Большая христианская библиотека. Сила греха

Евгений Хорольский

Вы, наверное, часто задавали себе вопрос, - почему многие люди не хотят принять Иисуса в свою жизнь?

Зачастую не потому, что мало доказательств истинности Библии и не потому, что они чего-то не понимают в рассказах христиан. Нет. Вспомните кое-что из жизни многих из них, - они пьют горячительные напитки, они курят всевозможное зелье, а иногда даже употребляют наркотики. Ограничусь только этим списком, хотя подобных вещей в их жизни существует множество. Все вышеприведенные “привычки”, согласно Библии, являются грехом, за который учреждено наказание - смерть духовная. Итак, вспомнили? - Они употребляют алкоголь

Теперь вспомните, что мелкими буквами написано на каждой бутылке, содержащей алкогольный напиток: “Минздрав предупреждает, алкоголь вредит вашему здоровью” - помните? Теперь еще вспомните, что написано на каждой пачке сигарет: “Минздрав предупреждает, курение вредит вашему здоровью” — помните тоже, да? Тогда почему же не миллионы, а миллиарды людей на земле курят сигареты? Тогда почему они употребляют спиртные напитки, если медицинские исследования уже давным-давно проследили прямую связь между этими “привычками” и плохим здоровьем человека? Почему они курят, если уже проверено, и это можно еще и еще раз проверить, — результат не изменится, что курение вредит здоровью человека? Почему?

Вы задавали себе такой вопрос? Если нет, то попробуйте сделать это и, положа руку на сердце, не лукавя, ответьте сами себе. Думаю, Вы быстро поймете, в чем тут дело! Если уже доказана связь между здоровьем человека и, так называемыми “вредными привычками”, а люди все равно, зная это, вредят своему здоровью - себе самим(!) и здоровью окружающих, то как можно говорить таким людям о правильности наших аргументов? Как можно без определенных знаний о существовании этого феномена или даже парадокса в жизни людей, свидетельствовать им о Христе?

Раз эти люди знают, что это плохо и делают плохо, что это делают, то напрашивается вывод: либо им все равно (по их же словам), что будет с их здоровьем (хотя это спорный вопрос даже для тех, кто так сейчас считает, будучи достаточно здоров), либо они так наивны, что думают: авось пронесет!!!

Итак, мы определили две категории людей, к которым можно отнести большинство всех людей, имеющих “вредные привычки”. Таких категорий, безусловно, больше, но мы остановимся на “убеждениях” подавляющего большинства людей. Итак, что же они собой представляют (их “убеждения”). Мы не будем углубляться в размышления о том, что каждого конкретного человека побуждает делать плохо, например, курить. Мы просто не сможем сделать этого. Но нам будет достаточно знания из Библии о грехе и того, что мы вспомнили выше.

Но прежде, давайте обозначим цель, к которой мы будем стремиться, разбирая все это. Если мы не будем видеть цели в наших размышлениях, и размышлениях с Божьей помощью - это очень важно, то мы уподобимся этим же людям, для которых истина недоступна. Почему недоступна? Они просто не хотят ее искать, она им не нужна! Знаете, некоторые из них говорят: “…в Царство Божие? - зачем? - нас и здесь не плохо кормят!”

Мы должны проследит взаимосвязь между отношением этих людей к спиртному или сигаретам, с учетом того, что они знают, что это плохо. Но, зная то, что это плохо отразится на их здоровье в будущем, они делают это плохо все равно. Это нам поможет правильно интерпретировать и понимать их ответы при свидетельствовании им о Христе.

Итак. Большинство людей употребляют спиртное. Некоторые из них даже без повода. Другие с поводом и без него - как придется! И все они многократно читали на бутылках со спиртным предупреждение Министерства здравоохранения. Но первой категории людей совершенно все равно, что там предупреждают кого-то! Им просто не до этого! Они хотят пить и точка! То, что будет там, - в будущем, или даже завтра их не волнует (конечно, речь идет о волнении, как в будущем алкоголь отразится на их здоровье). Главное, - это сейчас! Главное, - это данный момент! И сейчас хорошо бы выпить! Ты будешь пить? А ты? А что ты будешь пить? А ты? А ты? Нужно оторваться от реальности, хоть не надолго! Хоть чуть-чуть! Нужно увидеть все по-другому, - как бы получше! Нужно снять груз ответственности, который возлагает совесть! Нужно расслабиться и ни за что не думать! Ни за что не отвечать! Вы думаете, так думают только заядлые алкоголики? — Ошибаетесь! Так думают в равной мере почти все (из этой категории)!

Знаете, совесть, когда человек не пьян, она работает! И знаете, это очень сильный инструмент давления! Она давит так сильно порой, она так мучает иногда, что только повышенные дозы алкоголя могут ее отключить! Но поверьте. У самого падшего человека голос совести еще слышен! Да! Он слышен, и его надо выключать время от времени! Голос совести говорит и человек вспоминает! Он говорит очень, очень тихо. Порой даже в тиши ночи его еле-еле слышно. Но он продолжает говорить! И знаете, у человека хороший слух по отношению к совести - даже глухие слышат его! Человек слышит его! Иногда один раз за день, одно мгновение, когда вдруг оторвется от суеты, от дел. Иногда раз в неделю, а иногда и раз в месяц! Но он слышит голос совести. И это ему не нравится! Это ужасный дискомфорт, когда человек вспоминает, что он даже хуже своего друга или знакомого! Или, что он плохо поступил минуту назад, месяц или год назад. Это дискомфорт, которого многие хотят избежать. В своем “мирке” все должно быть хорошо у человека. В этом “мирке” главный он - сам человек. У каждого присутствует определенная доля эгоизма и она редко отходит от уровня 100%! Представляете?

В большинстве своем люди эгоистичны на все 100%. И знаете, что мешает эгоизму в человеке править монархически? Ему мешает только совесть. А иногда — христиане, проповедующие о Спасителе и Господе Вселенной. Знаете, какая это встряска, какое испытание на прочность убеждений человека, когда христиане свидетельствуют о порочности и греховности в жизни людей, о том, что это совсем не та цель, ради которой человек рождается в мир. Совесть в это время говорит, что это действительно так и приводит примеры из собственной жизни человека, минуя все преграды, поставленные человеком. В этот момент начинается процесс внутреннего обличения в человеке. Начинается “война” за душу человека! Эта война так ранит, так кромсает внутренний мир человека, так его терзает, что поверьте, в этот момент человеку еще хуже, чем, если бы он дрался сам. Это переживание еще сильнее, чем переживание после хорошей драки. Да, да! Даже переломы и ссадины не так страшны, как эта война. Внутренний мир человека весьма и весьма сложен. Именно на нем держатся все чаяния и стремления людей, мотивируются все их поступки. И когда происходит крушение даже части этого мира (и его основы - мировоззрения), внутри человека происходят Великие перемены. Это перемены после духовной войны. Переломы срастутся, раны заживут, а рубцы и раны от духовной войны останутся навсегда. О них память не сотрется никогда.

Как это сильно сказано, как могущественно! Битва за душу! Вы знаете, что в этот момент все силы ада обороняют свою крепость. Крепость, под названием душа! И только человек может распорядиться исходом этой битвы. Знаете, я люблю сравнения.

Вы слышали о бывшем Люцифере? Да, да! О том самом! Он сейчас сатана (противник)! Призванный осенять, ходящий среди огнистых камней херувим, он был вторым во Вселенной после самого Бога, и самым-самым среди всех сотворенных существ (Иез. 28:12-19). Он обладал такой силой, что ее трудно себе представить. Он обладает ею и сегодня. Он и сейчас такой же сильный, как и тогда - возможно миллионы лет назад! С ним еще треть ангелов - сейчас бесов (Откр. 12:7-9), каждый из которых сильнее любого, когда-либо жившего человека на земле. И находится он сейчас не в аду! Он со всеми своими бесами живет на земле, а Вы думали иначе? (Еф. 6:12), имеет доступ к Престолу Божию (Иов. 1:6-12), клевещет на любого, кто творит волю Божию, ища любые пути, чтобы столкнуть христианина с пути следования за Христом (1Петр. 5:8).

Помните Самсона? А Голиафа? Это были признанные силачи своего времени. Сейчас нет таких сильных людей. Любому из бесов хватило бы доли секунды, чтобы о Голиафе осталась только память в народе, если бы бес был свободен в своих действиях. Представьте себе, что было бы, если бы хоть одному бесу была дана свобода в действиях. Да за одну секунду на земле погибло бы столько людей, что это было бы сопоставимо с последствиями взрыва водородной бомбы очень большой мощности (2Цар. 24:15-17). А теперь представьте силу, когда-то самого совершенного сотворенного существа - силу сатаны. Здесь уже совсем другие порядки в определении силы, нежели силы бесов. Это сила того, кто в своей гордости даже сравнил свою силу с силой Божьей! Если бы сатана был свободен в действиях, то в первую же секунду от земли ничего не осталось бы. Его цель наводить ужас: украсть, убить и погубить. Вы осознаете, что у него нет другой цели, как только навредить Богу? Он хочет отобрать у Него как можно больше душ человеческих. И при этом ему не важен никакой конкретный человек! Он не хочет смерти конкретного человека! Он хочет, чтобы в Божье Царство не попал никто! Ни один человек! Он хочет, чтобы погибли все люди, сразу все и знаете, если бы наш Спаситель ему это позволил, то глаз бы не успел моргнуть, как все были бы в аду. Все до одного!

И вот теперь, после скромного сравнения сил духовного мира Вы можете осознать силу, с которой сталкивается человек, когда он отчетливо слышит голос совести и голоса свидетельствующих христиан. Это огромная, ужасная сила, с которой человек должен в этот момент справиться. И многие не просто не хотят ее испытывать, — они на ранних стадиях пробуждения совести стараются отключить ее снова и снова. Некоторые обходят христиан дальней дорогой, только бы снова не испытать на себе ужас этих переживаний, ужас этой битвы!

Вы наблюдали, наверное, реакцию многих людей, когда им давали трактаты или брошюрки о том, как получить спасение, как примириться с Богом? Вы, наверное, замечали не слишком расположенное к осознанному восприятию настроение. Я замечал это и притом не один раз. Но теперь мы знаем, почему это так. Люди более возлюбили тьму, нежели свет! Они устроили шаткий покой в своих мирках, и ни под каким предлогом не хотят выходить “наружу”. Они знают, что это плохо, но все равно делают то, что плохо. Понимаете, что это означает?

Это значит, что глазами смотрят и не видят, ушами слушают и не слышат!!! Князь века сего ослепил умы и сердца многих людей. Они в тиши сказок и баек об отсутствии ада могут провести всю жизнь! Этому способствуют культы нового времени, в том числе культ либерального индивидуализма, потребительства, все более сильные толчки к тотальной гуманизации мировоззрения современного человека.

Остановитесь и осознайте, что последовательность в действиях - это теоретическая мечта, которую возделывают гуманитарные теоретики. Большинству абсолютно чуждо понятие последовательности в действиях! Они знают, что есть плохо, но все равно изо дня в день делают это плохо. И это очень и очень плохо, что они это делают. Вы видите какую-либо последовательность в действиях? В мировоззрении? Можно видеть сегодня, как сильно призывают многие к любви, к добру, желают пробудить спящую совесть, а непосредственно после этих призывов изрядно перебирают в алкоголе! А в перерывах между призывами к добру и миру курят! И так далее, и так далее, и так далее… Вы, думаю, понимаете, что здесь нет даже элементарной логики! Этот абсурд мы каждый день наблюдаем в жизни. Этот парадокс имеет объяснение в Библии.

Теперь вернемся к истоку нашего размышления. Вторая категория людей. Это люди, которые надеются на авось! Знаете, мне вспоминается выступление Михаила Задорнова (юмориста), когда он говорил о признаках русского народа. Одним из признаков было - авось! Авось пронесет! Авось! Вы представляете, что значит говорить авось пронесет, знаете, авось, когда уже давно известно и распечатано в миллиардных тиражах, что нет!? Нет и нет! Не пронесет!!! И это совсем не духовные истины, о которых нужно судить на духовном уровне, будучи в духе, будучи возрожденными христианами. Нет! Это то, что на физическом уровне опробовано миллионы и миллиарды раз, и что многие наперегонки стараются опробовать вновь и вновь, чтобы в который раз доказать это на своем опыте! Доказать уже давно доказанные факты. Знаете, думать при этом, что авось меня пронесет - это очень глупо! Никто и никогда не скажет, что он действительно думает, что все закончится хорошо, если употреблять алкоголь. Все или почти все осознают, что вред от алкоголя есть. Но на подсознательном уровне, а особенно в момент, когда рюмка стоит рядом, и кругом веселье - все-таки мысль о том, что это не со мной произойдет вред, что со всеми это происходит - это да, но со мной этого не произойдет - это для таких людей обычных ход мыслей! Как бы забывается факт плачевного финала. Зачем пить, при этом надеяться на авось, и тем самым, придерживаться столь очевидного противоречия! Логики в этом нет! Как нет логики и во всей жизни, проведенной без Бога. На этом можно было бы поставить точку. Но таких людей миллионы! Они, мягко говоря, беспечны.

И вот что можно услышать из их уст: “Неужели Бог может послать столько людей в ад?!!!” Вот! Знаете, при этом они уже себе ответили на этот вопрос. Они решили в себе, что нет! Бог не пошлет и не допустит, чтобы столько людей, и они в частности, пошли в погибель.

Удивительный способ мышления! Бог не может послать столько людей в ад! Естественно, они не знают библейские истины об этом. И именно поэтому это мышление так удивительно! Иисус сказал, что за каждое праздное слово люди дадут ответ в день суда (Мф. 12:36). Даже этого будет достаточно для осуждения. Каждое слово будет судить их, и они с треском провалят весь судебный процесс на первых же строчках из Книг. Помните книги у Бога - Откр. 20:12? Они опомнятся быстро. Они сожмутся в комок и будут вспоминать хоть что-то в свое оправдание, но Адвоката у них не будет…

Адвокат будет против них! Адвокат будет с нами. Наш Спаситель и есть Тот посредник между Богом и человеком, Который на суде будет ходатайствовать о каждом, кому вменена Кровь Христа. А что же думают те, которых миллионы, и которые уверены, что авось Бог не пошлет их в ад? Без всяких шуток, они так и думают. Они не будут Вас слушать, если Вы просто намекнете им о их бедственном положении. Они уже решили, что Бог (если Он есть) не пошлет их в ад. Нужен более сильный инструмент, чтобы пробить эту стену под названием авось! И этот инструмент существует! Все та же совесть. Она есть и у них. Они относятся к ней, как к чему-то странному. Но все же она работает и обличает. Они возьмут у Вас брошюрку и послушают Вас! Но они уже решили…

Временами они осознают, что авось есть авось и это есть ничто! И при этом становится немного не по себе. А брошюрка лежит рядом. И слова из нее уже начинают терзать душу, и совесть начинает свою работу. Это тоже начало духовной войны. И когда она начинается, только сам человек может решить ее исход. Хватит ли у него на это мужества? Хватит ли мужества довести ее до правильного исхода? До осознания той глупости и греховности, в которых он жил до этих пор? До покаяния и примирения с Богом? В этот момент, когда совесть проснулась, а заглушить ее пока нечем, человек испытывает на себе груз вины, дискомфорт, немного отчаяния, раздражения и гнева. И из этого состояния есть только два пути. Путь покаяния и путь упорства! Первый - это осознание своей виновности перед Богом, слезы, молитва и незабываемая свобода, мир и благодать, - освобождение от многолетнего давления вины, от суеты, от грязи и мрака, обещанные Богом. Второй путь проще - это путь греха, неправды, грязи, суеты, тьмы, самообмана и в конце - Великого Разочарования. Второй путь - это продолжение упорства. Только два пути!

Может кто-то скажет: ну я пока отложу с покаянием. Покаюсь завтра, через месяц или в конце жизни. Знаете, весьма глупо так поступить. Либо Вы покаетесь, либо не покаетесь! Третьего нет! Следующие пять секунд не в вашем распоряжении, не то, что целый день или вся жизнь! Вы уверены в том, что завтра проснетесь? Вы знаете, что будете живы через три часа? Не стоит откладывать свое примирение. Вы у Бога, как на ладони, - все ваши мысли, как слова на бумаге!

Бог уже все сделал для Вашего положительного решения. И Он ждет от Вас этого решения. Он пострадал за ваши грехи, а страдать должны были Вы! Откладывать срок своего примирения с Богом, это не логично.

Вспомните кое-что из своей жизни. Когда Вам назначили собеседование по вопросу работы, Вам установили время, например, завтра в 10.00. Если Вы не придете на встречу в назначенное время, то можете лишиться возможности получить работу. Что Вы обычно делаете? Вы говорите, - авось пронесет, да? Авось, если приду на час позже или после завтра, все будет хорошо, да? Конечно нет! Вы так не говорите! Вы готовитесь к этой встрече. Проявляете завидную пунктуальность, когда наступает намеченное время. Правильно? Если да, то многие опять делают ошибку. Они на это собеседование спешат больше, чем к Богу, Который их создал и от Которого, в конечном итоге, будет зависеть и результат этого собеседования!

Вы не христианам и не мне вредите, когда переносите срок своего примирения с Богом. Нет! Вы вредите своей собственной жизни. Не упорствуйте и не отдавайте снова победу сатане! Он не достоин вашей жизни! В глазах Бога ваша жизнь ценнее сатаны! Он относится к Вашему решению серьезно, - от этого решения будет зависеть вся ваша жизнь. А Вы? Как Вы сами относитесь к своей жизни?

Если Вы сознаете свое шаткое положение, то скорее примиритесь с Богом! Не откладывайте на завтра! Завтра не в вашей власти! Завтра может не настать для Вас. Есть сегодня и сейчас - понимаете? Не совершайте роковой ошибки сегодня. Сам Господь призывает Вас.

И я призываю Вас вручить свою жизнь Тому, Кто Вас создал, и с Кем по причине греха Вы не имеете связь. Он Вас любит без всяких условий. В Его Книге мы читаем: 1Ин 4:10 “В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.” Вы видите Его любовь? Рим 5:8 “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.”

Удивительно, но если бы Вам подарили миллион долларов, то Вы бы не отказались и не стали бы откладывать с принятием этого подарка на конец жизни! Так не откладывайте же и с гораздо более ценным подарком в Вашей жизни! Не упустите возможность быть с Богом!

Что Вас сдерживает примириться с Творцом? Может быть, реакция друзей или родственников? Но они за Вас не смогут поручиться в этом! Может быть, Вы что-то не понимаете в Библии, и это является преткновением? Христианство является Истиной, что бы Вам ни говорили о нем, и подтверждений этому не счесть, - факты на нашей стороне! Если Вы боитесь прийти к своему Отцу, как блудный сын, то знайте, что в отличие от Вас сатана не будет лениться Вас уничтожить! Он уже давно работает над тем, чтобы отвлечь Ваше внимание от этой статьи, от мысли о Боге, о примирении с Ним. Все, что он подсовывает Вам - это наглая ложь и клевета.

Вы можете обрести вечное блаженство с Богом, если доверитесь Ему! Ведь абсурдно, зная, что в метре от тебя лежит сокровище, прожить всю жизнь в бедности! Почему бы не принять это сокровище от Бога?

Возвращаясь к самому началу этой статьи, мы можем видеть, что парадоксальность в жизни и поступках людей заключается в несоответствии стремлений человека, его побуждений тому, что он делает каждый день, отдаляя себя от мечты…

Не будьте еще одним примером этого несоответствия!

Природа и сущность греха рассматриваются в Библии в большей степени как личное отчуждение от Бога. В основе греха лежат отношения, а выражается он в непокорном и мятежном духе. Это особая разновидность зла. Грех универсален, но гнездится он в человеческом сердце. Это одновременно состояние и дейстэие. Это эгоизм, восстающий в гордыне на Творца.

А. Грех как восстание против Бога

Мы отчетливо видим, анализируя происхождение греха на небе и в Едеме, что грех начался как восстание против Бога и Его воли. Заявление Люцифера: «Буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:14) и предложение искусителя Еве стать подобной Богу (Быт. 3:5) указывают на то, что грех - это восстание против Бога и Его ясно выраженной воли. Книга Бытие содержит исчерпывающие доказательства того, что грех - это не столько внешнее действие, сколько внутренняя позиция отвержения Бога, которая выразилась во вкушении запрещенного плода. Тот факт, что Ева знала волю Бога, но нарушила Его запрет, делает ее непослушание актом умышленного неповиновения. Впоследствии Исаия выразил аналогичную мысль: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2). В своей величественной молитве Даниил исповедал грех Израиля: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих» (Дан. 9:5). Таким образом, суть греха - это мятеж против Бога, отказ подчиняться Ему (Рим. 8:7) и вражда против Бога (Рим. 5:10; Кол. 1:21).

Этот принцип ясно прослеживается в пятикнижии в случае с золотым тельцом. Бог отнесся к этому событию не как к ошибке, но как к восстанию и заповедал Израилю следующее: «Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне… вы противились Господу» (Втор. 9:7). Точно так же вопль Давида, как уже ранее отмечалось, показывает, что грех - это действие, направленное против Бога: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Такое восстание, вмещая в себе хамартию (грех как неудача) и аномию (грех как беззаконие), бросает дерзкий вызов Богу и сознательно преступает Его волю (1 Ин. 3:4). Следовательно, беззаконник хочет быть богом самому себе, а значит, восстание возвращается к своей исходной точке.

Б. Грех как разрушенные отношения

Первая сцена, описанная в Книге Бытие после грехопадения, - это Адам и Ева, спрятавшиеся от Бога (Быт. 3:8–10). Грех как восстание разрушил взаимоотношения, связывавшие Бога с Адамом и Евой. Святость и грех несовместимы. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Разделение между Богом и людьми порождает состояние вины (Ис. 53:6; Иер. 2:22; Иез. 22:4). Вина в ее эмоциональном выражении приводит к утрате мира (Ис. 48:22), душевным страданиям (Мих. 7:1) и жалости к себе (Иез. 20:43). Главный симптом этих порванных взаимоотношений с Богом - внутреннее беспокойство, о котором говорит Исаия: «А нечестивые [раша] как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:20,21).

Павел вносит еще одно измерение в аспект отношений, говоря о том, что взаимоотношения с Богом требуют от человека жить в вере. В Рим. 14:13–23 апостол описывает два образа жизни: жизнь в вере, приводящая к делам веры, и жизнь без веры. Затем Павел предлагает определение греха, которое чрезвычайно важно для его понимания в свете отношений: «Все, что не по вере, - грех» (ст. 23).

Разрыв во взаимоотношениях не ограничивается только лишь вертикальным измерением, но переносится и на горизонтальные связи. После изгнания Адама и (186) Евы из Едема разрыв горизонтальных связей проявился в том, что Каин убил своего брата Авеля и дерзко отказался признать свою вину за совершенный поступок (Быт. 4:8–10). Разговор между Богом и Каином по поводу убийства Авеля носит двойственный характер: с одной стороны, здесь утверждается идея нравственной ответственности одного человека за другого; с другой стороны, эта ответственность связывается с идеей неизменной подотчетности человека Богу. Грех - это попытка уйти от этой ответственности и отчетности. Следовательно, разрыв вертикальной связи неизбежно приводит к разрыву горизонтальных связей. Как бы ни хотелось кому–то исправить последнее и добиться согласия внутри человеческого общества, любая подобная попытка в конце концов окончится крахом в случае отсутствия Божественного измерения. Вот почему человеческая история - это история греха и разрушенных отношений.

Всюду, где преобладают испорченные взаимоотношения: между родителем и ребенком, между мужем и женой, между пастором и прихожанином, между соседями, - лежит грех с его знаменем эгоцентризма, высоко поднятым, чтобы узурпировать власть, попрать чужие права и бросить вызов праведным планам Бога.

Более того, разрушенные грехом взаимоотношения распространяются не только вертикально и горизонтально, но и вовнутрь. Человеческое сердце страдает по причине греха, и люди из–за этого не могут правильно относиться к себе или к тому, что их окружает.

В Ис. 53:6 подтверждается как универсальность греха («все мы блуждали, как овцы»), так и его индивидуальный характер («совратились каждый на свою дорогу»). Пророк видит грех и в его коллективном («увы, народ грешный народ, обремененный беззакониями» [Ис. 1:4]), и в его индивидуальном проявлении («Горе мне! погиб я!» [Ис. 6:5]). Грех оказывает разрушительное воздействие на личность, так что о сердце человеческом говорится, что оно «лукаво… и крайне испорчено» (Иер. 17:9), а люди в целом охарактеризованы как «народ мятежный, дети лживые» (Ис. 30:9) и нравственно нечистые (см. Ис. 64:6). Более того, Павел утверждает, что грех омрачил разум человека и довел его до противоестественных поступков, которые недостойны человеческого звания и достоинства (Рим. 1:12–28).

Нравственному состоянию человека свойственно всякого рода нечестие: «они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (стихи 29–31).

К этому ужасающему состоянию отдельного человека Павел в Рим. 7 добавляет нравственную дилемму, с которой сталкивается каждый человек: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (стихи 15–19).

Раздираемый изнутри, грешник обнаруживает внутри себя противоречие. Власть греха настолько сильна, что человек бессилен вырваться из–под его давления и стремиться к идеалу. Вот почему грешник восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Ст. 24). Такая жалкая беспомощность есть конечный результат разрушенных взаимоотношений.

В. Грех как состояние

Сложность библейской концепции греха становится еще понятнее, когда грех описывается как состояние. Грех не только охватывает всю личность, но и находит обитель в человеческом сердце (Рим. 7:20). Подобно врагу, вторгающемуся и оккупирующему страну, грех овладевает разумом и телом человека, становясь господствующей силой. Контроль является настолько полным, а испорченность настолько абсолютной, что внутри грешника «не живет… доброе» (ст. 18). Таким образом, Павел показывает, что грех - это не просто поступок, нравственная неудача или даже противоестественная сила. Грех - это демоническая сила, которая вторгается в человеческое сердце и царствует в нем. Он берет под контроль мысли, эмоции и поступки. Павел употребляет такие выражения, как «плоть» (Рим. 8:6) и «закон греха» (ст. 2), указывая на то, что грех - это состояние, что он коренится в человеческом сердце и оттуда управляет поведением человека. Плоть - это не просто тело, а закон греха - это не просто свод правил. Плоть - это человеческая природа, отчужденная от Бога; закон греха - это статус восстания против Бога. Именно эта природа и статус, извечное восстание против Бога и желание изгнать Бога из своей жизни характеризуют грех как состояние.

Каково следствие такой полной оккупации? Трагедия разделенной и смятенной личности: «Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17).

Грех ослабляет человека, венец Божьего творения, созданного по образу Божьему. Грех уже не сводится лишь к поступкам человека, но изображается как состояние человека, управляющее всеми его способностями (Рим. 7:20, 23). Замечательные дары, такие как способность мыслить, делать выбор, творить, убеждать, принесены в жертву греху, так что в человеке происходит постоянный конфликт между «идеалом» и «реальностью», между «долгом» и фактическим поведением.

Павел остро ощущает войну, которая идет внутри него, раздвоенность трагических масштабов, в результате которой он восторгается Законом Божьим в глубине души, но находит себя пленником закона греха (стихи 22, 23). Он делает то, чего не желает, и неспособен делать то, что ему хочется. Испорченная греховная природа рождает греховные поступки. Как сказал Иисус, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19).

Г. Грех как особая разновидность зла

Грех - это не только зло, но и конкретная разновидность зла. Не все зло является грехом. Болезнь и природные катаклизмы, такие как землетрясения, смерчи и (187) наводнения, - это тоже своего рода зло, поскольку они наносят большой ущерб и выводят жизнь из нормального русла. Грех не является таким злом. Это духовно–нравственное, этическое зло. Более того, грех - это не просто отдельно взятый факт, но и внешнее отражение внутреннего бунта. Люди грешны не потому, что совершают грех, они грешат, потому что грешники. Грех - это зло, которое воздействует на вертикальные взаимоотношения с Богом, на горизонтальные взаимоотношения с людьми и на отношение человека к себе. Приведенная выше библейская терминология раскрывает понятие греха в его конкретных проявлениях. Слово хаттат означает не просто зло, но греховный поступок, не соответствующий Божественному эталону (Лев. 5:5, 16; Пс. 50:6). В слове авон заложена идея «беззакония» перед Богом (Быт. 4:13; 15:16), и оно указывает на то, что грех - это кривизна (Плач Иер. 3:9), ложь, лукавство (Пс. 35:4) и пустота (Притч. 22:8; Ис. 41:29). И новозаветные слова, такие как хамартия, пара–басис, аномия, адикия и другие, определяют грех как конкретный поступок, совершаемый по человеческому изволению вопреки Божьей воле и закону.

Грех - это не просто внешнее бедствие, которое застигло человечество врасплох. Это осознанное восстание Адама и Евы против Бога, их свободный, но неверный выбор. Грех наших прародителей проявился в их недоверии слову Божьему, в отвержении Его авторитета, в противопоставлении своей воли Божьей воле и в стремлении занять такое положение, которого им не полагалось занимать. Эгоцентризм, гордость, мятежный дух, вызов и сопротивление Богу и зависть - все это показывает, насколько определенным был грех наших прародителей. Добавьте к этому духовно–нравственное измерение, неизбежно присутствующее при отвержении Божественного авторитета и сознательном выборе другого авторитета (великого обманщика, которого они послушали) - и природа греха, проявляющаяся в отвержении Бога, становится абсолютно понятной и неоспоримой.

Конкретные грехи могут проявляться либо в совершении одних поступков, либо в результате бездействия (о последних вы прочтете ниже в пункте «К»). Этот список такой же исчерпывающий, как и человеческий опыт, и такой же неприглядный, каким может быть поведение человека. В качестве примера достаточно привести список Павла: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19–21). Другие перечни грехов можно найти в Мф. 15:19; Мк. 7:21, 22; 1 Кор. 5:9–11; 6:9, 10; Еф. 4:25–31; 5:3–5; 1 Тим. 1:9, 10. В Мф. 12:31,32 говорится об одном непростительном грехе: грехе против Святого Духа (см. Бог VII.B.5).

Д. Грех как несоответствие

Главные понятия, которыми обозначается грех в Ветхом Завете (хаттат) и в Новом Завете (хамартия), означают «промахнуться» или «не соответствовать предполагаемому эталону». В нравственном измерении и применительно ко греху эти слова означают, что человек не соответствует Божественным нормам поведения или требуемому Богом образу жизни. Эта идея несоответствия говорит не только о нарушении конкретного закона или свода законов, но и о внутреннем отчуждении от Бога. Более того, Новый Завет представляет грех (хамартия) в отличие от грехов, которые понимали зло как ошибку, совершаемую человеком в силу его невежества или каких–то изъянов, как духовно–нравственное несоответствие нормам личностного Бога, перед Которым грешник будет держать ответ. Таким образом, из библейской концепции греха совершенно ясно вытекает, что грех - это не результат невежества, человеческих изъянов, умственной неполноценности или материальной ограниченности, но добровольное пренебрежение, нарушение и несоответствие Божьему закону для человеческой жизни. Этот акцент нельзя упускать из виду, если всерьез воспринимать грехопадение; ибо в Едеме мы видим не просто несовершенную чету, но двух людей, только что вышедших из рук своего Творца, наделенных различными добродетелями, увенчанных нравственной и духовной полнотой, без какой–либо склонности или предрасположенности ко злу. Адам и Ева были детьми Божьими (Ис. 1:2), которые по собственному сознательному, мятежному выбору отказались соответствовать ожиданиям Бога.

Павел пишет: «Потому что все согрешили [хамарта–но] и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Это несоответствие той цели, которую Бог по Своей любви установил для Своих творений, и эта цель заключалась в вечном общении с Богом и в Его прославлении (1 Кор. 11:7). Бог не устанавливал такой цели, которую невозможно достичь. Его ожидания были вполне разумными. Но когда мы отвергаем Его цели и избираем свои собственные, когда мы отвергаем Его волю в отношении нас и избираем собственные желания, то тем самым устанавливаем свои нормы и отвергаем Божьи. Любая попытка превознести свою волю над Божьей волей и Его законом является несоответствием Его ожиданиям, а значит, грехом.

Е. Грех как беззаконие

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Иоанн обобщает библейскую идею о том, что грех (хамартия) - это «нарушение закона» [аномия] или «беззаконие». Связывая понятия хамартия и аномия, апостол подчеркивает главенствующую роль закона в определении греха. Грех - это не просто неудачный поступок человека; это восстание против Закона Божьего. Закон Божий - своеобразный оттиск Божьего характера. Он открывает нам Бога и Его волю в отношении Его творений. Божий характер - Его любовь, праведность и святость - отражены в Десяти Заповедях, они раскрывают те нормы, в рамках которых должна протекать человеческая жизнь и по которым человек будет судим. Жить в рамках этого закона - значит поддерживать идеальные отношения с Законодателем. Именно этот принцип показывает всю серьезность тех требований, которые Бог предъявлял Адаму и Еве. Хотя (188) этот закон тогда еще не был выражен в виде Десяти Заповедей, требования к Адаму и Еве отражали Божественную норму для человеческой жизни. Грех наших прародителей заключался в неповиновении этому закону. Это было беззаконие.

Павел также связывает грех с законом и утверждает, что там, где нет закона, не может быть и греха (Рим. 5:13). Грех невозможно понять, если не рассматривать его в контексте нравственной Вселенной, управляемой законом Творца. Вот почему серьезность и конкретность греха заключается в сознательном выборе поступать вопреки Закону Божьему, в потворстве беззаконию, в утверждении, что можно жить независимо от Бога. Чудовищность греха как «беззакония» далее отмечается во 2 Фес. 2:7, 8, где Павел олицетворяет его, называя антихриста «беззаконником». Таким образом, согрешающие не имеют в своей жизни места для Законодателя. Грех, будучи беззаконием, становится безбожием.

Закон - это не произвольные обязательства, налагаемые на человечество. Его значимость вытекает из природы Бога и Его взаимоотношений с человечеством. Бог не действовал по Собственному произволу, когда сказал Адаму и Еве, что их жизнь зависит от безусловного соблюдения закона, который Он для них установил. Повеление не вкушать запретный плод исходило не от строгого господина, а от любящего, милосердного Творца, желавшего строить со Своими творениями тесные взаимоотношения на основе любви, чтобы пробудить в них ответную любовь.

Творение не может спрашивать: «Для чего вообще нужны какие–то законы?» Творение должно всегда оставаться творением, а Творец всегда будет Творцом. Для Бога характерна верховная власть, а для творения - ограниченность. Закон отражает это всевластие Бога и очерчивает те границы, в которых творение должно жить и действовать. Если творение выходит за эти рамки, то взаимоотношения между ним и Творцом разрываются. Предписание этих ограничений вовсе не есть произвол, ибо оно необходимо для сохранения порядка и поддержания взаимоотношений.

Провозглашение закона на горе Синай и тот факт, что Бог написал этот закон собственным перстом на каменных скрижалях, является еще одним подтверждением, что принципы закона так же долговечны, как и Сам Бог. Иисус говорил о законе и его вечной значимости во свете взаимоотношений, основанных на любви к Богу и ближнему (Лк. 10:27).

Являясь отражением Божьего характера, «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12) и дана для счастья людей, даже если они не сознают и не понимают этого. Его духовно–нравственные принципы - это не просто запреты, но и всеобъемлющие, универсальные правила, которые гарантируют в случае их соблюдения радостные взаимоотношения с Богом и между людьми. Но нарушение этого закона переводит людей в разряд беззаконников и непокорных мятежников. Следовательно, грех - это не просто нарушение кодекса, но нежелание поддерживать нормальные взаимоотношения с Богом.

Ж. Грех как эгоизм и гордыня

Важная составляющая природы греха - это эгоцентризм и себялюбие. Грех, как это было в случае с Люцифером и нашими прародителями, берет начало в эгоизме. Если любовь к Богу составляет сущность всякой добродетели, если самоотвержение ради избрания Бога и пребывания в Нем является конечной целью жизни, то из этого следует, что любовь к себе, которая вытесняет главенство Бога в жизни, является грехом.

Падение на небе и в Едеме показывает, как эгоистичное желание выйти за границы дозволенного, чтобы стать, как Бог, привело к трагедии греха. На самом деле эгоцентризм можно считать корнем, из которого произрастает остальное зло. Алчность, безнравственность, зависть, высокомерие - все это является следствием незаконной любви к себе. Иисус последовательно призывал к самоотречению и видел в эгоизме нечто противоположное тому, чего Бог ожидает от человека (Лк. 17:33). Также и Павел понимал, что «плотские помышления суть вражда против Бога; ибЪ закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).

По своей сути эгоцентризм - это вражда против Бога, он ставит свое «я» превыше всех других взаимоотношений; следовательно, он не должен играть никакой роли в духовно–нравственной жизни христианина. Поэтому Павел наставляет: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3). Он далее утверждает в Рим. 7, что желание сохранять свое «я» на престоле - это главное препятствие на пути к добру, и только Иисус может устранить его. Эгоизм был важной составляющей в Павловой концепции греха, поэтому он использовал самый сильный богословский язык и призывал распинать свое «я», чтобы христианин мог сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Сила этого аргумента неоспорима: быть эгоцентричным - значит, не быть христоцентричным. Таким образом, спасение рассматривается как решительное переключение внимания со своего «я» на Христа. Что важно в христианском ученичестве - так это повседневный опыт несения креста и распятия себя: «Преобразуетесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2; ср. с Лк. 9:23; Гал. 2:20).

Союзница эгоцентризма - гордыня. Фактически сущность гордыни - искаженное и несоразмерное представление о себе самом, которое побуждает человека пренебрегать зависимостью от Бога и предпринимать разрушительную попытку добиться независимости. Разве не в этом заключалась причина падения Люцифера? (См. Ис. 14:12–15) В свою очередь, сатана заразил Адама и Еву необузданной гордыней и жаждой самостоятельно распоряжаться своей жизнью, и с тех самых пор человеческая природа поражена вирусом гордости (Рим. 1:21–23). Гордость не только Люцифера привела к погибели, но и в наши дни продолжает губить мужчин и женщин, которые могут легко возгордиться и оказаться осужденными с дьяволом (1 Тим. 3:6; ср. со 2 Тим. 2:26). (189)

Гордость прокладывает путь к погибели (Притч. 11:2; 16:18; 29:23). Это состояние, которое ненавистно Богу (Притч. 8:13), и оно включено в перечень пороков, которые исходят изнутри и оскверняют человека (см. Мк. 7:23). С точки зрения Павла, гордость и уверенность в собственной праведности - корень неверия. Он настаивает на том, что в Евангелии нет места хвастовству (Рим. 3:27), что ни у кого нет повода гордиться спасением (1 Кор. 1:26–31; Еф. 2:9) и что истинная любовь свободна от высокомерия и самомнения (1 Кор. 13:4). В действительности гордость настолько греховна, что Бог рассеивает гордых и противится им. В то же время Он благоволит к кротким и возвышает их (см. Притч. 3:34; Лк. 1:51–55; Иак. 4:6; 1 Петр. 5:5).

Это осуждение гордости как греха не должно истолковываться в таком свете, будто надлежащая самооценка и чувство собственного достоинства не имеют места в христианстве. Напротив, заповедь Иисуса «люби ближнего «твоего, как самого себя» (Мф. 19:19) и самооценка Павла: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10) говорят о том, что в чувстве собственного достоинства и уверенности в себе нет ничего противозаконного. Человек должен стремиться к совершенству и самореализации, достигать самых высоких целей. Бог не желает, чтобы Его творения довольствовались посредственными результатами. Но когда человеческое «я» утверждает себя таким образом, чтобы быть независимым от Бога, и ради достижения своих целей попирает ближних, оно переходит дозволенные границы и погружается в грех. Разница между эгоцентризмом и самоотверженностью - это разница между греховной гордостью и благочестивой кротостью.

З. Грех как порабощающая сила

Грех - это не только поступок и принцип, но и порабощающая власть. Он не только разделяет, но и порабощает. Иисус сказал, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Подобно тому как природа плода зависит от природы дерева, наши поступки так же определяются состоянием нашего сердца (Мф. 12:33–35). Греховные поступки - всего лишь внешнее и видимое выражение внутренней болезни, поражающей наши эмоции, помыслы, волю и внутреннюю силу. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Вот эта внутренняя испорченность, внутренняя тяга ко греху как раз и порабощает нас.

В Послании к Римлянам Павел ярко описывает власть и железную хватку греха. Он говорит о царствовании греха (Рим. 5:21). Слово «царствование» происходит от существительного басилеус, что значит «царь». Грех - это царь, а люди - его несчастные подданные. Павел также говорит, что без Христа мы неизбежно становимся «рабами греху» (Рим. 6:6, 7). Как хозяин грех осуществляет свою власть и владычество, царствуя «в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (ст. 12). Порабощающая власть греха настолько смертоносна и могущественна, а воздаяние за него настолько неотвратимо («возмездие за грех - смерть»), что Павел убеждает грешника в том, что его единственное прибежище - принять «дар Божий» - жизнь вечную «во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 23).

Павел придает большое значение порабощающему аспекту греха в человеческой жизни. Образ рабовладельца, привычный во времена Павла, приходит к нему на помощь, когда он персонифицирует силу греха. В Рим. 6 Павел рассуждает о грехе как о силе или правителе. Грех не подвластен нам, и мы не можем какое–то время грешить, а потом перестать по своей воле совершать грех. Апостол считает грех господином, а всех нас - его рабами. Грех - это реальная власть, а мы ее подданные, так что не мы господствуем над грехом, но грех господствует над нами. Как нам освободиться из этого рабства? Своей силой мы этого не сделаем. Спасение в Иисусе: «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления [литрон] многих» (Мф. 20:28; ср. с Мк. 10:45).

Слово литрон указывает на определенную сумму денег, предназначенную для выкупа рабов. Ключевая мысль ясна: порабощающая сила греха так сильно сковала род человеческий, что «Сын Человеческий пришел… чтобы отдать душу Свою» для искупления многих. Здесь не рассматривается вопрос о том, кому был уплачен выкуп; Иисус говорит о чудовищности порабощающей силы греха и цене искупления. Павел высказывает ту же самую мысль в своем рассуждении об искуплении (Рим. 3:24–31; 1 Кор. 1:30; Еф. 1:7, 14; Кол. 1:14). Он стремится показать, что благодаря искупительной смерти Христа был оплачен выкуп за грех, и новое царство праведности теперь вытеснило старое царство греха. Принявшие смерть Иисуса уже не рабы греха (см. Рим. 6:6). Христос положил конец царствованию греха, его порабощающая сила сломлена. Те, кто когда–то был рабом греха, теперь стали Божьими орудиями праведности, и грех не должен над ними господствовать (стихи 13,14).

И. Грех как вина и скверна

Поскольку грех - это индивидуальный поступок, нарушение Закона Божьего, он несет с собой чувство вины и заслуженное наказание. Но поскольку грех - это также принцип, коренящийся в человеческой природе, он предполагает осквернение. Библия говорит об отдельных греховных поступках, в которых человек признается виновным и достойным наказания (Мф. 6:12; Рим. 3:9; Еф. 2:3). Она также говорит о скверне, растлевающей человеческую природу (Иов 14:4; Пс. 50:4,9; Ис. 1:5; Еф. 4:20–22). Эта скверна портит сердце и делает его лукавым более всего (Иер. 17:9), помрачает рассудок (Еф. 4:18), делает мысли греховными и суетными (Быт. 6:5; Рим. 1:21), порождает злоречие (Еф. 4:29), оскверняет разум и совесть (Тит. 1:15) и делает человека мертвым «по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1). Таким представлен плотский человек. Но это не означает, что у человека не может быть здорового воображения, нормальных чувств, чистой речи и трезвого рассудка. Это означает лишь то, что необновленный человек внутренне не способен принять спасительное познание Бога.

К представлению о грехе как о вине и скверне Библия также добавляет нечистоту. Жителям Иерусалима было (190) предложено спасение от «греха и нечистоты» (Зах. 13:1). Все ветхозаветное служение во святилище было связано с очищением от личного и общественного беззакония, нечистоты и скверны, которые имели место в Израиле. В Новом Завете Павел говорит о том, что Бог предал людей «в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:24). И снова апостол говорит о сексуальных грехах как о «нечистоте» и «беззаконии» и призывает вновь крещенных членов Церкви обратиться от этой нечистоты и беззакония к праведности и святости (Рим. 6:19). В 1 Фес. 4:7, 8 он назидает новообращенных: «Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости», и всякий, кто пренебрегает этим и творит нечистые дела, грешит не только против людей, но и против Бога и Святого Духа. Такие слова, как нечистота и беззаконие, указывающие на серьезность греха, оскверняющего как отдельного человека, так и целое общество, подчеркивают, что за грех приходится платить слишком дорого. Грех не только становится причиной разделения между Богом и людьми, но также препятствует процессу примирения и искупления: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7; см. Святилище I. В. 2).

К. Грех как пренебрежение долгом

Библейское представление о грехе включает в себя как злые деяния, так и бездействие. Первый аспект хорошо виден в Быт. 3, где Адам и Ева преднамеренно нарушили явное повеление Бога и восстали против Его воли. Это характерно почти для любого греха: нарушение Божьего закона, враждебное действие против Бога или против ближнего, а также разорванные взаимоотношения. Второй аспект греха - неисполнение долга - показан в Быт. 4. В этой главе описан как грех деянием (убийство Авеля), так и грех бездействием. Слова Каина о том, что он не сторож своему брату (Быт. 4:9), открывают нам грех бездействием, который так часто встречается в истории человечества.

Люди были сотворены для того, чтобы поддерживать братское общение друг с другом, и там, где это общение прерывается греховным деянием или бездействием, царствует грех. Вот почему Бог в свое время заповедал: «О, человек! Сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Иисус в Мф. 25 выразил ту же самую обеспокоенность тем, как люди исполняют свой духовно–нравственный долг по отношению к ближним своим, и предупредил, что невыполнение подобных обязанностей может исключить человека из Его Царства. «Кто разумеет делать добро, - пишет Иаков, - и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Л. Выводы

Согласно Библии, грех должен определяться и пониматься в контексте взаимоотношений между Богом и человеком. От повествования о сотворении мира и грехопадении до простого определения, что «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4), вся Библия характеризует грех как определенное состояние и действие человека против Бога. Из этого основного представления вытекают несколько уточняющих определений:

1. Грех - это восстание против Бога. Хотя Бог сотворил людей свободными, они не были абсолютно независимыми, и вовсе не предполагалось, что они будут строить свою судьбу независимо от Бога. Люди были сотворены для доверительных взаимоотношений и общения со своим Творцом и послушания установленным Им нормам. Когда Адам и Ева восстали против открытой им воли Божьей, грех вошел в наш мир. Грех - это в первую очередь противопоставление своей воли воле Божьей (Втор. 9:7; Ис. 1:2; Рим. 8:7).

2. Грех - это разрушенные взаимоотношения. Грех разлучает людей с Богом и будучи состоянием, и будучи поступком. Он становится причиной разрыва фундаментальных отношений, которые, по замыслу Бога, должны были стать благословением для Его творений. Эти отношения включают в себя общение внутри человеческого общества, а также правильное осмысление собственной’ роли. Грех - это разрыв всех взаимоотношений: вертикальных, горизонтальных и внутренних (Быт. 4:8–10; Ис. 53:6; 59:2; Иер. 17:9; Рим. 7:5–10).

3. Грех - это состояние всего человеческого естества. Он устраивает себе обитель в человеческом сердце и управляет интеллектуальным, эмоциональным, физическим и духовным измерениями человеческой жизни. Удивительные способности, которыми Творец одарил человека, оказались во власти греха, и этот грех царствует в человеческом сердце, толкая человека на греховные поступки (Мф. 15:19; Рим. 7:15–20; 8:2, 6).

4. Грех - это особое проявление зла, не соответствующее Божьим нормам. Оно подразумевает конкретные действия, совершаемые по человеческому изволению и являющиеся нарушением Божьей воли и закона. Эти поступки могут быть направлены против Бога как личности и против ближних. Эти поступки вызваны грехом, царствующим в сердце, и являются его внешним проявлением (Лев. 5:5, 16; Пс. 50:6; Гал. 5:19–21).

5. Грех - это несоответствие Божьим ожиданиям. Люди были сотворены детьми Бога, а этот статус предполагает жизнь в соответствии с Божьим идеалом. Но грех увел людей от того нравственного, духовного и общественного эталона, который Бог для них установил (Ис. 1:2; Рим. 3:23; 1 Кор. 11:7).

6. Грех есть беззаконие. Это нарушение Божьего закона, абсолютно ясно изложенного для Адама и Евы, а затем данного человечеству как единое целое в виде Десяти Заповедей, которые образуют сердцевину нравственного закона и являются выражением Божественного характера (Лк. 10:27; Рим. 5:13; 2 Фес. 2:7, 8; 1 Ин. 3:4).

7. Грех - это эгоизм и гордыня. Он уходит корнями в своекорыстное стремление Люцифера и наших прародителей стать, как Бог. Любое самоутверждение, отрицающее принадлежность к творению и зависимость от Бога, побуждающее разумное существо стремиться к равенству с Богом, есть грех. Эгоцентризм - это вражда против Бога, выражающаяся в гордыне и самомнении (Притч. 11:2; 16:18; Лк. 17:33; Рим. 1:21–23; 3:27; 8:7; Гал. 2:20; Флп. 2:3; 1 Тим. 3:6; Иак. 4:6). (191)

8. Грех - это порабощающая сила. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Рабство и власть греха делают грешников настолько беспомощными и отчужденными от праведности, что они не могут сами освободиться от тирании и господства греха до тех пор, пока не придут ко Христу, разрушившему порабощающую силу греха и предлагающему искупление тем, кто находится в Его власти (Мф. 20:28; Мк. 10:45; Рим. 3:24–31; 6:6, 7; 1 Кор. 1:30; Еф. 1:7, 14).

9. Грех - это вина и скверна. Как отдельный поступок грех несет вину и наказание, но как принцип, господствующий в сердце, грех означает осквернение. Будучи мерзким и нечистым, грех оскверняет всю личность и характер человека, и только кровь Иисуса может очистить нас от всякого греха (Быт. 6:5; Пс. 50:4, 9; Ис. 1:5; Зах. 13:1; Мф. 6:12; Рим. 1:21, 24; 3:9; Еф. 2:3; 4:20–22; 1 Ин. 1:7; см. Человек П. Б. 3–5; Спасение I. Д).

Прот. Димитрий Смирнов: Тут можно предложить разные толкования. Например, апостол Павел, наблюдая за своей душой, говорил: «То, что не люблю, делаю, а того, что люблю, не делаю» (Рим. 7, 15) . В этом он углядел некий закон греха, который в нас действует. В силу того, что мы в Адаме все отпали от Бога, в нас стали действовать эти разрушительные силы. Как следствие, которое явилось действительно законом смерти. Если бы человек не отпал от Бога, он бы так и жил вечно. А вот этот закон смерти, следствие греха, действует и в нас.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь подразумевается закон, под который человек подпал, отпав от Бога.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Закон как следствие грехопадения, то есть законное следствие. Иногда человек понимает изгнание из Рая как наказание. Но это не наказание, это уже следствие. Когда человек, допустим, ходит по карнизу высотного дома, а потом срывается, это не наказание, это следствие его безумия. Адам и Ева совершили безумный поступок – усомнились в благости, в правоте Божией. И у этого безумия есть естественное следствие: после таких мыслей, которые пришли от дьявола, человек воспринял дьявольское руководство своей жизнью. В таком состоянии, руководимый дьяволом, человек не может находиться в Раю. Он подчинился другому закону, противоположному.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну а возможно ли как-то человеку изменить неизбежное следствие своих поступков?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Через Святое Крещение и воссоединение – через Церковь – с истинной виноградной лозой, которая есть Христос (Ин. 15,1) . Тогда он входит вратами в область спасения и начинает свой подвиг. Всей своей жизнью земной, этим кусочком маленьким, он должен засвидетельствовать Богу свою любовь, которая будет выражаться в верности: «аще кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14, 15) .

Прот. Александр Березовский: И через соблюдение заповедей человек возвращается к Закону Христову, Закону Божию.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. В нём действовал соблазн, слово от дьявола, он ему поддался. Теперь нужно это преодолеть уже сознательно, зная, какие последствия в результате этого явились. Уверовав во Христа, Который есть наш Спаситель. Он должен всей своей жизнью предпочесть Христа Спасителя и засвидетельствовать это. В отдельных случаях – до смерти. Поэтому тот, кто смертью засвидетельствовал истину Христову, так и называется – свидетелем. Греческое «martyros», что в русской традиции переводится как «мученик», на самом деле «свидетель», человек, который засвидетельствовал свою верность Христу.

Доп. ответ от о. Димитрия:


...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Свт. Иоанн Златоуст

Видишь ли, что здесь идет речь о смерти телесной? Следовательно и о воскресении телесном. Если (тела) не воскреснут, то как будет поглощена смерть? И еще: каким образом сила греха закон? Что жало смерти – грех, который даже тяжелее ее, и что в нем она имеет силу, это известно; а как силу греха составляет закон? Без закона грех был слаб; он был совершаем, но не мог так подвергать осуждению, потому что зло (до закона) хотя существовало, но не обнаруживалось с такой ясностью. Потому закон немало содействовал, как большему познанию греха, так и увеличению наказания. Если же он, имея целью ограничить грех, сделал его более тяжким, то вина лежит не на враче, а на том, кто худо пользовался врачеством. Так и пришествие Христово послужило большим бременем для иудеев; но мы не обвиняем его за это, а напротив еще удивляемся ему, и тем более осуждаем их, что они получили вред от того, от чего следовало получить пользу. Что не сам (закон) сообщил силу греху, (видно из того, что) Христос исполнил все, и однако был чужд греха. Смотри, как и через это (апостол) доказывает воскресение: если грех есть причина смерти, а Христос, придя, разрушил грех и нас избавил от него через крещение, с грехом же прекратил и закон, в нарушении которого состоит грех, то как после этого сомневаться в воскресении? Чем теперь будет сильна смерть? Законом? Но он прекращен. Грехом? Но он разрушен.

Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Жало же смерти – грех; а сила греха – закон

Крещение упраздняет жало смерти. Ибо ты нисходишь в воду, нося грехи. Но призывание благодати, запечатлевшее душу, не дает страшному дракону поглотить тебя. Нисходя мертвым во грехах, ты восстаешь оживотворенным правдой.

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Феофан Затворник

Жало же смерти, грех; сила же греха, закон

Чрез грех вошла смерть. Были мы поставлены в раю на бессмертную жизнь. Согрешили, и осуждены на смерть. Грех ужалил нас на смерть; он есть смертное, смертельное жало. Истина сия осязательно испытывается грешащими: и душу, и тело расстраивает и поражает грех, душу во всех ее способностях, тело в корне жизни; жизнь от него становится вялою. Сила греха закон . От чего? – От действия совести. Совесть Бог всадил в душу нашу, как руководящую, а потом как судящую, осуждающую и карающую силу Свою. К ней идет то, что говорится о слове Божием: проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов . Это и бывает, когда, вооруженная словом Божиим, изрекающим закон, она находит человека преступником закона. Она действует в это время, как разъедающая и разлагающая какая стихия. Вот чем грех оказывается столько сильным, что причиняет смерть. Закон проясняет совесть; им просветленная, она зорче смотрит за деяниями человека, и не дает ему покоя, коль скоро он является нарушителем закона; а чрез это возмущает жизнь и души, и тела и, расстраивая ее, ведет к смерти. Быть же сему так положил Бог. Совесть исполняет закон правды Божией.

С какою целию приложил сии слова Апостол? Не продолжает ли он вопрос: Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? Где жало смерти, то есть грех? И где сила греха – закон? Ибо тогда ни греха не будет, ни закона, потому что будет царствовать правда вечная и святость всесовершенная. Ничто не мешает и так взглянуть на дело. Но прямее, может быть, будет положить так: переносясь мыслию в созерцание преславного состояния по воскресении, когда всюду будет преизобиловать радость жизни, он восхитился тем состоянием и воззвал: где ти, смерте, жало? Но тотчас же припомнил, что то состояние еще впереди, хотя несомненно верно; мы же еще на пути к нему должны исполнять условие, чтобы, вступив в область бессмертия, начать вкушать блаженство, а не мучение. При этой мысли жало смерти навело его на грех, а отсюда родилось побуждение напомнить всем: торжествуя над смертию, пойте: где ти, смерте, жало? но не забывайте, что жало смерти – грех. Для нас пока торжество над смертию есть победа над грехом в себе самих. Воодушевляйтесь же на такую победу, чтобы потом на радость, а не на ужасы вступить, и в состояние торжества над смертию. Жало смерти – грех: сила же разрушительная греха от того, что он есть нарушение закона, за которое правда Божия караетчрез совесть и отнимает или умаляет жизнь. Будьте же стражами закона и верными исполнителями всех его велений! Это прямой путь к торжеству над смертию.

С таким пониманием связи означенных слов, в прямом согласии стоят и следующее благодарение, и дальнейшее еще увещание (в стихе ).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Жало же греха закон , который возложен был на Адама и его потомство в самом раю (Быт. 2:16- .

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Максим Исповедник

Жало же смерти - грех; а сила греха - закон

Смерть собственно есть отдаление от Бога; жало же смерти - грех , которое Адам, прияв в себя, стал в одно время изгнан и от древа жизни, и от рая, и от Бога, за тем необходимо следовала и телесная смерть. Жизнь же собственно есть Тот, Кто сказал: Аз есмь живот (Иоан. 14, 6) . Сей, быв в смерти, паки возвел в жизнь мертвенного.

Главы о любви.

Прп. Нил Синайский

Жало же смерти - грех; а сила греха - закон

Честная душа твоя спрашивает меня, что значит написанное Апостолом: «Сила греха , закон Моисеев» (1 Кор. 15:56) ? Не то, будто бы Божественный закон служит причиною падений, как худо понимали иные невежды, и не то, будто бы закон придает силу греху. Да не будет сего! Скорее же свойственно ему пресекать или и уничтожать грехи. Напротив того, после сильного обличения в нелепости поступающих худо и по обнаружении того, что именно непристойно, Апостол заграждает бесстыдные уста иудеям, которые до безумия непрестанно величались Божественными письменами, но в то же время небоязненно совершали всякий грех и нарушением закона бесчестили Законодателя. Ибо Божественный Апостол обыкновенно сие и подобное сему говорит в лицо хвалящимся и гордящимся законом.

Письма на разные темы. Монаху Ермолаю.

Блаж. Августин

Жало же смерти - грех; а сила греха - закон

Многие желания больного здоровье устраняет. Точно таким же образом, как здоровье устраняет подобные желания, бессмертие устраняет все другие, поскольку бессмертие и есть наше здоровье.

Проповеди.

Тогда мы не только не будем подчиняться желанию греха, но не будет вовсе таких желаний, которым теперь нам повелевается не уступать.

Послания.

Жало же смерти - грех, а сила греха - закон , говорит апостол. И это совершенно справедливо. Ибо через запрещение усиливается стремление к недозволенному действию, когда не настолько любят правду, чтобы любовью к ней побеждалось желание грешить. А чтобы истинная правда была любима и чтобы привлекала к себе, для этого нужно содействие божественной благодати.

О граде Божием.

Не следует удивляться тому, что человеческая слабость добавила злу силу от доброго закона, потому что, исполняя закон, она полагалась на собственную силу.

О воздержании.

Почему же сила греха - закон , если закон добр (1 Тим. 1:8) ? Потому что закон посредством добра привел в действие смерть, чтобы греховность преисполнилась, то есть обрела большую силу через преступление закона. Почему мы умерли для греха телом Христовым, если закон добр? Потому что мы умерли для осуждения законом, ибо освободились от того, что закон наказывает и осуждает… Итак, одно и то же правило является законом для тех, кто его боится, и благодатью для тех, кто его любит.

О различных вопросах.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Жало же смерти - грех

Ибо чрез него она получила силу, пользуясь им как бы оружием каким и жалом. Ибо как сам скорпион есть небольшое животное, а в жале имеет силу, так и смерть получила силу чрез грех, а иначе она была бы недейственна. Это видно и на примере Самого Господа, так как смерть не нашла в Нем греха, то и осталась без действия над Ним.

А сила греха - закон

Почему? Потому что, когда не было закона, мы грешили по незнанию, и подлежали не такому строгому осуждению, а когда закон обнаружил грех, он подверг нас большому осуждению, так как мы знаем и грешим, и сделал его сильным, не по естеству его, но по причине беспечности нашей, так как мы не воспользовались, как следовало, законом, как лекарством, о чем пространнее и больше сказано в Послании к Римлянам. Итак, человек, не сомневайся в воскресении. Ты видишь, что и грех, который был оружием смерти, разрушен, и закон, который случайно стал силой греха, упразднен. Когда смерть обезоружена, очевидно, она уже не имеет силы.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Фульгенций Руспийский

Жало же смерти - грех; а сила греха - закон

Этим жалом первый человек смертельно ранил себя, так что смерть распространилась и на его потомство.

О воплощении Сына Божьего.

Феодор Мопсуестийский

Жало же смерти - грех; а сила греха - закон

Апостол называет здесь законом или вообще закон, заложенный в природе, или установленный [в частности, закон Моисея]. Ибо он хочет сказать, что тогда вместе со смертью и грех разрушается, и всякий закон упраздняется, поскольку, став нетленными, нас будет окормлять благодать Духа.

Фрагменты.