Презентация на тему: Весеннее пробуждение растений. Презентация на тему весеннее пробуждение растений «Весеннее пробуждение растений»








Подтверждение гипотезы. Весной в лесу можно наблюдать одно из самых интересных явлений в жизни наших ранневесенних растений. Снег лежит в лесу ровным слоем, однако он сильно изменился по сравнению с рыхлым и легким белым покровом зимы. Тяжелый и пористый, он рассыпается на отдельные крупинки. Под снегом много мусора (хвоинки, листья и плоды деревьев, веточки).


Измерив температуру снега на поверхности, выяснили, что она +4,1º, а на глубине 10 см она падает до +2º, +1º, а на глубине 15 см колеблется от +1 до -1º. Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Мы увидели здесь: вечнозеленые стебли зеленчука, копытня и волосистой осоки, нежные, желтоватые и едва позеленевшие ростки, пробившиеся сквозь слой слежавшейся прошлогодней опавшей листвы. Весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами - корневищами и клубнями, они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегохода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.


Весенние растения-подснежники являются многолетними. Они развиваются за счет подземных органов-корневищ, луковиц или клубней, в которых откладываются питательные вещества.. Вследствие этого развитие весенних растений гораздо меньше зависит от внешних условий. Провели опыт: разрезали корневище ветреницы, капнули йод и в результате реакции убедились в присутствии в нём крахмала. Как только у растений закончится период покоя и они начнут свое развитие, отложенный в корневищах и клубнях крахмал превращается в сахар. Опыт доказал присутствие в корне питательных веществ.


Прочитав разные источники информации, мы узнали: после того как почва в лесу в результате осенних заморозков промерзнет и находящиеся в ней подземные части весенних растений подвергнутся значительному охлаждению, растения начинают свое развитие в начале зимы под снегом. На то, что охлаждение действительно является необходимым условием для развития некоторых весенних растений, указывают опыты академика Любименко с клубеньками чистяка. Эти клубеньки начинают прорастать с осени, затем развитие их полностью приостанавливается. Вызвать его продолжение удается, лишь подвергнув клубеньки действию низкой температуры.


Шафран сетчатый Шафран сетчатый, пожалуй, самый первый весенний цветок в наших краях, он появляется в конце марта. Только-только появились первые проталины и солнышко чуть пригрело южные склоны холмов, как, пронзая пожухлую листву, пробиваются к свету его нежные ростки. Справедливо древние греки считали его цветком богини утренней зари Авроры, цветком пробуждающейся природы. С этим растением связана древнегреческая легенда. Меркурий, бог торговли и путешествий, упражнялся в метании диска и вдруг случайно сильно посланный диск угодил прямо в друга Меркурия - Крокуса. Крокус был смертельно ранен, а Меркурий в отчаянии просил Богов сохранить память о нём. И вот из капель крови Крокуса выросли нежные красивые цветы - Крокусы, в память о погибшем друге. С тех пор каждую весну радуют они глаза людей и напоминают нам о жизни бесконечной...


Пролеска двулистная Пролеска - цветок-первоцвет, как говорят у нас, подснежник. Первые цветы появляются в марте, а в теплые зимы даже в конце февраля. Как радуют они глаза, мерцая синими брызгами среди подтаявшего снега! В период массового цветения лес превращается в голубое море, словно небо разлилось по склонам холмов, поросших ещё по-весеннему прозрачным лесом.


Брандушка разноцветная Брандушка, как и пролеска, цветок-первоцвет. Но, в отличие от пролески, встречается в наших местах значительно реже. Цветёт в марте - апреле. Безжалостно вырывается на весенние букеты, почему и сохранилась лишь в укромных местах. Цветок имеет восхитительный бледно - розовый цвет. Это многолетнее растение; растёт из луковички, как и большинство первоцветов. В народе эти цветы ещё называют сиротками: одиноко сияют они среди пожухлой травы. Есть такая легенда, с которой и пошло это название. Было у злой мачехи две прекрасные дочки, красивые и пригожие. Да невзлюбила их мачеха, задумала их погубить и выгнала из дома в конце зимы на холод. Стоят сиротки на косогоре, умирают от холода, оплакивают свою сиротскую долю. Так бы и погубила их мачеха, но пришла Весна, а с ней и тёплое Солнышко. Отогрели, приголубили они сироток материнской лаской и теплом. И расцвели они волшебными весенними цветами. Вот с того времени, как символ победы добра над злом и появляются по весне цветы-сиротки.


Прострел раскрытый. Сон-трава. Сон-траву у нас называют лесным тюльпаном. Цветёт в конце марта - апреля и тоже сравнительно редко встречается в наших лесах. Интенсивно вырывается на букеты и через день оказывается в мусорном ведре. Прелестный цветок встречает вас лёгким поклоном, как бы умоляя не трогать его. И правда, как можно загубить такую красоту!


Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!


Гусиный лук жёлтый В весенней палитре цветки гусиного лука составляют жёлтую часть спектра. Скромные небольшие цветы звёздочками светятся среди редкой щетинки молодой зелёной травки. Как и хохлатка, цветы свои гусиный лук начинает готовить ещё под снегом. Ещё и снег лежит в тени, а на солнечном припёке уже искрятся, радуют глаз цветки гусиного лука.


Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и- мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!


Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.




Ветреница Многолетнее растение, см в высоту, с толстым корневищем. Один прикорневой лист на длинном черешке 3-5 пальчаторассеченный, с глубоко надрезанными пильчатыми сегментами. На цветоносном побеге мутовка из 3 черешковых при цветных листьев. Цветок одиночный, околоцветник белый, из 6 красноватых снаружи листочков. Плод многоорешек. Растет в лиственных лесах, кустарниках, на лугах.


Вывод: Изучив жизненные особенности наших подснежников, мы заметили, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом.























1 из 20

Презентация на тему: Весеннее пробуждение растений

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Подтверждение гипотезы. Весной в лесу можно наблюдать одно из самых интересных явлений в жизни наших ранневесенних растений. Снег лежит в лесу ровным слоем, однако он сильно изменился по сравнению с рыхлым и легким белым покровом зимы. Тяжелый и пористый, он рассыпается на отдельные крупинки. Под снегом много мусора (хвоинки, листья и плоды деревьев, веточки).

№ слайда 6

Описание слайда:

Измерив температуру снега на поверхности, выяснили, что она +4,1º, а на глубине 10 см она падает до +2º, +1º, а на глубине 15 см колеблется от +1 до -1º. Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Мы увидели здесь: вечнозеленые стебли зеленчука, копытня и волосистой осоки, нежные, желтоватые и едва позеленевшие ростки, пробившиеся сквозь слой слежавшейся прошлогодней опавшей листвы. Весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами - корневищами и клубнями, - они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегосхода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.

№ слайда 7

Описание слайда:

Весенние растения-подснежники являются многолетними. Они развиваются за счет подземных органов-корневищ, луковиц или клубней, в которых откладываются питательные вещества. . Вследствие этого развитие весенних растений гораздо меньше зависит от внешних условий. Провели опыт: разрезали корневище ветреницы, капнули йод и в результате реакции убедились в присутствии в нём крахмала. Как только у растений закончится период покоя и они начнут свое развитие, отложенный в корневищах и клубнях крахмал превращается в сахар. Опыт доказал присутствие в корне питательных веществ.

№ слайда 8

Описание слайда:

Прочитав разные источники информации, мы узнали: после того как почва в лесу в результате осенних заморозков промерзнет и находящиеся в ней подземные части весенних растений подвергнутся значительному охлаждению, растения начинают свое развитие в начале зимы под снегом. На то, что охлаждение действительно является необходимым условием для развития некоторых весенних растений, указывают опыты академика Любименко с клубеньками чистяка. Эти клубеньки начинают прорастать с осени, затем развитие их полностью приостанавливается. Вызвать его продолжение удается, лишь подвергнув клубеньки действию низкой температуры.

№ слайда 9

Описание слайда:

Шафран сетчатый Шафран сетчатый, пожалуй, самый первый весенний цветок в наших краях, он появляется в конце марта. Только-только появились первые проталины и солнышко чуть пригрело южные склоны холмов, как, пронзая пожухлую листву, пробиваются к свету его нежные ростки. Справедливо древние греки считали его цветком богини утренней зари Авроры, цветком пробуждающейся природы. С этим растением связана древнегреческая легенда. Меркурий, бог торговли и путешествий, упражнялся в метании диска и вдруг случайно сильно посланный диск угодил прямо в друга Меркурия - Крокуса. Крокус был смертельно ранен, а Меркурий в отчаянии просил Богов сохранить память о нём. И вот из капель крови Крокуса выросли нежные красивые цветы - Крокусы, в память о погибшем друге. С тех пор каждую весну радуют они глаза людей и напоминают нам о жизни бесконечной...

№ слайда 10

Описание слайда:

Пролеска двулистная Пролеска - цветок-первоцвет, как говорят у нас, подснежник. Первые цветы появляются в марте, а в теплые зимы даже в конце февраля. Как радуют они глаза, мерцая синими брызгами среди подтаявшего снега! В период массового цветения лес превращается в голубое море, словно небо разлилось по склонам холмов, поросших ещё по-весеннему прозрачным лесом.

№ слайда 11

Описание слайда:

Брандушка разноцветная Брандушка, как и пролеска, цветок-первоцвет. Но, в отличие от пролески, встречается в наших местах значительно реже. Цветёт в марте - апреле. Безжалостно вырывается на весенние букеты, почему и сохранилась лишь в укромных местах. Цветок имеет восхитительный бледно - розовый цвет. Это многолетнее растение; растёт из луковички, как и большинство первоцветов. В народе эти цветы ещё называют сиротками: одиноко сияют они среди пожухлой травы. Есть такая легенда, с которой и пошло это название. Было у злой мачехи две прекрасные дочки, красивые и пригожие. Да невзлюбила их мачеха, задумала их погубить и выгнала из дома в конце зимы на холод. Стоят сиротки на косогоре, умирают от холода, оплакивают свою сиротскую долю. Так бы и погубила их мачеха, но пришла Весна, а с ней и тёплое Солнышко. Отогрели, приголубили они сироток материнской лаской и теплом. И расцвели они волшебными весенними цветами. Вот с того времени, как символ победы добра над злом и появляются по весне цветы-сиротки.

№ слайда 12

Описание слайда:

Прострел раскрытый. Сон-трава. Сон-траву у нас называют лесным тюльпаном. Цветёт в конце марта - апреля и тоже сравнительно редко встречается в наших лесах. Интенсивно вырывается на букеты и через день оказывается в мусорном ведре. Прелестный цветок встречает вас лёгким поклоном, как бы умоляя не трогать его. И правда, как можно загубить такую красоту!

№ слайда 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

№ слайда 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели урока :

  • закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;
  • научить видеть зависимость между погодой и таянием снега, сравнивать погоду в начале весны и в конце весны;
  • дать представление об изменениях в жизни растений зимой, показать связь этих изменений с неживой природой;
  • развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  • воспитывать эстетическое отношение к природе и бережное отношение к родному краю; познакомить с экологическими проблемами, причинами исчезновения многих первоцветов, познакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу;
  • развивать выразительность речи;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание трудолюбия.

Оборудование : учебники (А.Плешаков «Окружающий мир 2 класс» УМК «Перспектива») и рабочие тетради к этому учебнику; проектор для показа презентаций; компьютер учителя и компьютеры учащихся –12 шт.; презентация к уроку, подготовленная учителем; презентация учащегося второго класса по теме «Первоцветы»; растения в горшочках, выращенные учениками; предметы из бумаги и картона для композиции «Березка на полянке»: солнышко, облако, гроза, березка, подснежники, снег, травка; диск с записью песни Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите»; выставка докладов учащихся на тему «Первоцветы»; конверт с «Письмом для второклассников»; цветные ватманы для изготовления плакатов «Первоцветы надо спасти!», «Берегите лес!» и др; фломастеры, клей, картинки с первоцветами и березкой – материалы для выполнения творческого задания.

Ход урока

Оргмомент

Она придёт вслед за зимой, тепло подарит нам с тобой,
Разбудит землю ото сна. А как зовут её? (Весна.)

У: С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские – не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов, загадок.

Отгадайте, о каких месяцах идет речь в этих загадках?

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май)

У: Действительно, сегодня мы будем говорить о весенних месяцах. Итак, мы идем в гости к весне. Что изменилось с приходом весны?

Д: Солнце светит ярче, чем зимой, оно выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.

В процессе обсуждения на доске формируется композиция «Весенние изменения в природе»

У: Одинаково ли солнце греет землю во все весенние месяцы?

У: Какой весенний месяц самый холодный?

У: Какой самый тёплый месяц?

Д: Май. В мае солнце находится выше над горизонтом, а значит и сильнее нагревает поверхность земли. Поскольку становится теплее, то тает снег. Он рыхлеет, становится серым. В марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше, в мае снег исчезнет совсем.

У: Что происходит весной с водоемами?

Д: Лед темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля начинается ледоход: лед раскалывается, плывёт по реке Весной очень опасно ходить по льду. В мае происходит разлив рек – половодье.

У: А какое весной небо?

Д: Небо голубое, облака белые.

У: Какие осадки выпадают весной? Проанализируйте свои наблюдения, записанные в «Рабочей тетради» на стр. 35.

Д: Мы заметили, что в течение тех дней, когда мы вели наблюдения, температура воздуха ежедневно возрастала, выпадали осадки снег и дождь.

У: Мы будем продолжать наблюдения, но как вы предполагаете, как дальше будет меняться температура воздуха и какими будут осадки в апреле и в мае?

Д: Температура воздуха будет расти, чаще будут выпадать дожди, снега реже, а затем совсем прекратятся. В мае появится первая гроза.Вывод: солнце все выше становится над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее нагревает землю, поэтому тает снег и лёд.

У: У нас сегодня в гостях ваша старая знакомая, синичка Зинька, героиня рассказов В.Бианки. Она большая любительница путешествий, очень любознательна. Вы ей очень понравились, и теперь она приготовила для вас несколько заданий. Думаю, вы сможете выполнить первое задание птички.

Задание №1.

У: а) Расставьте пейзажи известных живописцев в правильном порядке .(Дети рассматривают репродукции картин художников на презентации) Как по-вашему, в каком месяце могли происходить данные явления природы, о которых рассказывали эти художники?

Д: Саврасов «Грачи прилетели»– в марте

И. Левитан «Большая вода» – в апреле

И. Грабарь «Майский вечер»– в мае

У: б) В народе каждый месяц называли по-своему. Подберите к каждой картине своё название.

У: Какие литературные произведения рассказывают о весне?

Д: «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев,«Уж тает снег, бегут ручьи…» А.Плещеев, «Подснежники» Т.Белозёров, «Снег теперь уже не тот» и «Разбегайтесь ручьи, растекайтесь лужи»-С.Маршак, «Подснежник» Андерсен, «Синичкин календарь» В.Бианки.

Задание № 2. Объясните смысл пословиц .

а) Весной день с ночью меняется.

б) Марток – надевай трое порток.

в) Кто спит весною, тот плачет зимою.

г) Весна цветы рассыпает.

Весенние изменения в жизни растений .

У: Весна цветы рассыпает. В конце февраля мы с вами посадили семена бархатцев в маленькие горшочки, ухаживаем за ними и ведем наблюдения. Теперь вы знаете, что необходимо росткам для роста. Наверное, похожие условия нужны и первоцветам?

Д: Весенний лес загадочен и не совсем обычен, он полон света, прозрачен, и просматривается насквозь. Солнышко пригревает, появляются первые проталинки, земля насыщается влагой. Создаются все условия для роста растений.

У: Верно. Яркие лучи солнца высвечивают резную зелень первой весенней травы, сочные краски лесных растений – первоцветов: пролесок, хохлаток, медуниц. В народе такие растения называют подснежниками.

Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
И всю цветочную красу весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно,
И быть избранником весны мне любо и отрадно.
Н. Холодовский.

Уч: Подснежниками в народе называют первые весенние цветы. При виде их нами всегда овладевает необъяснимое нежное чувство, которое трудно передать словами. С появлением первых подснежников отчетливо понимаешь, что зима, наконец-то, прошла, так как эти первые скромные цветы символизируют наступление весны. Первые цветы появляются, когда в лесу совсем нет листвы. Растениям ничто не мешает получать солнечный свет, так необходимый для роста. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. Низкорослые насекомоопыляемые растения в это время года привлекают первых насекомых яркими цветками

У: Все первоцветы – многолетние растения. После того, как в начале лета их надземная часть засыхает, они не погибают. В почве сохраняются живые подземные органы – у одних клубни, у других – луковицы, у третьих – более или менее толстые корневища. Эти органы служат вместилищем запасных питательных веществ, главным образом крахмала. Давайте откроем учебник и посмотрим на иллюстрации на стр. 74-75. Видите, как изображена корневая система этих растений. Именно за счет заранее запасенного "строительного материала" так быстро и развиваются у эфемеродов, так называют.

Рассказы о первоцветах

(выступают второклассники, которые подготовили доклады о цветах)

Мать-и-мачеха обыкновенная, хохлатка, ветреница, гусиный лук, перелеска, чистяк, медуница.

Физкультминутка.

У: Нам уже надоели зимние холода, всем хочетсявесеннего тепла! В стародавние времена на Руси молодёжь выходила на улицу и зазывала Весну – красну. Мы подготовили для наших гостей весенние заклички.

Заклички. Солнышко приходи, красно дерево, цвети!
Гори солнце ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее.
Высоко взойди, далеко свети, на тёмные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря, на зеленый огород, на весь народ!

У: Весной происходят изменения и с другими растениями. Давайте откроем учебник и узнаем, какие превращения происходят с деревьями и кустарниками.

Работа с текстом учебника (групповая работа)

У: Прочтите текст на страницах учебника № 77-78 и ответьте на вопросы:

Как пробуждаются деревья в лесу? Что происходит с почками? Какое дерево начинает цвести первым? Какие кустарники зацветают первыми? Какое дерево расцветает раньше: береза или черёмуха? Что происходит с лиственницей? У каких еще деревьев появляется молодая хвоя? Какой кустарник занесен в Красную книгу?

Рассказы учащихся о весенних изменениях происходящих у ивы, черёмухи и черёмухи.

У: Ребята, посмотрите, под нашей березкой письмецо лежит, видно его Зинька принесла.

«Дорогие второклассники!
Обращаюсь к вам с жалобой!
Была я красивая, была я пригожая,
Стала сама на себя непохожая!
Травку молодую на мне вытоптали, кусты поломали, первые весенние цветы оборвали.
Березу на дрова срубили, костры на мне разводили!
Забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь!
Бывшая лесная поляна».

Задание №3. Давайте поможем нашей полянке. Как это можно сделать?

Думаю, нужно рассказать другим ребятам о том, что первоцветы нельзя рвать. Я предлагаю вам выполнить творческую работу под названием «Берегите первоцветы» и «Берегите лес». Каждая команда выполняет свою работу, а потом мы поместим её на доску и послушаем рассказ о том, что вы нарисовали на плакате и о чем написали.

Вторая группа учащихся выполняют подобное задание на компьютерах.

Подведение итогов урока . Обсуждение работ учащихся.

Не рви цветы, в букете жизни нет,
Оставь в земле для жизни продолженья.
Вы не найдете им замены,
Как не ищи – замены нет!
Не спеши!
Ведь если ты сорвешь эти цветы,
То больше не увидишь красоты!

Источники информации:

Класс: второй.

Технологическая карта урока окружающего мира

Целевой блок

Тема

Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Республики Башкортостан.

Цель

Познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Республики Башкортостан

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:

- Коммуникативные УУД:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, электронное приложение к учебнику, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: знать раннецветущие растения и уметь отличать их от остальных растений ; понять причины, по которым они зацветают первыми; узнать места их произрастания;

Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы.
Метапредметные: соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни растений весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края;

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: расширить знания учащихся о жизни растений весной; научить отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, познакомить с причинами, по которым они зацветают первыми. Способствовать развитию: эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы.

Воспитывать: бережному отношению раннецветущих растений.

Тип урока

ОНЗ

Учебно-методический комплекс

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Часть 2.

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.

М. Ю. Новицкая. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой.

В.С. Мавлетов. Цветущий край благословенный…

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Первоцветы, подснежники, раннецветущие растения.

Организация простр-ва

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи

Чтение, трудовое обучение, русский язык.

Действия обучающихся

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас, в классе нашем

И пусть вам у нас будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, нам хочется многое вам показать!

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что гости порадуются нашим успехам.

II . Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты.

    Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Ещё свежо, но солнце светит,
Зима умчалась без следа,
Наверно, многие заметят,
Что так случается всегда.
Да, это верно, год за годом ,
Сойдут снега , бегут ручьи,
И пробужденье полным ходом
Идет во всех местах земли.

О каком времени года говорилось в стихотворении? (О весне)

На прошлом уроке мы тоже говорили о Весне. Давайте проверим, что вы запомнили.

У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку, прочитайте внимательно вопросы и обведите правильный ответ.

Выполнение теста.

Тема: «Звёздное небо весной»

1. Весной эта звезда осталась на прежнем месте.

    Солнце

    Сириус

    Полярная

    Альтаир

2. Если продолжить линию от Полярной звезды, то эта «дорожка» приведет к созвездию

    Лев

    Большая Медведица

    Волопас

    Кассиопея

    Полярная

    Регул

    Арктур

    Сириус

4. Отметь созвездия, которые можно наблюдать на небе в любое время года.

    Большая Медведица

    Лев

    Кассиопея

    Волопас

    Малая Медведица

    Дева

IV . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира весной, а определить тему нашего урока вам поможет загадка об одном из весенних месяцев.

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Пробуждайтесь! Пробуждайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех (апрель)

Почему апрель в народе получил такие названия как «первоцвет» и «цвЕтень»?
этом месяце появляется первая зелень, пробуждаются и зацветают некоторые растения )

Сформулируйте тему урока.

Весеннее пробуждение растений.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Цель: Познакомиться с первоцветами.

ЗАДАЧИ

Узнать:

Какие бывают первоцветы?

Где они растут?
Почему зацветают первыми?

    Изучение нового материала.

Едва успевает сойти снег, как на проталинах загораются первые яркие весенние краски. Белые, золотисто-желтые, розовые, фиолетовые, сиреневые цветы первыми встречают весну. Они появляются и зацветают рано – в апреле-мае, даже когда еще не до конца сошел снег.

За это их называют подснежниками или первоцветами.

Откройте учебник на стр.74 и узнайте, прочитав первый абзац, как еще называют такие растения. (Раннецветущие)

Среди каких растений есть такие «смельчаки»? (Среди деревьев, кустарников и трав).

Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями. (Мать и мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк)

Кому из вас приходилось видеть эти растения в природе? (Конечно, потому что все эти первоцветы растут на территории нашей республики Башкортостан.)

Прочитайте 2 и 3 абзац текста и подготовьтесь ответить на вопросы: Где растут раннецветущие растения и что им требуется для раннего цветения?

Учащиеся читают текст и ищут ответ на вопрос.

Где можно увидеть раннецветущие растения? (В лесу и на открытых местах)

Требуется ли таким растениям много тепла? (нет)

(Поэтому они и зацветают, когда не весь снег еще растаял.)

- А какие условия необходимы им для раннего цветения?

Откуда эти растения получают питание для цветения?

(Питание эти растения получают из своих собственных кладовых. Это утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.)

Что такое подземные части растений? (Корни)

Рассмотрите на стр. 74 и75 корни первоцветов и обратите внимание на сколько они утолщены., питательные вещества копились в них с прошлого года и готовы отдать их растениям.

VI . Физминутка

Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах.

Послушайте внимательно задание. Каждая группа будет изучать свой первоцвет по плану.

Прочитайте первый пункт плана. (Изображение.)

Здесь вы наклеите картинку, собрав пазлы.

Назовите второй пункт плана. (Название.) Название своего растения вы найдете на доске и впишите в таблицу.

Для выполнения 3, 4 задания вам нужно будет обратиться к дополнительным источникам.

(Электронные приложения к учебникам, хрестоматии).

Защита мини – проектов.

Мать и мачеха.

Хохлатка.

Медуница

Печеночница

Гусиный лук

Ветреница.

И последний первоцвет – чистяк. Его часто путают с ветреницей. Нам о нем расскажет Солоницина Людмила. Свое сообщение об этом растении, она подготовила заранее.

Чистяк цветет в лесу одновременно с ветреницей. Он имеет такой же небольшой рост и желтые цветки. На первый взгляд эти два растения можно перепутать. Но присмотревшись, можно найти отличия. В цветках ветреницы обычно обычно 5 лепестков, а у чистяка их больше - от 6 до 14 штук. Листья у ветреницы изрезанные, тонкие, а у чистяка округлые, блестящие. Да и весь чистяк выглядит этаким крепышом: бодрым, чистым и свежим. А название он такое получил т.к издавна применяют в качестве так называемого кровоочистительного весеннего салата.

Красивы и разнообразны первоцветы. Они цветут с апреля до середины мая. Многие люди выезжают на природу полюбоваться весенними растениями. А некоторые собирают из них букеты. Хорошо ли это?

Все эти растения редкие и занесены в Красную книгу Башкортостана.

Не рвите первоцветы и не покупайте их у нарушителей природоохранного законодательства! Каждый житель обязан сохранять уникальную флору нашей республики!

    1. Физминутка.

      Изучение нового материала. Продолжение.

Изучение весеннего цветения деревьев и кустарников

- Раннецветущие растения есть среди деревьев и кустарников.
- Откройте стр. 76. Прочитаем и узнаем информацию о них.

- Какие деревья и кустарники начинают цвести до появления на них листочков? (Ольха, ива, орешник, волчье лыко)

Разделите их на группы кустарников и деревьев.

Какое дерево зацветает первым? (Ольха)

Сообщения учащихся о деревьях и кустарниках.

Ольха - невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом. Ствол серый, гладкий, листья овальные, средней величины. Листья ольхи по форме и величине похожи на листья яблони, такие же овальные, с острым концом. В зимнее время у ольхи хорошо видны коричневые, свисающие вниз сережки. Они довольно короткие и плотные. Весной, во время цветения, сережка сильно удлиняется, из нее высыпается обильная желтая пыльца. Пускает пыльцу ольха очень рано весной, раньше всех других деревьев.

Какое дерево зацветает следом? (И ва)

Ива растёт по берегам лесных рек, по ручьям, канавкам когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.)

Ребята, а где растет ива? (По берегам рек).
Орешник – это кустарник. Растет он в лесах. Листья его крупные, широкие, неправильно овальные, с многочисленными зубчиками по краю. Зацветает орешник ранней весной, распуская свои пышные желтые сережки. А если подует ветер, они раскачиваются в разные стороны и рассеивают свою пыльцу, которая напоминает тонкий желтый порошок.

Волчье лыко -это кустарник. Он цветет в лесу после схода снега. На тонких прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени. Сидят они плотными кучками, словно приклеены. Нежные цветки имеют приятный острый аромат. Листья на веточках появляются к концу цветения.Они небольшие, удлиненные. А к середине лета появляются ярко-красные плоды. Но они ядовиты. Поэтому его назвали «волчье лыко». А почему лыко? Ведь так называется кора липы, из которой плели лапти. А кора нашего маленького растения прочна как лыко. Этот кустарник стал редким и нуждается в охране.

Вернемся к тексту учебника. Найдите ответ на вопрос.

Почему эти деревья и кустарники начинают зацветать первыми после зимнего покоя? (У них у самых первых начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нем содержится сахар для питания растений.)

Работа в парах.

Сейчас вы поработаете в парах. Откройте тетрадь на стр. 41 и выполните задание 3.

Проверка.

X . Итоги.

Вернемся к цели и задачам урока.

Какие 3 группы первоцветов вы узнали?

Назовите раннецветущие травянистые растения.

Какие раннецветущие относятся к кустарникам? (Волчье лыко и орешник)

Назовите раннецветущие деревья. (Ольха и ива)

Где они растут?
- Почему они зацветают первыми?

Проверочная работа в электронном приложении.

Сейчас вы поработаете в группах и выполните проверочную работу в электронном приложении.

Проверка.

XI . Рефлексия.

Оценим работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весны, пробудившую Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и наклейте его на проталинку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше, возьмите нераспустившийся цветок-бутон.

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими распустившимися цветами, а это значит, что сегодняшний урок принес много полезных знаний.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какая тема урока была?

Чему научились на уроке.

Домашнее задание

Домашнее задание. С. 74-77 пересказ.

Задание по выбору:

    Нарисовать плакат в защиту первоцветов. На альбомном листе нарисовать раннецветущие растения и написать призыв к их сохранению. Например: «Берегите первоцветы!» «Руки прочь от подснежников!»

    Найти в интернете или в справочниках сведения, в которых говорится, почему такие первоцветы как мать и мачеха, чистяк, печеночница, хохлатка, гусиных лук и медуница имеют необычные названия.