Какая литература считается запрещенной в рф. Запрещенные исламские книги. Полный список Хронология обновления федерального списка экстремистской литературы

Федеральный список экстремистских материалов это - и цензура, запрещённая ст. 29, часть 5 конституции РФ, и унижение достоинства личности всех граждан, запрещённое без каких либо оговорок ст. 21, часть 2 конституции, и посягательство правящей «элиты» на лишение многонационального народа статуса носителя суверенитета и источника власти (статья 3, часть 1 конституции РФ).

Таким образом в юридическом аспекте существование Федерального списка экстремистских материалов противоречит действующей конституции страны.

Всё изложенное ниже - юридический ликбез. Это обязаны понимать депутаты Госдумы, сенаторы, сменяющиеся по истечении сроков полномочий гаранты конституции, Генеральный прокурор РФ, члены Верховного и Конституционного судов, руководство Минюста, судьи, адвокаты, прочие юристы и правозащитники. Но вопреки этому Федеральный список существует и пополняется на протяжении более чем 10 лет , препятствуя общественному развитию России.

Идеологию нельзя уничтожить силой - на примере Хитлеризма

Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это дело политических взглядов. Но любой человек поймёт, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с ней войной . Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война “за уничтожение гитлеризма”.

Молотов В.М. Доклад о внешней политике Правительства // - Издание Верховного Совета СССР, 1939. - С. 7-24.

История подтвердила правоту этого мнения В.М.Молотова:

  • хотя третий рейх был разгромлен и прекратил военные действия, подчинившись требованию союзников о безоговорочной капитуляции, хотя в Германии была проведена денацификация, а на территориях, подвергшихся германской оккупации выявлялись и подвергались репрессиям пособники хитлеровцев,
  • спустя почти 70 лет после завершения второй мировой войны ХХ века практически во всех государствах Европы и обеих Америк, в Австралии, в ряде государств Азии, и даже в Африке Адольф Хитлер - кумир для некоторой части населения, в том числе и для тех, кто родился и сформировался как личность в послевоенные годы в условиях политики государственного порицания хитлеризма, а в России «Майн Кампф» включена в Федеральный список экстремистских материалов под номером 6041; запрещена она и в некоторых других государствах.

Причины такого положения дел просты: идеология - обобщённое оружие (средство управления) уровня третьего приоритета, а военная сила - обобщённое оружие (средство управления) уровня шестого приоритета. Быстродействие на уровне шестого приоритета выше, но результат победы, достигнутой только на уровне шестого приоритета обобщённых средств управления (оружия), не гарантирует от последующего поражения на более высоких приоритетах - в частности, на третьем.

Но необратимый разгром противника на уровне третьего приоритета требует превосходства над ним на уровне второго и первого приоритетов обобщённых средств управления / оружия.

Иначе говоря, если бы хитлеризм был разгромлен идейно, т.е. интеллектуально , то наличествующая ныне глобальная ситуация, в которой А.Хитлер - кумир многих, а «Майн Кампф» оценивается многими как жизненно состоятельный рецепт разрешения проблем глобальной цивилизации, была бы невозможна. Если бы хитлеризм был разгромлен идейно, то «Майн Кампф» осталась бы просто печальным памятником истории, с которым каждый мог бы ознакомиться, и общества не находились бы под угрозой того, что идеология хитлеризма возродится, и под её властью окажутся сколь-нибудь социально значимые слои общества или какие-то государства.

Первый перечень запрещённых книг породила церковь имени Христа, и он показал свою полную несостоятельность

Официальная иерархия отвергла часть евангелий, которые получили название «апокрифических», и некоторые «неканонические» ветхозаветные книги. Чтение их без благословения церковью считалось «неблагочестивым», а их пропаганда каралась просто отлучением от церкви. Когда же церковь подмяла под себя государства Европы, то создала «святую» инквизицию, которая, вынеся вердикт, о том, что обвиняемый - упорствующий еретик или сатанист, не желающий признать свои заблуждения, передавала его светским властям, и те заключали его в тюрьму или прилюдно живьём сжигали на костре уже́ на основе светских законов.

Первый «Индекс запрещённых книг» был опубликован в 1529 г. Последнее 32‑е издание «Индекса» вышло в свет в 1948 г. и включало в себя 4000 изданий, как сообщает Википедия, «запрещённых из-за ереси, аморальности, элементов порнографии, политической некорректности и т.д.». Официально Рим отменил действие «Индекса» только в 1966 г.

Римская курия пыталась использовать «Индекс запрещённых книг» в качестве средства защиты паствы от идеологов реформации. Но реформация если и не одержала над Римом безоговорочной победы, то лишила католицизм монополии на идеологическое обеспечение политики - как в ряде бывших католических государств, так и в особенности - глобальной политики. После подписания Вестфальского мира (1648 г.), завершившего тридцатилетнюю войну, эпоха Римско-католической идеологической тирании ушла в прошлое. К моменту отказа от «Индекса запрещённых книг» в 1966 г. католическая иерархия оставалась хотя и значимым, но всего лишь одним из многих субъектов глобальной политики и политики ряда государств, утратив во многих некогда католических государствах своё влияние.

Т.е. «Индекс запрещённых книг» показал свою полную несостоятельность в деле сохранения исторически сложившегося (к моменту появления «Индекса») политико-идеологического режима католицизма.

Мнения Президента РФ В.В.Путина о запрещении материалов

Президент Российской Федерации:

Когда президент РФ В.В.Путин встречался со студентами юридических вузов и факультетов Москвы 3 декабря 2013 г., встал вопрос о юридических запретах на доступ к информации в интернете, к тем или иным сайтам:

Нужно просто, чтобы в сознании людей и пользователей интернета, и провайдеров устаканились и определённые правовые нормы, и морально-нравственные. Видимо, для этого нужно время. Но это зависит от всех, кто в интернете сидит, кто пользуется интернетом, от понимания того, что от этого зависит будущее нашей страны в значительной степени. Потому что ведь сегодняшние и будущие поколения, воспитанные на интернете, всё-таки немножко отличаются от тех, кто просто на книжках Тургенева воспитывался. Это чрезвычайно важная вещь, и от этого в известной степени зависит и будущее России.

Но просто свернуть это, технологически и юридически всё запретить – абсолютно неправильно, это самый простой и вредный путь. Это всё равно что, знаете, запретить статью, книжку. Это невозможно. Если она, по вашему мнению, является плохой, вредной, нужно талантливо, грамотно, своевременно ответить, с тем чтобы потребители одной и другой информации могли сравнить и сказать: да, пожалуй, этот парень-то поумнее будет, а первое мнение совершенно никуда не годится, вредное, нужно выбросить его на свалку истории.

Это я так, в общих чертах, но подход в целом должен быть такой. Это должны быть фундаментальные подходы, а не сиюминутное желание задушить, схватить и не пустить. Но опасности там, конечно, есть, и мы, безусловно, должны об этом думать.

Когда президент РФ В.В.Путин встречался с молодыми учёными и преподавателями истории, встал вопрос о запрете фильмов, сайтов или изданий в нашей стране:

Федеральный список экстремистских материалов это - цензура, запрещённая ч.5 ст.29 Конституции РФ

Статья 29 конституции РФ 1993 г. гласит:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Эти положения неоднозначно понимаемы, в силу чего не всегда и не во всём в реальной правоприменительной практике совместимы друг с другом.

«ЦЕНЗУРА (лат. censura) - контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радио - и телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способу осуществления делится на предварительную и последующую. Предварительная Ц. предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книги, постановку пьесы и т.д., последующая (карательная) заключается в оценке уже опубликованных изданий и принятии запретов или ограничений в отношении тех, которые нарушают требования Ц. Большинство современных конституций, провозглашая свободу информации, прямо запрещают Ц. (в т.ч. Конституция РФ). Однако во всех странах мира введение Ц. допускается, если объявлен режим чрезвычайного или военного положения».

Соответственно определению термина «цензура», взятому из «Большого юридического словаря», и соответственно статье 29 часть 5 конституции РФ, имеющей прямое действие и высшую юридическую силу, Федеральный список экстремистских материалов России существовать не должен.

Термины «пропаганда» и «агитация» юридически ничтожны из-за их неоднозначности

Возникает вопрос: Как запрет цензуры (ст. 29.5 конституции РФ), совместить с конституционным запретом на пропаганду и агитацию, «возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду» и запретом пропаганды «социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ст. 29.2 конституции РФ)?

Чтобы ответить на него, также придётся выяснить, что юридически означают термины «пропаганда» и «агитация». И здесь сразу же выясняется, что юридически ни тот, ни другой ничего не означают , в частности потому, что определения обоих терминов отсутствуют в законах и наиболее авторитетных юридических словарях. В других словарях эти термины определены, но эти определения носят характер общекультурных.

ПРОПАГАНДА (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под П. понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание индивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия.

Чисто технологически П. - это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь. Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности (выделено нами жирным при цитировании), в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл П. заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул.

АГИТАЦИЯ (от лат. agitatio - приведение в движение - побуждение к чему-либо), распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественная активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации. Тесно связана с пропагандой.

В работе "Что делать?" Ленин отметил интересное различие между этими двумя концепциями: агитацией и пропагандой. Он писал: "Агитация это для неграмотных масс, которым нужно представлять одну простую мысль, которую путем постоянного повторения можно вдолбить в мозги. Пропагандист же, с другой стороны, имеет дело с более сложным делами и идеями - такими многочисленными, что их могут понять лишь немногие люди". Поэтому агитатор, по Ленину, более склонен к устному слову, а пропагандист - к печатному.

В понимании ВП СССР:

  • «пропаганда» - действия, направленные на формирование определённого мировоззрения и миропонимания в обществе в целом либо в тех или иных социальных группах;
  • «агитация» - действия, направленные на начало или активизацию деятельности, на основе мировоззрения и миропонимания, сформированного исторически сложившейся культурой или пропагандой.

Вследствие отмеченных выше культурологических особенностей понимания терминов «пропаганда» и «агитация» и их взаимосвязей эти термины юридически ничтожны. Но их неопределённость открывает простор для злоупотреблений принципом «закон - что дышло: куда повернул - туда и вышло» в угоду той или иной политической конъюнктуре. И бессовестные юристы этой возможностью массово злоупотребляют, когда занимаются фабрикацией дел по статьям 280 и 282 УК РФ и ряду других статей.

Что касается конституционного запрета пропаганды и агитации, «возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду», и пропаганды «социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства», то создание и расширение Федерального списка экстремистских материалов не способно в принципе решить эту задачу, что подтверждает многовековой исторический опыт применения «Индекса запрещённых книг» католической церковью и перечней запрещённых книг, производимых в разные времена властями разных государств в разное время. Причины просты: нравственная порочность и слабоумие инициаторов запрета обрекает их на поддержание режима жизни общества, приговорённого свыше к искоренению из жизни.

Существование списка экстремистских материалов препятствует профилактированию экстремизма

Как отмечено в приведённой статье «Философского словаря», пропаганда никогда не бывает бесцельной. Практически это означает, что предложение, сделанное одним лицом другому лицу прочитать «Майн Кампф» и предоставление текста этого произведения А.Хитлера может преследовать две взаимоисключающие цели:

  • пропаганда идеологии хитлеризма;
  • ознакомление с идеологией хитлеризма для того, чтобы человек мог убедиться в её историко-политической неадекватности и непригодности к выявлению и разрешению проблем современности.

Для эффективного решения и той, и другой задачи - свободный и безнаказанный доступ к «Майн Кампф» во всей её полноте необходим. Причём для решения второй задачи он ещё более необходим, чем для решения первой, поскольку полный текст «Майн Кампф» позволяет пропагандистам хитлеризма сформировать нарезку фрагментов из неё, которая представит хитлеризм справедливейшей социальной доктриной, которую оклеветали враги рода человеческого. Опровергнуть это можно только соотнося полный текст «Майн Кампф» с историей. Т.е. этот конкретный пример показывает, что существование Федерального списка экстремистских материалов препятствует политике профилактирования возрождения нацизма и адаптации его идеологии к условиям современности и обозримой глобально политической перспективы .

Федеральный список экстремистских материалов сам является экстремистским материалом

Сам Федеральный список экстремистских материалов является экстремистским материалом, в частности потому, что под номером 2219 в нём содержится стихотворение под названием «Убей жида», что является прямым и безальтернативно однозначно понимаемым призывом к массовым убийствам по признаку принадлежности потенциальных жертв к определённой социальной группе, к тому же неоднозначно идентифицируемой, и этот призыв опубликован в интернете без каких-либо ограничений доступа; ссылку на решение суда правомерно расценивать как скрытую рекламу призыва к геноциду по принципу «доказательство от противного» - «запретный плод - особо притягателен».

Существование списка экстремистских материалов является составом преступления, предусмотренного ч.2 ст.282 УК РФ

Если соотноситься со статьей 282 УК РФ, то оказывается, что существование Федерального списка экстремистских материалов является составом преступления, предусмотренного частью 2 указанной статьи - унижение человеческого достоинства, совершаемое (в данном случае органами государственной власти) с применением насилия или угрозой его применения, лицами с использованием своего служебного положения, организованной группой.

Статья 21, часть 1 конституции РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие, провозглашает:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Наличие же Федерального списка экстремистских материалов означает, что по умолчанию государственная власть подразумевает следующее:

  • если человек прочитает «Майн Кампф» А.Хитлера (№ 604 в Списке), то он безальтернативно автоматически станет убеждённым хитлеровцем;
  • если он прочитает, какую-то ваххабитскую литературу, то он безальтернативно автоматически станет мусульманским экстремистом-террористом;
  • если он прочитает «Международное еврейство» Г.Форда (№ 459 в Списке) или «Записку о ритуальных убийствах» В.И.Даля (№ 1494 в Списке), то он безальтернативно неизбежно станет «антисемитом»;
  • и так далее до номера 2219 по состоянию на 20 февраля 2014 г.

Эта логика запрета подразумевает, что все без исключения граждане России - безнадёжные и неисправимые идиоты, которые не в состоянии выработать своего мнения по всем вопросам, которые затронуты в материалах, включённых в Федеральный список экстремистских материалов. И якобы только представители государственной власти обладают неоспоримым умом и сообразительностью, превосходя в этом почти всем известную по мультфильму «Тайна третьей планеты» птицу-говоруна. Такой подход отрицает и положение конституции РФ, прописанное в ст. 3, часть 1:

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Государство, введя в действие и постоянно расширяя Федеральный список экстремистских материалов, унижает достоинство личности всех без исключения граждан России вопреки ст. 21.1 Конституции страны, признавая всех без исключения граждан идиотами без медицинского освидетельствования каждого из них в установленном законом порядке.

Приложения

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

7. [...] Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

8. Преступление, предусмотренное статьей 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Документы Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации

11.Комитет испытывает озабоченность в связи с тем, что определение экстремистской деятельности, как содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», сохраняет расплывчатый и широкий характер, что еще больше усугубляется новыми положениями Уголовного кодекса аналогичного содержания, и в связи с тем, что в законе не предусмотрены четкие и точные критерии на тот счет, каким образом материалы могут быть отнесены к категории экстремистских. Комитет испытывает особенную озабоченность в связи с тем, что такие широкие определения могут быть использованы произвольно, чтобы заставить замолчать индивидов, и в особенности тех, кто принадлежит к группам, уязвимым по отношению к дискриминации, таким как этнические меньшинства, коренные народы или неграждане. Он также испытывает озабоченность в связи с продолжающейся квалификацией некоторых неправительственных организаций (НПО) в качестве иностранных агентов, что может оказывать негативное воздействие на их оперативную деятельность, а в некоторых случаях и приводит к их закрытию. Многие НПО поощряют и защищают права этнических или религиозных меньшинств и коренных народов. Комитет далее испытывает озабоченность в связи с принятым в 2015 году Федеральным законом № 129-ФЗ, который наделяет Генерального прокурора и его заместителей правом признавать «нежелательными» иностранные или международные организации, если они решат, что данная организация представляет угрозу национальной безопасности (статьи 2 и 4). 12. Комитет повторяет свою рекомендацию (CERD/C/RUS/CO/20-22, пункт 13) государству-участнику скорректировать определение экстремизма в Законе «О противодействии экстремистской деятельности » и в статьях 280 и 282 Уголовного кодекса, с тем чтобы оно было сформулировано четко и ясно в соответствии со статьей 4 Конвенции. Государству-участнику также предлагается упразднить Федеральный список экстремистских материалов. Комитет также рекомендует пересмотреть федеральные законы о некоммерческих организациях и о «нежелательных организациях» с целью обеспечить, чтобы НПО, и в том числе те, которые работают с этническими меньшинствами, коренными народами, негражданами и другими уязвимыми контингентами, подверженными дискриминации, были в состоянии безо всякого ненадлежащего вмешательства эффективно вести свою работу по поощрению и защите прав, содержащихся в Конвенции.

25 ноября 2016, 15:06

1. Адольф Гитлер. "Моя борьба"

Раньше эту книгу свободно можно было приобрести на Красной площади, где в 1990-х размещались лотки с подобной литературой "экстремисткого" толка. Биография "фюрера немецкого народа" не особо способствовала возвращению исторической памяти, и тот же "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына о зверствах в советских лагерях мог бы послужить более эффективную службу в деле возмущенного "экстремизма".

Как бы там ни было в истории давних дел и времен, но сегодня в России запрещена именно книга Адольфа Гитлера, а на Красной площади по-прежнему остается символ того же тоталитарного режима, с которым боролся Солженицын.

2. Дмитрий Нестеров. "Скины: Русь пробуждается"

Об этой довольно "решительной" книге сказать особо нечего, ведь она призывает к действиям, которые никакие слова никогда не останавливали. Роман московского праворадикального активиста Романа Нифонтова был опубликован под псевдонимом Дмитрий Нестеров в одиозном издательстве "Ультра.Культура", большинство книг которого запрещены в России, будучи внесены в Федеральный список экстремистских материалов.

В частности, запрещена книга за разжигание национальной розни и призывы к насилию. Повествует о группе скинхедов-неонацистов, которые с помощью убийств решают в Москве "национальный вопрос". Сюжет основан на личном опыте автора, состоявшего во второй половине 1990-х в группировке "Скинс-легион".

3. Константин Родзаевский. "Завещание русского фашиста"

Не так давно эта книга также была признана в РФ экстремистским материалом, В скандальном "завещании", на самом деле, заключена монография "Современная иудаизация мира, или Еврейский вопрос в XX столетии" - лидера Всероссийской фашистской партии К.В. Родзаевского, написанная им в эмиграции и изданная в Харбине в 1943 году.

Монография как до издания в Российской Федерации, так и после этого подвергалась критике со стороны правозащитников и историков. В частности, утверждалось, что в данной работе автор возвеличил "опыт" итальянских и германских фашистов, что было особо цинично, потому что гитлеровцы к тому времени (1943 год) уже оставили свой кровавый след на российской земле.

4. Григорий Климов. "Протоколы советских мудрецов"

Одиозный автор "Красной каббалы" и "Божьего народа" был весьма популярен в период перестройки, а также во все прочие времена поиском России отдельного, "третьего" пути. Сегодня, когда все дороги в очередной раз ведут к тоталитарному единству "народа и власти", книги Григория Климова запрещены властью, в частности, за разжигание религиозной ненависти.

"А кто же тогда те, кто бойкотируют мои книги? - возмущается автор в предисловии к "Протоколам советских мудрецов". - С точки зрения всех китов сионизма получается, что я поборник сионизма, а они, раз они против меня, значит, они антисемиты? Вот потому философы и говорят, что дьявол страшный путаник и что это существо очень ироническое и саркастическое. И лучше с ним не связываться".

5. Ирвинг Уэлш. "На игле"

В свое время эта книга произвела эффект разорвавшейся бомбы и самим фактом своего существования доказала, что "литература шока" жива и в "безнадежные девяностые". Фильм "На игле", снятый по ней, заложил основу целого модного течения - так называемого "героинового шика", правившего несколько лет назад умами продвинутой молодежи Запада.

Таким образом, серия "Альтернатива", задуманная московским издательством АСТ, в котором вышел скандальный роман "На игле", была призвана двинуть зарубежную инди-прозу в разряд модного чтива. С другой стороны, редакционный совет серии, в котором и Гребенщиков, и Лагутенко, и Лева из "Би-2" гарантировали профессиональный отбор предлагаемого продукта, а мастерский перевод романа "наутилусным" Ильей Кормильцевым был и того полезнее.

Ведь описанные в романе наркотические трипы и прочие свинства, по сравнению с которыми тяжелейшее алкогольное похмелье покажется невинным эротическим сном, должны были оттолкнуть отечественную молодежь от потребления тяжелой дури, наверное, навсегда. Тем не менее, этот хитрый ход не прошел, и "героиновое евангелие" Уэлша было запрещено в Росии за пропаганду наркотиков.

6. Корней Чуковский. "Тараканище"

Издание этой невинной, казалось бы, детской сказки Корнея Чуковского всегда было под большим политическим вопросом за "намёки на нелигитимность и слабость национального лидера". Во все времена под злым Тараканом обязательно подразумевался то ли советский, то ли теперь уже российский правитель - от усатого "вождя народов" Сталина до нынешнего "кремлевского карлика" Путина.

"Тараканьи смеются усища, и сияют его голенища", - писал в свое время Осип Мандельштам в своей сатире на диктатора, за что и поплатился смертью в лагерях.

В сегодняшней России сатира не в особой чести, и хип-хоп оперетта "Тараканище" по сказке Чуковского, премьера которой состоялась 12 января в Центре имени Мейерхольда, также была запрещена. Не в последнюю очередь, благодаря участию Надежды Толоконниковой из группы Pussy Riot, которая из упомянутых лагерей недавно вернулась, и которая исполнила в одном из номеров оперетты песню Леонида Утесова "Тайна".

7. Антология французского сюрреализма

Вряд ли в кремлевских кабинетах будут читать какие-нибудь "Основы управления в рыночной экономике" или "Социологическую литературу России второй половины ХІХ - начала ХХ века", попавшие в список запрещенных книг. Но "Антологию французского сюрреализма", неожиданно оказавшуюся в списке книг, которые было решено уничтожить после признания Фонда Сороса "нежелательной организацией", вполне могут прочитать.

Причем прочитать - в низах, а сделать запретным плодом благодаря решению верхов. И это было бы вполне объяснимо, поскольку ничем иным, как страшным сном - то ли из творчества Сальвадора Дали, то ли из театра абсурда Антонена Арто из сожженной антологии - подобные запреты назвать нельзя.

8. Сева Новгородцев С. "Секс, наркотики, рок-н-ролл"

Передачами на РС "Би-Би-СИ автора этой книги в свое время заслушивались все меломаны СССР. Но даже мировое признание гуру музыкальной культуры, и в частности представление его к Ордену Британской империи, благодаря которому обращаться к сей одиозной персоне теперь положено не иначе, как "сэр", не спасло книгу Севы Новгородцева от запрета в России.

Причина - пропаганда все той же "буржуазной" музыки ("рок-н-ролл") и сопутствующего ей угарного дискурса ("секс" и "наркотики").

9. Баян Ширянов. "Верховный пилотаж"

В отличие от модного "героинового" шика на Западе, на постсоветских просторах конопляной культуры все выглядело намного прозаичнее. Баян Ширянов еще варил свой первый сермяжный "винт", а "На игле" Ирвина Уэлша уже выстраивал контркультурный памятник поколению, на собственной шкуре познавшему справедливость девиза "no future".

Не так давно автор "Верховного пилотажа" с диагнозом "энцефалопатия мозга" находился в больнице на грани жизни. Для него организовали сбор средств для приобретения лекарств, инвалидной кодяски и оплаты сиделки, но книги писателя в России все-таки были запрещены.

10. Основы исламского вероучения

Эта религиозная книга также попала в официальный список запрещенной в России экстремистской литературы. С одной стороны, "чужестранные" институты веры, владея информационным резервом, всегда старались взять приступом "неучтенную" цитадель духа, дабы удержать власть над разумом верующих.

Хотя вряд ли России стоит бояться подобных вещей. Ведь и первая власть в лице Владимира Путина в свое время предлагала сделать обрезание исламским радикалам, да так, "чтобы у них уже ничего не выросло", и четвертая в лице одиозной писательницы Анны Козловой мечтает о России, в которой русское бы победило. И в кабаках "станут подавать щи, вареные бураки и рыбьи молоки", а самым ходовым вариантом будет "раскормленная на парном молоке да хлебе душистом белесая, безбровая баба, тронутая на всю голову, с большим православным крестом".

Согласно российскому Уголовному кодексу, в России категорически запрещены книги, которые пропагандируют нетерпимость по отношению к религии, расе или идеологии. Также запрещена , призывающая к насильственному свержению власти в государстве, пропагандирующая идеологию фашизма, а также содержащая к экстремистской или террористической деятельности.

Сегодня сайт Министерства юстиции РФ считает экстремистскими материалами 727 единиц литературы в виде книг, газет, брошюр, листовок или определенных статей.

Кроме текстовой информации, печатаемой в сети, или , в запрещенный попадают видеоматериалы, которые распространяются в интернете или на DVD-носителях. Также в нем находится несколько конкретных сайтов. В последнее время данный список пополняется – из продажи и свободного сетевого доступа изымаются революционные призывы, а блоги некоторых известных оппозиционеров и вовсе блокируются правительством. Значительную часть списка запрещенной литературы составляют исламистские материалы, которые относятся к таким исламским течениям как Нурджулар, Таблиг, Хизб ут-Тахрир и так далее.

Запрещенные книги

На территории России запрещенными книгами являются «Войны против ублюдков» Айрата Дильмухаметова, «Психологическое управление людьми», Кто правит нами: психология управленцев» и «Тайные механизмы управления людьми» Шерстнева М., «Экономическая система в исламе» Такиуддина Набхани. Кроме этого, запрещены книги «Иудохристианская чума» и «Мать-земля: чудо-чудное, диво-дивное. Введение в геобиологию», «Язычество: закат и рассвет», «Сарынь на кичку» Добровольского А., а также «Тайна беззакония» неизвестного автора.

Российский УК предусматривает за распространение запрещенной литературы до 5 лет лишения свободы на основе возбуждения межнациональной розни.

Также в РФ запрещена книга «7 голов и 10 рогов России или последние доказательства свершающегося и завершающегося Апокалипсиса», написанная Кузнецовым П. Попал под запрет и ряд фильмов, статей, листовок, музыкальных жанров, которые были запрещены по решению суда. Опальным писателем также является В. Вострягов («Русский народ и Конституция РФ», «Русское государство», «Кабала» и т.д.).

Вышеперечисленная литература запрещена в России законом «О противодействии экстремистской деятельности», налагающим запрет на книги с фашистской идеологией, оправданием расового или национального преступления. Также он налагает вето на призывы к разжиганию ненависти по отношению к любой расовой, социальной, этнической или религиозной группе.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2016, N 0001201612010048).
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3031; 2006, N 31, ст.3447, ст.3452; 2007, N 21, ст.2457, N 31, ст.4008; 2008, N 18, ст.1939; 2012, N 53, ст.7580; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 26, ст.3385, N 30, ст.4237; 2015, N 1, ст.58, N 10, ст.1393) и подпунктом 30.28 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535, N 52, ст.5690; 2006, N 12, ст.1284, N 19, ст.2070, N 23, ст.2452, N 38, ст.3975, N 39, ст.4039; 2007, N 13, ст.1530, N 20, ст.2390; 2008, N 10, ст.909, N 29, ст.3473, N 43, ст.4921; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300; 2011, N 21, ст.2927, ст.2930, N 29, ст.4420; 2012, N 8, ст.990, N 18, ст.2166, N 22, ст.2759, N 38, ст.5070, N 47, ст.6459, N 53, ст.7866; 2013, N 26, ст.3314, N 49, ст.6396, N 52, ст.7137; 2014, N 26, ст.3515, N 50, ст.7054; 2015, N 14, ст.2108, N 19, ст.2806, N 37, ст.5130),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок ведения федерального списка экстремистских материалов (далее - федеральный список).

2. Возложить:

ведение федерального списка на Департамент по делам некоммерческих организаций (В.А.Титов);

обеспечение доступа к сведениям, содержащимся в федеральном списке, на Департамент организации и контроля (А.В.Чумаков).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра С.А.Герасимова.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 декабря 2015 года,
регистрационный N 40217

Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 11 декабря 2015 года N 289

1. Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов (далее - Порядок) разработан во исполнение статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и регулирует вопросы ведения Минюстом России федерального списка экстремистских материалов (далее - федеральный список).

2. Федеральный список содержит упорядоченную совокупность сведений об информационных материалах, признанных экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу (далее - сведения об информационных материалах).

3. Ведение федерального списка осуществляется Минюстом России в электронном виде путем последовательного внесения в него записей.

Федеральный список содержит следующие сведения об информационных материалах:

1) порядковый номер записи в федеральном списке;

2) наименование, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки экстремистского материала;

3) реквизиты судебного акта (решения, приговора, постановления, определения) о признании информационного материала экстремистским;

4) дата включения в федеральный список, размещенный на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minjust.ru), сведений об информационном материале.
(Подпункт дополнительно включен с 12 декабря 2016 года приказом Минюста России от 24 ноября 2016 года N 264)

4. Включение (исключение) сведений об информационных материалах в федеральный список, а также внесение изменений в сведения об информационных материалах, содержащихся в федеральном списке, осуществляется Департаментом по делам некоммерческих организаций на основании поступивших из судебных органов копий судебных актов о признании информационных материалов экстремистскими, заверенных печатью суда и содержащих отметку о дате вступления в законную силу.

5. В случае поступления в Минюст России документов, указанных в пункте 4 Порядка, Департамент по делам некоммерческих организаций в течение пятнадцати календарных дней со дня их поступления в Минюст России осуществляет подготовку проекта распоряжения Минюста России о включении (исключении) сведений об информационном материале в федеральный список или о внесении изменений в сведения об информационном материале, содержащиеся в федеральном списке.

6. Внесение в федеральный список сведений об информационных материалах осуществляется в течение тридцати дней со дня поступления в Минюст России документов, указанных в пункте 4 Порядка.

7. Наименования, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки экстремистских материалов включаются в федеральный список в строгом соответствии с резолютивной частью судебного акта.

8. Сведения об информационных материалах, содержащиеся в федеральном списке, являются открытыми и общедоступными.

9. Доступ к сведениям об информационных материалах, содержащимся в федеральном списке, обеспечивается путем размещения его на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и посредством его опубликования.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В образовательном учреждении не должно быть книг и других печатных изданий экстремистской направленности - это требование вытекает из статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон об экстремизме). С целью соблюдения данного требования желательно назначить школьного библиотекаря ответственным за проведения сверки библиотечного фонда с федеральным списком экстремистских материалов (этот список размещён и регулярно обновляется на сайте Минюста России).

Кроме того, в Положении о библиотеке (в разделе «Порядок формирования библиотечного фонда») необходимо упомянуть о контроле администрации школы за формированием библиотечного фонда. Результаты контроля вносятся в «Журнал сверки библиотечного фонда с федеральным списком экстремистских материалов».

Возможна следующая структура журнала:

– № п/п;
– Дата сверки;
– Результат сверки - «проведена сверка федерального списка экстремистских материалов с фондом библиотеки и интернет-сайтами, доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке. В результате сверки экстремистские материалы выявлены.»;
– Ф.И.О., должность проверяющего;
– Подпись проверяющего.

Иногда прокуратура требует наличия в библиотеке школы федерального списка экстремистских материалов (далее по тексту - Список) в печатном виде. Отсутствие Списка прокуратура расценивает как бездействие администрации образовательного учреждения по профилактике терроризма и экстремистской деятельности, выразившееся в необеспечении регулярного поступления в библиотеку постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов.

Давайте разберёмся: необходимо ли иметь в библиотеке школы федеральный список экстремистских материалов ?

В соответствии со статьёй 5 Закона об экстремизме профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, должны осуществлять:
федеральные органы государственной власти;
– органы государственной власти субъектов РФ;
– органы местного самоуправления.

Как видим, в этом списке образовательные организации отсутствуют, т.е. к субъектам профилактики экстремистской деятельности школа не относится.

Однако часть первая ст. 14 Закона об экстремизме предусматривает ответственность должностного лица (в т.ч. и директора школы) за непринятие мер по пресечению экстремистской деятельности, т.е. в школе не должно быть литературы экстремистской направленности и, разумеется, не допускаются её производство и распространение.

Школа не имеет права проводить экспертизу того или иного печатного издания на предмет наличия в нём признаков экстремизма. Поэтому каждое образовательное учреждение должно при пополнении библиотечного фонда использовать федеральный список экстремистских материалов.

Место Списка в правовом поле определяется статьёй 13 Закона об экстремизме - в частности, часть седьмая данной статьи устанавливает, что Список подлежит, во-первых, размещению на сайте Министерства юстиции РФ, и, во-вторых, опубликованию в средствах массовой информации (например, в «Российской газете» регулярно размещаются изменения, вносимые в Список).

Таким образом, законом не установлено требование иметь в библиотеке школы федеральный список экстремистских материалов в печатном виде . Однако, в целях подстраховки, желательно создать электронную копию Списка и быть готовым предъявить её проверяющим.