Фомин валерий константинович ржд. Екатеринбургская колея вывела следствие на начальника забайкальской железной дороги

Начальник Забайкальской железной дороги задержан по подозрению в получении взятки - автомобиля «Toyota Land Cruiser 100» стоимостью около 1,8 миллионов рублей. Однако корреспондентам ЗабТВ удалось разыскать бывших коллег Валерия Фомина, которые рассказали, что начальник работал и с куда большими суммами.

Екатерина Гаврилова, корреспондент:

Обыски и выемка документов в рабочем кабинете начальника Забайкальской железной дороги и параллельно в его коттедже начались утром 19 октября 2016 года. Правоохранители изъяли крупную сумму денег и необходимые для следствия документы. Из неофициального источника известно, что «отрабатывали» Валерия Фомина около года, прежде чем предъявить ему обвинения в коммерческом подкупе.

Антон Рудик, руководитель Забайкальского следственного отдела на транспорте Восточно- Сибирского СУ СК РФ:

«Установлено, что в 2015 году начальник Забайкальской железной дороги получил в качестве коммерческого подкупа автомобиль «Toyota Land Cruiser 100», стоимостью 1 875 000 рублей за покровительство предпринимательской деятельности одной из транспортных компаний, а также за содействие в заключение договора на осуществление транспортных услуг предоставляемых Забайкальской железной дороге».

Чтобы не скрылся от суда и следствия, - в этот же день Центральный суд Читы арестовал Фомина. Его освобождения пытались добиться адвокаты, а их у него, кстати говоря, сразу четыре, предложив залог в три миллиона рублей.

Известно, что родился Фомин в Свердловской области, где с 2006 года занимал должность первого заместителя начальника железной дороги. В мае 2013 года президент РЖД Владимир Якунин представил его в Чите как нового руководителя Забайкальской ЖД, седьмого по счету.

Нам удалось связаться по телефону с одним из бывших работников ЗабЖД, который рассказал, что начальник с момента своего назначения, стал сразу жить на широкую ногу. Из соображения безопасности, имя этого работникам мы не называем.

Расшифровка телефонной записи:

«Валерий Фомиин, буквально, сразу же стал собирать вокруг себя своих родственников, знакомых. Первым делом – он устроил на работу своего 24-летнего сына – Дениса. Его карьера сразу пошла в гору. Через два месяца молодой человек стал заместителем начальника дирекции социальной сферы. Хотя, на самом деле, это видели все сотрудники, на работе он не появлялся по нескольку дней. Устроил помощником и знакомую Кангаш, которая ранее вообще работала в Свердловске в салоне красоты у жены Фомина, а тут без образования залезла в железную дорогу. Фомин тратил деньги направо и налево. Это уголовное дело лишь повод задержать его. На самом деле, речь идет о гигантских махинациях. Все видели это и молчали. Никто не хотел быть съеденным системой».

На сегодня уже изъято огромное количество документации, которая ляжет в основу обвинения. Через своих адвокатов, фигурант уголовного дела уже заявил о своей невиновности. Впрочем, следствие настроено решительно и в случае, если вина будет доказана, - начальнику Забайкальской железной дороги грозит лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа».

Екатерина Гаврилова, Максим Лобачев, Евгений Погорелый

Уголовное дело бывшего начальника Забайкальской железной дороги Валерия Фомина стало своего рода фигурой умолчания и для РЖД, и для следствия. Видимо, и тем, и другим есть то, что не хотелось бы афишировать. Тем не менее суд над руководителем одной из крупнейших ж/д магистралей страны нельзя утаить от прессы. Краевая газета «Забайкальский рабочий» собрала всю имеющуюся информацию о деле. Правда, с публикацией материала тоже было не всё гладко. Текст первоначально появился на сайте издания 20 декабря, но исчез через несколько часов. И только 27 декабря вернулся на сайт. Почему материал был снят и что происходило в течение недели – можно только догадываться. Ниже приводим «Дорожное дело №1» с сайта издания.

Что известно о громком деле экс-начальника ЗабЖД сегодня

Больше года назад, а точнее 19 октября 2016 года, в своем служебном кабинете был задержан начальник Забайкальской железной дороги Валерий Фомин.

Расследование этого громкого даже по федеральным меркам уголовного дела и начавшийся недавно судебный процесс шли в режиме практически полного информационного молчания. Последний официальный пресс-релиз по делу датирован 21 сентября текущего года, до него силовики молчали почти полгода.

«Забайкальский рабочий» решил собрать воедино всё, что на сегодняшний день известно об этом громком и неоднозначном деле.

В чём обвиняют?

Обвинительное заключение по делу теперь уже бывшего начальника Забайкальской железной дороги насчитывает более 700 листов. Кроме самого Фомина по делу проходит его сын и еще один обвиняемый.

Следствие насчитало Валерию Фомину девять эпизодов по четырем статьям Уголовного кодекса – злоупотребление полномочиями (ст.201), коммерческий подкуп (ст.204), мошенничество (ст.159) и незаконное хранение оружия (ст.222).

Фактически все дело строится вокруг внедорожника Toyota Land Cruiser 100.

«По версии следствия, в июле 2015 года начальник ЗабЖД через посредника незаконно получил автомобиль стоимостью более 1,8 миллиона рублей в качестве подарка за заключение с фирмой договора на обслуживание и общее покровительство ей», - говорится в сентябрьском пресс-релизе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте.

В открытых источниках нетрудно найти, что компания, о которой идет речь, называется ООО «РесурсТранс». Ее центральный офис находится в Москве. Занимается фирма оказанием транспортных услуг. Клиентами «РесурсТранса» являются несколько железных дорог России, в том числе и Забайкальская.

Кроме того, следствие считает, что Фомин в 2013 и 2015 годах незаконно устроил своего сына на одну из должностей на ЗабЖД, зная, что тот фактически не будет выполнять свои обязанности. В результате сын обвиняемого три года получал заработную плату. По версии следствия сумма составила более 5 млн. рублей. Следователи также считают, что Фомин в личных целях использовал служебно-технический вагон, причинив этим ущерб в 800 тыс. рублей. Помимо этого, при обыске в доме бывшего начальника ЗабЖД найдены оружие и боеприпасы. Правоохранители также считают, что в 2015-2016 годах сын и второй обвиняемый пять раз съездили в Екатеринбург и Монголию в личных целях, оформляя поездки как командировки и получив около 700 тыс. рублей на командировочные расходы.

Мнение следствия

Цитировать постановление о привлечении Фомина в качестве обвиняемого, которое подписал старший следователь Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Максим Коктышев, значит, собственноручно потоптаться по авторитету русского литературного языка. Но не привести выдержку из этого замечательного документа было бы неправильным.

«Фомин В.К., осознавая общественную опасность своих действий, посягающих на интересы службы в коммерческой организации ОАО «РЖД», предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий … ввиду ненадлежащего исполнения ООО «РесурсТранс» условий планируемого к заключению договора оказания автотранспортных услуг, что приведет к множественным срывам запланированных структурными подразделениями Забайкальской ж/д – филиала ОАО «РЖД» и территориальными подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД» работ… и сознательно допуская возможность наступления негативных для Забайкальской ж/д последствий…предложил передать ему автомобиль Toyota Land Cruiser 100 для его последующего использования в личных целях», - весьма казуистично говорится в следственном постановлении. В переводе с юридического на понятный русский логика следствия выглядит следующим образом. Фомин пообещал компании «РесурсТранс» всячески лоббировать ее интересы и прикрывать возможные нарушения договорных обязательств, а взамен потребовал подарить ему престижный внедорожник.

Слово адвоката

Адвокат Ирина Алабужева, представляющая интересы Валерия Фомина, последовательно опровергает все претензии со стороны следствия.

Изучение информации, которая находится в свободном доступе, показывает, что контракт, который был заключен между Забайкальской железной дорогой и ООО «РесурсТранс», был разработан и размещен на сайте компании «РЖД», а не ЗабЖД. Мог ли Фомин диктовать условия заключения контракта центральному аппарату ОАО «РЖД»? Сторона защиты настаивает на том, что, конечно, не мог. Тот факт, что контракт был заключен по распоряжению президента «РЖД» именно Фоминым по доверенности от главы компании, ни одна из сторон судебного процесса не оспаривает. В судебных заседаниях также установлено, что контракт с ООО «РесурсТранс» и в настоящее время является действующим, его успешно исполняют стороны договора, и вопрос о его расторжении не встает. Напрашивается вопрос: а мог ли он ослушаться и не заключать контракт? Мы полагаем, что не мог. Тогда за что могла заплатить компания «РесурсТранс», и платила ли она вообще? Это сейчас и пытается выяснить суд, - говорит Ирина Алабужева.

Ей вторит и высокопоставленный сотрудник ЗабЖД (фамилия есть в редакции – авт.): «Насколько я знаю, джип он покупал на личные деньги, а люди «РесурсТранса» просто помогли найти покупателя. Начальник железной дороги - человек весьма не бедный. Смысла ему брать в качестве взятки машину за 1,8 миллиона, если у него официальная зарплата в два раза больше, нет никакого».

Основной свидетель

При обыске дома у Фомина действительно было изъято несколько охотничьих ружей, однако в ходе следствия было установлено, что все оружие принадлежит сыну и самому Фомину на законных основаниях. Сын Фомина на момент ареста экс-начальника ЗабЖД проживал вместе с отцом, а следовательно, хранил свое оружие в месте проживания, как предписывает закон.

Эпизод с использованием командировок в личных целях адвокат называет абсурдным: в деле есть документы, подтверждающие, что командировки были вполне реальными с решением вполне конкретных задач.

Мнения по поводу того, формально ли был трудоустроен сын Фомина или нет, в ходе суда разделились. Часть свидетелей в пику официальной позиции следствия заявили, что неоднократно общались по работе с Денисом Фоминым, который в 2013-2015 годах был заместителем начальника службы административно-хозяйственного центра ЗабЖД, что косвенно доказывает, что он там все-таки работал.

По мнению защиты, примечательным является тот факт, что все свидетели по делу дают разные показания в суде и на следствии. В суде свидетели ведут себя достаточно спокойно и в свободном рассказе указывают именно им известные вещи, совсем не употребляя тех фраз, которыми пестрят протоколы допросов этих же свидетелей. Это может свидетельствовать, что люди говорят правду.

Ключевым рубежом защиты являются показания одного из основных свидетелей по делу. Бывший работник ЗабЖД (данные есть в редакции – авт.) сообщил суду, что дал изобличающие Фомина показания под давлением органов следствия. После такого натиска, утверждает свидетель, у него начались проблемы со здоровьем. Копия заявления свидетеля о фактах давления, которые имели место быть, направленного на имя главы СКР Александра Бастрыкина, имеется в распоряжении «ЗР».

Еще один примечательный момент – Фомин юридически продолжает являться сотрудником железнодорожного ведомства. После ареста он по личному заявлению был переведен с поста начальника ЗабЖД на должность главного инженера одного из структурных подразделений дороги. Это подтверждают два информированных источника. Таким образом, почти очевидно, что почти родная за 30 лет работы для Фомина структура не стала делать скоропалительных выводов, а решила дождаться решения суда для принятия каких-либо решений.

«Забайкальский рабочий» намерен следить за развитием событий вокруг этого громкого дела.

«Биография»

Фомин Валерий Константинович родился 7 сентября 1961 года в городе Кушва Свердловской области.

Образование

В 1983 году окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», кандидат технических наук.

В 2008 году прошел переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в 2010–2011 гг. – обучение в Корпоративном университете ОАО «РЖД».

Деятельность

С 1999 года работал начальником отдела перевозок, первым заместителем начальника Сургутского отделения, начальником Тюменского отделения, заместителем начальника дороги – начальником пассажирской службы, заместителем начальника дороги – главным ревизором по безопасности движения поездов. С 2006 года занимал должность первого заместителя начальника Свердловской железной дороги.

В мае 2013 года президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин представил Валерия Фомина в Чите как нового руководителя Забайкальской железной дороги. Фомин занял этот пост после Сергея Иванова, перешедшего на другую должность в Москве.

«Связи / Партнеры»

— Российский государственный деятель и управленец. Президент ОАО «Российские железные дороги» с 20 августа 2015 года. Первый заместитель министра транспорта Российской Федерации (2015); заместитель министра транспорта Российской Федерации (2009-2015); руководитель Федерального дорожного агентства (2004-2009). Кандидат экономических наук (2005), Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса (6 августа 2011 года)

— Российский управленец и общественный деятель, бывший президент ОАО Российские железные дороги (2005-2015). Действительный государственный советник I класса. В прошлом занимал посты заместителя министра транспорта Российской Федерации и путей сообщения Российской Федерации. Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации с апреля 2014 года

«Новости»

Экс-начальник Забайкальской железной дороги получил шесть лет колонии

Бывшего начальника Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) Валерия Фомина приговорили к шести годам колонии общего режима. Об этом говорится в сообщении Следственного комитета. Также Фомин приговорен к штрафу в 900 тыс. руб. и лишен права занимать руководящие должности.

Начальника Забайкальской железной дороги арестовали по делу о подкупе

Начальник Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) Валерий Фомин арестован по обвинению в коммерческом подкупе. Об этом ТАСС сообщила пресс-секретарь Центрального районного суда Читы Виктория Михайлюк.

«Фомин арестован по п.«в» ч.4 ст.204 УК РФ (коммерческий подкуп в особо крупном размере). Суд принял решение заключить его под стражу, так как он может скрыться от суда и следствия, а также поскольку он обвиняется в особо тяжком коррупционном преступлении», - сказала пресс-секретарь краевого суда.

ЗабЖД готова сотрудничать со следствием по делу своего начальника

Забайкальская железная дорога по запросу следствия может предоставить все необходимые документы для проведения следственных мероприятий, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ЗабЖД. Представители железной дороги выразили полную готовность сотрудничать со следствием по делу своего арестованного начальника Валерия Фомина.

Бывший управленец с СвЖД арестован по делу о коррупции

Екатеринбург, Октябрь 24 (Новый День, Елена Сычева) – Бывший первый замначальника Свердловской железной дороги Валерий Фомин арестован на два месяца по делу о коррупции. В материалах «уголовки» фигурирует автомобиль стоимостью 1,87 млн рублей.

Уголовное дело было возбуждено по п.«в» ч. 4 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп в особо крупном размере». Главным фигурантом является начальник Забайкальской железной дороги, ранее занимавший пост первого замначальника СвЖД Валерий Фомин. В отношении него суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца. «Суд принял решение заключить его под стражу, так как он может скрыться от суда и следствия, а также поскольку он обвиняется в особо тяжком коррупционном преступлении», – цитирует РБК пресс-службу Центрального районного суда Читы.

В КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНИКА ЗАБЖД ПРОШЕЛ ОБЫСК

Сотрудники следственного комитета и управления ФСБ России утром 19 октября провели обыск в служебных помещениях, занимаемых начальником управления Забайкальской железной дороги Валерием Фоминым. В том числе обыск проходил и в кабинете руководителя, пишет ИА «Чита.Ру».

«Сотрудники следственного комитета и управления ФСБ провели обыски. Причина и результаты неизвестны», - сообщил первый источник изданию. Второй источник в правоохранительных органах отметил, что обыски прошли по делу о взятке и коммерческом подкупе.

РЖД передаст Приамурью дома культуры и другие объекты в Магдагачах и Свободном

Объекты культуры в Свободном и Магдагачах перейдут в муниципальную собственность. Об этом губернатор Александр Козлов договорился на рабочей встрече с руководителем ЗабЖД Валерием Фоминым.

Юрист по трудовым спорам: если увольняют по надуманным обвинениям, то спор решается в суде

Алесандр Марков половину жизни отдал работе на железной дороге. В его личном деле только грамоты, поощрения и благодарности. Даже сам руководитель ведомства отметил его работу. Последняя должность мужчины: руководитель административно-хозяйственного центра по Забайкальской железной дороге. Проблемы в безупречной карьере начались в тот момент, когда начальник местного отделения РЖД Валерий Фомин решил устроить своего сына Дениса заместителем Маркова. Молодой человек, благодаря папе, очень быстро продвигался по служебной лестнице: инженер, через два дня - уже ведущий инженер, а через два месяца - замначальника дирекции социальной сферы.

Следствие подозревает Валерия Фомина в коммерческом подкупе

В Чите арестован начальник Забайкальской железной дороги Валерий Фомин – следствие подозревает, что несколько лет назад он принял в подарок дорогой автомобиль. По мнению некоторых экспертов, шумное дело вполне могли затеять для того, чтобы сместить начальника со своей должности. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».

В субботу, 22 октября, в Чите был заключен под стражу начальник управления Забайкальской железной дороги Валерий Фомин. Как стало известно «ФедералПресс», железнодорожника подозревают в коммерческом подкупе. Центральный районный суд Читы принял решение арестовать Валерия Фомина на два месяца.

История начиналась так. В среду местные средства массовой информации облетела новость, что в офис управления ЗабЖД нагрянули оперативники. Обыск проводился в том числе и в кабинете главы управления. Никаких комментариев силовые структуры не давали, но в прессу просочилась информация, что следственные действия связаны с некими взятками и коммерческим подкупом.

Через три дня Валерий Фомин был арестован. Как пояснила представитель Забайкальского краевого суда Виктория Михайлюк, решение об аресте было принято в связи с опасениями, что начальник железной дороги может скрыться от следствия.

По данным пресс-службы ЗабЖД, в качестве главы отделения Валерий Фомин был представлен в мае 2013 года тогдашним президентом ОАО РЖД Владимиром Якуниным. В официальном сообщении говорилось, что Валерий Фомин до нового назначения несколько лет трудился на посту первого заместителя начальника Свердловской железной дороги.

Представляя руководству края нового руководителя ЗабЖД, Владимир Якунин заявил, что «перед новым начальником дороги стоит задача обеспечения безаварийной работы магистрали и развития ее пропускных способностей». Валерий Фомин руководил дорогой три года и пять месяцев – пока его не арестовали.

На момент написания материала в разделе Забайкальской железной дороге на сайте РЖД работала ссылка на страницу «Общественной приемной главы дороги В. К. Фомина» с его фотопортретом.

Сразу же после появления новости о надетых на железнодорожника наручниках сайт «Забмедиа» сообщил, что дело по обвинению начальника ЗабЖД было возбуждено по результатам его работы в Екатеринбурге. По сведениям «ФедералПресс», речь идет о подарке, который Валерий Фомин якобы получил, находясь в статусе замначальника СвЖД. Это может быть автомобиль премиум-класса стоимостью чуть менее двух миллионов рублей.

Бывший высокопоставленный сотрудник Свердловской железной дороги заявил «ФедералПресс», что в рабочей биографии Фомина вполне может быть и коррупционный эпизод.

«Для руководителей такого уровня это вполне нормально и встречается часто, – на условиях анонимности заявил источник. – Ну, потому что разные вопросы приходится решать. В том числе нестандартные и нестандартными методами: результат ведь требуют на самом верху. Я хорошо знаю Валеру – он крепкий профессионал и трудяга, для него результат главное. Мог оступиться – не удивлюсь».

Он вспоминает, что когда три года назад Валерия Фомина назначили в Читу руководить Забайкальской ЖД, дорога была в кризисном состоянии:

«До него никто не мог разгрести это г...о. Иначе тогдашнюю ситуацию там не назвать. Вообще, внутри РЖД Забайкальскую дорогу называют «дорога-могила». Туда ссылают. Оттуда либо больше никуда не назначают, либо на пенсию. Ну, или в тюрьму».

Кстати, незадолго до переезда Валерия Фомина из Екатеринбурга, у него серьезно испортились отношения с Александром Мишариным – тоже железнодорожником, бывшим тогда губернатором Свердловской области. Настолько, что во время одного из публичных мероприятий Мишарин «спровадил» Фомина из региона. Губернатор тогда сказал, что того назначили на Южно-Уральскую дорогу. Правда, заявление это не подтвердилось. Считается, что тогда железнодорожные чиновники на Среднем Урале не сработались с командой нынешнего начальника СвЖД Алексея Миронова – те якобы портили региону экономические показатели в части грузовых перевозок и не хотели конструктивного диалога.

По словам источника «ФедералПресс», недавно Забайкальская ЖД впервые за многие годы получила от РЖД солидный по меркам Читы бюджет развития – более 100 млрд рублей.

«Первое, что приходит на ум, – человек наладил работу, обеспечил выделение крайне необходимых денег. Все – после этого на его место можно ставить другого. Более лояльного, например. Ведь не вчера стало известно о подарке, который получил Валерий Фомин. Просто долгое время на это не обращали внимания – пока не понадобилось это кому-то», – уверен железнодорожник.

Самое интересное, что начальника ЗабЖД Валерия Фомина, похоже, могут не посадить, а просто оштрафовать и запретить занимать руководящие должности – по крайней мере, такие санкции предусмотрены инкриминируемой ему статьей УК.

Справка «ФедералПресс»:

Валерий Фомин родился в 1961 году в Кушве Свердловской области, в 1983 году окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», кандидат технических наук. В 2008 году прошел переподготовку в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, в 2010–2011 годах обучался в Корпоративном университете РЖД.

С 1999 года работал начальником отдела перевозок, первым заместителем начальника Сургутского отделения, начальником Тюменского отделения, начальником пассажирской службы, главным ревизором по безопасности движения поездов. С 2006 года занимал должность первого заместителя начальника Свердловской железной дороги. В 2013 году назначен руководителем Забайкальской железной дороги.

Бросивший тень на имидж Российских железных дорог топ-менеджер Валерий Фомин, три года возглавлявший забайкальский филиал компании, остаётся за решёткой – спустя полтора года после его ареста Центральный районный суд Читы 3 мая вынес приговор: 6 лет колонии общего режима с конфискацией автомобиля Toyota Land Cruiser 100, штрафом 900 тысяч рублей и запретом занимать руководящие должности в течение 3 лет.

Валерий Фомин родился 7 сентября 1961 года в городе Кушва Свердловской области. Окончил в 1983 году Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте». Кандидат технических наук.

С 1983 года работал на Свердловской железной дороге: регулировщик скорости движения вагонов, начальник отдела перевозок, первый заместитель начальника Сургутского отделения, начальник Тюменского отделения, заместитель начальника дороги - начальник пассажирской службы, заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов, с июля 2006 года - первый заместитель начальника дороги. В апреле 2007 года временно исполнял обязанности начальника дороги. С 12 мая 2013 года — начальник Забайкальской железной дороги. 21 октября 2016 года в Чите по подозрению в коммерческом подкупе.

Это не худший итог для Фомина, ведь гособвинитель просил назначить бывшему начальнику ЗабЖД 14 лет колонии и общий штраф около 20 миллионов рублей, из которых 18,7 миллиона – возмещение в десятикратном размере стоимости Land Cruiser 100, полученного, по версии следствия, от транспортной компании за общее покровительство. Именно обвинение в коммерческом подкупе в особо крупном размере могло надолго оставить Фомина в местах не столь отдалённых, но суд переквалифицировал статью на менее тяжкую, полностью отменив многомиллионный штраф в связи с истечением срока давности незначительного преступления — дело было ещё в 2015 году.

Несмотря на относительно удачный исход дела, экс-начальник ЗабЖД приговором остался недоволен. После оглашения он заявил журналистам, что все обвинения недоказанные и абсурдные.

«Я применил все свои знания, чтобы доказать свою невиновность. К сожалению, я увидел, что приговор – абсолютная копия обвинительного заключения. Я много давал доказательной базы, постарался показать теми же материалами, которые были собраны обвинением, на этой же базе выстроил свою защиту. Обвинения, по которым дали срок, считаю, абсурдными и недоказанными. Доказательные моменты, которые озвучены в суде, не были полностью раскрыты. Много свидетельских показаний не были учтены. А основная статья (коммерческий подкуп – ред.) , по которой изначально меня взяли под стражу, ушла, её нет», — сказал Фомин.

Его адвокат Ирина Алабужева поблагодарила суд за оправдательный приговор по статье «незаконное хранение оружия», добавив, что к части доводов по обвинению в особо тяжком преступлении прислушались, но, «учитывая приговор, нам есть над чем работать, мы будем оспаривать невиновность Валерия Константиновича в вышестоящих инстанциях».

Обвинительный пакет насчитывал 12 преступлений. Основной эпизод – получение в 2015 году через посредников от гендиректора компании «РесурсТранс» автомобиля Toyota Land Cruiser 100 стоимостью 1,8 миллиона рублей в качестве вознаграждения за подписание договора на транспортные услуги и общее покровительство.

Также Фомина обвиняли в мошенничестве – фиктивном трудоустройстве своего сына Дениса на должность заместителя начальника административно-хозяйственного центра (АХЦ) и фиктивных командировках, в частности в Екатеринбург и Монголию. Ущерб РЖД превысил 5 миллионов, большая часть из которых — зарплата и премиальные Фомина-младшего, который на работе практически не появлялся, а входящие в его ведение проблемы самостоятельно решали подчинённые. Кроме того, экс-начальник филиала РЖД превышал должностные полномочия – несколько раз использовал вагон поезда Чита – Екатеринбург – Чита для перевозки личных вещей, в том числе автомобильных шин. Ущерб РЖД от порожняка составил около 800 тысяч рублей.

Ещё один эпизод – незаконное хранение оружия и патронов в своём доме на улице Хабаровской, 29, в Чите. При обыске была обнаружена отдельная комната за железной дверью, где в сейфах хранились двуствольное ружьё, карабин и нарезная винтовка, а также боеприпасы к ним. Оружие зарегистрировано на Фомина-младшего, который, по версии следствия, жил в другом месте.

На оглашении приговора судья озвучила детали коммерческого подкупа, в том числе разговоры посредников о выборе внедорожника, его техническом осмотре, подготовке для поездки Фомина в Монголию. По версии стороны обвинения, договор с «РесурсТранс» экс-начальник ЗабЖД заключил после получения Toyota Land Cruiser, а позже закрывал глаза на некачественную работу транспортной компании, которая якобы не исполнила свыше 7 тысяч заявок. При этом суд установил, что «РесурсТранс» законно выиграл аукцион на право оказывать услуги, что никак не связано с подкупом.

Ещё один положительный для Фомина момент – суд вернул арестованную недвижимость в Тюмени и Екатеринбурге, которую могли конфисковать в счёт погашения многомиллионного штрафа. Однако сумма, которую заплатит железнодорожник, в итоге составила 900 тысяч. Эти деньги возьмут из конфискованных во время обысков в доме Фомина в Чите нескольких миллионов. Остальные деньги, а также изъятые монеты и оружие, вернут владельцам. Единственная потеря – конфискованный в пользу государства внедорожник.

Возивший на этом самом Toyota Land Cruiser Валерия Фомина и его сына Дениса в Екатеринбург и Монголию водитель Забайкальской управления железной дороги Иван Бояркин получил 3 года условно за мошенничество – он был в сговоре при составлении фиктивных отчётов о командировках. Уголовное дело в отношении Дениса Фомина выделено в отдельное производство в связи с его розыском.

На обжалование приговора у стороны защиты есть 10 дней. Адвокат экс-начальника дороги настроена позитивно, что объяснимо — по опыту предыдущих громких дел можно предположить, что наказание Забайкальский краевой суд смягчит. Так, к примеру, было с уголовным делом экс-заместителя мэра Читы Вячеслава Шуляковского, которому скостили год, и его подчинённой Татьяной Охрименко, и вовсе оправданной после того, как суд первой инстанции приговорил её к 6 годам колонии. Но даже если срок Фомину оставят без изменений, всегда есть амнистия к юбилею Победы. Ближайшая, возможно, случится через 2 года — к 75-летию. Так, кстати, избежал наказания экс-заместитель мэра Читы Андрей Галиморданов, которого после истории с гибелью растерзанного собаками мальчика амнистировали в год 70-летия Победы.

Ирина Алабужева, озвучив планы на апелляцию, попросила журналистов продолжать следить за ходом дела, поскольку «мы надеемся на положительный результат». Надежды, судя по всему, не беспочвенны, ведь ещё в ноябре 2016 года защита судебное заседание от СМИ. С тех пор, видимо, выяснилось, что не всё так плохо.