Действующий закон о сертификации продукции и услуг. Сертификация продукции и услуг в российской федерации. Раздел II. Обязательная сертификация

Любые разрешительные документы, сертификаты и декларации соответствия в том числе, могут выдаваться только на основании соответствующих законов. Поговорим о законах в сфере сертификации, регламентирующих этот процесс сегодня, а также о том, кто имеет право принимать такие законы, об основных положениях действующих в сфере сертификации законов.

Закон о сертификации продукции и услуг был принят в нашей стране в 1993 году – в июне. Он включал 4 раздела, в которых давалось четкое представление о том, что такое сертификация, о ее видах (добровольной и обязательной), а также о том, какая ответственность ложится на тех, кто нарушает данные правила. Однако сфера подтверждения соответствия стремительно развивалась, в том числе развивалось и ее техническое регулирование. В итоге в 2003 году свою силу Закон и сертификации продукции и услуг утратил, а на его место пришел Федеральный закон №184 «О техническом регулировании» .

Принятый 27 декабря 2002 года ФЗ №184 регулирует сферу подтверждения соответствия и сегодня – это действующий закон о сертификации. Его приняла Госдума, для которой принятие подобных законов является одним из направлений деятельности. На сегодняшний день ФЗ №184 – это основной закон РФ о сертификации , главный документ, который регламентирует выполнение процесса подтверждения соответствия любой продукции на территории РФ. Данным законом устанавливаются и порядок проведения оценки соответствия (сертификации, в частности), и ее формы, цели, принципы, и признание выявленных результатов. Помимо этого, в законе указываются права и обязанности заявителей, желающих получить сертификат или декларацию соответствия, а также оформляющих данные документы органов. Кроме того, закон «О техническом регулировании» устанавливает порядок проведения аккредитации сертификационных органов, ввоза на территорию нашей страны товаров, для которых необходимо наличие подтверждающих соответствие документов.

В России действует не только данный закон РФ о сертификации, но и иные Федеральные законы, которые регламентируют процесс сертификации отдельных видов товаров. Данные законы называются Техническими регламентами и содержат требования к качеству, безопасности той или иной продукции, определяют порядок проведения их (перечень необходимых документов, необходимость оформлять декларацию или сертификат, выбор схемы подтверждения соответствия). Любой Техрегламент разрабатывается с учетом Федерального Закона «О техническом регулировании» .

Необходимо заметить: каждый действующий закон о сертификации необходимо соблюдать в обязательном порядке . В любом законе указываются сведения касательно того, какие меры предпринимаются в отношении нарушителей каких-либо положений закона о сертификации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие сертификации

2. Нормативно-правовые основы сертификации

3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

4. Федеральный закон «О техническом регулировании»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сертификация в Российской Федерации действует и основывается на правовой основе. Госстандартом России принят ряд законов, который регулирует деятельность органов по сертификации. Правовые основы сертификации обеспечивают процессу правомочность и весомость. Многие правовые акты являются общегосударственными. К таким законам относятся "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" и прочие. Таких законопроектов в современном законодательстве содержится более тридцати. Они решают социально-экономические задачи. Следует упомянуть и еще 50 законопроектов, которые были приняты и изданы от лица Правительства.

Закон о правах потребителя стал основой для появления других законопроектов для решения вопросов качества продукции и услуг. Все правовые акты содержат в себе достаточно новые принципы, которых необходимо придерживаться. Благодаря этим законам, сегодня качество покупаемых товаров и получаемых услуг находится на более высоком уровне. При этом все правовые акты соответствуют интересам не только потребителей, но и производителей. Потребитель получает высококачественные товар и услуги, а производитель улучшает технологию производства и получает высокие прибыли.

Кроме основных законов существуют и некоторые приложения к ним. В них полностью расставляются акценты при совершении того или иного действия по сертифицированию. Также многие из них содержат особые положения по выполнению отдельных работ. Чтобы эти законы стали действенны, государство ввело сертификацию. Сертификация является дополнительным методом для получения качественных результатов.

Правовые основы сертификации также содержат сведения о добровольной и обязательной сертификации. Обязательной сертификации подлежат товары, которые имеют особые требования в различных правовых актах. Каждое наименование товара должно иметь сертификат соответствия, даже если товар реализуется оптом. Если у товара нет сертификата соответствия, то его продажа будет считаться незаконной.

Законом также запрещена продажа товаров, которые могут нанести вред окружающей среде и человеку. Согласно законодательным актам, такая продукция будет снята с производства и не поступит в продажу. Таким образом, правовая основа сертификации делится на две обширные группы: первая содержит нормативные документы, которые содержат требования к товару или услуге, методику соблюдения этих требований; вторая содержит методические документы, которые определяют правила проведения сертификации.

Сертификация продукции и услуг обязательная. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность.

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство №2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие ли услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. Данное определение положено в основу понятия сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ в Российской Федерации. В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Правовые основы сертификации в РФ опираются на Законы различных кодексов - Гражданского, Административного, Уголовного и других и соответственно, в процессе сертификации принимают участие различные структуры, начиная от медицинских учреждений и заканчивая Органами таможенного контроля. Правовые основы сертификации в РФ определяют Гостстандарт РФ, как национальный орган по сертификации, на который возложен контроль над деятельностью всех учреждений, занимающихся проведением систематизации, метрологических исследований и сертификацией. Создавать правовые основы сертификации в РФ пришлось почти с нуля, так как Законодательство РСФСР и система ГОСТов, абсолютно не подходили для Российской Федерации. Так же правовые основы сертификации РФ имеют ряд Законов, которые разрешают вносить дополнения и изменения в уже существующие Законы. Это упрощает принятие поправок и позволяет Законам в измененном виде вступать в силу в то время, когда они актуальны. Тем самым правовые основы сертификации в РФ позволяют не отставать процессу сертификации от впервые возникших задач. Правовыми основами сертификации в РФ занимаются разные Министерства и Ведомства, поскольку сертифицирование обязательно во всех сферах предоставления товаров и услуг, но все нормативы не противоречат Закону «О защите прав потребителей». Также правовую основу сертификации РФ составляют государственные стандарты (ГОСТы) и технические условия (ТУ), которые непосредственно устанавливают те нормы и правила, которым должны соответствовать товары, работы и услуги. Наличие знака государственного стандарта является государственной гарантией, что данная продукция соответствует высоким требованиям, предъявляемым Государством.

Так как в соответствии с конституцией РФ международные нормы являются частью правовой системы РФ, следовательно, международные стандарты и документы в области международного права относительно сертификации стандартизации и метрологии являются правовой основой сертификации и в РФ.

Правовые основы сертификации в РФ напрямую направлены на то, что бы предоставить потребителю наиболее точную информацию о продукции, тем самым расширяя критерии выбора услуги или продукции.

1. Понятие сертификации

По определению международной организации по стандартизации ИСО, сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу.

В Российской Федерации правовые основы сертификации продукции установлены Законом «О сертификации продукции и услуг» (в редакции 1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №154-ФЗ). Согласно этому закону, сертификация продукции -- процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Если в международном договоре РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ по сертификации, то применяются правила международного договора.

Сертификация осуществляется в целях:

Создания условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

Сертификация получила настолько широкое распространение в промышленно развитых странах, что без сертификата соответствия невозможен сбыт продукции на рынках данных стран.

В зависимости от содержания сертификации, объема проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции, участия (или неучастия) в них сторонних организаций сертификация подразделяется на самосертификацию (или заявление поставщика о соответствии) и сертификацию третьей стороной -- независимой организацией по сертификации, которая может иметь обязательный или добровольный характер.

Самосертификация непосредственно связана с введением на предприятиях высокоэффективных систем качества продукции. На всех крупных промышленных предприятиях, осуществляющих самосертификацию, на правах самостоятельных подразделений создаются службы качества. Они разрабатывают руководства по обеспечению качества на предприятии, содержащие указания о распределении ответственности между специалистами различных подразделений предприятия по вопросам качества, описание действующей системы качества, а также программу качества.В отличие от самосертификации сертификация третьей стороной предусматривает участие сторонних организаций, которые оценивают и подтверждают правильность проводимых мероприятий, осуществляют испытания образцов, надзор за состоянием технологических процессов и системы качества.

2. Нормативно - правовые основы сертификации

Закон "О защите прав потребителей" принятый в 1992 году, установил права потребителей на:

Приобретение товаров работ и услуг, надлежащего качества;

Права на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья;

Получение информации о товарах и их изготовителях и просвещение;

Государственную и общественную защиту их интересов.

Согласно Закону:

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Эти понятия, применяемые в Законе, не носят всеобщего характера.

Структура и содержание Закона

Общие положения:

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, на информацию об изготовители (исполнители, продавце) и о товарах (работах, услугах).

Качество товара (работы, услуги).

Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар.

Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.

Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре и за нарушение прав потребителей.

Компенсация морального вреда.

Судебная защита потребителей и др.

Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям:

Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров.

Устранение недостатков и замена товара ненадлежащего качества.

Замена товара ненадлежащего качества.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг):

Сроки выполнения работ, услуг и устранения недостатков.

Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ, порядок расчетов.

Права потребителей при обнаружении недостатков.

Государственная и общественная защита прав потребителей:

Полномочия по защите прав потребителей федерального антимонопольного органа; федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления и санкции, налагаемые ими.

Обязанности исполнителей по отношению к этим органам (представление информации).

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные акты гражданского законодательства, и данный закон среди них занимает центральное место. Все законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в соответствие с Законом "О защите прав потребителей".

На основании отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные акты, правила по договорам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон "О защите прав потребителей" предусматривает сертификацию. Обязательная сертификация введена в России именно этим Законом. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.

На основании ст. 5 Закона обязательной сертификации подлежат:

Товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

Средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей. Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.

Национальным органом по сертификации товаров выступал Госстандарт РФ. Закон РФ «О защите прав потребителей», установивший обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), поставил новые задачи перед Госстандартом России. В области сертификации Законом определены следующие обязанности Госстандарта РФ:

Определение порядка сертификации и номенклатуры товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

Аккредитация органов по сертификации контрольных видов товаров (работ, услуг) и испытательных лабораторий (центров), а также предоставление права проведения аккредитации другим юридическим лицам;

Осуществление контроля за правильностью проведения сертификации;

Ведение Государственного реестра сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий;

Принятие решений о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

Представление России во взаимоотношениях с зарубежными странами и в международных организациях по вопросам сертификации.

Через некоторое время последовало принятие Законов, установивших правовое обеспечение процедуры подтверждения соответствия в Российской Федерации: Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» и Закона РФ «О стандартизации». Тем самым был заложен фундамент для формирования в России системы подтверждения соответствия

3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

10 июня 1993 года был принят Верховным Советом Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Он стал новым фактором дальнейшего развития сертификации в стране. Этот Закон устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. В соответствии с Законом от 10 июня 1993г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Госстандартом России были изданы «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации» и «Положение о системе сертификации ГОСТ Р». В Законе установлено следующее.

Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, а также иные объекты (далее -- продукция).

Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Система сертификации создается государственными органами управления, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом (Раздел 1, ст.5).

Согласно Закону к участникам сертификации (Раздел 2, ст. 8) могут быть отнесены:

Государственные органы, организации, создающие системы сертификации;

Испытательные лаборатории (центры);

Центральные органы систем сертификации;

Изготовители (продавцы, исполнители);

Потребители.

Под правилами системы понимаются положения (документы), регулирующие все стороны деятельности системы. В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции, процесса или услуги, то она называется системой сертификации однородной продукции

Система сертификации однородной продукции - система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции (в отдельных случаях - к совокупности видов продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств), для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

Отдельные системы сертификации однородной продукции могут объединяться в единую, более крупную систему все звенья которой руководствуются едиными принципами и документами, что не исключает возможности учета специфики отдельных систем в их руководящих документах. Система обязательной сертификации в Российской Федерации является именно такой объединяющей системой. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Госстандартом России порядке.

Системы обязательной сертификации создаются государственными органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности.

Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявленным требованиям. В отличие от этого государственная регистрация систем добровольной сертификации носит явочно-учетный характер. Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации такой системы, ни по каким основаниям. Это объясняется тем, что работы по добровольной сертификации осуществляются на договорной основе и не требуют специального правового регулирования, а подчиняются общим нормам гражданского законодательства. Однако факт регистрации в Госстандарте наряду с регистрацией в качестве юридического лица является необходимым условием начала функционирования системы.

Цель государственного надзора - провести проверку соблюдения правил обязательной сертификации органами по сертификации, аккредитованными испытательными лабораториям и изготовителями (продавцами, исполнителями).

Сертификация осуществляется в целях (ст. 1):

Создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

Содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

Защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора (Раздел 1, ст. 3).

В развитие положений Закона были изданы подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов управления и исполнительной власти в пределах их компетенции, которые в соответствии с Законом регулировали деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

В Законе были установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации - Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

Цели сертификации:

Создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

Содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Закон определяет правовые основы организации системы сертификации.

В Законе были установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» неоднократно оперировал сочетанием «подтверждение соответствия», однако ни в одной из своих редакций так и не выделил его в самостоятельное понятие. Лишь в августе 1999 г. (в ГОСТ 1.12-99) было закреплено, что подтверждение соответствия - это деятельность, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям. Позднее это понятие в аналогичном значении появилось и в Общих правилах по проведению аккредитации в Российской Федерации 1999 г. Впоследствии, в связи с введением в действие новых Правил по проведению сертификации в Российской Федерации 2000 г., понятие «подтверждение соответствия» было сформулировано уже более конкретно. Под ним стала пониматься процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям.

нормативный правовой сертификация стандарт

4. Федеральный закон « О техническом регулировании»

В последние годы стало очевидным, что интеграция России в мировую хозяйственную систему требует совершенствования российской системы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение российской системы сертификации, так и нормативное базировались на рекомендациях ИСО/МЭК.

В целях перехода на новые принципы подтверждения соответствия 27.12.2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ (далее - Закон №184). Основная идея этого Закона состоит в создании единой сферы регулирования, которая ранее была подведомственна двум Законам (о стандартизации и о сертификации) и в создании существенно иных способов государственного регулирования в области качества продукции, которые отвечали бы требованиям интеграции России в международное экономическое сообщество при вступлении ее в ВТО. После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Закон «О техническом регулировании» внес изменения в понятие «сертификация» - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договора.

Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребовал надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные акты, пересмотра базы сертификации и внедрения ее в практику. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования - принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов - безопасность.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень - это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукцию. Второй уровень - стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации - это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент - это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.

Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель. Третья область технического регулирования это - оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании»). Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона).

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28 декабря 2007 г.

В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 - в форме Федерального закона.

Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные Федеральным законом, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды».

В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами).

В июле 2008 г. был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Заключение

В настоящее время принято более 20 Законов Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию. Однако из-за недостаточно широкого обсуждения этих законов на стадии проектов, проведения через них ведомственных интересов, некомпетентности в ряде случаев лиц, готовящих проекты законов, и других причин существующее законодательство имеет серьезные недостатки, приведшие к негативным последствиям в деятельности по сертификации.

В большинстве случаев указанные законы содержат лишь общую норму о введения обязательной сертификации, не определяя при этом те вопросы, без которых невозможна организация деятельности по сертификации и которые должны быть установлены только на законодательном уровне: не очерчивается четко область действия обязательной сертификации; не всегда оговаривается федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию сертификации; не определяются требования, на соответствия которым должна проводится обязательная сертификация, и виды нормативных документов, которые могут содержать эти требования; не определяется знак соответствия, свидетельствующий о праве доступа товара на рынок.

Такая ситуация лихорадит промышленность, которая не имеет четкого представления, к чему готовиться, и не дает возможности реально организовать сертификацию там, где она действительно нужна обществу.

В некоторых случаях разные законы вводят обязательную сертификацию одной и той же продукции. Это также вносит неопределенность для промышленности и торговли, создает трудности в прохождении сертификации, удорожает процесс сертификации, порой делая его экономически нецелесообразным, а также неоправданно замедляет товарооборот.

Большие проблемы возникают при проведении сертификации средств производства в соответствии с Основами законодательства «Об охране труда», а также Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как здесь правовой нормой является запрет ввода в эксплуатацию оборудования без сертификата, а не запрет продажи.

Решение этих проблем предполагает проведение комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности сертификации и созданию условий для перехода к механизму подтверждения соответствия.

В заключении можно сделать следующие выводы:

Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

В Российской Федерации обязательность подтверждения соответствия продукции и услуг устанавливается законодательными актами.

Начало практической деятельности по обязательной сертификации было положено вступлением в силу в 1992 году закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Правовые основы сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации были установлены законом «О сертификации продукции и услуг».

Для определения и ограничения перечня объектов обязательного подтверждения соответствия существуют подзаконные акты Правительства РФ - перечни и номенклатуры. Перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. 1013. На основании этих перечней Госстандартом разработаны и утверждены - Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация и Номенклатура продукции, подлежащей декларирование.

В целях перехода на новые принципы подтверждения соответствия 27.12.2002г. был принят Федеральный закон «О технической регулировании» №184-ФЗ. Закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы сертификации в России, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий, организаций и предпринимателей, общественных объединений, и определяет сферы государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по сертификации - технических регламентов.

Список использованной литературы

1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник - М.:Юрайт, 1999. - 285 с.

2. Сертификация продукции и услуг. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.:

Деловой альянс,1999.- 176 с.

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 497 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и основные элементы сертификации. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов. Особенности сертификации услуг в сфере торговли. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Правила сертификации продукции, работ, услуг, профессиональной компетентности персонала. Основные и второстепенные виды деятельности автобусного парка №2 г. Минска в настоящее время. Схемы подтверждения соответствия, применяемые при сертификации.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2013

    Ознакомление с законами, подзаконными актами (указы Президента, Постановления Ростехрегулирования) и нормативно-методической базой сертификации, обозначающими ее цели и порядок проведения. Содержание Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" № 5151-1.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Сертификация как документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Система сертификации продукта и их виды. Международные системы сертификации продукции, их цели и задачи.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Сертификация как процедура, удостоверяющая качество продукции. Процесс сертификации товаров и услуг. Характеристика Законов Российской Федерации о единстве измерений и о стандартизации. Проведение процедуры добровольной и обязательной сертификации.

    реферат , добавлен 29.11.2012

    Характеристика процесса сертификации. Общие положения и стандарты Системы сертификации УкрСЕПРО. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине. Порядок проведения обследования производства, технический надзор, идентификация продукции.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2015

    Основные термины и процедура сертификации. Схемы сертификации продукции. Система сертификации ГОСТ Р и аккредитации, их нормативные базы. Условия и требования к проведению повторной аккредитации и доаккредитации, признаки соответствия продукции.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Виды оценки и подтверждения соответствия. Субъекты, подтверждающие соответствие. Декларирование соответствия как форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Создание систем обязательной и добровольной сертификации.

    отчет по практике , добавлен 06.09.2014

    Сущность сертификации, ее необходимость и обязательность для различных товаров на современном этапе, нормативно-правовая база. Проблемы и методы обеспечения качества продукции. Особенности, требования системы сертификации продукции в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2013

    Качество продукции и услуг как фактор эффективной деятельности предприятий. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы и задачи. Знаки соответствия и обращения на рынке. Система сертификации на воздушном транспорте. Кодирование информации о товаре.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 02.03.98 N 30-ФЗ, от 31.07.98 N 154-ФЗ)

Полный текст закона о сертификации

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие сертификации

Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. (часть первая в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Сертификация осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно — техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
  • Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом:

(в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
  • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
  • опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
  • готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
  • представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Статья 5. Система сертификации

  1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

  2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.

Примечание. Постановлением Госстандарта РФ от 14.07.2000 N 46 утверждено Положение о Системе добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 6. Сертификат и знак соответствия

  1. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. (абзац введен Федеральным законом от 27.12.95 N 211-ФЗ)

    Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ; от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Раздел II. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 7. Обязательная сертификация

  1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
  2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. (п. 4 введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)

  5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Участники обязательной сертификации

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

(в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
  • осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
  • определяют центральные органы систем сертификации;
  • аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
  • ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
  • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
  • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;Примечание. Постановлением Госстандарта РФ от 26.05.1994 N 12 утверждены Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия.
  • осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
  • рассматривают апелляции по вопросам сертификации; абзац исключен. — Федеральный закон от 31.07.98 N 154-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

Центральный орган системы сертификации:

  • организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
  • рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Статья 11. Обязанности органа по сертификации

Орган по сертификации:

  • проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
  • сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
  • осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
  • предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

  • реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика); (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
  • извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Статья 14. Условия ввоза импортируемой продукции

  1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
  3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией

  1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)Примечание. По вопросу, касающемуся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами), см. Приказ Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 239.
  2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору

  1. Обязательному государственному финансированию подлежат:
    • разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;
    • участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;
    • разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
    • разработка проектов актов законодательства в области сертификации;
    • проведение научно — исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;
    • проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
    • ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
    • другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.
  2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Раздел III. ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 17. Добровольная сертификация (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
  2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Статья 18. Организация добровольной сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

    Орган по добровольной сертификации:

    • осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
    • приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
  2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

Статья 19. Права заявителя

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско — правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско — правовую ответственность. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Коды ТНВЭД - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
ТНВЭД - часть 1 ТНВЭД - часть 2 ТНВЭД - часть 3 ТНВЭД - часть 4

Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.


Информационное письмо по вопросу оплаты государственной пошлины за выдачу сертификатов соответствия. Государственная пошлина уплачивается непосредственно организациями и физическими лицами, в интересах которых совершаются юридически значимые действия.


Установленный бланк сертификата соответствия представляет собой лист формата А-4, размещенный в вертикальном положении. Бланк изготовлен на бумаге массой 70 - 120 г/кв. м


Настоящие правила разработаны с целью создания системы сертификации однородной продукции - посуды металлической, стеклянной, керамической и приборов столовых металлических и пластмассовых.


О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам.