Занятие снятие эмоционального напряжения. Упражнение ТКМ: самомассаж при бессоннице. Подготовка и настройка к основной части тренинга

Упражнение «Рассмотри предмет»

Описание

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет , который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...

Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»

Смысл упражнения

«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно - остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»

Обсуждение

Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

Упражнение «Воздушный шарик»

Описание

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша со­считайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-«адувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения

Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение

Упражнение «Семь свечей»

Описание

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения

Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение

Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Упражнение «Абажур»

Описание

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения

Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение

Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того , как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе

Эмоциональное напряжение - психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу - невозможно, по частям и постепенно - можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание - сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

4. Моделирование множества приемлемых результатов.

Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании , посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда - работать надо.

7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений - не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес - сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо , это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

Цель : абстрагирование от реальных - социальных ролей.

Материалы : бейджики, ручки.

Ход упражнения.

Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными , в соответствии с приятной ролью.

Вопросы для обсуждения:

    Легко ли вам было выполнять это упражнение?

    Ваши впечатления по проведенному упражнению?

    Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?

2. Упражнение «Невербальное общение» (5-10мин.)

Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Материалы : нет

Инструкции : Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 - 2 минуты).

Ход упражнения : «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого , т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

Вопросы для обсуждения:

    Возникали ли трудности при выполнении задания?

    Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

3. Основная часть (35-50мин.)

Пластилинотерапия - это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель : научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы : пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

    Вылепите своё эмоциональное состояние.

    «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.

    Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.

    Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.

    Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.

    Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения : Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

    Легко ли было выполнять упражнение?

    С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

    Возникали ли разногласия в ходе работы?

4. Релаксация (5-10 мин.)

Цель : продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

Ход упражнения : участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

Опорный текст для выполнения упражнения:

    Мои глаза закрываются.

    Я успокаиваюсь.

    Я расслабляюсь.

    Я чувствую себя спокойно и легко.

    Мое тело расслабляется.

    С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется

    Я спокоен.

    Я расслаблен.

    Мне спокойно, легко и приятно.

    С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней

    Я отдыхаю, мне хорошо.

    Мое лицо расслабляется.

    Мой лоб расслабляется.

    Лоб полностью расслаблен.

    Мой нос расслабляется.

    Нос полностью расслаблен.

    Мои щеки расслабляются.

    Щеки полностью расслаблены.

    Мое лицо полностью расслабленно.

    Моя голова полностью расслабленна.

    Расслабляется правая рука.

    Расслабляется правая кисть.

    Расслабляется правое предплечье.

    Расслабляется правое плечо.

    Правая рука полностью расслабленна.

    Расслабляется левая рука.

    Расслабляется левая кисть.

    Расслабляется левое предплечье.

    Расслабляется левое плечо.

    Левая рука полностью расслабленна.

    Обе руки полностью расслаблены.

    Приятное тепло наполняет мои руки.

    Мои руки налиты приятной тяжестью.

    Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.

    Расслабляется правая стопа.

    Расслабляется правая голень, колено.

    Расслабляется правое бедро.

    Правая нога полностью расслаблена

    Расслабляется левая стопа.

    Расслабляется левая голень , колено.

    Расслабляется левое бедро.

    Левая нога полностью расслабленна.

    Приятное тепло наполняет мои ноги.

    Мои ноги налиты приятной тяжестью.

    Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.

    Расслабляются мышцы спины.

    Расслабляются мышцы живота.

    Мое тело полностью расслабленно.

    Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

    Я спокойный человек.

    Я сильный человек.

    Я отдохнул.

    Чувствую как наливаюсь легкостью.

    Я чувствую прилив сил.

    Я наливаюсь свежестью и бодростью.

    Я полон энергии!

    Мне хочется встать и действовать!

    Глаза - открываются.

    Я - встаю!

Упражнения для снятия излишнего напряжения

Упражнение 1.

Стоя и сидя проверить сверху вниз, от головы до пят, напряжение мышц, добиваясь спокойного нейтрального состояния всего тела.

Прежде всего, проверяется мимика. У некоторых людей непроизвольно двигаются брови, щурятся глаза, кривится рот и т. д. Все это можно устранить с помощью подсказки со стороны или с помощью зеркала. Очень часто от нервозности напрягается шея, и приподнимаются плечи. Надо освободить их.

Затем свободно опустить или сложить руки, которые от напряжения имеют свойство "укорачиваться".

Потом мысленно проверить спинной хребет, убирая как излишнюю его вялость, приводящую к сутулости, так и излишнюю жесткость, когда говорят, что человек "проглотил аршин".

Нередко напряжение возникает в ногах, коленях и ступнях. Оно уродует походку, делает ее резкой и "деревянной". И наоборот. Опора на пальцы ног придает походке пластичность и законченность.

Упражнение 2.

Задание: вначале нужно расслабить мышцы своего тела от пальцев ног до головы, а затем постепенно восстановить необходимое напряжение.

При этом участникам необходимо объяснить, что полное расслабление мышц возможно только при выполнении упражнения в положении лежа. Сидя на стуле, можно полностью расслабить только мышцы рук, ног, шеи, лица. В спине остается необходимая доля напряжения, которая не дает сидящему упасть со стула. Поднимая руку или ногу сидящего, руководитель занятия должен почувствовать тяжесть "безвольных" мышц. Если неожиданно опустить руку или ногу, они должны свободно упасть.

Иногда люди принимают расслабленность мышц за их свободу. Расслабленность является таким же препятствием для нормального самочувствия, как излишнее напряжение, так как лишает людей способности действовать. Свобода мышц - та доза (степень) мускульного напряжения, которая необходима для действия. Если Вы, зажигая спичку о коробок, затратите меньше силы, чем нужно, спичка не зажжется; если приложите больше силы - она сломается. Движение будет свободным, если на зажатие спички будет затрачено ровно столько сил, сколько необходимо.

Упражнение на освобождение мышц нужно продолжать до тех пор, пока вы не научитесь по собственному желанию моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Эта способность механически находить и убирать излишнее напряжение возможно только при значительной самостоятельной работе. Ежедневно, систематически, во все моменты своего существования необходимо вырабатывать эту привычку. Только в том случае мышечный контролер будет Вам помогать, если Вы внедрите его в свою физическую природу, сделаете его своей второй натурой.

Упражнение 3.

Поработайте над навыками мышечного внимания - умением быстро и точно направлять мышечный контроль к любой группе мышц.

Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как располагается мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы, а еще? В кисть руки. А дальше идите. В локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец напряжен, как и раньше! Снимите излишнее напряжение с большого пальца. Теперь с безымянного. А указательный палец напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Напрягите левую ногу - как если бы Вы вдалбливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишнего напряжения?

Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы Вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле. Колени не слишком напряжены? А глаза, почему вылезают из орбит?

Упражнение 4.

Потренируем механизм мышечного контроля. Сядьте. Проверьте, нет ли излишнего напряжения. Тело легкое, свободное. Вы готовы встать, готовы к любому действию.

Теперь вытяните и напрягите всю левую руку, от плеча до кончиков пальцев. Можете двинуть рукой? Значит она недостаточно напряжена. Напрягите ее предельно. Теперь уберите как можно больше напряжения с плеча, но постарайтесь оставить то же напряжение от локтя до кончиков пальцев. Есть?

Уберите напряжение в локтевой части, оставьте напряженной только кисть руки. Проверьте - плечо и локоть должны свободно двигаться. Теперь сделайте самое трудное - снимите излишки напряжения с кисти, сосредоточьте его только в последних суставах пальцев. Попробуйте оставить напряжение только в кончиках пальцев, в самих подушечках. Снимите все напряжение, кроме того, которое держит Вашу руку вытянутой. Есть? Снимите все напряжение и опустите руку.

Упражнение 5.

Попробуйте ходить с напряженной правой ногой, оставляя все остальное свободным. Затем, по собственному или внешнему сигналу, на ходу нога освобождается, а вместо нее напрягается и затем освобождается, например, рука или шея. В этом упражнении важно научиться на ходу напрягать и освобождать мышцы. Поэтому такие упражнения выполняют до тех пор, пока хорошо не овладеют им.

Упражнение 6.

Примите какую-нибудь излюбленную позу и, не меняя ее, определите, где у вас излишнее напряжение. Уберите его, оставляя столько напряжения , сколько нужно для данной позы.

Упражнение «Открытость»

Цель: создание состояния внутренней открытости для общения.

Чтобы исключить в себе эмоции, блокирующие диалог, и создать внутреннее состояние открытости, предлагаем такое упражнение. Перед вами - собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете. Распахните свою душу перед человеком, с которым взаимодействуете, постарайтесь психологически ближе подойти к нему. Получилось! Ну, а теперь вступайте в диалог.

Упражнение «Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что усталость «струится» от головы к плечам, затем по предплечьям, достигает локтей, далее кистей рук и «вытекает» через кончики пальцев. Вы физически ощущаете тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1,5-2 мин., а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, пройдитесь по комнате.

Упражнение «Голова»

Цель: снятие напряжения, головных болей, тяжести в затылочной области головы.

Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себя, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Список литературы:

    Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 - 42 с.

    Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

4. Моделирование множества приемлемых результатов.

Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

Цель : абстрагирование от реальных – социальных ролей.

Материалы : бейджики, ручки.

Ход упражнения.

Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

Просмотров: 71797
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ

Снятие напряжения при стрессе

Стресс — это всегда напряжение. Напряжение ума, тела и души. Чтобы снять стресс и необходимо убрать напряжение на всех уровнях.

Стресс ведет к напряжению. А напряжение вызывает болезни, тревогу, или панические атаки.

Чтобы излечить болезнь, физическую или психическую недостаточно принимать лекарства, нужно убрать напряжение.

Снятие накопленного напряжения — это профилактика в организме, а значит профилактика практически любой болезни или болезненного состояния.

Снятие стресса — это снятие напряжения.

В этой статье приведу мои любимые упражнения ТКМ для снятия стресса и напряжения.

Упражнения ТКМ для тренинга снятия напряжения

Упражнения ТКМ — это тренинг для дыхания, воображения и движения, которые проводятся в едином ритме, соотносятся друг с другом и многократно усиливают эффект. Иногда упражнения ТКМ дополняются нажатием определенных точек и .

Я уже представлял Вашему вниманию простые упражнения на расслабление из цикла «Цигун на Диване» — простые в освоении и в тренинге.

Существует множество упражнений ТКМ на снятие напряжения

Для правильного выполнения необходимы умения и привычка управлять обеими сторонами движения, которые представлены в пространстве сознания вниманием и восприятием, в пространстве дыхания — вдохом и выдохом, в пространстве тела — ощущением и движением.

Снятие телесного напряжения: упражнение ТКМ «сжатие кисти в кулак»

Упражнение ТКМ на расслабление может быть простое как сжатие кисти в кулак.

Руки полусогнутые в локте, помещаются перед собой ладонями вверх.

В первой части, на вдохе (старайтесь дышать медленно, плавно, глубоко, спокойно, ровно как при ), в ладу с дыханием сжимаешь кисти в кулак, пытаясь распределить усилие так, чтобы пиковая точка напряжения совпадала с окончанием вдоха и наполнением легких.

Однако сосредоточиться сознанием нужно на второй части, направляя усилия на то, чтобы выдох , а следовательно и отпускание напряжения в кисти по мере разгибания ладони, сделать как можно более медленным, плавным и ровным.

Это упражнение на снятие напряжения в теле следует повторить шесть раз, то есть произвести 6 полных циклов вдоха и выдоха.

Снятие напряжение ума: упражнение ТКМ «расслабление мышц лица»

Основное требование к состоянию ума в ТКМ — это отсутствие лишних мыслей. Расслабленный ум — это умение сосредотачиваться на происходящем и отпускать предмет размышления, как только переходишь к новому делу.

Напрягать ум гораздо легче, чем расслаблять, поскольку напряжение ума — это его естественное состояние.

Простое упражнение ТКМ на расслабление ума основано на том, что при работе ума обязательно происходит напряжение мышц лица. Если расслабить лицо, то расслабится и ум.

Следует сесть ровно, положив руки перед собой на колени или на стол раскрытыми ладонями вверх.

На вдохе одновременно со сжатием кисти в кулак нужно так же медленно и напряженно закрыть глаза (зажмурить) и сжать губы (в трубочку).

Вторая часть упражнения более важна, потому что необходимо сделать усилие по расслаблению.

На плавном и медленном выдохе одновременно — разжать ладони, медленно отпустить напряжение в глазах и лице и медленно поднять веки.

Для полного расслабления ума ТКМ предписывает проделать этот тренинг шесть раз.

Снятие напряжения души: упражнение ТКМ на «умение сохранять равновесие чувств»

В Китае всегда ценилось умение сохранять душевное, эмоциональное равновесие при всех обстоятельствах и в .

Если Вы давний подписчик моего блога, Вы знаете, что чувства и эмоции, эманации души человека закреплены в мышцах, в теле. Это значит, что равновесие души напрямую связано с умением сохранять телесное равновесие.

Есть простое упражнение ТКМ для развития чувства равновесия души путем расслабления — умение стоять на одной ноге и плавно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Самыми уязвимыми для равновесия эмоций являются точки перехода от вдоха к выдоху и наоборот.

Встань на левой ноге произвольно, без напряжения, правую опусти свободно.

На вдохе подними правую ногу вверх, одновременно сгибая ее в колене, а на выдохе опускай ее обратно, одновременно разгибая. При этом. желательно, чтобы пальцы ног тянулись в твою сторону, образуя со стопой прямой угол и открывая ее поверхность.

Затем, стоя уже на двух ногах, смещай центр тяжести с левой ноги в центр и делай вдох , поднимая плавно руки ладонями вниз, на выдохе опускай руки.

Смещай центр тяжести на правую ногу, делай вдох и выдох с подъемом с опусканием левой ноги.

Получаются плавные и медленные переступания с ноги на ногу. Важно, чтобы было ровным, плавным, тонким, глубоким и длинным.

Цикл упражнения ТКМ на равновесие души, состоящего из четырех частей, повторяется девять раз.

Упражнение ТКМ: самомассаж при бессоннице

На картинке «Самомассаж при бессоннице» показаны 5 причин бессонницы как состояния при стрессе.

Массаж точек от бессонницы: тренинг ТКМ

Тренинг представляет собой самомассаж определенных точек на голове, что показано на картинке-иллюстрации из книги о приемах ТКМ для самовосстановления.

Поделитесь упражнениями тренинга снятия напряжения средствами ТКМ:

Медитация: Древняя Мудрость ЛАО-ЦЗЮНЯ

Хорошо при стрессе помогает медитация. Предлагаю Вам помедитировать на отрывке из книги Лао-Цзюнь «Рассуждение о ста заболеваниях и восхваление ста лекарств». Прочитайте что есть болезнь для человека, а что есть лекарство.

Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду — это болезнь.
Делая добрые дела, ждать воздаяния — это болезнь.
Отдав что-то людям, сожалеть об этом — это болезнь.
Беседовать с глупцом — это болезнь.
считать людей кривыми, а себя прямым — это болезнь.

Не брать того, что достается тебе сверх положенного — это лекарство.
Пользуясь высоким положением, творить добрые дела — это лекарство.
Хранить безмятежность покоя в отсутствие стремлений — это лекарство.
Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым — это лекарство.
Устремление к силе духа и отстранение от себя соблазнов плоти — это лекарство.

Травы ТКМ (фунгология) от стресса >>>

  • 9 тактик сказать "нет" и установить границы в отношениях. Уметь говорить НЕТ - важный навык общения, который поможет Вам чувствовать себя прекрасно […]
  • Тренинг для педагогов: «Снятие эмоционального напряжения»

    Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога.

    Задачи:

      познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

      создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

      совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

    Организация тренинга: группа педагогов от 15 до 20 человек .

    Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

    Продолжительность – 90 минут.

    Ведущий тренинга: педагог-психолог Захарова В.А.

    Ход проведения тренинга

    Вступление. Актуальность выбранной темы.

    Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

    Основная часть.

    Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

    1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

    Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

    Или Вы чувствуете усталость?

    Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

    Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

    1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» ( )

    Карточки «Значение цвета» Приложение 1

    Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

    Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

    Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

    Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

    Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

    Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

    Серый – тревожность и негативное состояние.

    Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

    1.3. Упражнение «Знакомство»
    Каждый по кругу продолжает фразу: «Я - та (тот), которая (который)...»

    1.4. Упражнение «Молекула»

    Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

    Я великодушная!

    Да, ты великодушная, а еще красивая!

    Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

    А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

    «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

    1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

    Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.

    1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.

    2. Снятие эмоционального напряжения.

    Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

    Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

    2.1. Аутотренинг и ароматерапия .

    Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

    Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

    Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ ( ).

    Аутотренинг Приложение 2

    Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.

    Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

    Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

    Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

    Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

    Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

    Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

    Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

    3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

    2.2. Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

    Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так : В одном прекрасном городе жила замечательная семья…

    Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

    Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!

    Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

    Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

    2.3. Тест «Скрытый стресс» ( ) .

    Приложение 3

    Тест «Скрытый стресс»

    Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

    1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

    2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

    3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

    4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

    5. Если кто-то без причин повышает голос.

    6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

    7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

    8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

    9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

    Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

    Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

    2.4. Упражнение «Корзина Советов».

    Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы ( ) .

    Приложение 4

    Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»

    1. Регулярно высыпайтесь.

    2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

    3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

    4. Составляйте список дел на сегодня.

    5. Ставьте перед собой только реальные цели.

    6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

    7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

    8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

    10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

    11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

    12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

    13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

    14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

    15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

    16. Помните, что Вы не одиноки.

    17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

    18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

    19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

    20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

    Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

    По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.

    Упражнение «Назови эмоцию». Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

    Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.

    2.5. Снятию стресса помогают как смех , так и слёзы.

    Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

    Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

    Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

    2.6. Биоэнергетическое исцеление.

    За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.

    Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).

    Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.

    2.7. Упражнение «Арттерапия».

    Звучит космическая музыка.

    Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке ( ).

    Упражнение «Арттерапия». Звучит космическая музыка.

    Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.

    Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

    2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

    Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

    Упражнение «Полное дыхание» ( ).

    Приложение 6

    Дыхательная гимнастика

    Упражнение «Полное дыхание»

    Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.

    Задержите дыхание.

    Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.

    Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

    Повторите упражнение несколько раз.

    Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

    Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!

    Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.

    2.9. Голос – драгоценный дар природы.

    Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

    Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

    Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

    Упражнение «Медитация» для управления своим эмоциональным состоянием ( ).

    Приложение 7

    Памятка « Медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием»

    Мне дышится легко, приятно и спокойно.

    Я совершенно спокоен.

    Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой могу сорваться на крик.

    Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

    Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

    Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Спокойно объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

    Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

    Мое дыхание ровное и спокойное.

    Заключительная часть.

    1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня».

    Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова ( ).

    Приложение 8

    «Формула на сегодня» Д. Карнеги.

    1. Именно сегодня!

    Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

    2. Именно сегодня!

    Я позабочусь о своём организме.

    3. Именно сегодня!

    Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

    4. Именно сегодня!

    Я ко всему буду доброжелательно настроен.

    5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

    6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

    2. Обратная связь.

    Самым полезным для меня было…

    Мне понравилось…

    Я хотела бы изменить…

    3. Благодарю всех за работу !

    Пожелание:

    В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

    Литература:

      Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991

      Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

      Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005

      Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

      Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003

      Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

      Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006

      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005

      Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

      Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996

    Елена Табанакова
    Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»

    Цель тренинга : Снижение эмоциональной усталости и поднятие настроения.

    Задачи : 1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций .

    2. Сохранение и укрепление психического здоровья .

    3. Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.

    Материалы : цветные карточки (по нескольку штук одного цвета, мяч, «Корзина Советов» ,

    Ведущий : «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

    Упражнение «Здравствуйте» .

    Цель : снятие мышечного напряжения , переключения внимания.

    Материалы : мячик.

    Инструкция : Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например : здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

    «Правила группы» : основные принципы работы в группе.

    После приветствия ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

    1. Мы – одна команда.

    2. Можно говорить все, что ты думаешь.

    3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других) .

    4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа : «Ты мне не нравишься» . Следует говорить : «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

    5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых.

    6. Отключить мобильные телефоны.

    Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

    Ход тренинга.

    Тема нашего тренинга - снятие эмоционального напряжения .

    И так начинаем, для того чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.

    Упражнение «Ваше настроение»

    Цель : установить контакт с педагогами , снять напряжение .

    Материалы : цветные карточки (по нескольку штук одного цвета) .

    Психолог комментирует значение выбранного цвета.

    Карточки «Значение цвета»

    Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

    Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

    Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

    Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

    Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

    Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

    Серый – тревожность и негативное состояние.

    Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир » .

    Ежедневно в нашей жизни возникают ситуации, которые заставляют нас переживать и нервничать. Когда таких ситуаций становится все больше, то это откладывает негативный отпечаток на наше психологическое состояние . Мы начинаем нервничать все больше и больше, и скрытый стресс незаметно входит в нашу жизнь, что негативно сказывается и на нашем самочувствии, и на восприятии жизни.

    Чтобы ответить на вопрос, есть ли у Вас скрытый стресс, я предлагаю Вам пройти небольшой, но весьма показательный тест.

    Инструкция : внимательно прочитайте описание девяти ситуаций, которые представлены ниже. Отметьте для себя те из них, которые больше всего Вас нервируют. Вы не ограничены в своем выборе и можете выбрать любое количество от 0 до 9. В конце запишите итоговое число выбранных ситуаций.

    1. Вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.

    2. Вы ведете машину (или делаете другую привычную работу, а кто-то рядом постоянно дает Вам советы поп поводу того, как это лучше делать.

    3. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за Вами.

    4. Вы разговариваете с кем-то, но появляется кто-то, кто постоянно вмешивается в вашу беседу.

    5. Вы размышляете над каким-то вопросом, а кто-то прерывает ход Ваших мыслей.

    6. Вы беседуете с кем-то, кто без всякой на то причины повышает на Вас голос.

    7. Вы начинаете плохо себя чувствовать, когда видите комбинацию цветов/предметов, которые, по Вашему мнению, не сочетаются друг с другом.

    8. Вы здороваетесь с кем-то за руку и не ощущаете при этом никакого ответного чувства.

    9. Вы разговариваете с человеком, который знает все лучше Вас.

    Итоги : Если Вы пометили для себя 5 и более из предложенных ситуаций, как такие, которые заставляют Вас нервничать, то можно с уверенностью утверждать, что скрытый стресс присутствует в Вашей жизни. И если Вы не сможете изменить свое отношение к мелким неприятностям и успокоиться, то такое положение вещей окажет крайне негативное влияние на Ваше здоровье и работоспособность, а в конечном итоге, на Радость и Удовольствие, получаемое от жизни.

    Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»

    1. Регулярно высыпайтесь.

    2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

    3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

    4. Составляйте список дел на сегодня.

    5. Ставьте перед собой только реальные цели.

    6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

    7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

    8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

    10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

    12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

    13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

    14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

    15. Не старайтесь угодить всем – это не реально.

    16. Помните, что Вы не одиноки.

    17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

    18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

    19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

    20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

    Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

    Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение .

    Аутотренинг и ароматерапия .

    Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

    Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

    Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера» , закрывают глаза и слушают слова АТ.

    Аутотренинг

    Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

    Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

    Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

    Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

    Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает .

    Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

    Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

    3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

    Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

    Снятию

    Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

    Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться» .

    Лечебная сила смеха известна всем : смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

    Упражнение «Звери»

    Все встают в круг. Инструкция для участников : Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например , кошкой, белым бычком) . После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях) . Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том, что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например , бурундук) . Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя» . Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку , вызывает положительный заряд эмоций , смех.

    Упражнение «Муха»

    Цель : снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

    Инструкция : Сядьте удобно : руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача : не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

    Упражнение «Картина па спине» .

    Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, кто - Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно, чтобы игроки были в тонкой одежде. Если А отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже фразы. На выполнение задания отводится 5 минут. В следующем раунде игроки меняются ролями. Рефлексия :

    Насколько каждый был доволен «художником» ?

    Удалось ли настроиться на совместную работу?

    Какая роль была более выполнима и доставила больше удовольствия?

    Упражнение «Улыбка» .

    Японская пословица гласит : «Сильнейший тот, кто улыбается» .

    Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку» , то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить : мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать : что-то все же «происходит» . Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.

    Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам .

    Тренировка улыбки .

    Суть тренировки заключается в том , что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно : в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке . В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

    Упражнение “Ха!”

    Участники образуют круг, взявшись за руки. По команде тренера поднимают руки вверх. Затем на счет “три” резко бросают руки вниз и с выдохом произносят “Ха!” (повтор 4 раза) .

    Рефлексия.

    Передача мягкой игрушки по кругу. Каждый высказывает своё мнение о проведённом тренинге . Например :

    Самым полезным для меня было…

    Мне понравилось…

    Я хотела бы изменить…

    Наш тренинг подошел к концу . Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать : дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

    Не забывайте : работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

    Благодарю всех за работу!