Ley линия - Ley line. Энергетические лей-линии альфреда уоткинса Лей линии энергетические потоки земли

"<...> сохранилось множество искусств, верований и практик времён до Разделения [под «до Разделения» автор имеет ввиду тот период развития человечества, когда человек жил в полном согласии с Природой, планетой и самим собою]. На Североамериканском континенте они дошли до нас в преданиях, оставшихся в национальных учениях — таких, как «индейские». В Европе они в значительной степени утрачены, но следы их влияния всё же можно заметить в таких сравнительно недавних феноменах как каменные круги и маркировка «ley-линий» (китайцы называют их «жилами дракона») — каналов, в которых сосредоточена земная энергия."

Ley-Линии
или
Линии Земной Энергии

В первые термин «ley-линии» (ley-lines) был введен Альфредом Уоткинсом (Alfred Watkins) применительно к разработанной им теории, рассказывающей, что некоторые особые древние места на территории Англии были созданы или оформлены для того, чтобы соединять между собой этими энергетическими линиями населённые земли Англии. К таким особым местам относят круги из камней, камни, поставленные вертикально, длинные холмы, пирамиды из камней, могильные курганы и церкви.

В 1921 г. Уоткинс пришёл к идее такого энергетического соединения и занялся регистрацией и замерами этих особых мест. В основу его первой книги, названной «Древние Британские Тропы» (Early British Trackways, 1922), легла лекция, прочитанная им годом раньше. После этого он продолжил работу над теорией и в 1925 году издал свою главную, как считают, книгу: «Старый прямой след» (The Old Straight Track), позднее вышли также «Руководство для энерго-следопытов» (The Ley Hunters Manual, 1927) и «Древние следы в окрестностях Кембриджа» (Archaic Tracks Around Cambridge, 1932). Вскоре после публикации The Old Straight Track был организован клуб The Straight Track Postal Portfolio, позволивший людям обмениваться информацией, мнениями и фотографиями. Секретарём клуба в 1930-ых стал майор F. C. Taylor, но смерти Альфреда Уоткинса и майора Тэйлора, а также Вторая Мировая война, привели к закрытию клуба. К счастью, горстка людей сохранила живой интерес к идеям Уоткинса и в 1960-ых начался новый этап развития теорий ley-линий.

Полагают, что слово Ley произошло от саксонского слова, означающего «расчищенная просека». Пол Диверикс (Paul Devereux) и Йен Томпсон (Ian Thompson) в своей книге «Путеводитель по энерго-линиям» (The Ley Guide), указывают, ссылаясь на Краткий Оксфордский cловарь английского языка (Concise Oxford English Dictionary), что слово «ley» может быть связано с «lea», означающим «след на открытом грунте». Уоткинс полагал, что фактическим изображением одного из разметчиков/проектировщиков ley-линий является меловая фигура, известная как «Долговязый из Уилмингтона» (The Long Man of Wilmington), находящаяся в графстве Суссекс. В 1974 подобная разметка на юге Англии была идентифицирована немецким экспертом Марией Райхе (Maria Reiche) с линиями и знаками, обнаруженными в пампасах вблизи города Наска, Перу.


Англоязычный оригинал текста находится на
Mystical World Wide Web

Ley-линии, Земные Энергии, Вертикально Стоящие Камни, Камни, Помеченные Вмятинами, Лозоходство
и другие необычные земные явления и артефакты

Дэвид Р. Коуэн (David R. Cowan)


Чашеобразный камень в Sma Glen, недалеко от Crieff, Perthshire, Шотландия Камень расположен в большой вогнутом амфитеатре, образованном холмами и излучает энергию из чашеобразного углубления на своей поверхности.

Энергия, исходящая из этого камня, течет в радиусе 6 миль через холмы и уходит в огромную искусственную пещеру, Пещеру Друидов, исходит через расщелину на задней стороне пещеры и течет в круг из камней к северу от Loch Tay, описывает круг через холмы, чтобы вернуться в каменный круг и Пещеру Друидов, затем течет к югу, к камню в Sma Glen (см. выше). Отражаясь от этого камня, энергия сформировала в нем чашеобразное углубление.

Ниже приведена схема движения энергии из этого камня.

С тоящие вертикально камни, круги и пирамиды из камней, камни, помеченные вмятинами (cup-marked stones), и дольмены [а также мегалиты, вроде Стоунхенджа и Аркаима ] интригуют нас на протяжении многих десятилетий, но реальных свидетельств их истинного назначения существует крайне мало.

Двадцать пять лет назад, просмотрев программу об использовании прутьев лозы, я, к своему глубочайшему изумлению, обнаружил, что они действительно работают. Это могло стать моим посвящением в эти таинственные энергии, но я должен был пройти ещё более трёх тысяч миль, следуя извилистым волнам естественной земной/теллурической энергии (ley-линиям), которую излучают вертикальные камни и другие артефакты мегалитической культуры.

Заинтересовавшись вертикальными камнями и кругами, находящимися недалеко от моего дома (Crieff, Perthshire, Шотландия), я настроился на один из таких вертикальных камней и со всё более возрастающим удивлением последовал за волнами энергии, которую он испускал. Становилось всё более и более очевидно, что это было тайной древних — они использовали эту естественную теллурическую энергию, концентрируя её в определённых местах для неких собственных целей.

В конечном счёте, я решил составить карту потоков энергии вокруг древнего помеченного вмятинами камня в Sma Glen, к северу от Crieff. И это, как оно оно и бывает, оказалось ключом к очень обширной системе. Вмятины и сколы, высеченные прямо на реальной скале или на свободно лежащих валунах, вырезанные, подобно дивным гравюрам, на откосах песчанниковых скал в Mauchline, Ayrshire и Ormaig в Argyllshire, были обнаружены и по всему миру и сейчас наберётся около сотни теорий, их объясняющих.

Рассказ об этом древнем знании можно найти в моей книге «Древние Энергии Земли» (Ancient Energies of the Earth), ныне уже распроданной, но, вероятно, вскоре она будет переиздана другим издателем.


Англоязычный оригинал текста находится

Перевод — Yu Kan

Наша планета покрыта таинственной невидимой сетью, которая образована из особых, совершенно прямых лей-линий.

Этих линий воочию вы не увидите, потому что их название условное, но осознать, что они существуют, довольно легко, если взглянуть на географическую карту. Невероятно, но факт – практически все известные древние сооружения и памятники, крупные доисторические мегалиты и знаменитые захоронения, курганы и священные места как бы располагаются по невидимым прямым линиям. Загадочные лей-линии, пересекаясь между собой, складываются в различные геометрические формы, которые дают ответ на некоторые загадки прошлого.

Исследователи до сих пор спорят, насколько случайным является такое «лей-прямолинейное» расположение культовых объектов. Или наши предки всё-таки знали куда больше нас?

Звенья волшебной цепи

Впервые факт того, что древние сооружения расположены не просто так, а по некоему плану или замыслу, в 1921 году обнаружил англичанин Альфред Уоткинс, увлекавшийся археологией и картографией.

Изучая карту своего родного графства Хирфордшир, он однажды взглянул на неё совсем иным взглядом и внезапно увидел, что все вершины холмов, на которых ныне располагались руины древних сооружений, можно легко соединить одной прямой линией.

Это настолько поразило Уоткинса, что он принялся изучать карту всей Англии, повсюду обнаруживая поразивший его факт: и древние языческие руины, и средневековые замки, и стоячие камни, и многочисленные церкви, и священные колодцы, и просто вершины холмов – всё это располагалась на прямых линиях, которые образовывали очень сложную систему, чем-то походившую на паутину. И что ещё более странно, эти линии мало сочетались с окружающим рельефом и совсем не хотели под него подстраиваться.

В конце концов Уоткинс констатировал: «Представьте себе волшебную цепь, протянутую от одного горного пика к другому, насколько хватает глаз, а затем вытравленную таким образом, чтобы она прикасалась к «высоким местам» земли в ряде хребтов, холмов и косогоров. Затем представьте курган, круглый земляной вал или рощу деревьев на этих вершинах, а в низменных участках долины – другие курганы, окружённые водой, которая видна даже на большом расстоянии. Время от времени путь отмечают огромные стоячие камни, а на высоком берегу, ведущем к подножию горного хребта или вниз, к речному броду, – глубоко врезанную тропу, которая как будто образует направляющую метку на линии горизонта, когда вы поднимаетесь вверх».

По его мнению, линии, на которых находятся лишь три объекта, ещё могли быть случайными, но линии, на которых таких объектов было куда больше трёх, уже доказывали, что здесь имеется некий замысел, а не с игра случая. Альфред Уоткинс назвал загадочные линии, опутавшие Англию, словом «лей», что в переводе с древнесаксонского означает «расчищенная земля».

И с тех пор не иссякают многочисленные «охотники за леями», которые обнаруживают эти линии по всему свету. Этими энтузиастами было также выяснено, что лей-линии могут тянуться на многие сотни километров, иногда пересекая весь земной шар. А в местах, где сходится множество лей-линий, как правило, располагаются самые известные сооружения древности – например, города Мохенджодаро и Теотиуакан, пирамиды в Гизе, Стоунхендж и так далее.

Занимательная лей-география

Хотя Уоткинс считается первооткрывателем этих линий, на ту же особенность обратили внимание гораздо раньше другие учёные. Например, член Британского археологического общества Уильям Генри Блэк в 1870 году писал: «Монументальные сооружения, которые всем нам известны, служат как бы разметкой огромных геометрических линий, проходящих по всей Западной Европе, Британским островам, Ирландии, Гебридским, Шетландским и Оркнейским островам вплоть до полярного круга… Такие же линии существуют и в Китае, и во всех странах Востока, и всюду они следуют такой же схеме».

Да, большинство древних цивилизаций возводили свои культовые сооружения согласно лей-линиям. Например, шумеры. Так, в стройную линию вытянулись их города – Ниппур, Шуррупак, Ларак и Сиппар. Лей-линия пересекает их ровно под углом 45 градусов к меридиану.

На лей-линии стоит и Иерусалим. От него линия устремляется и затем упирается прямиком в гору Арарат на территории Турции.

К слову, шумерская лей-линия пересекает иерусалимскую под ровным углом в 90 градусов на территории Сирии, где находится Пупочная гора, на которой располагается знаменитый комплекс Гёбекли Тепе, чей возраст оценивается примерно в 12 тысяч лет! А если Иерусалим принять за центр окружности, то линии соединят его с египетскими пирамидами в Гизе и с храмовым ансамблем города Баальбека в Ливане.

Почему появился «звёздный путь»?

А вот в Европе знаменит так называемый «звёздный путь», который представляет собой, понятное дело, совершенно прямую линию, на которой располагаются города, в чьих названиях обязательно встречается слово «звезда» либо на латыне («стелла»), либо французском («этуаль»), либо на испанском языке («эстрелла»). «Звезда» есть и в «конечном» пункте, куда упирается «звёздный путь» – городе Сантьяго-де-Компостела, третьим центром католического христианства после Рима и Иерусалима.

Почему появился «звёздный путь», стало понятно, когда «охотники за лей-линиями» вычертили их все в этом немаленьком районе. Оказалось, что эти лей-линии образуют фигуру звезды. И теперь остается понять, откуда об этом знали в старину, давая городам именно «звёздные» названия.

В самой Англии, откуда пошло понятие лей-линий, тот же первооткрыватель Уоткинсон вычертил линию «святого Михаила», на которой располагается великое множество культовых объектов. Эта линия пересекается с той, на которой расположен Стоунхендж.

В России на лей-линиях расположены Москва и Санкт-Петербург. Столица Киевской Руси – Киев также стоит на лей-линии. Ещё более древний объект – стоящий на лей-линии город Аркаим на южном Урале. Эти линии пересекают аномальные и загадочные места в Сибири, Пермской области, Салаирский кряж, озеро Байкал, горы Алтая, на них стоят дольмены Северного Кавказа, мегалитические сооружения Мурманская, Архангельска. Да и большинство культовых камней – от Цыган-камня на Куликовом поле до сейдов на Соловецких островах – тоже расположены на лей-линиях.

Марина Ситникова

Фотография: Shutterstock.com

Продолжение читайте в №6/2018 журнала «Чудеса и приключения»

  • Ли́нии лей, чаще лей-ли́нии (англ. ley lines), также мировые линии (фр. lignes du monde) - на сегодняшний день остающееся псевдонаучным понятие, называющее линии, по которым расположены многие места, представляющие географический и исторический интерес, такие как древние памятники, мегалиты, курганы, священные места, природные хребты, вершины, водные переправы и другие заметные ориентиры. Из лей-линий складываются геометрические формы разных масштабов, которые все вместе образуют единую сеть - предположительно, силовых линий энергетического поля земного шара.

    Их существование в Англии, как и название, были предложены в 1921 году английским археологом-любителем Альфредом Уоткинсом, представившим методическое изложение своей теории в книге «Древний прямой путь» («The Old Straight Track», 1925), считающейся первой книгой по лей-линиям.

    Позднее Уоткинсом была выдвинута гипотеза, что эти линии были созданы для удобства сухопутного перемещения и навигации во времена неолита и существовали на протяжении тысячелетий.

    Француз Патрик Буренстейн (Patrick Burensteinas) утверждает, что одна из таких линий проходит от брюссельской площади Гран-плас до испанского Сантьяго-де-Компостела (см. путь Святого Иакова).

    В последнее время термин лей-линии связывают с духовными и мистическими теориями о форме земли, включая китайский фэн-шуй.

Связанные понятия

Сюда перенаправляются запросы сакбе и сакбеоб. Статья описывает коммуникации майя, расположенные на земле. О морских и речных коммуникациях этой цивилизации можно узнать в статье Водные коммуникации майя...

Моа́и (с гавайск. - «статуя, истукан, идол») - каменные монолитные статуи на острове Пасхи в Тихом океане. В настоящее время известно более 900 статуй.

Трусо - прусский торгово-ремесленный центр (эмпорий). С него в IX-X веках начинался Янтарный путь на юг. Торговый центр Трусо соперничал за главенство в регионе с городом Кауп.

Гигантские каменные головы ольмеков - как минимум семнадцать монументальных каменных скульптур в виде человеческих голов, сделанных из крупных базальтовых валунов. Возраст изваяний датируется по меньшей мере до 900 года до н. э., а сами они считаются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков. Все скульптуры изображают головы зрелых мужчин с мясистыми щеками, плоскими носами и небольшим косоглазием; их физические характеристики соответствуют типу внешности, который до нынешнего...

Ленд-арт (от англ. land art - ландшафт-искусство), направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом. Работы лэнд-арта не были по отношению к ландшафту внешними или привнесёнными, последний использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию...

Ара́тта - страна, упоминаемая в шумерской мифологии, связанной с именами Энмеркара и Лугальбанды, двух ранних (полулегендарных) царей Урука, также упоминающихся в Списке царей Шумера.

Лему́рия - мифический затонувший континент в Индийском океане. Название связано с именем мадагаскарских приматов лемуров, которые больше нигде не встречаются. Отсюда сторонники лемурийской гипотезы делают вывод, что остров Мадагаскар является частью затонувшего ныне континента. При этом коренное население острова антропологически ближе к жителям Индонезии, чем к африканским негроидам.

Лерна (др.-греч. Λέρνη) - историческая местность в классической Греции, известная своими родниками и бывшим озером близ восточного побережья Пелопоннеса, к югу от Аргоса. Находилась невдалеке от современной деревни Мили в Арголиде около залива Арголикоса. Лерна известна в греческой мифологии благодаря такому персонажу, как Лернейская гидра, которую убил Геракл. Карстовые источники сохранились до настоящего времени, тогда как озеро уменьшилось в XIX веке до размеров небольшой лагуны, а затем пересохло...

Ту́ле (лат. Thule, греч. Θούλη Фу́ла) - легендарный остров на севере Европы, описанный греческим путешественником Пифеем (ок. 350 - ок. 320 г. до н. э.) в его сочинении «Об Океане» (греч. Περί τού Ωκεανού, лат. De Oceano). В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии, Ютландии. Однако некоторые из древних авторов ставили под сомнение сам факт существования этого острова.

(от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲭⲏⲙⲓ) - название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится... - астрономические познания и взгляды жителей Империи Инков (Южная Америка). Инкская астрономия отличалась своеобразием: наблюдение велось не только за звёздами, но и за межзвёздными тёмными «созвездиями». Сохранилось немного сведений о познаниях как самих инков, так и подчинённых ими народов, ввиду игнорирования и незнания испанскими завоевателями местных систем кодирования информации кипу, токапу, келька, до сих пор оставшихся не дешифрованными. Между современными представлениями... (швед. Höga kusten) - часть шведского побережья Ботнического залива между городами Крамфорс и Эрншёльдсвик в лене Вестерноррланд. Являет собой примечательный пример территории, продолжающей подниматься после отступления ледников и на которой возможно наглядное изучение изостазии. Со времени ледникового периода уровень поверхности повысился на 800 метров, это явление было впервые обнаружено и изучено именно здесь.

Культу́ра поле́й погреба́льных урн или Урнопольская культура (англ. Urnfield culture, нем. Urnenfelderkultur) (1300 - 750 гг. до н. э.) - общее название ряда археологических культур раннего железного века, данное по характерному признаку - могильникам без насыпей, которые содержат преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы.

Даки (лат. Daci) - группа фракийских племён. Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии). Даки известны древним грекам с V века до н. э, и хорошо описаны благодаря их войнам с римлянами.

Первооткрыватель леев.

Прошло уже более 75 лет с тех пор, как Альфред Уоткинс во внезапной вспышке озарения стал создателем идеи о леях. Археолог-любитель, фотограф и знаток сельской Англии, Уоткинс посетил деревню Блэкуордайн в своем родном графстве Хирфордшир в один из летних дней 1921 года. Взглянув на свою карту, он с удивлением заметил, что несколько вершин холмов, увенчанных древними руинами, можно было соединить прямой линией. Им овладело странное чувство, и разыгравшееся воображение позволило ему увидеть гигантскую систему прямых линий, соединявших все примечательные места в окрестностях.

Вершины холмов, церкви, стоячие камни, перекрестки дорог, средневековые замки, погребальные курганы, старинные колодцы и другие освященные временем места представали перед ним в переплетении линий, образующих сложную систему, похожую на паутину. Несколько лет спустя Уоткинс написал следующие слова, скорее всего отражающие его впечатления в тот летний день:

"Представьте себе волшебную цепь, протянутую от одного горного пика к другому, насколько хватает глаз, а затем вытравленную таким образом, чтобы она прикасалась к "высоким местам" земли в ряде хребтов, холмов и косогоров. Затем представьте курган, круглый земляной вал или рощу деревьев на этих вершинах, а в низменных участках долины - другие курганы, окруженные водой, которая видна даже на большом расстоянии. Время от времени путь отмечают огромные стоячие камни, а на высоком берегу, ведущем к подножию горного хребта или вниз, к речному броду, - глубоко врезанную тропу, которая как будто образует направляющую метку на линии горизонта, когда вы поднимаетесь вверх".

Для Уоткинса понятие о системе прямых линий, соединяющих точки древнего ландшафта, было чем-то гораздо большим, чем игра воображения. Напряженная работа над составлением карт для Военно-геодезического управления и полевые наблюдения убедили его в том, что "особые места" древней Британии действительно были расположены вдоль прямых линий.

Работа Уоткинса о леях, как он назвал эти линии, вызвала маленькую сенсацию, когда она появилась в виде книги, озаглавленной "Старый прямой путь", в 1925 году. Археологи энергично отрицали "нелепое" предположение о том, что древние люди были способны проложить огромную сеть линий по всей стране. В 1927 году, когда был основан ведущий британский археологический журнал "Аntiquity", его издатель отказался рекламировать книгу Уоткинса. Эта антипатия существует и в наши дни.
В то же время Уоткинс имел сотни преданных последователей, "охотников за леями", которые проводили много увлекательных часов, прослеживая ориентировки между древними курганами и монументами в сельской Англии.
На него произвел особенно сильное впечатление тот факт, что от большого кургана, известного под названием "Замок", можно было провести линии, точно проходившие через северные и южные края трех поселений железного века (Твин-и-Гаэр, Фенни-Фах и Пен-и-Краг).

Что такое леи?

Охота за леями привлекает людей с разным уровнем образования и интересов, от восторженных поклонников мистиков и оккультных наук до убежденных скептиков вроде доктора Дона Робинса, химика-исследователя из Института археологии при Лондонском университете. Робинс прочитал книгу Уоткинса из праздного интереса, а потом приехал на выходные дни в Хирфордшир и решил проследить некоторые из предполагаемых леев просто для развлечения. К своему удивлению, он обнаружил, что ориентировки не только существовали на самом деле, но и были "невероятно точными, с погрешностью не более нескольких ярдов в каждую сторону".

Робинс продолжил свои полевые изыскания на границе Уэльса. На основании базовых леев, уже определенных в этом районе, он предсказал наличие других узловых точек и обследовал линии в надежде обнаружить их. Конечно, он нашел приметные валуны, которые, по всей видимости, отмечали путь.

У многих людей есть сходный опыт. Проследив или обнаружив леи с помощью несложной методики наложения поверочной линейки на три или четыре характерные точки на крупномасштабной карте, они находили в полевых условиях другие точки, не обозначенные на картах. Для практичных "охотников за леями" это убедительное доказательство того, что они не гоняются за призраками, а изучают остатки систематической работы наших предков по расположению важных общественных и священных мест вдоль прямых линий, с какой бы целью это ни делалось. Но почему тогда, если охота за леями имеет успех, сама идея Уоткинса остается презираемой археологами?

Спор о самом существовании леев едва не затерялся в потоке гипотез об их природе и предназначении. Уоткинс интерпретировал леи в ясных и простых терминах, резко контрастировавших с утверждениями более поздних авторов. Его леи имели чисто практическую природу и символизировали одно из самых ранних открытий человечества: кратчайший путь между двумя точками проходит по прямой линии. Уоткинс считал, что леи возникли как доисторические торговые пути для перевозки соли, кремня и керамических изделий. Лишь впоследствии они приобрели культовое значение.

Многие последователи Уоткинса в деле "охоты за леями" этим не ограничились. Вместо того чтобы видеть в леях проявление человеческой деятельности, разного рода теоретики (с 1960-х годов и далее) описывали их как "линии космической силы", пути движения неизвестной энергии, протекающей по местности. Основная идея заключалась в том, что люди в доисторические и древние времена ощущали энергию линий и располагали свои монументы соответствующим образом. Многие считали, что лозоходство помогает определить направление потоков таинственной "земной энергии". Часто предполагалась связь с НЛО, где леи играли роль эфирных трамвайных линий, снабжающих энергией инопланетные корабли.

Такие рассуждения теоретиков Новой Эры не вызывают восторга у археологов, которые - плохо это или хорошо - стараются ограничивать свои исследования доказуемыми фактами. Очевидные успехи "охотников за леями" в полевых условиях тоже не слишком убеждают скептиков. Хотя один из критериев достоверности научной теории является ее способность предсказывать результаты будущих экспериментов, что и произошло с Робинсом, открывшим четыре "указательных камня", нескольких таких случаев еще недостаточно для доказательства существования леев. Скептики обоснованно полагают, что если у человека есть излюбленная теория, ему нетрудно собрать данные в ее поддержку. Они указывают на десятки случаев в истории науки, когда результаты экспериментов успешно "предсказывались" на основании неверной научной модели. На самом деле реальным тестом на достоверность научной гипотезы является не ее возможность привлекать доказательства в ее поддержку, а возможность опровергнуть ее. Итак, если утверждается, что прямая линия, соединяющая несколько древних монументов, не является простым совпадением, мы можем опровергнуть такое утверждение?

Уоткинс сам пытался справиться с этой проблемой:

"Когда мы говорим о том, что курганы, границы, маяки и межевые камни расположены по прямым линиям во всей Британии, на самом деле важно лишь одно обстоятельство: появились ли эти линии в результате случайного совпадения, своеобразного фантома воображения, или же по замыслу человека".

То, что его теория могла оказаться огромным мыльным пузырем, сильно беспокоило Уоткинса, и он решил провести простую статистическую проверку. Взяв карту района окрестностей Андовера в графстве Гемпшир в Южной Англии, он насчитал 51 церковь и стал искать леи между ними. Он обнаружил 38 линий, соединявших три церкви, 8 линий, соединявших четыре церкви, и одну линию, соединявшую пять церквей.

Для грубой проверки Уоткинс как попало нанес на лист бумаги размером с карту 51 чернильную точку и насчитал 34 совпадения для трех точек, но лишь одно совпадение для четырех точек. Для пяти точек совпадений вообще не было; Уоткинс был удовлетворен результатом. Он пришел к выводу, что линии, соединявшие только три точки, могут быть случайными, но построения из четырех точек убедительно указывают на то, что мы имеем дело с неким замыслом, а не с игрой случая".


Разумеется, пять точек на одной линии были еще более сильным аргументом. Однако археологов это не убедило. В конце концов, если леи предположительно являются остатками доисторической системы, то закономерности в расположении средневековых церквей, даже самые четкие и определенные, не имеют отношения к делу. Это приводит к другой, более широкой проблеме. Исследование Уоткинса о закономерностях расположения церквей в окрестностях Андовера является редкостью среди сотен других описанных им случаев в том смысле, что все узловые точки на линиях образованы монументами одного рода. Все церкви были построены в средние века или позднее. Однако типичная линия лей в представлении Уоткинса и других "охотников за леями" обычно состоит из весьма странного и сомнительного сочетания разных элементов, датируемых совершенно разными периодами: стоячие камни эпохи неолита и бронзового века (воздвигнутые от 3000 до 1000 года н. э.) вписываются в ту же схему, что и земляные форты железного века, построенные за несколько сот лет до н. э., или средневековые церкви.

Отвечая на критику, Уоткинс выдвинул встречный аргумент, согласно которому древние священные места часто использовались повторно с течением времени даже приверженцами других религий. Классическим примером является Иерусалим, наполненный синагогами, мечетями и церквями, построенными за последние две тысячи лет. Способность раннехристианской церкви включать обычаи, празднества и священные места других религий в свою традицию хорошо известна. В 601 году папа Григорий поспал в Британию гонца с интересным указанием для Августина (первого архиепископа Кентерберийского), который тогда пытался обратить в христианство англосаксонских язычников:

"Мы тщательно обдумали состояние дел в Англии и пришли к выводу, что храмы идолов в этой стране ни в коем случае нельзя разрушать. Августин должен уничтожить идолов, но сами храмы необходимо освятить, поставить алтари и разместить там священные реликвии. Таким образам, мы надеемся, что люди, хорошо видевшие, что их храмы не подверглись разрушению, могут отказаться от идолопоклонства и начнут приходить в эти места, как и раньше, чтобы познать и прославить истинного Бога".

Если исходить из предположения, что Августин выполнил задание папы римского, некоторые из наиболее ранних средневековых церквей в Англии должны быть построены на месте языческих храмов.

Линия лей, проходящая через Олд-Сэрам (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона). Узловые точки на линии имеют очень разные датировки, от доисторического монумента в Стоунхендже через форт железного века в Олд-Сэрам до средневекового собора в Сейлсбери.

Конечно, пример Августина возвращает нас лишь во времена англо-саксонских поселенцев в Британии, прибывших туда лишь в начале V века н. э. Но он хорошо иллюстрирует принцип постоянства использования священных мест. Известно, что некоторые христианские церкви были построены прямо на месте расположения мегалитических монументов. Один яркий пример можно наблюдать в городе Аррихинага в Испании, где огромный мегалит находится внутри церкви св. Михаила, построенной на месте его предполагаемого скита. В Северной Англии, во дворе церкви в Радстоне (графство Йоркшир), расположен самый большой стоячий камень на Британских островах высотой 25 футов. Есть много известных примеров, указывающих на то, что память о священных объектах сохранялась у местных жителей, несмотря на изменение религии. Покойный Глен Дэниэл, профессор археологии Кембриджского университета, однажды написал:

"Возможно, это звучит слишком прямолинейно, но мне трудно представить, почему христиане строили свои храмы на месте некоторых мегалитических сооружений, если не существовало настоящей традиции, подчеркивавшей их важное значение как особых и священных мест; - традиции, перешедшей из бронзового века и раннего железного века варварской Европы в исторические времена".

Все это звучит лестно для тех, кто верит, что леи образуют систему, начало которой было положено в доисторические времена. Однако этот аргумент, к сожалению, нельзя превратить в общее правило. Не говоря уже о том, чтобы разобрать сотни церквей и провести раскопки под ними, невозможно сверить предположение, что все они были построены в местах, уже считавшихся священными на заре британской истории. Довод о преемственности религиозной традиции не применим для многих монументов, предложенных Уоткинсом и другими авторами в качестве узловых точек леев. Некоторые земляные укрепления, построенные в железном веке, включали культовые центры, но было бы большой натяжкой утверждать, что это справедливо во всех случаях. А как быть со средневековыми замками и другими абсолютно светскими элементами культурного ландшафта, которые "охотники за леями" уверенно помещают на свои линии? Или, еще хуже то, как быть с неопределенными объектами - например, с прудами или "указательными камнями" (которые могли просто обозначать границы между полями)? Некоторые из них появились в XIX или даже в XX веке.

Принадлежность узловых точек леев к разным периодам историй и наличие множества разных функций всегда было слабым местом "охотников за леями". Как можно доказать, что конкретный элемент ландшафта, включенный в построение - например, природный холм, превращенный в крепость, - представлял собой нечто большее? Никак, если отказаться от логически абсурдного заключения, что он представляет нечто большее, потому что попадает на линию.

Здесь мы вступаем в царство "фантомов", о которых говорил Уоткинс, в область путаных логических доводов, замыкающихся друг на друге. Поскольку никто не может вразумительно объяснить, чем на самом деле являются леи, и лишь немногие "охотники за леями" согласны друг с другом, как можно доказать или опровергнуть их существование? Если леи были созданы человеком, то "доказательства" их существования разбросаны в обозримом историческом периоде продолжительностью 5000 лет и выглядят крайне неубедительно. Если леи не были созданы человеком и их узловые точки отмечают пути движения неизвестной земной или космической энергии, "доказательство их существования представляет собой все ту же неубедительную мешанину различных построек и монументов, сооруженных за тысячи лет людьми, которые испытывали осознанное или неосознанное влечение к подобным местам. Скептики могут с полным основанием утверждать, что на Британских островах, изобилующих археологическими и архитектурными памятниками, многие святилища, монументы и заметные точки ландшафта просто должны располагаться по прямым линиям, хотя бы по чистой случайности.

Это лишь некоторые из проблем, вставших перед исследователями леев в 1970-е годы. С другой стороны, у них было одно преимущество перед Уоткинсом. Благодаря новому методу углеродного анализа было доказано, что культуры, создавшие великие мегалитические монументы по обе стороны Атлантического океана, не зависели от более "цивилизованных" регионов Эгейского моря и Ближнего Востока, как считалось ранее. В то же время работа таких исследователей, как Александр Том, хотя и не подтвердилась в некоторых деталях, навеки рассеяла миф, будто каменные круги в Британии и континентальной Европе сооружены полудикими варварами. Становится все более ясно, что строительство подобных монументов требовало значительного инженерного искусства.

Истинная природа и степень развития "мегалитической науки" остается неясной. Но, по крайней мере, больше никто всерьез не утверждает, что доисторические бритты не обладали достаточными способностями или организованностью для расположения монументов по прямым линиям, даже на больших расстояниях, каким бы бессмысленным ни казалось это занятие из современной перспективы.

В 1970-х годах "охотники за леями" могли сравнить результаты наблюдений Уоткинса в сельской Англии со структурами, существование которых было неопровержимо доказано, но уже не в Европе, а в Южной Америке (линии на плато Наска в Перу и сходные линии в западной Боливии).

Археология больше не может отрицать существования загадок; пора приступить к их обсуждению и интерпретации. Широкое использование аэрофотосъемки позволило обнаружить, что Британия, к примеру, буквально усеяна следами "хенджей", погребальных курганов и других доисторических земляных сооружений в количестве, значительно превосходящем ожидания исследователей. Разумеется, "охотников за леями" очень радует, что их, казалось бы, узкоспециализированное занятие теперь становится частью гораздо более широкой картины. С учетом недавних открытий новое отношение к леям кажется вполне оправданным.

Современное исследование леев возглавляет Пол Деверо, который стал главным редактором английского периодического издания "Лей Хантер" в 1976 году. Преисполнившись решимости раскрыть тайну, Деверо начал составлять каталог всех леев, сведения о которых появлялись в печати, и попросил своих читателей сообщать ему неопубликованные подробности о недавно обнаруженных линиях. Затем Деверо и его коллеги приступили к проверке сотен предполагаемых леев. Для начала они воспользовались подробными картами, чтобы отсеять самые одиозные экземпляры. После нескольких месяцев работы выяснилось, что "эти линии большей частью либо были очень неточными, либо проводились между крайне сомнительными точками, вроде сельских ферм".

Некоторые из наиболее известных леев проходят вдоль дорог. Возможно, самая большая из предполагаемых линий была обнаружена английским писателем Джоном Мичеллом, чья провидческая работа "Взгляд через Атлантику", опубликованная в 1969 году, сыграла ключевую роль в возрождении интереса к леям. Линия лей св. Михаила была открыта Мичеллом, когда он обратил внимание на линейное построение между двумя холмами - Барроубридж-Мамп и Гластонбери-Тор - и направлением на восход солнца в первый день мая.

Отметив, что на вершинах Барроубридж-Мамп и Гластонбери-Тор находились средневековые церкви, посвященные св. Михаилу, Мичелл продолжил линию в обоих направлениях и обнаружил, что она проходит через множество других мест, имеющих ассоциации либо со св. Михаилом, либо с местными преданиями о драконах. Линия проходила от кургана св. Михаила на границе Корнуолла в юго-западной Британии, через Гластонбери и ряд других мест, связанных с именами св. Михаила и св. Георгия, далее через центр крупнейшего доисторического комплекса в Эйвбери и, наконец, через знаменитое аббатство св. Эдмунда в Бери, упираясь в восточное побережье около Лоустофта. Эта линия протяженностью четыреста миль пересекает южную Британию поперек в самом широком месте, что само по себе производит сильное впечатление.

Хота Мичелл утверждал, что линия была "замечательна своей длиной и точностью", на самом деле это не совсем так. Центральный отрезок, проходящий от Барроубридж-Мамп через Эйвбери к церкви св. Георгия в Огбурне действительно очень точен: погрешность составляет не более нескольких ярдов в каждой узловой точке. Однако его продолжения на юго-запад и северо-восток далеко не такие точные; некоторые пункты отклоняются от прямой линии более чем на полторы мили. Это было больше похоже на "коридор", чем на линию, и, не смотря на привлекательность идеи, наиболее прилежным "охотникам за леями" в конце концов пришлось отказаться от лея св. Михаила. (Другой проблемой, которую никто из них не затрагивал, является огромное количество церквей, посвященных св. Михаилу в Южной Англии. Их так много, что между ними можно провести линии практически в любом направлении.)

Линий, выдержавшие картографический экзамен, были проверены в полевых условиях Полом Деверо и его коллегами, Описание 41 лея, которые сочли достойными изучения, было опубликовано в 1979 году в книге Деверо "Пособие для охотников за леями". Он пришел к выводу, что наилучшими потенциальными леями были наиболее короткие линии и что лей должен включать по меньшей мере пять узловых точек (хотя для очень короткой линии было достаточно и четырех).

В тоже время Деверо инициировал серьезные исследования в области статистики, которая всегда была больным местом "охотников за леями". Статистическая формула, недавно выведенная математиком из Кембриджского университета Майклом Берендом, показывает, что случайные линейные построения между точками возникают гораздо чаще, чем можно было бы ожидать. Воспользовавшись формулой Беренда, математик Боб Форрест, известный своим благосклонным отношением к проблеме леев, проанализировал "хорошие" леи, которые Деверо выделил с помощью картографического анализа и полевой работы. Общие выводы, представленные в журнале "Нью Сайентист" в 1982 году, вероятно, были потрясением для многих ревностных "охотников за леями".

"Старое утверждение многих энтузиастов о том, что территория Британии вдоль и поперек исчерчена леями, почти наверняка является ложным… Подавляющая часть работы, проделанной "охотниками за леями" за последние пятьдесят лет, сводилась к выявлению случайных построений и ориентировок".

Тем не менее, Деверо и Форрест полагали, что некоторым линиям все-таки удалось выжить, побывав в жерновах статистики. Несомненно, лучшими из них являются две линии, проходящие через "Стрелы Дьявола": группу из трех стоячих камней бронзового века в окрестностях Барроубриджа в графстве Йоркшир на севере Англии. Эти гигантские монолиты, возможно, воздвигнутые в период между 1800 и 1200 годом до н. э., сами по себе весьма примечательны. При весе около 30 тонн каждый и высоте от 18 до 22 футов, они являются самыми высокими стоячими камнями на Британских островах за исключением монолита в Радстоне. Их название происходит от местной легенды, согласно которой дьявол однажды попытался уничтожить соседний городок Элдборо, а камни были его стрелами, которые пролетели мимо цели.

Линия лей от "Стрел Дьявола", проходящая через хенджи Кэна и Хаттон-Мур (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона).

Три камня, расположенные по немного изогнутой линии, образуют исходный пункт для некоторых интересных построений. Одна линия, протягивающаяся на 5 миль в северо-западном направлении, проходит через края двух камней, пересекает Кэна-хендж, погребальный курган и еще один хендж в Хаттон-Мур. Другая линия проходит от центральной "Стрелы Дьявола" через Нанвик-хендж и три хенджа в Торнборо, протягиваясь на расстояние примерно 11 миль. (В отличие от Стоунхенджа большинство доисторических хенджей представляли собой земляные валы, хотя камни иногда использовались для разметки входа.)

Линия лей от "Стрел Дьявола", проходящая через хенджи Торнборо (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона).

Этот комплекс производит очень внушительное впечатление. По расчетам Боба Форреста, вероятность случайного возникновения линейных построений крайне мала. Более того, в отличие от очень неоднородных леев, все монументы на линии "Стрел Дьявола" являются доисторическими: хенджи принадлежат к периоду палеолита (около 3000-2500 г. до н. э.), а курган и стоячие камни - к бронзовому веку (монументы этих двух периодов часто бывают связаны между собой). По выражению Деверо, "было бы мошенничеством утверждать, что это случайное совпадение".

Сочетание леев, проходящих через "Стрелы Дьявола", увеличивает их статистическую значимость (по рисунку Пола Деверо и Иена Томсона).

Пять других предполагаемых леев имели статистически доказанное значение. Для Деверо это обстоятельство стало долгожданным успехом в охоте за леями. Хотя статистика никоим образом не подтверждает "реальность" леев, она в принципе допускает существование некоторых линий. Деверо был убежден, что при наличии достаточных ресурсов он сможет провести дополнительные исследования и определить новые линии, которые не возникли в результате случайного совпадения.

Однако статистика не оказалась спасательным кругом, на который надеялся Деверо. Проблема заключалась в том, что изобретение математических формул для определения случайности или закономерности в линейном расположении объектов было сравнительно новым предприятием. Оно требовалось все более сложного математического моделирования, при котором приходилось принимать в расчет значительное количество факторов. Одну из основных трудностей представляла разница в размере узловых точек, или элементов линейного построения. Некоторые "мишени" (например, стоячие камни) были относительно небольшими, другие (церкви) - более крупными, а третьи (земляные валы и форты) - просто очень большими. Ясно, что расчет вероятности линейного построения объектов с погрешностью в несколько ярдов - это одно дело, но расчет вероятности "случайного попадания" в огромный земляной комплекс вроде холма-форта Олд-Сэрам, занимающего площадь 27 акров, который является одним из излюбленных мест "охотников за леями", - совсем другое. Стоунхендж, другая популярная узловая точка для леев, занимает площадь 2,5 акра, хотя он считается отдельно стоящим монументом.

Вот лишь отдельные факторы, которые приходилось учитывать Бобу Форресту и Майклу Беренду в начале 1980-х годов, когда они продолжили поистине геркулесову работу по статистической оценке леев. Было опробовано несколько методов, включая один, разработанный для документального фильма Би-би-си под названием "Странное происшествие на Старом прямом пути", съемки которого происходили в феврале 1986 года. С помощью специальной программы на компьютере была смоделирована копия крупномасштабной карты с таким же взаимным расположением объектов, как на реальной местности. Эта процедура оказалась очень полезной для оценки "настоящих" леев. Вместе с другими методами она позволила ученым прийти к выводу, что более раннее предположение, согласно которому короткие линии редко бывают случайными, "вполне могло быть совершенно неверным".

Благодаря этому исследованию даже некоторые из первоначальных "статистически значимых" леев стали выглядеть менее убедительно. К ним относились леи в Сейнтбери около Костуолда и Крайгирн в окрестностях Абердина, которые, вместе с построениями от "Камней Дьявола", служили показательными примерами для статьи в журнале "Нью Сайентист". Всего лишь через три года обе эти линии снова были поставлены под сомнение. Наверное, не удивительно, что, приступив к исследованию без всякой предубежденности, Боб Форрест начал терять интерес к предприятию в целом - впрочем, как и Майкл Беренд.

В 1994 году Деверо опубликовал исправленное и дополненное издание своего справочника о леях и с некоторым сожалением упомянул о "кончине" линии в Сейнтбери как о статистически доказанном факте. К этому времени он утратил веру в способность статистики доказать правоту "охотников за леями" и обратился к другим аргументам. Одним из них было то обстоятельство, что ряд леев, протягивавшихся в приблизительно меридиональном направлении, имел сходную особенность; все они включали такие элементы, как "священные холмы", церкви, старинные кресты и одну из гигантских меловых фигур, вырезанных на фоне окружающего ландшафта. Вполне естественно, что скептики остались глухи к этому доводу, в котором автор снова возвращался к идее линий, соединяющих культурные памятники разных исторических эпох.

Деверо выступил с другим, более сильным доводом: он утверждал, что строгий статистический анализ в конечном счете вряд ли уместен для решения этой проблемы. Когда Форрест пропустил лучшие британские леи через свою статистическую мясорубку, осталось лишь два действительно "значимых" примера: те линии, что начинались от "Стрел Дьявола".

Однако, как отмечал сам Форрест в 1981 году; мы должны внимательно относиться одновременно к переоценке и недооценке точности, с которой доисторические люди располагали свои монументы. Возможно, жесткие требования статистического анализа просто не соответствовали требованиям того времени. Предположим ради интереса, что леи были сконструированы доисторическими строителями. Если мы предположим, что они могли сооружать линейные построения с такой же точностью, какая достижима в наши дни - со всеми преимуществами современного картографического оборудования, аэрофотосъемки, детальных карт и компьютерных программ, - то, мягко говоря, перегнем палку.

Проще говоря, хотя статистическая школа исследования леев (поощряемая самим Деверо) позволила выполнить очень важные эксперименты, исследователи, вполне могли выплеснуть младенца вместе с водой.


Так или иначе, лучшие "охотники за леями" сами загнали себя в угол, логически доказав слабую вероятность их существования. Стоит ли тогда ставить крест на этой истории? Может быть, и нет.

Не исключено, что мы можем достигнуть более позитивного результата, если просто откажемся от термина "леи". Прямые линии, которые начинаются от "Стрел Дьявола", почти наверняка возникли не случайно; по некой причине целая группа хенджей и стоячих камней была расположена вдоль двух пересекающихся линий. Следует признать правоту Деверо, утверждавшего, что "такие построения... не возникают на пустом месте".

Однако есть ли необходимость называть "леями" визирные ориентиры между "Стрелами Дьявола" и другими доисторическими памятниками в окрестностях? Линия длиной 8 миль, образованная тремя хенджами в Торнборо и одним в Нанвике, видна достаточно четко. Эти четыре хенджа даже сходны друг другом: каждый имеет два входа - на северо-западной и во-восточной стороне. Археологи согласны с тем, что хенджи расположены в ряд, но, по их мнению, это произошло потому, что все хенджи находятся на дне долины, которая на данном участке тянется почти по прямой линии. Если охотники "охотники за леями" правы, то несколько сотен лет спустя, когда были воздвигнуты "Стрелы Дьявола", одна из них была специально расположена так, чтобы продолжить это построение. Но даже тогда у нас нет веских оснований вводить термин "леи", со всеми ассоциациями, которые он вызывает, - от "прямого пути для торговли солью" Уоткинса до мистических линий земной энергии. "Доисторическое линейное построение с неизвестной целью" - звучит гораздо лучше.

Что касается открытия впечатляющих линейных построений доисторического периода - официальная археология ныне опередила "охотников за леями". Пока последние сосредотачивали свои усилия на анализе постоянно уменьшающегося количества коротких и довольно необъяснимых линий, полевые археологические работы позволили открыть грандиозные линейные структуры, наложенные на ландшафт, по сравнению с которыми леи могут показаться крошечными. Речь идет о курсусах.

Первый курсус был открыт в 1723 году знатоком древностей Уильямом Стакли примерно в полумиле к северу от Стоунхенджа. Стакли считал, что это была римско-британская трасса для лошадиных скачек, и, соответственно, назвал ее cursus (от лат. "ипподром, скаковой круг"). Поскольку курсусы не содержат никаких структур и представляют собой сильно вытянутые прямоугольники, образованные параллельный линиями валов и канав, их трудно обнаружить, если наблюдатель находится на уровне земли. Большинство из примерно 50 курсусов, известных до сих пор, были открыты с помощью аэрофотосъемки за последние несколько десятилетий. Следы, найденные в канавах, позволяют датировать их периодом неолита, между 3400 и 3000 годом до н. э. Длина некоторых курсусов не превышает нескольких сотен ярдов, другие простираются на милю или еще больше. Замечательный образец был обнаружен неподалеку от лондонского аэропорта Хитроу - длиной более двух миль; по сравнению с ним взлетно-посадочные полосы кажутся маленькими.


Курсус в Стоунхендже, с рисунка Уильяма Стакли.

Причина, побудившая людей эпохи неолита соорудить эти огромные структуры, остается абсолютно непонятной, хотя их форма наводит на мысль, что они использовались для религиозных процессий. Раскопки, проведенные на колоссальном Дорсетском курсусе длиной шесть с половиной миль, позволили сделать некоторые выводы. Курсус был построен таким образом, что он включал два более ранних погребальных кургана, известных как "длинные курганы" (из-за их формы); по обе стороны от оконечности курсуса есть еще несколько "длинных курганов". Профессор Ричард Брэдли, археолог из Ридингского университета, предложил рассматривать Дорсетский курсус как доисторическую "Аллею мертвых". Предположительно, духи умерших и тех, кто хотел пообщаться с ними, путешествовали по этим громадным ритуальным переходам. Вопрос о том, были ли все курсусы построены с одной целью, до сих пор обсуждается.

Некоторые курсусы очень прямые - например, тот, что в районе Стоунхенджа. По обе стороны от него расположены погребальные курганы, и, если провести воображаемую линию на восток от оси его северной канавы, она пройдет через другие монументы: мегалит, известный под названием "Кукушкин камень", и Вудхендж, небольшой хендж эпохи неолита, заключавший в центре круг стоячих бревен вместо камней. Это построение впервые было замечено Археологом Дж. Ф. Сю Стоуном в 1947 году. Трудно сказать, имеет ли оно важное значение; район Стоунхенджа так богат древними монументами, что продолжение линии от курсуса, в какую бы сторону она ни была направлена, почти наверняка пройдет через какой-нибудь памятник.

Форма других курсусов далека от прямолинейной. Многие, такие как Дорсетский курсус, представляют собой гигантские полумесяцы, соединяющие еще более древние ритуальные объекты. Некоторые изгибаются то в одну, то в другую сторону по неизвестным причинам. Но среди курсусов, которые идут по прямой линии, как в районе Стоунхенджа, есть такие, которые несомненно "указывают" на другие элементы древнего ландшафта вроде курганов и стоячих камней.

В некотором смысле курсусы являются "настоящими леями", обнаруженными археологами. Забавно, что, если бы они не сохранились в столь осязаемом виде, никакой статистический анализ не смог бы доказать их существование по той простой причине, что они редко бывают совершенно прямыми. Доисторические люди явно не разделяли страсть современных охотников за леями" к прямолинейным построениям. Еще большая ирония заключается в том, что, будучи ритуальными монументами для процессий живых и мертвых, курсусы по своей природе гораздо более таинственны, чем абсолютно прямые маршруты "торговых путей", представавших перед мысленным взором Уоткинса, когда он думал а леях.

Пути для духов?


Пол Деверо, старейшина британских "охотников за леями", недавно рекомендовал отказаться от всеобъемлющего термина леи для оздоровления процесса исследований. К нему присоединился Дэнни Салливан, нынешний главный редактор журнала "Лей Хантер", который, в своей публичной лекции в апреле 1997 года, категорически заявил, что "такой вещи, как леи, не существует". В частности, он осудил распространенную веру в существование леев как маршрутов движения таинственных земных энергий.

Это не означает, что Деверо, Салливан и новые "охотники за леями" отказались от идеи строительства монументов по прямым линиям. Отвергая практику Уоткинса, объединявшего всевозможные прямые линии в одну систему, они, тем не менее, полагают, что прямолинейные построения, принадлежащие к разным эпохам и сооруженные с различными целями, необходимо тщательно исследовать.

К группе реальных построений, содержащих только доисторические памятники, принадлежат и линии хенджев в Торнборо. Здесь открываются новые манящие возможности. К примеру, для курса в районе Стоунхенджа Деверо предложил гипотетическое продолжение на восток от Вудхенджа, вплоть до природного холма под названием Биконхилл. Справедливо это или нет, такой подход является шагом в правильном направлении; при наличии курсуса у исследователей, по крайней мере, есть твердая основа для дальнейших построений.

Деверо также преложил выделить и изучить класс средневековых линейных построений. С точки зрения здравого смысла уместно предположить, что построение, обнаруженное Уоткинсом при исследовании церквей в Андовере, было создано в средние века, а не пытаться увязать его с предполагаемой системой линий, соединяющих монументы разных эпох вплоть до неолита. По наблюдениям Деверо, леи, которые ранее проводились между церквями, на самом деле соединяют не религиозные памятники как таковые, а примыкающие к ним кладбища. В поддержку этой идеи он собрал впечатляющий объем фольклорного материала о "путях духов", почерпнутого из традиционных культур по всему свету.

К примеру, в Голландии многие прямые пути до сих пор известны под названием мертвых дорог (Doodwegen). Они были проложены голландцами в средние века для того, чтобы соединять деревни с кладбищами; по этим дорогам двигались похоронные процессии. Переноска тел по прямому пути к месту захоронения была не только обычаем, но фактически законодательно установленным предписанием в средневековой Голландии. Местные власти несли ответственность за содержание дорог и регулярно расчищали их до установленной ширины 6 футов.

В Германии существовало поверье, что человек чаще всего может встретиться с духами на прямых тропах, по которым они путешествуют. Не отклоняясь в сторону, эти "пути духов" проходят через горы, долины, реки и болота, заканчиваясь (или начинаясь) на кладбище.

Сходные представления существуют не только в Европе, но Южной Америке и на островах Тихого океана. Деверо воспользовался этой информацией для переоценки традиционных представлений о британских церковных леях. Он считает, что многие из них могли быть средневековыми тропами для похоронных процессий или "духовными путями" иногда совпадающими с "прямыми тропами", открытыми Уоткинсом. Антропологические данные позволяют объяснить, почему считалось, будто духи передвигаются по прямым линиям. Деверо заметил, что шаманы (жрецы или знахари многих племенных обществ) совершают так называемые внетелесные путешествия в состоянии транса, часто вызванном употреблением галлюциногенных препаратов. В некоторых описаниях говорится, что их души "летают" по прямым путям, когда выходят из тела. Возможно, шаманский опыт положил начало распространенной вере в то, что духи (как живых, так мертвых) путешествуют по прямым линиям.

Недавно теория Деверо получила частичное подтверждение в результате независимого исследования линий на плато Наска. Группа историков и археологов выступила с предположением, что создатели линий действовали под руководством шаманов, чьи духи "летали" над местностью и определяли направление. Затем линии использовались в качестве ритуальных дорог для процессий, обращавшихся к богам с просьбой одарить землю животворной влагой.

Несмотря на то, что Деверо собрал любопытные образцы британского фольклора в поддержку своей теории, ему еще предстоит доказать идею о "путях духов". Легко представить, что если люди верили в духов, движущихся по прямым линиям, то они прокладывали прямые дорожки между деревнями и кладбищами для того, чтобы указывать направление душам умерших. Можно понять, каким образом эта вера превратилась в обычай, предписывающий переносить тела покойников по тем же тропам. Но к чему устанавливать связь между кладбищами? Для удобства сообщения между духами умерших?

Немецкий "охотник за леями" Ульрих Магин предложил совершенно иной подход к линейным построениям между церквями. Изучив такие построения на своей родине, он утверждает, что многие из них могли появиться в результате раннесредневекового обычая располагать церкви по сторонам света относительно главного собора. Таким образом, церкви возводили к северу, востоку, югу и западу от собора, создавая так называемый "соборный крест". Со временем количество таких построений увеличивалось. По словам Магина, семь церквей в Вормсе расположены на линии длиной лишь две мили, которая на протяжении одной трети идет параллельно дороге. Он подчеркивает, что этот обычай был принят только в средние века и не имеет ничего общего с идеей Уоткинса о "развитии" или смене предназначения священных мест, начиная с доисторических времен. Он также отмечает различие между этими построениями и теорией Деверо: "Эти линии предназначались не для умерших людей, а для Святого Духа, увеличивая благодатную силу собора".

Несмотря на свою спекулятивность, новые подходы, предложенные Полом Деверо и другими авторами, безусловно, заслуживают изучения - и здесь нужно полагаться на энтузиазм "охотников за леями". Всегда были и будут ложные пути и ошибочные гипотезы, но напряженная полевая работа является лучшим методом проверки любых теоретических построений в области археологии.

Было бы большой глупостью считать, что нам уже нечего узнать о том, как древние люди - будь то в эпоху неолита или средние века - располагали свои священные монументы. Здесь старомодная "охота за леями" все еще может сыграть важную роль, потому что немногие люди способны в любую погоду с таким энтузиазмом бродить по глинистым полям Британии и континентальной Европы, как последователи Уоткинса, и немногие обладают столь глубокими знаниями о деталях и историческом развитии местных ландшафтов. Возможно, для археологов и "охотников за леями" настало время зарыть топор войны и попытаться объединить свои знания и ресурсы. Результаты могут быть очень интересными.

Материал подготовила Мораг
по статье Питера Джэймся и Ника Торпа
из книги "Тайны древних цивилизаций".

Линии лей

Линии лей - предположительно линии по которым расположены многие места, представляющие географический и исторический интерес, такие как древние памятники и мегалиты, природные хребты, вершины и водные переправы. Их существование было предложено в 1921 году археологом-любителем Альфредом Уоткинсом.

Уоткинсом позже разработана теория, что эти линии были созданы для удобства сухопутного перемещения и навигации во времена неолита и существовали на на протяжении тысячелетий. В последнее время термин линии лей стал связан с духовным и мистических теориями о форме земле, включая китайский фэн-шуй.

Понятие «линии лей» обычно приписывается Уоткинсу, хотя стимулы и предпосылки для концепции были предложены английским астрономом Норманом Локьером.

30 июня 1921 года Уоткинс посетил деревню Блэкуордайн графстве Хирфордшир. Он с удивлением обнаружил, что несколько холмов с древними руинами, можно было соединить прямой линией. Воображение позволило ему увидеть систему прямых линий, соединявших все окрестные примечательные места.

Несколько лет спустя Уоткинс написал следующие слова, скорее всего отражающие его впечатления в тот летний день:

«Представьте себе волшебную цепь, протянутую от одного горного пика к другому, насколько хватает глаз, а затем вытравленную таким образом, чтобы она прикасалась к „высоким местам“ земли в ряде хребтов, холмов и косогоров. Затем представьте курган, круглый земляной вал или рощу деревьев на этих вершинах, а в низменных участках долины - другие курганы, окруженные водой, которая видна даже на большом расстоянии. Время от времени путь отмечают огромные стоячие камни, а на высоком берегу, ведущем к подножию горного хребта или вниз, к речному броду, - глубоко врезанную тропу, которая как будто образует направляющую метку на линии горизонта, когда вы поднимаетесь вверх».

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Линии лей" в других словарях:

    Исполнение австралийской этнической музыки в музее Сиднея. Австралийская народная музыка это музыка австралийских аборигенов и аборигенов островов Торр … Википедия

    Стрэтэйрн, Дэвид Дэвид Стрэтэйрн David Strathairn Имя при рождении: David Russell Strathairn Дата рождения: 26 января 1949(1949 01 26) (61 год) … Википедия

    Дэвид Стрэтэйрн David Strathairn Имя при рождении: David Russell Strathairn Дата рождения: 26 января 1949(1949 01 26) (63 года) … Википедия

    Человек сова, также известный как корнуэлльский человек сова или человек сова из Мавнана, существо криптид, которое якобы наблюдалось в середине 1976 года в деревне Мавнан, Корнуолл. Человека сову в криптозоологической литературе иногда… … Википедия

    История Румынии … Википедия

    Metroul Bucureşti … Википедия

    Куэн лунь, Кун лун (Kouen loun, K. lun, Kuo lun и Koul koun франц. географов; Künlun, Kuen Luen, Kwen lun немецких, Kuenlün, Kwenlun английских). Название К. лунь встречается в летописях (книга Sükung) китайской истории за 2300 лет до Р. Хр., как … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ - ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга..... . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга............. 489 Bee головного мозга..............502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… …

    НЕРВЫ ЧЕЛОВЕКА - НЕРВЫ ЧЕЛОВЕКА. [Анатомия, физиология и патология нерва см. ст. Нервы в томе XX; там же (ст. 667 782) рисунки Нервы человека]. Ниже приведена таблица нервов, освещающая в систематическом порядке важнейшие моменты анатомии и физиологии каждого… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Сакральная сила Земли и Неба: Драконы, Фэн-Шуй, НЛО, Биоэнергетика и Геомантия , Джойс Харгривз, Дэнни Салливан, Хью Ньюман и др.. Слово "геомантия" происходит от греческого γεωμαντεία и означает" предсказание по земле", искусство получать откровения и понимать ситуацию при помощи оккультных техник, относящихся к земле.…