Время работы 4 государственной думы. Третья и четвертая государственные думы. Смотреть что такое "четвертая государственная дума" в других словарях

Правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.


Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

дипломная работа

§ 4. Четвертая Государственная Дума (1912 - 1917 гг.)

Осенью 1912 г. проходящие выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Она оказалась еще более правой, чем предыдущая. Правые и националисты получили 186 мест, октябристы - 100, кадеты и прарессисты - 107. Кадеты попытались организовать оппозиционное демократическое движение и направить его деятельность в конституционное русло. Основные требования: изменение избирательного закона, реформа Госсовета, создание "ответственного министерства". Председателем Думы был избран М.В. Родзянко.

Первая мировая война вызвала новый кризис парламентаризма в России.24 июля 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. С июля 1914 г. по июнь 1915 г. правительство приняло 285 чрезвычайных указов.26 июля 1914 г. Государственная Дума вынесла правительству вотум доверия. В Думе прозвучали призывы к гражданскому миру, единению общества для отпора врагу. Кадеты и октябристы пообещали поддержку правительству, трудовики призвали подчинить интересы революции интересам обороны страны. Только социал-демократы осудили политику правительства, не приняли участия в утверждении военного бюджета и призвали использовать войну для революционного свержения самодержавия.

Однако уже в июле-августе 1915 г. Дума вновь подвергла правительство критике. Поражения на фронте, влияние Распутина и императрицы Александры Федоровны на решение государственных дел сплотили оппозицию. В августе-сентябре 1915 г. большинство депутатов Государственной Думы (236 депутатов из 442) объединились в Прогрессивный Блок. В него вошли и "Крайне правые и крайне левые", включая правых националистов, меньшевиков, трудовиков, октябристов, кадетов. Программа блока предусматривала создание "министерства доверия", изменение приемов управления, признание свободы вероисповеданий, пересмотр законов 1890 и 1892 г. о земствах, политическую амнистию, подготовку закона об автономии Польши и т.д., иными словами, Дума стремилась сохранить гражданский мир на основе возврата к либеральным реформам и трансформации России в конституционную монархию.

Однако, Николай II не уступил Думе. Успехи на фронте летом 1916 г. послужили поводом для возврата к старым способам управления: были прерваны заседания Думы, запрещены земские съезды, принят закон об усилении полицейского надзора.

В то же время в правительственных кругах усилилось противоборство различных группировок, что определило противоречивость и непоследовательность проводимой политики. С осени 1915 г. сменилось 4 председателя Совета Министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра.

4 ноября 1916 г. лидер кадетской партии П.Н. Милюков на заседании Думы обвинил правительство в измене и подготовке сепаратного мира с Германией, он потребовал передачи Думе законодательных полномочий. Милюкова поддержало большинство Думы. Публикация речи Милюкова была запрещена цензурой, но ее текст мгновенно распространился по стране. Новейшая история Отечества ХХ век / Под ред. Киселева А.Ф. / М.: Владос, с. 98-102.

Кризисное состояние страны и надвигавшаяся революция заставили правые круги отказаться от парламентской борьбы и вступить на путь заговора. В декабре 1916 г. великий князь Дмитрий Павлович, князь Юсупов, депутат-националист В. Пуршикевич совершили убийство Распутина. В парламентских, промышленных и военных кругах распространение получил план отречения от престола Николая II в пользу сына или брата Михаила. Одновременно окружение царя настаивало на разгоне Государственной Думы. Дума обвинялась в том, что способствовала росту революционных настроений. Поэтому с началом массовых выступлений против самодержавия в середине февраля 1917 г. император издал указ о роспуске Государственной Думы, ее депутаты 27 февраля создали Временный Комитет Государственной Думы, на основе которого вскоре будет создано Временное правительство.

В целом IV Государственная Дума представляла собой орган, умеющий исходя из ситуации в стране, лоббировать свои интересы для решения государственных и общественных дел. Ограниченная в своих полномочиях Дума естественно пыталась расширить их, стать главным органом, учитывая опыт прежних Дум, она выбрала наиболее оптимальный вариант - действовать исходя из ситуации в стране и авторитета других органов (в частности, правительства). Поэтому в начале войны, когда исполнительная власть имела большие возможности, Дума не стала ей перечить и пошла на сближение.

В условиях же неудач на фронте, тяжелого положения в стране и потери авторитета ведущих органов, Дума стала очень быстро набирать силу, что конечно же вело к ее разногласиям с царизмом. Но все же полной власти, чтобы управлять государством, они не достигли.25 февраля 1917 г. Дума была распущена.

Значение первых Государственных Дум России для современного парламентаризма очень велико. Благодаря своему возникновению они заложили первые основы будущего демократического парламента. Выборность законодательного органа, наличие избирательного закона, представительность народных масс, законодательная инициатива, разделение депутатов по фракциям - все это и многое другое дала современному парламенту России Государственная Дума Российской империи.

Глава II. Особенности советского парламентаризма 1920 - 1991 гг.

Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации

государственный власть президент полномочие Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Он призван выражать интересы местностей...

Понятие Государственной Думы впервые относится к периоду первой российской революции 1905-1907 гг. Революционные события начала 1905 г. заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общества. 18 февраля 1905 г. был опубликован царский манифест...

Государственная Дума в России: история создания, правовое определение, механизмы её формирования и функционирования

В постсоветский период попытки приспособить Конституцию РСФСР 1978 г. к новым политическим реалиям, сложившимся в российском обществе в конце 1980-х -- начале 1990-х гг., успехом не увенчались. Более того, изменения, внесенные в нее...

Государственная Дума Российской Федерации. Правовое регулирование наследования. Схема "Механизм государства"

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Согласно статье 95 действующей Конституции Российской Федерации, Государственной Думой принято считать - нижнюю палату Федерального собрания Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Начиная с 6 созыва...

Государство и право в начале XX века

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей...

Законодательные полномочия субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. ст. 95-97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах...

История парламентаризма в России в ХХ – начале XXI вв.

Вместе с Манифестом о роспуске II Государственной Думы было опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал...

Конституционное право России

При определении числа депутатов Государственной Думы учитывались российский опыт и практика других государств. От достаточно громоздкого Съезда народных депутатов РСФСР, состоящего из 1068 народных депутатов...

20 февраля 1906 года вышел акт об учреждении Государственной Думы, в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение избирательных положений, утверждение государственного бюджета...

Основные государственные законы 1906 года

В июне 1912 года изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью выплачивали владельцы предприятий; для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы"...

Государственная Дума Российской империи -- законосовещательное, позже -- законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи (о нем сказано выше)...

Становление парламентаризма в России

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49% всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую...

Статус Федерального Собрания Российской Федерации

Третья государственная дума

Третья государственная дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум...

Источник - Википедия
Государственная дума Российской империи IV созыва
Парламент Государственная дума Российской империи
Страна Российская империя (1912-1917)
Россия Российская республика (1917)
Официально называлась просто «Россия», республиканская форма правления и новое название были официально объявлены лишь 1 (14) сентября 1917 года
Срок 1912-1917
Предыдущий созыв III
Следующий созыв Дума распущена
Временный совет Российской республики (как законосовещательный орган при Временном правительстве)
Членство 432 депутата
Председатель Государственной думы М. В. Родзянко
Доминирующая партия Октябристы (98 депутатов)
Основана 15 ноября 1912 года.

Государственная Дума избиралась на пять лет. Дума работала с годовыми сессиями, внутри каждой сессии устраивались, как правило, два перерыва, на Рождество и на Пасху. Каждый раз Дума созывалась и распускалась Высочайшими Указами; кроме того, Дума и сама была полномочна устраивать перерывы в своей работе. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился.

Первая сессия продолжалась с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года, состоялось 81 заседание Общего собрания Думы.
Вторая сессия продолжалась с 15 октября 1913 года по 14 июня 1914 года, состоялось 111 заседаний Общего собрания Думы.

26 июля 1914 года состоялась чрезвычайная однодневная сессия Думы, посвященная выделению военных кредитов, связанных с острым политическим кризисом, предшествовавшим началу Первой мировой войны.

Третья сессия началась 27 января 1915 года; через 2 дня, 29 января, сразу же после принятия бюджета, сессия Думы была объявлена императором закрытой.
Четвёртая сессия продолжалась с 19 июля по 3 сентября 1915 года, после чего Дума досрочно была распущена императором на каникулы, сессия затем продолжалась с 9 февраля по 20 июня 1916 года, состоялось 60 заседаний Общего собрания Думы.
Пятая сессия началась 1 ноября 1916 года. 16 декабря Дума снова была распущена на каникулы. Досрочный роспуск Думы оказался одним из событий, повысивших общую политическую напряженность в стране перед Февральской революцией. По широко распространённому тогда мнению, ожидалось, что правительство не разрешит Думе собраться после затянувшихся новогодних каникул и объявит о её роспуске. Однако же, 14 февраля 1917 года император объявил о продолжении занятий Думы. В разгар событий Февральской революции, 25 февраля, император снова приостановил деятельность Думы. Более Дума уже никогда не собиралась на официальные заседания.

27 февраля в ходе частного совещания членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, принявший участие в формировании Временного правительства, а до момента начала его работы, то есть 27 февраля - 2 марта, являвшийся самопровозглашенным правительством России. 12 мая - 19 июля 1917 года состоялось ещё 8 частных совещаний Думы, уже не имевших ни юридического, ни политического значения.

Дума была официально распущена указом Временного правительства 6 октября 1917 года в связи с назначением выборов в Всероссийское учредительное собрание.

Состав Думы
Четвёртая дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре. Всего было избрано 442 депутата:

Октябристы - 98
Националисты и умеренно-правые - 88
Правые - 65
Кадеты - 59
Прогрессисты - 48
Центристы - 32
Социал-демократы - 15 (меньшевики - 8, большевики - 7)
Трудовики - 9
Беспартийные - 6
Партии разных союзов:

Польское коло - 9
Мусульман - 6
Белорусско-литовско-польская группа - 6
27 февраля в ходе частного совещания членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, принявший участие в формировании Временного правительства , а до момента начала его работы, то есть 27 февраля - 2 марта, являвшийся самопровозглашенным правительством России.

Председатель Государственной думы М. В. Родзянко.

Товарищи председателя: князь В. М. Волконский, князь Д. Д. Урусов.

Секретарь И. И. Дмитрюков.

Товарищи секретаря: Н. И. Антонов, В. П. Басаков, Г. Х. Еникеев, Н. Н. Львов (старший товарищ), В. П. Шеин.

Члены IV Государственной Думы

Леванидов П. А. кадет Архангельская губерния
Старцев Н. А. кадет Архангельская губерния
Виноградов В. А. прогрессист Астраханская губерния
Ерымовский И. К. прогрессист (примык.) Астраханская губерния
Фирсов К. К. прогрессист Астраханская губерния
Франгулов С. И. прогрессист Астраханская губерния
Самчук В. И. правый Волынская губерния
Казин Ф. Н. правый Казанская губерния
Безак Ф. Н. националист Киевская губерния
Богданов С. М. националист Киевская губерния
Сувчинский К. Е. националист Киевская губерния
Трегубов А. Л. националист Киевская губерния
Герасимов П. В. кадет Костромская губерния
Коновалов А. И. прогрессист Костромская губерния
Зузин Б. Н. прогрессист Костромская губерния
Мухин А. Н. кадет Костромская губерния
Шагов Н. Р. левый Костромская губерния
Щулепников И. В. кадет Костромская губерния
Геловани В. Л. трудовик Кутаисская губерния
Маклаков В. А. кадет Москва
Новиков М. М. кадет Москва
Челноков М. В. кадет Москва
Щепкин Н. Н. кадет Москва
Каптерев Н. Ф. беспартийный Московская губерния
Ржевский В. А. кадет Московская губерния
Адриановский Ф. П. правый Пермская губерния
Потоцкий А. А. националист Подольская губерния
Клюжев И. С. октябрист Самарская губерния
Ковзан А. И. октябрист Самарская губерния
Львов В. Н. националист Самарская губерния
Новиков А. И. октябрист Самарская губерния
Барышников А. А. прогрессист Санкт-Петербург
Велихов Л. А. прогрессист Санкт-Петербург
Калугин М. Д. прогрессист Санкт-Петербург
Милюков П. Н. кадет Санкт-Петербург
Посников А. С. кадет Санкт-Петербург
Родичев Ф. И. кадет Санкт-Петербург
Шингарёв А. И. кадет Санкт-Петербург
Лихачёв А. Н. националист Саратовская губерния
Масленников А. М. кадет Саратовская губерния
Опочинин Н. Н. октябрист Смоленская губерния
Танцов А. З. октябрист Смоленская губерния
Хомяков Н. А. октябрист Смоленская губерния
Аносов А. Н. октябрист Тамбовская губерния
Вакар В. М. прогрессист Тамбовская губерния
князь Волконский В. М. правый Тамбовская губерния
Демидов И. П. кадет Тамбовская губерния
князь Кильдишев П. А. националист Тамбовская губерния
Лачинов М. Ф. националист Тамбовская губерния
Марков Н. Л. октябрист Тамбовская губерния
Молчанов М. О. националист Тамбовская губерния
Охлябинин Н. И. октябрист Тамбовская губерния
Снежков В. Н. правый Тамбовская губерния
Тимофеев А. Я. кадет Тамбовская губерния
Хохлов П. А. октябрист Тамбовская губерния
Паскин А. С. националист Тверская губерния
Лодыженский А. А. октябрист Тверская губерния
Шубинский Н. П. беспартийный Тверская губерния
Байтеряков Г. Х. беспартийный Уфимская губерния
Волков Н. К. кадет Забайкальская область
Бадаев А. Е. большевик Санкт-Петербургская губерния
Муранов, М. К. большевик Харьковская губерния
Лашкевич, В. В. кадет Харьковская губерния
Петровский Г. И. большевик Екатеринославская губерния
Самойлов Ф. Н. большевик Владимирская губерния
Шагов Н. Р. большевик Костромская губерния
Интересные факты

По имени IV Думы была названа купюра Временного правительства в 1000 рублей («думка»)
Официальные документы Думы
Первая сессия
Стенографические отчеты. Заседания 1-30: (с 15 ноября 1912 г. по 20 марта 1913 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая
Стенографические отчеты. Заседания 31-54: (с 22 марта по 24 мая 1913 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1913 г., сессия первая.
Стенографические отчеты. Заседания 55-81: (с 27 мая по 25 июня 1913 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1913 г., сессия первая.
Стенографические отчеты. Заседание 35: 3 апреля 1913 г.; Заседание 63: 4 июня 1913 г.; Заседание 78: 21 июня 1913 г.; Заседание 80: 24 июля 1913 г.; Заседание 81: 25 июля 1913 г.
Указатель к стенографическим отчетам: (части 1-3): заседания 1-81: (15 ноября 1912 г.-25 июня 1913 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 1: (№ 1-150) / четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 2: (№ 151-270) / четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 3: (№ 271-365) / четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 4: (№ 366-435) / четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 5: (№ 436-525) / четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 6: (№ 526-637) / четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая
Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы»: вып. 1-6 / четвёртый созыв, 1912-1913 гг., сессия первая
Вторая сессия
Стенографические отчеты. Заседания 1-28: (15 октября 1913 г. - 21 января 1914 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Стенографические отчеты. Заседания 29-52: (с 22 января по 19 марта 1914 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1914 г., сессия вторая.
Стенографические отчеты. Заседания 53-75: (с 21 марта по 5 мая 1914 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1914 г., сессия вторая.
Стенографические отчеты. Заседания 76-97: (с 7 по 28 мая 1914 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1914 г., сессия вторая.
Стенографические отчеты. Заседания 98-111: (с 30 мая по 14 июня 1914 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1914 г., сессия вторая.
Указатель к стенографическим отчетам: части 1-5: заседания 1-111: (15 октября 1913 г. - 14 июня 1914 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия II.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 1: (№ 1-130) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 2: (№ 131-197) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 3: (№ 198-311) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 4: (№ 312-425) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 5: (№ 426-555) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 6: (№ 556-643) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 7: (№ 644-700) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 8: (№ 701-766) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 9: (№ 767-849) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 10: (№ 850-930) / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая.
Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы»: выпуски 1-10 / четвёртый созыв, 1913-1914 гг., сессия вторая
Третья сессия
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы: четвёртый созыв, 1915 г., сессия третья
Четвертая сессия
Стенографические отчеты. Заседания 17-37: (с 9 февраля по 15 марта 1916 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1916 г., сессия четвёртая.
Стенографические отчеты. Заседания 38-60: (17 марта по 20 июня 1916 г.) / Гос. дума, четвёртый созыв, 1916 г., сессия четвёртая.
Указатель к стенографическим отчетам: заседания 1-60: (19 июля 1915 г. - 20 июня 1916) / четвёртый созыв, 1915-1916 гг., сессия четвёртая.
Стенографические отчеты. Заседания 1-16 (с 19 июля - 3 сентября 1915 г.): с приложением указателя к стенографическим отчетам / Гос. дума, четвёртый созыв, 1915 г., сессия четвёртая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 1: 19 июля-3 сентября 1915 г.: (№ 1-57) / четвёртый созыв, 1915-1916 гг., сессия четвёртая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 2: (№ 58-87) / четвёртый созыв, 1915-1916 гг., сессия четвёртая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 3: (№ 88-173) / четвёртый созыв, 1915-1916 гг., сессия четвёртая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 4: (№ 174-289) / четвёртый созыв, 1915-1916 гг., сессия четвёртая.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. вып. 5: (№ 290-373) / четвёртый созыв, 1915-1916 гг., сессия четвёртая
Предметный указатель к сборнику «Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы»: выпуски 1-5 / четвёртый созыв, 1915-1916 гг., сессия четвёртая.
Прочее
Стенографические отчеты Частного совещания членов Государственной думы (четвертого созыва): 12, 20, 27 мая, 3, 5, 28 июня,18 и 19 июля 1917 г.

Литература

Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX века: новые политики в новом политическом пространстве / Диссертация на соискание степени д. и. н. На правах рукописи. - Пермь, 2009. - 537 с.

После роспуска 2-й Государственной думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в 3-ю Государственную думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. 3-я Дума стала единственной в истории Российской империи, которая отработала отведенный ей срок - пять сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А. Хомякова, А.И. Гучкова и М.В. Родзянко. Состав 3-й Государственной думы: 148 центристов из «Союза 17 октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в 3-й Государственной думе полностью зависел от октябристов. Они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял . При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед 3-й Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. По национальному вопросу в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в 4-ю Государственную думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов - 442, председательствовал весь срок октябрист М.В. Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по-прежнему выполняли функции центра, однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В 4-й Думе, как и в 3-й, были возможны два большинства: право-октябристское (283 депутата) и октябристско-кадетское (225 депутатов) - оно и стало преобладающим в работе 4-й Государственной думы. Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов и представители Государственного совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4-ю Думу.

Вторая Дума

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в перерывах между первой и второй Думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах - 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907г., но на его основании были казнены около 700 человек); Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года., Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы от 9 ноября 1906 года., превращать их в свою личную собственность.

Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой, предложив широкую программу либерального законодательства и исключения из правительства наиболее консервативных министров. Премьер сообщил, что правительство приготовило ряд законопроектов, обеспечивающих свободу совести и веротерпимость, гарантирующее неприкосновенность личности (арест, обыски и цензура должны были осуществляться только на основании судебного решения), предварительное следствии по политическим делам предполагалось передать судебным следователям, изъяв его у жандармов.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о поощрении революционного террора.

Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию. Чтобы преодолеть это сопротивление и создать новый порядок формирования Государственной Думы (по действующему закону состав государственной Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), правительство пошло на шаг, который был оценён как государственной переворот. 4

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооружённое восстание в войсках (3 июня 1907г.). 5

Третья и четвёртая Дума

В июне 1912 года изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью выплачивали владельцы предприятий; для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы" , взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

По инициативе правительства Дума принимала законы о введение земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако их деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был приведён в порядок ст.87 основных законов. Государственный совет отклонил проекты о ведении земств в Сибири, Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а так же проект о введении волостных земств.

В июне 1912 года Государственная Дума и Государственный совет одобрили законопроект " О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальств вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь правыми депутатами Думы, правительство в 1910 году провело Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. Негативное влияние вызвало и проведенное Столыпиным Положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело националистическую окраску.

В сентябре 1911 года П.А.Столыпин был убит анархистом, а осенью 1912 года истёк срок полномочий третей "столыпинской" Думы. Той же осенью проходили выборы в государственную Думу четвёртого созыва, где председателем был избран М.В.Родзянко. в августе 1915года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который входило три четверти его её депутатов. Программа блока требовала создать министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию.

В политический блок вошли партии, которые эпизодически блокировались ещё во Второй Думе: кадеты, "прогрессисты" и октябристы. Путём взаимных уступок им удалось создать прочное соединение, заметно влиявшее на политику государства и политический климат в стране.

В январе 1916 года председателя Совета министров И.Л. Горемыкина заменил Б.В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А.Ф. Трепов, а Трепова - Н.Д.Голицын. Оппозиция потребовала ухода в отставку и этого правительства.

25 февраля 1917 года император издал указ о роспуске Государственной Думы. Её депутаты 27 февраля создали временный комитет Государственной Думы, на основе которого вскоре будет создано Временное правительство.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного законодательства было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года., который подчёркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".