Перестанут выдавать справки о дтп. Гибдд разъяснила требования нового регламента работы дпс. Ситуацию разъяснил Президент РСА Игорь Юргенс

С 20 октября справка ГИБДД о ДТП не будет выдаваться сотрудниками автоинспекции. Меж тем, этот документ нужен для страховой компании.

Если такую справку больше не дают в ГИБДД, то где ее получить? На кого ложится функция выдачи документа, кому отправлять зарос?

Напомним, справка была упомянута в правилах «автогражданки», однако еще три года назад эти правила стал утверждать Центробанк, а он не может отдавать распоряжения МВД. В ГИБДД же были рады тому, что с них снимут полномочия на выдачу этого документа, теперь же у правоохранительного органа свой новый регламент, и в нем нет упоминания о том, что именно ГИБДД выдает справку о ДТП.

Теперь вместо справки водителям, которые вызвали на место ДТП инспекторов ГИБДД, могут дать только копии процессуальных документов .

Для удобства работы с этими документами в страховой компании, инспекторы станут подробнее заполнять все протоколы и постановления. В том числе с указанием в них повреждений автомобилей, данных водителей и номеров полисов ОСАГО.

От водителя все также потребуется самостоятельно заполнить извещение о ДТП, составив к ситуации схему, и направить этот документ в свою страховую компанию.

Требование в страховой компании предоставления справки теперь считается незаконным, в частности, в законе об ОСАГО не указано, какие именно документы должны выдать в ГИБДД.

Дословно речь идет о «документах о дорожно-транспортном происшествии, оформленных уполномоченным на то сотрудником полиции». Упоминание о справке пока все еще остается в Правилах страхования, но автовладельцам следует помнить, что закон имеет высшую силу перед Правилами.

В чем проблема

Не исключено, что в первое время со справками будет проблема: страховщики настойчиво станут требовать их представление. Возможно, даже кто-то столкнется с ситуацией, что страховая компания откажет в выплате из-за того, что водитель не представил справку о ДТП.

Водителям, попавшим в такую передрягу, придется доказывать свою правоту в суде. Правосудие будет полностью на их стороне. Судебные органы власти в своих решениях руководствуются только законами, а в законе об ОСАГО нет упоминания справки о ДТП. Так что, автовладельцы, хотя и потеряв время на судебные тяжбы, получат страховое возмещение и без справки.

Возможно, Правила, в которых упомянута эта злосчастная справка, быстро откорректируют. Сделают это, чтобы не допускать произвола со стороны страховых компаний. И чтобы не давать повод наживаться на этой ситуации автомобильным юристам.

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное - вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», - и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», - именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств - например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) - самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость - не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

Дате ДТП;

Транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

ФИО водителей - участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

Страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

Нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

Направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное - проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений - по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», - советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность - примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней - и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности - главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится - не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?

Так как Каско - добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами - нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес - то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

ГИБДД, фактически, упразднил справки о ДТП — важный документ, который входит в список обязательных при получении страховых выплат хоть по КАСКО, хоть по ОСАГО. Это осложнит жизнь и автомобилистам, и страховым компаниям.

Что такое справка о ДТП

Справка о ДТП не была документом строгой отчетности, но она была удобна для страховщиков, поскольку заверяла почти всю значимую информацию о происшествии, включая, например, сведения о страховке второго участника. Ее форму устанавливал приказ МВД № 154 от 01.04.2011 . Выдавало справку отделение ГИБДД, где оформлялось происшествие, обычно через несколько дней после события.

Зачем отменили справку

Для чего понадобилось исключать справку из регламента ГИБДД, до конца не ясно. Впрочем, МВД уже не первый год пыталась снять с себя лишнюю бюрократию, а некоторые эксперты считали справку устаревшей. Одна из ее функций — подтвердить факт ДТП и зафиксированные на месте повреждения, что вроде бы страхует от мошенничества. На деле автоподставщики без труда подделывали справку или инсценировали ДТП, получая документ вполне официально.

МВД отменило справку в одностороннем порядке, и она осталась в числе обязательных документов по правилам ОСАГО (положение Банка России от 19.09.2014 № 431-П). Проще говоря, формально страховщик может отказаться рассматривать пакет документов без справки! Она не нужна лишь в одном случае — если авария оформляется по системе Европротокола (без ГИБДД).

Чем заменить справку

Единого мнения, как оформлять ДТП при таком подходе, пока нет. И ГИБДД, и страховое сообщество поспешили заверить, что проблем при оформлении страховых случаев не возникнет, а вся информация справки будет перенесена в приложения процессуальных документов: определения о возбуждении административного дела, протокола, постановления и т. п.

Оформляйте извещение о ДТП

Опрошенные нами страховщики посоветовали автомобилистам заполнять на месте аварии извещение о ДТП — документ, который обычно прилагается к полису ОСАГО. При столкновении двух машин он заполняется обеими сторонами конфликта, причем «перекрестно»: часть пунктов необходимо отметить в чужом извещении, заверив подписями. Если у вас нет извещения, скачать его можно на сайте «Российского союза автостраховщиков».

Заполнять извещение нужно максимально полно. Если у водителей есть разногласия насчет обстоятельств аварии, извещение заполняется все равно, но без подписи, которой подтверждается отсутствие разногласий. В этом случае ГИБДД вызывается в обязательном порядке и оформляются процессуальные документы, в которых отражаются следующие факты: дата происшествия, данные автомобилей (марка, модель, госномер, VIN), данные участников (ФИО, дата рождения, регистрация по месту жительства), данные полисов ОСАГО, а также информация о нарушениях ПДД тем или иным участником и о направлении их на медосвидетельствование (было или не было).

Нестандартные ситуации

Остается большое количество белых пятен, потому что сценарии ДТП и поведение участников очень разнообразны. Например, что делать, если виновная сторона отказывается подписывать извещение и как-либо содействовать оформлению аварии? Что делать тем, кто хочет получить выплату по КАСКО при аварии с одним участником (скажем, наезд на забор)? В каждом конкретном случае информацию из справки можно распределить по другим документам, но подходы у разных страховщиков тоже могут быть разными. Как минимум, отсутствие справки приведет к затягиванию и без того муторного процесса получения выплат.

Страховщики со своей стороны опасаются всплеска мошенничества, что вынудит запрашивать информацию о происшествии у органов полиции.

Для автомобилистов главной проблемой является отсутствие четких критериев, что все документы оформлены правильно и в достаточном количестве. Поэтому в случае ДТП обязательно позвоните своему страховщику и уточните, какие именно документы необходимы для получения выплаты.

В крайнем случае требуйте справку

Отсутствие у ГИБДД обязанности выдавать справку не означает запрета. Более того, новый административный регламент ГИБДД не отменил приказов, которые утверждают форму справки, а значит, в отдельных случаях можно попросить полицию все же выдать ее. Другое дело, что теперь сотрудники могут отказаться сделать это.

Опрошенные юристы сказали, что в случае отказа в страховой выплате из-за отсутствия справки можно смело идти в суд — с большой вероятностью он встанет на сторону клиента страховой. Другое дело, что все-таки данные из справки нужно предоставить страховой компании в том или ином виде как не крути.

Ситуация не является патовой хотя бы потому, что справка о ДТП была в большей степени информационным документом, который можно заменить альтернативными. Но, очевидно, на согласование новых порядков получения выплат у страховых уйдет некоторое время, что лишь добавляет хаоса и без того проблемной области.

Еще один повод для беспокойства: госавтоинспекция больше не выдает справки о ДТП, но по правилам страхования это один из обязательных документов, который должен предоставить автовладелец для возмещения ущерба.

Ситуацию разъяснил Президент РСА Игорь Юргенс.

Корреспондент: Какие теперь документы нужно предоставлять в страховую, чтобы не отказали в выплатах?

Игорь Юргенс: Закон «Об ОСАГО» гласит: при дорожно-транспортном происшествии водитель является к страховщику с оформленным дорожно-транспортной службой документом. Раньше это была справка, сейчас, когда штат ГАИ сократили на 120 тыс. человек, стало некогда и не кому выезжать на место ДТП, инспекторы будут оформлять только постановление о правонарушении. (ДТП это правонарушение).

Корреспондент: Возьмем жизненный приме, ночь-дорога-авария-мороз, приехавший инспектор ГАИ пишет что-то ручкой от руки на коленке. И вот эти каракули станут основанием для выплат?

Игорь Юргенс: Если это грамотный инспектор, то он успеет все оформить за 15 минут. Есть еще дооформление на близлежащем посту или потом в группе разбора. Это может быть крайне неудобно для жителей отдаленных районов. Мы с этим согласны, но ничего сделать не можем. В ближайшее время инспекторы вообще перестанут выезжать на место ДТП. Будет все происходить приблизительно по такой схеме:вы сообщаете в ГАИ о том, что произошла авария-они спрашивают: вы согласны с обстоятельствами?

Если согласны — заполняете европротокол и дальше обращаетесь в свою страховую компанию, если не согласны-едите на ближайший пункт ГАИ, где будет происходить оформление.

Корреспондент: А где ближайшие пункты?

Игорь Юргенс: А это нам не известно.

Корреспондент: А все остальные справки вы могли бы электронно от ГИБДД получать?

Игорь Юргенс: В ближайшем будущем конечно планируется передача электронных документов между страховыми и ГИБДД. Рано или поздно, конечно, когда все гаджеты будут, когда вся страна будет покрыта интернетом, тогда ничего не надо. На телефон сфотографировал, по мобильному приложению отправил тут же в РСА. То все будущее. Мы к нему идем. Более того нам эра глонасс обещает, что чуть ли не с будущего года все машины будут оснащены этими коробочками, тогда ничего вообще не надо будет. Но пока их выпускается только 1,5 млн., а машин 50,5 млн.

Корреспондент: В итоге что нам водителям делать сейчас?

Игорь Юргенс: Безусловно требовать с инспекторов то, что они обязаны вам выдать: постановление и протокол. С этим ехать к страховщикам.

Корреспондент: А что мы можем требовать с инспектора, если он дал постановление и все?

Игорь Юргенс: Нет, постановление и протокол, как минимум. В протоколе он должен записать, по меньшей мере, какие машины столкнулись(марка, номер и тд), какие повреждения. Нам обещали на самом высоком уровне ДПС, что они будут вносить все то, что нам нужно.