Основные принципы «Школы радости» Витторино де Фельтре. Московский финансово-промышленный университет «Синергия

Наша основная программа - «Детский Сад – Дом Радости».

Создана эта программа Натальей Михайловной Крыловой, доцентом Пермского государственного университета и Валентиной Тарасовной Ивановой, педагогом-новатором в 1985 году на базе Пермского государственного университета.

Программа «Детский Сад – Дом Радости» ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Работая по программе, мы создаем условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, создания базиса его личностной культуры, развития его способностей и склонностей. Мы предоставляем ребенку широкий выбор видов деятельности, содействуем ему в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Выполнение разных видов деятельности в процессе игры, познания и общения обеспечивает успешность ребенка. Испытывая удовольствие от полученного результата, дошкольник получает позитивный опыт и стремится в дальнейшем к его обогащению.

Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

  • забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
  • содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
  • содействие овладению основами духовной культуры.

Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах модель станет средством познания самого дошкольника.

Первый вариант модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий –

«Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка.

В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с натуры» и по замыслу.

Особое место авторами программы уделено развитию у детей конструктивных способностей. Начиная с создания стульчиков, ворот и домиков для матрешки, дошкольники к подготовительной группе умеют сравнивать градостроительные планы и творчески подходить к выражению своего замысла, «создавая» архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга.

Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».

Специалисты детского сада уделяют много внимания физическому, эстетическому и музыкальному развитию дошкольников. Программа предусматривает еженедельные физкультурные занятия, музыкальные досуги и освоение детьми всех видов театрализованной деятельности

Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимыми для поступления в первый класс.

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Педагогика эпохи Возрождения.

Деятели эпохи возрождения – гуманисты, с уважением относятся к ребенку, против суровой дисциплины, стремились развит в ребенке любознательность, интерес к знаниям. Для детей знатного происхождения требуют полноценного физического и эстетического воспитания, овладение латинским и греческим языками. Развиваются городские школы. Появляются школы для девочек (частные). Некоторые сектантские общины организовывают всеобщее начальное обучение для детей общины.

Витторино да-Фельтре организовал школу «Дом радости», принципы гуманистической педагогики, большое внимание – физическому и духовному развитию, играм. Ф.Рабле: продуманный режим для ребенка, развитие самостоятельного мышления, творчества, активности; идея наглядности, жизненности обучения. Т.Мор: равное воспитание мальчикам и девочкам; широкая организация самообразования, огромная роль у трудового воспитания

Я.А.Коменский ()

«Великая дидактика»

Коменский своей педагогикой завершает период средневековья. Основные характеристики этого периода: обучение на латыни, подчинение церкви. Идеалы средневековья отложились на Коменском. Он был глубоко верующим, вера в Бога – главный момент воспитания. С другой стороны, он знаком с идеалами Возрождения: внимание к человеку, гуманизм, возрождаются идеалы античности (восхваление физической красоты, физическое воспитание, близость природы, жажда научных открытий). Все эти идеи Коменский приветствует. Он впервые детально занимается педагогическим исследованиями и придает педагогике характер самостоятельной науки. Коменский формирует, обобщая опыт прошлого, три закона педагогики: 1) закон всеобщего характера обучения: все дети, и богатые, и бедные, и тупые, и даровитые, должны получить школьное образование, «все дети – дети Бога», тупой ребенок больше нуждается в учителе. 2) обучение должно носить практический характер: учить тому, что пригодится человеку в его настоящей и будущей жизни. Задача учителя – тщательно отбирать материал, учитывая особенности возраста. 3) закон природосообразности обучения. Обучение должно согласовываться с законами природы (последовательность, систематичность, размерность). Чтобы реализовать законы обучения, Коменский разрабатывает первую возрастную периодизацию, с учетом которой он строит систему школ и для каждой школы разрабатывает содержание образования. Выделил школьный период, который, в свою очередь, делит на 4 периода: 1) до 6 лет (детство), материнская школа. Содержание образования: Простейшие представления об окружающем мире; развитие органов чувств, речи; ребенок знакомится с основными нравственными понятиями, развивается трудолюбие, любовь к богу; 2) 6-12 (отрочество), школа родного языка. Содержание образования: Чтение и письмо на родном языке, арифметика, отечественная история, география, родная литература, знание своего края, нравственность, труд, закон божий, музыка; 3) 12-18 (юность), латинская школа (гимназия). Содержание образования: Традиционные средневековые дисциплины: грамматика, риторика, диалектика; общеобразовательные: математика, астрономия, мировая история, география, литература, естествознание; воспитывающие: богословие, этика, труд; 3) 18-24 (возмужалость), обучение по выбору студентов.

Коменский создает классно-урочную систему обучения. Чтобы обосновать ее, он в своих трудах дает понятие класс – группа детей примерно одного возраста и примерно одинаковых способностей, совместно изучающих основы наук; урок – промежуток времени, в точение которого класс работает с одним учителем и изучает одну науку; учебный год – промежуток времени, в течение которого все дети посещают школу. Необходимо одновременно начинать и заканчивать обучение. Между занятиями должны быть каникулы, должны быть 4 периода обучения и 4 периода каникул. Тщательно разрабатывал дидактические принципы («правила»): последовательность, систематичность, прочность, посильность обучения, наглядность обучения («золотое правило дидактики»), активность учеников.

В своей дидактике Коменский много места отводит воспитанию. Разработал теорию воспитания, цель которой – воспитание добродетельного человека. Главных человеческих добродетели 4: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Лучший метод воспитания – метод примера. образцом примера должны быть родители и учитель. Взаимоотношения учеников и учителей должны строиться на основе гуманизма, относиться к детям нужно по-отечески. Обязательный элемент воспитания – дисциплина («школа без дисциплины, что мельница без воды»). Учитель — центральная фигура школы. Он обязан воплощать в себе все человеческие добродетели. Коменской впервые рассуждает о положении учителя в обществе («Должность учителя должна стать столь превосходной как никакая другая под солнцем»).

Ж.-Ж. Руссо (18 в., Франция)

«Теория свободного и естественного воспитания», «Эмиль, или о воспитании»

На личность человека, появляющегося на свет, влияют три фактора: природа, вещи (окружающая среда) и люди (общество). В древности все 3 фактора действовали едино и были положительны. Но с течением времени вещи и люди утратили свою естественность и их влияние стало отрицательным, положительное влияние сохраняет только природа, но если правильно, т.е. естественно организовать воспитание ребенка, то можно добиться того, что этот ребенок будет в дальнейшем придерживаться естественного порядка в жизни.

Руссо: «Естественное воспитание способно привести к мирному социальному переустройству общества». Естественное воспитание должно осуществляться в природосообразном режиме и среди природы; воспитание должно быть свободным (не приказывать, не распоряжаться, не наказывать, не требовать). Путь свободного воспитания – управлять внутренним миром ребенка, его эмоциями, желаниями. «Ученик должен хотеть того, что учитель от него ожидает».

Чтобы управлять внутренним миром ребенка, учитель должен знать возрастные особенности ребенка. 1) до2 лет (физический период). Соблюдение режима, закаливание, гимнастика. 2) 2-12 (период Сенсорного развития («сон разума»)). Опытное обучение («Чтобы Эмиль не выучивал науку, а выдумывал науку»). 3) 12-15 (период умственного развития). Классическое обучение, естественные науки, математика.4) от 15 до вступления в брак (период нравственного развития). Сравнительное образование.

Методы свободного воспитания:

Метод естественных последствий, действует в системе воспитания и позволяет избегать наказания. Наказанием являются естественные последствия поступка.

Метод косвенного воздействия, применим в дидактике. Воспитание должно осуществляться в процессе труда. Труд должен быть организован особым образом (Эмиль целый день в неделю провдит в семье труженика). Важен нравственный характер труда (Эмиль должен уважать жизнь труженика, сам процесс труда и результаты труда).

И.Песталоцци (18 в., Швейцария)

Исследует воспитывающий труд и развивающее обучение, ему принадлежит идея элементного воспитания. Необходимо воспитывать умственно, физически, нравственно. Первичные элементы умственного воспитания – число, форма, язык. Большое внимание уделяет наглядности. Умственные способности развиваются постепенно, поэтому обучение должно соответствовать каждому возрасту. Выступает за строгую последовательность обучения, связанность его ступеней. Придерживается принципа самодеятельности учащихся (надо руководить детьми, не побуждать их). Физическое воспитание: («Азбука умений») из инстинктивных, природой заложенных движений ребенка можно сформировать сложные трудовые навыки. Физическое и трудовое воспитание составляет единое целое. Нравственное воспитание: от элементарных инстинктивных чувственных порывов развитие идет к представлению о мире, от представлений – к взглядам о мире, затем к поступкам, далее к убеждениям, наконец, поведению, привычкам.

А.Дистервег. (19 в)

«Руководство к образованию немецких учителей».

Обучение нужно вести от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему. Процесс обучения имеет два субъекта: ученик и педагог. Они взаимодействуют через объект обучения – учебный материал. Ученик будет активным субъектом, если создать благоприятные условия обучения. Для этого учителям необходимо придерживаться правил, распределенных в 4 группы: 1) Правила, относящиеся к ученику как к субъекту (учи как можно меньше; заставь ученика работать сначала руками, потом языком, потом головой; следи за речью учащихся). 2) Правила, относящиеся к учебному материалу как к объекту обучения (распределяй материал на малые части; задерживайся на изучении основ, не спеши; выбор методов обучения соотноси с источником). 3) Правила, касающиеся места, времени и других условий обучения. 4) Правила, относящиеся к учителю как к субъекту (обучай живо, энергично; никогда не останавливайся, поскольку для учителя остановка есть шаг назад. Покажи мне твоих учеников, и в них я увижу тебя).

Обосновал 3 принципа, составляющих основу развивающего образования: 1) природосообразность (учитывать склонности, задатки, темперамент); 2) культуросообразность (опора на традиции и учет сложившихся тенденций); 3) самодеятельность (самостоятельность, активность, собственная деятельность ребенка).

Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги 16 . Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль 17 . Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой» 18 . Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца» 19 .

Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе» 20 . «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино» 21 .

Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил» 22 .

В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»» 23 .

Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний» 24 . В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

«Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью» 25 . Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить» 26 .

Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить» 27 .

«Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения» 28 . Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями» 29 .

Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности» 30 . Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования» 31 . Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил» 32 . Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни» 33 . Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов» 34 .

Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

«Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется» 35 . Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя» 36 . Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения» 37 . Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына» 38 .

Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.