Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Храм Иоанна Воина на Якиманке: история церкви и ее святыни Церковь иоанна воина на якиманке расписание

Под горою возле Москвы-реки расположилась церковь Иоанна Воина, разливы реки ее постоянно подтапливали. Вся местность долго топилась, пока в 1786 году не построили водоотвод. Впервые церковь была упомянута в 1625 году. По приказу царя Ивана Грозного в то время, там проживали воины - стрельцы, покровителем которых был Иоанн Воин, в честь которого был назван храм.
Строительство каменного храма было плодом усилий воинов. Церковь была отстроена в 1671 году. Вскоре произошло стрелецкое восстание. Выжившие воины, забирая свои семьи, вынуждены были покинуть Москву и храм остался пустовать. Ко всему прочему в 1708 году наводнение полностью его затопило. По словам очевидцев того времени, то потом был очень масштабный, затопило и церковь и мосты.

Существует легенда, что в1731 г. как то мимо затопленного храма по Якиманке проезжал царь Петр I. Увидев, как народ плывет на лодках к церкви, он поинтересовался в честь кого этот храм. Ему ответили, что в честь Иоанна Воина. Услышав это, царь повелел священнику отстроить храм на возвышении. Он выделил материал и средства для постройки. До наших времен сохранилась книга о вкладах, в которой есть строка, что великий царь передал батюшке Алексию Федорову 300 рублей во имя и в честь Божия дела.

У церкви так же появилось свое кладбище в 1712 г. Церковное кладбище включало в себя территории пустыря и брошенных воинами дворов. Московский губернатор Михаил Ромодановский снял все налог с этих земель, церковь платила только за ремонт дорог близ находящихся территорий. Спустя время новый губернатор все-таки наложил налоги на землю. Так со временем у храма появились долги перед государством.
Петр Великий на освящение церкви прислал много даров, среди которых были золотые сосуды, гирю на массивной цепи и картину. Гирю повесили над входом, чтобы люди помнили о соблюдении порядков во время служб. Картина была размером почти 1,5 метра, на картине было написано: "Аптека, врачующая грехи". Можно смело предположить, что "Аптека" это - храм.
Приказ, деньги и материал царя Петра Великого подтолкнули всех на строительство. Ведь для застройки церкви, земля была куплена очень давно, еще в 1702 году.

Главным и любимым архитектором царя был Иван Петрович Зарудный. Он и выступил с главным проектом, по которому и сделали постройку. Вскоре в 1711 году, церковь была освящена и стала проводить службы.
Священник Алексей Федорович выкупил за 5 рублей у одной из местных женщин Агафьи Потаповны Чертихиной ее землю, для постройки на ней богадельни. Ее дом был расположен рядом с церковью. Это подтверждает документ, найденный в канцелярии 1721 года. Поэтому можно считать, что у храма два основателя.

В 1752 году по прошениям людей, Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который и освящал церковь, вновь прибыл для того чтобы освятить новый престол в честь одного святого. Этот год для Руси был очень памятным и важным. Были обретены и канонизированы нетленные мощи святителя Дмитрия Ростовского. После этого события храм уже был трехпрестольным.

Во время войны с Наполеоном в 1812 году французы, польстившись на золото и драгоценности, разграбили храм. Они выламывали двери и окна, разбивали полы в надежде наживы. Бесцеремонно вводили коней в церковь. Но клад они так и не нашли. Храм был под защитой Бога, во время пожара, огонь дошел только до забора и остановился.
Но мир восстанавливался. Заново были освящены все престолы. Храм всего несколько дней из всей своей истории не служил службы, во время разграбления.

К 1840 году церковь благодаря пожертвованиям людей изнутри опять сияла богатым убранством и была полностью оборудована.
Во времена коммунизма храму было очень тяжело. За верность и преданности христианству был убит настоятель церкви и Благочинный Замоскворечья отец Христофор. Его приняли к лику святых за его непоколебимую веру в 90 - х годах, и по сей день люди молятся ему о верности и преданности Богу.

По всем христианским традициям и обычаям в храме всегда проводились службы и литургии.
В 1922 году по приказу властей из него было конфисковано все имущество и ценности. Но из-за закрытия большинства московских церквей этот храм выступил складом и хранителем всех святынь.

В церкви были такие образы как Всемилостивого Спаса Смоленского и Николая Чудотворца. Икона праведных Анны и Иокима и образ Василия Блаженного. В церковь даже перевезли мощи святой великомученицы Варвары из ее храма. После того как разрушили и снесли храм Трех Святителей, в церковь Иоанна Воина был передан резной иконостас. Этот прекрасный, позолоченный иконостас по сей день находится там.
В остальные годы изменений в храме не было. Только в 1746 - 1758 гг. церковный забор был подвинут из-за изменения расширения улицы.

Святыни храма: чудотворная икона мч. Иоанна Воина с житием , икона Божией Матери Владимирская с клеймами, икона мчч. Гурия, Самона и Авива, икона правв. Иоакима и Анны, икона и часть перста с перстнем вмц. Варвары, икона св. Василия Блаженного, образ Спаса Смоленского, образ свт. Николая, икона прп. Анны Кашинской с частицей мощей, икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей, частицы свыше 150 угодников Божих в ковчегах и в иконах, аналойная икона сщмч. Христофора (Надеждина), бывшего настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке.


Храм Иоанна Воина в Москве — выдающийся памятник петровского барокко, он появился как бы «спонтанно», благодаря личному распоряжению царя, просто бросившего взгляд на эту местность.

В храме хранятся частицы мощей более 150 святых. К моменту наполеоновского нашествия на храмовой колокольне было 7 колоколов, самый большой из которых весил 130 пудов.
Во второй половине XIX века колоколов было уже вдвое больше, а благовестный колокол весил аж 303 пуда. К сожалению, все эти колокола утрачены.

Первый храм Иоанна Воина на Якиманке упоминается уже в 1625 году, стоял он гораздо ближе к реке, в глубине улицы, а также дальше к югу — примерно на месте нынешнего Центрального дома художника. Храм служил приходской церковью стрелецкой слободы, устроенной здесь еще при Иване Грозном.

Постоянные губительные разливы Москвы-реки побудили стрельцов перестроить храм в камне, что и было сделано в 1671 году. Однако и это не помогло — сначала храм оказался в запустении после высылки стрельцов из Москвы вследствие Стрелецкого бунта, а в начале XVIII века оказался затоплен при наводнении 1709 года.

По легенде, во время того самого наводнения, проезжая по берегу, Петр I видел, как прихожане подплывают на лодке к церкви Иоанна Воина , стоящей прямо в воде. Царь пожелал перенести храм на возвышение у самой Большой улицы и выписал на постройку церкви сумму в 300 рублей. На эти деньги можно было построить не просто каменную церковь, а настоящий шедевр в новейшем вкусе, что в итоге и произошло.

12 июня 1717 года освятили новый храм во имя св. мученика Иоанна Воина на Якиманке , который теперь стоял не в глубине у реки, а близ линии улицы.


Саша Митрахович 09.02.2018 09:40


На фото: Храм Иоанна Воина в Москве в 1961 году.

«Благословление» Петра I как будто придало храму Иоанна Воина внутреннюю силу: он хорошел, развивался, переживал войны и революции — не без потерь, но почти не останавливая богослужебную жизнь, а в XX веке стал хранителем святынь и ценностей множества других московских храмов, закрытых советскими властями.

История храма Иоанна Воина на Якиманке в Москве протекала спокойно и размеренно. Разнообразие вносили разве лишь периодические ремонты и переустройства церкви. Менялись росписи храма, иконостас, храм обрастал пристройками. Первый катаклизм в спокойную жизнь церкви внесла Отечественная война 1812 года.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году война пришла прямо под стены церкви Иоанна Воина на Якиманке. Французы, разграбившие всю Москву, осквернили и этот храм. Хуже того, после неприятеля здесь похозяйничали и местные нечестивые мародеры.

К счастью, разграбленный храм промыслом Божьим уцелел в великом московском пожаре. Полыхавший повсюду огонь не коснулся его: вся противоположная сторона улицы выгорела, но пламя остановилось прямо у церковной ограды, пощадив храм и вместе с ним не тронув и соседние здания.

Конец 1812-го и начало 1813 года стали единственным долгим периодом за всю историю храма (включая XX век!), когда в нем не совершались богослужения. После разграбления и осквернения церковь быстро оправилась. Щедрые жертвователи постепенно возместили утраченную утварь и убранство храма, и через некоторое, хоть и не очень короткое, время он стал не менее великолепен, чем раньше.

Храм и новая власть

XX век даже для внешне благополучно переживших его храмов все же был страшным временем. Не стал исключением и храм Иоанна Воина.

Однако храм не закрыли. Он стал не только единственной действующей церковью на большой окрестной территории, куда стекались не
боявшиеся исповедовать свою веру прихожане разных замоскворецких храмов, но и своеобразным хранилищем святынь из храмов, которые закрывали один за другим.

Вместе со святынями церковь обрела и новый иконостас: сюда перенесли иконостас 1708 года из церкви Трех Святителей у Красных Ворот, которую сломали для расширения Садового кольца. Так в храме появился иконостас-ровесник. Вместе с вещами и святынями из других приходов приходили и люди.

В 1930 году настоятелем церкви стал бывший настоятель древнего храма Марона Пустынника Александр Воскресенский, переживший вместе с ней и сталинские репрессии и Великую Отечественную войну.


Саша Митрахович 09.02.2018 10:27


Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке — Петровское барокко. Это переходный стиль, ставший из-за этого лишь эпизодом, царь хотел прорубить «окно в Европу» по всем направлениям.

В России Петровское барокко не стало популярным, оставшись лишь в единичных памятниках, в основном связанных с большими его поклонниками князьями Голицыными. Самый известный тому пример — знаменитая . Храмы же петровской и елизаветинской вариаций стиля с первого взгляда определяются как русские. Русский облик характерен и для церкви Иоанна Воина.

В основе храма — четырехугольный объем, увенчанный восьмериковой купольной кровлей с мансардными окнами по сторонам света, и далее — двумя последовательно уменьшающимися восьмериковыми световыми барабанами и изящной, почти круглой главкой.

Четверик в основании совсем не выглядит массивным благодаря декору, повышенным средним пряслам с арочным завершением и пинаклям на углах. Далее вверх «нарядность» лишь увеличивается благодаря по-барочному роскошно оформленным мансардным окнам, необычно яркой раскраске скатов крыши и почти игрушечной балюстраде, идущей по верху кровли. Как сам храм является промежуточным между нарышкинским и елизаветинским барокко, так и этот ярус между четвериком и восьмериком, вовсе отсутствующий в более традиционных храмах эпохи, становится в композиции церкви смысловым центром, именно на него обращает наибольшее внимание зритель.

Западная часть четверика продолжается одноэтажной трапезной, соединяющей храм с гораздо более традиционной, но гармонично смотрящейся восьмериковой колокольней. Нечастый случай — колокольня увенчана даже более массивной и заметной главкой, чем сама церковь, притом что она ниже и из-за расположения улиц стоит как бы в глубине.


Саша Митрахович 09.02.2018 10:37


Храмы, не закрывавшиеся при советской власти, отличаются особым великолепием и благородством внутреннего убранства. Это относится и к храму Иоанна Воина, причем местная старина не давит, не создает ощущения «музейности».

Вход в храм расположен с северной стороны в основании колокольни. Еще до порога в трапезную посетителя встречает икона , как бы напоминающая, кому посвящен храм. Большая икона святого есть и внутри, но обилие крупных темных старинных икон различных святых, действительно, может сбить столку.

Внутренняя структура храма характерна для церквей подобной планировки: широкий притвор в дальней части трапезной завершается двумя боковыми приделами, из которых южный, во имя , был освящен еще до центрального алтаря, а северный, во имя святителя Димитрия Ростовского, напротив, был пристроен позже. Между ними узкий проход с иконами (среди них — икона с частицей мощей) ведет в основную, самую просторную и наиболее роскошно оформленную часть храма.

Интерьер трапезной, не знавший обычных для советского времени переделок, отличается великолепием: лепнина, орнаментальные и сюжетные росписи, позолота, рельефные головы ангелов и другие фигуры. Однако главный храм выигрывает за счет простора, света, льющегося из высоких окон, и прекрасного резного иконостаса.

Иконостас сужается кверху, из-за этого в верхних его рядах уже не так много икон, но их нехватку, по крайней мере с визуальной точки зрения, компенсирует тонкий декор. Как и снаружи, изнутри основной четверик храма производит впечатление ротонды, благодаря косым скатам крыши и уходящему ввысь восьмиугольному завершению.

Нынешние росписи и вообще внутреннее убранство храма относятся в основном к середине XIX века, когда они были полностью обновлены; более ранние росписи не сохранились, однако с тех пор внутренний вид можно считать в целом сохранившимся.

Церковь Ивана (Иоанна) Воина в Москве на Якиманке - православный храм в честь мученика Иоанна воина.

Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. До революции на Якиманке было четыре храма, но уцелел только один - храм Ивана Воина . Его спасли редчайшие для Москвы стилевые особенности и красота постройки. Церковь принадлежит к числу лучших произведений раннепетровского барокко, которые можно пересчитать в Москве по пальцам одной руки. Кроме того, здание украшено разнообразным западноевропейским декором, не получившим в дальнейшем развития на русской почве, что делает Иоанновскую церковь уникальным памятником российской архитектуры первой четверти XVIII века.


Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор Иван Зарудный.


Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.


В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).


В 1779-1791 годах церковь Ивана Воина была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.


С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей».

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.


В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый хам Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина.

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

Места эти часто страдали от наводнений, и церковь просто смыло во время паводка. Поэтому новый храм поставили уже на Якиманке. Его освятили в 1711 году, а к 1717 завершили все декоративные работы. Единственное изменение в архитектуре церкви сделали в 1759 году: появился придел во имя митрополита Дмитрия Ростовского.

Архитектор церкви Иоанна Воина остается не известным, хотя сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного.

В основе храм представляет собой восьмерик на четверике, но зрительно похож на ротонду.

Что есть что в церкви

Церковь Иоанна Воина украшена белокаменной резьбой и фигурками ангелов. Купола расписаны красной, черной, желтой и зеленой краской «в шахмат». Когда появилась такая расцветка не известно, но есть легенда, что в 1790-е она понравилась Павлу I и с тех пор украшает храм.

Колокольня немного выбивается из общего облика церкви сухостью декора и нарисованными часами. А двор храма окружает кованая ограда в виде вьющихся ветвей с листьями.

Внутреннее убранство церкви Иоанна Воина создали под руководством Василия Баженова, росписи выполнил художник Гавриил Доможиров. Первоначальный декор сохранился не полностью, хотя реставрации проводили максимально приближенно к оригиналу.

Иконостас, который сейчас стоит в храме Иоанна Воина, создали в 1712 году для церкви Трех святителей у Красных ворот (там крестили Лермонтова и отпевали генерала Скобелева). Но в 1928 храм снесли, а иконостас чудом попал в церковь Иоанна Воина.

Этот храм в советское время действовал, поэтому сюда переносили иконы из близлежащих закрывающихся церквей: икону «святые Иоаким и Анна» передали из церкви на Якиманке, икону «Великомученица Варвара» - из Варваринского храма на , Казанскую икону Пресвятой Богородицы - из Казанской церкви на Якиманке.

Путеводитель по архитектурным стилям

Говорят, что... ...колокола храма Иоанна Воина имели великолепное звучание, и по указу Консистории он входил в число «слушавших» соборный благовест.
Звон московские церкви должны были начинать одновременно с колокольней в Московском . Расположенные далеко храмы ориентировались на «знаменитые церкви», где «слушали» и «передавали» звон кремлевской колокольни. Их выбирала Консистория. В Замоскворечье такими храмами были церковь Воскресения в Кадашах, храм святителя Николая на Берсеневке, церковь святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках и храм святого Иоанна Воина на Якиманке.
Тем не менее в 1920-е годы некоторые колокола Иоанновской церкви забрали на переплавку, а некоторые отдали для художественного сопровождения спектаклей в МХАТ.