Несоблюдение водителем правил приоритета при преодолении перекрестка. Как обжаловать нарушение ч.2. Ст.12.13 КоАП РФ Статья 12.13 часть 2 коап рф

1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, —

2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Комментарий к Ст. 12.13 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемых правонарушений выступают общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения в части проезда перекрестков.

Объективная сторона определенных комментируемой статьей правонарушений конкретизируется применительно к каждому из правонарушений. Объективная сторона ч. 1 настоящей статьи заключается в нарушении правил проезда перекрестков, заключающемся в выезде на перекресток или пересечении проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, также заключается в нарушении установленных правил проезда через перекресток, но в данном случае нарушение заключается в невыполнении требований уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.

2. Субъектом данного правонарушения всегда является водитель, допустивший указанное нарушение, причем указанные правонарушения совершаются исключительно с умыслом, т.е. субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется умышленной формой вины.

Вступил в силу с 01.01.2012 года color=red>

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, -

влечет наложение административного штрафа в размере

1000 рублей.

(в ред Фед.зак.от 21.04.2011 года N 69-ФЗ) size=-1>

  –  Правила дорожного движения (ПДД):

Регулируемые перекрестки

13.3. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель…

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание…

Судья Свердловского районного суда г. Белгорода Шевченко *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шмелева-Шампанова *.*. на Постановление инспектора ОБДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода от 05.08.2011 года, которым постановлено:

Шмелева-Шампанова *.*. «…», признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 рублей,

Заслушав Шмелева-Шампанова *.*., его защитника Берегова *.*. (по доверенности), поддержавших доводы жалобы, потерпевшего К., его представителя Усова *.*. (по заявлению) полагавших, что жалоба удовлетворению не подлежит, обсудив доводы жалобы с участниками процесса, проверив материалы дела, судья,

Установил:

Постановлением инспектора ОБДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода от 05.08.2011 года Шмелев-Шампанов *.*. привлечен к административной ответственности за нарушение п. 13.8 ПДД РФ, что явилось причиной столкновения автомобилей ГАЗ-32213 гос. номер «…» под управлением водителя Шмелева-Шампанова и автомобиля ВАЗ-2114 гос. номер «…» под управлением водителя К., имевшего место 30 июля 2011 года в 14 час. 35 мин. на пер. ул. Костюкова и проспекта Ватутина в г.Белгороде.

В жалобе Шмелев-Шампанов *.*., оспаривая свою виновность, просит отменить Постановление как незаконное и необоснованное, т.к. Решение принято по неполно исследованным обстоятельствам дела. Имеющиеся противоречия должностным лицом не устранены. Свидетели ДТП опрошены поверхностно.

Шмелев-Шампанов *.*. жалобу поддержал. Пояснил, что он следовал по ул. Костюкова в прямом направлении. Перед перекрестком остановился на запрещающий сигнал и продолжил движение после включения зеленого сигнала светофора со скоростью около 30 км.ч. по средней полосе. Когда он проехал середину перекрестка, в его автомобиль ударил автомобиль ВАЗ 2114. Он Установил свидетеля, но до настоящего времени свидетель не отвечает на его телефонные звонки. 2 августа им был установлен Т., который является водителем маршрутного такси. Т. был опрошен сотрудником ГИБД *.*. свидетелей не устанавливал, и как появились два свидетеля пешехода, ему не известно. Сын потерпевшего прибыл на место ДТП одновременно с сотрудниками ГИБД *.*. находился в автомобиле один. Видео съему ДТП ему никто не предъявлял. Он в столкновении не виновен, т.к. правила нарушены вторым участником ДТП. Со схемой ДТП он согласен.

Защитник Берегов *.*. полагает, что в действиях его доверителя отсутствует состав правонарушения. О том, что К. завершал маневр, говорит только сам потерпевший. Показания свидетелей К., В. и З. он ставит под сомнение. Повреждения на т/с свидетельствуют об ударе, а не о касательном столкновении. Со свидетелем Т. его доверитель ранее не знаком, т.к. сведения о телефонных переговорах подтверждаю факт того, что Т. его доверитель звонил только 02 августа 2011 года. Показания его доверителя последовательны, он их не менял как в период рассмотрения дела, так и при судебном разбирательстве.

Потерпевший К. с доводами жалобы не согласен. Считает, что Шмелев-Шампанов *.*. к ответственности привлечен обоснованно. Он следовал по пр. Ватутина и совершал маневр поворота налево на ул. Костюкова. Данный маневр он осуществлял на красный сигнал светофора, но на перекресток он въехал на зеленый сигнал и должен был завершить маневр. Столкновение было касательным, автомобиль под управлением Шемлева- Шампанова его ударил дверью и «отскочил». Он тормозил, но по какой причине нет следа торможения на схеме, пояснить затрудняется. Со схемой ДТП согласен. Свидетелей происшествия устанавливал сын. Думает, что свидетели не являются знакомыми его сына.

Представитель потерпевшего Усов *.*. поддерживает позицию своего доверителя. По его мнению, из показаний свидетелей В. и З. можно понять, что К. уже начинал маневр и находился на перекрестке за пешеходным переходом. Показания свидетеля Т. он ставит под сомнение, т.к. не имеется сведений о том, что он был очевидцем ДТП. Просит в жалобе отказать.

Инспектор батальона ПДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Возражений на жалобу не представлено. Его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.

Объективная сторона состава вмененного Шмелеву-Шампанову *.*. правонарушения выражается в невыполнении требования Правил уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.

Решение о виновности либо невиновности лица в совершении административного правонарушения должно основываться на имеющихся доказательствах.

Согласно п. 13.8 ПДД – при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Спора между водителями о расположении т/с после столкновения не имеется, что подтверждается схемой ДТП, подписанной участниками без замечаний (л.д.5 матер. № «…»).

В судебном заседании его участники выразили согласие со схемой ДТП.

Принимая во внимание расположение т/с после столкновения, локализацию повреждений т/с, прихожу к выводу, что должностным лицом не в полной мере исследованы обстоятельства совершенного правонарушения.

Повреждения на автомобиле ВАЗ 2114 – правая блок-фара, передний бампер, капот, правое переднее крыло опровергают объяснения Колосова и выводы должностного лица административного органа о том, что он заканчивал маневр проезда перекрестка.

Расположения автомобилей после ДТП, также повреждения, имеющиеся на автомобиле ГАЗ 32213 (передняя левая дверь), не подтверждают принятое Решение о нарушении Шмелевым-Шампановым п. 13.8 ПДД РФ.

Представленные материалы дела в их совокупности не доказывают виновность Шмелева-Шампанова во вмененном правонарушении.

При рассмотрении данного дела должностным лицом административного органа не были выполнены задачи производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном выяснение обстоятельств по делу.

Дело разрешено без учета требований ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ о перечне обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, о доказательствах наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении правонарушения и иных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела.

Противоречия, имеющиеся в объяснениях участников ДТП, не устранены. Инспектор ДПС ГИБДД УВД Белгородской области не мотивировал свои выводы о том, на основании чего он признал одни доказательства и отверг другие.

Таким образом, обжалуемое Постановление не отвечает требованиям ч. 1 п. 6 ст. 29.10 КоАП РФ.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

По мнению суда, исследованные в судебном заседании доказательства, схема ДТП, объяснения участников, механизм и локализация повреждений, имеющихся на т/с, расположение т/с после столкновения, опровергают выводы административного органа о виновности Шмелева-Шампанова во вмененном правонарушении.

Иных доказательств суду не представлено.

Согласно ст.1.6 ч.1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Как следует из резолютивной части постановления Шмелев-Шампанов признан виновным в нарушении п. 13.8 ПДД, а не нормы административного закона, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 руб..

Между тем, ПДД РФ лишь устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации и не определяют составов административного правонарушения и видов административных наказаний, что свидетельствует о нарушении должностным лицом органа ГИБДД требований закона и принципов административного законодательства.

Принимая во внимание, что должностным лицом административного органа допущены нарушения процессуальных требований, Постановление по делу нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.

При этом судом учитывается, что срок давности привлечения к ответственности истек.

Как следует из представленных материалов дела, в действиях второго участника ДТП должностными лицами органов ГИБДД нарушений ПДД РФ не усмотрено. В соответствии с требованиями закона, суду не дано право обсуждать и делать выводы о виновности (невиновности) иных лиц, в данном случае К., в отношении которого протокол об административном правонарушении не составлялся и вопрос об административной ответственности не ставился.

Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ,

Постановление инспектора ОБДПС ОГИБДД УМВД г.Белгорода от 05.08.2011 года, на основании которого Шмелев-Шампанов *.*. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение суда может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г.Белгорода.

Вам необходимо подготовить возражение на административный протокол, опираясь на следующее.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами
производства по делам об административных правонарушениях являются
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств
каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения
вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных
правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об
административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в
виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны
толковаться в пользу этого лица.

Согласно ч.ч.2, 3 ст.1.5 КоАП РФ, презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность лица, привлеченного к административной ответственности, в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 и ст.2.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Вина является одним из основных признаков административного правонарушения. Она характеризует психическое отношение лица, его совершившего, к противоправности своих действий (бездействия) и их последствиям. Вина характеризует субъективную сторону состава административного правонарушения. Она может быть в форме умысла и неосторожности.

Поскольку наличие вины является обязательным условием привлечения к административной ответственности, то в материалах дела должны находится соответствующие доказательства. Когда объективная сторона административного правонарушения включает в себя элементы, наличие которых должно быть подтверждено определенными доказательствами, такие доказательства также должны присутствовать в материалах дела на момент его поступления в суд. Факт признания вины путем подписания протокола ДТП не свидетельствует о наличии фактической вины, поскольку необходимо выяснеить вменяемость лица, совершившего ДТП, а так же уровень его состояния, позволяющий либо не позволяющий объективно оценивать окружающую действительность.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч.2 ст. 12.13 КоАП РФ невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот рублей.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, под преимуществом (приоритетом) - понимается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения РФ, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

За такое административное правонарушение, касающееся проезда регулируемых перекрестков, на водителя будет наложено финансовое взыскание в размере 1 тыс.руб.

Как указано в ПДД, нерегулируемым перекресток становится, если светофор не работает или отключен (об этом говорит мигающий желтый) и при этом нет регулировщика. В данных условиях водители обязаны соблюдать общие правила приоритета проезда нерегулируемых пересечений проезжих частей и выполнять требования соответствующих знаков. Если они не установлены, перекресток считается равнозначным и преодолевать его также следует согласно стандартным требованиям ПДД:

  1. Уступать право преодолеть перекресток первыми тем ТС, которые движутся по «встречке» или справа. Тот же принцип действует и в отношении трамваев.

Если светофор оборудован стрелкой и она горит зеленым при основном запрещающем сигнале, то водители, движущиеся в указываемом ей направлении, обязаны предоставить право проехать перекресток тем машинам, которые едут в это время на зеленый.

Если сигнал регулировщика либо светофора разрешает ехать трамваям и автотранспорту одновременно, то рельсовые ТС обладают приоритетом вне зависимости от направления, в котором они движутся. Но в случае если трамвай едет на зеленый по стрелке, а светофор запрещает движение прямо (включен сигнал красного либо желтого цвета), то ему все равно придется уступить дорогу тем транспортным средствам, которые едут в других направлениях на свой законный «зеленый».

  1. Если для вас уже зажегся зеленый свет, нельзя начинать движение, предварительно не дав возможность завершить маневр машинам, выехавшим на перекресток. Также водителю следует дождаться, когда пешеходы завершат переходить дорогу.

Все вышеперечисленное применимо к регулируемым перекресткам. Если же речь идет о дорожном пересечении без светофора или регулировщика, то водитель должен:

  • Соблюдать правило главной дороги , уступая права проезда перекрестка вне зависимости от того, преодолевают ли они перекресток по прямой или поворачивают. Трамвай при этом получает приоритет перед колесным транспортом, которые движутся по равнозначной дороге (направление, в котором следует трамвай, значения не имеет).
  • Если главная дорога делает поворот, то водители, едущие по ней, должны применять алгоритм переезда через равнозначные перекрестки : тем, кто сворачивает с главной, придется дать дорогу встречным, едущих по ней. Водители транспортных средств на второстепенной дороге, в случае если она меняет направление, должны применять те же принципы.
  • Если же знаки приоритета не установлены или водителю не удается визуально определить характер дорожного покрытия (снег, темнота и др.), то при приближении к перекрестку он долженруководствоваться предположением, что находится на второстепенной дороге .