Правила приемки систем пожарной сигнализации. Методические рекомендации по приемке систем пожарной сигнализации. Условия технического обслуживания

VI. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИЕМКЕ АСПТ И АСПС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

22. Приемка АСПТ и АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (организации)-заказчика.

23. В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя органов ГПН.

Участие представителей органов ГПН в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обязательным. К участию в работе комиссий помимо официального представителя органов ГПН могут привлекаться работники государственного пожарного надзора, осуществляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, НПБ 05-93).

24. Работа комиссии проводится по программе приемочных испытаний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком.

Программа приемочных испытаний должна включать:

  • основные характеристики объекта испытаний;
  • цель испытаний;
  • состав приемочной комиссии;
  • объем испытаний и проверок;
  • материально-техническое обеспечение испытаний;
  • требование безопасности;
  • методику испытаний;
  • критерии оценки результатов испытаний.
  • 25. При сдаче АСПТ в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны представить:

  • лицензию на "Монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты" или на "Выполнение работ по монтажу и наладке систем противопожарной защиты на действующих объектах". Организации, осуществляющие производство, поставку и испытание АСПТ, должны иметь лицензию центрального органа лицензирования (ГУГПС МВД России) (Инструкция по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности. Приложение к приказу МВД России от 08.09.94 г. № 241);
  • исполнительную документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями) согласно требованиям СНиП 3.01.04;
  • сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, примененных при производстве монтажных работ;
  • акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж;
  • акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ (приложение 11);
  • акт об окончании монтажных работ (приложение 12);
  • акт готовности траншей к укладке трубопроводов (кабелей) (приложение 13);
  • акт испытания трубопроводов на прочность и герметичность (приложение 14);
  • акт испытания арматуры (приложение 15);
  • акт о выявленных дефектах приборов, оборудования и агрегатов автоматической установки пожаротушения (приложение 16);
  • акт готовности фундаментов (оснований) к установке оборудования (приложение 17);
  • акт испытания агрегатов вхолостую или под нагрузкой (приложение 18);
  • акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (приложение 19);
  • акт прогрева кабелей на барабанах (в том случае, если для размотки кабеля при отрицательных температурах был произведен его прогрев) (приложение 20);
  • акт освидетельствования скрытых работ (приложение 21);
  • протокол испытания на герметичность разделительных уплотнений защитных трубопроводов для электропроводок во взрывоопасных зонах (приложение 22);
  • акт испытания гидропневматической емкости (приложение 23);
  • акт об окончании пусконаладочных работ (представляется в том случае, если монтажная организация выполняла только монтаж АСПТ) (приложение 24);
  • акт проведения индивидуальных испытаний АСПТ (приложение 25);
  • паспорт на зарядку баллонов установки газового пожаротушения (приложение 26);
  • ведомость смонтированных приборов и оборудования автоматической установки пожаротушения (приложение 27).
  • 26. Рабочая комиссия должна:

  • проверить качество и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;
  • провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложение 28).
  • 27. При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения, а также ответственных за это организаций.

    После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно-наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче.

    28. Сдача автоматической установки пожаротушения в эксплуатацию должна оформляться актом (приложение 29).

    29. Представитель органа ГПН, входящий в комиссию, обязан:

  • принять участие в проверке и приемке смонтированного оборудования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и установок противопожарной защиты;
  • сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПН о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.
  • При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПН письменно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается.

    30. В местном органе ГПС должен вестись журнал, в котором учитываются основные характеристики АСПТ, принятых в эксплуатацию, их срабатывание и отказы.

    31. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения
    31.1. Приемка в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения должна проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50680-94 "Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний" и ГОСТ Р 50800-95 "Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний".

    31.2. При сдаче установки в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны предъявить:

  • исполнительную документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями);
  • производственную документацию.
  • 31.3. При приемке установки в эксплуатацию должны быть проведены:

  • внешний осмотр установки;
  • индивидуальные испытания узлов установки.
  • 31.4. Необходимость проведения огневых испытаний, проверки интенсивности орошения защищаемой площади и заданного времени срабатывания установки определяется заказчиком, органами госпожнадзора или приемочной комиссией.

    Огневые испытания следует проводить по программе и методике, утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами госпожнадзора.

    31.5. Внешним осмотром устанавливаются:

  • соответствие размещения технологического и электротехнического оборудования рабочим чертежам проекта;
  • правильность установки и соединений оборудования, щитов, приборов, панелей, приемных станций, извещателей и т. п.;
  • соответствие монтажа электротехнического оборудования требованиям ПУЭ;
  • качество выполнения монтажных работ.
  • 31.6. Перед проведением испытаний узлов управления все элементы и узлы установки, емкости, подлежащие заполнению водой, должны быть заполнены ею. Автоматический водопитатель, заполненный расчетным количеством воды, должен быть закачан воздухом до рабочего давления, указанного в проекте.

    Наполнение установки водой проводят в следующем порядке:

  • проверяют возможность выпуска воздуха из верхних точек;
  • открывают устройства для выпуска воздуха;
  • медленно наполняют водой установку;
  • закрывают все устройства для выпуска воздуха.
  • 31.7. Испытания правильности работы узлов управления спринклерных установок следует проводить путем открытия крана (вентиля) на спускном трубопроводе, предназначенного для проверки работы установки, при этом должны вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство (возможен автоматический пуск насосов).

    Испытания правильности работы узлов управления дренчерных установок следует проводить при закрытой задвижке, установленной выше клапана, путем открытия крана (вентиля) на побудительном трубопроводе, при этом должен вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.

    31.8. Емкости, работающие под давлением, должны быть зарегистрированы и испытаны в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

    31.9. Гидравлические испытания емкостей, работающих без давления, необходимо проводить с соблюдением следующих требований:

  • запорная арматура должна быть закрыта и должно быть обеспечено отсутствие течи через затворы, сальники и т. д.;
  • залив воды производится в два этапа.
  • На первом этапе емкость необходимо залить на высоту одного метра и выдержать в течение суток для проверки герметичности днища.

    На втором этапе емкость необходимо залить до проектной отметки.

    Емкость считается выдержавшей испытания, если в течение суток не обнаружено признаков течи.

    31.10. Трубопроводы должны быть подвергнуты испытаниям в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы".

    31.11. Испытания насосов и компрессоров следует выполнять в соответствии с ВСН 394 "Инструкция по монтажу компрессоров и насосов".

    31.12. Проверка работоспособности импульсного устройства осуществляется имитацией с помощью стрелки ЭКМ падения давления в нем на 0,05 МПа. При этом на щите сигнализации в помещении пожарного поста (диспетчерской) должны включиться световая и звуковая сигнализации.

    31.13. Проверку качества пенообразователя или его раствора следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 50588-93 "Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний".

    32. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок газового пожаротушения
    32.1 Методика испытаний при приемке в эксплуатацию УГП должна соответствовать ГОСТ Р 50969-96.

    32.2. Испытания установок по проверке времени срабатывания, продолжительности подачи ГОС и огнетушащей концентрации ГОС в объеме защищаемого помещения (пп. 4.9-4.11 ГОСТ Р 50969-96) не являются обязательными. Необходимость их экспериментальной проверки определяет заказчик или, в случае отступления от норм проектирования, влияющих на проверяемые параметры, должностные лица органов управления и подразделений ГПС при осуществлении государственного пожарного надзора.

    33. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения
    33.1. При приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения необходимо руководствоваться НПБ 21-98 и НПБ 22-96.

    33.2. Перед сдачей в эксплуатацию в процессе комплексной проверки УАП должна подвергаться обкатке не менее одного месяца. В этот период она должна находиться в режиме ручного запуска. Все случаи ложного срабатывания системы пожарной сигнализации и управления автоматическим пуском УАП должны регистрироваться автоматическим устройством или в специальном журнале учета дежурным персоналом (с круглосуточным пребыванием на объекте), с последующим анализом их причин.

    При отсутствии за указанный период времени ложных срабатываний или иных функциональных нарушений УАП установка переводится в автоматический режим работы.

    Если за период обкатки УАП указанные функциональные нарушения (сбои) имели место, их причины не выяснены и не устранены, УАП подлежит повторному регулированию и комплексной проверке, включая повторную обкатку.

    Испытание работоспособности УАП при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов извещателей и вторичных приборов по схемам, приведенным в ТД.

    При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы ГОА, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска ГОА.

    33.3. Сдача смонтированной УАП в эксплуатацию должна производиться по результатам комплексной проверки и обкатки, при этом должно быть составлено заключение (акт) комиссии, определяющее техническое состояние, работоспособность и возможность ввода в эксплуатацию УАП.

    В состав комиссии по приемке в эксплуатацию УАП должны входить представители администрации объекта, территориальных (местных) органов управления ГПС, организаций, выполнявших проект, монтаж и комплексную проверку установки.

    34. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию автоматических установок порошкового пожаротушения
    34.1. Приемка в эксплуатацию МАУПТ без проведения комплексной наладки (комплексного опробования) не допускается. Испытание работоспособности МАУПТ при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов и вторичных приборов МАУПТ по схемам, приведенным в ТД. При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска модулей в составе МАУПТ.

    34.2. При приемке выполненных работ по монтажу и наладке МАУПТ комиссия производит:

  • внешний осмотр;
  • измерение сопротивления изоляции и шлейфа сигнализации;
  • испытание работоспособности смонтированных установок;
  • измерение напряжения и тока контроля пусковых цепей МАУПТ.
  • 34.3. При внешнем осмотре проверяют:

  • наличие заводских пломб;
  • наличие вытесняющего газа;
  • наличие предохранительных устройств, согласно документации на модуль;
  • наличие маркировки модуля, а также соответствие марки огнетушащего порошка классам пожара в помещении;
  • наличие устройств от самопроизвольного запуска МАУПТ;
  • состояние линейной части шлейфа сигнализации;
  • соответствие проложенных электропроводок, установленных извещателей, приборов, коробок и т. д. проектной документации.
  • 34.4. Методики испытаний при измерении сопротивления изоляции и шлейфа сигнализации, работоспособности смонтированных установок, напряжения и тока контроля пусковых устройств МАУПТ определяются в каждом конкретном случае рабочей комиссией.

    34.5. При обнаружении отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях с указанием организаций, ответственных за их устранение. Эти организации должны в 10-дневный срок устранить несоответствия, а монтажные организации - вновь предъявить МАУПТ к сдаче.

    34.6. МАУПТ считается принятой в эксплуатацию, если проверкой (испытаниями) установлено:

  • монтажно-наладочные работы выполнены в соответствии с проектными решениями, технологическими картами;
  • результаты измерений в пределах нормы (формы документов в соответствии с приложениями 19, 46);
  • испытания работоспособности МАУПТ дали положительные результаты, при этом установки обеспечивают в случаях, предусмотренных проектом, отключение систем вентиляции, включение систем дымоудаления и подпора воздуха в лестничные клетки и тамбур-шлюзы при пожаре.
  • 34.7. Прием МАУПТ должен оформляться актом в соответствии с приложением 29.

    34.8. Необходимость подключения МАУПТ на пульты централизованного наблюдения (ПНЦ) определяется подразделениями вневедомственной охраны с участием представителей заказчика и органов ГПН.

    34.9. Приемно-контрольные приборы МАУПТ по окончании монтажа должны иметь табличку, содержащую:

  • наименование защищаемых помещений;
  • маркировку назначения прибора по защищаемым помещениям;
  • сведения о типе и количестве извещателей, подключаемых к данному прибору.
  • 34.10. По окончании сдачи и приемки в эксплуатацию МАУПТ монтажно-наладочная организация должна опломбировать те части приборов, к которым имел доступ ее представитель в процессе монтажа, наладки и регулировки установки, и проверить наличие пломб предприятий-изготовителей на приборах.

    35. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения
    35.1. Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения, должна соответствовать приложению 30.

    35.2. Приемка в эксплуатацию АСПС и АУП без проведения комплексной наладки и опробования не допускается.

    35.3. При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС и АУП рабочая комиссия проводит:

  • проверку качества и соответствия выполненных монтажно-наладочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;
  • измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;
  • измерение сопротивления шлейфа сигнализации;
  • проверку соответствия технической реализации категории надежности электроснабжения требованиям ПУЭ и проектной документации;
  • комплексные испытания работоспособности АСПС и АУП, включающие:
  • проверку выдачи извещения "Пожар" при воздействии на ПИ соответствующими имитаторами факторов пожара;
  • проверку выдачи извещения "Неисправность" при обрыве или коротком замыкании шлейфа сигнализации и соединительных линий управления;
  • проверку выдачи управляющих сигналов пуска АСПТ и их формирования от двух ПИ;
  • проверку, при необходимости, других сигналов электроуправления и сигнализации, предусмотренных проектом в соответствии со СНиП 2.04.09-84 и НПБ.
  • В необходимых случаях комиссия проводит и другие проверки параметров, оговоренные техническими условиями на аппаратуру.

    35.4. Методика испытаний при приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию определяется в каждом конкретном случае рабочей комиссией.

    35.5. При обнаружении несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования, а также требованиям настоящих правил комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях (приложение 31), на основании которого монтажно-наладочная организация должна устранить их в оговоренный срок и вновь предъявить технические средства сигнализации к сдаче.

    35.6. АСПС и АУП считаются принятыми в эксплуатацию, если проверкой установлено следующее:

  • монтажные и пусконаладочные работы выполнены в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84, ПУЭ, РД 78.145-93, технологическими картами и технической документацией предприятий-изготовителей;
  • результаты измерений в пределах нормы;
  • комплексные испытания работоспособности технических средств сигнализации дали положительные результаты.
  • 35.7. Оформление результатов приемки:

  • прием технических средств сигнализации в эксплуатацию должен оформляться актом согласно приложению 32.
  • I. Общие положения
    II. Область применения
    III. Нормативные ссылки
    IV. Условные обозначения
    V. Рекомендации по контролю за соблюдением требований ПБ при разработке заключений органов ГПС МВД России на проектно-сметную документацию АСПТ или АСПС
    VI. Контроль выполнения проектных решений при приемке АСПТ и АСПС к эксплуатацию
    VII. Контроль соблюдения норм, правил и требований ПБ при эксплуатации АСПТ (АСПС)
    Приложение 1. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Порядок разработки заданий на проектирование
    Приложение 2. Состав проектно-сметной документации на стадии проекта
    Приложение 3. Состав рабочего проекта АСПР и АСПС без выделения утверждаемой части (на субподряде)
    Приложение 4. Состав рабочего проекта АСПТ и АСПТ с АСПС без выделения утверждаемой части (по прямым договорам с заказчиками)
    Приложение 5. Состав рабочего проекта АСПС без выделения утверждаемой части (на субподряде)
    Приложение 6. Состав рабочего проекта АСПС без выделения утверждения части (по прямым договорам с заказчиками)
    Приложение 7. Состав рабочего проекта АСПТ и АСПТ с АСПС с выделением утверждаемой части (на субподряде)
    Приложение 8. Состав рабочего проекта АСПС с выделением утверждаемой части (на субподряде)
    Приложение 9. Состав рабочего проекта АСПТ и АСПТ с АСПС с выделением утверждаемой части и пускового комплекса (на субподряде)
    Приложение 10. Состав рабочего проекта АСПС с выделением утверждаемой части и пускового комплекса (на субподряде)
    Приложение 11. Готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ
    Приложение 12. Акт об окончании монтажных работ
    Приложение 13. Акт готовности траншей к укладке трубопроводов (кабелей)
    Приложение 14. Акт испытания трубопроводов на прочность и герметичность
    Приложение 15. Акт испытания арматуры
    Приложение 16. Акт о выявленных дефектах приборов, оборудования и агрегатов автоматической установки пожаротушения
    Приложение 17. Акт готовности фундаментов (оснований) к установке оборудования, насосов, компрессоров, емкостей, газовых батарей и т.п.
    Приложение 18. Акт испытания агрегатов вхолостую или под нагрузкой
    Приложение 19. Акт сопротивления изоляции электропроводок
    Приложение 20. Протокол прогрева кабелей на барабанах
    Приложение 21. Акт освидетельствования скрытых работ
    Приложение 22. Протокол испытания на герметичность разделительных уплотнений защитных трубопроводов для электропроводок во взрывоопасных зонах
    Приложение 23. Акт испытания гидропневматической емкости
    Приложение 24. Акт об окончании пусконаладочных работ
    Приложение 25. Акт проведения индивидуальных испытаний автоматических установок пожаротушения
    Приложение 26. Паспорт на зарядку баллонов установи газового пожаротушения
    Приложение 27. Ведомость смонтированных приборов и оборудования автоматической установки пожаротушения
    Приложение 28. Акт проведения комплексных испытаний автоматической установки пожаротушения
    Приложение 29. Акт приемки установки в эксплуатацию
    Приложение 30. Производственная документация, оформляемая при монтаже технических средств пожарной сигнализации
    Приложение 31. Документация, оформляемая при обнаружении дефектов в технических средствах сигнализации
    Приложение 32. Документация, оформляемая при приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию
    Приложение 33. Журнал учета неисправностей установки пожарной автоматики
    Приложение 34. Акт первичного обследования автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
    Приложение 35. Акт на выполненные работы по первичному обследованию автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
    Приложение 36. Паспорт автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
    Приложение 37. Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации
    Приложение 38. График проведения технического обслуживания и ремонта на 19__г.
    Приложение 39. Типовой регламент технического обслуживания установок водяного (пенного) пожаротушения
    Приложение 40. Типовой регламент технического обслуживания установок газового пожаротушения
    Приложение 41. Типовой регламент технического обслуживания автоматических установок аэрозольного пожаротушения
    Приложение 42. Типовой регламент технического обслуживания установок порошкового пожаротушения
    Приложение 43. Типовой регламент технического обслуживания установок пожарной сигнализации
    Приложение 44. Перечень ТС, входящих в установки и подлежащих техническому обслуживанию и ремонту исполнителем
    Приложение 45. Технические требования, определяющие параметры работоспособности автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации
    Приложение 46. Акт измерения напряжения и тока контроля электрических пусковых цепей

    VI. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИЕМКЕ АСПТ И АСПС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

    22. Приемка АСПТ и АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (организации)-заказчика.

    23. В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя органов ГПН.

    Участие представителей органов ГПН в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обязательным. К участию в работе комиссий помимо официального представителя органов ГПН могут привлекаться работники государственного пожарного надзора, осуществляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, НПБ 05-93).

    24. Работа комиссии проводится по программе приемочных испытаний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком.

    Программа приемочных испытаний должна включать:

  • основные характеристики объекта испытаний;
  • цель испытаний;
  • состав приемочной комиссии;
  • объем испытаний и проверок;
  • материально-техническое обеспечение испытаний;
  • требование безопасности;
  • методику испытаний;
  • критерии оценки результатов испытаний.
  • 25. При сдаче АСПТ в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны представить:

  • лицензию на "Монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты" или на "Выполнение работ по монтажу и наладке систем противопожарной защиты на действующих объектах". Организации, осуществляющие производство, поставку и испытание АСПТ, должны иметь лицензию центрального органа лицензирования (ГУГПС МВД России) (Инструкция по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности. Приложение к приказу МВД России от 08.09.94 г. № 241);
  • исполнительную документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями) согласно требованиям СНиП 3.01.04;
  • сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, примененных при производстве монтажных работ;
  • акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж;
  • акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ (приложение 11);
  • акт об окончании монтажных работ (приложение 12);
  • акт готовности траншей к укладке трубопроводов (кабелей) (приложение 13);
  • акт испытания трубопроводов на прочность и герметичность (приложение 14);
  • акт испытания арматуры (приложение 15);
  • акт о выявленных дефектах приборов, оборудования и агрегатов автоматической установки пожаротушения (приложение 16);
  • акт готовности фундаментов (оснований) к установке оборудования (приложение 17);
  • акт испытания агрегатов вхолостую или под нагрузкой (приложение 18);
  • акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (приложение 19);
  • акт прогрева кабелей на барабанах (в том случае, если для размотки кабеля при отрицательных температурах был произведен его прогрев) (приложение 20);
  • акт освидетельствования скрытых работ (приложение 21);
  • протокол испытания на герметичность разделительных уплотнений защитных трубопроводов для электропроводок во взрывоопасных зонах (приложение 22);
  • акт испытания гидропневматической емкости (приложение 23);
  • акт об окончании пусконаладочных работ (представляется в том случае, если монтажная организация выполняла только монтаж АСПТ) (приложение 24);
  • акт проведения индивидуальных испытаний АСПТ (приложение 25);
  • паспорт на зарядку баллонов установки газового пожаротушения (приложение 26);
  • ведомость смонтированных приборов и оборудования автоматической установки пожаротушения (приложение 27).
  • 26. Рабочая комиссия должна:

  • проверить качество и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;
  • провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложение 28).
  • 27. При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения, а также ответственных за это организаций.

    После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно-наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче.

    28. Сдача автоматической установки пожаротушения в эксплуатацию должна оформляться актом (приложение 29).

    29. Представитель органа ГПН, входящий в комиссию, обязан:

  • принять участие в проверке и приемке смонтированного оборудования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и установок противопожарной защиты;
  • сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПН о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.
  • При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПН письменно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается.

    30. В местном органе ГПС должен вестись журнал, в котором учитываются основные характеристики АСПТ, принятых в эксплуатацию, их срабатывание и отказы.

    31. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения
    31.1. Приемка в эксплуатацию установок водяного и пенного пожаротушения должна проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50680-94 "Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний" и ГОСТ Р 50800-95 "Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний".

    31.2. При сдаче установки в эксплуатацию монтажная и наладочная организации должны предъявить:

  • исполнительную документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями);
  • производственную документацию.
  • 31.3. При приемке установки в эксплуатацию должны быть проведены:

  • внешний осмотр установки;
  • индивидуальные испытания узлов установки.
  • 31.4. Необходимость проведения огневых испытаний, проверки интенсивности орошения защищаемой площади и заданного времени срабатывания установки определяется заказчиком, органами госпожнадзора или приемочной комиссией.

    Огневые испытания следует проводить по программе и методике, утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами госпожнадзора.

    31.5. Внешним осмотром устанавливаются:

  • соответствие размещения технологического и электротехнического оборудования рабочим чертежам проекта;
  • правильность установки и соединений оборудования, щитов, приборов, панелей, приемных станций, извещателей и т. п.;
  • соответствие монтажа электротехнического оборудования требованиям ПУЭ;
  • качество выполнения монтажных работ.
  • 31.6. Перед проведением испытаний узлов управления все элементы и узлы установки, емкости, подлежащие заполнению водой, должны быть заполнены ею. Автоматический водопитатель, заполненный расчетным количеством воды, должен быть закачан воздухом до рабочего давления, указанного в проекте.

    Наполнение установки водой проводят в следующем порядке:

  • проверяют возможность выпуска воздуха из верхних точек;
  • открывают устройства для выпуска воздуха;
  • медленно наполняют водой установку;
  • закрывают все устройства для выпуска воздуха.
  • 31.7. Испытания правильности работы узлов управления спринклерных установок следует проводить путем открытия крана (вентиля) на спускном трубопроводе, предназначенного для проверки работы установки, при этом должны вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство (возможен автоматический пуск насосов).

    Испытания правильности работы узлов управления дренчерных установок следует проводить при закрытой задвижке, установленной выше клапана, путем открытия крана (вентиля) на побудительном трубопроводе, при этом должен вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.

    31.8. Емкости, работающие под давлением, должны быть зарегистрированы и испытаны в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

    31.9. Гидравлические испытания емкостей, работающих без давления, необходимо проводить с соблюдением следующих требований:

  • запорная арматура должна быть закрыта и должно быть обеспечено отсутствие течи через затворы, сальники и т. д.;
  • залив воды производится в два этапа.
  • На первом этапе емкость необходимо залить на высоту одного метра и выдержать в течение суток для проверки герметичности днища.

    На втором этапе емкость необходимо залить до проектной отметки.

    Емкость считается выдержавшей испытания, если в течение суток не обнаружено признаков течи.

    31.10. Трубопроводы должны быть подвергнуты испытаниям в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы".

    31.11. Испытания насосов и компрессоров следует выполнять в соответствии с ВСН 394 "Инструкция по монтажу компрессоров и насосов".

    31.12. Проверка работоспособности импульсного устройства осуществляется имитацией с помощью стрелки ЭКМ падения давления в нем на 0,05 МПа. При этом на щите сигнализации в помещении пожарного поста (диспетчерской) должны включиться световая и звуковая сигнализации.

    31.13. Проверку качества пенообразователя или его раствора следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 50588-93 "Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний".

    32. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок газового пожаротушения
    32.1 Методика испытаний при приемке в эксплуатацию УГП должна соответствовать ГОСТ Р 50969-96.

    32.2. Испытания установок по проверке времени срабатывания, продолжительности подачи ГОС и огнетушащей концентрации ГОС в объеме защищаемого помещения (пп. 4.9-4.11 ГОСТ Р 50969-96) не являются обязательными. Необходимость их экспериментальной проверки определяет заказчик или, в случае отступления от норм проектирования, влияющих на проверяемые параметры, должностные лица органов управления и подразделений ГПС при осуществлении государственного пожарного надзора.

    33. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения
    33.1. При приемке в эксплуатацию установок аэрозольного пожаротушения необходимо руководствоваться НПБ 21-98 и НПБ 22-96.

    33.2. Перед сдачей в эксплуатацию в процессе комплексной проверки УАП должна подвергаться обкатке не менее одного месяца. В этот период она должна находиться в режиме ручного запуска. Все случаи ложного срабатывания системы пожарной сигнализации и управления автоматическим пуском УАП должны регистрироваться автоматическим устройством или в специальном журнале учета дежурным персоналом (с круглосуточным пребыванием на объекте), с последующим анализом их причин.

    При отсутствии за указанный период времени ложных срабатываний или иных функциональных нарушений УАП установка переводится в автоматический режим работы.

    Если за период обкатки УАП указанные функциональные нарушения (сбои) имели место, их причины не выяснены и не устранены, УАП подлежит повторному регулированию и комплексной проверке, включая повторную обкатку.

    Испытание работоспособности УАП при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов извещателей и вторичных приборов по схемам, приведенным в ТД.

    При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы ГОА, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска ГОА.

    33.3. Сдача смонтированной УАП в эксплуатацию должна производиться по результатам комплексной проверки и обкатки, при этом должно быть составлено заключение (акт) комиссии, определяющее техническое состояние, работоспособность и возможность ввода в эксплуатацию УАП.

    В состав комиссии по приемке в эксплуатацию УАП должны входить представители администрации объекта, территориальных (местных) органов управления ГПС, организаций, выполнявших проект, монтаж и комплексную проверку установки.

    34. Особенности контроля норм, правил и требований ПБ при приемке в эксплуатацию автоматических установок порошкового пожаротушения
    34.1. Приемка в эксплуатацию МАУПТ без проведения комплексной наладки (комплексного опробования) не допускается. Испытание работоспособности МАУПТ при комплексной проверке должно проводиться путем измерения сигналов, снимаемых с контрольных точек основных функциональных узлов и вторичных приборов МАУПТ по схемам, приведенным в ТД. При этом в качестве нагрузки на линии пуска могут быть использованы имитаторы, электрические характеристики которых должны соответствовать характеристикам устройств пуска модулей в составе МАУПТ.

    34.2. При приемке выполненных работ по монтажу и наладке МАУПТ комиссия производит:

  • внешний осмотр;
  • измерение сопротивления изоляции и шлейфа сигнализации;
  • испытание работоспособности смонтированных установок;
  • измерение напряжения и тока контроля пусковых цепей МАУПТ.
  • 34.3. При внешнем осмотре проверяют:

  • наличие заводских пломб;
  • наличие вытесняющего газа;
  • наличие предохранительных устройств, согласно документации на модуль;
  • наличие маркировки модуля, а также соответствие марки огнетушащего порошка классам пожара в помещении;
  • наличие устройств от самопроизвольного запуска МАУПТ;
  • состояние линейной части шлейфа сигнализации;
  • соответствие проложенных электропроводок, установленных извещателей, приборов, коробок и т. д. проектной документации.
  • 34.4. Методики испытаний при измерении сопротивления изоляции и шлейфа сигнализации, работоспособности смонтированных установок, напряжения и тока контроля пусковых устройств МАУПТ определяются в каждом конкретном случае рабочей комиссией.

    34.5. При обнаружении отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях с указанием организаций, ответственных за их устранение. Эти организации должны в 10-дневный срок устранить несоответствия, а монтажные организации - вновь предъявить МАУПТ к сдаче.

    34.6. МАУПТ считается принятой в эксплуатацию, если проверкой (испытаниями) установлено:

  • монтажно-наладочные работы выполнены в соответствии с проектными решениями, технологическими картами;
  • результаты измерений в пределах нормы (формы документов в соответствии с приложениями 19, 46);
  • испытания работоспособности МАУПТ дали положительные результаты, при этом установки обеспечивают в случаях, предусмотренных проектом, отключение систем вентиляции, включение систем дымоудаления и подпора воздуха в лестничные клетки и тамбур-шлюзы при пожаре.
  • 34.7. Прием МАУПТ должен оформляться актом в соответствии с приложением 29.

    34.8. Необходимость подключения МАУПТ на пульты централизованного наблюдения (ПНЦ) определяется подразделениями вневедомственной охраны с участием представителей заказчика и органов ГПН.

    34.9. Приемно-контрольные приборы МАУПТ по окончании монтажа должны иметь табличку, содержащую:

  • наименование защищаемых помещений;
  • маркировку назначения прибора по защищаемым помещениям;
  • сведения о типе и количестве извещателей, подключаемых к данному прибору.
  • 34.10. По окончании сдачи и приемки в эксплуатацию МАУПТ монтажно-наладочная организация должна опломбировать те части приборов, к которым имел доступ ее представитель в процессе монтажа, наладки и регулировки установки, и проверить наличие пломб предприятий-изготовителей на приборах.

    35. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения
    35.1. Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации и автоматики установок пожаротушения, должна соответствовать приложению 30.

    35.2. Приемка в эксплуатацию АСПС и АУП без проведения комплексной наладки и опробования не допускается.

    35.3. При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС и АУП рабочая комиссия проводит:

  • проверку качества и соответствия выполненных монтажно-наладочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;
  • измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;
  • измерение сопротивления шлейфа сигнализации;
  • проверку соответствия технической реализации категории надежности электроснабжения требованиям ПУЭ и проектной документации;
  • комплексные испытания работоспособности АСПС и АУП, включающие:
  • проверку выдачи извещения "Пожар" при воздействии на ПИ соответствующими имитаторами факторов пожара;
  • проверку выдачи извещения "Неисправность" при обрыве или коротком замыкании шлейфа сигнализации и соединительных линий управления;
  • проверку выдачи управляющих сигналов пуска АСПТ и их формирования от двух ПИ;
  • проверку, при необходимости, других сигналов электроуправления и сигнализации, предусмотренных проектом в соответствии со СНиП 2.04.09-84 и НПБ.
  • В необходимых случаях комиссия проводит и другие проверки параметров, оговоренные техническими условиями на аппаратуру.

    35.4. Методика испытаний при приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию определяется в каждом конкретном случае рабочей комиссией.

    35.5. При обнаружении несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования, а также требованиям настоящих правил комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях (приложение 31), на основании которого монтажно-наладочная организация должна устранить их в оговоренный срок и вновь предъявить технические средства сигнализации к сдаче.

    35.6. АСПС и АУП считаются принятыми в эксплуатацию, если проверкой установлено следующее:

  • монтажные и пусконаладочные работы выполнены в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84, ПУЭ, РД 78.145-93, технологическими картами и технической документацией предприятий-изготовителей;
  • результаты измерений в пределах нормы;
  • комплексные испытания работоспособности технических средств сигнализации дали положительные результаты.
  • 35.7. Оформление результатов приемки:

  • прием технических средств сигнализации в эксплуатацию должен оформляться актом согласно приложению 32.
  • Эксплуатация и ТО пожарной сигнализации на объекте

    Контроль соблюдения норм, правил и требований ПБ при эксплуатации АСПС

    Методические рекомендации (МР) ВНИИПО МВД РФ «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля» регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке АСПС и АУП в эксплуатацию, порядок их технического обслуживания и ремонта (ТОиР).

    Общие положения.

    Ответственность за организацию эксплуатации АСПС возложена на руководителей объектов, которые защищены средствами пожарной автоматики.

    Требования к эксплуатационной технической документации на АСПС.

    На каждую АСПС должен быть издан приказ или распоряжение но предприятию (организации), назначающий:
    - лицо, ответственное за эксплуатацию установки;
    - оперативный (дежурный) персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием установок.

    Оперативный (дежурный) персонал должен иметь и заполнять «Журнал учета неисправностей установки».
    Допускается проведение ТО и Р специалистами объекта, имеющими соответствующую квалификацию. При этом порядок проведения работ по ТО и Р должен соответствовать настоящим методическим рекомендациям.
    Восстановление работоспособности АСПТ или АСПС после ее срабатывания или отказа не должно превышать:
    - для Москвы, С.-Петербурга, административных центров автономных образований в составе Российской Федерации - 6 ч;
    - для остальных городов и населенных пунктов - 18 ч.

    В помещении диспетчерского пункта должна быть инструкция о порядке действия дежурного диспетчера при получении тревожных сигналов.

    ^ Эксплуатационная документация на АС ПС

    Журнал учета неисправностей АСПС

    Тип установки ________________________________________________

    Дата монтажа установки _______________________________________

    Защищаемый объект __________________________________________

    ^ Акт первичного обследования установки пожарной автоматики (форма)

    г.____________ «___»____________200__ г.

    Мы, нижеподписавшиеся:

    представитель заказчика ___________________________________________________________________________
    (наименование предприятия, организации, учреждения)

    в лице ___

    (должности фамилия, инициалы)

    с одной стороны, и представитель исполнителя ________________________________________________________
    (должность, фамилия, инициалы)

    с другой стороны, составили настоящий акт в том, что при обследовании установок

    __
    (перечислить установки)

    смонтированных __________________________________________________________________________________
    (наименование монтажной организации, дата монтажа)

    но проекту, выполненному _______________________________________________________________________
    (наименование проектной организации, номер и дата выпуска проекта)

    налаженной__
    (наименование наладочной организации, дата наладки)

    УСТАНОВЛЕНО:

    техническое состояние установок_________________________________________________________________
    (указать неисправности)

    проектная и техническая документация, акты______________________________________________________

    ___________
    (указать отсутствующую документацию, дать замечания по имеющейся)

    Выводы, предложения___________________________________________________________________________

    Заказчик Исполнитель

    ____________________________________ ______________________________________
    (подпись, инициалы, фамилия) (подпись, инициалы, фамилия)

    м.п. м.п.

    Председатель монтажно-наладочной организации_________________________________________________

    ^ Акт на выполненные работы по первичному обследованию автоматических установок пожарной сигнализации

    «__»_________200__г.

    _______________________________________________________________________________________________
    (исполнитель, его банковские реквизиты)

    _______________________________________________________________________________________________
    (заказчик, его банковские реквизиты)

    Заказчик_______________________________ Исполнитель______________________________

    «___»____________________200_г. «___»_____________________ 200_г.

    М.п. м.п.

    Паспорт автоматических установок пожарной сигнализации

    ^ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    Наименование предприятия (организации)-заказчика, реквизиты:

    _____________________________________________________________________________________________

    ^ 2. СОСТАВ УСТАНОВКИ

    Условия технического обслуживания

    Количество извещателей. установленных па высоте, м:

    5-8………………………………………………………….

    8 - 15………………………………………………………..

    выше 15……………………………………………………..

    Средства подъема па высоту (подъемно-транспортные средства) ______________________________

    Другие сведения ___________________________________________________________________________

    ^ 3. СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ЗАМЕНАХ (ДОПОЛНЕНИЯХ) УСТАНОВКИ

    Паспорт составлен

    _________________________________________________________________________________________
    (должность исполнителя, ф.и о., подпись)

    Согласовано

    ________________________________________________________________________________________
    (должность заказчика, ф.и.о., подпись)

    «___»_________________200__ г.

    Согласовано

    _______________________________________________________________________________________
    (должность представителя ГПС, ф.и.о., подпись)

    «___»_________________200__ г.

    ^ Технические требования, определяющие параметры работоспособности АСПС

    1. Тип установки_______________________________________________________________________

    2. Состав установки____________________________________________________________________

    3. Комплексная проверка установки

    Технические требования разработал

    ________________________________________________________________________________________
    (должность, ф.и.о., подпись, дата)

    Согласовано Согласовано

    Исполнитель Заказчик


    (должность) (должность)

    _______________________________________ ____________________________________________

    «___»_________________20___г. «___»_________________200_г.

    Примечание. Перечень ТС, входящих в установки и подлежащих ТО и Р:
    приемно-контрольные приборы, шлейфы с извещателями, промежуточные устройства, оконечные устройства, оповещатели.

    График проведения технического обслуживания и ремонта на 200__г.

    ПО ДОГОВОРУ № ___________________

    ________________________________________________________________________________________
    [наименование объекта)

    Исполнитель Заказчик

    _______________________________________ ____________________________________________
    (ф.и.о., подпись) (ф.и.о.. подпись)

    «___»_________________20___г. «___»_________________200_г.

    ^ Типовой регламент технического обслуживания автоматических систем пожарной сигнализации

    Журнал регистрации работ по ТО и Р автоматических установок пожарной сигнализации

    _____________________________________________________________________________________
    (предприятие-исполнитель)

    _____________________________________________________________________________________
    (участок, цех)

    ^ ЖУРНАЛ №.
    регистрации работ но техническому обслуживанию и ремонту
    автоматических установок пожарной сигнализации

    __________________________________________________________________________
    (наименование объекта)

    Начат «___»_______________200_ г.

    Окончен «___»_______________200_ г.

    ^ ВТОРОЙ ЛИСТ ЖУРНАЛА

    I. Наименование объекта и его местонахождение (адрес, телефон):

    ____________________________________________________________________________________

    2. Перечень установок

    ____________________________________________________________________________________

    3. Номер договора, дата его заключения _____________________________________________

    4. Годовая стоимость работ_________________________________________________________

    5. Банковские реквизиты заказчика __________________________________________________

    6. Банковские реквизиты исполнителя _______________________________________________

    7. Должность, фамилия, имя, отчество ответственного за эксплуатацию установки

    (установок) и образец его подписи __________________________________________________

    8. Номер приказа и дата, которым назначено ответственное лицо заказчика

    за эксплуатацию установки (установок) ______________________________________________

    9. Должность, фамилия, имя, отчество лиц исполнителя, осуществляющих техническое

    обслуживание_____________________________________________________________________

    Примечание. В журнале пронумеровано и прошнуровано _____ листов.

    ^ Требования ГОСТ Р 50776 к эксплуатации и техническому обслуживанию систем

    Общие положения

    Техническое обслуживание системы, комплекса следует проводить периодически, по установленной форме.
    В процессе технического обслуживания следует проверять:
    а) состояние монтажа, крепление и внешний вид аппаратуры;
    б) срабатывание извещателей и работоспособность приемно-контрольных приборов и устройств;
    в) состояние гибких соединений (переходов);
    г) работоспособность основных и резервных источников электропитания;
    д) работоспособность световых и звуковых оповещателей;
    е) общую работоспособность системы, комплекса в целом. Организация технической диагностики, обслуживания и ремонта систем или комплексов объектов всех форм собственности должна соответствовать требованиям ГОСТ 18322, ГОСТ 20911, действующей ведомственной нормативной документации в данной области.
    Право проведения данного вида работ предоставляется организациям и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством.

    ^ Организация технического обслуживания и ремонта

    Техническое обслуживание.

    Основными задачами ТО являются:
    - обеспечение устойчивого функционирования технических средств (ТС) сигнализации;
    - контроль технического состояния ТС;
    - выявление и устранение неисправностей и причин ложных тревог, уменьшение их количества;
    - ликвидация последствий воздействия на ТС климатических, технологических и иных неблагоприятных условий;
    - анализ и обобщение сведений по результатам выполнения работ, разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов ТО.

    Техническое обслуживание может быть плановое (регламентированное) или неплановое (по техническому состоянию).
    Плановое ТО предусматривается для шлейфов сигнализации и для аппаратуры (СПИ, ПКП, сложных извещателей, устройств электропитания). В обязательном порядке проводят проверку общей работоспособности всей системы или комплекса.
    Результаты проведения планового ТО следует регистрировать в журнале по установленной форме.

    Неплановое ТО проводят при:
    - поступлении ложных сигналов тревоги с охраняемого объекта;
    - отказах аппаратуры;
    - ликвидации последствий неблагоприятных климатических условий, технологических или иных воздействий;
    - заявке пользователя (собственника охраняемого объекта).

    Ремонт технических средств охранной сигнализации.

    В зависимости от характера повреждения или отказа средств охранной сигнализации, трудоемкости ремонтных работ, проводят следующие виды ремонтов:
    - текущий и капитальный - для шлейфов сигнализации;
    - средний и текущий - для аппаратуры.

    Текущий ремонт шлейфов сигнализации заключается в замене отдельных вышедших из строя компонентов (извещателей, установочных элементов, участков соединительных линий).
    Капитальный ремонт шлейфов сигнализации проводят при невозможности их дальнейшей эксплуатации или в случае капитального ремонта охраняемого объекта. При этом проводят демонтаж и полную замену извещателей, соединительных линий, установочных элементов.
    Средний ремонт аппаратуры заключается в частичной или полной ее разборке, восстановлении или замене составных частей.
    Текущий ремонт аппаратуры заключается в замене отказавших легкосъемных элементов.

    ^ Действия персонала в случае сигнала тревоги

    Действия персонала объекта по сигналам тревоги (8) системы, комплекса должны быть регламентированы специальными инструкциями, согласованными со службами обеспечения охраны объекта. Инструкции должны включать в себя сведения о том, как персонал должен реагировать, какие предпринимать действия, какие использовать средства связи и т.п.
    Служебные инструкции, регламентирующие действия персонала объекта (хозоргана, собственника), по сигналам тревоги должны учитывать: тип, значимость и режим работы объекта, характер, значимость и места расположении охраняемых ценностей, принятые вид и тактику охраны, наличие на объекте людей в период действия системы, комплекса, дислокацию объекта на местности, имеющиеся на объекте средства связи.

    Служба реагирования. Взаимодействие служб, обеспечивающих охрану объекта.

    Пользователи системы, комплекса (собственники охраняемого объекта) должны иметь постоянную связь с организациями и службами, обеспечивающими охрану объекта и безотказное функционирование технических средств системы, комплекса.
    Время прибытия на охраняемый объект специалистов по восстановлению работоспособности системы, комплекса при ее отказе не должно превышать 4 ч (за исключением труднодоступных объектов, например находящихся на острове).
    В случае невозможности в срок выполнить восстановительные работы, ремонтная служба должна информировать об этом пользователя системы, комплекса.
    Порядок взаимодействия пользователя (хозоргана. собственника) со службами, обеспечивающими охрану объекта, выполнение нормативов по организации и несении) охраны, регламентируют действующими законодательными и нормативными актами, ведомственными приказами, служебными инструкциями.

    ^ Регистрация служебной информации системы (комплекса)

    Любая система, комплекс должна иметь средства регистрации служебной информации (например средства автоматического документирования, журналы).

    Паспорт системы, комплекса.
    В паспорте системы, комплекса объекта должны быть отражены:
    - реквизиты пользователя, собственника (хозоргана)- -должность, фамилия, имя, отчество, адрес постоянного проживания, домашний телефон, среднее время прибытия на объект из места постоянного проживания, используемый транспорт;
    - поэтажные, территориальные или иные им подобные фрагментарные схемы расположения и подключения технических средств охранной сигнализации и/или другой аппаратуры (электропитания, освещения, связи, телевидения и т.д.) с указанием типов, мест расположения, количества составных частей, выдаваемых служебных сигналов.

    При составлении схем необходимо применять условные обозначения, аббревиатуры с соблюдением конфиденциальности.

    Хронология.

    При эксплуатации системы, комплекса необходимо вести регистрацию и хронометраж результатов функционирования с указанием причин появления различных служебных сигналов («тревога», «отказ» и т.п.).
    Запись результатов функционирования системы, комплекса должна вестись по установленной форме (в журналах, регистрационных листах и т.п.).

    Регистрация технических осмотров (регламентных работ).

    При эксплуатации системы, комплекса следует проводить регистрацию и учет работ по техническому обслуживанию (регламентных работ). Записи, включающие в себя хронометраж и положения раздела 9. а также выявленные недостатки и действия по их устранению должны вестись в специальном документе (журнале).
    Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту технических средств охранной сигнализации должны, в зависимости от вида охраны (ведомственной принадлежности службы, несущей охрану объекта), вестись и документально оформляться по установленной форме.

    Регистрация сигналов тревоги.

    Регистрация сигналов тревоги, выдаваемых системой, комплексом, должна вестись в форме записей, содержащих: дату и время приема сигнала тревоги, вида сигнала, места его возникновения; хронометраж проведения мероприятий по реагированию на сигналы.

    Регистрация случаев отключения системы, комплекса («снятия» объекта с охраны техническими средствами).

    Регистрация случаев отключения системы, комплекса в целом или ее отдельных фрагментов должна вестись в форме записей, содержащих: дату и время отключения, указание конкретного технического средства, вызвавшего отключение и причину этого, дату и время повторного включения.
    Пользователь (собственник охраняемого объекта) или его представитель должен подтвердить каждый случай отключения системы, комплекса и его последствия.
    Регистрация сигналов и действия по ним должны, в зависимости от вида охраны, вестись и документально оформляться по установленной форме.