Чудеса у святынь: как это работает. На примере Серафимо-Дивеевского монастыря. Чудесные исцеления по молитвам преподобного Серафима Саровского в Дивеево: отзывы и записанные свидетельства

Почему православные ездят к святому старцу, жившему около двух сотен лет назад, за тысячу километров каждый год, что находят в Серафимо-Дивеевской обители, в свое время основанной преподобным? Разговор с паломниками из Чернигова.

Елена Нестеренко, руководитель группы

Первый раз в Дивеево я поехала в 1999 г. Пока доехали, то настолько устала - в дороге условий нормальных не было, плюс ехать очень долго, что ничего особенного не почувствовала.

А потом, в 2001 г., у меня обнаружили позвоночную грыжу. В это время мне в руки попалась книга, которую купила в 1999 г. в Дивеево, начала читать - о батюшке Серафиме, о том, как люди исцелялись и приезжали благодарить. Поняла, что это не просто информация, нужно ехать. В тот год я исцелилась, практически перестала чувствовать спину, которая до этого ужасно болела. Уже в последующие годы, я ездила не ради исцелений, Дивеево было таким местом, где я ощущала пасхальную радость.

Кроме того, что ездите сами, Вы еще возите группы. Что Вы можете сказать, как руководитель группы, об этих поездках?

Честно говоря, хочется людям максимально доставить радость, как доставляет эту радость батюшка.

Но и к поездке важно готовиться. Готовиться, т.е., поститься, молиться, причащаться весь год.

Если не готовиться, радость все равно будет, но не та, наверное. Есть такие люди, которые поехав один раз, больше не возвращаются. Но все равно они для меня родные. Родные для меня и те, кто ездит из года в год.

- А бывает такое, что человек на обратном пути говорит: «Зря поехал».

Ой, не знаю. Может, и бывают люди, которые один раз съездили и больше не хотят, просто вслух об этом не говорят.

Думаю, у каждого есть свой близкий святой. Для меня - это батюшка Серафим, а у кого-то - святитель Николай или другой святой. Я люблю батюшку Лаврентия Черниговского очень, но батюшка Серафим для меня еще ближе.

- А само Дивеево за эти годы меняется?

Монастырь постоянно меняется в лучшую сторону - на глазах разрастается, появляются новые постройки.

- Как принимают вашу группу там?

Очень тепло и радостно. Всегда возвращаемся с подарками.

- Почему так радушно, как думаете?

Потому, что батюшка хочет, чтобы мы порадовались.

Вот, Валентина, у которой мы жили, работала в скиту, в котором также трудился один мужчина. На престольный праздник обнаружили, что у него нет хорошей одежды. И негде взять. И вот матушке привозят мешок с одеждой из ее родного села, открывает первый, а там одежда вся, как для него подобранная. Нашли костюм, рубашку, обувь. Валентина плакала и от того, что батюшка Серафим помог одеть человека, и что показал, как нужно любить людей.

Сергей Глинка, мастер по ремонту медицинского оборудования:

Как-то ранней весной 2003 года мы поехали в паломническую поездку в Дивеево, и игуменья монастыря матушка Сергия, узнав, что мы из Черниговского казачества, предложила, прибыть нам на 100-ю годовщину прославления прп. Серафима Саровского. И вот, через пару месяцев, мы, около 20 человек-казаков, поехали в Дивеево.

Это как-раз был период укрепления моей веры, становления в христианстве. Мы уже около года посещали Спасо-Преображенский собор Чернигова, участвовали в богослужениях, и батюшка Андрей, настоятель собора, видя наше усердие, решил организовать казачество. Так верующие ребята, прихожане Спасо-Преображенского собора, надели форму. У каждого из нас за плечами были не один десяток лет, проведенных в церкви, многие еще с мамой, бабушкой ходили в храм.

- А что для Вас поездки в Дивеево?

Это подтверждение правильности выбора веры православной, а еще того - что есть духовный мир, который мы не видим. И мы должны с уважением относиться к этому миру, например, иконы – это окно в духовный мир, или святые мощи.

Был случай, женщина нам в Спасском соборе рассказывала, как ее дочь поступила в институт: «Я молилась перед иконой Богородицы. На коленях читала акафист Богородице, просила, чтобы Она помогла моей дочери поступить. И дочь поступила». Это чудо «на ровном месте». По вере всем дается.

Наталья, частный предприниматель:

Каждая наша поездка чем-нибудь, да отличается. А чем мне нравятся эти поездки? Определенной неустроенностью. Дома все комфортно, там я все решаю сама, потому что нахожусь на руководящей должности. Дома все от меня зависит, а в этих поездках от меня совершенно ничего не зависит.

-Тяжело?

Нет. Я ж знаю куда я еду. Это другая жизнь.

- Какая?

Тут можно помолиться спокойно. Наедине с собою побыть. Исповедаться, причаститься. Конечно, я понимаю, что это и в городе можно сделать, но там суеты много. В первый раз, когда ехала, то еще и в церковь не ходила. Первый раз сестер-монахинь в Дивеево увидела, узнала, как их быт устроен, сама на послушаниях побывала. Это вообще другая жизнь, другие люди.

Это уже седьмое мое паломничество. И, признаюсь, живу от поездки к поездке. Еще не успела домой приехать, а уже вернуться хочется. В первую очередь, на послушания.

- Как-то менялась ваша жизнь после того, как произошло соприкосновение с такими людьми?

Менялась, но не надолго. Потом снова погружаешься в реальность. Дома что? Дома - дети, семья, друзья, коллектив. А когда сюда приезжаешь, то забываешь и о налоговой, и о проплатах, обо всем.

Но все же… Я по натуре человек очень вспыльчивый, у меня характер тягчайший - всю жизнь командую, смирение для меня - подвиг. А вот здесь я как-то мягче становлюсь, добрее. И по крайней мере, если где-то «нашкодила», то сразу каюсь. Не всегда получается делать все так, как надо, но по совесть активизируется. Тут как-то осмысливаешь, что рядом батюшка Серафим, а главное, Господь близко. Здесь приглядываешься к окружающему миру, в себя заглядываешь, и понимаешь - вокруг одни чудеса. Вот что-то нужно, просто стал помолился: «Серафимушка помоги! Не могу куму свою найти». Только так сказала, а вот она - идет.

- В повседневной жизни все не так?

Суета. Может чудеса и есть, да кто их видит?

Здесь все по-другому. Если дома встать невозможно. То здесь встаешь ни свет, ни заря. Понимаешь, что смыл есть во всем том, что делаешь. У меня в этот раз выбор был или Турция, или сюда. Я выбрала Дивеево.

- Сожалеете о чем-то?

Сожаление только насчет своего поведения.

- А радуетесь чему?

Рада, что получилось взять с собою крестницу. Она за мною постоянно скучает. В этой поездке было время и пообщаться, и о Боге рассказать. У меня крестников много - 18 детишек. Трое таких, с которыми я более-менее стабильно общаюсь. А остальных мы с батюшкой крестили в тубдиспансере, я за них здесь и дома - всегда молюсь.

Тут обязательно каких-то новых людей встречаешь, и радуешься встрече. В этот раз мне очень хороший священник повстречался, у которого я исповедалась.

А еще в этой поездке особо понравились наши приключения, такие первобытные, местами, условия, комары такие злобные, ночевку в автобусе я буду с улыбкой вспоминать. Тяжеловато конечно, но ничего.

- Всем ли стоит ехать в такие поеездки?

Это все такое личное. Вы понимаете, можно никуда не ездить и дома молиться.

Люди зачем ездят по святым местам? Когда приезжаешь в монастырь не на пять минут, а приезжаешь на послушание, то многое меняется. Если бы дома так целый день на ногах - службы, послушание, источник, канавка, так можно было и «ноги протянуть», а здесь силы берутся откуда то. Это и есть благодать Божья, которую можно ощутить в таких местах по-особенному. Мне кажется, что в такие поездки ездят люди, чтобы подправить у себя что-то в душе.

- Нужно быть готовым дать возможность Господу подправить что-то ту тебя в душе?

Знаете, как я обычно говорю во время исповеди? «Во всех грехах каюсь, с Божьей помощью буду исправляться». А мне батюшка тут сказал, что неправильно это: «В конце нужно говорить так: отыми от меня, Господи, все грехи, которые Тебя оскорбляют». Совсем же смысл меняется - самой выбирать, что хочу исправить, или предоставить Господу исправить во мне то, что в первую очередь мешает моей христианской жизни.

Фото Александра Челышева

Дивеево давно стало частью моей жизни. Святые источники, Канавка Царицы Небесной и самое сокровенное – мощи батюшки Серафима , все это родное, мое. Надо ли говорить, что стараюсь в тех благодатных местах бывать по нескольку раз в год. Все начиналось довольно просто. Наш духовник, батюшка Амвросий, иеромонах Свято-Троицкого монастыря, что в Тюмени (видимо, совсем измучившись со мной) как-то в сердцах произнес:

– Тебе бы в Дивеево на пару недель…

Что до этого было? На мой тогдашний взгляд, ничего особенного, ну, подошла к кресту с накрашенными губами, ну и что, казалось бы, я же батюшке пояснила накануне, что помада недешевая и следов не оставляет. И про юбку тоже, и туфли на шпильках, и даже декольте – все пришлось ему выслушивать. Забегая наперед скажу, что ухаживать за собой, несмотря даже на, казалось бы, воцерковление, не перестала. Но многое поменялось во мне за это время. Почему я так подробно это рассказываю? Чтобы дать понять, каково мне пришлось в суровом женском монастыре, где бабульки – прихожанки постоянно мне напоминали о грехе мшелоимства и моем конкретном месте в аду.

К сожалению, в Дивеево, как правило, едут, когда ситуация непоправима, например, настигла болезнь. Едут, чтобы Бог, по молитвам Серафима Саровского, явил чудо исцеления. Вот это ожидание чуда прямо-таки витает в воздухе, но это, на мой взгляд, неправильно, в Дивеево лучше ехать просто так, отдохнуть душой, подышать свежим воздухом, искупаться в святых источниках, помолиться, тем более, что бытовые условия с каждым годом все лучше.

Впрочем, на ожидании чуда я бы хотела акцентировать особое внимание. Оно сродни вере в сказку про доброго волшебника, который обязательно исполнит желание и накажет неугодных. В келье, на Канавке, в трапезной то и дело слышишь, вот, мол, после посещения Дивеево все стало на свои места – исцелилась (исцелился), бизнес пошел в гору, вышла замуж…Смотришь, вроде бы взрослые люди, часто образованные, но ведут себя порой, как школьники младших классов. Так и мой сын. Когда он первый раз посетил Дивеево, было ему лет девять-десять, и он, поддавшись вездесущему чувству чуда, на полном серьезе «выпрашивал» потом у батюшки Серафима «тройку» по английскому…

Порой, глядя на многочисленных богомольцев, невольно задумаешься, почему люди так увлечены внешним? Молитв на Канавке должно быть обязательно сто пятьдесят, платочек в «нахмурку», а не так, как у грещниц-комсомолок – завязанный на затылке, сорочки для купания скромные, безо всяких рюшечек, а то «за них бесы цепляются», и непременно нужно заказать столько-то сорокоустов, молебнов, заказных обеден… То и дело подмывало крикнуть: «Люди! Но разве вы за этим сюда приехали?».

Но… постепенно перестаешь замечать эти вещи и просто думаешь о спасении, о том, что жизнь продолжается за гробом и обязательно нужно будет проходить мытарства, где будет взвешено каждое слово, каждая мысль, не зря сказано: «И намерения сердец Господь приемлет», а потому начинаю осваивать совершенно новое пространство мысли, впервые пишу такую эсэмэску: «Дорогая мамочка! Любимый сыночек! Я вас очень-очень люблю! Берегите себя!».

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Рака с мощами преподобного Серафима Саровского. Фото: Из архива монастыря

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова) . До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

Одна из святынь обители - чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото: Из архива монастыря

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Казанский храм, который будет вознесён на небо. Фото: Из архива монастыря

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

В возрождённом монастыре Канавку обустроили именно так, как наказывал старец Серафим. Фото: Из архива монастыря

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия . При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II , повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту... А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Работы по восстановлению и обустройству Святой Канавки. Фото: Из архива монастыря

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер-гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

Крестный ход на Святой Канавке. Фото: Из архива монастыря

Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.

Ирина из Самары рассказывает о том, как она излечилась от грыжи позвоночника: «Осенью 2009 года начала неметь левая нога и в итоге онемела левая половина тела. На МРТ врачи обнаружили три межпозвоночные грыжи и одну в грудном отделе, она как раз была защемлена. Врач, делавший снимок, сразу предупредил, что предложат резать, но мне соглашаться не следует, так как если заденут нерв, то останусь лежачей в 30 лет. В воскресенье я заказала молебен преп.Серафиму Саровскому и Божьей Матери «Скоропослушнице». И вот что произошло дальше. Ранее, летом 2009 года, я записывалась в паломническую поездку в Дивеево, но она не состоялась, а у организаторов остался мой телефон. И тут раздался звонок из паломнической службы (сразу после заказанного в воскресенье молебна), и мне предложили съездить в Дивеево. В дороге спина очень болела, на одной остановке я вышла из автобуса, чтобы потянуть позвоночник, боль была сильная. Одна паломница мне говорит, что после того как к батюшке Серафиму приложусь и искупаюсь в источнике, у меня все пройдет. Я ей ответила, что знаю, верю и жду от него помощи. Утром на источнике преп. Серафима Саровского искупались, набрали воду и поехали в монастырь. Очередь к мощам была небольшая, пока стояла - молилась батюшке Серафиму, подходя ближе, почувствовала какую-то такую атмосферу, что хотелось плакать и не отходить от батюшки Серафима. На вечернем богослужении я стояла около одного подсвечника, за которым никто не присматривал. Подняла голову - увидела икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», тут же вспомнила заказанный молебен и дивилась милости Божьей ко мне, что привел меня в дивное Дивеево! После вечернего богослужения у мощей батюшки Серафима один священник мотыжкой батюшки стучал по больным местам прихожан, со слезами подошла и я к священнику и просила его по позвоночнику постучать т.к. я не хочу на операцию идти, он крестообразно постучал по моей спине, и я отошла, рыдая, еще раз приложиться к батюшке Серафиму, от него почему-то не хочется отходить... Путь обратно домой был легок, и я даже забыла про свои проблемы, с которыми приехала. Дома и на работе все дивились тому, что у меня все прошло. А как изумился врач! Он спросил, как это у меня получилось за выходные разнеметь….Я ему говорю, что это я в Дивеево ездила и батюшка Серафим меня излечил, на то воля Божья была».

13 июня 2002 года раба Божия М.К. шла по дороге, и вылетевший из-под колес машины камешек сильно ударил ее в слезный мешочек левого глаза так, что заболела переносица и образовался отек. Он мешал смотреть, наполнялся кровью, и М. боялась ухудшения зрения. На пути находился источник матушки Александры. М. умылась из него, попросила помощи у святой, с верой приложилась ко кресту. Через несколько минут синяка не было совсем, виден был лишь след от ушиба.

Паломница из Москвы Татьяна З. пишет: «В 2001 году, 1 мая, была в паломничестве в Дивеево. Господь меня сподобил взять земельку с могил преподобных Александры, Елены и Марфы. В апреле 2002 году у меня с левой стороны на ребрах появилась опухоль размером с детский кулачок. Две недели страдала сильными болями, но к врачам не обращалась. Накануне исцеления, ложась спать, помолилась, почитала житие святых Александры, Марфы и Елены. Утром, когда встала, первый мой взгляд упал на место, где лежит земля с могилок. Я взяла земельку и прочитала тропарь. Попросила своего внука помазать больное место маслом от мощей преподобного Серафима Саровского и приложить к опухоли земельку. Через десять минут внук спросил: «Бабушка, тебе стало лучше?» Он определил это по лицу: прежде оно было синее от боли... Во время этого разговора внук гладил своей рукой больное место и вдруг сказал: "Бабушка, а где твоя шишка?"За десять минут шишка исчезла и боли прекратились. Сейчас, 3 мая, я приехала снова сюда поблагодарить святую Александру о моем исцелении...»

«Приносим благодарение преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу, преподобным Александре, Марфе, Елене Дивеевским за их молитвы у престола Пресвятой Троицы о помощи, прощении и исцелении моего отца, раба Божия Валентина, от тяжких болезней. Он страдал от перелома шейки бедра, а также от сердечной недостаточности. Отец более двух лет не мог ходить, раны на ногах не заживали, он не спал от болей и страдал. Врачи говорили, что больной никогда не будет владеть ногами, и жить ему недолго. Но он не отчаивался и просил у Господа и дивеевских святых укрепления в скорбях и исцеления. В июне 2000 года я, раба Божия Татиана из г. Нежина Черниговской обл., посетила Дивеевский монастырь и молилась о помощи моему отцу. Через неделю, вернувшись из поездки, я увидела, что отец ходит самостоятельно, и такой радостный! Наши молитвы были услышаны, и раны затянулись, исчезла краснота и опухоль. Ныне, в июле 2002 года, я приехала в эту святую обитель с благодарением за совершенное чудо - исцеление отца. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»

«Первая моя поездка в Дивеево в корне переменила мою жизнь, из атеиста сделала верующим. Благодаря святым молитвам преподобного Серафима я обрел веру в Бога, начал воцерковляться, исцеляться душой. Господь тихо постучался и в мое сердце, коснулся своей благодатью. Но не только душу Бог исцеляет и обращает к Себе по молитвам святых. Несколько лет, с 1998 года, еще со службы в армии я страдал кожным инфекционным заболеванием ног - грибком. Весной и летом зуд иногда был нестерпимым, расчесывал ноги до крови. Испробовал все известные мази. Я уже смирился с этим недугом. И неожиданно получил исцеление. Прошло уже больше года с тех пор, как я искупался в праздник Крещения 19 января 2002 года в источнике батюшки Серафима, и никаких признаков болезни нет. Это лишь один из особо примечательных случаев благодатной помощи преподобного Серафима в моей жизни. А сколько житейских проблем разрешались по его молитвам! Только подумаешь: „Отче Серафиме, помоги, помолись!“ - и все благие начинания идут с его благословением. С самого начала религиозного пути я считал Батюшку своим ходатаем перед Богом, потому что мой День Ангела - 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас! Раб Божий Роман.

ПОЯС БОГОРОДИЦЫ

Стена от земли до неба, Пояс Богородицы - так называют Православные Святую Канавку в Дивееве. На Руси много замечательных монастырей, но Канавка - только в Дивееве. Пройдешь по ней, прочтешь сто пятьдесят молитв «Богородице Дево», и будет тебе тут, по слову Святого Серафима, «и Иерусалим, и Афон, и Киев…». Именно про Канавку заповедал Батюшка Серафим: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет».

Уже встала Канавка от земли до неба! Молитвы паломников и насельниц монастыря словно незримой стеной до самого неба ограждают не только Дивеево, но и всю Россию! В день подсчитали в монастыре, по Канавке проходит до тысячи паломников (не считая своих, дивеевских) - столько людей кормят в паломнической трапезной монастыря. Летом больше зимой поменьше а в среднем столько выходит. Много это или мало? И много, и мало. Много - потому что еще совсем недавно цифра эта была раза в три меньше. А мало - потому что всю Россию нужно через Канавку провести, а Россия большая! По тысяче в день - и за сто лет весь народ наш через эти восемьсот метров не проведешь… Но уже те, кто прошел по Канавке, разъехались во все города и веси. И принесли туда Дивеевскую благодать. А то и земельку со Святой Канавки! Трудно будет антихристу с нами справиться. Канавка не даст!

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом сказала - через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре, тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы - аромат Ее! Идешь себе и идешь вроде бы ничего особенного не происходит молишься и вдруг - словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно, Царица Небесная возле тебя прошла… Вот и мне грешному посчастливилось накануне праздника Ее Успения войти в эту волну тонкого благоуханного аромата. Случилось это напротив бывшей дивеевской школы, где сейчас создают монастырскую больницу. Недолгое было чудо, всего в несколько шагов, но безконечно для меня дорогое. В Дивееве много тайн. Но тайна Канавки быть может из них самая великая. Почему именно эту землю выбрала в Свой Четвертый удел Богородица? Маленькую деревеньку в центре России, когда-то за помощь в войне с казанцами отданную Грозным Царем «на кормление» астраханскому хану Дивею. Но - выбрана именно эта земля. Когда-то Канавка опоясывала весь монастырь включала и Мельничную общину и другие строения. Сейчас Дивеевский монастырь разросся. Но сердце его по-прежнему внутри Канавки, под защитой ее. Вот почему называют Канавку Поясом Богородицы. Но не один монастырь - вся Великая и Малая и Белая Русь опоясаны ею! Идешь и просишь а приехав домой удивляешься: молитвенное прошение начинает сбываться.

Недавно дивеевские насельницы были поражены - один мужчина пришел на Канавку в самодельных гетрах с наколенниками, как у футболиста, - чтобы на четвереньках было удобнее всю Канавку проползти. Так делал в былые времена «служка Божией Матери и Серафимов» Николай Александрович Мотовилов, но только, конечно, без «наколенников». А одна молодая женщина летом проползла по Канавке на коленях и сбила ноги в кровь, до костей. Но весь путь прошла, ни разу не привстав - от метра до метра. Плакала, а ползла! Видно, что-то случилось в семье, и нужна была ей сугубая помощь Царицы Небесной. Я сам видел нескольких людей, которые шли по канавке босыми ногами. Таких тут множество. А кто-то идет - и при этом спокойно болтает по мобильнику о своих совсем суетных мирских делах. Даже не понимая, по какой земле он идет! Но и этих принимает Святая Канавка.

А в последний день моего паломничества в Дивеево, в самый Праздник Успения, видел я, как на Канавке отчаянно боролась с бесом одержимая молодая женщина. Шла, упорно читая молитву. Останавливалась, неестественно громко икала, сотрясаясь всем телом, и снова шла, читая молитву. Вновь останавливалась, слишком широко раскрывая рот, зевала, и снова шла. Смотреть на это было тяжело, но поразило упорство женщины. Не бегом, а медленно, с желанием исцелиться, шла она по святой мостовой. Надеюсь - дойдет она до конца.

По Канавке мало просто пройти. Нужно еще успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути, а он и сотню молитв не прочел. Значит, еще не готов, не угомонился по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти - успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка - как жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие, напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь. Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а впереди и нет ничего. Все! Приехали. И только монахини идут по канавке особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти - всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят, помянут усопших. И все - спешащие и неторопливые - дойдут до конца в свой, отмеренный только им, срок.

Звонко стучат по этой святой мостовой каблучки-«шпильки» молодых столичных туристок. Глухим стуком отдаются тяжелые сапоги кондовых бородатых паломников. «Веселыми ногами» спешат по Канавке легкие детские сандалики. Неслышно ступают по этой святой земле строгие монашеские черные туфли. Кто-то шлепает босыми ногами, кто-то ползет на коленях. И все - правы, кто пришел сюда. Сколько же пар ног прошло по этой земле с тех пор, как в далеком уже 1829 году Богородица повелела старцу Серафиму прокопать первый аршин Канавки. Но самое главное - тут «стопочки Богородицы прошли». И потому здесь небо к нам ближе.

Были у этой святой земли тяжелые времена. После Преподобного Серафима долго хозяйничал здесь художник Иван Тихонович Толстошеев, немало вреда причинивший дивеевской общине. Канавку он не любил. Строил дома торцом к ней, чего категорически не благословлял Батюшка Серафим. Строил на Канавке мостки да перекрытия - и это тоже не благословлялось старцем. Но Канавка выдержала и пережила этого дивеевского смутьяна. А в советские времена, когда монастырь закрыли, энкавэдэшники устроили в селе несколько тайных наблюдательных пунктов и следили за теми, кто шел по Канавке. И в конце пути ждал паломников «воронок». В те времена путь этот был исповедничеством. Но и тогда народ не забыл про Канавку. Монастыря не было - а Канавка была! Помню, как первый раз приехал в Дивеево - 1 августа 1991 года, когда вернулись сюда вновь обретенные мощи Преподобного Серафима. Тогда Канавка еще никак не была отмечена. Но верующие все равно показали мне тропку, по которой следовало с молитвой идти. И я прошел несколько шагов. Зато в этот раз, спустя пятнадцать лет, никак не мог находиться вдоволь по Канавке. Пройду раз - и вскоре заворачиваю на следующий круг.

Особые чувства охватывают паломников, когда поздним вечером идут по Канавке всем миром, вернее, всем монастырем. Впереди - большая икона Божией Матери, потом идут игумения Сергия, благочинная монастыря монахиня Екатерина, за ними сестры - сначала монахини, потом послушницы, - далее трудники и паломники. Все это молитвенное шествие растягивается на несколько сотен метров. Когда первые ряды заканчивают путь по Канавке, «хвост» Крестного хода находится еще где-то в середине пути. Кто-то идет быстро, кто-то, напротив, отстает. Но эта общая молитва не забудется никому, кто в ней поучаствовал. Сила Православия явственно ощущается в такие минуты!

Нашлось место и мне в этом грандиозном шествии. А на второй вечер я решил схитрить. Прошел весь путь чуть раньше и у конца Канавки «притаился в засаде» - с фотоаппаратом, чтобы, значит, запечатлеть, «остановить мгновенье». Молодой охранник дал мне понять, что «сестер снимать не благословляется». Но у меня на этот счет был свой аргумент: письменное благословение из Нижнего Новгорода, из местной епархии. А с бумагой не поспоришь. Охранник отошел в сторону, видно, смирившись. Но не тут-то было! Вот Крестный ход приблизился на расстояние фотовспышки. Жму на кнопку фотоаппарата, а кадра нет. Вспыхивает лампа освещения, а кадр застыл на месте. Жму отчаянно, а результат тот же. Чуть отвожу в сторону объектив - вот тебе, пожалуйста, и вспышка, и кадр. Навожу фотоаппарат на приближающихся монахинь - опять не выходит. Так и не сделал ни одного снимка. Не благословляется!

На Канавке происходит множество незаметных миру чудес. И из этого дивного моря выловил я всего две жемчужины, быть может, не самые яркие, но и они являются украшением дивного Дивеевского ожерелья. Описание этих необычных случаев мне передали насельницы Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. «В ночь с 10 на 11 июля к Канавке Царицы Небесной подошел хромой раб Божий на костылях. Он с трудом опирался на одну ногу, а другая у него была согнута. Передвигался с таким трудом, что я подумал: сумеет ли он пройти всю Канавку? Канавку он прошел гораздо быстрее, чем можно было предположить по его состоянию. Спускался он с Канавки, наступая на больную ногу и прихрамывая. У Поклонного Креста в конце Канавки он молился, крестился и вытирал слезы.

Мы разговорились. Этого раба Божия зовут Сергей. В 2000 году он с родителями попал в аварию. Родители разбились насмерть, а ему врачи сказали, что он ходить не будет. Он прочитал книгу про Дивеево и с надеждой на исцеление приехал сюда из Красноярска. Я тоже приехал в Дивеево из этого города и стал расспрашивать Сергея, из какого он района и с какой улицы. Оказалось, что в Красноярске мы жили в одном районе, который называется Зеленая роща.Так, разговаривая, мы пошли вместе. Я забрал у него костыли и повел за одну руку. Вскоре и руку убрал, и он без помощи, прихрамывая, шел весь путь по монастырю от Канавки до ворот у гостиницы «Московская». Сергей все время повторял, что все происшедшее с ним – это сон. Потом вдруг остановился, поднял руки кверху и стал выкрикивать: «Аллилуиа». Он хвалил Отца Небесного, славил Иисуса Христа и говорил, что теперь весь Красноярск узнает о том, что произошло здесь с ним и все люди приедут сюда исцеляться.Я спросил, как он на Канавке молился. Сергей ответил, что молиться не умеет, а на Канавке просил: «Отец Небесный, исцели, Иисус Христос, исцели».

Так проводил я счастливого исцеленного хромого, но долго еще на душе была радость, как будто вместе с Сергеем исцелился и я.

26 июня в 21.35 во время дежурства у восточных ворот я услышал волчий вой со стороны Канавки. Выла женщина лет 55-60, которую вели по Канавке двое мужчин. Женщина вырывалась от них, кричала: «Отпустите меня, мучители. Пресвятая Богородица, спаси меня». Вид ее был страшен. Минут через пятнадцать она обмякла и легла на Канавке. Через некоторое время поднялась и была уже спокойна; она как будто бы очнулась. Сопровождавшие ее мужчины, две молодые девушки и сама женщина, став на колени, усиленно молились. Свидетелями этого события были человек тридцать-пятьдесят. Исцеленная женщина была из Белгородской группы. Накануне я видел, как она, прикладываясь к мощам Преподобного Серафима, хрюкала».

Дивна ты, святая земля Дивеевская! И хотя далека ты от той земли, по которой ходил Богочеловек Христос, но словно и про тебя было сказано Им: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11, 5). И потому не иссякает сюда людской поток. И уже скоро, наверное, мы узрим, как исполнится еще одно пророчество Преподобного Серафима об этой земле: монастырь будет Лаврой, Дивеево станет городом, а Арзамас - губернией. А Канавка так и останется Поясом Богородицы. На все времена - до конца света!

Антон Жоголев

Чудеса в селе Дивеево...

Тысячи паломников со всей страны и из-за рубежа едут в село Дивеево Нижегородской области, чтобы прикоснуться к мощам преподобного Серафима Саровского, которые находятся в местном монастыре. Многочисленные истории об исцелениях, видениях и других чудесах в Дивееве уже восемь лет собирает иеромонах Трифон.

Чудеса начались с 1991 года, когда мощи преподобного Серафима перевезли к нам из Москвы, - вспоминает летописец. - Эти случаи происходили возле мощей Серафима Саровского, у святых источников, в монастыре и храмах. Я записывал рассказы паломников на магнитофон, стремясь избегать непроверенных фактов. А когда «перекладывал» в рукописный вариант, старался сохранить стиль изложения.

Отцу Трифону довелось на себе испытать чудодейственную силу дивеевской земли. Летом 1996 года сильно прихватило поясницу. Боль была такая, что монах несколько дней еле передвигался. Под конец с трудом добрался до святого источника и окунулся. Через два дня таких процедур Трифон забыл о своих болях...

По ком звонит колокол?

Известно, что колокола в церквях и монастырях звонят в строго определенное время. И вдруг колокол Серафимо-Дивеевского монастыря зазвонил без всякого повода. Стали выяснять, кто и зачем бьет в набат. Пригляделись - на колокольне пусто! Да и к звоннице никто не подходил. Колокол звонил сам по себе! Пока все пытались разгадать эту загадку, в монастырь пришла телеграмма, что умер митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

Это ангелы по нему звонили, - решили верующие.

Люди у Канавки светились!

Канавка - это тропинка, которая проходит мимо Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. По преданию, по ней ступала сама Богородица, и, когда придет день Страшного суда, люди, которые окажутся на ней, спасутся. Многие паломники специально берут с собой крупицы земли с Канавки. С ней так же связаны чудеса.

Иконописец Виктор видел, как от людей, проходящих по святой тропе, струился мягкий, приятный свет. Особенно это заметно в темноте, с трех до четырех часов ночи. Верующие считают, что именно в это время Богородица посещает монастырь. Ее в серебряном свете видел пономарь Андрей, который сам ночью проходил по Канавке.

Чудесное отражение

Вокруг села много святых источников. Каждый из них имеет свое название. Люди приходят к ним, чтобы исцелить свои недуги. А некоторые туристы - просто ради праздного любопытства. Но тоже сталкиваются с необъяснимым. Так, один паломник просто снимал окрестный пейзаж. А когда проявил пленку и напечатал фото, увидел что в отражении часовни на воде вместо креста возник силуэт молящегося Серафима Саровского!

Мироточила даже фотография иконы

Помимо самих икон, в домах дивеевцев висят и фотографии образов. Так в келье сестры Фатимы висел снимок иконы Божией Матери, которая находится в Иерусалиме. И вдруг фотография замироточила. Причем миро было горьким на вкус.

Чудеса по молитвам преподобных жен Дивеевских....

В 2000 году в Серафимо-Дивеевский монастырь написала прихожанка и сотрудница храма во имя прп. Серафима Саровского в Новосибирске Алевтина Яковлевна Беликова. «Я узнала, что будут канонизировать схимонахиню матушку Александру, поэтому хочу рассказать случай, который произошел со мной, когда я в 1994 году была в Серафимо-Дивеевском монастыре.
Приехала я туда больная с воспалительным процессом по-женски. Болела с детства, лечилась у врачей, профессоров, ежемесячно ставила уколы. Я всегда боялась простуды, сквозняков, одевалась всегда тепло, берегла ноги от холода, холодной воды, в летнее время даже никогда не мочила ноги.
Жила в Дивеево три дня. В те дни были сильные февральские морозы, я была в первых числах февраля. С группой женщин ходила только один раз на источник схимонахини матушки Александры. Вокруг источника везде были лед и снег, я пила святую воду из родничка и окунулась три раза и вылила на себя три ведра воды из источника. Волосы тогда у меня были длинные и густые, а пока мы дошли до дома, где остановились (15-20 мин. ходу), они высохли.
После возвращения домой я у врачей больше не была до сего дня. В возрасте 58 лет я забыла о своей болезни, забыла, что у меня была толстая карточка в два тома в поликлинике. Так по молитвам схимонахини матушки Александры я полностью исцелилась от своей болезни».

Татьяна Б. в 1998 году приехала паломницей в Дивеево вместе с родителями. Вот что она написала о чуде, происшедшем с ней во время этой поездки: «С детства у меня болела на правой ноге икроножная мышца - было растяжение. Я не могла ходить на дальние расстояния и не могла носить обувь даже на небольшом каблуке.
Побыв на святой земле, уже перед отъездом домой мы шли на автовокзал через источник матушки Александры, и отец предложил попить водички. Я начала отказываться, ссылаясь на то, что опаздывали на автобус. Мы все-таки остановились, отец сходил за водой и дал всем попить. После того, как я сделала несколько глотков, почувствовала, как будто боль и тяжесть, которые постоянно были в ноге, уходят в землю. На автовокзал я уже шла со здоровой ногой и по сей день нога у меня не болит». После этого она заказала благодарственный молебен Господу.

Раба Божия Л.А. из Ногинска Московской области из-за постоянной сидячей работы и переживаний, когда она писала дипломный проект в институте, страдала непроходимостью кишечника. Никакие лекарственные средства не помогали. Как только она защитила диплом, то сразу же, в тот же день, отправилась в паломническую поездку в Дивеево. Болезнь осложнилась настолько, что у нее вздулся и болел живот, поднялась температура. Она ничего не могла есть, пила только воду из святых источников. Она молилась Господу и Богородице и батюшке Серафиму, но особенно просила о помощи матушку Александру и пообещала ей, что если матушка ее исцелит, то она расскажет о чуде по ее молитвам. Больная с удивлением заметила, что когда она посещала службы в храмах Дивеевского монастыря, то температура исчезала, а когда решала отлежаться в гостинице и не ходила в храм, температура опять поднималась. В последние дни своего пребывания в Дивеево она пошла на источник матушки Александры. «Вода его показалась мне ледяной, и я тяжело переносила обливание. Но, наверное, с этой тяжестью обливания ушла от меня моя болезнь»,- написала она. На пути домой она впервые поела. Дома кишечник перестал беспокоить ее. «Благодаря святым молитвам Божией Матери и святых угодников Божиих, в том числе схимонахини Александры, Господь спас меня от операции, которая была для меня сложной из-за больного сердца. Слава Богу за все!» - заканчивает она свое письмо, присланное в 2000 году.

В 1999 году накануне праздника Успения Божией Матери Юрий Бухановский из украинского г. Хуста с группой паломников посетил целебные источники Дивеева. Окунулся с молитвой в Иверский источник, а затем через 5 минут в источник матушки Александры. Выходя из воды, Юрий почувствовал себя исцеленным от многолетней болезни. В холодное время года даже при плюсовой температуре у него распухали и краснели пальцы ног, а боль причиняла много неудобств. Юрий пишет: «В источнике замерз до онемения, но выходя, тут же почувствовал себя как бы пронизанным по всей коже сотнями огненных игл (без боли) и здоровым от этой болезни. Примечательно, что окунаясь, не просил и даже не помнил об этой болезни, так как еще было лето, а проявление болезни всегда начиналось с осени. Исцеление совершилось за 10 минут до вечернего богослужения к Успению Божией Матери». Свидетельство об этом чуде Юрий написал почти через 2 года 7 июля 2001 г. «Не сообщал ранее об исцелении из ложной скромности,- поясняет он.- Исцеление это, не прошенное мною, было великим благодеянием мне еще и в том, что позволило в наступившую зиму (весьма суровую в тот год) продолжать заниматься торговлей на рынке, чем поддерживал свою семью уже несколько лет после сокращения с работы. В день празднования памяти при. Серафима зимой 2000 г. после Литургии позволил себе многосуетные мирские дела, после чего в тот же день часть моей болезни вернулась. Только на следующий год снова был здоров».

Римма Богданас из г. Обнинска Калужской области свидетельствует о чудесном исцелении ее восьмилетнего сына Романа. У него была большая опухоль указательного пальца. После того, как мальчик приложился к мощам преподобных и к их святой иконочке, купленной здесь же, опухоль прошла в течение часа и не осталось никаких болезненных ощущений. «Слава Господу Богу нашему, по молитвам святых подавшему нам исцеление!» - так заканчивает Римма свое письмо.

Летом 2000 года сестра Дивеевского монастыря И. простудилась. Все суставы болели так, что невозможно было заснуть. После нескольких дней болезни сестра И., стала сильно унывать, но неожиданно ей пришла мысль взять масла из лампад с могилок матушек Александры, Марфы и Елены. Превозмогая боль, она сходила к могилкам, и сестры помогли ей налить масла. Вернувшись в келью, она обмакнула ватку в масло и стала мазать каждый сустав так, как учила дивеевская блаженная Мария Ивановна: мазать крестиком больное место и окружать его. При этом сестра И. читала «Богородицу». Начала с локтя левой руки. Как помазала, он сразу перестал болеть. В изумлении И. помазала кистевой сустав, он тоже сразу перестал болеть, а не помазанные суставы болеть продолжали. Удивленная совершающимся с ней чудом, она помазала и другие суставы. Боль сразу прошла, на душе стало легко и радостно от явленного ей милосердия Божия, и ночью удалось, наконец, заснуть. После этого в болезни сестры И. произошел перелом, и вскоре она поправилась.

«Прошлой осенью, в сентябре, я первый раз поехала в Дивеево. В Арзамасе, сходя с поезда, неаккуратно ступила на перрон. Ступня сильно заболела. Днем в Дивееве искупалась в источнике матушки Александры, к вечеру с большим трудом добралась до монастырской гостиницы. Боль усилилась, невозможно было ступать. Даже лежа на кровати, не могла двинуть ногой. Утром проснулась - опухоль спала, и боли не было абсолютно никакой». Раба Божия Анна, которая получила это скорое исцеление, свидетельствует, что очень надеялась на предстательство перед Господом и молитвы матушки Александры.

В январе 2001 г. Татьяна Гордеева из г. Йошкар-Ола узнала о поднятии святых мощей новопрославленных жен Дивеевских и стала молитвенно просить их, чтобы ей побывать в Дивееве. Уже несколько лет она не могла сюда попасть. После этого прошения Татьяна трижды за лето приехала в Дивеево. Во второй свой приезд, приложившись к мощам, она молила преподобных Александру, Марфу и Елену помочь ей узнать, где находится, и посетить место, где покоятся святые мученицы Евдокия, Дария, Дария и Мария. Некоторое время Татьяна не получала ответа, но внезапно ей подарили иконочку мучениц и напомнили о дне их расстрела - 18 августа. Двумя словами Татьяна поясняет духовную причину, по которой она не сразу получила просимое: «за ропот». Но в день памяти почитаемых ею святых мучениц Татьяне посчастливилось, по милости Божией, совершить еще одну поездку и побывать на праздничном торжестве в селе Суворове.

У 38-летней рабы Божией Людмилы сильно болела нога, и ее надо было оперировать. Водички с источника матушки Александры оставалось мало. Людмила стала читать молитвы и, усердно попросив святых жен Дивеевских о помощи, смочила водичкой больное место. Помощь она получила немедленно и настолько явственно, что вскоре забыла о своей больной ноге. Свидетельство об этом чуде Людмила заключает словами молитвы: «Матушка Александра, матушка Марфа, матушка Елена, молите Бога о нас».

Горячее чувство благодарности заключается в безымянном письме, под котором могли бы подписаться многие из посетивших дивные Дивеевские места: «Слава Господу и преподобной матушке Александре. В паломничестве много приходится ходить, и ноги к вечеру болят неимоверно. Как только попросишь матушку Александру, чтобы исцелила ноги, наутро - как ничего и не было. Или в источнике постоишь у Преподобной, вся боль и усталость проходят, как заново родился. Благодарю тебя, святая преподобная матушка Александра!»

«14.08.2000 в медовый Спас мы с мамой были здесь, в Дивееве. Мощи преподобных матушек Александры, Марфы и Елены в то время еще не были открыты. На источнике матушки Александры был крестный ход и мы приняли в нем участие. На источнике освящали мед, и, конечно, кружило много ос, нас они успели покусать, из-за чего я два раза была вынуждена поднять визг»,- пишет раба Божия Фотиния. Когда мама обливала ее за купальней водой из источника, она повторяла в уме: «Матушка Александра, помоги нам!» На третий день, когда они уезжали, никаких следов от укусов и неприятных ощущений не было. С благодарными чувствами Фотиния оставила письменное свидетельство об этом маленьком чуде, сотворенном в праздник Господень. «Помолитесь, пожалуйста обо мне и о моей маме Людмиле»,- заканчивает свое письмо юная паломница из Екатеринбурга.

Ирина Фролова из Москвы страдала сильной головной болью. Приехав в Дивеево, она получила благословение искупаться в чудотворных источниках. На источнике батюшки Серафима Ирина трижды погрузилась по шею, а с головой не смогла. «Езжай к матушке Александре»,- чувствовала она неслышный голос. У нее был камешек с изображением батюшки Серафима и матушки Александры, которая была нарисована без нимба. «Скоро будет прославление первоначальницы - матушки Александры»,- услышала Ирина от сестры, продающей свечи. Головная боль у нее была невыносимой, никогда раньше у нее такой боли не было. Ирина отыскала источник матушки Александры. Войти в него боялась, ей помогла женщина из Сатиса. Когда окунулась первый раз, от головы отхлынуло что-то невидимое. Второй раз окунаться было полегче, а в третий раз - совсем радостно. Головная боль исчезла без следа. Одеваясь, Ирина услышала: «Сестры! Идите к могилкам, их откапывают». Это было в 10.20-10.30 утра. Ирина поспешила к могилкам святых на последнюю перед раскопками панихиду, которую служили священники, и взяла песочек. «После того, как исцелила меня матушка Александра, на душе непередаваемая радость, легкость. Она - как родная, вот и все. Вечером пели «Христос воскресе», раскопки продолжались. На душе - Пасха, праздник Воскресения Словущего. В этот день было столько благодати, словно все прочее на земле померкло. Голова больше никогда не болит»,- пишет женщина, мать четверых детей, получившая благодатное исцеление от святых мощей в памятный день их обретения.

Татьяна Максимовна Смирнова из Волгограда в дни обретения святых мощей преподобных жен Дивеевских получила исцеление по молитвам прп. Марфы. Копая картошку, она подняла тяжелый мешок, после чего почувствовала, как все внутренности опустились. Ей пришлось лечь в кровать, и она стала усердно просить прп. Марфу о помощи и читать молитву «Богородице Дево, радуйся...» Живот у нее был сорван с детства. На утро она встала здоровая, и живот у нее больше не болит.

«На праздник Крещения 2001 года мы с сыном приезжали на ночную службу,- пишет Любовь Затеева из Нижнего Новгорода.- Мы очень сильно молились и плакали, чтобы нашему мужу и отцу, рабу Божию Михаилу получить хорошую работу. Я обещала, если он получит работу, то первую зарплату привезти на строительство храма для святых жен Дивеевских. Через неделю моему мужу предложили хорошо оплачиваемую работу. Он 4 месяца учился, а сейчас, с первой его зарплатой, мы всей семьей - я, сын, муж и моя мама приехали сюда вновь: благодарить этих святых. Потому что муж мой - единственный кормилец в семье (я инвалид, сын - маленький), и он шесть лет не мог найти хорошей работы».

24 мая 2001 года раба Божия N., юрист по профессии, помазала руку маслом от мощей преподобных Александры, Марфы и Елены и исцелилась от остеомы.

Людмила Левина из г. Стерлитамак (Башкирия) свидетельствует о чудесном облегчении страданий ее умирающей матери. Больная была парализована, она лежала в коме от высокого давления с тяжелой головной болью, внутри все горело. Когда ей дали водички из целебного дивеевского источника матушки Александры и приложили компресс из этой воды, боли уменьшились, давление стало нормальным, и больная успокоилась. Это было 31 мая 2001 года.

Раба Божия Екатерина написала о скором избавлении от кашля: «Подошла к матушке Марфе, приложилась, и - прошел».

После перенесенного гриппа у рабы Божией М. из п. Сатис закрылся один глаз. Она помазалась маслом от мощей Матушек и приехала приложиться к их святым мощам. После этого глаз открылся и снова стал видеть.

Татьяна И., ныне живущая в Дивеево, написала, что у ее сына с первых месяцев жизни в кишечнике была обнаружена инфекция - стафилококк золотистый. От биопрепаратов пришлось отказаться из-за их дороговизны. Ребенка старались как можно чаще причащать - от этого его состояние улучшалось. Когда ему начали делать прививки, ему сразу стало хуже, он сильно похудел. В день начала раскопок Татьяна просила матушек Александру, Елену и особенно Марфу о помощи. Вскоре после этого выяснилось, что прививки вредны малышу, и от них отказались. После прославления прпп. жен Дивеевских она часто ходила прикладываться к их мощам и просила о выздоровлении сына. Со временем они просто забыли о тревожившей их проблеме.
Она сама страдала гайморитом. С тех пор, как она стала часто прикладываться к мощам святых жен Дивеевских, простуда в самом начале проходила сама собой и довольно быстро. Также они с мужем чувствовали их помощь в разрешении житейских и духовных проблем.
«При. Марфа сама страдала, болела животиком, и нашему малышу ее святыми молитвами даровалось здравие».
Не менее, чем телесные болезни, бывают нам тягостны душевные недуги. «У меня сегодня было полное уныние, телесная усталость, неподобающие христианину мысли. Когда, по промыслу Божию, я зашел к мощам и приложился к ним, то ощутил прилив сил, ясность ума, веру, надежду, любовь. Слава Богу за Его святых угодников. Преподобные Александра, Марфа и Елена, молите Бога о нас»,- написал Олег Смелов из г. Канаш (Чувашия) 31 июля 2001 г.

Чудесный случай в Дивееве произошел с маленькой девочкой Евгенией из г. Вольска Саратовской области летом 2001 года. У нее были косоглазие, потеря свето- и цветочувствительности зрения, дальнозоркость +10 и +5. В первый приезд зрение девочки улучшилось. Во вторую поездку случилось так, что на источнике матушки Александры во время купания Евгения ударилась головой, после чего косоглазие исчезло и зрение стало еще лучше.

В Дивеевском монастыре записаны несколько случаев исцелений и облегчения головных и зубных болей от прикладывания земли с могилок и частиц кирпичей от склепов преподобных Александры, Марфы и Елены.
У работающей в Дивеевском монастыре рабы Божией И. однажды случился приступ острого холецистита. В правом подреберье была сильная боль, такая, что ее била дрожь. Как только к больному месту приложили землю из склепа матушки Александры, сразу исчезла дрожь, И. почувствовала легкий холод, боль стала облегчаться и прошла в течение 40 минут.

Отроковица А. сильно ушибла палец на ноге, так, что ноготь покраснел и из-под него выступила кровь. От боли она кричала и плакала и не давала трогать больное место. Ее уговорили приложить к ноге хотя бы далеко от ушиба землю из склепа матушки Александры. Девочка сразу немного успокоилась и попросила придвинуть пакетик с землей поближе к месту ушиба, а потом попросила положить его на само больное место и привязать. Она сказала: «Сейчас мне так хорошо, что я просто не могу сделать ничего плохого». Она спокойно уснула. Утром от ушиба осталась только легкая краснота без боли.

Мама одной из послушниц Дивеевского монастыря страдала от фурункула на лице. Никакие лекарства не помогали. Однажды она приложила к нему землю с могилы матушки Александры и втерла ее. Неожиданно вскоре все прошло, и больше фурункул не появлялся.

По свидетельству паломницы из украинского г. Солнцевск, у священника местного храма замироточил и заблагоухал кирпичик от склепа преподобной Марфы. Известны случаи исцеления от него и благотворного действия его на одержимых нечистыми духами.

«Господь по молитвам преподобных матушек наших Александры, Марфы и Елены исцелил меня грешную от злокачественной опухоли»,- рассказывает дивеевская сестра О.
«После первой операции по удалению опухоли анализы показали, что опухоль «очень плохая», как сказал врач, и назначил еще операцию, чтобы удалить органы, которые подвержены быстрому заражению, после которой мне должны были проводить очень болезненное лечение - химиотерапию - 5 или 6 раз в год. На последствия ее я уже успела насмотреться в больнице. После нее была у всех сильнейшая рвота несколько дней и у многих вылезали волосы.
Когда еще раз взяли анализы в другом городе, то новый врач подтвердил необходимость новой операции и после нее химиотерапии. Когда я уже лежала в больнице, мне сообщили, что собираются прославить наших матушек. И тогда я начала их просить, чтобы они сподобили меня побывать на прославлении, а тогда уж и на лечение вернуться в больницу. Не помню, сколько я их просила, но недолго, хотя искренне и с любовью, особенно прп. Марфу. Потом, после операции, врач пришел серьезный, тихий и сказал, что анализы спокойные, что он посоветовался с одной ученой и лечение химиотерапией отменяет и отпускает домой. В палате все женщины были удивлены, что меня отпустили без лучевой и химиотерапии, так как все, лежащие в этом отделении, проходили это лечение. Молитвами преподобных наших матушек Александры, Марфы и Елены Господь и до сих пор подает мне телесное здравие. Ему за это и за все слава во веки веков. Аминь».

Количество записей: 53

Здравствуйте, батюшка! В ближайшие выходные от нашего храма состоится паломническая поездка в мужской монастырь с ночевкой. Я собиралась исповедаться и причаститься. Но сегодня у меня началась менструация, и к выходным не закончится. Не знаю, как быть. Без меня не поедут и сестра с племянником. Можно ли мне поехать, но не участвовать в таинствах? Или совсем нельзя?

Надежда

Надежда, отказываться от паломнической поездки, думаю, не надо. Вы прекрасно знаете, как себя вести в подобной ситуации. В храм зайти можно, помолиться. Побывать в святых местах всегда хорошо. Но, конечно, когда женщина находится в нечистоте, то причащаться нельзя, также нельзя прикасаться к иконам, к святыням и купаться в святом источнике. Пользу от поездки Вы и Ваши родственники все равно получите, и лишать себя этого не надо. Поезжайте. Исповедаться и причаститься можно будет в другой раз.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мне 45 лет, и 20 лет я нахожусь в интимных отношениях с женатым мужчиной. В 2010 году мне сделали операцию (удалили опухоль и матку), и с тех пор у нас начались разногласия, он завел еще одну любовницу - я ревную, устраиваю скандалы, но отказаться от него не могу, очень его люблю. С 2010 года начала воцерковляться, в 2012 году посетила Оптину, готовилась к исповеди и причастию, но батюшка, выслушав меня - к причастию не допустил, сказав, что надо сначала избавиться от греха. Что мне делать, я устала от всего, не могу найти успокоения. Хотела поехать в Дивеево на неделю, чтобы успокоиться и поразмыслить, помолиться, а потом думаю, что к причастию не допустят, и опять я за пределами церкви... Посоветуйте, что мне делать.

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Господь уже давно стучит в Ваши двери, и перечисленные Вами события явно говорят об этом. Промысел Божий старается отвести Вас от греха. Пора и Вам задуматься о своей жизни, ведь, как сказано в Священном Писании: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи … - Царства Божия не наследуют". (1 Кор. 6:9,10) . Вам нужно как можно скорее порвать со грехом, принести на исповеди искреннее покаяние и начать новую жизнь с Богом.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, я приехал в монастырь за советом, а на меня смотрели как на изгоя (типа - давай, быстрей). Я объяснил свою проблему, а в ответ: постись, читай Евангелие (я никогда в жизни такого не делал, и тут сразу). Да и смотрели на меня как-то искоса. Слезы на глазах, а в душе ПУСТОТА! ХОТЕЛОСЬ - совета, поддержки, а в итоге ничего не получил! Только - "постись и читай Евангелие. Прошло два месяца, а в глазах тот взгляд, как на изгоя и ничего больше! Просто хочется семьи и детишек, а ничего нет, как прокаженный! Просто обидно: я - здоровый парень, 36 лет, как будто заколдовали! Соседи - наркоманы - с детьми! ГДЕ ЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?! Не знаю, во что верить, и стоит ли вообще верить? Нет больше сил!

я Виталий

Дорогой Виталий, мне сложно на расстоянии определить, правильна ли Ваша оценка по поводу того, как к Вам отнеслись в монастыре. Но помните, что в монахи идут не для того, чтобы раздавать советы мирянам, а чтобы устраниться от мира. Поэтому лучше оставить монахов в покое и обращаться за советом к священнику своего прихода. Что же относительно данного Вам совета, то он абсолютно правилен, без молитвы и духовного чтения не может быть правильной духовной жизни. А семья, как и много другое, хотя и важны для человека, но вторичны по отношению к Вечности. Поэтому советую Вам прислушаться к словам Евангелия: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф. 6:33) . Доверьтесь Богу и он поможет Вам! Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Я воцерковленная, 10 лет хожу в храм, езжу паломником в монастыри и храмы по многим городам. Но почему-то мне все в жизни достается с огромными трудностями.Почему так? Получение диплома, поиск работы, обретение друзей, восстановления здоровья, расположение руководства на работе - все это мне приходиться вымаливать глубокой и усердной молитвой годами. Замуж я вышла только после 30, молилась много и много лет, моя мама ездила в Иерусалим три раза по Святым местам, чтобы вымолить мне мужа. Господь мне многое дает, но все с такими препятствиями и скорбями.

Екатерина

И очень за Вас рад, Екатерина! Было бы гораздо хуже, если бы Господь осыпал Вас своими милостями без всякой Вашей просьбы. Сами посудите! Напротив – очень хорошо, что все обстоит именно так, это укрепляет веру и формирует характер. Настоящий воин Христов никогда не должен расслабляться. Только не унывайте – ведь, все, что Вы попросили, у Вас есть. Пусть не сразу, зато именно в тот час, когда это было Вам нужно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Простите за такой вопрос, грех, наверное, о мирском спрашивать, но я не знаю, как поступить. 2 года назад купил автомобиль и угораздило меня, не заметил, что порядковый номер паспота на него - 666140, а ведь модель моего авто именно 140, не понимаю, как можно было так подстроить порядковый номер. Так вот, после покупки я на нем 3 раза попадал в аварии, хотя до этого авто не знал что это такое, 2 раза в него врезались во дворе, когда он просто стоял припаркованный, а потом эти люди сами не могли мне объяснить, как это произошло. Все детали, которые я меняю, не выхаживают и месяц, и снова приходят в негодность. А еще недавно, изучив подробно документацию, я понял, что несколько его владельцев попросту умирали, и авто несколько раз переходило по наследству. Пытался продать, за полгода никто по объявлению даже не позвонил. Прости Господи, человек я глубоко православный и выбирал авто в основном для паломнических целей, для поездок на дальние расстояния, несколько раз выезжал на святые источники за 1000 верст, также посещал мужской монастырь, очень понравилось, проблем в эти поездки не возникало. Посещение святынь очень помогает для духовного развития. Но вот в повседневной жизни авто приносит в основном проблемы. Подскажите, что мне делать, после последней аварии вообще хожу пешком, счел грехом ездить на авто, меченом числом зверя, на святые места более пока не выезжаю.

Владимир

Здравствуйте, Владимир! Сами по себе цифры в паспорте ни на что повлиять не могут, это суеверие. Но если Ваш автомобиль не освящен, нужно его освятить. Закажите в храме молебен на всякое доброе дело и, если уж решили, продавайте машину. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Добрый вечер. Мама недавно рассказала, что после того, как она сходит в Церковь, ей становится плохо. То живот заболит, то еще что-то. А несколько лет назад она попала в больницу на операцию после того, как съездила в паломническую поездку и окунулась в святой источник. Потом на следующий год снова попала, но не так тяжело (тоже ездила в паломническую поездку). Слава Богу, обошлось без операции. Вот, как объяснить такую ситуацию? Заранее спасибо!

Альбина

Знаете ли, это дело не совсем простое, надо подробно обговорит эту ситуацию со священником лично, в приватной и пространной беседе. Вот именно так я бы и посоветовал Вам в данном случае поступить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Собираемся в Израиль. Подскажите, пожалуйста, что обязательно должен посетить православный человек? И нужно ли покупать там иконы, кресты, свечи? И действительно христианам нельзя оставлять записки в Стене Плача? Спасибо.

Ирина

Ирина, в первую очередь следует посетить храм Воскресения Христова на Голгофе, затем можно побывать в Гефсиманском саду, на месте вознесения Спасителя и, конечно, в Вифлееме. А к Стене Плача православным христианам и подходить-то небезопасно: можно натолкнуться на оскорбления и провокации со стороны ортодоксальных иудеев.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что означает данное явление. При посещении святого источника Пантелеймона-целителя в Дивееве этим летом, мы вдвоем с сестрой увидели, что сама купель пуста и нет воды, все камушки на дне были сухими. Очень удивились, а через несколько минут, зайдя туда вновь, увидели, что другие женщины совершают там омовение и купель полная.

Ольга

Тут надо быть прозорливцем, чтобы понять точный смысл увиденного, но обычно человеку, которому дается какое-то видение, подается и ключ к его пониманию. Мне же остается только гадать. Например, в притче о сеятеле (Мк.4,3-23) сухая и каменистая почва символизирует поверхностную религиозность, которая не позволяет принять истину в сердце: "Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются" (Мк.4,16-17) . Может Господь намекал Вам на это, а может, произошедшее имеет какое-то естественное объяснение.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Мы женаты, дочке почти 4 года. Очень хотим второго ребенка, но не получается. Год по больницам, таблетки, и ничего... Начала ходить храм, научилась исповедоваться, причащаться, много чего узнала, очень нравится быть в храме. Потом попала на исповедь к батюшке и рассказала о своей проблеме, он сказал что лечиться тоже надо, после попала к другому врачу, в итоге нашли причину (непроходимость труб), операция, и вот, врачи сказали, что у нас есть год, если не забеременею - то после только ЭКО. Прошло уже полгода. Мне страшно. Об ЭКО и думать не хочу. Благодаря моему желанию иметь второго ребенка съездила в Дивеево, даже окунулась в источник, чудесным образом попала приложиться к поясу Богородицы, и была у Матронушки уже несколько раз. Говорили с мужем о венчании, но он сказал, надо подготовиться, и после Нового года тогда повенчаемся. Сейчас работаю с утра до вечера, редко хожу в храм, то некогда, то ленюсь. Находясь в обществе, сложно молится. Напало отчаяние, кажется, что никогда не смогу забеременеть, и еще врач сказал, что времени мало. Мысли только об этом. Поддержите советом.

Ирина

Здравствуйте, Ирина.
Берегите то, что имеете. Ваша задача - ухаживать за мужем и дочкой. А в остальном положитесь на волю Божию.
Я бы посоветовал Вам заказать в храме благодарственный молебен и поблагодарить Господа Иисуса Христа за то, что Он уже дал Вам.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. Как поступить с иконами, которые были куплены мною в паломнических поездках? Когда я начала только воцерковляться, то покупала иконы в каждом храме, куда приезжала. Сейчас икон очень много, некоторые лежат в моей "церковной" тумбочке вместе со свечами и лампадным маслом? Меня это очень смущает.