Консультация на тему: Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста. Консультация для педагогов доу «современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях фгос до

Педагогическая деятельность всегда целенаправ­ленная. Цель работы педагогических коллективов дош­кольных образовательных учреждений социально зна­чима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дош­кольного возраста.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошколь­ных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития инди­видуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, определенные традиции национального и местного значения. Педагогические коллективы таких учреждений часто нестабильны. Поэтому естественно, что управление образовательным учреждением, в том числе и дошкольным, требует определенной плановос­ти в работе, предвидений всей системы учебно-воспи­тательной работы с воспитанниками, педагогическим коллективом и четкое предвидение ее результата.

Воспитательно-образовательная работа в дошколь­ном образовательном учреждении осуществл5штся на основе плана. План для всего учреждения составляет­ся на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специ­алисты составляют планы на определенный промежу­ток времени.

На основании методических рекомендаций и прак­тике работы дошкольных образовательных учреждений сложились разнообразные виды и формы подготовки годовых планов. Сам годовой план работы дошкольно­го учреждения может быть схематично-блочным, календарно-месячным, календарно-сетевым и т. п. При составлении годового плана всегда следует помнить, что он будет выполняться всем педагогическим коллек­тивом и обязательно учитывать, по каким программам работает детский сад

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому про­цессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитан­никами и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

Планирование помогает воспитателю и всему пе­дагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкрет­ный отрезок времени, отобрать наиболее рациональ­ные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обосно­ванный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их дея­тельности, позволяет наметить интересные перспек­тивы в работе с детьми.

Составить план – значит увидеть ход педагогичес­кого процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно вос­питатели, могут не только представить содержание де­ятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-об­разовательного процесса. Данное педагогическое тре­бование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные за­дачи на определенный отрезок времени.

При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учеб­ных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализу­ются выдвинутые воспитательные задачи не изолиро­ванно друг от друга, а в комплексе, в едином педаго­гическом процессе.

2. Разумное сочетание словесных методов педаго­гического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффек­тивной в том случае, если план предусматривает ис­пользование методов приучения, упражнения, расска­за, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетичес­кую деятельность.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуаль­ным особенностям детей. Данное педагогическое тре­бование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, вос­питания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенно­стей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в опреде­ленной степени опережать развитие ребенка. Эту осо­бенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.

4. Реальность плана, его систематичность и по­следовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспи­тателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п. Везде необходима помощь взрослых.

Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество инте­ресных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радо­стью ожидать любого праздника, утренника, встре­чи со старшими детьми.

Каждое запланированное дело должно быть целе­сообразным, нести в себе воспитательный заряд. По­следовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.

5. Согласованность всех планов работы, особен­но плана воспитателя с годовым планом дошкольно­го учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие на­правления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и обра­зования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что при­оритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспита­тель, зная это, планирует задачи эстетического вос­питания и развития детей – научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с со­зданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах ху­дожников и т. п. В соответствии с этими задачами вос­питатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комп­лексные программы развития, воспитания и обуче­ния детей.

Годовой план дошкольного учреждения может иметь разную структуру. Он составляется коллектив­но. К планированию привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель. Годовой план обсуждается и утверждается на педагогическом совете.

Годовой план дошкольного учреждения и план работы воспитателя являются рабочими документами и должны быть удобными для работы.

Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, соци­ально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается вре­мя учебных занятий с детьми.

В последнее десятилетие дошкольные образова­тельные учреждения составляют перспективные пла­ны, которые рассчитаны на 5 лет. Иногда вместо пер­спективных планов можно увидеть разработанные концепции. В любом случае в структуре этих планов и концепций прослеживаются следующие направле­ния: анализ работы учреждения за последние 2 – 3 года; перспективы развития наполняемости групп детей по каждому году; обеспеченность методическим материалом, его обновление, внедрение педагогичес­ких инноваций; повышение квалификации педагоги­ческих кадров; социальная защита педагогов и детей; материально-техническая база учреждения; связь детского сада с другими учреждениями и научными коллективами; работа с родителями.

Во многих дошкольных образовательных учрежде­ниях на основе годового и перспективного планов со­ставляются планы на неделю. Такое планирование особенно удобно для воспитателя детской группы, ко­торый корректирует задачи работы на каждую неде­лю, подбирает содержание деятельности детей.

Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учрежде­ния или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методи­ческий материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.

Годовой план работы дошкольного образователь­ного учреждения соответствует избранной комплекс­ной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.

В после­дние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художествен­но-эстетического воспитания и развития детей, физи­ческого воспитания. Приоритетное направление опре­деляет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Подробные рекомендации к планированию рабо­ты воспитателя на год содержатся в программе «Раду­га». В соответствии с этими рекомендациями план должен иметь следующие разделы: периоды (бодрство­вание, сон, бодрствование), режимные процессы (при­ем детей, завтрак, свободная самостоятельная деятель­ность, организованная деятельность, ужин, прогулка, длительность режимных моментов), педагогическое содержание.

Планирование работы детского сада, воспитате­ля – процесс творческий; он может изменяться в за­висимости от погодных условий, складывающейся педагогической ситуации, праздников, традиций, же­ланий родителей.

Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их дли­тельность, медико-гигиенические требования к орга­низации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы долж­ны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите виды планов дошкольного образователь­ного учреждения.

2. Раскройте педагогические требования к составле­нию планов работы.

3. Что должен знать и уметь воспитатель, чтобы со­ставить эффективный план воспитательно-образо­вательной работы?

4. На конкретном примере раскройте содержание работы воспитателя старшей группы с родителями.

5. Проанализируйте содержание годового плана до­школьного образовательного учреждения, имею­щего какое-либо приоритетное направление в раз­витии и воспитании детей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Новые подходы к планированию работы воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО Самигуллина Л.Р., воспитатель МАДОУ №174 Московского района г.Казани

2 слайд

Описание слайда:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО) ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации; четко прописаны основные принципы и задачи дошкольного образования. Следовательно, Стандарт является основой для: - разработки Программы ДОО; - разработки вариативных примерных образовательных программ; - разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; - объективной оценки соответствия образовательной деятельности ДОО требованиям Стандарта; - формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогов, а также проведения их аттестации; - оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.

3 слайд

Описание слайда:

Планово-прогностическая функция в целостной системе управления ДОО Планирование и прогнозирование – важнейшие стадии управленческого цикла на всех уровнях управления. План - является основным и обязательным документом в деятельности как всей образовательной организации, так и каждого его сотрудника. Я не ставлю своей задачей рассмотреть технологию планирования, (об этом написано много книг и пособий), мы только обозначим некоторые «Новые подходы к планированию работы руководителя, старшего воспитателя и воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

4 слайд

Описание слайда:

Планово-прогностическая функция в целостной системе управления ДОО Планирование можно определить как деятельность участников педагогического процесса (руководителя, старшего воспитателя, воспитателя) по оптимальному выбору реальных целей и путей их достижения посредством способов, средств и воздействий, направленных на перевод организации в новое качественное состояние. Функция планирование самая технологичная, конструктивная и методически насыщенная.

5 слайд

Описание слайда:

Планово-прогностическая функция в целостной системе управления ДОО Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия: объективная оценка уровня работы в момент планирования; четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут; выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей и получить планируемый результат.

6 слайд

Описание слайда:

Планово-прогностическая функция в целостной системе управления ДОО В деятельности каждого ДОО существует ряд обязательных документов, которые составляют его нормативную базу: программа развития; образовательная программа; годовой план работы. Составление данных документов предполагает определенный алгоритм действий.

7 слайд

Описание слайда:

Документы, составляющие нормативную базу ДОО В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий – программа развития ДОО.

8 слайд

Описание слайда:

Что такое ЦЕЛЬ? В программах или планах всегда представлена цель. “Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели”. (Аристотель) “Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия “цель”. Цель- это осознанный желаемый результат”. (Третьяков П.И. “Оперативное управление качеством образования в школе” М.: Изд. Скрипторий, 2004 г. с. 212)

9 слайд

Описание слайда:

Определение целей и задач Цель должна обладать пятью основными свойствами: полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности; операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью); временной определенностью; реальностью (соответствием возможностям); побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности). Эти свойства цели как бы задают характеристику ожидаемому результату, которую можно будет проверить.

10 слайд

Описание слайда:

Определение целей и задач Цели делятся на стратегические, тактические и оперативные. Стратегические цели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития ДОО. Тактические задачи определяют как промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОО. Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя, воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.

11 слайд

Описание слайда:

Связь целей и задач с анализом достигнутых результатов Любое планирование деятельности ДОО начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива. Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОО.

12 слайд

Описание слайда:

Планирование работы воспитателя ДОО С введением ФГОС ДО преобразуется сама форма организации образовательного процесса, что естественно, предполагает необходимость пересмотра и формы планирования. Выбор формы планирования крайне важен не только чтобы он был удобным для воспитателя, но и эффективным для организации образовательного процесса.

13 слайд

Описание слайда:

Рабочий журнал воспитателя ДОО (Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. М.: ТЦ Сфера, 2013) План состоит из четырех разделов: I раздел. Общие сведения (в таблицах) сведения о детях и родителях; взаимодействие с семьями детей; режим дня группы (холодный период года); режим дня группы (теплый период года); листок здоровья; система закаливания в группе; двигательный режим; гимнастика; результаты обследования речи детей; индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи.

Ирина Михайловна Клименко
Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования . Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную задачу - подготовить своих выпускников к обучению в начальной школе по новым федеральным образовательным стандартам , педагоги поставлены в непростую ситуацию - выстроить логику обучения таким образом , чтобы вчерашний дошкольник быстро и легко адаптировался в школьном образовательном пространстве .

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования .

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно -образовательном процессе , отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над ним, а вместе!» . Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

В ФГОС главное не результат, а условия . Это стандарт условий . Условия - это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован . В процессе обучения Вы научитесь как встроить новую логику обучения в детском саду в соответствии с ФГОС в ДОУ , как создавать и реализовывать образовательные программы , какие технологии и методики использовать.

Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса , и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения , которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства, поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации, всерьез взялось за разработку новых законопроектов и внесение поправок в закон «Об образовании » .

Занятие – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей

Таким образом , «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду действительно отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается . Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» .

Основная модель организации образовательного процесса – учебная . Основная модель – совместная деятельность взрослого и ребенка Основная форма работы с детьми - занятие.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в

развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться .

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования , и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие , обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение , способность к волевым усилиям, любознательность. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера

принципы планирования должны опираться на формулирование содержательных задач по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга, использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными поставленным общеразвивающим задачам, взаимосвязанным видам деятельности, формирующим разнообразные сущностные связи в представлениях ребенка о мире.

Оно ориентирует педагога на интересы и мотивацию ребенка при построении целостной картины мира в процессе насыщенного смыслами проживания определенного периода времени.

Ценным и важным фактором в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка дошкольника. В процессе формирования интегративных качеств у дошкольников произошло переосмысление роли педагога, который стал в большей степени партнером или «наставником» , чем непосредственным источником информации. Позиция педагога по отношению к детям сегодня изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения с равноправным партнером. Определены формы взаимодействия с воспитанниками, совместных размышлений с ними, в процессе которых дети сами получают необходимую информацию. Воспитатели и педагоги разрабатывают новые формы работы, которые позволяют образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Овладение педагогами механизмом интегративного планирования повышает их профессиональную компетентность, способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте педагогического процесса на основе рефлексирования собственной деятельности

В ДОУ используются две основные формы планирования : годовой и календарный план . Педагогами традиционно используются такие виды планирования : календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование .

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов :

Перспективно-календарное планирование ;

Осуществление преемственности между ДОО и школой;

Связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями .

Учет разнообразных потребностей ребенка : в признании, в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности; Поощрение детской игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов; Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками : Реализация деятельностного подхода ; В современном детском саду ребенка ценят, а не оценивают. Ценностные ориентиры организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Основная задача дошкольной организации – создать условия , при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу

В современном детском саду образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности , он растянут в режиме всего дня.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом , чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы : подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области , отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Чарльз Диккенс

Творите сами.

Как нет детей без воображения , так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!

Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.
Лихтенберг Георг Кристоф

В 2010 году вступили в силу «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования». Они предусматривают системные изменения в дошкольном образовании.
Эти изменения объективны и, в сущности, необходимы, но они порождают множество проблем в профессиональном
сообществе педагогов. Проблемы связаны с введением инновационных подходов к организации образовательного процесса, а значит и к планированию как важному фактору его успешной реализации. Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, технологии и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и ребенка.

Какими инновациями характеризуются компоненты современного образовательного процесса дошкольного учреждения?

Содержание целевого компонента определяется в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Целевой компонент конкретизируется через задачи образовательных областей в примерных основных общеобразовательных программах. При планировании образовательного процесса воспитатель выбирает и интегрирует задачи из образовательных областей.

Образовательные области могут быть интегрированы по основным направлениям:

  • физическому,
  • социально-личностному,
  • познавательно-речевому,
  • художественно-эстетическому.

Например, интеграция математического содержания с другими областями может быть осуществлена через задачи, которые в повседневной деятельности решаются детьми: чтобы навести в кукольном уголке порядок, надо рассадить кукол по росту; интеграция экологического содержания осуществляется на основе чтения детей природоведческой литературы и бесед по ней («Почему осень называют золотой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и пр.).

Организационно-деятельностный компонент включает формы, методы и средства, характеризующие особенности организации прямого и косвенного (через предметно-развивающую среду) взаимодействия педагога с воспитанниками.

В соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования » содержание и организация образовательного процесса должны быть представлены в единстве. При планировании работы педагогу необходимо использовать разнообразные методы, направленные на постановку ребенка в позицию субъекта детской деятельности с учетом его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, половой принадлежности и уровня развития. Это требует от
педагога способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.

Аналитико-результативный компонент отражает достижение цели образовательного процесса через анализ
его результатов. При планировании работы педагог должен ориентироваться на итоги освоения детьми образовательных областей, которые помогают ему осуществлять текущий мониторинг образовательного процесса, определять степень решения задач каждой образовательной области.

Как учесть указанные инновации при планировании образовательного процесса ДОУ?

В современных исследованиях планирование трактуется как заблаговременное определение системы и последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы в ДОУ с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основная функция планирования - обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из
разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект . Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:

  • по предметно-содержательной области,
  • по характеру доминирующей в проекте деятельности,
  • по количеству участников,
  • по продолжительности.

В планировании работы в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

По предметно-содержательной области различаются монопроекты , содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты , в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Например, реализация образовательной области «Коммуникация» предполагает три варианта использования метода проектов:

  1. специальные тематические проекты по «Коммуникации» (монопроекты);
  2. интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям или
  3. в межпредметные интегрированные проекты.

Цель и задачи монопроектов по «Коммуникации» имеют направленность на комплексное решение трех основных задач, указанных в ФГТ: развитие свободного общения детей, развитие всех сторон речи, практическое овладение нормами речи.

Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение.

Примеры монопроектов по образовательной области «Коммуникация»:

  • «Как рождается книга» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта - создание авторских детских книг - сказок, загадок, лимериков);
  • «Трудно ли быть вежливым?» (Цель: освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);
  • «Лучше сам или все вместе?» (Цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности);
  • «Спор хороший и плохой» (Цель: освоение этикета убеждения и спора);
  • «Если у друга случилась беда» (Цель: освоение этикета поведения в трудных ситуациях);
  • «Когда хорошо быть гостем?» (Цель: освоение гостевого этикета).

Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые .

Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов.

В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Например, коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для данного проекта объединяется подгруппа детей, в семьях которых сохранились старинные игрушки. Они узнают от представителей старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от современных подобных игрушек.

Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в мини-проекте
«Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает
семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочные .

Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные
ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы » и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание.

Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых
составляет 1-2 недели.

Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести:
«Визитная карточка группы», «Дневник наблюдений», «Портфолио „Мои успехи и достижения“». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки в дневник наблюдений за природными явлениями; фотографии, рисунки и детские рассказы о событиях в визитную карточку группы; индивидуальные продукты деятельности ребенка в его личный портфолио.

Чем же отличаются проекты в разных возрастных группах?

В младшей группе возможно использование краткосрочных минипроектов, которые представляют собой серию образовательных ситуаций, объединенных одной темой. Данные проекты должны предполагать максимальное
использование наглядности, ведущую роль воспитателя во взаимодействии детей и создание экспрессивно-коммуникативного мотива общения.

Примерами проектов для младшей группы могут быть следующие темы:

  • «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке);
  • «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними);
  • «Новогодние игрушки» (рассматривание новогодних игрушек, создание-оформление игрушек посредством раскрашивания и аппликации из готовых форм, развешивание игрушек на елке).

Аналогичное по сложности содержание имеют проекты для малышей «Вежливый Медвежонок», «Я расту», «Кто где живет?» и др.

Проекты для детей средней группы отличаются ярко выраженным познавательным характером содержания:
они ориентированы на познание строения, свойств и качеств предметов и объектов. Это позволяет решать задачи обогащения словаря детей, развития умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах природы.

Проекты в средней группе обязательно предполагают использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами, достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их деятельности продуктов. Примерные темы проектов могут быть следующими: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода и молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Например: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет», «Жалобная книга природы», «Как измерить тепло» и др.

В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности:

  • творческо-игровые,
  • информационно-практические,
  • исследовательские,
  • продуктивно-творческие.

Проекты могут быть индивидуальными (семейными), парными, групповыми и коллективными.

По продолжительности в старших группах возможно использование долгосрочных проектов. Работа над проектом предполагает использование воспитателем активных методов, создание условий для самостоятельной подгрупповой деятельности детей.

Какова логика работы над реализацией проекта?

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных, речевых, познавательных задач. Рассмотрим возможности проекта для решения этих задач на примере специального проекта по коммуникации «Дружба начинается с улыбки?», целью которого является развитие аффективно-коммуникативных умений (понимать эмоции друг друга, сопереживать, сочувствовать), обогащение представлений детей о нравственных категориях.

Постановка проблемы проекта и ее принятие детьми может проходить в ходе решения проблемной ситуации: после прослушивания песни «Дружба начинается с улыбки» появляется Царевна Несмеяна, которая не умеет улыбаться, поэтому считает, что ни с кем не сможет подружиться. Обсуждая проблему, дети вспоминают о дружбе литературных героев и героев мультфильмов (Буратино и Пьеро, Буратино и Мальвина, Иван-царевич и Конек-горбунок, Шарик и кот Матроскин), о том, как они подружились. Дети вспоминают ситуации знакомства и последующей дружбы из своего личного опыта и задумываются о роли эмоций в дружеских взаимоотношениях людей: какие эмоции способствуют установлению и поддержанию дружеских отношений, а какие препятствуют им? Всегда ли отношение человека можно оценить по выражению его лица? Какие еще признаки могут указывать на эмоции и чувства, которые испытывает человек? И т. п. Дети решают найти ответы на эти вопросы и сделать книгу, которая поможет научить Царевну Несмеяну располагать к себе людей, понимать их эмоции и найти друзей.

На данном мотивационном этапе проекта воспитатель ставит и решает следующие задачи:

  • Развитие диалогической и полилогической речи (умение ставить вопросы и отвечать на них, умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения).
  • Развитие информационно-коммуникативных умений (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения).
  • Развитие умения понятно для других излагать свою точку зрения, вносить предложения, спорить и убеждать, соблюдая этикет спора, соглашаться с общим мнением.

На втором, проблемно-деятельностном этапе проекта основным содержанием является обогащение
представлений детей по теме проекта посредством чтения книг, рассказывания, рассматривания картин и иллюстраций и т. д. Идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Совершенствуются умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной, театрализованной).

В тематике нашего проекта это может быть самостоятельный или совместный с родителями поиск иллюстраций литературных героев, пребывающих в разных эмоциональных состояниях; составление коллажей эмоций, жестов, поз; составление личного альбома «Мои настроения » и рассказов по представленным в нем фотографиям; проигрывание этюдов и фрагментов сказок с передачей эмоций, чувств, настроения через позу, жесты, мимику; беседы о дружбе и дружеских отношениях детей и взрослых; интервьюирование родителей об их друзьях с последующими пересказами этих историй детьми и т. д.

  • Обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество.
  • Развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы, полученные посредством интервьюирования родителей).
  • Развитие планирующей функции речи (дети планируют индивидуальную деятельность и коллективные формы работы: как составить странички книги для Царевны Несмеяны, в какой последовательности их расположить, как иллюстрировать и т. д.)
  • В зависимости от возрастной группы детей воспитатель может включить задачи подготовки к обучению грамоте (обозначить буквами или напечатать слова-названия в книге).
  • Развитие звуковой культуры речи (работа над интонацией, темпом и ритмом речи в процессе театрализованных игр) и грамматически правильной речи.
  • Развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные).

На данном этапе проекта родители могут активно включиться в образовательную деятельность детского сада
посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, Интернете, в оказании помощи в изготовлении индивидуальных промежуточных продуктов проекта. На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения: ребенок выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях, проявляет свои индивидуальные способности, что стимулирует интерес родителей к личностным проявлениям ребенка, к общению с ним.

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.

В содержании проекта «Дружба начинается с улыбки?» презентация конечного продукта - книги для Царевны Несмеяны - может проходить в форме детского мастер-класса. В ходе мастер-класса дети озвучивают и в театрализованной деятельности представляют каждую страничку созданной книги и «учат» героиню понимать и передавать эмоции, рассказывают и демонстрируют посредством разных видов театра примеры дружеских отношений литературных персонажей, советуют, в каких сказках ей стоит попробовать найти друга, придумывают истории о том, как друзья помогут Царевне Несмеяне стать веселой.

На этом этапе проекта воспитатель продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Какие новые формы организации образовательного процесса становятся единицей планирования?

Вопрос о формах организации образовательного процесса на сегодняшний день является дискуссионным. Занятия,
как традиционная форма организации обучения детей в детском саду, в соответствии с новыми требованиями
могут быть сохранены при реализации содержания образовательной области «Физическая культура».

Возможно также проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими программы. Форма занятий может иметь место в образовательном процессе подготовительной группы.

Основной формой организации педагогического процесса должна стать образовательная ситуация , то есть
такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

В планировании целесообразно использовать ситуационный подход, при котором образовательная ситуация становится единицей, из которой складываются все три вида образовательной деятельности, предусмотренные ФГТ. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности.

Главными задачами таких образовательных ситуаций являются:

  • формирование у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности,
  • обобщение знаний по теме,
  • развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Они могут включаться в совместные воспитателя и детей, в детский досуг, в коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, в содержание музыкально-театральной и литературной гостиной (детская студия), творческой мастерской, стать частью сенсорного или интеллектуального тренинга.

Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Посредством организации образовательных ситуаций педагог обеспечивает педагогическую поддержку ребенка в самостоятельных играх разного вида, в самостоятельной деятельности в книжном уголке и уголке изобразительной деятельности.

Приведем пример фрагмента комплексно-тематического планирования в старшей группе, построенного на основе
инновационных подходов.

Проект «Мы разные, мы вместе»

Результат проекта:

  • журнал «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране».

Цель проекта:

  • Воспитание гражданственности, этнотолерантности к народам, населяющим Россию.

Выбор национальностей для ознакомления может быть сделан на основе национального состава детей группы.

Задачи проекта:

  1. Обогащать представления детей о национальностях, живущих в России (ценности, национальные одежды, виды жилищ, традиционные занятия и ремесла).
  2. Воспитывать уважение к традициям людей других национальностей и чувство гордости за достижения русского народа.
  3. Воспитывать у детей чувство любви к России, желание участвовать в сохранении и преумножении ее богатств совместно с детьми других национальностей, живущих в стране.
  4. Развивать связную речь детей (составлять описательный и повествовательный рассказ об особенностях внешности и национальных костюмах народов, о традициях, национальных праздниках, играх, ритуалах).
  5. Развивать умение пересказывать информацию, подготовленную дома, пересказывать сказки народов России.
  6. Развивать умение выполнять задания парами и подгруппами в 4-5 человек, распределяя обязанности.
  7. Развивать трудовые умения (использовать простые инструменты при приготовлении простых национальных блюд).
  8. Знакомить с литературными произведениями (сказками), музыкой и промыслами разных народов России; развивать умение пересказывать сказки, использовать литературный опыт в играх-драматизациях.
  9. Развивать практические умения изобразительной деятельности (создание рисунков и лепных работ по тематике: «Животные», «Национальная одежда (узоры)», «Особенности домов разных климатических зон России»).
  10. Продолжать развивать умения устанавливать пространственные, размерные и количественные отношения, умения счетной и измерительной деятельности.
  11. Показать различия в климатических условиях страны, установить связь между климатом и особенностями природы. Показать связь живой природы и человека (проживание, занятия) с климатом. Познакомить с животными, населяющими типичные климатические зоны.
  12. Способствовать становлению элементарных учебных умений - выполнять действия по образцу, показу.
  13. Развивать творческие и познавательно-речевые способности детей старшего дошкольного возраста.

I. Мотивационный этап

Проблемная ситуация: необходимо оформить карту России, разместив на ней изображения людей различных
национальностей, населяющих ее (вырезанные плоскостные изображения кукол в национальных костюмах даны отдельно в конверте).

По ходу выполнения задания возникают вопросы:

  • Представители каких национальностей представлены?
  • Все ли они живут в России?
  • В какой части страны они проживают?
  • Можно ли их назвать русскими?
  • Чем они отличаются внешне от русских?
  • На каких языках говорят?
  • Почему живут в одной стране?
  • Хорошо это или плохо? И т. д.
  • Представители каких народов России есть в группе или в семьях детей?
  • Какими способами можно найти ответы на эти вопросы?

Дети вместе намечают план работы над проектом, определяют методы добывания и оформления информации, распределяют обязанности в соответствии с интересами. Коллективно планируют создание журнала о народах России.

II. Проблемно-деятельностный этап

III. Творческий этап

  • Оформление коллективного журнала «Страна, в которой мы живем» (индивидуально и подгруппами оформленные рубрики, посвященные народам, населяющим Россию: рассказы детей о национальных особенностях и традициях каждого народа, рисунки, иллюстрирующие содержание рассказов).
  • Заполнение рубрики «Пожелания стране» каждым ребенком группы и иллюстрация его рисунком.
  • Коллективная презентация журнала на празднике для родителей и для детей других групп (страницы журнала «иллюстрируются» рассказами, национальными танцами, сценками, угощением блюдами национальной кухни, дефиле с демонстрацией элементов национальных костюмов и т. п.).

Литература:

  1. Вербенец А. М.Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1.
  2. Солнцева О. В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - СПб.: Речь, 2010.
  3. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста//Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 3.
  4. Сомкова О. Н., Солнцева О. В., Вербенец А. М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС; М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Материал предоставлен , апрель 2013 год.




3 Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


4 Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. При организации процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному « минимуму ». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.




Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах: Проектная деятельность Комплексно-тематическое планирование В основе проектной деятельности лежит проект. Существует немало определений понятия проект. ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта (Мацкевич Т.А.) Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая форма организации психолого- педагогической деятельности в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени 6


Этапы проекта: 7 Целепо- лагание Выпол- нение проекта Подведе- ние итогов Разра- ботка проекта педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. план деятельности по достижению цели практическая часть определение задач для новых проектов Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике.


Проекты классифицируются: по составу участников по целевой установке по тематике по срокам реализации 8 В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательские, творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например « Театральная неделя »).


9 По продолжительности проекты бывают: краткосрочными одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные - на учебный год). Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Реализация проектного принципа является очень сложным и трудоёмким процессом и требует серьёзной и длительной подготовки со стороны воспитателя, детей и родителей. А так же высокого профессионализма от педагога. Поэтому этот способ подходит не для всех воспитателей и не всегда может применяться для постоянного планирования психолого-педагогической деятельности. Но этот метод педагогам можно применять несколько раз в году для решения каких-то глубоких тем.


10 Другой принцип планирования – это комплексно-тематический Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая форма организации психолого-педагогической деятельности в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.


11 Авторы программы « От рождения до школы » (рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендуют одной теме уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.


12


В практической работе воспитателя используется несколько видов планирования: Перспективное планирование Календарно-тематическое планирование составляется на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Цели и задачи (на год); 2. Все виды детской деятельности 3. Работа с семьей. Оно предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарно-тематический план может быть составлен на один, два, три дня, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре, поочередно составляют план на 1-2 недели. 13


Основными компонентами комплексного планирования являются: Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение детей. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам). Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) 14 Таким образом, ФГТ внесли существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности.