Германский флот в скапа флоу. Затопление кораблей: методика войны. Интернирование Флота открытого моря

Немецкие моряки решили затопить свои корабли, чтобы они не достались победителям.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Otto Wünsche. Съемки затонувших кораблей 2 часть | Эхо второй мировой

    ✪ Уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима»

Субтитры

Интернирование Флота открытого моря

По условиям завершившего Первую мировую войну перемирия , заключённого 11 ноября 1918 года между Германией и странами Антанты , немецкий Флот открытого моря подлежал интернированию . Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер , англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения.

В преддверии окончания срока перемирия и подписания Версальского договора фон Ройтер не без оснований опасался передачи германского флота союзникам. Чтобы не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли.

Затопление немецких кораблей

Немцы тщательно подготовились к затоплению кораблей, при том, что исполнение этого замысла сопровождалось известными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия (например, попытавшись сбежать в нейтральную Норвегию), англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и множество сторожевых кораблей. Радиостанции с немецких кораблей были убраны, перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить оставшимся эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была выбрана заранее - 21 июня , предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого фон Ройтеру стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но он решил не тянуть с задуманным, тем более, что ничего не подозревавшие о его замысле англичане утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны , заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров , 5 линейных крейсеров , 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца . Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны. [ ]

Последствия

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:

Я смотрю на затопление, как на под­линный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разде­ле германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий поду­мает, вроде меня: «Слава Богу».

После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.

Однако последствия непосредственно для Германии оказались весьма тяжелыми. Стоимость кораблей была пересчитана и добавлена к сумме репараций,наложенных державами- победительницами на Германию. Таким образом акт затопления принес моральное удовлетворение, но ухудшил финансовое состояние жителей Германии.

Список кораблей флота Открытого моря, находившихся в Скапа-Флоу

Название Тип Судьба
Seydlitz Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1929
Moltke Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1927
Von der Tann Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Derfflinger Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1939
Hindenburg Линейный крейсер Затоплен Поднят в 1930
Kaiser Линкор Затоплен Поднят в 1929
Prinzregent Luitpold Линкор Затоплен Поднят в 1929
Kaiserin Линкор Затоплен Поднят в 1936
Friedrich der Grosse Линкор Затоплен Поднят в 1937
König Albert Линкор Затоплен Поднят в 1935
König Линкор Затоплен Не поднят
Großer Kurfürst Линкор Затоплен Поднят в 1933
Kronprinz Линкор Затоплен Не поднят
Markgraf Линкор Затоплен Не поднят
Baden Линкор Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1921
Bayern Линкор Затоплен Поднят в 1933
Brummer Крейсер Затоплен Не поднят
Bremse Крейсер Затоплен Поднят в 1929
Dresden Крейсер Затоплен Не поднят
Cöln Крейсер Затоплен Не поднят
Karlsruhe Крейсер Затоплен Не поднят
Nürnberg Крейсер Выброшен на мель Передан Великобритании, потоплен в качестве мишени в 1922
Emden Крейсер Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1926
Frankfurt Крейсер Выброшен на мель
S32 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S36 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G38 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G39 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G40 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V43 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
V44 Эсминец Выброшен на мель
V45 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V46 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1924
S49 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S50 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S51 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S52 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S53 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S54 Эсминец Затоплен Поднят в 1921
S55 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S56 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S60 Эсминец Выброшен на мель
S65 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V70 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
V73 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V78 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V80 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V81 Эсминец Выброшен на мель Затонул по пути на разборку
V82 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V83 Эсминец Затоплен Поднят в 1923
V86 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V89 Эсминец Затоплен Поднят в 1922
V91 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
G92 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
G101 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
G102 Эсминец Выброшен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени в 1921
G103 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
G104 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B109 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B110 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
B111 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
B112 Эсминец Затоплен Поднят в 1926
V125 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V126 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1925
V127 Эсминец Выброшен на мель Передан Японии, разобран в 1922
V128 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
V129 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S131 Эсминец Затоплен Поднят в 1924
S132 Эсминец Выброшен на мель Передан США, затоплен в 1921
S136 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
S137 Эсминец Выброшен на мель Передан Великобритании, разобран в 1922
S138 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
H145 Эсминец Затоплен Поднят в 1925
V100 Эсминец Выброшен на мель Передан Франции, разобран в 1921

Бык Скапа Флоу. Часть 2. Самоубийство кайзеровского Флота


XXII. Сдача союзникам и США всех существующих подводных лодок (включая подводные крейсеры и заградители) с полным вооружением и снаряжением в портах, указанных союзниками и США.
XXIП. Германские надводные военные корабли, указанные союзниками и США, будут разоружены, а затем интернированы в нейтральных портах, а в случае, если таких подходящих портов не окажется, то в союзных тех, указанных союзниками и США; они будут находиться в этих портах под наблюдением союзников и США, причем на кораблях останутся лишь команды, необходимые для несения караульной службы.
Интернированию подлежат:
6 линейных крейсеров,10 линейных кораблей,8 легких крейсеров, включая 2 заградителя,50 наиболее современных эскадренных миноносцев.
Все остальные надводные военные корабли (включая речные) должны сосредоточиться в германских базах по указанию союзников и США, окончить кампанию, полностью разоружиться и поступить под наблюдение союзников и США. Все вспомогательные военные корабли разоружаются.
XXVI. Существующие условия блокад, установленные союзниками и объединившимися державами, остаются в силе, и все обнаруженные в море германские суда по-прежнему подлежат захвату.
XXIX. Все порты Черного моря эвакуируются Германией; все русские военные корабли, захваченные Германией в Черном море, передаются союзникам и США...
XXXI. Запрещается уничтожение кораблей или материалов до эвакуации, сдачи или возвращения.
………

Выдержка из документа, подписанного в Компьене между командованием Антанты и кайзеровской Германии


1918 год. Год наивысшего подъёма и краха кайзеровской Германии. Советская Россия подписала мирный договор и вышла из войны. Ресурсы Украины, Белоруссии и Закавказья позволили Германии, на краткосрочный период, перехватить стратегическую инициативу.

В сложившейся ситуации, Великобритания, в очередной раз, реализовала проект революции, успешно апробированный в России. Кстати, это во многом снимает обвинения с немцев в том, что они были «крестными отцами» партии большевиков. Скорее всего, германский Генеральный штаб просто использовали втемную.

Аналогично российской, была разложена германская армия. К сожалению, не избежал этой участи и Флот.

Кайзер флот, нанесший поражение англичанам в сражении при Доггер банке, которое, официальная англо-саксонская пропаганда выдала за свою победу, был готов достойно умереть в бою, выполнив своё основное предназначение.

Но, красные флаги, поднятые в Киле и Гамбурге, стали белыми флагами капитуляции.

И как же чиста и справедлива была молитва на кораблях российского и германского Флотов – «Боже, покарай Англию….».

Главнокомандующий германским Флотом, адмирал фон Хиппер отказался участвовать в капитуляции Флота, возложив эту тяжкую долю на плечи контр– адмирала фон Рейтера.

По условиям перемирия, вошедшего в силу 11 ноября 1918 г., Германия обязана была в четырнадцатидневный срок сдать все подводные лодки и направить в нейтральные или союзные порты для интернирования: 6 линейных крейсеров, 10 линейных кораблей, 8 легких крейсеров и 50 новейших эскадренных миноносцев.

Утром 21 ноября 1918 года еще в темноте британский флот единым соединением вышел в море из Розайта для участия в операции с намеком названной «Операция ZZ».

На рассвете 2 эскадры линейных крейсеров, 5 эскадр линкоров и 7 эскадр легких крейсеров образовали две кильватерные колонны длиной около 15 миль каждая, шедшие на расстоянии 6 миль друг от друга.

Впереди них двигались 150 эсминцев, весь флот направлялся на восток с умеренной скоростью 12 узлов.

Около 10:00 на кораблях прозвучал сигнал боевой тревоги и из тумана появились корабли германского Флота открытого моря.

Они шли единой колонной на своём последнем параде: первыми 5 линейных крейсеров — Seydlitz , Moltke , Hindenburg , Derfflinger и Von der Tann , затем Friedrich der Grosse под флагом контр-адмирала фон Рейтера. За ним шли еще 8 дредноутов — Grosser Kurfürst , Prinzregent Luitpold , Markgraf , Bayern , SMS Kaiserin , Kronprinz , Kaiser и König Albert .

За ними шли 7 легких крейсеров и 49 эсминцев. Однако это был не весь состав флота, миноносецV30 подорвался на мине и затонул. Линкор König и легкий крейсер Dresden стояли в доках из-за проблем с двигателями и должны были выйти в Англию в начале декабря.



Германским кораблям было приказано выйти в море без боеприпасов и с уменьшенными экипажами, но нация, предпочитающая унижению гибель, могла попытаться нанести последний удар победителям.

Легкий крейсер Cardiff (D58) повел германские корабли между двумя британскими колоннами. Когда германский флагман поравнялся сQueen Elizabeth , эскадры Битти повернули в наружную сторону и легли на западный курс, конвоируя бывших врагов.

Для демонстрации мощи здесь же присутствовали и корабли британских доминионов и союзников — 6-я эскадра линкоров состояла из 5 американских дредноутов, крейсер Amiral Aube и 2 эсминца представляли Францию.

Сдававшаяся эскадра состояла из 14 больших кораблей (5 линейных крейсеров и 9 линейных кораблей), 7 легких крейсеров и 49 эскадренных миноносцев, к которым позже присоединилось еще 2 линейных корабля, 1 легкий крейсер и 1 эскадренный миноносец.

Эскадра была введена в Росайт, где с заходом солнца германский флаг был спущен по сигналу Битти...

Англичане посчитали, что германский Флот побежден….

Германские корабли были переведены в Скапа Флоу, где для исправного содержания на них были оставлены партии германских моряков.

По условиям перемирия англичане не имели права вводить на корабли своих людей и вмешиваться в их внутренний распорядок.

Условия, в которых там пребывали небольшие немецкие экипажи, были очень суровыми. Британское командование запретило всякое перемещение личного состава с корабля на корабль, не говоря уже о посещении берега. Однообразие службы отягощалось и почти несъедобной пищей, доставлявшийся, согласно договору из Германии, и прибывавшей в испорченном виде.

Когда немцы раскладывали полученную провизию для просушки, командам находившихся поблизости английских сторожевых судов приходилось затыкать нос.

Корабельные радиостанции англичане давно конфисковали.
Интересно, оставались ли на борту агитаторы – коммунисты и что, обманутые матросы думали о тех, на чьем поводу они пошли на измену?

А тем временем, державы-победительницы, жадно заглатывая чужие куски, не смогли сходу решить судьбу уцелевшего германского военного флота. Подводные лодки были сразу переданы союзникам, а вот по надводным кораблям к консенсусу прийти не удавалось и кайзер флот, в ожидании итогов мирных переговоров, стоял, под арестом, в военно-морской базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

Из-за плохого питания, отсутствия полноценного отдыха, ужасного медицинского обеспечения и отсутствия известий о дальнейшей судьбе флота дисциплина среди экипажей германских кораблей, общая численность которых в начале составляла около 20 тысяч человек, постоянно снижалась.

Для того чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия, например, сбежав в нейтральную Норвегию, англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и большое число сторожевых кораблей. Даже разоружённый враг внушал ужас.

Тем временем переговоры о судьбе германских кораблей заходили в тупик. Французы и итальянцы хотели заполучить по четверти Кайзерлихмарине (военно-морских сил Германской империи), что не устраивало британцев, поскольку такой раздел наносил ущерб их пропорциональному преимуществу над флотами других государств.

Их бы устроило уничтожение германских кораблей, но с таким решением не соглашались немцы, и их мнение необходимо было учитывать в соответствии с условиями Компьенского перемирия.

Плен остудил горячие головы даже у тех, кто срывал флаги Кайзера. А подъём военно – морских стягов 31 мая 1919 года, в день третьей годовщины сражения у Доггер банки, возродил патриотические чувства экипажей германских кораблей.


Дело шло к заключению мирного договора. Не без оснований опасаясь передачи своего флота странам Антанты и стремясь не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли в преддверие подписания мирного договора в Версале.

Дата затопления флота была назначена на 21 июня 1919 года, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но адмирал фон Ройтер решил не тянуть с осуществлением плана, тем более что ничего не подозревавшие англичане как раз утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

…. Солнце, взошедшее 21 июня 1919 года над Оркнейскими островами, близ северного побережья Шотландии, осветило огромную эскадру, застывшую в зеркальных водах бухты Скапа-Флоу.

Семьдесят четыре немецких корабля — 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев— семь месяцев стояли здесь в полном бездействии. Но в то памятное утро на германских кораблях царило необычайное оживление.

Взоры всех моряков были устремлены на фок-мачту линкора “ Фридрих Великий ” ("Фридрих дер Гроссе") — флагмана вице-адмирала Рейтера. Ровно в полдень на ней взвился сигнал: “Все наверх!” Спустя 10 минут — еще один: “Одиннадцатый параграф сегодняшнего приказа — признание...”

Приказ адмирала еще передавался сигнальными флагами с корабля на корабль, а “ Фридрих Великий ” уже начал крениться на левый борт.

Вслед за ним стали валиться на борт, раскачиваться и задирать кормы и носы остальные немецкие корабли. Воздух наполнился грохотом взрывов паровых котлов, срывающихся с оснований орудийных башен, скрежетом рушившихся стальных стрел и мачт.

Над тонувшими гигантами забили фонтаны, потоки воды, всасываемой в стальные утробы, издавали чудовищные звуки. Между гибнувшими кораблями метались английские сторожевые суда, они пытались орудийным и пулеметным огнем заставить немецкие команды закрыть кингстоны.

Но немецкие моряки прыгали с палуб в воду, в спасательные шлюпки и катера, а тем временем в нижних отсеках кораблей механики и машинисты ударами кувалд загибали штоки клапанов, чтобы их нельзя было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики кингстонов.

К пяти часам вечера все было кончено: пятьдесят германских кораблей лежали на дне бухты.

линкор "Баден", три крейсера и несколько эсминцев.

Но 50 германских кораблей - от линкора "Баерн" водоизмещением 28500 т и до 750-тонных миноносцев — легли на дно на глуби­нах от 20 до 30 м.

Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было сразу затоплено столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль.

Англичанам удалось отбуксировать на мелководье и посадить на грунт лишь

В тот же вечер вице-адмирал Фримантл срочно возвратился в Скапа-Флоу. Сэр Сид­ней с трудом сдерживал охватившую его ярость. Он с возмущением заявил довольному собой фон Рейтеру:

- Честные моряки любой страны были бы не способны совершить такой поступок, за исключением, пожалуй, ваших людей!

И это человек ещё что – то говорил о чести…


Один линейный корабль, 3 легких крейсера и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву.

Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами.

Девять немецких моряков погибли в схватках на борту или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны.

И ни один из англичан, расстрелявший пленных и безоружных людей не был отдан под трибунал.

И эти люди смеют говорить о чести? Пройдет двадцать три года и они будут расстреливать немецких подводников, спасающих людей с торпедированной «Лаконии» и своих соотечественников, в том числе…

Это англичане, граждане государства, в котором никогда не было ни чести, ни совести. Государстве – империи зла.

Так закончил своё существование знаме­нитый немецкий Флот Открытого моря (" Hochseeflotte ") — второй в мире после бри­танского по своей мощи военно-морской флот, созданный за четверть века ценой ог­ромных материальных затрат и трудов всей германской нацией.

Людвиг фон Рейтер

Это грандиозное самоза­топление оказалось самой громкой и эффект­ной акцией, в которой довелось принять уча­стие сверхдредноутам "Баерн" и "Баден" самым крупным и мощным боевым кораблям кайзеровского флота, ставших одновременно и последними по сроку постройки линкорами империи Вильгельма II .

Знаете, когда я собирал материал по теме, когда тонул вместе с немецкими моряками под огнем англичан в водах Скапа Флоу, я думал о русском Флоте, бесславно умершем в Бизерте. И знаете, мне было стыдно…

После затопления Флота, знаменитый немецкий адмирал Шеер, бывший Главком в самый трудный период войны, сказал:

- Я радуюсь. Пятно позора капитуляции стерто с германского Флота. Гибель этих кораблей доказало, что дух Флота не умер. Это последний акт верности лучшим традициям германского Флота.

После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие.

Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Рейтера: впрочем, встретили его, по возвращении в Германию, как героя.

Но новому германскому правительству такой герой был не нужен. Через пять месяцев после возвращения из Англии, фон Ройтеру было предложено подать в отставку из состава ВМФ.

29 августа 1939 года, в честь юбилея битвыпри Танненберге, указом Адольфа Гитлера фон Рейтер был произведен в чин полного адмирала.

Умер в Потсдаме от сердечного приступа 18 декабря 1943 года. Наверное, это и к лучшему. Он не застал второго поражения своего Флота.

Таким образом, у немцев был повод для того, чтобы прорываться в Скапа Флоу и мстить. И это, была одна из причин, по которой, капитан 1 ранга Карл Дёниц, Командующий подводными силами гитлеровской Германии, не дожидаясь начала Второй мировой войны, начал планировать операцию против британского Флота в его сердце – главной военно – морской баз Скапа Флоу.

П.С. Как правильно написал в комментарии к предыдущей теме один уважаемый мною оппонент, я очень часто увлекаюсь и примеряю на себя роль экскурсовода из Анапы.

Что же, во многом он прав. Поэтому, я заявляю, что все, о чем я пишу, является исключительно моим видением вопроса. Это относится к причинам, следствиям и выводам, без претензии на абсолютную истину.

Готов и с удовольствием восприму любую конструктивную критику и правки по существу данного вопроса.

Дениц Карл "Десять лет и двадцать дней"

Шеер фон Райхард "Германский Флот в Первую мировую войну"

Тайна затопления германского флота в Скапа-Флоу

По условиям Компьенского перемирия, германский Флот открытого моря подлежал интернированию. Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения. В то же время германские суда не имели боеприпасов и не могли оказать никакого сопротивления британскому флоту. Не без оснований опасаясь передачи своего флота странам Антанты и стремясь не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли в преддверие подписания мирного договора в Версале.

Претворение замысла с затоплением кораблей было сопряжено с определенными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия, например, сбежав в нейтральную Норвегию, англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и большое число сторожевых кораблей. С германских судов были сняты радиостанции. Перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была назначена на 21 июня 1919 года, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но адмирал фон Ройтер решил не тянуть с осуществлением плана, тем более что ничего не подозревавшие англичане как раз утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал условный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, которое стало для них полной неожиданностью. Они поднимались на тонущие корабли, требуя у немцев закрыть кингстоны, а потом пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках.

Англичане и французы были огорчены, что немецкий флот затонул, поскольку тогда еще рассчитывали получить его себе. Фон Ройтер и его подчинённые были объявлены военнопленными, как нарушившие условия перемирия. Впрочем, это практически ничего не меняло в их судьбе, поскольку, согласно подписанному вскоре Версальскому миру, все военнопленные подлежали возвращению на родину. По возвращении в Германию моряки были встречены как национальные герои, отстоявшие честь германского флота. А некоторые британские, французские, итальянские, американские и японские политики и адмиралы даже вздохнули с облегчением, поскольку с повестки дня был снят сложнейший вопрос о том, как делить германский флот между победителями.

Фактически же получилось так, что немцы выполнили за союзников их работу, поскольку уже в 20-е годы большинство дредноутов было выведено из состава флота и отправлено на металлолом. Наверняка та же судьба постигла бы и трофейный германский флот, хотя некоторые из затопленных в Скапа-Флоу германских судов англичане поднимали еще и в 1937 году, но никак не использовали в военных целях.

Из книги Сталин мог ударить первым автора Грейгъ Ольга Ивановна

Глава 20 Тайна миссии Черноморского флота После оставления Одессы был создан Крымфронт.И прежде чем говорить о трагедии этого фронтового объединения, следует назвать авторов его создания, указать цели и задачи, а самое главное - мотивы, которыми руководствовались

автора Соколов Борис Вадимович

Тайна русско-германского сепаратного мира Россия находилась в изолированном положении от двух главных союзников - Англии и Франции. Кроме того, в 1915 году русская армия потерпела тяжелые поражения от австро-германских войск. Данные обстоятельства

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германского наступления 1918 года После того как Россия оказалась выведена из войны, Германия рассчитывала бросить все силы на Западный фронт, чтобы разбить франко-британские войска до того, как на континент прибудут основные силы американской

Из книги Командир подлодки. Стальные волки вермахта автора Прин Гюнтер

Глава 12 ЗАЛИВ СКАПА-ФЛОУ После обеда мы стояли, болтая, в столовой нашей базы. Дежурный открыл дверь, вошел капитан фон Фридебург.– Внимание, господа. Корветтенкапитан Собе, капитан-лейтенанты Велмер и Прин, вам приказано явиться к командующему подводным флотом.Он

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 5. На рубеже столетий автора Паркс Оскар

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контр-адмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Битва за Крым автора Широкорад Александр Борисович

Глава 21. Запоздалое явление германского флота Переброска германских ВМС на Черное море не предусматривалась планом «Барбаросса». Но уже в первые месяцы войны германские генералы осознали, что захватить Крым и Кавказ без кригсмарине им не удастся.Пройти через Босфор

Из книги Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою автора Халхатов Рафаэль Андреевич

Глава 3 Первая кровь «Бык Скапа-Флоу» и другие Германские подводники энергично готовились воевать буквально с первого дня воссоздания подводных сил. Однако объявление войны стало настоящим потрясением для многих из них, и К. Дёниц не был исключением. Он и ряд его офицеров

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 5 ОПЕРАЦИЯ «СКАПА-ФЛОУ» (октябрь 1939 г.) В сентябре 1939 года одна из «каноэ», действовавших к востоку от Оркнейских островов, оказалась у Пентланд-Ферт – пролива между Шотландией и Оркнейскими островами. Сильное западное течение подхватило лодку и понесло через бурный

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Скапа-Флоу В Скапа-Флоу, как я уже упоминал, был собран после капитуляции германский флот под командованием контрадмирала фон Ройтера. Когда с Парижской мирной конференции до нас дошли известия, что нам не будет позволено сохранить ни одного корабля из состава

автора Харпер Дж.

Первый отход германского флота Шеер, для которого общее положение все еще оставалось также неясным, оказался теперь охваченным нашим флотом. Английские линейные крейсеры, вышедшие, наконец, в голову линии, находились теперь у него на правом крамболе, а громадная линия

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Второй отход германского флота В 19 ч. 10 мин. головные части неприятельского флота появились в видимости некоторых наших линейных кораблей. «Мальборо» со своими кораблями немедленно открыл огонь по головным линкорам противника, а 5-я эскадра – по его линейным крейсерам.

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Прорыв германского флота ночью Большинство критиков или совершенно игнорировало факт неполучения Джеллико почти никаких сведений о движении противника в течение ночи, или же они придавали преувеличенное значение тем скудным сведениям, которые до него доходили. В

Из книги Если бы Гитлер не напал на СССР… автора Кремлев Сергей

Глава 21. Операция «Воздушный лев» и конец Скапа-Флоу Если повести взглядом по карте Великобритании вверх от Лондона - на север и чуть западнее, к Шотландии, то, добравшись до Эдинбурга, мы обнаружим, что город стоит на берегу узкого, глубоко вдающегося в сушу залива

Из книги Свастика над Таймыром автора Ковалев Сергей Алексеевич

Приложение. Отдельные корабли германского флота, упоминаемые в книге Авианосцы типа «Граф Цеппелин», заложены 2 единицы («Граф Цеппелин», заложен 28.12.1936 года; «В»),Водоизмещение: 19 250-28 090 тонн. Максимальная скорость - 35 узлов.Размеры: 250x31,5x7,2 метра Броня - 80 мм

21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу, основной базе английского военного флота, интернированные по условиям перемирия немецкие военные корабли Флота открытого моря были затоплены своими экипажами.

История Флота открытого моря начинается в 1871 году, когда в ходе франко-прусской войны, за десять дней до капитуляции Парижа Северогерманский союз, состоявший из двадцати одного государства, ведущей силой и вдохновителем которого было королевство Пруссия, объединился с четырьмя южногерманскими государствами в единую Германскую империю. Прусский король стал германским императором, прусская армия была ядром имперских сухопутных сил, а прусский флот положил начало флоту объединённой Германии.

Первая и вторая эскадры Флота открытого моря в Киле (U.S. National Archives)

Вторая половина XIX века в военно-морском строительстве ознаменовалась расцветом броненосцев, пришедших на смену парусным линейным кораблям в качестве основной ударной силы флотов. Стремительно развивавшиеся технологии предоставляли непрерывное увеличение мощности движителей, могущества артиллерии и качества защитных и конструкционных материалов. Деревянные корпуса менялись композитными с железной бронёй, а те, в свою очередь, стальными; дымный порох менялся пироксилиновым, гладкие орудийные стволы - нарезными, круглые ядра - продолговатыми снарядами, поршневым паровым машинам приходили на смену паровые турбины. В начале XX века, в 1906 году, «владычица морей» Великобритания спустила на воду корабль нового класса, за счёт использования технологических новинок и прорывных идей кораблестроителей качественно превосходивший любой броненосец мира. Он получил имя «Дредноут», и имя это стало нарицательным для всего класса. Последовавшее стремительное перевооружение флотов основных держав получило название дредноутной гонки. Развитие технологий приводило к устареванию боевых кораблей, ещё не успевших войти в состав флота. Количеством дредноутов измерялось политическое значение государства на мировой арене. Далеко не каждая экономика могла себе позволить роскошь приобретения и содержания кораблей подобного рода, и далеко не каждая промышленность могла справиться с постройкой бронированных чудовищ. Основное соревнование развернулось между Британией и Германией.


Британская карикатура, посвящённая запланированному немецким командованием на 19 августа 1916 года, но не состоявшемуся из-за неблагоприятной оперативной обстановки решающему сражению. News Of The World, 27 August 1916

Великобритания, пытаясь следовать «двухдержавному стандарту», утверждённому в 1889 году актом о морской обороне, лидировала в дредноутной гонке. Германия же, ставя себе задачу обеспечить безопасность морских перевозок при любом развитии событий, оказалась в положении догоняющего. К началу Первой мировой германский флот был вторым по силе в мире.

Во время войны непосредственная деятельность надводных флотов противоборствующих сторон была довольно ограничена и не привела к решающему перевесу ни одной из сторон, даже несмотря на случившееся в 1916 г. крупнейшее в истории морское сражение близ полуострова Ютландия. В основном морские силы решали сугубо стратегические задачи обеспечения собственного снабжения и затруднения снабжения противника, задача же получения господства на море посредством решающего сражения, хотя постоянно имелась в виду, неизменно откладывалась в ожидании идеально благоприятной обстановки. Понятно, что британский флот, обладая численным превосходством и опираясь на вековой опыт «владычества на море», справлялся с такими задачами не в пример лучше. Происходившие сражения по большей части представляли собой поединки крейсерских сил на большом удалении от основных театров боевых действий: у Фолклендских и Кокосовых островов, у Занзибара, Пенанга, на Чёрном море, и прочая. Линейные силы противников встречались лишь несколько раз, и решительной победы никто так и не добился, хотя общее превосходство британского флота было достаточно заметным.

Непосредственно финал Первой мировой войны связан с осенним наступлением союзных войск на Западном фронте, начавшимся 14 октября 1918 года. К этому моменту Германия была истощена как физически, так и морально. К нехватке пищевых, промышленных, мобилизационных ресурсов прибавилась усталость от четырёхлетней войны уже совершенно без видимости хоть какой-нибудь перспективы в будущем. Политическое руководство полностью отдавало себе отчёт в происходящем и предпринимало усилия к прекращению боевых действий. 1 октября правительство было отправлено в отставку, 3-го было сформировано новое правительство, возглавляемое принцем Баденским, имевшим репутацию пацифиста. Уже 4 октября вновь сформированное правительство обратилось к США с предложением о мирных переговорах. И целый месяц, до конца октября между правительствами Германии и США тянулся обмен мнениями о тех условиях, на которых мирные переговоры всё-таки можно было бы начать.

Но если политическое руководство Германии, пусть пытаясь выгадать условия получше и теряя время, всё же стремилось к прекращению уже проигранной войны, многие высшие военные чины, и в частности командующий флотом адмирал Рейнхард Шеер, мыслили по-другому.


Немецкие моряки рыбачат с борта эсминца в Скапа-Флоу

Они присягали империи. Они клялись не пощадить ни крови, ни жизни, когда настанет время воевать.

Время настало, более того, время уже прошло; война уже проиграна - а надводный флот, практически неповреждённый стальной кулак империи, в ожидании капитуляции остаётся мирно стоять на якоре? Такого позора адмирал снести не мог. 24 октября был выпущен приказ о выходе флота в «последнюю решающую битву». Предполагалось всеми наличными силами флота ввязаться в сражение с флотом английским. То самое генеральное сражение, после которого из двух противоборствующих флотов остаётся один, согласно общепринятым в то время и не растерявшим популярности по сию пору военным доктринам. То самое сражение, которым так и не стало Ютландское.

Этот приказ не был согласован с правительством, которое явно не пришло бы в восторг от подобной перспективы накануне мирных переговоров. С политической точки зрения это сражение вряд ли привело бы к смягчению условий при заключении мирного договора. Британский флот превосходил немецкий по числу кораблей как минимум вдвое, поэтому никаких надежд на победу не было изначально. Но даже победа в этом сражении никак не могла повлиять на развал Западного фронта, а следовательно, лишь умножила бы число погибших с обеих сторон.


Карта размещения судов германского флота на стоянке в Скапа-Флоу

На 30 октября был запланирован выход флота в море с якорной стоянки в Вильгельмсхафене. Но неожиданно планы героической гибели в бою оказались нарушены. Экипажи кораблей не видели никакого смысла в подобной гекатомбе, тем более что жертвами на этот алтарь предполагались именно они. Мировоззрение солдата призывной армии, как правило, отличается от выучки кадровых офицеров большей практичностью, и идея убийства ещё нескольких десятков тысяч человек на уже проигранной войне накануне заключения мира не нашла у матросов никакой поддержки. Экипажи взбунтовались.

Поначалу казалось, что бунт подавить довольно легко: два восставших корабля под стволами орудий остальных судов ушли на базу в Киль, где экипажи были арестованы. Но через три дня восстание разгорелось вновь, город оказался в руках матросов, на кораблях взвились красные флаги. Ещё через несколько дней восстание распространилось по всей Германии. Кайзер бежал в Голландию. Адмирал Шеер подал в отставку. Про решающее сражение, разумеется, никто больше не вспомнил. 11 ноября 1918 года очередное новое правительство Германии приняло условия перемирия, предложенные союзниками. В числе условий было интернирование в нейтральных или, если таковых не окажется, союзных портах большей части предварительно разоружённых немецких надводных кораблей до подписания постоянного мирного договора, который и решит окончательно их судьбу. Последним командующим флота стал контр-адмирал Людвиг фон Ройтер.


Лёгкий крейсер «Кардифф» ведёт немецкие линейные крейсера к порту Росайт в заливе Ферт-оф-Форт

Утром 21 ноября британский флот начал последнюю операцию Первой мировой войны, названную «Операция ZZ». Выйдя из залива Ферт-оф-Форт, боевые корабли выстроились двумя кильватерными колоннами, растянувшимися каждая на 15 миль. Приблизительно в десять утра они встретились с колонной германского флота. В ней шли пять линейных крейсеров, девять линкоров, семь лёгких крейсеров и сорок девять эсминцев. Ещё два линкора и один крейсер должны были прибыть позднее, после ремонта. Один эсминец (V-30) по дороге наскочил на мину и затонул, впоследствии ему прислали замену. К 27 ноября все подлежащие интернированию немецкие суда, кроме задержавшихся в Германии, со всеми своими экипажами встали на якорную стоянку в Скапа-Флоу. Здесь же разместилась эскадра английских линкоров и флотилия эсминцев, выполнявшая охранные функции. Теперь германскому флоту предстояло дождаться постоянного мирного договора, который должен был решить его судьбу.


Линкор «Баден»

Ожидание длилось много месяцев. Экипажам было запрещено перемещение с корабля на корабль, но и посещение кораблей англичанами допускалось только с разрешения немецкого адмирала. За всё время было отмечено только одно существенное нарушение режима, когда 31 мая на немецких кораблях были подняты имперские флаги в ознаменование годовщины Ютландской битвы, но поскольку вместе с имперскими многие корабли подняли красные флаги, адмиралу в вину это поставить не удалось, списали на ненадёжность экипажей и революционные настроения.

Указывая на эту самую революционную ненадёжность, адмирал Ройтер постепенно сократил численность экипажей до минимальной: с приблизительно двадцати тысяч в начале в несколько приёмов до тысячи семисот человек под конец ожидания. С точки зрения английских властей, тем проще было соблюдать режим охраны, организовывать снабжение, и тем меньше шансов, что немецкие экипажи, взбунтовавшись, попытаются увести корабли в нейтральную Норвегию, чего поначалу весьма опасались. Адмиралу охотно шли навстречу.


Скапа-Флоу. Флот на стоянке

Союзники, имея все основания предполагать, что мирный договор оставит германские корабли в их распоряжении, подготовили необходимые приказы, сформировали абордажные партии и даже провели их учения. Подписание постоянного мирного договора, ставшего известным как Версальский, планировалось 21 июня. На этот день, за несколько часов до предполагаемого конца перемирия, адмирал Ройтер и запланировал затопление флота, а когда незадолго до намеченной даты выяснилось, что подписание договора перенесено на два дня, адмирал не стал менять планы. Приказ о затоплении флота был выпущен 17 июня. Несмотря на запрещение перемещения экипажам между судами, немцы наладили связь между кораблями с помощью английского судна, перевозившего почту. Выполнение задуманного облегчалось тем, что узнав о перенесении даты подписания договора, командующий английской эскадрой контр-адмирал Сидней Фримантл увёл эскадру на учения.

В 10 часов 30 минут 21 июня на легком крейсере «Эмден», куда адмирал Ройтер перенёс флаг с флагманского линкора «Фридрих дер Гроссе», был поднят сигнал «Параграф 11 - подтверждение». Экипажи кораблей подняли имперские флаги и открыли кингстоны.


Затопление линейного крейсера «Дерффлингер»

После 12.00 Фримантл получил известие о затоплении немецких кораблей. В 14.00 эскадра вернулась в Скапа-Флоу и тщетно пыталась справиться с ситуацией. На борт судов, ещё держащихся на плаву, высаживались партии матросов: но пытаться бороться за живучесть незнакомого большого корабля, когда его экипаж принял меры для затруднения такой борьбы, дело достаточно безнадёжное. К 17 часам всё было кончено. Линкор «Баден», три лёгких крейсера и четырнадцать эсминцев удалось отбуксировать на мелководье, ещё четыре эсминца остались на плаву. Пятьдесят два корабля пошли на дно. Разные источники приводят разные версии вооружённых столкновений: то ли англичане стреляли по шлюпкам, то ли перестрелки случались на борту гибнущих судов - так или иначе, девять немецких моряков, включая капитана линкора «Маркграф», погибли, а ещё шестнадцать были ранены. Эти моряки считаются последними жертвами Первой мировой войны.

Затопление линкора «Байерн»

После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие. Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Ройтера: впрочем встретили его, по возвращении в Германию, как героя. Среди возмущённого хора политиков диссонансом прозвучала трезвая оценка английского адмирала Уэмисса: «Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Оно сняло болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу».

В итоге с Германии истребовали ещё пять лёгких крейсеров, а также большое количество разнообразного флотского имущества, в частности плавучие доки. Примечательно, что два этих дока впоследствии приобрёл у английского правительства по дешёвке некий торговец металлоломом Эрнест Кокс. Приобретая первый док, он хотел всего лишь срезать с него огромный стальной цилиндр, использовавшийся для испытаний прочных корпусов подлодок, и продать его на металлолом. Так он и поступил, и только позже, пытаясь понять, что ему делать с самим доком, набрёл на идею продажи той груды металлолома, которая лежит на дне Скапа-Флоу. Так большая часть затопленного флота оказалась поднята. Поднятые корабли были разобраны на металл и проданы.


Поднятая башня главного калибра линкора «Фон дер Танн»

Впрочем, судьба выведенных на мелководье судов оказалась не лучше: большая их часть также была разобрана в течении пары лет, несколько были использованы в качестве мишеней и потоплены.

Три линкора и четыре крейсера лежат на дне бухты по сию пору.

Затопление Флота открытого моря в Скапа-Флоу

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Затопление Флота открытого моря в Скапа-Флоу произошло после окончания Первой мировой войны на базе британского флота 21 июня 1919 года. Флот открытого моря был интернирован в Скапа-Флоу и чтобы он не достался победителям был затоплен собственными экипажами по приказу контр-адмирала Людвига фон Ройтера. Впоследствии многие из затонувших кораблей были подняты и разобраны на металл.

Предшествующие события

В 11 часов утра 11 ноября 1918 года вступило в силу Компьенское перемирие, заключенное между Антантой и Германией, означавшее фактическое окончание Первой мировой войны . В одном из пунктов соглашения значилось: Интернирование всех подводных лодок и других современных кораблей военного флота Германии.

Представители Северо-Американских Соединенных Штатов настаивали на интернирование кораблей в нейтральный порт, с чем были несогласны Норвегия и Испания. Представлявший на переговорах Великобританию первый морской лорд, адмирал Рослин Эрскин Уэмисс предложил до решения дальнейшей судьбы кораблей флота Германии интернировать их на военно-морскую базу Великобритании Скапа-Флоу, где они будут находиться по охраной Королевских ВМС . Это решение было передано правительству Германии 12 ноября 1918 года с поручением подготовить Флот открытого моря к отплытию, к 18 ноября.

Прибытие немецких делегатов на HMS Queen Elizabeth 1918. Картина Джона Лавери

В ночь на 15 ноября 1918 года на борт флагмана Гранд Флита HMS Queen Elizabeth для обсуждения деталей капитуляции германского флота с адмиралом Девидом Битти прибыл представитель командующего Флотом открытого моря адмирала Франца Риттера фон Хиппера контр-адмирал Уго Мойрер. Битти представил ему расширенные условия сдачи: подводные лодки флота сдаются эскадре Королевских ВМС под командованием контр-адмирала Реджинальда Йорка Тирвитта в Харвиче. Надводные корабли переходят для разоружения и сдачи в Ферт-оф-Форт, откуда под конвоем следуют в Скапа-Флоу, где будут находиться до конца мирных переговоров. Мойрер просил отсрочить крайние сроки сдачи, сетуя на падение дисциплины и революционные настроения среди экипажей, в конце концов после полуночи им были подписаны условия сдачи.

Сдача и интернирование Флота открытого моря

Адмирал фон Хиппер отказался принимать участие в сдаче Флота открытого моря и делегировал для выполнения этой задачи контр-адмирала Людвига фон Ройтера .

Капитуляции германского Флота открытого моря 21 ноября 1918. Картина Бернарда Финнигана Гриббла

Утром 21 ноября 1918 года еще в темноте британский флот единым соединением вышел в море из Розайта для участия в операции с намеком названной «Операция ZZ». На рассвете 2 эскадры линейных крейсеров, 5 эскадр линкоров и 7 эскадр легких крейсеров образовали две кильватерные колонны длиной около 15 миль каждая, шедшие на расстоянии 6 миль друг от друга. Впереди них двигались 150 эсминцев, весь флот направлялся на восток с умеренной скоростью 12 узлов. Около 10:00 на кораблях прозвучал сигнал боевой тревоги и из тумана появились корабли германского Флота открытого моря. Они шли единой колонной: первыми 5 линейных крейсеров - SMS Seydlitz , SMS Moltke , SMS Hindenburg , SMS Derfflinger и SMS Von der Tann , затем SMS Friedrich der Grosse под флагом контр-адмирала фон Рейтера. За ним шли еще 8 дредноутов - SMS Grosser Kurfürst , SMS Prinzregent Luitpold , SMS Markgraf , SMS Bayern , SMS Kaiserin , SMS Kronprinz , SMS Kaiser и SMS König Albert . За ними шли 7 легких крейсеров и 49 эсминцев. Однако это был не весь состав флота, миноносец V30 подорвался на мине и затонул. Линкор SMS König и легкий крейсер SMS Dresden стояли в доках из-за проблем с двигателями и должны были выйти в Англию в начале декабря. Германским кораблям было приказано выйти в море без боеприпасов и с уменьшенными экипажами, но нация, предпочитающая унижению гибель, могла попытаться нанести последний удар победителям. Легкий крейсер HMS Cardiff (D58) повел германские корабли между двумя британскими колоннами. Когда германский флагман поравнялся с HMS Queen Elizabeth , эскадры Битти повернули в наружную сторону и легли на западный курс, конвоируя бывших врагов. Для демонстрации мощи здесь же присутствовали и корабли британских доминионов и союзников - 6-я эскадра линкоров состояла из 5 американских дредноутов, крейсер Amiral Aube и 2 эсминца представляли Францию.

Обреченный флот. Картина Бернарда Финнигана Гриббла

Все корабли направились в бухту Абеледи, внутри острова Мэй, где германские корабли стали на якорь. Союзные корабли перешли на свои якорные стоянки в Ферт оф Форте. Адмирал Битти с британского флагмана просигналил: «Германский флаг надлежит спустить сегодня с закатом и более не поднимать без разрешения» и сразу еще один: «Я намерен сегодня в 18:00 отслужить благодар­ственный молебен в честь победы, которую Всемогущий Бог даровал нашему оружию». И уже обращаясь, к своему экипажу произнес:

В 15:57 германский флаг был спущен на бывших кораблях бывшего Императорского Флота. На следующий день германские корабли подверглись осмотру, чтобы удостовериться, что в погребах нет боеприпасов, а с орудий сняты замки. В период с 22 по 26 ноября небольшими группами немецкие корабли под конвоем были переведены в Скапа-Флоу. На той же неделе делегация союзников прибыла в Киль. Их задачей было отправить линкоры SMS König и SMS Baden , легкий крейсер SMS Dresden и еще один миноносец вместо затонувшего в Англию, чтобы довести количество сданных кораблей до предус­мотренного договором. Последний из кораблей прибыл на Оркнейские острова 9 декабря.

В плену

Размещение кораблей Флота открытого моря в Скапа-Флоу

На главной военно-морской базе Королевских ВМС в гавани Скапа-Флоу линкоры и крейсера интернированного флота были поставлены на якорь к северу и западу от острова Кава. Миноносцы расположили вокруг острова Рюса. Для предотвращения попыток прорыва немецких кораблей в нейтральную Норвегию, а также чтобы помешать экипажам покинуть корабли англичанам приходилось держать в Скапа-Флоу эскадру линкоров, флотилию эсминцев и множество патрульных траулеров. Никто не мог предсказать, сколько времени протянется выработка условий мирного договора. До этого момента германские военные корабли могли считаться только интернирован­ными в портах союзников. Поэтому британские караулы могли подняться на борт германских кораблей только в случае нарушения условий перемирия или только с разрешения фон Рейтера, который номинально являлся командующим немецкой эскадрой.

На кораблях германской эскадры в момент прибытия в Скапа-Флоу находилось около 20000 человек экипажа, но к середине декабря это количество было значительно сокращено. На линейных крейсерах осталось по 200 человек, на линкорах - по 175, на легких крейсерах - по 80 и на эсминцах - по 10. То есть, в общей сложности на немецких кораблях фон Рейтера должны были находиться 4565 матросов, а также 250 офицеров и старшин. Моральное состояние экипажей можно было охарактеризовать как «полная деморализация». Продукты питания, доставлявшиеся из Германии два раза в месяц, были однообразными и не высокого качества. Немецким экипажам запрещалось сходить на берег или посещать другие корабли. Единственным развлечением была рыбалка и ловля чаек вдобавок это помогало разнообразить скудный рацион.

Немецкие моряки рыбачат с борта миноносца в Скапа-Флоу

Среди немецкого медперсонала отсутствовали стоматологи, а англичане оказывались предоставлять стоматологическую помощь. К тому же и сюда докатились революционные настроения, среди команд начали формироваться группы, называемые «Красная гвардия».

Все это служило поводом для снижения дисциплины вплоть до того, что фон Ройтеру пришлось перенести свой флаг на легкий крейсер SMS Emden . Поэтому контр-адмирал, чье здоровье оказалось подорванным охотно шел на сокращения экипажей и даже сам поднимал вопрос об этом. Ройтер хотел максимально избавиться от неблагонадежных подчиненных. Он даже сумел обратить в свою пользу произошедший в конце июня 1919 года акт неповиновения. На кораблях подняли Имперские военно-морские флаги, чтобы отметить годовщину Ютландского боя. Однако ничто не могло послужить причиной подозрений, будто это было сделано по распоряжению фон Рей­тера, так как многие корабли одновременно подняли красные флаги. После этого случая экипажи сократились до британского стандарта для кораблей, находящихся в резерве, то есть: 75 человек на линейном крейсере, 60 на линкоре, 30 на легком крейсере и необходимый минимум на эсминцах, всего около 1700 человек. Командующий опасался захвата своих кораблей англичанами и приказал своим офицерам и матросам подготовить к затоплению корабли, а для скрытного проведения подготовительных работ большие экипажи были нежелательны.

Затопление флота

Германский флот в Скапа-Флоу 1919.

В конце марта 1919 года Гранд Флит прекратил существование, от­ветственность за интернированные германские корабли перешла к вновь сформированному Атлантическому флоту. Для осуществления охраны в Скапа-Флоу в середине мая прибыла 1-я эскадра линкоров, состоявшая из 5 линейных кораблей типа Revenge под командованием контр-адмирала Сиднея Роберта Фримантла.

На переговорах союзники добились сдачи германских кораблей, контр-адмирал Сидней Фри­мантл получил сообщение, что мирный договор будет подписан в Версале 21 июня. Младший флагман 1-й эскадры линкоров контр-адмирал Виктор Стэнли уже подготовил соответствую­щие приказы и даже провел учения абордажных партий . Фримантл решил захватить германские корабли в момент завершения перемирия, подавив возможное сопротивление. Он решил, что для этого его эскадра весь день будет находиться в порту. До окончания перемирия он не мог взять немецкие корабли на абордаж. Однако 20 июня Фримантл получил сообщение, что подписание мира перенесено с 21 на 23 июня, а Совет Четырех в Париже утвердил захват германских кораблей, как только 23 июня в 19:00 истечет срок перемирия. Фримантл немедленно сообщил фон Рей­теру, что перемирие продлено еще на 48 часов. Так как теперь критическим днем становилось 23 июня, британский контр-адмирал 21 июня увел 1-ю эскадру линкоров на совместные торпедные учения с флотилией эсминцев в Портланд-Фёрт.

Фон Рейтер 17 июня выпустил приказ, предписы­вающий произвести затопление в 10:00 21 июня, прежде, чем истечет срок перемирия, так как опасался вме­шательства английских абордажных партий. Он не видел причин отменять свой план, даже узнав о продлении перемирия, и даже получал дополнитель­ные выгоды ввиду отсутствия кораблей Фримантла. Когда стало ясно, что мирный договор, включающий сдачу кораблей, вскоре будет подписан, офицеры подготовили корабли к затоплению, открыв клапаны конденсаторов и крышки подводных торпедных аппаратов. Водонепроницаемые двери и люки были заклинены, чтобы их невозможно было закрыть. Сам фон Рейтер позднее писал:

В 10:30 21 июня 1919 года фон Рейтер поднял сигнал: «Параграф 11. Подтверждаю». Это был условный сигнал начать затопление. Немецкие моряки открыли кингстоны, кувалдами разбивали тру­бопроводы, клапаны и вентили. На кораблях вновь поднялись Имперские военно-морские флаги, сами они стали раскачиваться и погружаться. Прошло еще какое-то время, прежде чем англичане сумели сообразить, что германские корабли начинают садиться кто носом, кто кормой, или имеют ненормальный крен на борт. Неподвижным оставался только флагманский крейсер SMS Emden . Фон Рейтер опасался, что британский дрифтер, пришвартованный у борта для поддержания связи с Фримантлом, успеет поднять тревогу, и будут приняты ответные меры.

Сразу после 12:00 Фримантл получил срочную радиограмму из Скапа-Флоу, которая требовала его немедленного возвращения со всем флотом: «Германские корабли тонут. Некоторые уже затонули». В это время его 5 линкоров Находились в 8 милях от Оркнейских островов, ожидая, пока 9 эсминцев примут свои торпеды и подготовятся к новой атаке. К тому времени большая часть германских кораблей уже глубоко сидела в воде или имела крен на грани опрокидывания. Находившиеся в гавани эсминцы HMS Vega (L41) и HMS Vesper (D55) и несколько траулеров ничего не могли сделать. Их экипажи открыли стрельбу, пытаясь принудить немецких моряков, которые пересаживались в шлюпки, оставаться на борту своих кораблей и прекратить затопление. В результате 9 человек погибли включая командира SMS Markgraf корветтен-капитана Вальтера Шумана, еще 16 были ранены.

В 14:00 соединение Фримантла вернулось в Скапа-Флоу и встало на якоря возле тонущих кораблей. Немедленно были посланы вооруженные партии, чтобы закрыть кингстоны, водонепроницаемые двери и люки и попытаться вывести корабли на мель. Командир линкора HMS Revenge Суоби писал:

Единственным спасенным линкором стал SMS Baden . Были спасены легкие крейсера SMS Emden , SMS Frankfurt , SMS Nürnberg и половина миноносцев. Все остальные корабли к 16:00 затонули.

Список кораблей флота Открытого моря, находившихся в Скапа-Флоу

Название Тип Дальнейшая судьба
SMS Bayern Линкор Затоплен в 14:30 Поднят 1 сентября 1934 года. В 1935 разобран на металлолом.
SMS Friedrich der Große Линкор Затоплен в 12:16 Поднят 29 апреля 1937 года. В 1937 разобран на металлолом.
SMS Großer Kurfürst Линкор Затоплен в 13:30 Поднят 29 апреля 1938 года. В 1938 разобран на металлолом.
SMS Kaiser Линкор Затоплен в 13:15 Поднят 20 марта 1929 года. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Kaiserin Линкор Затоплен в 14:00
SMS König Albert Линкор Затоплен в 12:54 Поднят 11 мая 1936 года. В 1936 разобран на металлолом.
SMS König Линкор Затоплен в 14:00 Не поднимался
SMS Kronprinz Wilhelm Линкор Затоплен в 13:15 Не поднимался
SMS Markgraf Линкор Затоплен в 16:45 Не поднимался
SMS Prinzregent Luitpold Линкор Затоплен в 13:15 Поднят 9 июля 1931 года. В 1933 разобран на металлолом.
SMS Baden Линкор Выведен на мель С 1921 года использовался ВМС Великобритании в качестве мишени
SMS Derfflinger Линейный крейсер Затоплен в 14:45 Поднят 12 ноября 1939 года. В 1948 разобран на металлолом.
SMS Hindenburg Линейный крейсер Затоплен в 17:00 Поднят 22 июля 1939 года после нескольких неудачных попыток. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Moltke Линейный крейсер Затоплен в 13:10 Поднят 10 июля 1926 года. В 1929 разобран на металлолом.
SMS Seydlitz Линейный крейсер Затоплен в 13:50 Поднят 2 ноября 1928 года. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Von der Tann Линейный крейсер Затоплен в 14:15 Поднят 7 декабря 1930 года. В 1934 разобран на металлолом.
SMS Cöln Легкий крейсер Затоплен в 13:50 Не поднимался
SMS Karlsruhe Легкий крейсер Затоплен в 15:50 Не поднимался
SMS Dresden Легкий крейсер Затоплен в 13:50 Не поднимался
SMS Brummer Легкий крейсер Затоплен в 13:05 Не поднимался
SMS Bremse Легкий крейсер Затоплен в 14:30 Поднят 27 ноября 1929 года. В 1930 разобран на металлолом.
SMS Nürnberg Легкий крейсер Выведен на мель Использовался ВМС Великобритании в качестве артиллерийской мишени. Затоплен 7 июля 1922 года у острова Уайт.
SMS Frankfurt Легкий крейсер Выведен на мель Передан ВМС США. Использовался как мишень для бомбардировщиков. Затоплен 18 июля 1921 года у Кейп-Генри.
SMS Emden Легкий крейсер Выведен на мель Передан ВМС Франции. Использовался в качестве цели для тестирования взрывчатых веществ. Сдан на слом в Кане в 1926 году

Миноносцы затопленные в Скала-Флоу:

S 32, S 36, S 49, S 50, S 52, S 53, S 54, S 55, S 56, S 65, S 131, S 136, S 138, G 38, G 39, G 40, G 101, G 103, G 104, B 109, B 110, B 111, B 112, V 45, V 70, V 78, V 83, V 86, V 89, V 91, H 145

  • Все затопленные миноносцы подняты и сданы на слом в период с 1922 по 1926 год.

Миноносцы, выведенные на мель или оставшиеся на плаву:

V 44, V 73, V 82, G 92, V 125, V 128, S 51, S 137 - переданы ВМС Великобритании. V 43, G 102, S 132 - переданы ВМС США V 46, V 100, V 126 - переданы ВМС Франции S 60, V 80, V 127 - переданы ВМС Японии

Оценка события современниками

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. «Предательское нарушение перемирия» - так высказался Фримантл, приказав считать фон Рейтера и его экипажи военнопленными. Взбешенный Мэдден телеграфи­ровал в Париж предложение в будущем ограничить германский флот 2 легкими крейсерами, 6 эсминцами и 6 миноносцами. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:

Немецкий адмирал Шеер заявил:

Дальнейшая судьба кораблей флота

Башня затопленного немецкого линкора в Скапа-Флоу

Из 74 немецких кораблей, находившихся в Скапа-Флоу, было затоплено 15 линкоров, 5 крейсеров и 32 миноносца. Остальные либо остались на плаву, либо были выведены англичанами на мелководье. Позднее эти корабли были разделены между союзными флотами. Из затопленных кораблей 1 легкий крейсер и 5 эсминцев были подняты и разобраны в Скапа, остальные оставались на дне, после окончания Первой мировой войны страны участники были перенасыщены металлоломом и поэтому подъем и утилизация Флота открытого моря были сочтены нецелесообразными. В 1923 году после поступления от жителей Оркнейских островов о том что останки кораблей опасны для судоходства фирма Cox & Danks Shipbreaking Co. в период с 1924 по 1938 год подняла 5 линкоров, 2 крейсера и 26 миноносцев. Последним к весне 1939 года был поднят линейный крейсер SMS Derfflinger , но из-за начавшийся Второй мировой войны его перевер­нутый корпус оставался в Скапа-Флоу еще 7 лет. Только в 1946 году его отбуксиро­вали в Клайд и разобрали на металл в Роузните.

В 1962 году правительства Германии и Великобритании окончательно урегулировали права на останки семи затопленных немецких кораблей - Германия их официально продала спустя 42 года после гибели. Актом Британского парламента от 1979 года гавань Скапа-Флоу является памятником археологического наследия. В настоящее время гавань пользуется популярностью у любителей подводного плавания. Доступ аквалангистов к останкам немецкого флота разрешён, но пловцы не вправе проникать внутрь кораблей или забирать с собой что-либо, найденное на кораблях и в радиусе 100 м. от них. На острове Хой в здании бывшей флотской нефтебазы действует экспозиция для посетителей.

Примечания Линкор SMS Markgraf в Скапа-Флоу

--Ir0n246:ru (обсуждение) 15:00, 25 февраля 2016 (UTC)