Налоговая сообщает. Как избежать штрафов по налоговой инспекции и что делать, если организация не согласна с результатом налоговой проверки

Согласно ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки в целях контроля над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. При выявлении налоговым органом нарушений налогового законодательства по результатам проведения налоговой проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ, составляется акт налоговой проверки.
Акт налоговой проверки относится к материалам налоговой проверки, на основании которых руководитель налогового органа решает вопрос о наличии (отсутствии) состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.
Нормой пп. 7 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам пояснения по актам проведенных налоговых проверок.
В случае, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, которые содержатся в акте налоговой проверки, согласно п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ ему предоставлено право представить в налоговый орган свои письменные возражения.
Возражения на акт налоговой проверки - это один из важнейших инструментов, которым закон предоставляет налогоплательщику возможность урегулировать налоговый спор ещё до вынесения решения по итогам проверки.
В соответствии с п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки лицо, в отношении которого назначено рассмотрение материалов проверки (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить письменные возражения и документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно п. 2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Налоговым законодательством не установлены требования к форме, в которой должны быть представлены письменные возражения на акт налоговой проверки, поэтому данный документ составляется в произвольном виде. Однако все доводы, изложенные в нем, должны быть мотивированными и содержать аргументированную позицию налогоплательщика. Возражения должны быть подписаны руководителем организации либо налогоплательщиком – физическим лицом или их представителем.
Представление возражений - право, а не обязанность налогоплательщика. Налогоплательщик может и не воспользоваться своим правом подачи возражений на акт налоговой проверки. Непредставление возражений (в том числе, если опоздали с их подачей) не лишает налогоплательщика права при рассмотрении материалов налоговой проверки приводить свои доводы и представлять свои объяснения, выдвигать возражения по существу возникающих вопросов в процессе рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) материалов проверки (п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Праву налогоплательщика на подачу письменных возражений на акт налоговой проверки корреспондирует, согласно п. 1 п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ, обязанность налогового органа принять и рассмотреть представленные возражения и доводы налогоплательщика.
Налогоплательщик вправе до принятия налоговым органом окончательного решения по результатам рассмотрения материалов проверки представить любые дополнительные доказательства, а налоговый орган обязан их принять к рассмотрению при вынесении решения по результатам налоговой проверки.
Таким образом, законодательством предоставлено право налогоплательщику отстаивать свои интересы на стадии досудебного урегулирования спора.

Отдел по досудебному урегулированию
налоговых споров ИФНС России по г. Сургуту

В прошлой статье мы рассказали о том, как проходит выездная налоговая проверка и оформляется ее результат . Сегодня рассмотрим более подробно процесс его обжалования. Все нижеследующее актуально не только для выездной, но и для камеральной налоговой проверки.

Прежде всего отметим, что не соглашаться с действиями налоговиков можно уже в ходе проведения проверки. Это относится в основном к выездному ее варианту. Если инспекторы превышают свои полномочия и осуществляют мероприятия, которые выходят за рамки проверки, на их действия можно пожаловаться в вышестоящий налоговый орган и прокуратуру .

Когда проверка окончена, составляется акт. При выездной проверке налогоплательщик получает этот акт в течение двух месяцев после ее окончания. При проверке камеральной срок составления акта - 10 дней, однако компания получит его лишь в том случае, если инспекторы выявили нарушения налогового законодательства. Иначе никакого уведомления об окончании камеральной проверки не последует.

Если содержащиеся в актах выводы с точки зрения организации неправильны, у нее есть возможность подать возражение на акт налоговой проверки . Сделать это нужно в письменном виде в течение месяца со дня получения акта. Возражение направляется в ИФНС, проводившую проверку, к нему прилагаются копии документов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о недостоверности выводов инспекторов. Специалисты рекомендуют также приложить опись представленных документов.

Иногда бывает, что при рассмотрении полученных возражений контролирующий орган снимает часть своих претензий либо назначает дополнительные контрольные мероприятия. Поэтому к составлению возражения стоит подойти очень ответственно - это может помочь урегулировать разногласия с инспекцией и оградить от ненужных разбирательств.

Но в большинстве случаев возражения принимаются инспекцией и участвуют в процедуре рассмотрения результатов налоговой проверки . Обратите внимание, вне зависимости от того, оформили ли вы вовремя свои возражения на акт или нет, в ходе рассмотрения результатов проверки вы имеете право подавать как устные пояснения, так и представлять дополнительные документы.

Далее на основании акта проверки, возражений налогоплательщика и протокола рассмотрения результатов руководитель ИФНС выносит итоговое решение. Если организацию все-таки привлекли к ответственности, а она с этим не согласна, это решение может быть обжаловано в досудебном порядке . Такой порядок является обязательным, то есть налогоплательщик не может сразу обратиться в суд, минуя досудебное урегулирование.

Обжалование решения территориальной ИФНС производится в вышестоящем налоговом органе. Однако сама жалоба подается в ту инспекцию, которая проводил проверку. Приложив к жалобе материалы проверки, сотрудники ИФНС сами перенаправят ее в вышестоящий орган.

На подачу жалобы у налогоплательщика есть 1 месяц — в этом случае она будет носить название «апелляционная жалоба». Если этот срок упущен, в течение года с момента принятия решения можно продать обычную жалобу. Между апелляционной и простой жалобой, по сути, нет никакой разницы, лишь время подачи. В жалобе целесообразно указать все свои доводы, приложить доказательства, в том числе документы, расчеты налогов, штрафов и пеней, с которыми организация не согласна. Нужно потребовать признать решение налогового органа по результатам проверки полностью или частично недействительным.

Далее в течение одного месяца жалоба будет рассмотрена вышестоящим налоговым органом. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен еще на месяц. Рассмотрение проводится без присутствия налогоплательщика, однако по решению налогового органа он может быть приглашен.

В итоге вышестоящий налоговый орган принимает решение по рассмотрению жалобы. Он может отменить решение ИФНС, а может оставить его в силе полностью или частично, указав, в каких именно частях она действует. Решение по итогам проверки вступает в силу со дня принятия вышестоящим органом решения по жалобе.

Если все пройденные этапы не принесли желаемого результата, остается одна возможность - обращаться в арбитражный суд . На подачу заявления дается 3 месяца. Если к предыдущим этапам организация подготовилась основательно, то составление судебного заявления не вызовет затруднений. Обратите внимание, в заявлении нужно указать реквизиты как ИФНС, которая проводила проверку, так и вышестоящего органа, который рассматривал жалобу. Это связано с тем, что в ходе арбитражного процесса будут обжалованы оба этих решения.

В течение трех месяцев со дня подачи заявление должно быть рассмотрено судом. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен. Если решение, которое вынесут арбитры, вновь не устроит налогоплательщика, оно может быть обжаловано в судах апелляционной и кассационной инстанций.

Желаем успешного ведения бизнеса!

Даже если налогоплательщик полагает, что он исчисляет и уплачивает налоги в строгом соответствии с законом, налоговики могут найти нарушения там, где их, казалось бы, и нет. Соглашаться ли с выводами налоговиков и платить недоимку, пени и штраф или отстаивать свои права и спорить с налоговой службой, - каждый должен решить для себя сам с учетом конкретных обстоятельств. Со своей стороны, мы предлагаем разъяснения, необходимые тем, кто решил спорить.

В большинстве случаев какие-либо претензии со стороны налоговой инспекции могут быть предъявлены после проведения выездной налоговой проверки. Поэтому расскажем о том, как можно повлиять на результаты проверки.

Если получен акт проверки

Попытаться повлиять на результаты проверки можно сразу же после того, когда вынесен акт. Напомним, что по окончании проверки в течение двух месяцев после составления справки проверяющие составляют акт, в котором отражают все обнаруженные нарушения (статья 100 НК РФ). Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику или его представителям под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Когда вы получите акт проверки, надо его проанализировать. Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, составьте возражения по акту (протокол разногласий) и отправьте его в налоговый орган, проводивший проверку. Это нужно успеть сделать в течение двух недель с момента получения акта.

После окончания двухнедельного срока, отведенного на ознакомление с актом и составления протокола разногласий, руководитель налогового органа (или его заместитель) в течение опять таки двух недель должен рассмотреть материалы проверки. А если подавался протокол разногласий, в обязательном порядке рассматривается и этот документ. Причем делаться это должно в вашем присутствии, для чего вам должно быть направлено извещение о времени и месте рассмотрения. Однако ваша неявка при условии, что вы были уведомлены о времени и месте рассмотрения, самому рассмотрению не препятствует (статья 101 НК РФ). Если при вынесении решения ваши доводы, изложенные в протоколе разногласий, не были учтены или по каким-либо причинам разногласия на акт проверки вы не представляли, помните, что на этом способы защиты не исчерпаны. Можно сказать, что на этом все только начинается.

Оборона или нападение?

Итак, предположим, вы получили решение налогового органа, которое вас по каким-либо причинам не устраивает. Как в этом случае можно бороться за свои права?

Для налогоплательщиков в случае их несогласия с вынесенным решением существуют два варианта для защиты прав. Условно назовем их "пассивный" и "активный". Пассивный вариант заключается в том, что налогоплательщик, получив по результатам проверки решение, не предпринимает никаких попыток, чтобы его обжаловать, а ждет, когда налоговая инспекция для взыскания штрафных санкций сама обратиться в арбитражный суд. В этом случае защищать права налогоплательщик будет, выступая в арбитражном процессе в качестве ответчика.

При выборе пассивного варианта следует иметь в виду следующее. Для взыскания недоимки и пени с организаций налоговому органу обращаться в арбитражный суд не нужно. Достаточно направить в банк налогоплательщика инкассовое поручение (распоряжение) на списание этих сумм с расчетного счета и перечисления их в соответствующий бюджет (статья 46 Налогового кодекса РФ). В судебном порядке с организаций могут быть взысканы только штрафные санкции. Поэтому если руководство организации выбирает пассивный вариант, необходимо помнить, что в этом случае в судебном процессе можно будет "отстоять" только суммы штрафных санкций, так как предметом иска, поданного налоговым органом, будут именно они (недоимка и пени в этом случае уже списаны с расчетного счета). Чтобы вернуть из бюджета недоимку и пени, налогоплательщику придется подавать иск.

Пассивный вариант защиты удобен для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ недоимка и пени взыскиваются с физических лиц только в судебном порядке. Штрафы, конечно же, тоже. Т.е. взыскать какие-либо суммы с индивидуальных предпринимателей налоговый орган может, только обратившись в арбитражный суд и получив соответствующее решение. Поэтому все претензии налоговых органов в случае, если налогоплательщиком является предпринимателем без образования юрлица, возможно "снять" при рассмотрении дела по иску, поданному налоговым органом. При этом прибегать к дополнительной подаче исковых заявлений, как в случае с организациями, не понадобится.

Для тех, кто не ждет

Выбор активного варианта защиты предполагает обжалование налогоплательщиком вынесенного налоговым органом решения. В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействия нарушают их права. Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговых орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом жалобы можно подавать или в вышестоящий налоговый орган, или в арбитражный суд, или в оба эти органа одновременно. Иными словами, налогоплательщик сам выбирает, в какой орган обратиться. Главное - помнить о том, что и в том и в другом случае времени на обжалование отводится немного - три месяца со дня получения решения.

По нашему мнению, наиболее эффективным способом обжалования решений налоговых органов является обращение в арбитражный суд. Должностным лицам вышестоящих налоговых органов присущ ведомственный подход при разрешении споров. Нередки случаи, когда и нижестоящий, и вышестоящий налоговые органы при решении того или иного вопроса руководствуются методическими указаниями, письмами, разъяснениями МНС РФ, противоречащими нормам законов. Судьи арбитражных судов при рассмотрении налоговых споров более объективно оценивают ситуацию, и в первую очередь руководствуются Налоговым кодексом РФ и законами.

Цена вопроса

Как известно, любое обращение в суд в большинстве случаев должно оплачиваться госпошлиной. (Но сказанное относится только к налогоплательщикам - налоговые органы от уплаты госпошлины освобождены). Вместе с тем, если истец, заплативший при обращении в суд госпошлину, спор выигрывает, госпошлина ему возвращается за счет средств проигравшего ответчика. Проигравшему ответчику приходится нести бремя уплаты госпошлины и в том случае, если истец от госпошлины освобожден.

Т.е. если в суд в качестве истца обращается налогоплательщик и выигрывает спор, то внесенную ранее госпошлину он может компенсировать за счет проигравшего налогового органа, т.е. за счет бюджетных средств. Если в суд обращается налоговый орган, госпошлина сначала не уплачивается, а потом, если налоговый орган выигрывает дело, госпошлина взыскивается за счет проигравшего налогоплательщика. Если выигрывает налогоплательщик, госпошлину не платит никто.

От того, какой метод - активный или пассивный будет выбран, зависит размер госпошлины. Законом РФ "О государственной пошлине" установлено, что в случае обжалования ненормативных правовых актов государственных органов гражданин оплачивает госпошлину в размере 20% от минимального размера оплаты труда, а организация - десятикратный минимальный размер оплаты труда. На сегодняшний день размер МРОТ в целях определения размеров налогов, сборов и штрафов составляет 100 рублей. Это означает, что при обжаловании решения налогового органа в суде предприниматель без образования юрлица заплатит 20 рублей, а организация 1000 рублей.

При пассивном варианте защиты в арбитражный суд с иском о взыскании штрафных санкций, недоимки и пени обращается налоговая инспекция. Так как речь идет о взыскании конкретных денежных сумм, такой иск считается иском имущественного характера. А при исках имущественного характера размер госпошлины зависит от цены (суммы) иска. Если цена иска менее 10 млн рублей, размер госпошлины составит 5% от суммы иска, но не менее одного минимального размера оплаты труда. При цене иска от 10 до 50 млн госпошлина равна 500 тыс. рублей плюс 4% от суммы, превышающей 10 млн рублей. Соответственно при цене иска от 50 до 100 млн рублей госпошлина равна 2 млн 100 тысяч рублей плюс 3% от суммы свыше 50 млн рублей. От 100 млн рублей до 500 млн рублей - 11 млн 600 тыс. рублей плюс 2% от суммы свыше 1млрд рублей. От 500 млн руб. до 1 млрд рублей - 11 млн 600 тысяч рублей плюс 1% от сумы свыше 500 млн рублей. Свыше 1 млрд руб. - 16 млн 600 тыс. рублей плюс 0,5% от суммы свыше 1 млрд рублей, но не свыше тысячекратного размера минимального размера оплаты труда.

В соответствии с указанными величинами налогоплательщику придется платить госпошлину, если налоговая инспекция обратится в суд и выиграет дело. Если же налогоплательщик спор выиграет и впоследствии сам обратится в суд с иском о возврате из бюджета незаконно списанных с его расчетного счета сумм, размер госпошлины будет определяться аналогичным образом. Однако госпошлину в этом случае, как мы отмечали выше, ему придется заплатить при подаче искового заявления, а потом, если иск о возврате денег из бюджета будет удовлетворен, госпошлина будет возвращена.

Наталья ТРУБИЦИНА.

Взаимодействие с налоговой службой, пожалуй, одно из самых нервных, как для главного бухгалтера, так и для рядового сотрудника. Санкции контролирующего органа настолько широки, что ошибочные данные журнала учета счетов-фактур могут привести к блокировке расчетного счета, неправильно сданная отчетность - к выставлению штрафа. Апогеем всех проблем, как правило, является выездная налоговая проверка , в рамках которой могут быть найдены те ошибки, о которых руководитель предприятия даже и не подозревал.

Как наладить взаимодействие с ФНС и подготовиться к налоговой проверке?

В первую очередь, залогом успешной работы предприятия является квалифицированный сотрудник, который ориентируется в актуальных формах налоговой отчетности и корректном ведении бухгалтерского учета. Существенным подспорьем для такого бухгалтера станет система Контур.Экстерн, которая позволяет автоматизировать большинство действий при заполнении бланков отчета и сдать его в электронном виде без задержек. Наличие таких сервисов, как также позволит сверить данные вашего бухгалтера с данными контрагентов, что практически нивелирует опасность возникновения проблем с ФНС.

Помимо этого следует помнить несколько простых правил при ведении бухгалтерского учета:

  • любая операция должна сопровождаться подтверждающими документами;
  • любое действие, совершаемое бухгалтерией должно в своей основе содержать распоряжение или приказ;
  • взаимоотношения с контрагентами должны происходить на основании договоров;
  • вся деятельность бухгалтерии должна быть регламентирована действующими законами и нормативно-правовыми актами, а также учетной политикой самой компании.


Все вышеуказанные действия помогут безболезненно пройти камеральную налоговую проверку, которая проводится по графику или назначается отдельно. Суть камеральной проверки заключается в анализе поданной декларации. В случае если все заполнено верно, проблем не возникнет. Однако, если у инспектора появятся вопросы, он направит запрос в адрес компании, на который следует немедленно прореагировать.

Существует понятие встречной налоговой проверки, которая осуществляется только в рамках выездной и камеральной.

Выездная проверка - это плановое или внеплановое посещение инспекторами ФНС предприятия, в рамках которого проводится аудит документации, сверка данных и выносится акт по итогам проверки. Подготовка к ней не займет много времени и состоит из нескольких этапов:

  1. Провести сверку документов между предприятием и контрагентами.
  2. Сообщить всем партнерским компаниям о грядущей проверке.
  3. Подготовить место для работы инспекторов (лучше отдельное помещение).
  4. Сверить фактические и юридические адреса.

Как обжаловать акт налоговой проверки?

Часто возникают ситуации, когда бухгалтер или руководитель компании не согласен с актом налоговой проверки. Согласно действующим нормам оспорить полученный акт в суде невозможно. Что же делать налогоплательщику?

Во-первых, при получении акта проверки обратите внимание на указанную на нем дату получения. Акт составляется в нескольких экземплярах, поэтому на всех следует указать фактическую дату, когда вы взяли в руки документ. От указанного числа зависит срок, в течение которого можно подать возражения.

Во-вторых, существует возможность отказаться подписывать акт проверки. В этом случае в двухнедельный срок компания обязана направить в адрес налогового органа мотивированный отказ с объяснениями, подкрепленными ссылками на нормы законодательства и фактическими документами. Если же при получении акт был подписан, то также в течение 2 недель можно направить свои возражения.

Предоставление контролирующему органу возражений - не обязательная процедура и на решение суда влияния не окажет. На практике факт наличия мотивированных замечаний позволяет решить часть вопросов в досудебном порядке, поэтому пренебрегать ими не стоит.

В-третьих, если по итогам обмена мнениями компромисс не был достигнут, необходимо готовиться к суду. На судебном процессе будут рассмотрены позиции и представленные доказательства обеих сторон, а также вынесено окончательно решение.

Форма предоставления возражений на акт налоговой проверки

Форма предоставлений возражений и замечаний не регламентирована текущим законодательством, однако существует ряд рекомендаций:

  1. Выберите пункты, с которыми вы не согласны (это может быть как акт в целом, так и отдельные его элементы) и сформулируйте перечень возражений, а также базу (законодательную и документальную), на основании который вы считаете свою позицию верной.
  2. В шапке документа укажите должность и фамилию того, кому адресован документ и наименование налогового органа с указанием адреса.
  3. Также укажите от кого направляются замечания: наименование компании, основные реквизиты.
  4. Сделав несколько отступов, напишите: «Возражения на акт камеральной (выездной) проверки № … от ….».
  5. Ранее сформулированный перечень и базу официальным языком изложите в документе.
  6. В случае, если к возражениям вы прикладываете дополнительные листы, их необходимо заверить.
  7. В конце документа кратко изложите суть вашей позиции и действие, которое вы считаете целесообразным предпринять: отменить акт, пересчитать сумму налога и т.д.
  8. Поставьте подпись.