Формирование командно-административной системы. Создание сталинской административно командной системы

С 1929 г. в экономике молодого Советского государства начались важные перемены. Значительные меры были предприняты относительно сельского хозяйства. По проекту ВСИХ должны были быть значительно увеличены гос.

Капиталовложения в с/х, по проекту Госплана в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (колхозцентр) получал дополнительные полномочия.

К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, нынешние механизмы были сломаны. В январе 1930 г. специальная компания Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 30 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).

К концу 1930 г. широко развернулась борьба с кулачеством. В состав “кулачества” включались три категории крестьян: 1) Кулаки, занимавшиеся контрреволюционной деятельностью; 2) “Кулаки” не оказывавшие активного сопротивления власти; 3) “Кулаки”, признанные лояльными по отношению к власти.

Ко всем трем группам применялись следующие меры: они подвергались арестам и высылке в Сибирь и в Казахстан, конфискации имущества, выселению на необработанные земли. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК “О борьбе против искривления линии партии в колхозном движении”, после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. Это повлекло за собой снижение поступлений зерновых государству. Но в августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты, чистки госаппарата в связи с актами “саботажа хлебозаготовительными работами”

В 1927 г. принимается ряд положений “ Об общих собраниях граждан в сельской местности”, регулирующие правовой порядок органов традиционного крестьянского самоуправления.

Старая общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926–1928 г.г.), когда старая система административного устройства губерния-уезд-волость была ликвидирована. На ее месте возникла новая система область-округ-район. В 1934-1925 г.г. было проведено разукрупнение краев и областей и был ликвидирован округ. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации.

С 1927 г. производственное руководства с/х осуществляли спец.органы-Зернотрест, Сельхозснабжение. В 1929 г. образуется единый Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование с/х.

Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам при СНК.

В начале 1923 г. при МТС создавались политотделы. МТС стали центрами, осуществлявшие контроль за сельскохозяйственными производствами и т.д. В 1934 г. устанавливаются ставки денежного обложения крестьян–единоличников, увеличиваются налоги. В начале 1935 г. на втором съезде колхозников было констатировано, что 99 % всех обрабатываемых земель в стране стали “социалистической собственностью”.

Законодатели закрепили итоги коллективизации в двух актах-“ Примерных уставах сельскохозяйственных артелей” (1930 г.-первый, 1935 г.-второй).

В этих уставах регламентировались вопросы создания единого земельного массива, обобществления рабочего и товарно-продуктового стана семенных и кормовых запасов и т.д.

В 1933г. устанавливаются примерные нормы выработки и расценки в трудоднях.

В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей.

В мае 1929 г. Пятый съезд советов СССР принял вариант первого пятилетнего плана. В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальными возможностями их выполнения.

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. С апреля 1928 г. начинается массивное изгнание обвиненных в правовом уклоне или “ чуждом в социальном происхождении” сотрудников Госплана, ВСНК, ЦСУ и др. Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих–членов партии, негативно сказались на развитие производства. В июле 1931 г. принимается закон ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы. В сентябре 1935 г. вводятся трудовые книжки. Была введена система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров. С ноября 1932 г. вводятся суровые наказания за неявку на работу.

Важнейшим инструментом управления экономикой стало планирование. В начале 20 х г. оно распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный план развития. С этого времени “косвенное регулирование” вытесняется элементами негосударственного управления. План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу.

Хозяйственный кризис 1925 г. привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частичной торговли и т.д.) и рыночного регулирования. В 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНК: вместо единого центрального управления государственной промышленностью были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк-трест-прдприятие.

ВСНК продолжал руководить общесоюзной и республиканской промышленностью, кустарной промышленностью и т.д. С 1930 г. от ВСНК стали отделяться самостоятельные отрасли управления: пищевая, легкая и т.д.

В 1930 г. произошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения планов. Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК–ДКИ. В 1930-1931 гг. создаются государственные контрольные органы-комитеты исполнения при СНК.

Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела с существенным преобразованиям кредитной системы. В 1927 г. частные кредитные организации закрываются в связи с выявлением в их деятельности “ спекулятивных тенденций”. В мае 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки. С 1930 г. Госбанк превращался в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению. Госорганизациям, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. С 1934 г. окончательно ликвидируется функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливается производственно-территориальный способ управления.

Формирование командно-административной системы оказалось сложным и действительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции.

Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

Завершившаяся гражданская война привела к окончательному установлению партийной монополии РКП(б) и господству единой марксистко-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы. Произошло установление диктатуры партии, которая привела к воцарению в стране недемократических порядков. Партия в эти годы представляла собой строго централизованную организацию, в которой многое зависело от ее лидера, которым стал Сталин, отличавшийся деспотизмом и стремлением к абсолютной власти. В 20-е гг. в руках Сталина было сосредоточено все дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях номенклатуры. Составной частью сталинского политического режима 30-х гг. явились террор и репрессий. Важной целью было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях, возможно, было развитие и укрепление диктатуры партии и лично Сталина. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Сталин получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (результаты затем были фальсифицированы счетной комиссией). Позже Сталин расправился со всеми своими противниками, в том числе 1108 чел. из 1966 делегатов съезда также были репрессированы. Сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР зарубежных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил. Террор не мог не затронуть всех республик СССР. Репрессировались партийные, советские, хозяйственные кадры, представители интеллигенции. Виновными в предательстве объявлялись целые народы.

36. Обострение международной обстановки в конце 30х г. Советско-германские договоры 1939г.

В 1933-1938 гг. противоречия советской внешней политики несколько смягчились, и наметился новый курс советской дипломатии, вызванный приходом к власти фашизма в Германии в 1933 г. Было прекращено военное сотрудничество с Германий. На международной конференции в Женеве в 1932 г. делегация СССР выдвинула проект всеобщего и полного разоружения, предложила декларацию об определении агрессора. В 1933 г. одиннадцать государств, включая СССР, подписали Конвенцию об определении агрессора. В сложившихся условиях СССР направлял свою политику на борьбу за создание системы коллективной безопасности в Европе. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество. Позитивным результатом переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). В Европе наибольшие масштабы приняла вовлеченность Советского Союза в события, связанные с гражданской войной в Испании в 1936-1939 гг. СССР оказал испанскому республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев. Еще одним направлением внешней политики СССР стало дальневосточное. В 1937 г. Япония начала агрессию против Китая, с которым СССР заключил договор о ненападении, после чего стал оказывать этой стране значительную материальную помощь. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол. В результате военных конфликтов Красной Армии удалось значительно улучшить свое положение на этих рубежах. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года. В результате взаимного недоверия Англии, Франции, с одной стороны, и СССР, с другой, к концу 30-х годов не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс зашел в тупик. Советская делегация прервала переговоры 22 августа 1939 г. С весны 1939 г. СССР приступил к контактам с германской дипломатией о возможном сближении двух стран. 23 августа 1939 г. подписан между Германий и СССР пакт о ненападении сроком на 10 лет. Договор предоставлял СССР свободу действий по созданию сферы безопасности на западных границах. В соответствии с секретными статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. 17 сентября 1939 г. Красная Армия перешла советско-польскую границу, фактически вступив во вторую мировую войну. В результате военных действий к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Советско-финская война, к которой Красная Армия оказалась плохо подготовленной и понесла большие потери, завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции) после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Со второй половины 1940 г. советско-германские отношения заметно ухудшились. Германия все больше игнорировала интересы СССР. Продолжая экономическое сотрудничество, обе стороны преследовали при этом военно-политические цели. Гитлер использовал торговые отношения для пополнения сырьевых и продовольственных ресурсов, а уничтожение коммунизма и СССР оставалось для него главной задачей. 18 марта 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 на развертывание боевых действий против СССР - план "Барбаросса". Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией Францией.

В рассматриваемый период завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина.

Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.

Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.

Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

2 вариант:

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности.

Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

В декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б) был взят курса индустриализацию. Целью индустриализации было превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую. Машинную технику планировалось внедрить во все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития. Преимущественная роль отдавалась тяжелой промышленности.

Большевики отвергли экономическую концепцию «буржуазной» интеллигенции (видных экономистов А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Прокоповича, Б.Д. Бруцкуса), видевшей в сельском хозяйстве и рыночной экономике главный источник национального богатства. Их позиция, поддержанная наркомом финансов Г.Я. Сокольниковым, была расценена как «аграрная» и «народническая».

Внутри партии большевиков по вопросу об индустриализации столкнулись два направления. «Левое», наиболее последовательно отстаиваемое Л.Д. Троцким, Е.Л. Преображенским и Г.Л. Пятаковым, стояло за преимущественное развитие тяжелой промышленности. «Правое» направление, главным теоретиком которого был Н.И. Бухарин, а проводником этих идей в ВСНХ - Ф.Э. Дзержинский, настаивало на продолжении нэпа. Заместитель председателя ВСНХ Пятаков выступал за планируемую, централизованную индустриализацию при абсолютном приоритете тяжелой промышленности. Поддерживавший его Троцкий настаивал на установлении «диктатуры промышленности».

Ф.Э. Дзержинский, возглавивший в 1924 г. ВСНХ, ратовал за развитие легкой промышленности, которое принесло бы государству временные, но быстрые прибыли и частично удовлетворило бы запросы крестьян. В июле 1926 г. произошел конфликт между Дзержинским и Пятаковым относительно экономической ориентации ВСНХ. После смерти Ф.Э. Дзержинского курс на «сверхиндустриализацию» был продолжен новыми руководителями ВСНХ.

Наиболее полно этот курс воплотился в первом пятилетнем плане (1928/29-1932/33), рассчитанном на форсированное создание социалистической промышленности. Главной задачей пятилетки стало превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. Раздел, посвященный развитию промышленности, подготовленный под руководством председателя ВСНХ В.В. Куйбышева, предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%. Столь высокие темпы развития требовали максимального напряжения сил в стране. Однако очень скоро и эти форсированные планы были пересмотрены в сторону резкого увеличения. Новые, «откорректированные» контрольные цифры не имели под собой реальной экономической основы и к концу пятилетки не были выполнены по большинству видов продукции.

К апрелю 1926 г. относится создание объединенной, очень разнородной оппозиции, получившей название «троцкистско-зиновьевского блока». В него вошли Г.Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, поддержавшие их Л.Д. Троцкий, Г.Л. Пятаков, Н.К. Крупская, Х.Г. Раковский, И.Т. Смилга и др. Оппозиция выступила против сталинского тезиса о возможности построения «социализма в одной, отдельно взятой стране», считая, что Сталин предает не только мировую, но и русскую революцию в угоду нэпу. Они выступали также против запрета X съездом партии фракционной борьбы и резолюции о необходимости подчинения партийного меньшинства партийному большинству.

Объединение было непрочным, так как все его участники были едины в своей неприязни к Сталину, но не имели большого политического влияния, утратив за последние годы свои посты в партийном и государственном руководстве. На пленуме ЦК ВКП(б) в октябре 1926 г. оппозиция была идейно разгромлена, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев отстранены от руководящих постов в партии. В 1927г. в день 10-летия Октября оппозиция организовала параллельные официальные демонстрации своих сторонников в Москве и Ленинграде. Руководители «троцкистско-зиновьевского блока» и 93 оп­позиционера, включая Л.Б. Каменева, были исключены в 1927 г. из партии. В начале 1928 г. Л.Д. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а еще через год - за пределы СССР. Зиновьев и Каменев, вынужденные «признать свои ошибки», были восстановлены в партии. XV партийная конференция (1927) единогласно приняла тезисы Сталина о возможности «построения социализма в одной, отдельно взятой стране», что означало его полную победу над своими политическими противниками внутри партии в этом вопросе.

Дальнейшие споры между противниками нэпа и его сторонниками привели к окончательному оформлению «правой оппозиции». Ее возглавили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и М.П. Томский, имевшие большое влияние в учреждениях, занимающихся планированием. Концепция индустриализации Бухарина была напрямую связана с продолжением нэпа, предполагавшего прежде всего последовательно развивать рыночную экономику.

30 сентября 1928 г. Бухарин опубликовал в «Правде» «Заметки экономиста», в которых излагал экономическую программу оппозиции. Он объяснял кризис в стране ущербностью планирования, ошибками в политике ценообразования, дефицитом промышленных товаров, неэффективностью помощи сельскохозяйственной кооперации. Взамен он предлагал изменить экономический курс за счет определенных уступок крестьянству, таких как открытие рынков, повышение закупочных цен на хлеб, а При необходимости и закупка хлеба за границей.

Создавать колхозы, по мнению Бухарина, можно было только в том случае, если они окажутся более жизнеспособными, чем индивидуальные хозяйства, а индустриализация необходима, только если она «научно спланирована», проводится с учетом инвестиционных возможностей страны и в тех пределах, в которых она позволит крестьянам свободно запасаться продуктами. В одном из своих выступлений он призывал крестьян «обогащаться, не боясь никаких репрессий», и считал, что даже зажиточные крестьяне могут «врасти» в социализм.

Однако отказ от централизации в экономике неизбежно привел бы и к отказу от централизации в политической жизни, подрыву права партии на управление. Несмотря на высокий научный уровень, статья Бухарина стала поводом для создания мифа об «оппозиции справа», опасном уклоне в партии, конечная цель которого - реставрация капитализма в СССР. В ноябре 1928 г. пленум ЦК партии единогласно осудил «правый уклон», от которого Бухарин, Рыков и Томский отмежевались.

По мнению Сталина, критическое положение на сельскохозяйственном фронте, приведшее к провалу хлебозаготовительной кампании и въедешш в 1928 г. карточной системы в городах, было вызвано действиями кулаков и других враждебных сил, стремящихся к «подрыву советского строя», В июне 1929 г. печать сообщила о начале нового этапа - «массовой коллективизации». Вслед за этим 31 октября 1929 г. «Правда» призвала к сплошной коллективизации, а в статье Сталина «Год великого перелома» утверждалось, что «середняк повернулся лицом к колхозам». Было принято решение о переходе к сплошной коллективизации. Это означало конец нэпа.

Построение мощной, независимой военно-промышленной державы с огосударствленной экономикой, какой виделся Советский Союз сталинскому руководству, требовало наряду с индустриализацией реши­тельного преобразования аграрного сектора экономики, в котором преобладало частнособственническое, мелкое крестьянское хозяйство. Само по себе создание крупного машинного сельскохозяйственного производства наряду с индустриальной модернизацией было необходимо. Вопрос состоял в том, каким путем достичь прогресса в сельском хозяйстве. Естественно-эволюционному процессу был противо-поставлен путь форсированной сплошной коллективизации. Сплошная коллективизация проводилась в условиях; когда материально-техническая база для ее проведения создавалась одновременно с созданием колхозного строя.

Специальная комиссия, возглавляемая наркомом земледелия Я.А. Яковлевым, разработала график коллективизации, обнародованный 5 января 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Постановление наметило завершить сплошную коллективизацию зерновых районов поэтапно к концу пятилетки. В соответствии с ним Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г., другие зерновые районы - на год позже. Лучшей формой коллективного ведения хозяйства признавалась сельскохозяйственная артель как более передовая по сравнению с товариществом по обработке земли. Земля, скот, техника в артели обобществлялись.

Другая комиссия во главе с В.М. Молотовым занималась вопросом об участи кулаков на основании провозглашения Сталиным перехода от политики ограничения кулачества к политике ликвидации его как класса. «Раскулачивание» стало составной частью процесса коллективизации. Кулаки были разделены на три категории: в первую вошли те, которые занимались контрреволюционной деятельностью во вторую - те, кто не оказывал активного сопротивления советской власти, но, будучи эксплуататорами, «содействовали контрреволюции». Эти две категории подлежали аресту и выселению в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан), а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории, «лояльные по отношению к советской власти», осуждались на переселение в пределах своей области на необработанные земли.

По установившейся практике к кулакам было принято причислять всех, кто нанимал хотя бы одного сезонного рабочего, имел сельскохозяйственную технику, чуть менее примитивную, чем обычный плуг, или держал две лошади или четыре коровы. В 1920-е гг. кулаки составляли примерно от 750 тыс. до 1 млн семей, но их экономическое положение сильно пострадало после кризиса хлебозаготовок из-за постоянно растущих налогов. В итоге раскулачиванию подверглись десятки тысяч середняков. В некоторых районах от 80 до 90% середняков были осуждены как «подкулачники», их вина состояла в том, что они уклонялись от коллективизации. По современным данным, было раскулачено и сослано около 5 млн человек.

Для проведения коллективизации власти мобилизовали 25 тыс. рабочих. Силами местных властей и «двадцати пяти тысячников» началось поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны, когда обобществлялись не только средства производства, но и личное подсобное хозяйство. Каждую декаду газеты публиковали данные в процентах о коллективизированных хозяйствах, но часто эти данные искусственно раздувались местными властями, и многие колхозы существовали лишь на бумаге. Результатом таких «побед» стала длительная дезорганизация сельскохозяйственного производства.

Реакцией на происходящее стала статья Сталина «Головокружение от успехов», появившаяся в «Правде» 2 марта 1930 г. В ней Сталин осудил так называемые «перегибы» - многочисленные нарушения принципа добровольности при организации, колхозов и раскулачивании, жертвами которого становились середняки, а также перескакивание от сельхозартели к коммуне, когда обобществлялся мелкий скот, птица, инвентарь, постройки. Вся ответственность за допущенные ошиб­ки возлагалась на местное руководство. Итогом статьи стало постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после которого начался массовый выход крестьян из колхозов.

С осени 1930 г. кампания заготовок зерна колхозами стала постоянным явлением и первоначально приносила государству больше зерна, чем удавалось получить в последние годы нэпа. Это побудило власти к продолжению политики коллективизации. К июлю 1931 г. процент коллективизированных хозяйств составлял приблизительно 57,5%. Июльский Пленум ЦК партии констатировал, что колхозное крестьянство стало центральной фигурой земледелия, а колхозы - основными производителями сельхозпродукции.

Но к концу лета 1931 г. хлебозаготовки начали давать сбои: снизились поступления зерновых. Назревал и становился неизбежным конфликт между идущими на всяческие уловки ради сохранения части урожая крестьянами, с одной стороны, и властями - с другой. Цель преодолеть сопротивление крестьян имел вступивший в силу 7 августа 1932 г. закон, позволявший приговаривать к высылке сроком до десяти лет за ущерб, наносимый колхозу.

Результатом чрезмерного давления на крестьянство был страшный голод в Поволжье, на Украине, Северном Кавказе и в Казахстане, от которого только на Украине погибло от 4 до 5 млн человек. В отличие от 1921 г., когда голод был официально признан и власти обратились за международной помощью, сведения о массовом голоде 1932- 1933 гг. в украинских деревнях полностью отрицались правительством и скрывались даже внутри страны.

После этой трагедии правительство вынуждено было пересмотреть методы проведения заготовок. Постановлением ЦК партии от 19 января 1933 г. заготовки объявлялись составной частью обязательного налога, взимаемого государством и не подлежащего пересмотру на местах. Государство брало на себя контроль за размерами посевных площадей и урожая в колхозах, несмотря на то, что по уставу сельхо­зартели эти вопросы подчинялись только общему собранию колхозников.

В 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели (вместо устава 1930 г.), который на долгие десятилетия вперед определил уклад жизни в деревне. Земля закреплялась за колхозами в «вечное пользование», устанавливались бригадный метод труда и оплата по трудодням. Колхозы обслуживались сельскохозяйственной техникой, которая была сосредоточена на государственных машинно-тракторных станциях (МТС).

Вопреки ожиданиям, коллективизация не привела к видимому росту сельскохозяйственного производства. Хотя в 1935 г. в городах была отменена карточная система, в 1936-1940-х гг. валовая продукция сельского хозяйства осталась на уровне 1924-1928 гг., т.е. доколхозной деревни. Вместе с тем колхозы позволили значительно увеличить заготовки государством сельскохозяйственной продукции, особенно зерна. В 1935 г., когда 98% всех обрабатываемых земель в стране были социалистической собственностью, государство изъяло у села более 45% всей сельскохозяйственной продукции, т.е. в три раза больше, чем в 1928 г. Государство покупало ее по ценам, едва покрывающим 20% себестоимости.

Для прикрепления крестьян к земле и колхозу на рубеже 1932- 1933 гг. был введен паспортный режим с пропиской по определенному месту жительства. Паспорта выдавались только жителям городов, а колхозники их не получили. Политика коллективизации, сопровождавшаяся- применением принудительных мер, способствовала укреплению командно-административной системы. Спустя некоторое время, в период индустриализации, столь же жесткие полицейско-бюрократические методы были применены в отношении других общественных групп.

Модернизация промышленности осуществлялась в годы трех довоенных пятилеток: I- 1928/29-1932/33 гг.; II- 1933-1937 гг.; III - 1938-1942 гг. (оказалась прерванной в июне 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны). За неполные три пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др. Построено 8900 предприятий союзного значения. Базой индустриализации стали Европейская часть РСФСР и Украина, где располагались старые промышленные районы и проживала основная часть населе­ния. Индустриальной перестройке подверглись также районы Урала и Сибири, где с конца 1930-х гг. усиленно велось строительство предприятий-дублеров.

В успехе первых пятилеток значительную роль играло социалистическое соревнование. Оно через встречные планы давало возможность резко поднять производительность труда за счет энтузиазма, сознательного и бескорыстного отношения к труду. Победителям стали присваивать звание Героя Социалистического Труда (первым это звание получил И.В. Сталин).

Сама идея соцсоревнования была не чем иным, как апелляцией к энтузиазму рабочего класса, способом все лучшие качества и устремления людей поставить на службу социалистическому строительству, не предполагала материального вознаграждения. В работе Сталина «К вопросу аграрной политики в СССР» обосновывалась мысль, во многом повторявшая идеи Е.Л. Преображенского, что рабочие в отличие от капиталистов могут довольствоваться минимальной прибылью или вообще не заботиться о ней. Не случайно тезис получил обоснование в 1929 г., когда отдача от обобществленных средств производства снизи­лась. В то же время инженеры и техники с самого начала понимали, что всякий рекорд, не подтвержденный соответствующими мерами по рациональной организации труда, скоро приведет к дезорганизации производства. Для простых рабочих очередной «трудовой подвиг» оборачивался произвольным и всеобщим повышением норм выработки.

Летом 1935 г. возникло стахановское движение, названное по име­ни донецкого шахтера А.Г. Стаханова. Его почин по многократному превышению дневной нормы развился и получил характер целого движения в различных отраслях промышленности. Руководство партии особо подчеркнуло революционный характер движения.

Одновременно были приняты меры по укреплению дисциплины труда. Значительно повышались полномочия директоров предприятий. Вводилась новая система оплаты труда -, сдельная, в соответствии с законом 1931 г. объем социальных благ был поставлен в прямую зависимость от непрерывности стажа на предприятии. В сентябре 1932 г. были введены обязательные трудовые книжки, в которых отмечались все прежние места работы. Уменьшению текучести рабочей силы способствовала введенная система прописки. Неявка на работу сурово каралась по закону от 15 ноября 1932 г., предусматривавшему немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек (до 1935 г.) и выселение с занимаемой площади. Постановлением от 8 января 1939 г. любое опоздание более чем на 20 минут приравнивалось к неоправданному отсутствию, а повторное опоздание вело к увольнению. Введение целого комплекса подобных мер выражало стремление власти добиться повышения производительности труда путем внеэкономического принуждения.

По новому законодательству, принятому 10 июля 1934 г., было создано Особое совещание - неконституционный внесудебный орган в системе государственной безопасности. Концепция новой «социалистической» законности генерального прокурора СССР А.Я. Вышинского изымала из юридического языка формулу «презумпции невиновности». Считалось, что суд принципиально не может установить объективную истину, так как преступление нельзя воспроизвести, поэтому цель суда - не поиск истины, а установление «вероятности» виновности обвиняемого. Объективные доказательства не требовались в случае, если человек признавался в совершении преступления. Признание человека, добытое при таких обстоятельствах, становилось главные аргументом обвинения. Если признания не было, достаточными оказывались возможность соучастия, наличие преступного замысла. Ответственность всех подсудимых становилась равной независимо от степени соучастия.

Политические процессы должны были поддерживать в людях ощу­щение драматизма момента и необходимости борьбы с происками подпольных вражеских организаций, уходящих корнями еще в дореволюционное прошлое. Многие обвиняемые, объявленные шпионами, вредителями, диверсантами, якобы были в прошлом агентами царской охранки, а значит, скрывающимися врагами, связанными к тому же с подпольным «троцкистско-зиновьевским центром», намеревающимся свергнуть советское правительство. Эти процессы преследовали конкретную цель - добиться окончательного политического разгрома всех несогласных с генеральной линией партии и просто недовольных.

1 декабря 1934 г. был убит СМ. Киров, член Политбюро, секретарь ЦК и Ленинградского ГК партии. Принятое в этот же день новое постановление о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов поставило следствие и суд по этим делам в условия, исключавшие объективное выяснение всех обстоятельств дела. На следствие отводилось не более десяти дней. Дела рассматривались без прокурора и адвоката. Обжалование и помилование не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

ОГПУ был преобразован в наркомат внутренних дел (НКВД), который последовательно возглавляли Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, превращенные постепенно из исполнителей в «козлов отпущения», а затем Л.П. Берия, которому удалось пережить Сталина. В утвержденном II Всероссийским съездом Советов списке первого советского правительства первым был назван Ленин, последним - Сталин, а между ними - 13 человек. Из них лишь трое после Ленина умерли своей смертью, остальные были объявлены «врагами народа» и репрессированы.

Репрессии 1930-х гг. окончательно укрепили личные позиции Сталина и его сторонников в аппарате власти. Сначала была развернута широкая кампания против тех деятелей, на которых возлагалась ответственность за искажение партийной линии при ее претворении в жизнь. Затем на многие ключевые посты в партии и государстве были назначены сторонники Сталина. На прошедшем в 1934 Г. XVII съезде партии утверждалась мысль о победе генерального курса ЦК в социалистическом строительстве, выдающемся вкладе в эту победу лично И.В. Сталина, который был признан единственным вождем партии и народа. Кроме того, съезд официально объявил обмен партийных билетов, предпринятый для наведения порядка в структуре партийного аппарата.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция, по выражению Сталина, самая демократическая в мире. Она знаменовала собой победу социализма. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Но реальная практика делала выборы безальтернативными: выдвигался единственный кандидат в депутаты, подобранный партийными органами. В разгар массовых репрессий и беззакония статьи Конституции торжественно объявляли о введении принципа открытости всех судебных процессов, подтверждали право обвиняемых на защиту, провозглашали свободу печати и собраний, неприкосновенность личности, жилища и переписки. Каждому гражданину декларировалось право на труд, отдых, образование.

В марте 1939 г. на XVIII съезде партии был принят тезис о пост­роении в СССР социализма в основном и переходе к строительству коммунизма. Это являлось идеологическим оформлением генерального курса партии на усиление роли государства в целом и его центрального аппарата для создания мощной военно-промышленной державы.

Именно в 1930-е гг. в стране сформировалась модель экономического развития, многие черты которой дожили до 1990-х гг. Огромные капиталовложения в приоритетные отрасли - машиностроение, добывающую промышленность, производство электроэнергии - осуществлялись в ущерб уровню жизни населения, -так как производство товаров народного потребления, развитие легкой промышленности и сельского хозяйства отодвигались на второй план. Несмотря на заметный рост объема производства военной продукции, он обеспечивался за счет уменьшения производства металлоемких отраслей невоенной промышленности, что еще больше разбалансировало экономику накануне войны.

В среднем рост промышленного производства в 1930-е гг. был высоким и составлял 15-18% в год, что объяснялось как низким стартовым уровнем, так и командными методами руководства плановой экономикой. Положительным результатом было то, что форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада в сфере поставок стратегических материа­лов и оборудования. Страна преодолела абсолютное отставание от ведущих держав. Это позволило Сталину заявить в конце 1930-х гг. о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

СССР в 20-30-е годы.

I. Политическая борьба.

Формирование командно-административной системы.

Решение всех проблем в СССР лежало в сфере политической борьбы, борьбы за власть.

25 мая 1922 г. председатель Совета народных комиссаров и член Политбюро ЦК РКП(б) В.И. Ленин перенес первый сердечный приступ с последующим правосторонним параличом и афакцией, 16 декабря его поразил второй приступ, а 10 марта 1923 года - третий, после которого решением политбюро ЦК РКП(б) Ленин был окончательно отстранен от политической деятельности. В условиях сложившейся диктатуры харизматический лидер В. Ленин служил своеобразным компенсатором отсутствия демократии. Он мог совершенно неожиданно поддержать меньшинство или защитить обиженного чиновниками человека. Положение резко изменилось после смерти В.И. Ленина в 1924 г. Сложилась парадоксальная ситуация: авторитарный режим без авторитарного вождя. В этом и заключается слабость диктаторских режимов - отсутствие механизма передачи власти. При жизни диктатора никто не смеет претендовать на равное положение или готовить смену, а после его смерти начинается борьба за власть, ослабляющая государство.

В 1924 г. ни один из вождей революции не мог реально претендовать на место В.И. Ленина. Общие интересы на время объединили внутрипартийные группировки, что проявилось в обожествлении В.И. Ленина, его мумифицировании, строительстве гробницы-мавзолея.

Постепенно стали вырисовываться контуры постреволюционного вождя, прагматика и государственника, могильщика идей революционного утопизма и романтизма. Им стал 46-летний И. Сталин (Джугашвили) (1879-1953 гг.). С 1922 г. он возглавлял партийный аппарат. На первом этапе борьбы сложился триумвират, направленный против председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого - заместитель председателя СНК и СТО Л.Б. Каменев, председатель исполкома Коминтерна, руководитель Петроградской партийной организации Г.Е. Зиновьев. И. Сталин выбрал верную тактику внутрипартийных интриг под видом защиты авторитета покойного вождя В.И. Ленина и его идей.

Этапами сталинской “борьбы” явились:

1923 - 1924 гг. - борьба с троцкистами;

1925 г . - борьба с “новой оппозицией” Каменева и Зиновьева;

1926 - 1927 гг. - борьба с объединенной троцкистской оппозицией.

Одновременно шла борьба внутри силовых структур и за них, особенно за РККА.

Свое 50-летие И.Сталин встретил в качестве нового вождя. Его воцарение совпало со сворачиванием НЭПа.

Основные противоречия НЭПа:

отсутствие внутренних и внешних капиталовложений;

сдерживание товарности сельского хозяйства политическими методами;

аграрное перенаселение;

стремление частного сектора получить гарантии собственности;

борьба маргинальных слоев общества против частной собственности;

партийно-бюрократический аппарат видел в частном секторе угрозу своей власти.

К концу 20-х годов восстановительный эффект исчерпал себя. На основе старой довоенной технологии и свободного крестьянского труда Россия в 1928 г. вернулась к уровню 1913 года.

НЭП дал некоторый простор частной собственности и позволил минимально обеспечить потребности непритязательного русского населения, небольшой полумиллионной регулярной армии, 3,5 млн. государственных служащих, 20 млн. горожан, а 140 млн. крестьян сами себя кормили. И все же страна стояла перед решением тех же проблем, что и царская Россия. Традиционное общество полностью исчерпало себя. При видимых просторах России, земель, пригодных для эксплуатации, было немного. Короткий крестьянский “ренессанс” 20-х годов завершился сельскохозяйственным кризисом, в основе которого лежали аграрное перенаселение, скудость товарного обращения, натурализация сельского хозяйства как отрасли производства и натурализация жизни и быта в деревне в целом. Хлебозаготовительные кризисы 1924-25 гг., 1927-28 гг. подтвердили необходимость аграрных преобразований.

В то же время в стране необходимо было продолжать индустриализацию в связи с острым товарным голодом, технологическим отставанием, нереализованными мечтами народа о счастливом будущем. Но в нищей стране индустриальную революцию можно было осуществить только за счет крестьянства, разграбления накопленного за тысячу лет национального достояния, людских и природных ресурсов. Так долго оттягивающееся “раскрестьянивание” стало неизбежным. Теоретически альтернативой мог быть эволюционный капитализм. Но такой путь был неприемлем для разросшегося партийно-государственного аппарата и “простого народа”. Почти сразу же после принятия НЭПа новая советская бюрократия, занявшая посты не по квалификации, а по социальному происхождению, почувствовала угрозу своей власти и повела наступление на частный сектор. В 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) верх взяли сторонники радикального социализма.

Оценка государственно-монополистического социализма показывает, что это форма, сопутствующая капиталу, находящаяся в том же историческом времени или в индустриальном (буржуазном) периоде истории. Это понятие характеризует такой тип общественных отношений, при котором сохраняется принцип отчуждения работника - тип, где все другие формы собственности, кроме государственной, устранены, классы производителей превращены в массу производителей, партийно-государственные чиновники выступают как клан эксплуататоров, а личность человека подавлена. Советский социализм - это система примитивного отвержения частной собственности, как изначального зла, и одновременно доведенный до степени своего отрицания капитализм. Что касается капитализма и социализма, то понимание их как самостоятельных формаций ведет к представлениям, что социализм после своей “победы” над капитализмом является по сути закрытой системой экономических, социальных, политических и культурных отношений, у которой главные признаки носят противоположный по отношению к капитализму характер. Это система, существенной характеристикой которой является ее “антикапиталистическое” содержание. У них частная собственность - у нас государственная, у них эгоизм - у нас коллективизм, у них власть буржуазии - у нас власть трудящихся и т.д. Социализм представляет собой “анархистское отрицание” и примитивное отвержение капитализма и в то же время подражание ему.

Предпринимателей и крестьян стали давить налогами, бюрократическими проволочками, административными барьерами. Большинство созданных к этому времени государственных структур при нормальном развитии капитализма могли оказаться ненужными. Чиновничество не могло и не хотело этого допустить. К концу 20-х годов Госплан превратился в одно большое министерство по управлению народным хозяйством, а ВСНХ - в коллегию этого министерства. Государственным органам прямо или опосредственно через налоговую систему были подчинены государственные, кооперативные, в значительной степени частные предприятия. Но многомиллионное единоличное крестьянство ускользало от этого тотального контроля. После своей поездки в Сибирь в связи с хлебозаготовительным кризисом 1927-28 гг. И. Сталин вернулся в Москву взбешенным. Выступая перед партийными работниками, он обвинил крестьян в саботаже. Заявил, что крестьяне предложили ему станцевать лезгинку за два пуда хлеба.

Насильственная коллективизация превращалась для власти в дело принципа. Подчинить крестьян, сделать народ таким же послушным вождю, как и партию, было не только экономической, политической, но и личной задачей амбициозно-кавказского вождя.

Экономические трудности возрастали, авторитет партии падал. С 1928 г. червонец перестал быть конвертируемым. В этом же году повсеместно стали вводиться карточки на хлеб и другие продукты. Карточками были обеспечены городская часть населения, административный аппарат, силовые структуры - всего около 40 млн. из 160 млн. населения. По карточкам выдавались хлеб, мука, крупы, жиры, селедка. Более калорийные продукты - мясо, масло, сахар, конфеты и т.д. получало 8 млн. человек, т.е. , фактически, партийно-государственный аппарат и их семьи. Существовали специальные закрытые магазины, к которым прикрепляли по спискам. Прикрепленные подразделялись на категории, градацию между которыми было очень трудно уловить, так как фактически обеспечить карточки было невозможно, одни продукты заменяли другими. Промышленные товары тоже распределялись по карточкам, талонам или в виде премий. Карточная система существовала в СССР в 1928-35 гг., 1941-47 гг. В 1928 г. официальной пропагандой эта мера освещалась как переход к бестоварному обществу, к коммунизму.

Из хлебозаготовительного кризиса 1927-28 г. страна выходила силовыми методами. Вновь, как во время гражданской войны, были созданы чрезвычайные органы. В деревнях проводились обыски и зерно изымалось у крестьян. Чтобы прокормить себя и удержаться к власти, большевики пошли на жесткие меры, но этими мерами в долгосрочном плане проблема не могла быть решена. И. Сталин, только что одержавший победу над своими политическими противниками, не желал ее потерять. Деятельность И. Сталина была цельной и единой по вопросам индустриализации, переустройства сельского хозяйства, проведения политического террора. Даже вполне конкретные экономические мероприятия имели ничем не прикрытый политический подтекст.

Государственники в России, в том числе настроенные антисталински, признают, что авантюрный индустриальный прорыв 20-30-х гг. являлся наиболее реалистичным вариантом социально-экономического развития. Безусловно и то, что любое правительство в тех условиях должно было осуществить технологическое перевооружение промышленности и аграрную реформу в деревне. Но это не означает, что был возможен только сталинский вариант в виде системы “этатизм - диктатура”. Система “Э-Д” создает видимость успеха и а долгосрочном плане не решает общественных проблем.

Характеристика системы “этатизм - диктатура”:

1. “Э-Д” - это власть неудачников и посредственностей, выходцев из “простого народа”;

2. “Э-Д” устанавливается путем демагогии и террора;

3. в “Э-Д” идет бесконечное накопление ошибок; по мере усложнения механизма “Э-Д” количество ошибок возрастает;

4. в “Э-Д” осуществляется система отрицательного отбора кадров;

5. система не способна к адаптации.

Советская идея была правопреемницей “русской идеи”, но несла в себе и новые, вновь проявившиеся черты. Она причудливо включала общерусскую всечеловечность, иудейскую богоизбранность, мессианство рабочего класса, социальный дарвинизм, масс-культуру и масс-психологию, имперскую государственность. Реальным воплощением новой идеи был сталинизм. Сталинизм - это идеология партийно-государственного аппарата СССР с конца 20-х годов до 1953 г. В эволюции сталинизма можно выделить несколько этапов:

1. 1922-1929 гг. - установление единоличной власти;

2. 1929-1934 гг. - процесс формирования мифологии сталинизма;

3. 1935-1941 гг. - реализация советско-сталинской модели социализма и создание бюрократической основы ее власти;

4. 1941-1945 гг. - частичное отступление от сталинизма, рост национального самосознания;

5. 1946-1953 гг. - апогей сталинизма.

Политическую основу сталинизма составило слияние партийного аппарата с государственным, социально-экономическую - полное отчуждение средств производства от работника, переход к распределительной системе, а распределительных функций и власти - к бюрократии. Сталинизм выражал интересы партийно-административного аппарата и маргинальных слоев населения. И. Сталин был российским воплощением “движения масс”, хитрый и примитивный, он стал олицетворением мудрости “простого народа”. Вот, что писал о Сталине в 30-е годы Анри Барбюс: “Сталин - это Ленин сегодня. Если Сталин верит в массы, то и массы верят в него. В новой России - подлинный культ Сталина, но этот культ основан на доверии и берет свои истоки в низах. Человек, чей профиль изображен на красных плакатах рядом с Карлом Марксом и Лениным, - это человек, который заботится обо всем и обо всех, который создал то, что есть, и создает то, что будет. Он спас. Он спасет”.

В течение своей политической карьеры И.Сталин занимал следующие государственные и политические посты:

 на II съезде Советов 26 октября 1917 г. избран членом ВЦИК и утвержден Народным комиссаром по делам национальностей;

с марта 1919 г. одновременно являлся Народным комиссаром государственного контроля, позднее реорганизованного в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции;

1922 год - секретарь, затем генеральный секретарь ЦК ВКП(б);

в мае 1941 г. был назначен Председателем Совета народных комиссаров СССР;

в начале Великой Отечественной войны был назначен Председателем Государственного комитета обороны и Верховным Главнокомандующим вооруженными силами СССР.

Кроме того, как Верховный Главнокомандующий, имел воинское звание маршала, а с 1945 г. - генералиссимуса. Таким образом, к концу жизни И. Сталин объединял в одном лице высшую исполнительную, военную и партийную власть, являясь одновременно депутатом законодательного собрания, формально не в качестве первого лица. И. Сталин был награжден Золотой звездой Героя социалистического труда (1939 г.), Героя Советского Союза (1945 г.), двумя орденами Победы (1945 г.).