Должностная инструкция ответственного бдд в школе. Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения. Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД

Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.12.2009 г. N 977 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.

1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;

Правила дорожного движения;

Правила перевозки грузов и пассажиров;

Порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;

Устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;

Организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;

Передовой опыт безаварийной работы водителей;

Методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;

Порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;

Основы изобретательства;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

Основы трудового законодательства;

Правила по охране окружающей среды;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.

2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.

2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.

2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.

2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.

2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.

2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.

2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.

2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.

2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.

2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.

2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.

2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.

2.16. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Инженер по безопасности дорожного движения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Инженер по безопасности дорожного движения несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 55

лица, ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения

1. Общие положения

Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, назначается приказом руководителя предприятия.

Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, подчиняется руководителю предприятия и в своей работе руководствуется законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ и другими нормативными документами, действующими в сфере безопасности дорожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.

2. Обязанности:

1. Разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение.

2.Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителем школьного автобуса, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению.

3.Разрабатывает и представляет директору ОУ на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.

4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал автобус, с данными Госавтоинспекции.

5.Разрабатывает или участвует в разработке проектов, приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6.Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т.д.).

7. Систематически информирует водителя, директора ОУ о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

8. Участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.).

9. Представляет директору ОУ материалы о награждении отличившегося водителя.

10. Принимает участие в восстановлении причин и обстоятельств возникновения дорожно-транспортных происшествий, также в выявлении нарушений установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе ОУ.

11. Организует в коллективе рассмотрение совершенных водителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

12. Участвует в работе отдела внутренних дел при рассмотрении административных материалов о нарушении правил дорожного движения водителем школьного авьтобуса.

13. Контролирует допуск водителя к управлению только теми транспортными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями.

14. Осуществляет контроль за прохождением водителем предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования.

15. Осуществляет контроль за организацией проведения службой эксплуатации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.

16. Осуществляет контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.

17. Осуществляет контроль за стажированием водителей и работой водителей - наставников.

18. Организует ежегодные занятия с водителями по 20 - часовой программе, утвержденные «Минавтотрансом» РСФСР от 31.03.1987 г. за № ДП-14/118.

19. Оказывает методическую помощь руководителям служб и подразделений предприятия в проведении занятий, бесед, инструктажей водителя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

20.Организует работу кабинета безопасности движения по плану, утвержденному руководителем предприятия (хозяйства) и оборудует его в соответствии с методическими указаниями.

21. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог и улиц на маршрутах школьного автобуса.

23.Немедленно сообщает в органы Госавтоинспекции о дорожно-транспортных происшествиях со школьным автобусом, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

24. Представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материально го ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транспортных происшествиях со школьным автобусом

3.Права

1. проводить проверки, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, требовать от соответствующих работников необходимых материалов, устных и письменных объяснений.

2. Проверять при необходимости у водителя наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителю правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать автобус на стоянку.

3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителя и других работников. состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и применять к ним необходимые меры.

4. Запрещает выпуск на линию школьный автобус или возвращать его с линию при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.

5. Вносить предложения директору ОУ о поощрении работников за достигнутые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.

6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения.


Любое современное предприятия сложно представить без автомобильного парка. И чем больше организация, тем больше автомобильных потребностей у неё. С увеличением подвижного состава, риск возникновения ДТП растёт.

Нужен ли в вашей организации человек ответственный за безопасность дорожного движения? Если ваша организация профилирована или пассажиров, то такого вопрос отпадает сам собой. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо. А если вы не занимаетесь коммерческими перевозками, то закон вас не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответвлённого человека из числа работников или нанимает со стороны. Это лицо наделяется полномочиями и несёт ответственность как специалист по безопасности дорожного движения. Для этого должен быть издан приказ по предприятию с внесением в должностную инструкцию соответствующих обязанностей. Далее, необходимо ознакомить работника с приказом и обязанностями под роспись, и только после этого он становится полноценным руководителем.

Требования, предъявляемые к специалисту

Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.

Для эффективной работы компании, необходимо распределить ответственность по БДД на трёх сотрудников:

  • ответственный по БДД;
  • специалист по контролю за ;
  • ответственный за ведение путевой документации.

Назначение должно осуществляться с занесением в должностную инструкцию конкретных обязанностей, каждому из них. т. к. если назначить приказом, а обязанности не прописать в инструкции, то такой сотрудник не будет отвечать за порученный ему сектор. Если ваша компания имеет в своей структуре филиалы, то в каждом из филиалов должно быть по три ответственных. А специалисты головного филиала, должны контролировать работу остальных. Это необязательно три разных сотрудника, все обязанности может выполнять и один человек (всё зависит от величины организации и от количества подвижного состава в наличии). И помимо обязанностей по контролю БДД, он может выполнять и другие (механик, диспетчер и др.). У данного специалиста должен быть диплом о высшем образовании в направлениях «Наземный транспорт» или опыт работы на подобной должности, занесённый в трудовую книжку.

Комплекс мер по обеспечению безопасности

Для предупреждения ДТП на предприятии необходимо провести комплекс мер:


А) вводный инструктаж проводится со всеми вновь прибывшими шофёрами. Проводит его лицо, ответственное за БДД на предприятии, инструктаж включает в себя:

  • организацию автодвижения по территории компании;
  • условия работы в организации;
  • порядок заполнения и ведения путевой документации;
  • последовательный ;
  • правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:

  • наличие опасных участков на маршруте;
  • места для возможного отдыха на маршруте;
  • количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
  • правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
  • алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.

В) сезонный – проводится не реже одного раза в полгода, на рубеже смены периодов осенне-зимнего на смену весенне-летнему или наоборот. Его цель – подготовить шофёров к эксплуатации автомобиля в предшествующий период. Должен включать в себя анализ ДТП, происходящих в аналогичные периоды ранее.

Г) специальный – проводится в таких случаях как:

  • в силу вступили законы, непосредственно влияющие на деятельность водителей;
  • изменён маршрут;
  • произошло ДТП с человеческими жертвами или крупным материальным ущербом;
  • поступила информация о террористической угрозе

Права и обязанности работодателя и специалиста по обеспечению БДД

Специалисту по обеспечению БДД запрещено:

  1. Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истёкшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории
  2. Принуждать шофёров нарушать ПДД либо поощрять данные действия.

В пределах действующего положения о БДД, возможно установить свои специальные правила для соблюдения БДД и требовать их соблюдения от подчинённых.

Предприятие в свою очередь, должно обеспечивать:


Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

  1. Трудовое законодательство либо его основные положения.
  2. Законы, которые нацелены на БДД.
  3. Основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение.
  4. Основные правила и нормы технического использования транспортных средств.
  5. Способы учёта и планирования автомобильных перевозок.
  6. Методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.

Должен уметь:


При соблюдении всех привил и рекомендаций, возможно достичь безаварийной работы предприятия или свести её к минимуму. Это повысит ваш рейтинг по сравнению с конкурентами. И позволит увеличить прибыль и благосостояние ваше и ваших работников.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Марковская СОШ

Т.Н.Тараева

«____»____________20___г.


Инструкция №13

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

лица ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

I. Общие положения

1. Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения назначается приказом руководителя предприятия.

2. Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, подчиняет­ся руководителю предприятия и в своей работе руководствуется Законода­тельными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ и други­ми нормативными документами, действующими в сфере безопасности до­рожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.

II. Обязанности:

1. Разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспорт­ных происшествий и контролирует их выполнение.

2. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных проишествиях и принятых мерах по их предупрежде­нию.

3. Разрабатывает и представляет руководителю предприятия на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по пре­дотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.

4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с дан­ными Госавтоинспекции.

5. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т.д.)

7. Систематически информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, при­ чинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

8. Участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.).

9. Совместно с отделом кадров оформляет и представляет руководству предприятия материалы о награждении отличившихся водителей.

10. Принимает участие в установлении причин и обстоятельств возникно­вения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе предприятия.

11. Организует в коллективе предприятия рассмотрение совершенных во­дителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорож­ного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

12. Участвует в работе комиссий городского (районного) отдела внутрен­них дел при рассмотрении административных материалов о нарушении пра­вил дорожного движения водителями предприятия.

13. Контролирует допуск водителей к управлению только теми транспорт­ными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями.

14. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сро­ков медицинского переосвидетельствования.

15. Осуществляет контроль за организацией проведения службой эксплу­атации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.

16. Осуществляет контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.

17. Осуществляет контроль за стажированием водителей и работой води­телей-наставников.

18. Организует ежегодные занятия с водителями по 20-часовой програм­ме, утвержденные «Минавтотрансом» РСФСР от 31.03.1987 г, за №ДП-14/118.

19. Оказывает методическую помощь в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

20. Организует работу кабинета (класса) безопасности движения по пла­ну, утвержденному руководителем предприятия (хозяйства) и оборудует его в соответствии с методическими указаниями.

21. Участвует в работе аттестационной комиссии по повышению квалифи­кации водителей предприятия.

22. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследова­нию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта предпри­ятия.

23. Немедленно сообщает в органы Госавтоинспекции о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом предприятия, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

24. Представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материального ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транс­портных происшествиях с подвижным составом предприятия.

III. Права:

1. Проводить проверки работы других служб и подразделений в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных проис­шествий, требовать от соответствующих руководителей и работников необходимых материалов, устных и письменных объяснений.

2. Проверять при необходимости у водителей ведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными сред­ствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перево­зимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в пред­приятие.

3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы во­дителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответ­ствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

4. Запрещать выпуск на линию подвижного состава предприятия или воз­вращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожа­ющих безопасности движения.

5. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении руководя­щих работников служб и подразделений за хорошую постановку и достигну­тые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.

6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касаю­щихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным Дру­гими службами и подразделениями предприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Планы работы по предупреждению ДТП в автотранспортных и других предприятиях, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем предприятия.

Планы отражают деятельность предприятия по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов, регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен

Ответственный за выпуск автомобилей на линию

(ответственный за работу по обеспечению безопасности дорожного движения)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И УЧЕТУ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ТРАНСПОРТЕ

Настоящая Инструкция устанавливает основные положения и является обязательной при организации работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на ведомственном транспорте.

Инструкция содержит описание работ в министерствах связи союзных республик, производственно-технических управлениях связи, на предприятиях и в организациях связи по обеспечению безопасности движения; обязанностей служб, подразделений и должностных лиц автохозяйств по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

В основу настоящей Инструкции положены действующие руководящие материалы Министерства внутренних дел СССР и Министерства автомобильного транспорта РСФСР по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий.

Общие положения

1. Обеспечение безопасности движения является одной из основных обязанностей работников ведомственного транспорта.

2. В целях предупреждения аварийности соответствующими службами и подразделениями автохозяйств должна проводиться систематическая работа, направленная на ликвидацию причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, и, в первую очередь:

2.1. Ведение, в соответствии с установленным порядком, учета всех дорожно-транспортных происшествий и нарушений транспортной дисциплины, анализ и выявление причин их возникновения. Разработка на основе материалов анализа и осуществление мероприятий по сокращению и предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.2. Поддержание высокой трудовой и транспортной дисциплины среди водителей и других работников автохозяйств.

2.3. Улучшение условий и совершенствование организации труда водителей. Особое внимание должно быть обращено на повышение эффективности использования рабочего времени за счет высвобождения водителей от участия в ремонте и техническом обслуживании автомобилей, широкое применение скользящих графиков работы, сокращение непроизводительных потерь рабочего времени на линии и при выполнении подготовительно-заключительных работ.

2.4. Обеспечение высокого уровня технического состояния подвижного состава.

2.5. Постоянное повышение квалификации водительского состава, мастерства вождения автомобилей.

2.6. Широкая пропаганда правовых знаний среди водителей и других работников автохозяйств, привлечение к этой работе сотрудников Госавтоинспекции, суда, прокуратуры, используя все средства и возможности для пропаганды мероприятий по безопасности движения (лекции, доклады, беседы, плакаты, кинофильмы и т.п.).

2.7. Повышение требовательности к начальникам колонн, гаражей в деле организации и проведения индивидуальной воспитательной работы с водителями автомобилей.

3. Работа по обеспечению безопасности движения проводится при широком участии общественности.

4. Руководители автотранспортных предприятий, предприятий и организаций связи, имеющих на балансе транспортные средства, несут персональную ответственность за весь комплекс работ по обеспечению безопасности движения.

5. В обязанности руководителей предприятий и организаций, использующих транспорт связи, вменяется осуществление контроля за работой водителей на линии.

Организация работы по безопасности движения

6. Организаторами всего комплекса работ по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются: в Министерстве связи СССР - Управление механизации и транспорта, в министерствах связи союзных республик, производственно-технических управлениях связи - управление, отдел, служба, группа или главный механик, старший инженер, инженер по механизации и транспорту, на автотранспортных предприятиях, предприятиях и в организациях связи, имеющих транспортные средства, - руководитель предприятия (организации).

7. Управления, отделы, службы, группы, главные механики, старшие инженеры, инженеры министерств связи союзных республик, производственно-технических управлений связи, предприятий и организаций связи организуют и контролируют работу подведомственных автохозяйств по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, для чего:

7.1. Осуществляют контроль за выполнением постановлений директивных органов, приказов и писем Министерства связи СССР, министерства связи союзной республики, производственно-технического управления связи, предприятия и организации связи по вопросам предупреждения аварийности на транспорте.

7.2. Организуют проверку работы автохозяйств, предприятий и организаций связи, использующих транспорт, по вопросам безопасности движения, требуют от них разработки и реализации мероприятий, направленных на предупреждение аварийности на транспорте.

7.3. Регулярно заслушивают отчеты руководителей автохозяйств о состоянии аварийности и проводимой работе по безопасности движения.

7.4. Организуют проведение семинарских занятий с инженерами по безопасности движения, начальниками колонн и другими инженерно-техническими работниками автохозяйств по повышению их квалификации и обмену опытом работы.

7.5. Проводят конкурсы по безопасности движения.

7.6. Анализируют состояние аварийности на ведомственном транспорте, проводят мероприятия по устранению причин дорожно-транспортных происшествий и других недостатков в работе автохозяйств по безопасности движения, издают обзорные письма и другие документы с анализом положения дела на местах и предложениями по устранению имеющихся недостатков.

7.7. Изучают и распространяют положительный опыт работы лучших водителей и автохозяйств по предупреждению аварийности.

7.8. Осуществляют контроль за подготовкой и повышением квалификации водителей в подведомственных автохозяйствах.

7.9. Направляют своих представителей на места дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями для участия в проведении служебного расследования, осуществляют контроль за устранением причин возникновения происшествий.

7.10. Обеспечивают ведение учета, составление и своевременное представление отчетов о дорожно-транспортных происшествиях, осуществляют сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях с данными Госавтоинспекции.

7.11. Подготавливают материалы для награждения лучших водителей, длительное время работающих без аварий, нагрудными значками "За работу без аварий" (Приложение 1).

7.12. Поддерживают постоянную связь с общественными организациями и Госавтоинспекцией по вопросам обеспечения безопасности движения.

8. Руководство и организация контроля за работой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на ведомственном транспорте осуществляются постоянно действующей комиссией по безопасности дорожного движения Министерства связи СССР на основании Приказа Министерства связи СССР от 29.09.82 N 333, в министерствах связи союзных республик, производственно-технических управлениях связи, на предприятиях и в организациях связи - на основании их аналогичных приказов и положений.

9. В автохозяйствах работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий организуется в соответствии с:

9.1. Настоящей Инструкцией.

9.2. Требованиями приказов и распоряжений вышестоящих организаций.

9.3. Положением об отделе (службе, группе), должностной инструкцией главного механика (старшего инженера, инженера по механизации и транспорту).

9.4. Утвержденными планами работ.

9.5. Правилами дорожного движения.

10. В автохозяйствах отдел безопасности движения (ст. инженер, инженер по безопасности движения):

10.1. Разрабатывает совместно с другими службами, подразделениями и общественными организациями мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение.

10.2. Осуществляет контроль и проверки служб и подразделений хозяйства в вопросах выполнения нормативных документов по обеспечению безопасности движения и вносит руководству предложения по устранению выявленных недостатков.

10.3. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями автохозяйства, анализирует причины их возникновения, подготавливает отчеты о дорожно-транспортных происшествиях.

10.4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав автохозяйства, с данными Госавтоинспекции.

10.5. Участвует в подготовке проектов приказов, указаний и других документов автохозяйства по вопросам безопасности дорожного движения.

10.6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения: проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т.д.

10.7. Обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей, бригад, колонн.

10.8. Совместно с отделом кадров оформляет и представляет материалы на награждение водителей значком "За работу без аварий".

10.9. Принимает участие в установлении причин и обстоятельств возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении других нарушений Правил дорожного движения.

10.10. Организует рассмотрение в коллективе автохозяйства дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями, а также нарушений Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

10.11. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования (Приложение 2).

10.12. Совместно с другими службами организует проведение занятий с работниками автохозяйства по изучению Правил дорожного движения, инструкции по организации безопасности дорожного движения и других документов, относящихся к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, а также проводит проверки знания этих документов.

10.13. Организует работу кабинета (уголка) безопасности движения по плану, утвержденному руководителем автохозяйства, и оборудует его (Приложение 3).

10.14. Участвует в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и их стажировке (Приложение 4).

10.15. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта автохозяйства.

10.16. Осуществляет систематический контроль за работой и техническим состоянием автопарка на линии и в автохозяйстве, привлекая к этой работе инженерно-технический персонал и общественные организации.

10.17. Ведет необходимую документацию по вопросам безопасности дорожного движения (Приложение 5).

11. Основными задачами службы эксплуатации автохозяйства по обеспечению безопасности движения являются:

11.1. Организация перевозок, исключающая причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

11.2. Создание нормальных условий для работы на линии подвижного состава и водителей.

11.3. Регулярное проведение воспитательной работы с водителями.

12. Для решения этих задач служба эксплуатации:

12.1. Обследует дорожные и другие условия работы водителей на линии и объектов обслуживания, принимает действенные меры к устранению недостатков, способствующих возникновению аварийной обстановки.

12.2. Проводит инструктаж водителей с учетом конкретных условий перевозок, состояния дорог и метеорологических особенностей, уделяя особое внимание водителям, имеющим стаж работы менее одного года (Приложение 6).

12.3. Обеспечивает соблюдение требований безопасности движения при перевозках пассажиров на грузовых автомобилях, а также противопожарную безопасность подвижного состава при перевозках огнеопасных грузов, руководствуясь соответствующими правилами.

12.4. Проверяет у водителей перед выдачей путевого листа наличие водительского удостоверения и талона предупреждений.

При приеме от водителей путевых листов обращает внимание на пометки, сделанные на путевом листе работниками милиции и другими должностными лицами, и о каждом случае ставит в известность руководство автохозяйства.

13. Основной задачей технической службы автохозяйства в деле обеспечения безопасности движения является содержание подвижного состава в технически исправном состоянии, исключающем внезапную поломку автомобиля на линии и способствующем уверенной работе водителей.

14. Для решения этой задачи техническая служба:

14.1. Обеспечивает регулярное и высококачественное проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей и прицепов в соответствии с действующим Положением.

14.2. Осуществляет контроль за техническим состоянием подвижного состава при выпуске на линию и возврате его в гараж.

14.3. Устраняет неисправности подвижного состава, выявленные при контроле технического состояния, а также обнаруженные водителями на линии.

14.4. Организует у главного инженера автохозяйства разбор каждого случая возврата или простоя автомобиля на линии из-за технической неисправности, угрожающей безопасности движения, с установлением причин и лиц, допустивших брак в работе или выпустивших на линию неисправный автомобиль, и принятие мер, исключающих повторение таких случаев.

14.5. Организует на маршрутах большой протяженности техническое обслуживание подвижного состава в промежуточных или конечных пунктах движений. При наличии возможности использует на договорных условиях производственные мощности других автотранспортных предприятий.

14.6. Обеспечивает проведение технической учебы среди водителей автомобилей, ремонтных рабочих и инженерно-технических работников по изучению конструктивных особенностей автомобилей и прицепов, гаражного оборудования и методов контроля за техническим состоянием подвижного состава, а также проведение (совместно с отделом кадров) работы по повышению квалификации водителей.

15. Для проведения контроля за работой автомобилей на линии автотранспортным предприятиям выделяется специальный легковой автомобиль в соответствии с Перечнем специальных легковых автомобилей по Министерству связи СССР и министерству связи союзной республики.

16. Лучшим водителям, не имеющим замечаний и взысканий за нарушения правил движения и ухода за автомобилями, выполняющим в течение года плановые задания, в основном работающим на автомобилях, прикомандированных к отдаленным от автохозяйства предприятиям связи, может быть предоставлено право самостоятельного контроля за техническим состоянием автомобилей.

Порядок утверждения водителей, которым разрешается осуществлять самоконтроль, определен в прилагаемом Временном положении о самоконтроле за техническим состоянием автомобилей (Приложение 7).

Передача автомобилей водителям на самоконтроль не освобождает техническую службу от ответственности за своевременное и качественное проведение технического обслуживания и ремонта этих автомобилей, а также от осуществления периодического контроля за техническим состоянием их.

17. Основными задачами контроля являются:

17.1. Выявление нарушений водителями автомобилей Правил дорожного движения и, в первую очередь, ведущих к дорожно-транспортным происшествиям (перевозка людей на не оборудованных для этого грузовых автомобилях, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение установленной скорости движения и др.).

17.2. Проверка технического состояния автомобилей.

17.3. Установление недостатков в содержании улиц, дорог, подъездных путей, погрузочно-разгрузочных площадок (слабое освещение, несвоевременная уборка снега и посыпка песком и т.п.), железнодорожных переездов, мостов и других сооружений, угрожающих безопасности движения.

18. Контроль за работой водителей на линии организуется в первую очередь на маршрутах с интенсивным движением, в местах скопления транспорта и опасных условиях движения, а также в пунктах погрузки и выгрузки.

При составлении графиков контроля работы автомобилей на линии учитывается наличие постов милиции по регулированию и надзору за движением с целью установления с ними контактов в работе.

19. Для проведения работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в автохозяйствах оборудуется кабинет (уголок) по безопасности движения, который должен располагать дорожными знаками, стендами, тренажерами, усилительной аппаратурой и другими наглядными пособиями, специальной литературой по организации безопасности движения и мастерству вождения автомобиля, а также материалами, отражающими состояние аварийности, трудовой и транспортной дисциплины в автохозяйстве.

20. Важнейшим условием успешной работы по предупреждению аварийности является активное участие общественности. С этой целью в автохозяйствах создаются комиссии общественного контроля за безопасностью движения на ведомственном автотранспорте, работа которых организуется в соответствии с Положением о комиссии общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте (приложение 8 - не приводится).

Классификация дорожно-транспортных происшествий

21. Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее при движении транспортных средств и повлекшее гибель или телесные повреждения людей либо повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

22. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

22.1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

22.2. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

22.3. Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению.

22.4. Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.).

22.5. Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, трос, канат и т.п.).

22.6. Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

22.7. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

22.8. Наезд на животных - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

22.9. Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этим видам происшествий относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), падения пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Учет и отчетность дорожно-транспортных происшествий

23. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 9 сентября 1969 г. N 1954р, объявленным в Приказе Министерства связи СССР от 06.05.70 N 393, а также Правилами, введенными в действие Приказом Министерства внутренних дел СССР от 24.04.84 N 85, автохозяйства организуют учет дорожно-транспортных происшествий.

24. Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, владельцами которых являются автохозяйства, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей.

25. Организуя учет, автохозяйства должны иметь в виду, что:

25.1. К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости транспортного средства, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

25.2. В число погибших при дорожно-транспортных происшествиях включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте дорожно-транспортного происшествия или в течение семи суток с момента происшествия.

25.3. В число раненых при дорожно-транспортных происшествиях включаются люди, которые получили телесные повреждения, вызвавшие потерю трудоспособности или необходимость госпитализации на срок не менее одного дня, либо назначение амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений.

26. Не подлежат учету:

происшествия с тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, прокладка траншей, скирдование, уборка сельхозпродуктов на полях, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, производимые с помощью автокранов или методом самосвала, установка мачт, опор и т.п.);

происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу;

происшествия, явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;

происшествия, возникшие в результате стихийных бедствий;

происшествия, возникшие в результате нарушения техники безопасности и правил эксплуатации транспортных средств при отсутствии водителя за рулем (запуск двигателя с помощью заводной рукоятки или пуск двигателя при включенной передаче: при сцепке-расцепке транспортных средств с прицепами, тракторными санями и сельскохозяйственными орудиями и т.п.);

пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

27. Сообщения о дорожно-транспортных происшествиях на подведомственном транспорте автохозяйствами регистрируются в журнале учета дорожно-транспортных происшествий (Приложение 9).

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение трех лет с даты последней записи.

28. Донесения о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств автохозяйства направляют в 3-дневный срок в вышестоящую организацию по подчиненности. В донесении указываются все сведения, предусмотренные действующей формой отчетности о дорожно-транспортных происшествиях.

29. О дорожно-транспортных происшествиях с тяжелыми последствиями, когда один человек и более погиб или два человека и более ранены, вышестоящая организация республиканского подчинения немедленно направляет донесение в министерство связи союзной республики и в Управление механизации и транспорта Министерства связи СССР, а вышестоящая организация союзного подчинения - в Управление механизации и транспорта Министерства связи СССР (Приложение 10).

В дополнение к донесению в указанном порядке в 10-дневный срок представляется акт расследования дорожно-транспортного происшествия и сообщаются меры, принятые по результатам расследования (Приложение 11).

30. Донесения являются основанием для составления отчета о дорожно-транспортных происшествиях.

При подготовке донесения особое внимание обращается на правильность заполнения всех граф, предусмотренных формой, а также на полноту изложения обстоятельств происшествия, характеристику главных и сопутствующих причин происшествия (состояние водителя и допущенные им нарушения, состояние автомобиля, дороги, недостатки в организации движения и т.д.).

В графе "Профилактические меры, принятые по данному происшествию", указываются как меры, принятые в отношении водителя, допустившего происшествие, так и других причастных к нему лиц, а также меры по предупреждению подобных происшествий (проведение собраний, выпуск специальных информационных материалов, устранение недостатков в техническом обслуживании автомобилей, содержании дорог, изменение в организации движения, режиме работы водителей и т.п.).

При необходимости к донесению приобщаются схемы происшествия, фотоснимки, дополнительные пояснения.

31. В случаях, когда дорожно-транспортные происшествия совершены водителями в состоянии опьянения или переутомления, а также из-за технической неисправности автомобилей, к донесениям прилагаются подробные объяснения обстоятельств происшествий, в которых указывается, были ли ранее в автохозяйстве подобные происшествия и какие меры принимались для их предотвращения.

32. О всех дорожно-транспортных происшествиях с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями автохозяйства немедленно сообщают органам внутренних дел.

33. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими автохозяйства сверяют с городскими и районными органами внутренних дел до 5 числа месяца, следующего за отчетным.

34. Для более правильной организации профилактической работы по безопасности движения автохозяйства ведут учет нарушений водителями транспортной дисциплины: снятия номерных знаков с автомобилей за технические неисправности; водителей, лишенных прав; угона автомобилей и т.п.

Материалы учета используются при проведении воспитательной работы с водителями, при подведении итогов соцсоревнования, конкурсов по безопасности движения и др.

35. В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, Приказом ЦСУ СССР от 31.08.81 N 484 и Приказом Министерства связи СССР от 13.04.84 N 119 автохозяйства представляют по форме ДТП-3 отчет о дорожно-транспортных происшествиях нарастающим итогом за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год (Приложение 12).

Отчет составляется на основе донесений после сверки их с данными ГАИ. Порядок и сроки представления отчета определен Табелем (перечнем) форм статистической отчетности предприятий, учреждений и организаций системы Министерства связи СССР, утвержденным Приказом Министерства связи СССР от 13.04.84 N 119 (N 27 Табеля).

36. В первом разделе отчета по форме ДТП-3 отражаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими, во второй части - сведения о всех дорожно-транспортных происшествиях с участием ведомственных транспортных средств независимо от места происшествия, тяжести его последствий, размера ущерба, вины водителя или других работников организации.

37. Сведения, внесенные в первую часть отчета по форме ДТП-3, заверяются в управлении (отделе) ГАИ МВД союзной (без областного деления), автономной республики, УВД край(обл)исполкомов. Ответственность за правильность сведений во второй части несет руководитель автохозяйства (Приложение 13).

Порядок расследования дорожно-транспортных происшествий

38. Целью служебного расследования является выявление нарушений установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или способствующих их возникновению, а также разработка мероприятий по предупреждению аварийности на автотранспорте.

39. Служебное расследование в соответствии с Методическими указаниями (Приложение 14) проводится:

39.1. Руководителем автохозяйства - всех дорожно-транспортных происшествий, происшедших с транспортными средствами, принадлежащими предприятию (организации).

39.2. Заместителем руководителя вышестоящей организации, которой подчинено автохозяйство, министерства связи союзной республики, ПТУС, выделенного предприятия - дорожно-транспортных происшествий, при которых погиб один и более человек или ранены два и более человек.

40. Срок служебного расследования для руководителей автохозяйств - трое суток, для руководителей министерств связи союзных республик, управлений, предприятий, организаций связи - не более пяти суток.

41. Дежурный или иной работник автохозяйства, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю автохозяйства. Последний в свою очередь сообщает о происшествии в республиканский, краевой и областной комитеты профсоюза работников связи и в органы внутренних дел.

42. Руководитель автохозяйства и начальник отдела (ст. инженер, инженер) по безопасности движения, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, лично выезжают на место для проведения служебного расследования; при установлении, что последствием происшествия явились тяжкие телесные повреждения или смерть группы людей, руководитель автохозяйства немедленно докладывает руководителю вышестоящей организации по подчиненности.

43. Для служебного расследования дорожно-транспортных происшествий с групповыми последствиями министерство связи союзной республики, производственно-техническое управление связи, предприятие, организация назначает комиссию с участием руководящих работников министерства, ПТУС, предприятия, организации и общественных организаций.

В задачу комиссии входит наряду с выяснением обстоятельств происшествия установление условий, существующих в автохозяйстве, которые оказали влияние на возникновение происшествия (состояние трудовой дисциплины, воспитательной работы, системы контроля за работой автомобилей на линии, режим работы и др.).

44. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий по результатам расследования разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на устранение причин, приведших или способствовавших возникновению происшествий.

45. По результатам служебного расследования производится разбор дорожно-транспортного происшествия.

Порядок разбора устанавливается следующий:

45.1. Руководители автохозяйств в трехдневный срок производят разбор каждого дорожно-транспортного происшествия на совещаниях начальников колонн и всех инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также на собраниях водителей и ремонтных рабочих.

45.2. Руководители министерств связи союзных республик, ПТУС, предприятий и организаций связи в пятидневный срок производят разбор каждого дорожно-транспортного происшествия с тяжелыми последствиями на совещаниях с участием руководителей подведомственных автохозяйств и предприятий связи, эксплуатирующих транспортные средства.

46. Работники управления, отдела (службы, группы, инженер по механизации и транспорту) министерства, управления, предприятия, организации связи и руководители автохозяйств строго следят за соблюдением сроков разбора дорожно-транспортных происшествий, а также сроков представления донесений и актов служебного расследования.

Приложение 1

Утверждено

Министром автомобильного

транспорта и шоссейных

дорог РСФСР

по согласованию с ВЦСПС

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАГРУДНОМ ЗНАЧКЕ "ЗА РАБОТУ БЕЗ АВАРИЙ"

1. Нагрудный значок "За работу без аварий" учреждается постановлениями Советов Министров союзных республик для поощрения лучших водителей, длительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий, нарушений трудовой дисциплины и Правил дорожного движения.

2. Значок "За работу без аварий" устанавливается трех степеней:

2.1. 1-й степени, которым награждаются водители, наездившие свыше 500 тыс. км без дорожно-транспортных происшествий и не имеющие нарушений трудовой дисциплины и Правил дорожного движения.

2.2. 2-й степени - то же, наездившие свыше 300 тыс. км.

2.3. 3-й степени - то же, наездившие свыше 200 тыс. км.

Условием для награждения значком является также непрерывная работа водителя в автохозяйстве в течение последних трех лет. Перевод водителя из одного автохозяйства в другое хозяйство той же системы на непрерывности стажа не отражается.

3. Награжденные значком 1-й степени по предприятиям и организациям, непосредственно подчиненным Министерству связи СССР и Министерству связи РСФСР, получают вместе со значком Почетную грамоту соответствующего министерства и ЦК профсоюза работников связи; по минсвязи союзных республик - министерства связи союзной республики и республиканского комитета профсоюза работников связи.

Награжденные значками 2-й и 3-й степени получают Почетную грамоту вышестоящей организации, в ведении которой находится данное автохозяйство, и республиканского комитета, обкома (крайкома) профсоюза работников связи.

Награжденным значком "За работу без аварий" выдаются удостоверения по установленной форме.

4. Награждение водителей значком "За работу без аварий" 1-й степени проводится:

на предприятиях и в организациях министерств связи союзных республик - совместным решением коллегии министерства связи союзной республики и республиканского комитета профсоюза работников связи;

на предприятиях и в организациях Министерства связи РСФСР - совместным решением коллегии этого министерства и ЦК профсоюза работников связи;

на предприятиях и в организациях, непосредственно подчиненных Министерству связи СССР, - совместным решением коллегии этого министерства и ЦК профсоюза работников связи.

Значком 2-й и 3-й степени награждение водителей производится совместным решением вышестоящей организации, в ведении которой находится данное автохозяйство, и обкома (крайкома), горкома профсоюза.

5. Ходатайство о награждении значком "За работу без аварий" 2-й и 3-й степени возбуждается администрацией и профсоюзной организацией автохозяйства перед вышестоящей организацией, в ведении которой находится данное автохозяйство, и обкомом (крайкомом) профсоюза.

Ходатайство автохозяйства о награждении значком "За работу без аварий" 1-й степени подтверждается решением вышестоящей организации, в ведении которой находится данное автохозяйство, и обкома (крайкома), горкома профсоюза и возбуждается перед министерством связи союзной республики и республиканским комитетом профсоюза работников связи.

6. Материалы на награждение представляются по прилагаемой форме.

7. Вручение значков, Почетных грамот и удостоверений о награждении производится на общем собрании коллектива автохозяйства представителем вышестоящей организации, в ведении которой находится данное автохозяйство.

Фамилии награжденных значком 1-й, 2-й и 3-й степени публикуются в стенной печати.

8. Значок "За работу без аварий" носится на правой стороне груди.

9. Значок не может быть передан другому лицу, в случае утраты повторно не выдается.

10. Лицо, награжденное значком "За работу без аварий", может быть лишено значка по решению выдавшей его организации в случае совершения водителем дорожно-транспортного происшествия (по его вине), а также за недостойное поведение на производстве и в быту.

11. Значки "За работу без аварий" всех степеней и удостоверения к ним изготавливаются министерствами связи союзных республик согласно описанию.

(Левая сторона)

Министерство связи союзной республики

и республиканский комитет профсоюза работников связи

Удостоверение N ___

ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ

Министр связи союзной республики _________________________________

(подпись)

Председатель респубкома профсоюза

работников связи _________________________________________________

(подпись)


"__" ____________ 19__ г.

(Правая сторона)

Награждается значком "За работу без аварий"

ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ

Совместное решение коллегии Министерства связи союзной

республики и Президиума респубкома профсоюза работников связи от

"__" ________________ 19__ г.

При утере не возобновляется.

(Левая сторона)

Удостоверение N

Тов. _____________________________________________________________

награжден значком "За работу без аварий"

ВТОРОЙ СТЕПЕНИ

(ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ)

Начальник _____________________________________________ управления

связи _____________________________________

(подпись)

Председатель ___________________________________ обкома (крайкома)

профсоюза _________________________________

(подпись)


"__" ____________ 19__ г.

(Правая сторона)

Награжден значком "За работу без аварий"

ВТОРОЙ СТЕПЕНИ

(ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ)

Приказ начальника ________________________________________________

управления связи N _______________________________________________

от "__" _______________ 19__ г.

Постановление Президиума _________________________________________

Областного (краевого) комитета

профсоюза от "__" _______________ 19__ г.

При утере не возобновляется.

НАГРАДНОЙ ЛИСТ

на водителя автомобиля, представляемого к награждению

значком "За работу без аварий" _____ степени

Автохозяйство

Управления,

предприятия, организации связи ___________________________________

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________

2. Год рождения __________________________________________________

3. Партийность ___________________________________________________

4. Стаж работы водителем _________________________________________

5. Стаж работы в данном автохозяйстве ____________________________

6. Классность ____________________________________________________

7. Наездил километров ___________ по состоянию на ________________

8. Характеристика ________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Руководство и партийная организация автохозяйства ходатайствуют

о награждении т. _________________________________________________

значком "За работу без аварий" _______ степени.

Начальник автохозяйства Секретарь партийной Председатель

(предприятия) организации профсоюзного комитета

(подпись) (подпись) (подпись)

Печать Печать

10. Управление, предприятие связи, обком (крайком) профсоюза

награждают (ходатайствуют) о награждении т. ______________________

значком "За работу без аварий" ______ степени.

11. Совместное постановление руководства управления, предприятия,

организации связи и обкома профсоюза N ___________________________

от "__" ____________ 19__ г.

Начальник Управления, предприятия, Председатель обкома

организации связи (крайкома) профсоюза

(подпись) (подпись)

Печать Печать

(Оборотная сторона наградного листа)

СПРАВОЧНО

Водителем ________________________________________________________

за период с ______________________ наезжено ______________________

километров, что подтверждается учетными документами.

Ст. экономист (экономист автохозяйства)

Печать (подпись)

По данным органов внутренних дел у водителя __________________

За период работы __________________

с ______________________________ дорожно-транспортных происшествий

и нарушений Правил дорожного движения не зарегистрировано.

Инспектор ГАИ

> Кого назначить ответственным по БДД > Дата публикации: 2017-08-24 11:54:00

Обеспечение БДД на предприятии.

Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач. Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.

Назначение специалиста по БДД

Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения. Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.

ВАЖНО! Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.
Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.

Данные с сайта статистики ГИБДД:

Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД.
Как правило, хотя бывают и исключения, таким лицом назначается начальник транспортного участка. Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.

Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица. Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:

  • Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;
  • Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД:

Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗа по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок. При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и аттестацию, и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.

Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Специалист БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.

Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.

Должностная инструкция ответственного за БДД.

При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор». Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам.

В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д. Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется. Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки.

Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.

ВАЖНО! Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.

Обязанности ответственного за БДД.

Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора. Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.

Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, путевые листы должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства.

Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации. На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.
Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному медицинскому осмотру. Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.

Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик. После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС.

После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда.

За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС. Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД.

Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда. Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.

Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.

Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте.

Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива). Административная ответственность за нарушение труда и отдыха водителей

АНО ДПО "ЦПР ПРОФИ" ПРОВОДИТ ОБУЧЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОХРАНА ТРУДА: