Храмовая роспись орнаменты. Георгиевская церковь в старой ладоге

У нас вы можете заказать роспись храма, икону или мозаичное панно. Все виды работ будут выполнены в едином стиле и иметь уникальный образ. При создании образа художник вкладывает частичку себя и своего видения. Каждый образ мы проживаем вместе. Для того, чтобы расписать храм, нужно знать каноны православной церкви и следовать им. В православном храме каждая деталь имеет определенное местоположение, символическое значение и таинственный смысл, который наиболее полно выражается в монументальной живописи (роспись храмов), иконописи или мозаике. Одухотворенные образы наглядно изображают библейскую историю, иллюстрируя догматы церкви. Храм как символ жизни вечной, и все в нем имеет свое значение. Расположение изображений в храме обусловлено своими канонами. В пределах этих канонов существует разнообразный выбор сюжетов для каждого образа и авторский стиль исполнения делают каждую фреску уникальной. Алтарь олицетворяет собой небесный мир, центральная часть храма - земной мир, видимый. Изображению Христа в православной церкви отводится высшая точка храма- купол. Господь, как создатель и творец всего мира. В барабане купола могут располагаться пророки, апостолы, ангелы или небесные чины - херувимы. На парусах сводов, с четырех сторон обычно изображают евангелистов. Как корабль движимый ветром и управляемый парусами, так и православное учение держится на записях Евангелистов, которые разошлись по всему свету и проповедовали о Христе. Роспись алтаря может иметь различные композиционные сюжеты. Часто на центральной абсиде изображают Богоматерь окруженную херувимами, как символ Царицы Небесной, милостивой заступницы за род людской. Ниже может быть изображена композиция "Евхаристия". Еще ниже в алтаре могут быть расположены святители. Роспись боковых частей алтаря (жертвенник и диаконник) более лояльна в канонах и могут отражать специфику данного храма. Средняя часть храма объединяет одновременно горний мир и земной. Небесное бытие и земная жизнь праведников, мучеников и преподобных неразрывно связаны между собой. Мученики, или столпники, как опора Церковной жизни, часто изображаются на столпах. Стены в центральной части иллюстрируют события Священной Истории Ветхого и Нового Завета. На западной стене храма канонична композиция страшного суда. Небесный горний мир на востоке противопоставлен наглядными образами расплаты за греховную земную жизнь в данной композиции. Росписи святых в храме зачастую располагаются на некотором значительном расстоянии от пола. Раньше на этих местах писали светлые полотенца украшенные орнаментом - убрусы, что символизирует почитание образов и благоговение перед святынями. Все фрески, росписи, иконы и мозаики в православном храме объединены единой системой, и являются продолжением и дополнением архитектурной части и неразрывно связаны с совершаемыми таинствами. Росписи и любое благоукрашение в православном храме призваны служить наглядным пособием священного писания, помогая каждому обрести Бога и выбрать свой путь ко спасению. Если Вам нужна роспись храма, или мозаика - напишите нам, и мы с удовольствием благоукрасим его.

Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве Византийской империи, получило свою стройную систему, поэтому роспись православных храмов осуществляется в соответствии с христианским каноном. Тем не менее каждый храм может быть расписан уникально, исходя из его архитектурных частей. Каждая часть дома Господня имеет свое символическое значение, которое и определяет тему изображаемого библейского сюжета. Для одного и того же места предполагается несколько священных сцен.

Роспись купола храма

В самой высокой точке храма – куполе, изображается Христос, как Глава Церкви и связующее звено между земной и Небесной Церковью. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием, с благословляющей десницей. Ближайшие последователи Иисуса, пророки и апостолы, пишутся в барабане наравне с восьмью Ангельскими чинами, стоящими на страже земли и людей. Паруса храма предназначены для евангелистов, распространивших учение Христа. Они движутся из пристани-Храма во все концы вселенной.

Роспись алтаря

Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена». В данном сюжете она выступает в роли заступницей за род человеческий.

Ниже этой композиции в алтаре изображается сюжет «Евхаристии», в котором Иисус передает Хлеб и Чашу апостолам для Причащения. Еще ниже в полный рост пишутся святители и учителя Церкви – преемники апостолов, на основании учения которых произошло утверждение Церкви.

Лики святителей символизируют преемственность святительского служения, а сцена «Евхаристии» связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в церкви литургию.

Роспись жертвенника и диаконника не имеет устойчивых канонов и воплощает назначение конкретного храма. Самые частые сюжеты на жертвеннике – изображение Богородицы, связанные с Рождеством Христовым. В диаконнике пишут образа святых архидиаконов или композиции из жития Святого Иоанна Предтечи.

Роспись основой части храма

В средней части храма находятся столпы или стены как символ опоры небесной церкви на дела людей. Поэтому на них всегда изображаются мученики в качестве образца святости христианского подвига.

Каноничность росписи центральной части предполагает создание сюжетов из Священной Истории Ветхого и Нового Завета: «Праздников», изображения жития Богоматери, святых и иные картины.

Восточная и западная часть храма противопоставляются друг другу. Если на западной стене изображен сюжет «Страшного суда», тогда восточная стена расписана изображением Горнего мира.

На восточной стене располагается иконостас, состоящий из нескольких рядов, упорядоченно размещенных , отделяющий алтарную часть православного храма от остального помещения.

Стенные фрески не достигают пола. От него их отделяют панели без изображения святых или христианских сюжетов. На этих панелях пишется убрус (полотенце), символизирующий чистоту и незыблемость и вечность. Он имитирует узорную ткань, над которой как величайшая ценность подносятся молящимся сцены христианского учения.

На входных воротах в храм зачастую изображают образ Богоматери. На откосах порталов присутствуют Ангелы, охраняющий Дом Господень.

Таким образом, в разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжеты росписей и канон остались неизменными и по сей день.

Наша мастерская выполнила ряд настенных росписей, по которым можно судить о высоком профессионализме иконописцев и дизайнеров, умении работать в архитектурном пространстве, сочетая строгий канон и художественную свободу. В основном иконописцы имеют высшее художественное образование. Роспись храма осуществляется на основании разрабатываемого проекта под контролем руководителя. Над проектом росписи работает коллектив художников-дизайнеров, решая стилистику и цветовое решение храма. В орнаментах росписи нет случайных цветов, каждый колер тщательно подбирается на картонах, ­делается несколько вариантов, при этом контролируется чтобы ни один орнамент не выскакивал из общего решения и гармонировал с другими орнаментами и живописными сюжетами. В отличии от многих мастерских мы не ставим задачу -

за короткий срок покрыть росписью как можно больше квадратных метров. Быстро не бывает хорошо. Большое внимание мы уделяем тому, чтобы стены были идеально подготовлены (не были рыхлые и неровные) - это как фундамент для здания.

Основные наши работы по росписи храмов приводим ниже:

Роспись стен православного храма.

Интерьер христианского храма принято украшать иконами и настенной росписью. В Византии с ранних времен была разработана система построения элементов росписи, которая мало чем изменилась и по сегодняшний день. Роспись стен православного храма имеет огромное значение для христиан. Во все времена для росписи храма привлекались лучшие мастера монументального искуссва. в росписи храма мало быть искуссным мастером в живописи, нужно уметь организовать большую поверхность стены, правильно и гармонично расположить фигуры по отношению друг к другу. Дизайнер, делающий проект росписи храма, должен грамотно, согласно с каноном, разместить сюжеты росписи и орнамент между ними по всему храмутак, чтобы все элементы росписи гармонично вписались в интерьер храма. Роспись храма должна сочетатьса с иконостасом, киотами, и другими элементами церковной утвари, создавая единую гармонию и целостность восприятия. Роспись храма должна соответствовать архитектурному стилю храма так же как и весь комплекс украшений храма. Если храм построен в византийском стиле, то и роспись храма, как и весь интерьер храма должны соответствовать данноми направлению. Если храм построен в современном классическом архитектурном стиле, то роспсь храма в византийском стиле будет выглядеть нелепо. Роспись такого храма необходимо выполнить в современном академическом стиле иконописания. Разумеетса при росписи храма в любом стиле необходимо придерживаться канонов иконописи.

Роспись храма - византийский стиль..

Роспись интерьера византийского храма в отличие от раннехристианских храмов в средневековой Европе не рассматривается как набор одельных сюжетов, как Библия в картинках". Система расположения сюжетов, стройно построенная на плоскости стены, с особой выразительностью показывала основны христианского учения, в полной мере показывала историю Ветхого и Нового Завета. Однако, роспись играла не только учительную функцию. Верующий. находясь в православном храме, не просто видит изображения росписи храма, но и сам становился как бы соучастником всех событий священной истории. При росписи храма византийские художники изображали сюжеты и изображения святых не в естественной перспективе в глубоком пространстве, а в плоскости храма, создавая впечатление присутствия святых среди молящихся. Порой при росписи храма иконописцы использовали обратную перспективу. Все изображения при росписи храма располагались в соответствии с их значимостью. Самые важные события изображались в центральных частях храма: куполе, сводах, в Алтаре. На стенах как и в иконостасе выше изображаютя праотцы и пророки, а ниже апостолы и сюжеты Нового Завета, изображающие земную жизнь Христа. На росписи нижней части храма святые более зримо присутствуют среди молящихся. При росписи храма художник изображал фон как глухую стену, дающую только небольшую глубину и дающую возможность воспринимать фигуры святых в реальном пространстве интерьера храма. Ту же роль играл и золотой фон, не дающий большой глубины, но показывающих изображения святых в неземном сиянии. Лики святых не изображались в профиль, кроме негативных персонажей. Святые на росписях и на иконах не изображались спиной. т.к. это означало его отсутствие в данном действии. Но строгая фронтальность не давала показать на росписи взаимодействие персонажей между собой. Поэтому использовался трехчетвертной ракурс изображения фигур. При росписи вогнутых поверхностей византийские иконописцы располагали фронтальные фигуры друг против друга, добиваясь те самым их взаимодествия в реальном пространстве.

Позднее. начиная с XII века в византийских и других храмах восточного православного мира роспись храма становится более насыщенной и многословной. Но общая стилистика росписи храма остается неизменной. Основа иконографического содержания византийской росписи служила образцом для росписи храмов в православных странах, особенно в росписях древнерусских храмов на протяжении всех последующих веков, несмотра на некоторые совершенствования.

К середине 9 века после окончания иконоборчества в Византии наступил расцвет церковного иконописного искусства. К тому времени сформировывается стройная богословская и художественная система росписи христианского храма. В совершенстве продуманная система росписи храма четко согласуется с архитектурой храма и составляет с ней единое целое. Роспись Софийского Собора в Киеве отображает в полной мере константинопольский стиль росписи храма. Она отражает развитие византийского стиля монументального церковного искусства и в своем времени и является образцом для большинства древнерусских храмов. Сюжетные композиции, используемые при росписи Софийского Собора, повторяются в росписях православных храмов вплоть до 16 века. В центральном куполе Софийского Собора изображен Христос Пантократор в окружении четырёх архангелов. В барабане в простенках между окнами изображены ростовые фигуры 12-ти апостолов. В парусах изображены четыре евангелиста. На арках изображены медальоны с 40 Севастийскими мучениками. На арке, отделяющей апсиду, в трех медальонах представлен Деисус - Иисус Христос, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. На центральной апсиде в конхе - Богоматерь "Оранта", ниже - Евхаристия. На Евхаристии слева Иисус Христос причащает апостолов хлебом, справа вином. Евхаристия - символическое изображение Тайной Вечери. В нижней части апсиды изображены святители и диаконы. Они­ как бы окружают стоящий в центре Алтаря Святой Престол. Евангельский цикл отличается особой подробностью, так как направлен на просвещение новокрещенного народа. Поэтому здесь присутствует и повествовательный элемент: На столбах изображены лики первоввященников. а западных гранях, обращеных к молящимся - Благовещение Пресвятой Богородицы. Важнейшие двунадесятые праздники изображены на сводах подкупольного креста. Подобное расположение праздников на сводах ветвей креста с некоторыми вариациями встречается в росписях православных храмов по сей день. На центральных стенах изображены сцены земной жизни Христа, Страсти Христовы и события после Воскресения Христова. В левой апсиде придела Петра и Павла изображены сюжеты деяний этих апостолов. В правой апсиде придела Иоакима и Анны, родителей Богородицы, изображены сюжеты о рождении и детстве Богоматери. Две крайние апсиды в приделах Великомученика Георгия и Архистратига Михаила расписаны житиями­ этих сятых и поясными иконами. На хорах изображены: Тайная Вечеря и её прообраз - Брак в Кане Галилейской, явление Пресвятой Троицы Аврааму и Три отрока в пещи огненной. Особой достопримечательностью росписи Собора был ктиторский портрет семьи Ярослава Мудрого, постоившего храм. Он располагался на западной стене подкупольного креста. Изображение ктиторских композиций в росписях храма было широко распространенно в те времена. Ктитор - государь или знатный заказчик по строительству или росписи храма, иногда это церковный иерарх предстоит в молитвенном поклоне к Христу или Богородице. Обычным явлением было и изображение семьи строителя храма. Очень часто ктитор изображается на росписи держащим в руках макет построенного им храма. На малых куполах и нижних сводах под хорами изображены медальоны с ангелами, херувимы и серафимы. Роспись остальных столбов и стен храма изобилует изображениями ликов святых. Лестничные башни Собора, ведущие на хоры, расписаны светскими по содержанию сюжетами, похожими на росписи византийских дворцов, т.к.хоры служили местом. где молился великий князь со своей свитой.

Подобные приемы в росписи храма часто можно увидеть и в наше время.

Роспись храма академический стиль.

В 18-19 веках на Руси большинство иконописцев при росписи храмов придерживаются сюжетной и композиционной традиции византийского стиля иконописания, однако образы приобрели более живописный характер. Древняя манера иконописания сохранилась только в старообрядческой среде.
Реформы Петра I отразились на развитии церковного искусства наряду со светской живописью.Многие художники-академисты. ориентируясь на западных художников эпохи возрождения, наряду со свободным творчеством занимались росписью храмов и нарписанием икон для иконостасов. Академический стиль иконописи в это время приобретает массовых характер. Создаются иконописные мастерские, работавшие в академической манере. В 1757 году в г. Санкт-Петербурге открылась Академия художеств, которая стала центром эстетических стандартов­ для светской живописи, а так же и для церковной. Многие художники занимающие руководящие посты в Академии,занимались еще и росписью храмов и изготовлением икон для иконостасов. Большое влияние на русских иконописцев оказали мастера итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения, в особенности Рафаэль и Микеланджело. Ф.А. Бруни (1799-1875гг). итальянец по происхождению и католик по вероисповеданию выполнил росписи и эскизы к росписям Исаакиевского и Казанского Соборов города Санкт-Петербурга. Его работы вызывали возмущение у одних современников и восторг у других. В церковном искусстве тех времен оставили свой след такие знаменитые художники как Брюлов, Боровиковский и др.

С 1875 по 1883 год художники -академисты расписывали храм Христа Спасителя в Москве. В росписи храма под руководством Бруни участвовали художники: В.П. Верещагин, Н.А.Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский.Роспись храма была выполнена маслом по известковой штукатурке.
­В.М. Васнецов негативно отзывался об этом периоде монументального церковного искусства, которое превратилось в натуралистическое со святыми-натурщиками. Кстати художники, восстанавливающие росписи в Новом Храме Христа Спасителя по старым эскизам, пошли еще дальше. Например на сюжетах "Тайная Вечеря" или "Вход Господень в Иерусалим" Нестеренко можно увидеть в лице апостолов вместо ликов апостолов лица друзей художника.

В конце 19 начале 20 веков древние иконы начинают почитаться как к ценные памятники старины, их коллекционируют и реставрируют. Всплеск интереса к старинной иконе способствовал изменению отношения художников-академистов к иконописанию. Возникает «неорусский» стиль в церковной живописи. Основоположником нового направления в церковной живописи стал В.М. Васнецов (1848-1926гг). В 1885-1886 годах он наряду с другими художниками выполнил роспись Владимирского Собора в Киеве. При росписи храма Васнецов ориентировался не на западных художников эпохи Возрождения, а на византийскую и древнерусскую монументальную живопись, привнеся в нее модерновый стиль. Работы Васнецова оказали огромное влияние на художников-иконописцев конца 19 и начала 20 веков.

В работе по росписи Владимирского Собора так же принимал участие и М.В. Нестеров, которому принадлежат четыре иконостаса в боковых нефах, композиции «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление Господне», образы Бориса и Глеба, княгини Ольги и др. Работы­ М.В.Нестерова можно увидеть на настенных росписях Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Нестеров, как и Васнецов, тяготеет к стилю модерн в сочетании с русской декоративностью и фольклорностью. Несмотря на живописные качества иконопись Нестерова в отличие от Васнецова ближе к картине чем к иконе.

Иконописцы нашей мастерской стремятся взять от знаменитых художников самые лучшие качества, стремясь при этом не отходить далеко от канонов древней иконописной школы.

Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.

Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.

Каждый отдельный элемент росписи храма - есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца :

«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»

Сотворив молитву, можно приступать к делу

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь к основному объему церковного четверика.
  2. Затем начинается роспись алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.

Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.

Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.

Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил .

Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:

«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются

Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Примеры росписи стен в православных храмах

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.

Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.

Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.

Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.

Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.

Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.

Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах :

  • Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
  • Древнеримские пророчицы Сивиллы.

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев

Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.

В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.

Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.

В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.

В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве »:

«Как лазурью освещать стены.

Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»

В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.

Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.

Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», - то есть он был очень бедным человеком.

«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого - Успенскую и Воскресенскую церковь.

Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря - «Страшный суд » на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.

Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.

В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.

На момент написания статьи такие расценки:

От 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2

стоимость материалов; (~150 т руб на 1000 м2 росписи)

Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание - монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»

Всем творческих удач!

Система росписи православного храма

Еще в Византии была выработана стройная система расположения сюжетов в настенной росписи православных храмов. Она отражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е. учение о Христе Спасителе. Однако роспись имела не только учительную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий священной истории. Византийские художники добивались такого впечатления, что изображенные на стенах и сводах храма святые присутствовали не в иллюзорном живописном пространстве (такого пространства в византийской живописи не было), как бы за гранью поверхности стены, но воспринимались как находящиеся в реальном трехмерном пространстве интерьера вместе с молящимися. В соответствии с учением об иконопочитании VII Вселенского собора образы Христа и святых являют их живое настоящее присутствие, так что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

И сегодня все изображения в православном храме располагаются в четком соответствии с иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагаются вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизируют духовное небо. Далее идут своды храма и верхние части стен, которые обычно отводятся под изображение событий евангельской истории. Наконец, нижние зоны интерьера представляют собой земной мир, где среди святых находится и пришедший в храм человек.

Усредненную иконографическую программу современного православного храма можно обозначить следующим образом:

– в куполе располагается Христос Вседержитель, как правило, поясной в медальоне;

– в барабане купола, между окон – пророки;

– в конхе алтаря – фигура тронной Богоматери с Младенцем на коленях или Оранта молящаяся;

– на боковых крестовых сводах располагаются медальоны с ангелами. В отдельных нишах алтаря и храма – святители. В западной части храма, на сводах под хорами, – ростовые и поясные в медальонах фигуры преподобных. Особый набор святых вместе с местночтимым святым может быть изображен на стенах притвора;

– многофигурные сцены праздников (важнейших событий Евангельской истории) располагаются как в наосе (т. е. средней части храма), так и в притворе. В наосе праздники занимают тромпы в основании купола, ниши между ними и верхние части стен. Сцены располагаются по кругу, по часовой стрелке;

– в притворе праздники и входящие в их цикл некоторые другие сцены из Евангелия располагаются на стенах и в торцевых нишах. Здесь могут быть изображены: Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие Христово, Воскресение Христово, Вознесение Господне и Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на Апостолов), а также некоторые вторичные сцены, более подробно показывающие Страсти Христовы и события по Его воскресении – Омовение ног на Тайной вечере, Снятие с креста, Уверение Фомы. При этом некоторые композиции, например Снятие с креста, занимают место наравне с двунадесятыми праздниками.

Сошествие Святого Духа на Апостолов изображается, как правило, в малом куполе над Престолом в алтаре.

Фактически все эти художественные композиции не являются простым повествовательным циклом, но отражают важнейшие догматы христианства. Рассказ о том или ином событии в них сменяется выражением его идеи, значения в деле спасения человечества Христом.

Из книги Международная академия каббалы (Том 1) автора Лайтман Михаэль

19.5. Система миров – система отношений человека с Творцом Таким образом, мы развиваем в себе совершенно другую систему ценностей, возвышающую нас над телесным наслаждением или страданием. Это система отношений с Творцом.Такой порядок называется системой духовных или

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

У престола царя православного Видя, сколь ретиво выслуживаются члены освященного собора, царь Дмитрий Иванович созвал Земский собор, чтобы открыто ответить на распространяемые против него слухи и разом уверить сомневающихся в законном своем праве на престол. Правда,

Из книги "Православные колдуны" –кто они? автора (Берестов) Иеромонах Анатолий

Православность «православного» митрополита Сам себя так называемый «митрополит» Рафаил называет «первоиерархом и духовным главой Великой Априори Российского ордена Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден)» (газета «Жизнь», № 2–3 (6–70) февраль–март, 1997). «Членом

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава XLI. "Дом". 1-4. Размеры святилища и святаго святых. 5-11. Пристройки к зданию храма. 12-15. Заднее здание двора и его отношение к зданию храма. 16-26. Внутренняя отделка храма 1 Пророк вводится теперь в самую внутренность храма евр. гекал, слово означающее святилище и Святое

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

1. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Мк. 13:1; Лк. 21:5). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (Мф. ст. 3, Мк. 13:3), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

4. Строительство второго храма Иеговы. Проблема третьего храма Прежде всего, зададимся вопросом: зачем был нужен второй храм? С высоты лет понятно, что таково было требование Иеговы, и это требование обусловлено ответным действием Иеговы по сотворении Мессии. Фактически,

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ 1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Устройство православного храма Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени (правительственных зданий, домов знати). Это здание своей продолговатой формой напоминало корабль – один из символов Церкви,

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 1. Устройство православного храма. Церковная архитектура: ее закономерности и особенности В классическом определении храм – это особо посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и другие

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 3. Система росписи православного храма Еще в Византии была выработана стройная система расположения сюжетов в настенной росписи православных храмов. Она наглядно выражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е.

Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий Николаевич

Устройство православного храма. Церковная архитектура, ее закономерности и особенности В классическом определении храм – это особо посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через Святое Причащение и др. таинства. Храмы иначе

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Из книги автора

Раздел 1: Половая система как система, данная Богом для деторождения К половой функции относится потребность в продолжении рода. На вопросе о потребности в размножении мы останавливаться не будем, а только отметим, что размножение присуще всем организмам, и через