Как построить церковь. Основные правила. Беседы с батюшкой. Строительство и восстановление храмов

С чего начать?

Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь, в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.

Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма - равносторонний крест
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, "как на цепи подвешенный к небесам"
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор. Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. ???? -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор -- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики - крест, одна сторона которого вытянута на запад
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь , в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.


Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом . По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор . Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная , поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор
-- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня . В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.

Строительство православного храма ‑ дело очень непростое. В храме важно все, в его устройстве не бывает мелочей. Каждая деталь в нем подчинена канонам и традициям, и даже современные проекты православных храмов разрабатываются с учетом строгого их соблюдения. Первое, на что обращают внимание, ‑ выбор места под строительство. Раньше на Руси, согласно традициям, место под строительство православного храма или монастыря выбиралось возвышенное, видное издалека. должен был доминировать среди окружающих застроек, напоминая людям о возвышенности духовного мира по сравнению с земным. Место, на котором будет стоять храм, старались выбрать так, чтобы оно «обдувалось четырьмя ветрами» ‑ звук от колоколов тогда был слышен за несколько десятков верст.

Церковные предания утверждают, что очень часто место для строительства православного храма или монастыря указывал Сам Господь, Богородица, или кто-то из святых угодников Божиих ‑ виденями, явлениями во сне, другими знамениями. Результатом такого скрупулезного выбора является то, что до сих пор, приходя на места даже разрушенных старых церквей, мы отчетливо ощущаем то, что они особенные, благодатные.

Проект православного храма и внешнее благоустройство

После выбора места, рабочими утрамбовывалась площадка под его строительство. Важным было и расположение православного храма: проект его всегда рассчитывался таким образом, чтобы церковный алтарь обязательно смотрел на восток. За неимением компасов и прочих измерительных приборов, восточное направление определяли следующим образом: просыпались до восхода, и на храмовой площадке проводили ось, строго параллельную первому лучу восходящего солнца.

Этот фактор при строительстве православного храма учитывается до сих пор, и исключения делаются только в очень редких случаях. Почему же это так важно? Одни исследователи утверждают, что в этом присутствует наследие древнего солярного культа славян, другие опираются на то, что в христианстве Восток всегда был связан со светлыми силами, а Запад ‑ с темными.

Не менее важной частью православного храма является и его верхняя часть, увенчанная куполами. Количество куполов всегда нечетное, и может доходить до тридцати трех, и все они увенчиваются крестом.

Прекрасным образцом храмового зодчества является 33-купольная деревянная церковь Николая Угодника на Троицкой горе в Санкт-Петербурге.

Главные части православного храма

При создании проекта православного храма строго учитываются все его составляющие. С давних времен церковь символизировала собой трехмерность Вселенной: божественную ее часть, небесную и земную. Именно поэтому православный храм состоит из трех частей: алтаря, где молятся священники, центральной части, предназначенной для молитвы верных (крещенных) христиан, и притвора, в котором раньше молились оглашенные ‑ те, кто только проходил катехизацию и готовился принять святое крещение.

Верхняя часть православного храма ‑ неф (потолок) ‑ символизирует небо, и покрывается росписями, изображающими Святую Троицу, Бога Отца, Господа Иисуса Христа и Божью Матерь. Пол под ногами означает землю, и поэтому он тоже украшается мозаиками и орнаментами.

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную - Римскую и восточную - Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов , но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов : по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Схема храма в форме круга

Схема храма в виде корабля

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это к лассический тип белокаменного прямоугольного храма , или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Софийский собор в Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм "Утоли мои печали". Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

По мнению РПЦ и архитекторов, облик православного храма требует обновления. По какому пути двигаться?


Каким должен быть храм XXI века? Какие черты в его облике обязательно нужно сохранить, а какие, наоборот, пришла пора менять?

Недавно Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата совместно с Гильдией храмоздателей и Союзом архитекторов России объявили открытый архитектурный конкурс на создание проекта православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом.

Итоги конкурса станут известны уже 18 января. А в их преддверии в Союзе архитекторов России разгорелась оживленная дискуссия, посвященная актуальным вопросам проектирования храмовых комплексов. В частности, обсуждали то, каких ошибок нужно избегать, приступая к проекту здания «негражданского» назначения.

Не гонялся бы ты, поп, за эксклюзивом…

Работа по созданию библиотеки проектов современных храмов была поручена отделу по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Куратором проекта стал заместитель начальника отдела протоиерей Андрей Юревич — сам в прошлом архитектор, имеющий диплом МАРХИ.

В рамках архитектурной дискуссии, вооружившись мелом, он попробовал, что называется, в режиме on-line спроектировать православный храм нового типа. Причем делал это отец Андрей, попутно обсуждая те проблемные вопросы, с которыми может столкнуться архитектор, только начинающий свой путь в качестве «храмоздателя».

— Чтобы спроектировать храм, нужно знать множество тонкостей, — объяснил священник-архитектор аудитории. — Иногда под строительство храма выделяется участок с очень сложной конфигурацией, и сделать на нем «привязку» бывает достаточно непросто. Ведь по канонам храм должен быть ориентирован по направлению запад — восток. К тому же рядом с храмом нужно обязательно предусмотреть свободное место для совершения крестного хода.

В современных условиях по-другому проектируется и входная группа: здесь должны быть гардеробная, туалеты, комната охраны, помещение, где продают свечи и иконы.

Правильно должно быть сформировано и внутреннее пространство. К сожалению, сейчас, в погоне за «эксклюзивом», храм порой так распланируют, что в нем неудобно и прихожанам, и священнику. А между тем, между алтарем и царскими вратами, например, должно быть достаточно места, чтобы совершать земные поклоны. Нужно предусмотреть для прихожан и возможность снять в храме верхнюю одежду.

Предостерег отец Андрей и от «буквального» проектирования.

— Знаете, иногда приходит настоятель со своим архитектором и говорит: «Раз мы будем строить Храм Живоначальной Троицы, значит, крыша и купола у нас будут зеленые». У меня такой подход вызывает большие сомнения. Думаю, прямые аналогии здесь вряд ли нужны. Архитектор должен работать в первую очередь с конструктивом, с формой.

Кроме того, протоиерей-архитектор посоветовал начинающим специалистам сначала окунуться в церковную жизнь, подольше побыть в том пространстве, где совершается богослужение, побеседовать со священниками и только потом уже приступать к проектированию.

— А то, бывает, приходит человек строить храм, а сам не может отличить клирос от амвона, притвор от придела, — сетует отец Андрей.

Все позволительно, но не все полезно

По словам отца Андрея Юревича, сейчас строится много безликих храмов. Священники между собой называют их «храмами-хрущевками». Но как из «хрущевок» нужно переселять людей в более благоустроенное жилье, так и из безликих храмов нужно «переселять» приход в красивые, величественные храмовые сооружения.

— Современная архитектура состоит не в том, чтобы самовыразиться или, тем паче, эпатировать кого-то, — считает председатель правления Гильдии храмоздателей, архитектор с большим опытом храмостроения, Андрей Анисимов . — Она в том, чтобы максимально соответствовать изменившимся запросам Церкви. А храму сейчас нужны не только ритуальные, но и общественные пространства.

Определяясь с храмом XXI века, опытные храмоздатели предостерегают от излишней экстравагантности. Впрочем, предыдущие конкурсы показали, что архитекторы никогда не отказывали себе в креативе.

Так, автор одной из работ предложил проект храма из стекла. Другой вариант — когда на традиционные купола как бы накинута ткань с прорезями. Третий предложил и вовсе авангардный проект, когда храм лишь угадывается в авангардных формах и больше похож на конструктивистскую инсталляцию из квадратов и треугольников.

Что ж, с нетрадиционными формами можно и поэкспериментировать, считает протоирей Андрей Юревич. Почему бы нет? Другое дело, что вряд ли нужно уходить в экстравагантность. Ибо все позволительно, но не все полезно…

А еще красивый храм нужно вымолить: «Господи, открой мне!». Как вымаливали свои гениальные иконы великие молитвенники-исихасты Андрей Рублев и Дионисий . Ведь самый первый храм, Скиния Завета, был промыслен Богом.

При храме может быть и спортплощадка, и театр, и литературное кафе

Как показывает практика, каждый настоятель делает храм «под себя». Так что выражение «каков поп, таков и приход» в полной мере относится и к самому храму.

Например, если священник склонен к педагогике, он обязательно построит рядом воскресную школу. Если увлекается спортом, пробьет волейбольную площадку. Если раньше занимался военно-патриотической работой, откроет зал с силовыми тренажерами. Есть храмы, рядом с которыми располагаются театры, литературные кафе, приюты для неблагополучных подростков.

— Помню, при работе над проектом приюта для малолетних мам перед архитектором была поставлена задача спроектировать комнаты, где будут проживать мамочки со своими детьми, — рассказывает отец Андрей. — Так что, проектируя храм, архитектор может столкнуться с элементами сугубо гражданского назначения. И в этом — одна из современных черт православного храма.

Крестный ход вокруг батюшкиной койки

Участники встречи в Гранатном переулке попробовали определить признаки современной храмовой архитектуры.

Во-первых, это храмовый комплекс, состоящий из зданий разного назначения. Изначально храм всегда строился отдельно от служебных помещений. Сейчас же их все чаще объединяют: и церковь, и дом настоятеля, и трапезную, и воскресную школу.

— Так удобнее, — поясняет архитектор Андрей Анисимов. — Правда, порой возникают казусы вроде того, который случился с одним из моих проектов, когда дом причта церковного был не очень удачно объединен со зданием храма. «Это что же, — поинтересовались люди, — мы крестным ходом вокруг батюшкиной койки станем ходить?». В итоге пришлось «обрубить» дом и вынести его за пределы комплекса.

— Но в целом, «комплексная» тенденция сейчас очень устойчивая, продолжает наш собеседник. — Храмы ведь строятся на деньги жертвователей. И удобнее на этот разовый взнос построить все, что необходимо приходу, вплоть до пекарни и разных мастерских. Это всяко лучше, чем дробить проект и растягивать строительство на неопределенный срок.

Излишний декор отвлекает от молитвы

Любопытно, что другим важным признаком современности стало… отсутствие росписи в храме.

— Считаю, что не стоит забивать храмовые интерьеры декором, — поделился своим мнением Андрей Анисимов. — Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда вы приходите в храм, который расписан полностью, это отвлекает от молитвы.

— Да ладно бы еще роспись была на достойном уровне, — сетует отец Андрей Юревич. — А то ведь порой самого низкого качества. Так что лучше любоваться идеально белыми стенами и думать о вечном. Согласен, необычно для православного храма. Но когда-то надо меняться...

Прихожане теперь ближе к алтарю

Много споров сейчас по поводу того, как нужно располагать алтарь.

Одни по-прежнему считают, что алтарная часть — это сокровенное место, где приготовляются Святые дары и куда категорически запрещено входить посторонним.

Другие полагают, что правила должны стать более демократичными, и если уж алтарь по-прежнему закрыт для всех, кроме служителей церкви, то его можно хотя бы «приблизить» к верующим.

— Сейчас алтарь часто делают практически без алтарной преграды, — говорит председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов. — Считается, что прихожанина не надо отделять от того, что происходит в алтаре.

Словом, нововведений в современном храме предостаточно. Плохо только, что нормы и правила храмостроения не зафиксированы ни в каких официальных СНиПах. Есть лишь свод разрозненных правил.

— Пока зачастую строим вприглядку. Передавая сведения о пропорциях и размерах из уст в уста, — поделился с собравшимися протоиерей Андрей Юревич. — Безусловно, было бы неплохо, если бы такие СНиПы для храмовых зданий были разработаны. Но на это нужны немалые средства. А с этим, как водится, проблема...

Сегодня назрела необходимость в создании добротных, крепких проектов повторного применения для храмов. Такие проекты спасут от той безликости и безвкусицы, которая царит порой на просторах приходской архитектуры.

Елена МАЦЕЙКО

Иллюстрации предоставлены Гильдией храмоздателей. Проектирование и строительство — Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова

Фото внутреннего убранства храма с сайта trojza.blogspot.ru