Анализ стихотворения «Письмо матери» Сергея Есенина. Урок литературы на тему "Образ матери в лирике С. Есенина" (11 класс)

Исследовательская работа.

«Образ матери в лирике поэтов-классиков и поэтов-современности»

учитель начальных классов МБОУ

лицей №13 г.Ростов-на-Дону

Мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить.

Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать.

Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая мать – человеку дается однажды!

Сергей Остовой.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок? Конечно, МАМА!

Да, именно МАМА открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним, первой встает на его плач… Он слышит ласковые слова матери, чувствует её тепло, защиту. Как его ручонки тянутся к МАМЕ! И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуты беды, опасности, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь, прежде всего, МАМУ…

Современный мир жесток, здесь правят власть, деньги, покровительство. А как же сила материнской любви, любви всепоглощающей, любви всепрощающей? Может, повернувшись к началу, к истоку жизни, общество сумеет вернуть мир, покой, благополучие? С молоком Матери каждый человек впитывает самые дорогие, нежные, искренние чувства. Почему со временем из такого малыша, а потом и взрослого человека появляется жестокость, стремление унизить, даже уничтожить подобного себе?

Эти вопросы волновали поэтов и писателей еще с библейских времен. Образ Матери – один из самых почитаемых, любимых в русской литературе.

Сердце матери

Сердце матери – самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии» - знаменитый во всем мире классик – А.С.Пушкин в детстве был обделен материнской любовью. Надежда Осиповна характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но все-таки были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшую ему материнскую любовь и ласку. Няня - Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Бабушка - Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованная, говаривала и писала прекрасным русским языком…» Это они рассказывали ему сказки, легенды, знакомили с миром народного вымысла.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

1816 год

С огромной любовью и нежностью поэт часто говорил о своей няне – Арине Родионовне. Она постоянно была рядом не только, когда поэт был ребенком, но и будучи знаменитым поэтом, другом и соратником участников декабристского движения. Она сопровождала его и в ссылках, и в изоляции в их родовом имении с.Михайловском.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Мадонна – в католицизме означает Богородица, «мать» божественного создания, сына Божьего. Воплощением идеала материнства стала жена Александра Сергеевича - Наталья Николаевна Гончарова.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Образ Матери в творчестве А.С.Пушкина прошел все этапы поэтизированного эволюционного развития: от неприязни к собственной родной матери, через добрые нежные чувства к няне и бабушке, к высшему поклонению Святой Богородице.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Мать М.Ю.Лермонтова – Мария Михайловна – была очень добрым человеком, лечила крепостных крестьян, помогала бедным. Она нередко брала на колени маленького Мишу, играла на фортепиано и пела.

« Когда я был мальчиком лет трех , - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать…» Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.

Ангел

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой,

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

1831 год

Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817 года в возрасте 21 год 11 месяцев 7 дней. Тема одиночества и грусти, сопровождающая поэта с раннего детства, пролегла красной нитью через все творчество М.Ю.Лермонтова.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Детство А.А.Фета не было вполне счастливым. Но и печальным его не назовешь: «… все у него было как у многих помещичьих сыновей, живущих преимущественно на земле и землею. Была деревенская жизнь, обычный сельский обиход, и вокруг – среднерусская природа» - так вспоминала впоследствии о поэте его дочь.

Образ матери у поэта связан с корнями немецкими (мать – урожденная Шарлотта-Елизавета Фет), будущий поэт воспитывался в немецкой школе до 14 лет. Затем – Орловская губерния с её безграничными полями, равнинами и совсем иные воспоминания о той поре, о близком и родном человеке – о матери. В стихотворениях, связанных с тем временем, мы находим тесно переплетенный фольклор:

Колыбельная песня сердцу

Сердце – ты малютка!

Угомон возьми…

Хоть на миг рассудка

Рада я принять душою

Всю болезнь твою!

Спи, Господь с тобою,

Баюшки-баю!..

1843 год

Серенада

Тихо вечер догорает,

Горы золотя;

Знойный воздух холодает,-

Спи, мое дитя.

Соловьи давно запели,

Сумрак возвестя;

Струны робко зазвенели,-

Спи, мое дитя.

Смотрят ангельские очи,

Трепетно светя;

Так легко дыханье ночи,-

Спи, мое дитя.

1845 год

В более позднем периоде своего творчества поэт обращает свое внимание на образ матери как Богородицы. Это связано с внутренним разногласием на поэтическом поприще, и непонимание со стороны близких, любовью которых был обделен А.Фет в детстве. И стихотворения превращаются в молитву:

AVE MARIA

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха.

1842 год

Назначение женщины поэт представлял как материнство, а саму женщину славил Мадонной, несущей своего сына людям во имя спасения.

Николай Алексеевич Некрасов.

Детство Н.А.Некрасова прошло в селе Грешнево, что находится на берегу великой русской реки Волги в семье зажиточных помещиков. Мало в окружающей его жизни было приятного, горестных минут в достаточной мере пришлось испытать будущему поэту. Стихотворение «Родина» - биографическая сага о родных краях, где прошло его детство, воспоминания о трагичных минутах из детства. Его мать – Елена Андреевна – добрая, мягкая женщина, которая покорилась судьбе, жила с человеком, тиранящим не только крепостных крестьян, слуг, но и всех домочадцев.

Чей лик мелькает в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно – печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил?..

Горечь, боль, тоска слышатся и в других стихотворениях- воспоминаниях о родных и близких:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других,

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты – грудью своей

Защищала любимых детей…

(«Рыцарь на час»)

Поэт «мести и печали» в своих произведениях часто затрагивал трагическую судьбу русской женщины, женщины –матери. Это и поэма «Русские женщины», и поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и многие другие.

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

И опять встречаются строки из молитвы, обращенной к Богородице, в защиту и прощение, в милосердие:

День-деньской моя печальница,

В ночь- ночная богомолица,

Векова моя сухотница…

(«Орина, мать солдатская»)

Ни один поэт до Н.А.Некрасова не воспел с такой силой образ женщины, женщины-матери. Насколько потрясающие идеальные образы создает мастер. Как прекрасны образы, созданные Некрасовым, находящиеся в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью.

Поэзия 20 века. Новая волна

Век двадцатый ворвался в литературу и, в частности, в поэзию, новизной форм, стихосложения, размера, лексических оборотов. Появилась масса различных течений со своими идейными взглядами, новыми темами. Но тема материнства не только осталась одной из самых важных, но и зазвучала с новой силой. К этой теме не раз обращались А.Блок, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Цветаева, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко и многие другие.

Сергей Есенин

Но, пожалуй, самый емкий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину. В русском сознании образу матери всегда отводилась особая роль: она и подательница жизни, и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «Родина-мать», и наконец, «мать – сыра земля» - последний приют и прибежище каждого человека.

Вряд ли найдется человек, не знающий есенинских строк «Письма к матери». И даже самое загрубевшее в жизненных бурях сердце сжимается при воспоминании о матери при чтении его стихов или пении песен, пусть чужой, но так похожей на его своею любовью, тревогой, терпением.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет… <…>
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть. <…>
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. <…>
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет<… >

1924 год

Друг С.Есенина Иван Евдокимов вспоминает о чтении письма поэтом: «…зажало мне крепко жестко горло, таясь и прячась, я плакал, в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».

Такой пронзительно волнующий образ матери сложился у поэта только в конце жизненного пути. Мать в стихах Есенина – символ детства, родного дома, очага, родной земли, Родины. Она делается похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих возвращения своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.

Слова в стихах поэта часто переплетаются со словами многих молитв, обращенных к Богородице:

«Богороде Дево, не презри меня, грешнаго, требующа Твоея помощи и твоего заступления, на тя бо упова душа моя, и помилуй мя…»

Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери. И молитва его доходила до сердца, врывалась в память навсегда и становилась народной песней.

Анна Ахматова

С матерью у упрямой и своенравной девочки отношения были ровно-холодные и поэтому теплых слов, посвященных беззаботному детству, мы не находим. Однако тема материнства у А.Ахматовой прослеживается с раннего творчества. И через все стихи – образ Матери-мученицы, заступницы, Богоматери.

Доля матери- светлая пытка,

Я достойна её не была.

В белый рай растворилась калитка,

Магдалина сыночка взяла.

Каждый день мой – веселый, хороший,

Заблудилась я в длинной весне,

Только руки тоскуют по ноше,

Только плач его слышу во сне.

1914 год

Трагическая судьба Ахматовой повторила тысячи женских долей, выпавших на плечи матерей репрессированных. Боль всех матерей слилась в одну темную, всепоглощающую и вылилась в поэму «Реквием»

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?.. <…>

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень -
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. <…>

И опять звучит имя Богородицы, имя страдалицы, великой мученицы – имя Матери.

Распятие
"Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящи".

1

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."

2
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Марина Ивановна Цветаева

Поэзия Марины Цветаевой – это поток бурных воспоминаний о далеком беззаботном детстве, где мама – Мария Александровна Мейн – любила играть на рояле, прививая любовь к музыке и искусству своим дочерям.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров - детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

1908 год

В цикле « В первых стихотворениях о маме» мы видим и чувствуем всю нежность и трогательность Цветаевой по отношению к близким людям, особенно к матери.

Впоследствии, после долгих лет скитаний, бед, непринятости, разлук, в её лирике мы видим обращение к богу, стихи-молитвы.


За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,

Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий - Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него - любовной благодати? …

Страдания матери, которая отдает свое чадо людям, вечное терпение, любовь, ожидание, надежда – чувства, которые пронизывают стихи Марины Цветаевой, воспевающие нелегкую материнскую долю.

Современность и стихи о матери

Любовь к матери – одна из сокровеннейших тем не только русской , но и мировой поэзии.

Мама… это чистейший родник, из которого черпает силы каждый человек. Это наша надежда, наша опора, наша защита, наша любовь.

В стихотворениях о Великой Отечественной войне мы видим всепрощающее сердце матери, которые провожают своих сыновей на войну – на защиту Родины.

Первой пулей на войне любой

Поражают сердце материнское.

Кто б ни выиграл последний бой,

А страдает сердце материнское!..

(К.Кулиев)

И опять с новой силой звучат молитвы в стихах современников.

Ой, зачем ты, солнце красное,

Все уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко моё,

Зорюшка моя,

Горюшко моё, -

Где же ты?

«Реквием» Р.Рождественский

Современная поэзия продолжает традиции классиков, воспевая образ матери – простой крестьянской женщины, матери-Родины, матери-солдатки, отдавшей своего сыны войне, матери – Богородице, несущей миру часть себя, своей души, свою жизнь – своего ребенка.

Чаще звучит тема разлук, встреч, прощаний…

Нас, как причалы, ждут края родные…

И, обожженный ветрами путей,

Ты, отчий дом вернувшись, как впервые,

Увидишь руки матери своей …

Что в них слилось все доброе, святое,

И свет окна, и спелой нивы дрожь,

Что им, бессонным, больше бы покоя,

А ты им все покоя не даешь!

И.Волобуева.

Метафорично и образно представлена мать в произведении, написанном белым стихом, немецкого поэта Збигнева Херберта «Мать»:

Упал он с ее колен как клубок шерсти.

Развивался поспешно и убегал вслепую.

Она держала начало жизни,

о бвив вокруг пальца,

Как тонкое кольцо. Уберечь хотела.

А он катился с крутизны и взбирался в гору.

И приходил к ней, запутавшийся, и молчал.

Вовек уж не вернется на сладкий

трон ее коленей.

Вытянутые руки светят во тьме

как старый город.

Мама – самый близкий и дорогой человек на земле. Рядом с ней, будь ли нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас есть, как сказал С.Есенин – «помощь и отрада» в лице наших матерей. Не сразу приходит понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны. Прошлого не вернешь, так надо беречь настоящее.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

    Некрасов Н.Н. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996.

    Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя/ авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В. Леденев. – М.: Дрофа, 2001.

    Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) – М.: АСТ, Олимп, 1996.

    А.А.Фет. . Ленинград, Советский писатель, 1959.

Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким -это самая светлая...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери-это драгоценные выражения русской лирики.

И действительно, стихотворение "Письмо матери"одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений Есенина.

Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...) .

Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада.. .

Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...) .

Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...) , и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать-это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. "Низенький, избушка"-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Плавность, напевность характерны для ритма стихотворения, что роднит его с произведениями песенного народного творчества. Не случайно "Письмо матери" еще при жизни Есенина было положено на музыку В. Н. Липатовым и стало "народной" песней.

Прежде чем выяснять, кем были родители Есенина, надо честно признаться, что весь рассказ все равно в итоге сведется к жизни и творчеству самого поэта. А о нем можно писать бесконечно, ведь поклонников всегда интересовали люди, которые повлияли на формирование его личности, и та среда, в которой вырос этот уникальный русский самородок, по своей величине близкий Пушкину и Лермонтову, тропа любви к которому и по сей день не зарастает.

Родина

День рождения Есенина прошел в живописном уголке России 3 октября 1895 года. Этот великолепный есенинский край сегодня каждый день принимает огромное количество посетителей. Будущий поэт появился на свет в Константиново (Рязанская область), в старинном селе, которое привольно раскинулось среди лесов и полей на правом берегу Оки. Природа этих мест богом вдохновенна, не зря именно здесь родился гений с преданной русской душою.

Дом Есенина в Константиново уже давно стал музеем. Широкие ковры заливных лугов и живописные низменности у реки стали колыбелью поэзии великого поэта. Родина была главным источником его вдохновения, к которому он постоянно припадал, черпая силу русской любви к отчему дому, русскому духу и своему народу.

Родители Есенина

Отец поэта, Александр Никитич Есенин (1873-1931 гг.) с юности пел в церковном хоре. Он был крестьянином, но для крестьянского дела совсем не годился, поскольку толком и лошадь запрячь не мог. Поэтому и уехал работать в Москву к купцу Крылову, который держал мясную лавку. Александр Есенин был очень мечтательным. Он мог долго задумчиво сидеть у окна, очень редко улыбался, но при этом мог рассказывать такие смешные вещи, что все кругом катались со смеху.

Мать поэта, Татьяна Федоровна Титова (1873-1955 гг.), тоже была из крестьянской семьи. Она почти всю свою жизнь прожила в Константиново. Рязанская область практически пленила ее. Татьяна Федоровна дала своему сыну Сергею силу и уверенность в таланте, без этого он никогда бы не решился ехать в Петербург.

Родители Есенина не были счастливы в браке, однако мать всю свою жизнь жила с тяжелым сердцем и жуткой болью в душе, и на то были серьезные причины.

Брат Александр Разгуляев

Не каждый знает, но рядом с могилой поэта на есть и могила сводного брата Есенина по матери - Александра Ивановича Разгуляева. Все дело в том, что Татьяна Федоровна, будучи еще очень молодой, вышла замуж за Александра Никитича не по любви. Родители Есенина как-то сразу не поладили. Отец сразу же после свадьбы вернулся в Москву, в мясную лавку купца Крылова, где до этого работал. Татьяна Федоровна была женщиной с характером и не уживалась ни с мужем, ни со свекровью.

Сына Сергея она отправила на воспитание к своим родителям, а сама в 1901 году уехала подрабатывать в Рязань и там встретила, как ей тогда показалось, свою большую любовь. Но наваждение быстро прошло, и от этой грешной любви родился сын Александр (1902-1961 гг.).

Татьяна Федоровна хотела получить развод, но муж не давал. Мальчика ей пришлось отдать кормилице Е. П. Разгуляевой и записать на ее фамилию. С этой минуты жизнь ее превратилась в кошмар, она страдала и тосковала по малышу, иногда навещала его, но забрать не могла. Сергей Есенин узнал о нем в 1916 году, но встретились они лишь в 1924-ом в доме деда - Федора Титова.

Александр Никитич Есенин писал своей старшей дочери Екатерине, которая тогда жила у Бениславской, чтобы не принимали они к себе Александра Разгуляева, так как ему было очень больно переносить это. Обида на мать была и в сердце поэта. Хотя он и понимал, что брат Александр ни в чем не виноват, однако теплых отношений у них тоже не было.

Александр Иванович Разгуляев, конечно же, гордился своим братом. Он прожил жизнь скромного труженика железной дороги, воспитавшего четверых детей. Все свои жуткие воспоминания о сиротском детстве он описал в «Автобиографии».

Сестры

У Есенина были и двое любимых сестер: Екатерина (1905-1977 гг.) и Александра (1911-1981 гг.). Екатерина вслед за братом из Константиново отправилась в Москву. Там она помогала ему в литературно-издательских делах, а потом после его смерти стала хранительницей его архивов. Екатерина вышла замуж за близкого друга Есенина - Василия Наседкина, репрессированного и казненного НКВД в 1937 году по сфабрикованному «делу литераторов». Сама получила срок два года. Умерла от инфаркта в Москве.

Вторую сестру звали Александрой. Она тоже много труда и усилий приложила для создания музеев Есенина, предоставляя фотографии, рукописи и другие ценные семейные реликвии и экспонаты. Разница с братом у нее была 16 лет. Он ласково называл ее Шуренкой. В конце 1924 года, вернувшись из-за границы, он забрал ее к себе в Москву. Мать благословила ее Тихвинской иконой Божией Матери, которая сейчас находится в Поэт обожал своих сестер и получал огромное удовольствие от общения с ними.

Дедушка и бабушка

Есенин долгое время воспитывался у родителей своей матери. Бабушку звали Наталья Евтихиевна (1847-1911гг.), а дедушку - Федор Андреевич (1845-1927 гг.) В их семье, кроме внучка Сережи, жили еще трое их сыновей. Именно благодаря своей бабушке Есенин познакомился с народным фольклором. Она рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. Сам поэт признавался, что именно бабушкины рассказы подтолкнули его к написанию первых стихов. Дед Федор был человеком верующим, хорошо знающим церковные книги, поэтому каждый вечер в их доме были чтения.

Переезд к отцу

Окончив Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу в 1912 году и получив диплом учителя школы грамоты, Есенин сразу переехал к отцу в Москву на ул. Щипок в Большой Строченовский переулок д. 24 (сейчас там расположен музей Есенина).

Александр Есенин был рад его приезду и думал, что сын будет ему надежным помощником, но очень огорчился, когда тот объявил ему, что хочет стать поэтом. Сначала он помогал отцу, но затем начал воплощать свои идеи в жизнь и устроился в типографию И. Д. Сытина. А дальше не будем в очередной раз пересказывать всю его биографию, которая и так уже достаточно известна, а лучше постараемся понять, что же это был за человек.

Похабник и скандалист

О нем часто говорили много нелицеприятных вещей. Дебош и пьянство действительно были не редкостью в жизни поэта, но к своему таланту и служению поэзии он относился достаточно серьезно и с большим уважением. По утверждениям самого поэта и со слов близких ему людей, например, таких как Илья Шнейдер, в нетрезвом виде он не писал.

Как поэт совести он не смог молчать и, чувствуя боль за страну, которая погружалась в полный беспредел, разруху и голод, стал использовать свои стихи как орудие против власти («Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...», « Русь Советская» и «Русь уходящая»).

Последнее произведение его носило символичное название - «Страна негодяев». После его написания жизнь Есенина резко изменилась, его стали травить и обвинять в дебоширстве и пьянстве. Поэта неоднократно допрашивали люди из ГПУ, которые «шили» ему дело. Сначала хотели уличить его в антисемитизме, потом еще были какие-то наработки. Внучка Льва Толстого Софья зимой 1925 года помогла ему скрыться от преследований, договорившись с заведующим профессором Ганнушкиным о предоставлении поэту отдельной палаты. Но нашлись осведомители, и Есенина опять »взяли на мушку». 28 декабря его зверски убивают под маскировкой самоубийства.

Семья Есенина

С 1914 года Есенин жил в гражданском браке с корректором Анной Романовной Изрядновой (1891-1946 гг.). Она родила ему сына Юрия, который, окончив Московский авиационный техникум, проходил военную службу в Хабаровске, но его расстреляли в 1937 году по ложному обвинению. Мать умерла, так и не узнав о судьбе сына.

В 1917 г. поэт обвенчался с Зинаидой Райх - русской актрисой и будущей женой режиссера В. Э. Мейерхольда. Семья Есенина обзавелась еще двумя детьми: Татьяной (1918-1992 гг.), которая потом стала писательницей и журналисткой, и Константином (1920-1986 гг.), ставшим журналистом и футбольным статистиком. Но у супругов опять что-то не сложилось и в 1921 году они официально развелись.

Практически сразу же произошла встреча Есенина с американской танцовщицей на которой он женился через полгода. Вместе они объездили Европу и США. Но по возвращении на родину, к сожалению, расстались.

Драматическая история разыгралась с секретарем Есенина которая была его настоящим и верным другом в самые тяжелые для него моменты. С ней он встречался и иногда проживал у нее. Они познакомились в 1920 году. После смерти поэта в 1926-ом она застрелилась у него на могиле на Ваганьковском кладбище. Ее похоронили рядом с ним.

У Есенина был также внебрачный сын от поэтессы Надежды Давыдовны Вольпин - Александр. Он родился 12 мая 1924 года, во взрослом возрасте эмигрировал в США и стал ученым-математиком. Умер Александр совсем недавно - в марте 2016 года в Бостоне.

Последние семейные отношения Есенин строил с Софьей Толстой. Ему захотелось начать новую жизнь, однако смерть оборвала все планы. В день рождения Есенина, 3 октября 2015 года, вся страна отмечала 120 лет. Столько бы исполнилось этому талантливому поэту.

Эпилог

В ленинградскую блокаду сын Есенина Константин, воевавший на фронте и выпросивший увольнительную, в один из сумрачных дней 1943 года появился на перекрестке Невского и Литейного проспектов. Солдатик в нахлобученной пилотке, протертой и прожженной шинели неожиданно увидел, что работает магазин «Старой книги», и без всякой цели просто зашел в него. Он стоял и рассматривал После вонючих болот и осклизших траншей оказаться среди книг для него было почти блаженством. И вдруг к продавщице, у которой было сильно уставшее и носившее следы голода и тяжелых переживаний лицо, подошел человек и спросил у нее, не будет ли у них томика Есенина. Она ответила, что сейчас его книги являются большой редкостью, и человек сразу ушел. Константина удивило, что в блокаду, в суровой и отчаянной жизни кому-то понадобился Есенин. И что удивительно, в магазине именно в ту минуту в обмотках и грязных ботинках рядом оказался солдат Константин Есенин -сын поэта...

Мама… Как много это слово значит для меня! Думаю, что для каждого человека дороже мамы на свете никого нет. Мама всегда поймёт, посоветует, никогда не осудит, не предаст... Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мама - это человек, перед которым мы всегда в долгу, ведь именно она подарила нам самое прекрасное - жизнь.

А сколько прекрасных слов сказано о матери писателями и поэтами разных времен и народов!
Сергей Александрович Есенин - выдающийся русский поэт, пожалуй, самый читаемый поэт в России. Поэзия Есенина необыкновенно лирична. Вся она -искренний, задушевный рассказ о своей жизни,о любви,о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. Часто в стихах он обращается к самым близким людям-к матери и отцу, деду, сестрам. Поэт мысленно воссоздает картины родных мест-родительского дома, « той сельщины, где жил мальчишкой». Есенин знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный образ природы, воспел высокое чувство любви к матери.

Мне очень нравится стихотворение С.А. Есенина “Письмо матери”. Это лирическое стихотворение по праву занимает одно из первых мест. Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я.
Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому. Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада. Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого ближе, кроме матери. Мать для Есенина - единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства.
Старенькая, сгорбленная годами и постоянными тревогами за непутевого сына, она часто выходит на дорогу “в старомодном ветхом шушуне”. Тепло и нежно звучат слова, сказанные в утешение матери:
Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом. Мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.
Я люблю это стихотворение за его правдивость, искренность, нежность. В нем чувствуется горячая любовь поэта к матери. Читая “Письмо матери”, невольно восхищаешься той нежностью и душевностью, с которой оно написано. В нем нет ни одного слова фальши. Может быть, поэтому я

люблю это стихотворение, поэтому оно мне так дорого.

Снежная замять дробится и колется, Сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, Через метель огонек у окна. Все мы бездомники, много ли нужно нам. То, что далось мне, про то и пою. Вот я опять за родительским ужином, Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться - Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал. Вот и опять у лежанки я греюсь, Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел. А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду, Кажется мне - осыпаются липы, Белые липы в нашем саду.