Последние приказы мчс. Проект Приказа МЧС России «Об утверждении Порядка обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществ. Дополнительные сведения о документе

(с изменениями на 2019 год) за время его существования было внесено порядка 20 дополнений и исправлений, он претерпел несколько редакций — в 2007 и 2009 годах. Окончательная редакция, действующая на сегодняшний день, была оформлена в 2010 году.

Изменения коснулись:

  • организаций, осуществляющих образовательную деятельность: теперь обучать должны лишь те, кто имеет лицензию на образовательную деятельность и может оказывать услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности (раньше у организации должна была быть лицензия на деятельность по тушению пожаров);
  • порядка согласования специальных обучающих программ: раньше их согласованием занимались территориальные органы, теперь — специальные структурные подразделения, и то только тех органов МЧС, в компетенцию которых входят вопросы организации и осуществления пожарного надзора.

Также кардинально изменилась форма журнала учета инструктажей.

Скачать актуальную форму журнала учета инструктажей

О чем приказ МЧС России 645

Нормативный документ устанавливает, что основными видами обучения в данной области являются:

  • инструктаж;
  • изучение минимума.

Инструктаж

Все инструктирование проводится не для галочки, а для того, чтобы люди ориентировались в данном вопросе. И не просто ориентировались и знали, где находится гидрант, но и умели им пользоваться (на самом деле вещь очень опасная). Кроме того, после прохождения обучения нормативный акт МЧС России предписывает проводить проверку знаний и полученного опыта. Контроль за проверкой знаний возлагается на руководителей предприятий, которые в свою очередь несут ответственность от административной (вплоть до 1 млн рублей, или приостановление деятельности на срок до 90 суток — см. статью 20.4 КоАП), до уголовной (тюрьма до 7 лет — см. статью 219 УК РФ).

Может написать соответствующее письмо? Для примера текст:

Замечания по проекту приказа МЧС России
«Об утверждении Порядка обучения мерам пожарной безопасности лиц,
осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях»

В настоящее время обучение мерам пожарной безопасности в рамках дополнительного профессионального образования и проведение инструктажей (далее – обучение) в организациях является сложным и емким процессом, в большинстве случаев носит формальный характер и создает определенные административные проблемы в организациях.
В целях снижения коррупционной направленности, оптимизации административных процедур и исключения формализма в обучении предлагается в нормативных правовых документах по пожарной безопасности пересмотреть и упростить существующий порядок обучения, исходя из интересов и специфики работы организации, а не из интересов учреждений, оказывающих услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
Руководителю организации следует предоставить больше прав, а не обязанностей в этой области и шире использовать систему электронного (дистанционного) обучения.
Если статьей 25 Федерального закона №69-ФЗ порядок и сроки обучения работников организаций мерам пожарной безопасности определяется МЧС России, тогда для чего пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации это возложено на руководителя организации?
В связи с этим предлагается установить следующий порядок (принцип) обучения:
1. При приеме на работу в организацию работник в обязательном порядке проходит только вводный противопожарный инструктаж по программе рекомендованной МЧС России и разработанной руководителем организации исходя из специфики ее пожарной опасности.
В процессе инструктажа работнику достаточно ознакомиться с организационно-распорядительными документами по пожарной безопасности и Инструкцией о мерах пожарной безопасности в организации и расписаться в листе ознакомления или в трудовом договоре прописывать фразу: «С требованиями пожарной безопасности в организации ознакомился и обязуюсь их выполнять».
2. Упразднить первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. В крайнем случае, установить их только для взрывопожароопасных объектов.
Указанные инструктажи, как правило, носят формальный характер. Например, в организации с количество работающих 50, 100 и более человек невозможно правильно оформить все инструктажи!!! Только на оформление списков уходит значительная часть рабочего времени.
Вместо инструктажей, за исключением взрывопожароопасных объектов (при необходимости или один раз в год) следует готовить соответствующую информацию с ознакомлением заинтересованных работников в листе ознакомления, а на пожароопасные работы оформляется наряд-допуск.
3. Исключить на основании пунктов 1 и 2 ведение Журнала учета инструктажей по пожарной безопасности, так как в нем невозможно идентифицировать подпись инструктирующего и инструктируемого без почерковедческой экспертизы (может расписаться любой).
4. Исключить практическую часть обучения, так как никто не может обязать работника тушить пожар, главное своевременно эвакуироваться (по использованию огнетушителей , средств самоспасания, оповещения и внутреннего противопожарного водопровода, достаточно теоретического курса обучения и тренировок по эвакуации).
5. Исключить разногласия между ст. 25 (абз.4) ФЗ №69 и п.3 ППР (абз.3), а порядок обучения мерам пожарной безопасности в организации полностью возложить на ее руководителя, на основе рекомендаций (а не обязательных документов) МЧС.
6. Предоставить право руководителю организации использовать возможность проведения обучения и тестирования работников организации средствами системы дистанционного (электронного) обучения, по программам разработанным МЧС России и (или) руководителем организации исходя из специфики пожарной опасности объекта. Факт прохождения дистанционного обучения должен фиксироваться автоматически по учетной записи (электронной подписи), под которой работает сотрудник.
Данные прохождения дистанционного обучения должны фиксироваться в соответствующей базе данных и храниться на постоянной основе, и предъявляться по необходимому требованию.
В организациях, в которых отсутствует возможность дистанционного обучения или работник не умеет пользоваться компьютером, данные фиксировать на бумажном носителе (протокол).
7. Законодательно возложить на МЧС России организацию и проведение обучения мерам пожарной безопасности в бюджетных учреждениях (объекты высокого риска), а также в организациях, в которых массово используется труд людей с ограниченными способностями непосредственно в указанных организациях, включая проведение тренировок по эвакуации.
8. Обязать проходить обучение по ПТМ только руководителей или главных специалистов объектов значительного и среднего риска, а также ответственных за пожарную безопасность таких организаций не реже одного раза в три года.
Иные категории объектов и их работники должны обучаться ПТМ по решению руководителя организации.
9. Предоставить право руководителю организации, в которой имеется подразделение пожарной безопасности, обучать своих работников без отрыва от производства не реже одного раза в три года в установленном в организации порядке. Профилактический состав указанных подразделений должны обучаться с отрывом от производства не реже одного раза в пять лет (так как у них профессиональное образование).
10. Исключить обязательное обучение ПТМ работников, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также, выполняющих газоэлектросварочные работы, так как они получают необходимые знания ПБ при повышении квалификации, а также по направлению охраны труда, электро- и техники безопасности. Например, строительная организация или завод металлоконструкций с числом сварщиков 30 – 50 человек, которые должны проходить обучение с отрывом от производства: раз в полгода по пожарной безопасности; раз в квартал по технике безопасности и охране труда; раз в квартал по электробезопасности, плюс повышение квалификации. КОГДА РАБОТАТЬ?!!!
11. Исключить из проекта Приказа термины «Программа повышения квалификации» и «программа дополнительного профессионального образования».
Согласно ст.12 ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" изучение минимума пожарно-технических знаний не относится к реализации программ дополнительного профессионального образования, так как не повышает квалификацию рабочего, служащего, специалиста и не имеет своей целью профессиональную переподготовку. Например, врач, ответственный за ПБ операционного блока в больнице должен повышать сою квалификацию как врач, а не как ответственный за ПБ.

На этой странице вы можете бесплатно скачать актуальную версию нормативного правового акта по пожарной безопасности: Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Дополнительные сведения о документе:

  • Утверждён приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645 (Приказ 645)
  • Приказ 645 зарегистрирован в Минюсте РФ 21.01.2008 г. за номером 10938
  • Последние изменения внесены приказом МЧС РФ от 22.06.2010 г. № 289
  • Действует в новой редакции с 20.08.2010 г.

Область применения:

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, иные юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 12 декабря 2007 г. № 645

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ»

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 1, ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19, ст. 1839; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 44, ст. 4537; № 45, ст. 4640; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 43, ст. 5084), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882) приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Ниже вы можете оставлять свои комментарии (вопросы) касательно применения этого документа на практике.