретило жестокими репрессиями. Социальный взрыв был предотвращен лишь благодаря возращению к власти опального В.Гомулки, возглавлявшего ЦК Польской рабочей партии в 1943-1948 гг., но исключенного из партии за увлечение идеей «национального социализма». Эта перестановка в руководстве Польши вызвала большую тревогу в СССР. Однако новые польские лидеры смогли убедить представителей Москвы в своей политической лояльности и в том, что корректировка реформ не затронет основ социалистического строя. Это произошло в тот момент, когда к Варшаве уже направлялись советские танки.

Рост напряженности обстановки в Чехословакии был не так велик, поскольку в промышленно развитой Чехии задача ускоренной индустриализации практически не стояла, а социальные издержки этого процесса в Словакии компенсировались в некоторой степени федеральным бюджетом.

Под влиянием политической конъюнктуры в течение XIX – XXI вв. понятие «Восточная Европа» менялось. В настоящее время «Восточную Европу» составляют Польша, Венгрия и Румыния, а также появившиеся на политической карте мира с 1993 г. Чехия и Словакия. Политическая карта Европы от 1 сентября 1939 г. в восточноевропейский ареал включала Республику Польшу, протекторат Богемия и Моравия, Республику Словакия, Королевство Венгрия, Королевство Румыния.

Страны Восточной Европы в период между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.), за исключением Румынии, были сформированы международным арбитражем (Версальский мирный договор 1919 г.) из бывших регионов Германской, Австро-Венгерской и Российской империй, получивших (или восстановивших после длительного исторического перерыва) свой государственный суверенитет.

Все политические режимы стран Восточной Европы к началу Второй мировой войны, разделяя общую для многих стран Европы 1920 – 1930 гг. тенденцию, носили отчетливые черты авторитаризма (Тибо П. Эпоха диктатур). При формальном сохранении демократических институтов реальной властью обладали различные «вожди», «отцы нации», опиравшиеся прежде всего на армию, полицию и на политические партии национал-радикального толка, относимые к массовым фашистским ( , ) или . В политической практике управления были распространены методы радикального подавления левой оппозиции, получавшей поддержку у значительной части населения. Национальная политика была направлена на стимулирование «национального мифа» титульных наций и ограничения прав национальных меньшинств. Во всех странах Восточной Европы в 1930-х гг. существовала сильная оппозиция правящим режимам, представленная прежде всего коммунистическими партиями и политическими организациями национальных меньшинств.

В ходе Второй мировой войны некоторые страны Восточной Европы потеряли свой суверенитет – часть бывшей Чехословакии (протекторат Богемия и Моравия) и Польша. Административный режим управления в них в разное время определяли поглотившие их сверхдержавы – Германия или Советский Союз. Также на политическое влияние претендовали различные «правительства», образованные в эмиграции или в режиме оккупации, которые ориентировались на одну из враждующих сторон в мировом конфликте.

Уже с начала 1930-х гг. государства Восточной Европы стали объектом притязаний двух набиравших военную мощь держав – Германии и Советского Союза, документально оформленных дополнительными протоколами советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 г.

Германия стремилась возвратить свои восточные территории, потерянные после поражения в Первой мировой войне, – города Познань, Данциг, части Западной Пруссии и Верхней Силезии (после объединения с Австрией еще и Судетскую область), а также контролировать экономические ресурсы Восточной Европы.

Советский Союз также желал вернуть территории, ранее входившие в состав Российской империи, – Восточную Польшу и Бессарабию. Стимулом к распространению своего геополитического влияния на Восточную Европу являлась для него и доктрина экспорта революции.

В свою очередь, практически все страны Восточной Европы, имея смешанный этнический состав населения и границы, проведенные инициативой третьих стран (Версальский мирный договор 1919 г. и последующие договоры начала 1920-х гг.), в 1920-х – 1940-х гг. предъявляли территориальные претензии к своим соседям или являлись объектом данных притязаний, что исключило вариант создания общего политического союза восточноевропейских стран.

Территориальные претензии стали поводом для начала 1 сентября 1939 г. германо-польской войны, которая в течение нескольких дней превратилась в мировую. 17 – 28 сентября 1939 г. без объявления войны Советский Союз поглотил восточные области Польши. В октябре 1939 г. территория польского государства была поделена между СССР, Германией, Словакией и Литвой. В состав Советского Союза бывшие польские территории вошли как части Белорусской и Украинской ССР. Третий рейх включил в свою систему польские земли в качестве генерал-губернаторства. Литве Советским Союзом 10 октября 1939 г. была передана Виленская область с городом Вильно, а Словакия 24 октября 1939 г. получила Тешинскую область.

В июле 1940 г. Советский Союз путем дипломатического давления принудил Румынию передать ему часть ее северных территорий – Северную Буковину и Бесарабию.

В августе 1940 г. Румыния была вынуждена также передать Болгарии Южную Добруджу, а Венгрии – Северную Трансильванию.

Участие во Второй мировой войне позволяло государствам Восточной Европы начать новый этап пересмотра границ, компенсировать территориальные потери и претендовать на новые приобретения. Поэтому все страны Восточной Европы, сохранившие к лету 1941 г. свою государственность, приняли покровительство Германии и стали ее союзниками в военных действиях против ее противников – Польши, Югославии, Греции и СССР.

В апреле 1941 г. за участие в войне против Югославии Венгрия получила область Воеводину и районы Баранью, Бачку, Медимурье и Прекумье.

Участие восточноевропейских стран – союзников Германии в войне с СССР делится на следующие периоды;

1. С 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 гг. ограниченные контингенты и участвовали в крупных боевых операциях германских войск против Польши и Югославии.

2. С 22 июня 1941 г. румынская армия и экспедиционные корпуса Венгрии и Словакии принимали участие в боевых действиях против СССР. К началу зимы 1941/42 гг. они оказались истощены, большинство из них было отведено в тыл для перегруппировки.

3. В ходе летней наступательной кампании германских войск 1942 г. на Восточный фронт начали прибывать крупные контингенты румынских, венгерских и словацких войск, выступающих в качестве независимых национальных армий. Они были сосредоточены германским командованием на южном участке фронта – на Дону и Северном Кавказе. Зимой 1942/1943 г. , и потерпели поражение.

4. Весной 1943 г. большая часть войск восточноевропейских стран – союзниц Германии была отправлена домой, а оставшаяся до лета 1944 г. использовалась в борьбе с партизанами, для охраны коммуникаций и черноморского побережья.

5. Весной 1944 г. войска стран Восточной Европы – союзников Германии вновь занимают участки Восточного фронта – румынская армия на южном, причерноморском направлении, а словацкая и венгерская армии вдоль Карпатских гор.

6. После наступления советских войск в августе 1944 г. Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, а в Словакии в октябре произошло окончившееся неудачей восстание против Германии, оккупировавшей эту страну до окончания войны в Европе.

7. До 8 мая 1945 г. Венгрия оставалась последней восточноевропейской страной – союзницей Германии.

Дефицит вооружения, слабая подготовка большинства солдат и офицеров, а также отсутствие мотивации к самопожертвованию превращали армии стран Восточной Европы – союзников Германии в слабое звено Восточного фронта. Данные государства не обладали собственным высокоразвитым промышленным потенциалом (за исключением протектората Богемия и Моравия), и с началом мировой войны им стало трудно пополнять запасы тяжелых вооружений. В результате они вступили в войну с устаревшими артиллерией, танками, стрелковым оружием и транспортными средствами. Особенно ощущалась нехватка противотанкового оружия. Германия пыталась исправить положение, передавая им трофейное вооружение, захваченное в Чехословакии, Польше, Франции, Бельгии и СССР, но и оно оказывалось большей частью устаревших довоенных образцов.

В странах Восточной Европы помимо раскалывающего общество германо-советского противостояния Вторая мировая война обострила до уровня вооруженных конфликтов и существовавшие в них в течение десятилетий внутренние социальные и межнациональные проблемы. В Польше в 1942 – 1945 гг. они приняли характер гражданской войны, которая была осложнена еще и острыми межнациональными противоречиями. В период Второй мировой войны общества различных стран Восточной Европы по-разному реагировали на оккупацию их территорий германскими войсками – в протекторате Богемия и Моравия в целом (за исключением отдельных эксцессов) спокойно, а в Польше – массовым подпольным и партизанским движением.

Чехи на территории протектората Богемия и Моравия, выполняя трудовую повинность, имели возможность добровольно вступать в вермахт и войска СС (Чехи в СС). Кроме того, существовали собственные Вооруженные Силы протектората – Regierungstruppe des Protektorats Bhmen und Mhren (1939 – 1945 гг.).

Чехи-эмигранты и бывшие военнопленные имели возможность участвовать в войне в составе чехословацких формирований в войсках антигитлеровской коалиции.

Поляки сумели организовать собственные вооруженные формирования в армиях, воюющих против Германии, и массовые партизанские движения внутри страны:

В то же время в Польше существовали и сравнительно незначительные вооруженные силы польских коллаборационистов.

С вступлением в 1944 – 1945 гг. советских войск на территории стран Восточной Европы здесь были установлены политические режимы, настроенные либо просоветски (Польша), либо находящиеся под сильным давлением со стороны Советского Союза и поддерживаемых им местных левых сил (Венгрия, Чехословакия, Румыния).

В целом страны Восточной Европы являлись активными участниками Второй мировой войны. Они стали в 1939 – 1945 гг. ареной не только театра военных действий между странами – членами Стального пакта и антигитлеровской коалицией, но и активной зоной гражданской и этнической конфликтности.

В результате Второй мировой войны страны Восточной Европы вошли в зону политического и идеологического влияния Советского Союза.

В ХХ в. на развитие экономики ведущих капиталистических стран оказали большое влияние два глобальных события - первая и вторая мировые войны. Послевоенная экономика даже ведущих стран Западной Европы была в критическом состоянии.

АНГЛИЯ. Замедление темпов экономического развития Англии началось после первой мировой войны. В 20-е годы британское хозяйство развивалось неравномерно. Сравнительно быстро росло производство в новых отраслях промышленности, в которых наиболее быстро шли процессы технической реконструкции предприятий, увеличение их энерговооруженности, широкой механизации, электрификации и химизации производственных процессов. Старые отрасли британской индустрии переживали застой. Сократились добыча угля, выплавка чугуна, производство английской текстильной промышленности. Предприятия черной металлургии были загружены лишь наполовину. Происходил процесс свертывания сельскохозяйственного производства. По темпам развития английская экономика отставала от ведущих капиталистических держав.

Вторая мировая война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании. В целом за годы второй мировой войны она потеряла около 25% национального богатства страны. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза Ленд-лиз - система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. материальных ресурсов странам антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны., кроме того пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешнеэкономические связи со странами, куда все больше внедрялся капитал США. В 1947 году в стане наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания. Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к “плану Маршалла”.

ФРАНЦИЯ. Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х годов, привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 года Франция капитулировала и ее экономика была поставлена на службу фашистской Германии. Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значительный ущерб. Почти на 70% сократилось промышленное производство, его структура была архаичной, длительное время не обновлялся машинный парк. Вдвое по сравнению с 1938 годом уменьшилась продукция сельского хозяйства. Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Однако ни у правительства, ни среди предпринимательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П. Мендес-Франс предлагал с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Р. Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения. Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 года достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 году). В мае 1947 года под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции “плана Маршалла”.

ИТАЛИЯ. Италия вступила во 2-ю мировую войну на стороне Гитлеровской Германии. Это развитая индустриально-аграрная страна, по уровню развития относится к странам высокоразвитого капитализма. Важнейшие отрасли промышленности связаны с военным производством. В 1948 году была включены в систему “плана Маршалла”.

ШВЕЦИЯ. Швеция индустирально-аграрная страна, ведущими являются горнодобывающая, машиностроительная, металлообрабатывающая, электротехническая и химическая промышленность. Значительная часть промышленных товаров идет на экспорт. В сельском хозяйстве мясомолочное животноводство преобладает над земледелием. Во время второй мировой войны Швеция объявила нейтралитет, который, однако, нарушался в пользу гитлеровской коалиции. В послевоенные годы придерживается политики “свободы от союзов”.

НОРВЕГИЯ. Установление независимости Норвегии в 1905 году благоприятствовало экономическому подъему. Во время 2-й мировой войны Норвегия была захвачена гитлеровской Германией.

ДАНИЯ. Аграрно-индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством. Промышленность Дании носит ярко выраженный обрабатывающий характер. В 1940 году была оккупирована гитлеровской Германией.

БЕЛЬГИЯ. К концу 19 в. Бельгия была развитой капиталистической страной, с крупной промышленностью и интенсивным сельским хозяйством. Во время второй мировой войны была захвачена Германией.

АВСТРИЯ. Семь лет (1938-1945) Австрия находилась под властью фашистской Германии. Вся экономика страны была подчинена военным нуждам Германии, золотой запас Австрии был вывезен в Берлин. Главная роль в экономике страны принадлежала крупным монополиям. В1943 году министры иностранных дел СССР, США и Великобритании подписали декларацию об Австрии, заявив о желании видеть ее восстановленной, свободной и независимой. В 1948 году при активном содействии США, Англии и Франции было подписано соглашение об участии Австрии в “плане Маршалла”.

ГРЕЦИЯ. Греция преимущественно аграрная страна с относительно развитой промышленностью. Во время второй мировой войны было оккупирована Германией.

ШВЕЙЦАРИЯ. Страна высокого уровня развития, в экономике основная роль принадлежит промышленности. С конца 19 в. в ней утвердилось господство финансового капитала. Во второй мировой войне объявила нейтралитет.

ПОРТУГАЛИЯ. Аграрная страна, наиболее отсталая из всех стран Европы. Во второй мировой войне помогала фашистскому блоку.

ТУРЦИЯ. Слабо развития аграрная страна. Накануне 2-й мировой войны большое влияние на экономику и политику Турции оказывала Германия. во время войны она снабжала Германию стратегическим сырьем.

Таким образом, после 2-й мировой войны экономика стран Западной Европы оказалась в крайне сложном положении.